Научная статья на тему 'Высшее образование России в условиях развития международного рынка образовательных услуг'

Высшее образование России в условиях развития международного рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / GLOBALIZATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов А. Д., Элиарова Т. С.

Рассматриваются проблемы, которые возникают на рынке образовательных услуг у об разовательных учреждений высшего образования в условиях вступления России в ВТО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian higher education in the conditions of development of international education marke

In this article the authors examine the problems that arise in the market of educational services of higher education according the WTO programs

Текст научной работы на тему «Высшее образование России в условиях развития международного рынка образовательных услуг»

■ ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 378:330.41 А.Д. ЕФИМОВ, Т.С. ЭЛИАРОВА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рассматриваются проблемы, которые возникают на рынке образовательных услуг у образовательных учреждений высшего образования в условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: глобализация, высшее образование, образовательные услуги, экспорт образовательных услуг.

In this article the authors examine the problems that arise in the market of educational services of higher education according the WTO programs.

Keywords: globalization, higher education, educational services, export of educational services.

«Образование как таковое - это процесс становления и развития личности в процессе ее приобщения к культуре общества, осуществляемое человеком в общении и совместной деятельности с другими людьми» [2, с. 28].

«Одной из важных задач, стоящих перед системой образования, является воспитание граждан - социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов» [6, с. 50].

В соответствии с образовательным законодательством России (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») один из принципов государственной образовательной политики - этосоздание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других стран на

© Ефимов А.Д., Элиарова Т.С., 2014

равноправной и взаимовыгодной основе [1, с. 4]. При этом очень важно, чтобы при интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования сохранились и продолжали развиваться достижения и традиции российской высшей школы.

При вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (Федеральный закон от 21 июля 2012 г. «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешско-му соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.») сфера образования также не осталась не затронутой. В отличие от ряда организаций (ЮНЕСКО и Конференции министров образования европейских стран), ВТО относит образование к образовательным услугам и стремится к расширению торговли ими [5].

Начиная с 2012 г., после ратификации Государственной Думой протоко-

78 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2014

ла о вступлении России в ВТО и подписания указа Президентом, Российская Федерация становится полноправным участником международного рынка по торговле услугами образования.

Международный рынок образовательных услуг в данный момент представляет собой целую отрасль мирового хозяйства, объем продаж которой составляет несколько десятков миллиардов долларов США ежегодно, а объем потребителей - несколько миллионов человек соответственно. Лидерами здесь являются США, Англия, Германия, Франция, Австралия и Япония [5].

В понятие «образование» («обучение») ВТО включает два вида услуг:

1) по практическому обучению;

2) тестированию уровня образования [5].

В сложившейся ситуации потенциальными выгодами для отечественной системы образования (в результате присоединения страны к ВТО) могут стать следующие дополнительные возможности:

• «реализация геополитических и экономических интересов страны посредством "образовательной экспансии";

• реформирование системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, расширение спектра образовательных программ и повышение качества образования, улучшение уровня владения учащимися иностранными языками;

• расширение выхода российских вузов на зарубежные образовательные рынки, активное использование дистанционных образовательных технологий, открытие филиалов и представительств российских вузов за рубежом;

• рост числа иностранных студентов в российских вузах и увеличение де-

нежных потоков от экспорта образовательных услуг;

• более широкое знакомство с зарубежной высшей школой, совместная разработка образовательных программ, степеней и квалификаций;

• привлечение лучших иностранных выпускников российских вузов для развития экономики и науки в стране» [5, с. 51].

Весьма важным является и то, что русский язык по распространенности - четвертый в мире. Успех отечественной образовательной системы на международном рынке услуг образования определяется прежде всего тем, насколько быстро и качественно произойдет процесс овладения правилами и нормами образовательного экспорта, инструментами создания и реализации собственного экспортного потенциала образования [5].

В связи с этим на первый план выходят проблемы:

• «обеспечения качества образования и защиты от некачественных образовательных услуг;

• поддержания необходимого уровня доступа к высшему образованию;

• защиты интеллектуальной собственности;

• определения оптимального соотношения источников финансирования образования;

• создания новых алгоритмов управления образованием;

• нового понимания академических свобод» [5, с. 51].

Помимо того, роль высших учебных заведений в инновационном процессе заключается не только в поставках научно-исследовательской продукции на технологические рынки, но и в воспитании специалистов инновационного типа. Они, в свою очередь, должны

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 79

обладать компетенциями, обеспечивающими переход от исследований к разработкам с последующей их коммерциализацией [3].

Следует также дополнить, что Россия не приняла обязательств в отношении иностранного коммерческого присутствия в области высшего образова-

ния. Таким образом, Российская Федерация сохраняет за собой право вводить любые ограничения деятельности иностранных учреждений высшего образования на национальном рынке образования, а также регулировать общий объем иностранного присутствия в сфере высшего образования [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Гребнев Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? // Высшее образование в России. 2006. № 4.

3. Карпов А.О. Открытые инновации и высшее образование / Высшее образование в России. 2013. № 3.

4. Селиверстова О.И. Модернизация систе-

мы образования в свете присоединения России к ВТО // Высшее образование в России. 2013. № 2.

5. Сенашенко B.C. Образование и процессы глобализации//Высшее образование в России. 2013. № 1.

6. Якупова А.Р., Мезенцева Е.И., Матвиенко А.А. Гуманистические идеи в истории становления профессионального образования в России // Высшее образование сегодня. 2009. X.

УДК 371.13:339.9

Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор рассуждает о новой парадигме профессионального туристского образования, построение которой следует вести на основе международных стандартов качества по направлениям подготовки студентов высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональное туристское образование, международные стандарты качества.

The author discusses the new paradigm of professional tourism education that should be constructed on the basis of international quality standards in the directions of higher education training.

Keywords: higher education, professional tourism education, international quality standards.

© Ефремцева Т.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.