НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Абдурашидов Ж.Ф.1, Толибов И.Ш.2
1Абдурашидов Жахонгир Фарходович - студент, направление: налоги и налогообложение,
Казанский федеральный университет, г. Казань;
2Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, направление: экономика, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифровой экономики. Предложены направления по активизации внедрения цифровой экономики в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: цифровая экономика, рыночная экономика, информация, стратегия цифровизации, экономика Узбекистана.
Развитые страны мира характеризуются доминированием в экономике сферы услуг и появлением на их базе информационных технологий. Появление Интернета и снижение стоимости доступа в глобальную сеть стали настоящей информационной (цифровой) революцией, которая изменила жизнь человечества в целом, и экономику в частности. С переходом крупных мировых экономик к пятому технологическому укладу и началом формирования компонентов шестого, критически возрастает роль информации как фактора производства [1]. В связи с этим, конкурентоспособность региональной экономики сегодня во многом определяется уровнем ее информатизации [2]. Драйверами роста экономики Узбекистана, определяющими ее отраслевую структуру, являются высокотехнологичные отрасли, такие как разработка программного обеспечения, научно-исследовательская деятельность, а также в целом все наукоемкие производства, формирующие базис нового технологического уклада региональной экономики [3].
Если рассматривать экономику как высотную башню, состоящую из таких этажей, как аграрный, индустриальный докапиталистический, индустриальный капиталистический и этаж экономики услуг, то цифровая экономика в ней является надстройкой. Цифровая экономика — это новый этаж в башне классической экономики. Она уверенно опирается на все предыдущие этажи. В свою очередь подчеркнем, что технологии цифровой экономики стремительно и неизбежно проникнут во все сферы и области традиционного хозяйствования. Результатом такого захвата будет повышение производительности труда; это поспособствует снижению издержек, что в конечном итоге скажется на изменениях на нижних этажах здания.
Эксперты подтверждают, что цифровая экономика положит конец доминированию офисных клерков и прочих работников сферы нематериального труда и ознаменует появление новой социальной прослойки. Ключевым фактором цифровой трансформации в деятельности субъектов рынка является развитие цифровой культуры [4]. С развитием информационных технологий в мире появился термин цифролизация. Этот термин впервые употребил канадский ученый Дон Тапскотт в книге «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» в 1995 году [5]. В наши цирофизация охватила почти все сферы человечества. Она постепенно охватывает и экономику. Многие развитые страны на сегодняшний день оказывает большое влияние для развития цифровой экономики тем
самым принимая новые законодательные акты и государственные программы, постепенно внедряя цифровизацию во все сферы экономики и создавая инфраструктуру для развития цифровой экономики. По определению Всемирного банка, в самом общем смысле, цифровая экономика представляет собой систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Учитывая все эти факторы, в Республике Узбекистан также активно внедряются элементы цифровой экономики в национальную экономику.
Президент Шавкат Мирзиёев в ежегодном послании парламенту заявил о необходимости разработать Национальную концепцию по переходу экономики на цифровые рельсы. «Нам необходимо разработать Национальную концепцию по переходу экономики на цифровые рельсы. На этой основе необходимо внедрить программу «Цифровой Узбекистан-2030», - сказал президент [6]. Он подчеркнул, что мир стремительно меняется, и если не начать работы в этом направлении, страна еще больше отстанет. «Мы ставим большие цели - нужно довести долю цифровой экономики до 30%», - заявил Ш.Мирзиёев.
Отправным шагом на пути формирования, внедрения и развития цифровизации как нового инновационного компонента экономики стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах", основным направлением которого является формирование инновационной модели развития экономики Узбекистана [7]. Далее принято постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым от 3 июля 2018 года № 1111- 3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». По сути, этот документ представляет собой всестороннюю стратегию развития информационных технологий в стране на ближайшее десятилетие.
В 2017 году в индексе информационно-коммуникационного развития среди 176 стран Узбекистан занимает 95-е место и доля информационных технологий в ВВП страны составляет всего 2,2%. Для сравнения: в Южной Кореи — 9%, Японии — 5,5%, Китае и Индии — 4,7%.
В Республике Узбекистан осуществляется ряд государственных программ для развития цифровой экономики, однако существует комплекс проблем, препятствующих более интенсивному продвижению цифры в экономику:
Отсутствие прочной законодательной базы, которая регулирует в сферу цифровизации.
Г Большинство нормативно-правовых актов безнадежно устарели.
Г Отсутствие унификации и систематизации [8, 9].
Г Пробелы в регулировании.
Г Отсутствие основополагающих положений и принципов в сфере ИКТ на законодательном уровне.
1_ Отсутствие гармонизации законодательства.
1_ Фрагментарное регулирование ИКТ.
1_ Нехватка современных технологий и инфраструктуру, обеспечивающей стабильную работу цифровой экономики [10].
1_ Низкий уровень кадрового потенциала в этой сфере [8, 9, 10].
В связи с этим, считаем решением указанных проблем будет активное вовлечение иностранных экспертов, международного передового опыта стран с значительной долей цифровой экономике в ВВП страны. По нашему мнению, выбор одного из трех подходов позволит эффективно реализовать основы цифровой экономики в Узбекистане. Эти подходы можно представить следующим образом:
Г Нормотворческий подход предполагает разработку законодательства, отвечающего требованиям современных тенденций ИКТ.
L Регуляторный подход, предполагающий изменение или создание регуляторных положений, отвечающих требованиям новых технологий, может сделать вклад в регуляторную сферу.
Г Подход, основанный на саморегулировании, предполагает разработку политики с помощью специального консультативного органа. В Узбекистане такого органа в сфере ИКТ нет, и его создание было бы очень своевременным и уместным.
Вместе с этим, правительству целесообразно обратить внимание и на технологический аспект цифровой экономики: расширение радиуса покрытия сетей фиксированной и мобильной связи, обеспечение ценовой доступности услуг, увеличение и диверсификация каналов международной связи. Основные приоритеты: снижение налогов на персональные устройства для повышения их ценовой доступности;
Г упрощение доступа к сетевым объектам и совместное использование инфраструктуры для расширения радиуса покрытия;
сокращение стоимости лицензий и ряд послаблений для иностранных инвесторов с целью стимулирования развертывания сетей;
Г увеличение пропускной способности и разнообразия каналов международной связи.
В заключении следует отметить, что, в условиях развития ИКТ в Узбекистане было бы целесообразней использовать комбинированный подход или использовать разные подходы на разных стадиях цифровизации экономики Узбекистана.
Список литературы
1. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит, 2018. № 3 (771).
2. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации, 2016. Т. 3. № 157.
3. Курпаяниди К.И., Ашуров М.С. Узбекистонда тадбиркорлик му^итининг замонавий полати ва уни самарали ривожлантириш муаммоларини бадолаш/GtobeEdit Academic Publishing, European Union, 2019.
4. Ходиев Б.Ю. Узбекистан: построение «цифровой экономики» // Российский внешнеэкономический вестник, 2017. № 12. С. 5-12.
5. Тапскотт Дон. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта - Киев: ITN Пресс, 1999.
6. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису / Народное слово, 28 декабря 2019 г.
7. О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «год активных инвестиций и социального развития». Указ Президента Республики Узбекистан за № УП-5635 от 17.01.2019 // Национальная база данных законодательства, 18.01.2019 г. № 06/19/5635/2502.
8. Курпаяниди К.И. Пути активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан в условиях глобализации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2018. № 6 (32).
9. Margianti E.S., Ikramov M.A., Abdullaev A.M. Entrepreneurship in Uzbekistan: trends, competitiveness, efficiency //Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2016.
10. Курпаяниди К.И., Толибов И.Ш. К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. № 1.