Научная статья на тему 'Высшее образование в городе Омске в годы Великой Отечественной войны'

Высшее образование в городе Омске в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в городе Омске в годы Великой Отечественной войны»

Ю. В. БЕЛЯНИНА

Омский государственный технический университет

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ ОМСКЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Приближается знаменательный день в русской истории — день 60-летия Победы нашего народа над немецкими захватчиками. В этот период по-особому развивались все отрасли народного хозяйства. Это было тяжелое время для экономики, сельского хозяйства, тяжелой промышленности, образования. Но, несмотря на все тяжести военного быта, высшие учебные заведения по всей стране не только не погибали, но продолжали действовать и развиваться. Именно высшее образование г. Омска является предметом рассмотрения данной работы, для чего в ней будут рассмотрены шесть вузов военного времени — Омский педагогический институт им. А. М. Горького, Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ), Омский машиностроительный институт (ОМСИ), Омский сельскохозяйственный институт (ОмСХИ), Омский медицинский институт им. М. И. Калинина и Омский ветеринарный институт.

К началу Великой Отечественной войны в Омске находилось 5 институтов. К этому времени они уже имели свою материальную базу, своих преподавателей, свои традиции и опыт научной, исследовательской и воспитательной работы. Ежегодно каждый из них выпускал сотни высококвалифицированных специалистов, которые направлялись на предприятия, в другие города и села страны.

Но начало войны изменило обычную жизнь институтов. С первых же дней в Красную армию стали записываться студенты и преподаватели, аспиранты и вспомогательный персонал. На фронт уходили ди-ректоры институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами. Так, из медицинского института на фронт ушло 790 студентов и 153 преподавателя', СибАДИ покинуло 78 студентов и 17 научных сотрудников2, ОмСХИ — 72 и 102 соответственно. Мобилизация продолжалась и в последующие годы. 16 ноября 1943 г. в СибАДИ пришло сообщение от начальника Гушосдора Павлова, что постановлением СНК № 1241 -3730 от 14 ноября 1943 года СибАДИ включен в число важнейших промышленных транспортных высших учебных заведений. Студенты всех курсов института освобождались от призыва.

В начале войны многие промышленные предприятия и учебные заведения были эвакуированы на восток страны. Огромную помощь в становлении начу-жой земле им оказывали местные учреждения. В медицинский институт прибыли студенты и преподаватели Второго Московского мединститута, для которого были выделены помещения главного и патолого-анатомического корпусов. В главном корпусе начал работать и эвакуированный из Ленинграда медицинский военный факультет. В ветеринарном институте разместили оборонный завод из Ленинграда и президиум ВАСХНИЛ из Москвы'1. А педагогический институт

пришлось эвакуировать в Тобольск, потому что в его здании разместили госпиталь. Здесь институт разместили в здании бывшей гимназии. В июле 1943 г, бюро Омского обкома партии приняло решение о возвращении института в Омск. На попечение СибАДИ эвакуированы семьи сотрудников Московского автомобильно-дорожного института, которые заняли часть общежития. Кроме того, он взял шефство над Сибзаводом.

Несколько иначе сложилась судьба Омского машиностроительного института. Он появился на сибирской земле только в декабре 1941 г. В связи с тем, что фашистские войска приближались к городу, было принято решение эвакуировать Ворошилов-градский вечерний машиностроительный институт (ВВМИ) на восток страны. Значительная часть преподавателей, сотрудников и студентов к этому времени ушла на фронт. Вместе с остатками оборудования института в Омск прибыли только два преподавателя: заведующий кафедрой графики и начертательной геометрии доцент П. М. Безбородов и заведующий кафедрой сопротивления материалов кандидат технических наук С. А. Енгалычев. Вместе с ними в Омск прибыла небольшая группа студентов 1 -3 курсов ВВМИ (около 20 человек).

15 января 1942 года исполняющим обязанности директора Ворошиловградского вечернего машиностроительного института назначен Леонид Вениаминович Зак.

21 ноября 1942 года Всероссийский комитет по делам высшей школы при СНК СССР и Народный комиссариат тяжелого машиностроения СССР, исполняя постановление № 1828 от 16 ноября Совета народных комиссаров СССР, издали приказ № 288/533 о реорганизации Ворошиловградского вечернего машиностроительного института в Омский машиностроительный институт (ОМСИ). Долгое время у института не было своего учебного помещения. Вуз размещался в бывшей школе для глухонемых, затем его выселили в две квартиры из 12 комнат, а учебные занятия проводили в вечерние часы в здании СибАДИ. И лишь летом 1944 г. институт приобрел собственное здание по улице Долгирева. Благодаря усилиям студентов, преподавателей и сотрудников ОМСИ проведен капитальный ремонт4.

Из-за недостаточности учебных площадей и преподавателей кафедры омских вузов зачастую объединялись. Так, в СибАДИ кафедра «Математики» слилась с кафедрой «Физики», а кафедра «Технология металлов» - с кафедрой «Эксплуатация и ремонт автомобилей».

Очень тяжелым было и материальное обеспечение вузов. Зачастую не хватало бумаги, не было мела, чернил. Студентам приходилось писать на газетах, плакатах, старых журна\ах. Ректор СибАДИ в при-

казе № 78 от 2 сентября 1942 г. запретил печатать копии документов (только в исключительных случаях), печатать стали через один интервал с обеих сторон листа. Зимой в аудиториях температура была невысокой, часто чернила застывали, и приходилось делать специальные перемены.

Бедственным было положение и в плане организации учебного процесса. Так, все эвакуированные из Ворошиловграда инструменты и станки машиностроительного института были отданы на предприятия, студентам и преподавателям приходилось пользоваться лабораториями и кабинетами других учебных заведений и предприятий города: Управления Омской железной дороги, завода «Поршень», авиационного техникума. В библиотеках вузов не хватало учебных пособий и учебников. Книжный учебный фонд комплектовали с большим трудом. Библиотека Воро-шиловградского вечернего машиностроительного института не отличалась богатством учебного фонда; часть учебной литературы осталась на руках у студентов в Ворошиловграде, которые не успели или не смогли ее вернуть до эвакуации вуза. Даже к концу 1942/43 учебного года книжный фонд институтской библиотеки составлял всего семь тысяч книг, которые не могли в нужной мере обеспечить учебный процесс. Так, по теории механизмов не было ни одного учебника, а по курсу деталей машин имелся всего один. Поэтому студенты вынужденно пользовались заводскими библиотеками других учебных заведений. Зачастую преподаватели и студенты изготавливали их самостоятельно.

Много внимания местные власти и администрации институтов уделяли созданию постоянного штата преподавателей и сотрудников, укреплению кадрового состава вуза. К работе в вузах были привлечены лучшие специалисты предприятий, учреждений и организаций города, а также ученые, эвакуированные из оккупированных западных областей Советского Союза. Несмотря на тяжелое время, преподаватели продолжали вести научно-исследовательскую работу. 11 декабря 1942 г. ассистент ОМСИ Г. Я. Мордкович защитил первую в институте диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук в Сибирском физико-техническом институте при Томском государственном университете, а спустя год там же Е. А. Жемчужниковым была защищена первая в пединституте докторская диссертация. В ОмПИ начали издаваться «Ученые записки» (первый выпуск — сентябрь 1941-го, второй — июнь 1944 г.). В СибАДИ основные научные интересы концентрировались на разработке проблем дорожного строительства, замены жидкого топлива твердым, параллельной работы двух двигателей от одного генератора. Начиная с 1943— 1944 г. многие прибывшие по эвакуации преподаватели начали возвращаться в родные места. На смену выбывшим приходили новые научные работники.

Не легче было положение студентов. Острая нужда в рабочих руках на предприятиях города, в сельскохозяйственном производстве вынуждала соответствующие органы обращаться к привлечению студенчества. В связи с этим некоторые студенты устраивались на работу. В тяжелых условиях приходилось работать пединституту в Тобольске. Именно в этом городе прошел очередной выпуск студентов. В ноябре-декабре 1941 г. студенты четвертого курса сдали выпускные экзамены. Дипломы получили 88 учителей. В феврале-марте произведен выпуск третьего курса, народное образование получило еще 115 учителей5. Большая часть студентов и преподава-

телей СибАДИ во вторую и третью смены работали на предприятиях. А с 24 марта 1942 года 1 -й и 2-й курсы учились всего лишь 3 дня в неделю, все остальное время работали на предприятиях обороны. Активно трудились студенты и преподаватели кафедры геодезии на строительстве аэродромов и танковых дорог на опытном полигоне. СибАДИ оказывал производству квалифицированную помощь. Студенты сельскохозяйственного института постоянно работали в трех учхозах ОмСХИ, в колхозах и совхозах Омской области. Проводились специальные мобилизации, так, по указанию облисполкома от 4 ноября 1941 г. для помощи в уборке урожая студенты 4-го и 5-го курсов были откомандированы на три дня в Сосновский зерносовхоз. Студенты ветеринарного института также неоднократно направлялись на сельскохозяйственные работы.

С июля 1941 года для всех научных работников-мужчин в возрасте от 16 до 50 лет было введено всеобщее военное обучение. К обучению были привлечены все студенты, за исключением снятых с военного учета. По особой программе проводилось военно-физкультурное обучение девушек. Кроме этой учебы на всех курсах была введена строевая подготовка. Изучали рукопашный бой, огневую подготовку, пулемет, саперную и военно-лыжную подготовку.

В 1941 году СибАДИ занял 1-е место по оборонно-физкультурной работе среди вузов области с вручением переходящего Красного знамени облас тного комитета по делам физкультуры и спорта. Зимой 1942 г. автодорожным институтом проведен лыжный агитационный поход в районы области. В феврале 1943 г. аналогичный поход совершили студенты ОмСХИ по маршруту Омск — Марьяновка — Москаленки — Любино — Омск. Летом 1944 г. проводились Всесоюзные заочное соревнования студентов по легкой атлетике, поданные о ее результатах не сохранились.

Й годы войны многие студенты и преподаватели активно помогали фронту подарками и денежными средствами. Сдавали все, что могли: полушубки, куртки, шерстяные носки, ватные брюки, валенки, шапки и так далее. Немало было собрано и денежных средств. Студенты и кадровый состав сдавали свои личные деньги, отдавали частично или полностью зарплату и стипендии. Помимо этого, в каждом высшем заведении создавались специальные группы, которые ездили по госпиталям. Они ставили пьесы, организовывали концерты для раненых бойцов, находящихся на излечении в эвакогоспиталях г. Омска, регулярно дежурили в палатах, ухаживали за тяжелоранеными, проводили беседы и читали газеты у постели раненых бойцов, организовали сбор художественной литературы для раненых и тем самым заложили основу для создания библиотеки при госпитале.

Тяжело было в условиях войны учиться и работать. Профессорско-преподавательский состав и студенты мужественно переносили все тяготы, проявляя огромное трудолюбие, своей работой и учебой стараясь внести достойный вклад в дело разгрома врага. Продолжалась научно-исследовательская, учебная работа, начатая до войны, проводились различные мероприятия.

Большинство студентов стремилось к хорошему усвоению знаний, а преподаватели всячески старались помочь им в этом.

Библиографический список

1. Новиков, А. И, Омский государственный медицинский институт в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 /

Великий подвиг. К 55-летию Победы. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. - С. 63.

2. Полканов, В. Д., Вяэгин, С. И. СибАДИ в годы Великой Отечественной войны/ Верность героическим традициям партии и народа 1945 - 1985. - Омск: Омский педагогический институт им. А. М. Горького. 1985. - С. 190.

3. Омскому ветеринарному институту — 70 лет (1920—1990)/ Отв. ред. Н. М. Колычев. — Омск: Омское книжное издательство, 1991. - С. 12

4. Государственный архив Омской области. Ф. Р1979. Оп. 1. Д.9.Л.З.

5. Бударин, М. Е. Омский государственный педагогический университет (1932 - 2000): Исторический очерк. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С. 22

БЕЛЯНИНАЮлия Владимировна, студентка группы ИА-213.

Научный руководитель Л.Д. Прохорова.

Е. С. КУЗЬМЕНКО Е. В. ТЕРЕХОВА

Омский государственный технический университет

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В ОМСКЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Старинная поговорка гласит: «Когда разговаривают пушки, музы молчат». Но в справедливой войне музы не молчат. Они воюют вместе с народом, куют для него грозное духовное оружие. В годы суровейших испытаний органическая связь культуры с судьбами Отчизны раскрылась особенно ярко.

Для Омска период Великой Отечественной войны, как и для всего Советского Союза, был тяжелым. Но, несмотря на все сложности жизни, издательское дело в городе продолжалось. Краеведческий каталог Омской областной публичной научно-технической библиотеки имени A.C. Пушкина содержит 258 названий книг и брошюр, выпущенных в городе в 1941 -1945 гг., в том числе 78 книг, 165 брошюр, в 16 изданиях количество страниц не указано. В этот период брошюры составляли большую часть выпускаемой издательской продукции в связи с экономией средств и времени.

В ходе исследований выявили, что большее количество изданий было выпущено в 1941 году, так как к этому времени издательства еще не пришли в критическое состояние и с началом войны продолжали выполнять намеченные планы, которые лишь несколько корректировались в связи с изменением тематики. В последующие военные годы наблюдается снижение выпуска изданий.

По целевому назначению издания делятся следующим образом. Выпущено:

■ официальных - 30;

• научных - 65;

• литературно-художественных - 34;

■ производственных - 35;

• нормативных производственно-практических - 29;

•учебных-31;

• массово-политических - 30;

• справочных - 4.

Как видим, в годы войны больше всего издано научных книг и брошюр, остальных видов изданий более чем в два раза меньше в каждой отдельно взятой группе. Низкое число справочных изданий объясняется прежде всего относительно медленным процес-

сом обновления терминологической и понятийной базы. В военный период можно было обращаться и к ранее изданным справочникам. В то же время мы видим, что научная деятельность не останавливалась. Но удерживают позиции научные издания. Это является следствием того, что наука развивалась даже в такие тяжелые периоды. Ученые Омска изыскивали полезные ископаемые, разрабатывали новые конструкции станков, приборов, совершенствовали технологию производственных процессов, изучали почвы, добивались повышения урожайности, выводили новые сорта сельскохозяйственных культур. По тем временам издательства выпускали книги немалым тиражом. Например, книга «Агротехнические указания по уборке зерновых и посеву озимых в Сибири в 1941 году» выпущена тиражом в 1000 экз., имеет твердый переплет, иллюстрации. Вообще, старейший в нашем городе сельскохозяйственный институт вел научные исследования по агротехнике выращивания, семеноводству, и государство, учитывая, как важно прокормить советских людей в военные годы, выделяло средства на публикации, на распространение передового опыта. В 1943 году выпущена книга Болдырева Н.С. «Дикорастущие масличные растения» тиражом в 5000 экз. Издание имеет мягкую обложку, иллюстрации и оглавление. Качество печати хорошее.

Во многих изданиях материалы и качество печати подобраны с учетом экономии средств.

В целом заметен упадок выпуска изданий, особенно официальных.

Выпуск официально-деловых изданий ярко характеризует наиболее сложные периоды. Если в первые годы войны необходимо было регламентировать определенные виды деятельности ввиду перестройки народного хозяйства на оборону, то в 1943 году, когда положение на фронте стало стабилизироваться, работа в тылу пошла по налаженному пути, а средств все более не хватало, на официально-деловую литературу средства не затрачивали, оставляя приоритетность научных, учебных, общественно-политичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.