возвратность, срочность и платность.
Опираясь на вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что заемный капитал является частью капитала предприятия, которая получена в результате заимствования финансовых ресурсов у внешних источников и подлежит возврату.
Правомерность отождествления заемного капитала и заемных средств справедлива. Можно заключить, что заемный капитал имеет двоякую природу: с одной стороны, заемным капиталом можно считать ту часть имущества организации, которая сформирована за счет заемных источников □ заемных средств. С другой стороны, сами заемные средства можно рассматривать, как заемный капитал в его финансовом смысле. Таким образом, можно прийти к выводу, что заемный капитал в его финансовом смысле и заемные средства в смысле общепринятом, то есть, как заемный по отношению к хозяйствующему субъекту источник финансирования, являются синонимами.
Список литературы /References
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-Ф3 (ред. от 26.07.2019).
2. БланкИ.А. Основы финансового менеджмента. Т. 1. К.: Ника-Центр, 2017. 592 с.
3. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования // Аудиторские ведомости, 2007. № 11. С. 45.
4. Василевич И.П. Аудиторская проверка учета кредитов и займов // Бухгалтерский учет, 2000. № 18. С. 179.
5. Верещагин С.А. Новые правила учета займов и кредитов // Налоговый учет для бухгалтера, 2009. № 1. С. 158-161.
6. Залиева С.Р., Мусаева А.М. Некоторые пути совершенствованияучета заемного капитала // Современные проблемы АПК и перспективы его развития: конф. (Махачкала, 22 декабря 2016 года). Махачкала: Изд-во Дагестанский государственный аграрный университет, 2017. С. 221-226.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Мукумова Н.Н. Email: [email protected]
Мукумова Наргис Нуриддиновна - самостоятельный соискатель, Международный университет туризма «Шелковый путь», г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены особенности системы образования в условиях формирования цифровой экономики в Узбекистане. Раскрывается сущность понятия цифровой экономики, информационно-коммуникационных технологий. Выделены основные направления внедрения информационных технологий в систему образования. Затронута тема государственного регулирования и обеспечения цифровизации сферы образования, выделены основные направления.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, высшее образование, информационные технологии.
HIGHER EDUCATION IN THE ERA OF DIGITALIZATION
Mukumova N.N.
Mukumova Nargis Nuriddinovna - independent Applicant, INTERNATIONAL UNIVERSITY OF TOURISM "SILKROAD", SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the features of the education system in the context of the formation of the digital economy in Uzbekistan. The essence of the concept of digital economy, information and communication technologies is revealed. The main directions of the introduction of information technologies into the education system are highlighted. The topic of state regulation and digitalization of the education sector was touched upon, the main directions were highlighted. Keywords: digitalization, digital economy, higher education, information technology.
Начало XXI века характеризуется прорывным развитием цифровых технологий, революцией в пространстве информации и ускорением процессов глобализации экономики. Усложнение общественных структур и отношений, основой которых все чаще выступают современные цифровые технологии, выдвигает на первый план необходимость формирования экономики нового типа, основным инструментом которой выступают цифровые технологии. Именно экономику такого типа принято в современной литературе обозначать таким понятиями как «цифровая экономика» и «цифровизация».
Исследованием этих понятий занимались многие зарубежные ученые, среди которых Д. Белл, Ф. Вебер и Д. Боде, Махлуп, А. Риис, А. Тофлер, X. Ханамари и Д. Вада, К. Эрроу. В мире впервые понятие «цифровизация» было введено канадским ученым Доном Тапскоттом в его книге «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» в 1995 году [3, c. 102].
На сегодняшний день термин «цифровизация» имеет смысл рассматривать в узком и широком смысле. Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое предполагает снижение издержек, появление новых возможностей. Под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму, что должно приводить к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни.
Начало 2020 года вновь заставило весь мир обратиться к вопросу цифровизации образования. Данный интерес связан с существенным научно-техническим прогрессом в цифровой области, а также с появлением коронавирусной инфекции «COVTD-19», которую в кратчайшие сроки признали пандемией. В настоящее время образование будущего переживает цифровую трансформацию, выходит за временные рамки жизни, за рамки учебных учреждений с использованием уникальных возможностей сетевых и цифровых технологий, с вовлечением в образовательный процесс всех прямых и косвенных участников. Меняется роль педагога в эпоху цифровой экономики, возникают новые формы взаимодействия между педагогом и обучающимся, так называемое сетевое взаимодействие [4, c. 137].
Сегодня в условиях Узбекистана изучение на научной основе законов, тенденций и возможностей развития цифровой экономики, в частности степени проникновения современных информационных технологий в различные сектора экономики, приобретает особую актуальность. Успех широкомасштабных реформ, проводимых в стране, напрямую зависят от внедрения новых инноваций в национальную экономику. Поэтому играет важную роль совершенствование цифровой экономики и научное исследование ее социальных, экономических, политических и правовых основ. Согласно индексу сетевой активности (Networked Readiness Index- комплексный показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира), предложенный Всемирным экономическим форумом для оценки готовности стран у цифровой экономики
55
Узбекистан в данном рейтинге среди 121 государств занимает 83 позицию. Однако, по мнению специалистов, Узбекистан имеет потенциал для увеличения скорости цифровизации.
В своем Послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в качестве приоритетной задачи определил широкое внедрение цифровых технологий во всех сферах социально-экономической жизни страны [1, с. 3]. Так, Государственная программа, принятая в рамках Года развития науки, просвещения и цифровой экономики, предусматривала разработку в стратегии "Цифровой Узбекистан - 2030".
Сегодня цифровая экономика обеспечивает до 15,5 процента мирового валового внутреннего продукта. За последние 15 лет цифровая экономика растет в 2,5 раза быстрее глобального ВВП. В нашей стране намечено вдвое увеличить объем валового внутреннего продукта. Отправным шагом на пути формирования, внедрения и развития цифровизации как нового инновационного компонента экономики стало принятие постановления Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым от 3 июля 2018 года № ПП- 3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». По сути, этот документ представляет собой всестороннюю стратегию развития информационных технологий в стране на ближайшее десятилетие [2, с. 36].
Ближайшее десятилетие должно стать эпохой перемен в высшем образовании, реформа цифровизации образования предполагает оснащенность образовательных учреждений современной техникой, а именно компьютерами с возможностью подключения к сети Интернет, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результаты современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различным языках мира.
Цифровизация дает возможность для быстрого и качественного развития образовательного, научного контента, связанного с инновационными технологиями.
Это, в первую очередь создание цифровых электронных учебников, учебных пособий и другой учебной литературы, а также перевод всей мониторинговой учебной системы в цифровой формат.
Во-вторых, цифровизация онлайн-обучения даст весомые и ожидаемые результаты как субъектам, так и объектам процесса обучения. Есть полная уверенность в том, что подготавливаемые на основе цифровых технологий кадры станут профессиональными лоцманами нашей экономики в конкурентной среде глобального рынка.
Цифровизации образования ведет к серьезным изменениям на рынке труда и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, которая доказала свою эффективность, но с другой, порождает доступность информации в различных ее формах. Однако доступность информации потребует от педагогов и обучающихся постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, а также высокой скорости обработки получаемой информации. И если дети быстро адаптируются к цифровой среде, формируя первоначальные навыки и умения использования цифровых технологий, то про людей старших поколений этого сказать нельзя.
Таким образом, обобщив все вышесказанное можно сделать вывод: Цифровая компетенция - вот основное требование, предъявляемое к подготовке высококвалифицированных кадров в учреждениях высшего образования. Это является краеугольным камнем цифровизации экономики. Не секрет, что проблема нехватки квалифицированных кадров в сфере цифровизации довольно острая. Необходимо, чтобы работала система «Цифровая школа» и как ее последующий этап - «Цифровая высшая школа». Ведь именно на этих двух этапах образования строится вся цифровая инфраструктура общества и, в частности, экономики.
Список литературы /References
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года. "Народное слово". 25 января 2020.
2. Турсунходжаев М.Л., Тарахтиева Г.К. Цифровая экономика как новая форма инновационных экономических отношений Республики Узбекистан // Вестник науки и образования, 2019. № 10 (64). Часть 4. С. 35-37
3. Камнева В.В., Коняева Е.А. Цифровая экономика в образовании // Вопросы студенческой науки, 2018. № 3 (19) март. С. 101-105.
4. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию, 2015. № 2 (49). С.135-140.