Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Палкина Ольга Михайловна

В статье рассматривается образование, и высшее образование в частности, как главный стабилизирующий или антикризисный фактор национальной безопасности современного Российского государства. Приводятся различные научные подходы к пониманию значения высшего образования как фактора национальной безопасности . В исследовании обращается внимание на необходимость анализа состояния и прогнозирования потенциальных моделей становления и развития системы высшего образования с использованием институционального подхода в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY

The article examines education and higher education, in particular, as the main stabilizing or anti-crisis factor in the national security of the modern Russian state. Various scientific approaches to understanding the significance of higher education as a factor of national security are presented. The study draws attention to the need to analyze the state and predict potential models of the formation and development of the higher education system using the institutional approach, in the context of ensuring the national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Палкина О. М. Высшее образование как фактор национальной безопасности // Вестник При-камского социального института. 2021. № 1 (88). C. 76-79.

Palkina O. M. Higher education as a factor of national security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. . Pp. 76-79. (In Russ.)

УДК 338.22

О. М. Палкина

Западно-Уральский институт экономики и права, Пермь, Россия

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Палкина Ольга Михайловна — кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе.

E-mail: olpalkina@mail.ru

В статье рассматривается образование, и высшее образование в частности, как главный стабилизирующий или антикризисный фактор национальной безопасности современного Российского государства. Приводятся различные научные подходы к пониманию значения высшего образования как фактора национальной безопасности. В исследовании обращается внимание на необходимость анализа состояния и прогнозирования потенциальных моделей становления и развития системы высшего образования с использованием институционального подхода в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: высшее образование, национальная безопасность, система образования, социальная политика государства, институциональный подход.

O. M. Palkina

West Ural Institute of Economics and Law, Perm, Russia

HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY

Palkina Olga M. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Vice-rector for Scientific Work.

The article examines education and higher education, in particular, as the main stabilizing or anticrisis factor in the national security of the modern Russian state. Various scientific approaches to understanding the significance of higher education as a factor of national security are presented. The study draws attention to the need to analyze the state and predict potential models of the formation and development of the higher education system using the institutional approach, in the context of ensuring the national security of the Russian Federation.

Keywords: higher education, national security, education system, social policy of the state, institutional approach.

Уже на протяжении нескольких десятков лет в системе высшего образования России происходят интенсивные процессы административных, структурных, экономических, социальных преобразований, которые имеют радикальный характер и меняют всю совокупность отношений в социуме. Особенное ускорение реформирование системы высшего образования с точки зрения перехода вузов на дистанционное обучение приобрело в связи с наступлением острой эпидемиологической ситуации в стране (COVID-19), когда пришлось буквально за считанные недели настраивать программы, обучать преподавателей и студентов работе с интенсивным использованием дистанционных технологий. Заметим, что это

были вынужденные действия руководства вузов и преподавательского состава. До этого шли долгие дискуссии о необходимости и результативности дистанционного обучения, и надо сказать, что в основном вузы не торопились внедрять дистанционные технологии. Об этом говорили как о достаточно отдаленном будущем, но будущее наступило гораздо быстрее, чем предполагали. Данная ситуация предупреждает нас об ускорении формирования новых тенденций развития современности во всех сферах жизнедеятельности общества, и один из принципов безопасности социума — это постоянная готовность к качественным изменениям.

Эволюция системы высшего образования и образования вообще показывает, что именно образование является главным стабилизирующим и антикризисным фактором национальной безопасности, так как именно образование влияет на все уровни безопасности государства, общества, личности. В частности, без подготовки квалифицированных кадров невозможны экономическая, экологическая, военная и технологическая безопасность государства, а без инновационных методик обучения человечество не будет успевать за изменениями в цифровых технологиях и будет обречено на экономическую непригодность.

В исследовании высшего образования с точки зрения обеспечения национальной безопасности важнейшее значение, на наш взгляд, имеет институциональный подход, с позиций которого прогнозирование потенциальных моделей становления и развития системы высшего образования, выделение стержневых точек ее развития как фактора национальной безопасности может быть достаточно точным и продуктивным.

Подходы к пониманию национальной безопасности государства в современных реалиях требуют уточнения. Так, в российском законодательстве и, в частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 (далее — Стратегия), национальная безопасность Российской Федерации понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации1. Национальная безопасность включает в себя государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, технологическую, безопасность личности и другие2.

В соответствии со Стратегией в системе высшего образования прежде всего должны возрождаться исконно российские идеалы: духовность, достойное отношение к исторической памяти; должно укрепляться общественное согласие на основе общих ценностей — свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма. Основные стратегические национальные приоритеты определены как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности России. Факторами, негативно влияющими на национальную безопасность в области науки, технологий и образования, согласно п. 68 Стратегии, являются, в том числе, отставание в развитии высоких технологий, неэффективная система стимулирования деятельности в области науки, инноваций и промышленных технологий, снижение престижа профессий преподавателя и инженера, уровня социальной защищенности работников инженерно-технического, про-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2 О безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 09.11.2020 (дата обращения 20.05.2021).

фессорско-преподавательского и научно-педагогического состава, качества общего, среднего профессионального и высшего образования.

Одним из внутренних источников угроз национальной безопасности России в современных условиях выступает некачественное образование. В этой связи, в соответствии с п. 70 Стратегии, намечены пути решения задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования:

— формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований;

— создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

— реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для органов и сил обеспечения национальной безопасности.

Сегодня данные направления активно претворяются в жизнь и находятся в стадии развития. Однако не все задачи пока выполнены. Одним из инструментов решения поставленных задач в области развития интеллектуального потенциала является «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)»1.

В научной литературе можно встретить такие подходы к понятию национальной безопасности, как, например, отождествление национальной безопасности и безопасности государства. Учитывая правовые аспекты, можно говорить о безопасности государства как защищенности качественного, стабильного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние противоречия [4, с. 15-17]. Помимо этого, в научной литературе есть точка зрения, что понятие национальной безопасности, включая ее разные виды, в том числе и экономическую, сегодня уже является предметом различных дисциплинарных практик, что позволяет использовать в его исследовании междисциплинарный подход — и с точки зрения правовых, и с точки зрения экономических и других дисциплин [3]. Конечно, в современном мире очень тесно связаны все основные сферы жизнедеятельности человека, и это, безусловно, находит отражение и в понимании феномена национальной безопасности. Как предмет исследования в этом контексте интересны и вопросы управления процессом предоставления услуг сферой высшего образования в условиях становления инновационной экономики [2].

Автору ближе понимание национальной безопасности, стержнем которого являются понятия «состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений» [1, с. 91]. Уточняя данную трактовку с институциональной позиции, добавим, что национальная безопасность государства — это система институтов, которая обеспечивает эффективный интеллектуальный потенциал развития государства на определенный (длительный) период времени, с учетом возможных внутренних и внешних угроз. Данное определение наиболее точно отражает важную роль образованного человека, то есть человека, который постоянно совершенствует себя, интеллектуально развивается. Именно формированию такого человека и должен соответствовать современный уровень высшего образования.

На основе теоретических и практических подходов к конкурентоспособности государства можно выделить факторы, которые в наибольшей мере обусловливают его эффек-

1 Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы): распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3684-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 3. Ст. 609.

тивность в экономической сфере безопасности. Это, во-первых, качество подготовки специалистов, во-вторых, условия, которые государство обеспечивает для формирования, развития и реализации их интеллектуального потенциала.

Низкий уровень вышеприведенных факторов усиливает угрозы национальной безопасности. В связи с этим можно утверждать, что качественная система высшего образования является важнейшим средством обеспечения национальной безопасности.

Библиографический список

1. Бельков О. А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: информ. сб. 1994. № 3 (19). С. 91-94.

2. Бердник-Бердыченко Е. Е., Погребач К. С. Стратегические ориентиры развития высшего профессионального образования как инновационного потенциала национальной экономики // Вестник Российского нового университета. Сер. «Человек и общество». 2020. Вып. 2. С. 12-17.

3. Рендак А. В. Экономическая безопасность государства как предмет теоретической рефлексии в социальном познании // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 4. С. 240-251.

4. Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.