Научная статья на тему 'Системное мышление как основа культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов'

Системное мышление как основа культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ И ЦЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / НООСФЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / SYSTEMATIC PEDAGOGICAL THINKING / CULTURE OF BROADCASTING METHODS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / CONSISTENCY / INTEGRITY AND THE INTEGRITY OF THE FUTURE TEACHER'S PERSONALITY / NOOSPHERE DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косогова Анастасия Самсоновна, Калинина Нина Викторовна

Рассматриваются особенности системного педагогического мышления в современной социокультурной ситуации как основы культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов, выделены его характеристики. Представлены условия, позволяющие формировать системное мышление. Акценты сделаны на освоение системой «управления знаниями», овладение метапредметной деятельностью в области образования, осознание сущности ноосферной стратегии развития общества, рассмотрение процесса обучения и воспитания будущих педагогов как сложной самоорганизующейся, открытой системы. Приведены примеры реализации обозначенных условий в образовательной практике подготовки будущих педагогов. Обозначена позитивная динамика таких характеристик системного мышления у будущих педагогов, как понимание целостности природы нашей планеты, единства ее процессов, естественной связи человека, его Родины. Показана значимость понимания того, что любая деятельность и форма поведения человека в природе и в социуме должны быть согласованы с законами природы. Этому способствует усиление нормативной регуляции поведения в ситуации морального выбора, стремление к профессиональному саморазвитию, ожидание успеха от реализации собственных действий. Описаны особенности организации занятий (лекционных и семинарских) по педагогическим дисциплинам, которые позволяют развивать системное мышление. Проявление такого мышления у будущих педагогов можно рассматривать как культуру трансляции способов деятельности и учитывать в качестве ориентиров при выстраивании работы по повышению эффективности подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC THINKING AS A BASIS FOR CULTURE BROADCAST METHODS OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL WORK

The article considers the features of system pedagogical thinking in the contemporary socio-cultural situation as a basis for culture of translating the techniques of professional work of the future teachers, and highlights its characteristics. Presents the conditions to enable the development of system thinking. The emphasis is placed on mastering of «knowledge management» system and metasubject activityin the field of education, understanding the essence of the noosphere society development strategy; consideration of the process of training and education of future teachers as a complex self-organizing, open system. The examples of implementation of the conditions identified in the educational practice of training future teachers are given. The positive dynamics of such characteristics of system thinking in future educators as understanding of the integrity of the nature of our planet, the unity of its processes, the natural connection of man and his Motherland, as well as the understanding that any activity and form of human behavior in nature and with society must be consistent with the laws of nature; strengthening the regulatory regulation of behavior in a situation of moral choice; the desire for professional self-development, the expectation of success from the implementation of their own actions. The features of the organization of classes (lectures and seminars) on pedagogical disciplines are described, which can be taken into account as guidelines for building work to improve the efficiency of teacher training.

Текст научной работы на тему «Системное мышление как основа культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов»

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

УДК 37.378.1

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-135-139

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

А. С. Косогова, Н. В. Калинина

Иркутский государственный университет, Иркутск

Рассматриваются особенности системного педагогического мышления в современной социокультурной ситуации как основы культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов, выделены его характеристики. Представлены условия, позволяющие формировать системное мышление. Акценты сделаны на освоение системой «управления знаниями», овладение метапредметной деятельностью в области образования, осознание сущности ноосферной стратегии развития общества, рассмотрение процесса обучения и воспитания будущих педагогов как сложной самоорганизующейся, открытой системы. Приведены примеры реализации обозначенных условий в образовательной практике подготовки будущих педагогов. Обозначена позитивная динамика таких характеристик системного мышления у будущих педагогов, как понимание целостности природы нашей планеты, единства ее процессов, естественной связи человека, его Родины. Показана значимость понимания того, что любая деятельность и форма поведения человека в природе и в социуме должны быть согласованы с законами природы. Этому способствует усиление нормативной регуляции поведения в ситуации морального выбора, стремление к профессиональному саморазвитию, ожидание успеха от реализации собственных действий. Описаны особенности организации занятий (лекционных и семинарских) по педагогическим дисциплинам, которые позволяют развивать системное мышление. Проявление такого мышления у будущих педагогов можно рассматривать как культуру трансляции способов деятельности и учитывать в качестве ориентиров при выстраивании работы по повышению эффективности подготовки педагогов.

Ключевые слова: системное педагогическое мышление, культура трансляции способов профессиональной деятельности, системность, целостность и цельность личности будущего педагога, ноосферная стратегия развития.

Современные условия перехода от индустриального общества к обществу постиндустриальному поставили перед человечеством и, как следствие, перед образованием всех уровней и направлений новые задачи. Традиционные технологические подходы оказываются несостоятельными в решении проблем постиндустриального общества.

Решать задачи образования детей современного «цифрового поколения», на наш взгляд, способен педагог с высоким уровнем культуры трансляции способов профессиональной деятельности. Под культурой трансляции способов профессиональной деятельности понимается профессиональное качество личности, проявляющееся как совокупность деятельностных и личностных самопрезентаций педагога.

Деятельностью проявления педагога характеризуются не только трансляцией знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в конкретной социальной сфере, но и конгруэнтными действиями. Конгруэнтные

действия педагога основаны на смыслах и ценностях ответственного подхода к решению задач реальной действительности.

К личностным самопрезентациям можно отнести такие способности педагога, как демонстрация способности к профессиональному саморазвитию и самоорганизации. В образовательной практике актуальным ориентиром является личность, определяющая перспективы своего развития, использующая собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие резервы, стремящаяся к самоизменению. Исходя из этих позиций возникает необходимость осмысления способов профессиональной деятельности будущих педагогов и претворения в практику таких ориентиров работы, которые способствовали бы устремлению обучающегося к саморазвитию. Но для этого будущий педагог также должен сосредотачиваться на постоянной позитивной динамике профессионального саморазвития, верить в эффективность собственных действий и ожидать успех от их реализации [1].

Вестник ТГПУ (TSPUВи!Шт). 2018. 8 (197)

Культура трансляции способов профессиональной деятельности педагога помогает преломить любое внешнее воздействие и задать направление собственных проявлений в контексте человекосо-образности [2]. Проблема культуры трансляции способов деятельности педагога связана не только с овладением им профессиональными знаниями и умениями, но и с обогащением личностного когни-тивно-деятельностного опыта в образовательной сфере. Когнитивно-деятельностный опыт включает, с одной стороны, осведомленность будущего педагога о различных объектах и субъектах современного образования, а с другой - опыт личностного действия, проявления и самовыражения в педагогическом взаимодействии.

Когнитивно-деятельностный опыт является ядром интеллектуально-личностного компонента в структуре культуры трансляции (наряду с другими структурными компонентами - аксиологическим, деятельностно-методологическим, коммуникативным). Очевидно, что когнитивно-деятельностный опыт должен включать праксеологические паттерны (образцы педагогической деятельности в современных условиях) и концепции. Таким образом, педагогическое мышление должно стать системным, чтобы преодолеть все углубляющуюся редукцию содержания образования, связанную, например, с разделением естественных и гуманитарных наук, отсутствием четкой национальной идеи воспитания, отсутствием холистической модели человека и др.

И это касается всех уровней - общего, профессионального и высшего образования. С учетом анализа Н. М. Урманцева [3, с. 59] выделяются в системном педагогическом мышлении такие характеристики, как:

- комплексность мышления и последующего действия при условии допустимости разных вариантов ответов на возникающие вопросы и их практических решений (однако при этом важно оставить незыблемым то, что называется «категорическим нравственным императивом»);

- ориентация на смысложизненные ценности в разрабатываемых образовательных структурах (исходя из глобальных представлений о сохранении жизни и разума на планете не только за счет открытия и генерации новых видов энергии, но и разработки новых концепций и технологий оптимального потребления, обуславливающих организацию человеческой жизни в целом);

- принятие педагогических решений с учетом того, что в компонуемых образовательных структурах возможно наличие нелинейных причинно-следственных связей, часто требующих учитывать малозаметные обстоятельства;

- обогащение таким знанием, которое могло бы на основе взаимной зависимости и обусловленно-

сти его компонентов анализировать развитие сложных конструктов в рамках спонтанно возникающих или целенаправленно организуемых педагогических ситуаций, событий, процессов;

- организация инновационной педагогической деятельности с наличием определенной доли сомнения в правильности как имеющихся позиций, так и вновь возникающих (что требует постоянной ориентации на поиск нового видения, постоянного выбора наиболее оптимальных вариантов, их коррекции).

Современный социум и прогнозы развития общества ставят перед будущими педагогами задачи психологической и информационной устойчивости и одновременно изменчивости, восприимчивости, что требует нового качества мышления и профессиональной самореализации [4, с. 5]. Именно актуальный уровень развития культуры трансляции способов профессиональной деятельности педагога подготовит его «к встрече с самим собой» на новом уровне самоорганизации собственных возможностей организма и сознания [5, с. 16], обеспечит в процессе обучения направленность субъектов образовательного процесса на устойчивое развитие, совместимого с социо- и биосферой планеты.

Отметим, что современная парадигма развития науки основывается на междисциплинарности как результате «воздействия глобального вектора интеграции и перехода от фрагментарности к созданию более целостных конвергированных научных знаний и технологий» [4, с. 36]. В сложившихся условиях у будущих педагогов предстоит формировать компетенции целостного мышления, которые включают владение метазнаниями в области образования, а также откроют принципиально новые эффекты в научной деятельности, практике, расширят горизонты жизни и смыслы будущей профессиональной деятельности. Владение метазнаниями и понимание смыслов современной педагогической деятельности позволяют будущему педагогу самостоятельно моделировать праксеоло-гические паттерны. Поэтому целесообразно рассматривать деятельность будущего педагога как его способ трансляции личностных и деятельност-ных самопроявлений в области образования.

Практика позволила выделить основные условия формирования системного мышления как основы культуры трансляции способов профессиональной деятельности в процессе обучения студентов. К первому условию относится освоение системы «управления знаниями» [6]. Управление знаниями как один из основных актуальных процессов в современном образовании предполагает рефлексивный анализ ситуаций и собственного опыта, владение мыслительным конструированием и схематизацией. В содержание системы «управление

знаниями» включаются понятия, схемы, которые выработаны в процессе решения практических задач образовательной практики и которые приводят к эффективным изменениям педагогического процесса в соответствии с актуальными целями.

Второе условие заключается в овладении мета-предметной деятельностью в области образования. Обращение будущих педагогов к метапредметной деятельности предполагает педагогическое наблюдение, педагогическое моделирование и т. п. Педагогическое наблюдение осуществляется за субъектами и процессами в образовании. Результаты данного наблюдения будут находиться в психолого-педагогической области. Педагогическое моделирование рассматривается как инструмент изучения и творчества в отношении явлений, фактов, феноменов в образовании. Построение моделей включает такие этапы, как определение моделируемого процесса, обозначение его структурных элементов, установление внутренних связей между выделенными элементами, отражение влияния внешних факторов на исследуемый процесс. В моделируемых будущими педагогами системах акценты могут делаться на специфику содержания деятельности субъектов обучения и воспитания. Рассмотрение процесса обучения и воспитания будущих педагогов как сложной самоорганизующейся, открытой системы [1] предполагает построение ментальных моделей. Ментальная модель представляет собой авторское системное решение, которое может быть представлено в виде гештальта, схемы, логико-смысловой модели. Процесс создания ментальных моделей позволяет придать актуальные объективные и субъективные личностные смыслы событиям образовательного процесса. В ментальных моделях представлены характеристики рассматриваемых процессов разных порядков - факторы, сущности, эффекты и пр. Построение ментальной модели включает в себя такие обязательные действия, как исключение, конструирование, изменение, обобщение. Данные действия служат мощным инструментом не только формирования целостности и системности мышления, но и придают способам познавательной деятельности творческий характер.

В основе становления у будущего педагога культуры трансляции деятельности лежит в том числе понимание сущности ноосферной стратегии развития общества для сохранения необходимого для человечества «эволюционного канала» [7, с. 28] в реалиях природы, общества, Вселенной, понимание необходимости быть разумными в реальности бытия, использовать ноосферный потенциал интеллекта [8]. Инновационная цивилизация XXI века требует осмысления интеллектуальных и этических последствий современных технологиче-

ских решений. В связи с этим необходимо обогащать стратегии и смыслы образования в контексте формирования созидательного мировоззрения личности. Как показывает практика, для формирования системного мышления будущего педагога, в процессе разворачивания учебного содержания, важно нелинейное построение событий, установление «петлей обратной связи» [9, с. 48] системы «Человек - Общество - Вселенная».

Для реализации выделенных условий разработаны циклы лекций и семинарских занятий по педагогическим дисциплинам, на которых обсуждение вопросов осуществлялось с направленностью на осознание сущности базовых отношений личности и окружающей среды: природной, социальной (как на уровне народной традиции, так и на уровне планетарном, космическом).

Лекции у бакалавров и магистрантов (у магистрантов - более углубленно) шли с опорой на такие философские и методологические категории, как целостность и цельность, структурно-функциональная системность, изменчивость, самоорганизация, управляемость, достаточность, необходимость. С позиций этих категорий раскрывались базовые педагогические понятия (обучение, воспитание, взаимодействие, педагогический процесс и др.). Например, раскрывались смыслы педагогических понятий через призму реализации поставленных целей, показывалось, что цели рождаются на основе смыслов, формируя цельность понятия. В то же время смысл отражает единство всего сущего, в конкретном случае задает целостность исследуемому понятию.

На семинарах обсуждались вопросы, приводящие к осмысленности жизни и будущей профессиональной деятельности, открытости опыту, позитивной трансформации негативных аспектов приобретаемого опыта. Будущие педагоги, самостоятельно определяя принципы педагогической деятельности в современных условиях, указывали на такие аспекты как:

- важность выбора интегрированных стратегий взаимодействия с современными детьми и подростками («цифровым» поколением);

- обязательность умений конструктивно работать в команде;

- необходимость действовать и мыслить по правилам категории «система», понимая, что образовательный процесс является системой и направлен в будущее. Будущие педагоги подчеркивали важность транслирования не только знаний и умений ученикам, но и способов познавательной деятельности, благодаря которым эти знания могут быть получены.

В диалоге приходило понимание того, что многие педагогические ошибки возникают из-за того,

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 8 (197)

что действия направлены на минимизацию отклонений в поведении и отношениях обучающихся, а не на выявление ошибок в самих целях обучения и воспитания, стандартах, программах, разрабатываемых педагогами планах. Как следствие формировался оптимизм, свобода самовыражения и самоопределения, развивалась способность к диалогу по существу. Таким образом, мы стремились актуализировать проявления личностной культуры, связанной с трансляцией способов деятельности будущих педагогов как профессионалов.

При соблюдении заданных условий была отмечена, как показали наблюдения, опросы, анкетирования обучающихся педагогических специальностей, позитивная динамика следующих характеристик системного мышления у будущих педагогов: формируется понимание целостности природы планеты Земля, единства ее процессов, естественной связи человека, его Родины, а также уяснение того, что любая деятельность и форма поведения человека в природе и в социуме должны быть согласованы с законами природы; идут процессы усиления нормативной регуляции поведения в ситуации морального выбора, сни-

жение эмоциональной возбудимости; развивается «толерантность к неопределенности» [10]; наблюдается позитивная динамика профессионального саморазвития, приходит вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации.

Эмпирические данные исследования показали, что студенты транслируют не только знания об изучаемых объектах и процессах, метапредметные знания, а также способы действий над изучаемыми феноменами (что характеризует деятельностные проявления культуры трансляции), но и стремятся транслировать субъектность, демонстрируя механизмы собственных процессов самоорганизации и саморазвития (личностная составляющая культуры трансляции).

Представленные в данной статье характеристики системного мышления как основы культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов, а также некоторых условий его формирования могут служить стратегическими ориентирами, направленными на повышение качества образовательного процесса в высшей школе и эффективности подготовки педагогов.

Список литературы

1. Давиденко А. А . Нелинейное мышление и его проявления в профессиональной деятельности учителя // Ученые записки ЗабГУ. Сер . Педагогика . Психология . 2016 . Т . 11, № 2 . С . 25-31.

2 . Хуторской А. В . Методология педагогики: человекосообразный подход . Результаты исследования: Научное издание . М . : Эйдос; Изд-во

Института образования человека, 2014 . 171 с .

3 . Урманцев Н . М . Нелинейное мышление как фактор модернизации современного образования // Российский электронный науч. журн .

2013 . № 2 .С .59-64.

4 . Казанцев А. К. , Киселев В . Н . , Рубвальтер Д . А. , Руденский О . В . NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века / под ред .

А. К. Казанцева, Д . А. Рубвальтера . М .: ИНФРА-М, 2012 . 384 с .

5 . Ноосферное образование - парадигма качества: сб . науч . -методич . материалов I Всероссийской школы-конференции Москва; Абакан,

2015 . 316 с.

6 . Реус А. Г. , Зинченко А. П ., Крайчинская С . Б . Управление знаниями в системе работ с персоналом корпорации . Корпоративная

антропотехника . М . : Альпина Паблишер, 2012 . 158 с .

7 . Моисеев Н . Н . Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии . 1998. № 8 .С .26-32 .

8 . Давлетгаряева Р . Г . Образование как самоорганизующаяся система // Вестник Башкирского гос . аграрного ун-та . 2009 . № 1. С . 58 .

9 . О-Коннор Д ., Макдермотт И . Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению

проблем М : Альпина Паблишер, 2014 256 с

10 . Леонов И . Н . Влияние толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя: автореф . дис.. . . канд .

психол . наук . Ярославль, 2015 . 24 с .

Косогова Анастасия Самсоновна, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011). E-mail: ask48@rambler.ru

Калинина Нина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011). E-mail: kalinina_n75@mail.ru

Материал поступил в редакцию 22.06.2018.

А. С. Косогова, Н. В. Калинина. Система мышления как основа культуры трансляции... DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-135-139

SYSTEMATIC THINKING AS A BASIS FOR CULTURE BROADCAST METHODS OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL WORK

A. S. Kosogova, N. V. Kalinina

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The article considers the features of system pedagogical thinking in the contemporary socio-cultural situation as a basis for culture of translating the techniques of professional work of the future teachers, and highlights its characteristics. Presents the conditions to enable the development of system thinking. The emphasis is placed on mastering of «knowledge management» system and metasubject activityin the field of education, understanding the essence of the noosphere society development strategy; consideration of the process of training and education of future teachers as a complex self-organizing, open system. The examples of implementation of the conditions identified in the educational practice of training future teachers are given. The positive dynamics of such characteristics of system thinking in future educators as understanding of the integrity of the nature of our planet, the unity of its processes, the natural connection of man and his Motherland, as well as the understanding that any activity and form of human behavior in nature and with society must be consistent with the laws of nature; strengthening the regulatory regulation of behavior in a situation of moral choice; the desire for professional self-development, the expectation of success from the implementation of their own actions. The features of the organization of classes (lectures and seminars) on pedagogical disciplines are described, which can be taken into account as guidelines for building work to improve the efficiency of teacher training.

Key words: systematic pedagogical thinking, culture of broadcasting methods ofprofessional activity, consistency, integrity and the integrity of the future teacher's personality, noosphere development strategy.

References

1. Davidenko A. A. Nelineynoye myshleniye i ego proyavleniya v professional'noy deyatel'nosti uchitelya [Nonlinear thinking and its manifestations

in the professional activity of a teacher] . Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogika. Psikhologiya - Scholarly Notes of Transbaikal State University.

Series: Pedagogy, Psychology, 2016, vol . 11, no . 2 . pp . 25-31 (in Russian) .

2 . Khutorskoy A. V. Metodologiya pedagogiki: chelovekosoobraznyy podkhod. Rezul'taty issledovaniya: Nauchnoye izdaniye [Pedagogy

methodology: a human approach . The results of the study: Scientific publication] . Moscow, Eydos Publ, 2014 . 171 p . (in Russian) .

3 . Urmantsev N . M . Nelineynoye myshleniye kak faktor modernizatsii sovremennogo obrazovaniya [Non-linear thinking as a factor of modernization

of modern education] . Rossiyskiy elektronnyy nauchnyy zhurnal- Russian Electronic Scientific Journal, 2013, no .2, pp . 59-64 (in Russian) .

4 . Kazantsev A. K . , Kiselev V. N . , Rubval'ter D . A. , Rudenskiy O . V. NBIC-tekhnologii: Innovatsionnaya tsivilizatsiya XXI veka. Pod red .

A. K . Kazantseva, D . A. Rubval'tera [NBIC technologies: Innovative civilization of the XXI century. Ed . by A. K . Kazantsev, D . A. Rubval'ter] .

Moscow, INFRA-M Publ ., 2012 . 384 p . (in Russian) .

5 . Noosfernoye obrazovaniye - paradigma kachestva: sbornik nauchno-metodicheskikh materialov I Vserossiyskoy shkoly-konferentsii [Noospheric

education - the quality paradigm] . Moscow, Abakan, 2015, 316 p . (in Russian) .

6 . Reus A. G ., Zinchenko A. P. , Kraychinskaya S . B . Upravleniye znaniyamivsisteme rabots personalom korporatsii. Korporativnaya antropotekhnika

[Knowledge management in the system of work with the staff of the corporation . Corporate anthropotechnology] . Moscow, Al'pina Publ . , 2012 .

158 p . (in Russian) .

7 . Moiseev N . N . Eshche raz o probleme koevolyutsii [Once again about the problem of co-evolution] . Voprosy filosofii, 1998, no . 8, pp . 26-32 (in

Russian)

8 . Davletgaryaeva R . G . Obrazovaniye kak samoorganizuyushchayasya sistema [Education as a self-organizing system] . Vestnik Bashkirskogo

gosudarstvennogo agrarnogo universiteta- Vestnik BSAU, 2009, no . 1, pp . 58-59 (in Russian) .

9 . O-Konnor D . , Makdermott I . Iskusstvo sistemnogo myshleniya: Neobkhodimye znaniya o sistemakh i tvorcheskom podkhode k resheniyu problem

[The art of systems thinking: Essential skills for creativity and problem solving] . Moscow, Al'pina Publ . , 2014. 256p . (in Russian) .

10 . Leonov I . N . Vliyaniye tolerantnosti k neopredelennosti na professional'no vazhnye kachestva rukovoditelya. Avtoref. dis. kand . psikhol . nauk

[Vliyaniye tolerantnosti k neopredelennosti na professional'no vazhnye kachestva rukovoditelya . Abstract of thesis cand . psychol . sci . ] . Yaroslavl',

2015. 24 p . (in Russian) .

Kosogova A. S., Irkutsk State University (ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russian Federation, 664011).

E-mail: ask48@rambler.ru

Kalinina N. V., Irkutsk State University (ul. Nizhnyaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russian Federation, 664011).

E-mail: kalinina_n75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.