Научная статья на тему 'Высшее образование в аспекте глобализации: выбор стратегий'

Высшее образование в аспекте глобализации: выбор стратегий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ТЕМПОРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА / ГЛОБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТРАНСЛЯЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / SPATIAL AND TEMPORAL ASPECTS OF THE GLOBAL WORLD / GLOBAL THINKING / TEACHER'S TRANSLATIONAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косогова Анастасия Самсоновна, Калинина Нина Викторовна

Рассматриваются понятия «глобальный мир» и «глобальное мышление» в их пространственном и временном (темпоральном) значении. Включение глобальных пространственных и временных аспектов в содержание высшего образования обусловливает концептуальность образования, что положительно влияет на качество высшего образования. Показано, что смысловые образования личности находятся в прямой зависимости от временных аспектов ее существования, и они важны для стержневых структур смысловой сферы личности. Обоснована необходимость более четкого обозначения целей высшего образования с проекцией на временные аспекты развития глобального мира. Отстаивается мысль о формировании глобального мышления у студентов как одной из стратегий высшего образования. Представлены направления формирования глобального мышления с учетом его временного аспекта. Приведены примеры практических решений по выбору стратегий в образовательном процессе высшей школы. Показано, что для устремления образования в будущее и подготовки человека к жизни в его глобальной перспективе, учитывая темпоральный аспект, важно ориентировать студентов на взаимодействие с окружающим миром как соразвитие, на формирование чувственных, волевых, содержательных сторон сознания в их взаимосвязи. Также актуально формирование у субъектов образования эффективных моделей мышления в условиях современной реальности. Обращение к трансдисциплинарному содержанию рассматривается как исследовательская стратегия, позволяющая обучающемуся при решении профессиональных задач, осмысливать природу анализируемых фактов в их целостности и комплексном проникновении в системы других предметных областей. Исследование показало, что формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности позволяет студентам обнаружить глобальную, духовную сторону деятельности, благодаря чему укрепляется тенденция более обоснованных ожиданий оптимистического будущего для молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN THE ASPECT OF GLOBALIZATION: CHOICE OF STRATEGIES

The article deals with the concepts of “global world” and “global thinking” in their spatial and temporal meaning. The inclusion of global spatial and temporal aspects in the content of higher education determines the conceptuality of education, which has a positive impact on the quality of higher education. It is shown that the semantic formations of the personality are directly dependent on the temporal aspects of its existence, and they are important for the core structures of the personality semantic sphere. In this regard, the problems of modern higher education are highlighted. The necessity of more clear purpose designation of higher education with a projection on time aspects of the global world development is proved. It is determined that the quality of higher education is influenced by inefficient personnel formation of universities, in which there are few specialists in the field of education theory; it also suffers from the lack of individual training programs for students throughout the process. In higher education, as well as in science, there is a significant gap between theory and practice. The idea of global thinking formation among students as one of the strategies of higher education is defended. Directions of global thinking formation, taking into account its time aspect, are presented. Examples of practical solutions on the strategy choice in the educational process of higher education are given. The study showed that the formation of culture of cognitive activity ways translation allows students to discover the global, spiritual side of the activity, thereby strengthening the trend of more reasonable expectations of an optimistic future for young people.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в аспекте глобализации: выбор стратегий»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 37. 378. 1

DOI: 10. 23951/2307-6127-2019-4-60-66

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АСПЕКТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫБОР СТРАТЕГИЙ

А. С. Косогова, Н. В. Калинин

Иркутский государственный университет, Иркутск

Рассматриваются понятия «глобальный мир» и «глобальное мышление» в их пространственном и временном (темпоральном) значении. Включение глобальных пространственных и временных аспектов в содержание высшего образования обусловливает концептуальность образования, что положительно влияет на качество высшего образования. Показано, что смысловые образования личности находятся в прямой зависимости от временных аспектов ее существования, и они важны для стержневых структур смысловой сферы личности. Обоснована необходимость более четкого обозначения целей высшего образования с проекцией на временные аспекты развития глобального мира. Отстаивается мысль о формировании глобального мышления у студентов как одной из стратегий высшего образования. Представлены направления формирования глобального мышления с учетом его временного аспекта. Приведены примеры практических решений по выбору стратегий в образовательном процессе высшей школы. Показано, что для устремления образования в будущее и подготовки человека к жизни в его глобальной перспективе, учитывая темпоральный аспект, важно ориентировать студентов на взаимодействие с окружающим миром как соразвитие, на формирование чувственных, волевых, содержательных сторон сознания в их взаимосвязи. Также актуально формирование у субъектов образования эффективных моделей мышления в условиях современной реальности. Обращение к трансдисциплинарному содержанию рассматривается как исследовательская стратегия, позволяющая обучающемуся при решении профессиональных задач, осмысливать природу анализируемых фактов в их целостности и комплексном проникновении в системы других предметных областей. Исследование показало, что формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности позволяет студентам обнаружить глобальную, духовную сторону деятельности, благодаря чему укрепляется тенденция более обоснованных ожиданий оптимистического будущего для молодых людей.

Ключевые слова: пространственные и темпоральные аспекты глобального мира, глобальное мышление, трансляционные функции преподавателя.

Основным условием существования человечества и его прогрессивного движения как в области науки, так и в области практической деятельности и отношений выступает система образования. В настоящее время, как никогда, актуально, чтобы образование на всех его уровнях и направлениях соответствовало требованиям, предъявляемым образованию экономикой, международными отношениями, системой общечеловеческих и национальных ценностей.

Данные требования к образованию в своем синтезе позволяют говорить о глобализации, которая определяет развитие и существование современного мира. В исследованиях

А. Д. Урсула [1, с. 62] понятие «глобальный мир» трактуется как мир, который, с одной стороны, расширился до общепланетарных масштабов, а с другой стороны, пока ограничивается пределами земного шара. Глобализация - это процессы, происходящие на планете и взаимно зависящие друг от друга в пространстве социоприродных взаимодействий как едином целом. Глобальное расширение протекает неоднородно и нелинейно, оно наталкивается на сопротивление природного, межкультурного, экономического, политического плана.

Глобальное расширение и его последствия важно рассматривать не только в территориальном, социальном, экономическом аспектах. Временной аспект (темпоральный, по определению А. Д. Урсула [1, с. 64]), связанный со скоростью продуцирования концептуальных посылов и последующих практических действий, позволяет выявить особенности глобальных взаимодействий и их последствий как в пространстве, так и во времени. Рассмотрение процессов во временном аспекте позволит оценить их для человечества в прошлом, настоящем и будущем. Если человечество оценит, как распределены последствия его деятельности во всех временных аспектах, значит, есть шанс спрогнозировать более приемлемое и более оптимальное будущее.

Однако во всех областях деятельности, в том числе и в образовании, основное внимание уделяется прошлому и настоящему, а будущее находится где-то на периферии внимания и интересов как теоретиков в области образования, так и практических работников. И те, и другие, даже если они акцентируют свое внимание на настоящем, наиболее эффективно работают, если мыслят и действуют опережающе, исходя из принципа целостности глобальных процессов и систем в их пространственном и временном аспектах. Такое мышление является наиболее конструктивным, поскольку только в будущем можно реализовать то, что невозможно было реализовать в прошлом. В связи с этим следует обратить внимание на исследования К. В. Карпинского [2, с. 5], который выделяет истоки смысложизнен-ного кризиса личности. На взгляд автора, потеря смыслов жизни связана прежде всего с нереалистичностью прогнозов будущего, их дезинтегрированностью, бездуховностью. Смысловые образования личности находятся в прямой зависимости от временных аспектов ее существования, поэтому можно утверждать, что не только сам характер деятельности, но и время осуществления этой деятельности является значимым фактором формирования жизненной стратегии как отдельного человека, так и общества.

Темпоральные свойства особенно важны для высших, стержневых структур смысловой сферы личности. В исследованиях D. T. L. Shek и L.-Y. Liang [3, 4] можно также увидеть корреляцию между темпоральными аспектами мышления, уровнем духовности и жизненными смыслами молодых людей. Исследования H. Jang, J. Reeve, M. Halusic [5] показали, что концептуальность содержания повышает автономию и качество обучения студентов. Это позволяет сделать предположения о том, что включение глобальных и темпоральных аспектов (что, собственно, и обусловливает концептуальность содержания) также положительно влияет на качество образования.

С учетом вышеизложенных методологических положений можно обозначить проблемы современного высшего образования. Отечественное образование находится в ситуации поиска более четкого обозначения целей именно с проекцией на темпоральные аспекты развития глобального мира. Поэтому в целях важна ориентация на будущую самореализацию личности как в пространстве государства, так и в перспективах развития человечества в целом. В противном случае будет наблюдаться непоследовательность деятельности, неготовность реализовать инновационные проекты, устремленные в будущее с учетом глобальных процессов. Эти проблемы отмечаются не только в российском образовании, но и в системе образования других стран [6].

Влияют на качество образования в прогностической перспективе нюансы кадрового формирования вузов: рост количества специалистов, получающих ученую степень, идет на фоне дефицита профессиональных педагогов, т. е. специалистов, способных профессионально спланировать и реализовать образовательный процесс с учетом востребованности кадров не только в настоящем, но и на перспективу. На это указывают исследования А. А. Лежениной, М. В. Сокольской, Я. В. Примаченко [7]. Авторы подвергают анализу качество профессиональной подготовки педагогического состава высшего технического профессионального образования и показывают, что у большинства педагогов отсутствует педагогическое образование, которое позволяет компетентно решать задачи образования в высшей школе. Наблюдается нежелание преподавателей вузов внедрять технологии, отвечающие запросам ближайшего будущего в системе высшего образования.

Не учитываются прогностические тенденции в подготовке наиболее талантливых студентов, наблюдается полное отсутствие обучения в рамках индивидуальных программ.

В результате мотивацию студентов к получению образования можно оценить как достаточно низкую. Чаще нужен диплом об образовании, чем само образование. На низкую мотивацию обучения студентов вузов указывает исследование О. П. Лазаревой [8].

Между теорией обучения и ее практической реализацией при организации образовательного процесса в вузе существует весьма значительный разрыв. Практика обучения в вузе почти не опирается на современную дидактику. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому позволит решить проблемы развития высшего образования, является сращивание теоретической педагогической мысли и современной практики образования.

На взгляд авторов, для устремления образования в будущее и на подготовку человека к жизни в его глобальной перспективе, в направленность на формирование глобального мышления (учитывая и его темпоральный аспект) следует учитывать следующие аспекты:

- важно ориентировать студентов на взаимодействие с окружающим миром как сораз-витие;

- важна ориентация на формирование во взаимосвязи чувственных, волевых, содержательных сторон сознания, благодаря чему деятельность обретает духовно-нравственную направленность;

- актуально формирование у субъектов образования эффективных моделей мышления в условиях современной реальности, также важно обучаться способам мышления;

- важно создавать условия для формирования трансдисциплинарного содержания и действий при решении как актуальных практических задач, так и задач ближайшей и более дальней перспективы.

Согласно В. И. Вернадскому и А. Л. Чижевскому [9, 10], стратегия соразвития человека характеризуется его взаимодействием со Вселенной.

В современной ситуации мы пока можем рассматривать деятельность человека в определенных границах с учетом законов экосистемы Земли.

Внутри этой экосистемы взаимодействие человека с миром людей можно рассматривать как соразвитие в аспекте межкультурности. В системе высшего образования обращение к диалогу на основе культурных традиций создает также новые перспективы взаимодействия. Инновационная политика базируется сегодня на идее о том, что инновации - это не только технологическая конструкция, но и осмысленная концептуально и проявленная на практике как «результат взаимодействия культуры, традиций, социальной психологии нации, морально-этического состояния общества» [11, с. 224].

Устремленность в будущее обусловливает духовно-нравственную наполненность транслируемой информации и способов познавательной деятельности. Значимость духовно-нрав-

ственной составляющей в образовании будущих специалистов, доминирующая роль трансляционной функции педагога в контексте трансдисциплинарности (что позиционирует знание как глобальное) и темпоральности рассмотрены в работах А. С. Косоговой и Н. В. Калининой [12, 13]. Формирование культуры трансляции способов познавательной деятельности позволяет студентам обнаружить глобальную, духовную сторону деятельности современного специалиста. В рамках интерактивного взаимодействия приходит осознание того, что необходимо расширять существующую картину мира (в пределе до глобальной), приходит понимание того, что смыслы зачастую раскрываются, когда удается выйти за пределы заданной ситуации. Тем самым активизируется поиск новых оснований, связанных с глобальными проблемами в аспекте их темпоральности и, как следствие, ответственностью за будущее в глобальном масштабе.

Современный человек разворачивает свою деятельность в определенных группах людей, решая интеллектуальные задачи, от правильности решения которых зависит качество жизни. В связи с этим выпускник вуза должен владеть эффективными практиками мысле-деятельности. Г. П. Щедровицкий выделяет основные типы ситуаций, которые, на взгляд авторов, необходимо учитывать при выстраивании конструктивных моделей поведения: ситуация взаимодействия субъекта с окружающими его объектами; ситуация взаимоотношения субъекта со средой; ситуация свободного партнерства различных субъектов; ситуация функционирования человека как элемента системы [14]. Ключевые деятельности, разворачиваемые студентом или выпускником вуза, должны стимулировать саму личность к творчеству, а значит, к инновационной деятельности в цивилизации XXI в.

Обращение к трансдисциплинарному содержанию рассматривается авторами как исследовательская стратегия, позволяющая обучающемуся при решении профессиональных задач, природу анализируемых фактов осмысливать в его целостности и комплексном проникновении в системы других предметных областей. Трансдисциплинарность в содержании позволяет использовать знания не только различных дисциплин, но и продуктивно осмысливать знания различного типа - научные, практические. Движение в логике трансдисциплинарного содержания помогает студентам в своей профессиональной области переходить от знаний различных предметных областей к созданию систем с новыми интегративными свойствами.

Организуя образовательный процесс, ориентированный на развитие глобального мышления, мы направляли студентов на создание логико-смысловых моделей. В образовательном процессе они выполняли функцию ориентиров, раскрывая смысловые компоненты (категории, понятия) и логику расположения смысловых единиц в структуре опорных узлов. Таким образом удавалось выделить и аккумулировать в определенной логике ведущие знания. Смысловые элементы, размещаемые в опорных узлах, несут информацию о связях в структуре и позволяют выделить общие системные понятия, в том числе в аспекте их глобальности и темпоральности.

Использование логико-смысловых моделей позволило решить в образовательном процессе следующие задачи:

- логико-смысловые модели выполняют функции накопителя и организатора информации, инструмента интеграции знания;

- благодаря смысловым моделям знания осваиваются в аспекте глобальных процессов с учетом временных факторов;

- благодаря логико-смысловым моделям сущности явлений возникает собственное понимания логики процессов, порождаются собственные смыслы происходящего.

Наряду с построением логико-смысловых моделей, актуализируя процесс развития глобального мышления студентов, мы включали студентов в процесс прогнозирования

педагогических процессов с учетом социальных явлений современной реальности - циф-ровизации общества, обращению к перспективным технологиям XXI в. (например, NBIC-технологиям и др.).

Объектом прогнозной разработки выступал носитель проблемной ситуации (например, подросток поколения Z), конкретная область социальной реальности (например, электронное обучение), сфера деятельности педагога в условиях цифровой экономики. В области воспитания объектом прогнозирования определялась ситуация, требующая разрешения в конкретном историческом отрезке и для общества с определенными ценностями. Основным методологическим инструментом прогнозирования выступали рабочие концептуальные гипотезы - предположения об ожидаемом или желаемом состоянии рассматриваемого явления в будущем. Дальнейшее построение исходных моделей и их анализ позволяли студентам обозначать и осмысливать новые потребности человека, новые отношения, которые могут разворачиваться в окружающей реальности. Особый интерес вызывало обсуждение оценок как масштабных позитивных изменений в социуме и культуре, так и непредсказуемые негативные последствия и угрозы, связанные с изменением самого человека, его мышления, ментальности, социализации.

Исследования строились на предположении, что рассмотрение вопросов базового курса бакалавров «Педагогика», магистрантов «Современные проблемы науки и образования», «Проектирование и экспертиза образовательных систем» с позиций глобальных процессов с учетом темпоральных аспектов повысит их словарный запас наиболее обобщенными поня-тими (категориями). Данный подход позволит студентами строить рассуждения с опорой на культурные образцы прошлого и настоящего в их глобальном аспекте, прогнозировать будущее развитие мира в целом, собственной страны с учетом национальных интересов, актуализировать собственные жизненные смыслы через призму глобального мировоззрения. В исследовании приняли участие 94 студента в возрасте 19-24 года. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что рассмотрение актуальных проблем современного образования, представляемое в более обобщенных понятиях, повышает у студентов мотивацию обучения, делает их свободными в своем самовыражении. В процессе обучения укрепляется тенденция более обоснованных ожиданий оптимистического будущего для молодых людей.

Таким образом, формирование у студентов глобального мышления мы рассматриваем как одну из стратегических целей образовательного процесса, достижение которой позволит выпускникам вузов выстраивать гармоничное взаимодействие с экономикой, современным социумом и природой.

Список литературы

1. Урсул А. Д . Становление глобального мышления: пространственно-временной ракурс . М .: Пространство и время, 2012. 167 с .

2 . Карпинский К. В . Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: автореф . дис .. . .

канд . психол . наук. М . , 2017 . 22 с .

3 . Shek D . T L . Life Meaning and Purpose in Life Among Chinese Adolescents: What Can We Learn From Chinese Studies in

Hong Kong? // The Scientific World Journal . 2012 . Vol . 25, № 3 . Р. 335-357. DOI: 10 .1100/2012/458953.

4 . Shek D . T L . , Liang Lu-Yin . Psychosocial Factors Influencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: a

Six-Year Longitudinal Study Applied Research in Quality of Life // The Scientific World Journal . 2017, June . Р . 1-24 . DOI: 10 . 1007/s11482-017-9545-4.

5 . Jang H . , Reeve J . , Halusic M . A new autonomy-supportive instructional strategy to increase conceptual learning: Teaching in

students) preferred ways // Journal of Experimental Education. 2016. Vol . 84, № 4. Р. 345-364. DOI: 10 . 1080/00220973. 2015. 1083522 .

6 . Панибратцев А. В . Глобализация и проблемы высшего образования в России // Научн . вестн . Московского гос . техн .

ун-та гражд . авиации . 2014 . № 203. С . 49-54.

7 . Леженина А. А. , Сокольская М . В . , Примаченко Я . В . Проблемы профессиональной педагогической подготовки

преподавателей технических вузов // Современные проблемы науки и образования . 2015 . № 5 . URL: http://science-education . ru/ru/article/view?id=22263 (дата обращения: 01. 04.2019) .

8 . Лазарева О . П . Проблема мотивации студентов вуза к обучению // Международный научно-исследовательский журнал .

2016 . № 8 (50), ч . 5 . С . 46-48. URL: https://research-journal . org/pedagogy/problema-motivacii-studentov-vuza-k-obucheniyu/ (дата обращения: 01.04. 2019) . DOI: 10.18454/IRJ . 2016 .50 . 223.

9 . Вернадский В . И . Научная мысль как планетарное явление . М . : Наука, 1991. 272 с .

10 . Чижевский А . Л . Космический путь жизни . М . : Мысль, 1995. 768 с .

11. Казанцев А . К. , Киселев В . Н . , Рубвальтер Д . А. , Руденский О . В . NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века . М . : ИНФРА-М, 2012. 384 с .

12 . Косогова А. С . , Калинина Н . В . Системное мышление как основа культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2018 . Вып . 8 (197) . С . 135-139. DOI: 10 . 23951/1609-624X-2018-8-135-139 .

13. Косогова А. С. , Калинина Н . В . Методологические и практические аспекты проблемы формирования у будущих педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности // Современные проблемы науки и образования . 2017 . № 2 . URL: http://science-education . ru/ru/article/view?id=26244 (дата обращения: 01. 04.2019) .

14 . Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия по работам Г . П . Щедровицкого . М . : Альпина Паблишер, 2012 . 197 c .

Косогова Анастасия Самсоновна, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011). E-mail: kosogova48@mail.ru

Калинина Нина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011). E-mail: kalinina.nina299@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 08.04.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-60-66

HIGHER EDUCATION IN THE ASPECT OF GLOBALIZATION: CHOICE OF STRATEGIES

A. S. Kosogova, N. V Kalinina

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The article deals with the concepts of "global world" and "global thinking" in their spatial and temporal meaning. The inclusion of global spatial and temporal aspects in the content of higher education determines the conceptuality of education, which has a positive impact on the quality of higher education. It is shown that the semantic formations of the personality are directly dependent on the temporal aspects of its existence, and they are important for the core structures of the personality semantic sphere. In this regard, the problems of modern higher education are highlighted. The necessity of more clear purpose designation of higher education with a projection on time aspects of the global world development is proved. It is determined that the quality of higher education is influenced by inefficient personnel formation of universities, in which there are few specialists in the field of education theory; it also suffers from the lack of individual training programs for students throughout the process. In higher education, as well as in science, there is a significant gap between theory and practice. The idea of global thinking formation among students as one of the strategies of higher education is defended. Directions of global thinking formation, taking into account its time aspect, are presented. Examples of practical solutions on the strategy choice in the educational process of higher education are given. The study showed that the formation of culture of cognitive activity ways trans-

lation allows students to discover the global, spiritual side of the activity, thereby strengthening the trend of more reasonable expectations of an optimistic future for young people.

Keywords: spatial and temporal aspects of the global world, global thinking, teacher's translational functions.

References

I. Ursul A . D . Stanovleniye global'nogo myshleniya: prostranstvenno-vremennoy rakurs [Becoming a global mindset: spatiotemporal perspective] . Moscow, Prostranstvo i vremya Publ . , 2012 . Pp . 61-67 (in Russian) .

2 . Karpinskiy K . V. Smyslozhiznennyy krizis lichnosti: fenomenologiya, mekhanizmy, zakonomernosti. Avtoref. dis. psikhol. nauk

[Life- meaningful crisis of personality: phenomenology, mechanisms, regularities . Abstract of thesis cand . of psychol . sci] . Moscow, 2017 . 22 p . (in Russian) .

3 . Shek D . T L . Life Meaning and Purpose in Life Among Chinese Adolescents: What Can We Learn From Chinese Studies in

Hong Kong? The Scientific World Journal, 2012, vol . 25, no . 3, pp . 335-357. DOI: 10 .1100/2012/458953.

4 . Shek D . T L . , Liang Lu-Yin . Psychosocial Factors Influencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: a

Six-Year Longitudinal Study Applied Research in Quality of Life . The Scientific World Journal, 2017, June, pp . 1-24 . DOI: 10 . 1007/s11482-017-9545-4.

5 . Jang H . , Reeve J . , & Halusic M . A new autonomy-supportive instructional strategy to increase conceptual learning: Teaching

in students' preferred ways. Journal of Experimental Education, 2016, vol . 84, no. 4, pp. 345-364. DOI: 10 . 1080/00220973. 2015. 1083522 .

6 . Panibrattsev A . V. Globalizatsiya i problemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Globalization and problems of higher education

in Russia] . Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii - Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation, 2014, no . 203, pp . 49-54 (in Russian) .

7 . Lezhenina A. A. , Sokol'skaya M . V. , Primachenko Ya. V Problemy professional'noy pedagogicheskoy podgotovki

prepodavateley tekhnicheskikh vuzov [Problems of professional pedagogical preparation of teachers of technical colleges] Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no . 5 (in Russian) . URL: http://science-education . ru/ru/article/view?id=22263/ (accessed 1 April 2019) .

8 . Lazareva O . P. Problema motivatsii studentov vuza k obucheniyu [The problem of motivation of high school students to learn] .

Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2016, vol . 50, no . 8, pp . 46-48 (in Russian) . URL: https://research-journal .org/pedagogy/problema-motivacii-studentov-vuza-k-obucheniyu/ (accessed 1 April 2019) . DOI: 10. 18454/IRJ .2016 . 50 .223.

9 . Vernadskiy V. I. Nauchnaya mysl' kak planetarnoye yavleniye [Scientific Thought as a Planetary Phenomenon] . Moscow,

Nauka Publ . , 1991. 272 p . (in Russian) .

10 . Chizhevskiy A. L . Kosmicheskiy put'zhizni [Space way of life] . Moscow, Mysl' Publ . , 1995. 768 p . (in Russian) .

II. Kazantsev A. K . , Kiselev V. N . , Rubval'ter D . A . , Rudenskiy O . V. NBIC-tekhnologii: Innovatsionnaya tsivilizatsiya XXI veka [NBIC-technologies: Innovative civilization of the XXI century] . Moscow, INFRA-M Publ . , 2012. 384 p . (in Russian) .

12 . Kosogova A. S . , Kalinina N .V. Sistemnoye myshleniye kak osnova kul'tury translyatsii sposobov professional'noy deyatel'nosti budushchikh pedagogov [Systems thinking as the basis of cultural translation techniques of professional work of the future teachers] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol . 8 (197), pp . 135139 (in Russian) . DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-135-139 . 13. Kosogova A. S. , Kalinina N . V. [Methodological and practical aspects of the problem of formation at the future teachers of cultural translation techniques of cognitive activity] . Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2017, no . 2 . (in Russian) . URL: http://science-education . ru/ru/article/view?id=26244 (accessed 1 April 2019) . 14 . Putevoditel' po metodologii organizatsii, rukovodstva i upravleniya. Khrestomatiya po rabotam G. P. Shchedrovitskogo [Guide to the methodology of the organization, management and control . Reader on the work of GP Schedrovitsky] . Moscow, Al'pina Pablisher Publ . , 2012 . 197p . (in Russian) .

Kosogova A. S., Irkutsk State University (ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russian Federation, 664011). E-mail: kosogova48@mail.ru

Kalinina N. V., Irkutsk State University (ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russian Federation, 664011). E-mail: kalinina.nina299@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.