Научная статья на тему 'Высшее образование как элемент национальной инновационной стратегии (на примере Республики финляндия)'

Высшее образование как элемент национальной инновационной стратегии (на примере Республики финляндия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / FINLAND / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Юлия Павловна

В статье рассмотрены основные этапы эволюции системы высшего образования Финляндии. Рассмотрена роль государства в регулировании инновационной деятельности. Выявлены условия эффективности проводимых преобразований и современные тенденции инновационного развития высшей школы Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Education as an Element of National Innovation Strategy (on the example of the Republic of Finland)

The article deals with the main stages of evolution of higher education in Finland. The role of the government in regulating the innovative activities is highlighted. The factors of efficient reformation and modern tendencies of innovative development of higher school in Finland are explored.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как элемент национальной инновационной стратегии (на примере Республики финляндия)»

Ю. П. Куликова. Высшее образование как элемент национальной инновационной стратегии.

УДК 316

Ю. П. Куликова

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ФИНЛЯНДИЯ)

В статье рассмотрены основные этапы эволюции системы высшего образования Финляндии. Рассмотрена роль государства в регулировании инновационной деятельности. Выявлены условия эффективности проводимых преобразований и современные тенденции инновационного развития высшей школы Финляндии.

The article deals with the main stages of evolution of higher education in Finland. The role of the government in regulating the innovative activities is highlighted. The factors of efficient reformation and modern tendencies of innovative development of higher school in Finland are explored.

Ключевые слова: Финляндия, высшее образование, инновационное развитие.

Keywords: Finland, higher education, innovative development.

Введение

Качество человеческого капитала в условиях «новой» экономики становится основой конкурентоспособности и экономического развития регионов и государств. Поэтому во всем мире высшие учебные заведения становятся все более активными и зачастую системообразующими участниками инновационных систем.

Опыт Финляндии, за последние два десятилетия занявшей лидирующие позиции в мировых рейтингах инновационности и конкурентоспособности, показывает, что именно образование явилось основой высокого качества жизни, сложившегося в стране. В 2011 г. в Европейской шкале инноваций Финляндия заняла 4-е место по общему инновационному индексу, а по уровню развития человеческих ресурсов - 2-е место.

При этом к началу XX в. на территории Финляндии существовал только один университет, современная система высшего образования сформировалась в 1990-е гг. и продолжает претерпевать динамичные изменения. Систематизация опыта Финляндии позволяет выделить три этапа формирования национальной системы высшего образования, направленных на интенсификацию участия вузов в инновационной деятельности и экономическом развитии.

1.1. Становление инновационной политики развития сферы высшего образования в Финляндии

Первый этап инновационного развития высшего образования в Финляндии охватывает 1960-

© Куликова Ю. П., 2012

1980-е гг. и характеризуется становлением общей институциональной среды образовательной и научно-технической деятельности. Обществом была осознана необходимость научно-технического развития, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью Финляндии на международных рынках (зависимость экономики от лесной промышленности, техническое отставание от развитых стран). Увеличивалось число вузов, рассматриваемых как основа модернизации экономики Финляндии (подготовка высококвалифицированных специалистов; устойчивое региональное развитие; социальная необходимость вузов в связи с демографическим подъемом) [1].

Были созданы или модернизированы основные органы государственного регулирования научно-технической деятельности. Например, в 1983 г. за счет адаптации шведского опыта было создано Финское фондовое агентство по технологиям и инновациям Tekes (Finnish Funding Agency for Technology and Innovation) при Министерстве занятости и экономики. Tekes до сих пор является одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного развития. В 2011 г. более 40% финансирования Tekes было направлено на проекты вузов и научно-исследовательских институтов [2].

С 1980-х гг. Финляндия приняла участие в ряде международных программ научно-технического развития (EUREKA).

В 1988 г. была создана национальная сеть технопарков TEKEL. Кооперация с вузами признается главным направлением деятельности научных парков. Вузы зачастую входят в состав учредителей научных парков и участвуют в управлении.

В целом 1960-1980-е гг. характеризовались постепенным усилением инновационной направленности экономики при координировании и регулировании со стороны государства. В этот период была заложена основа инновационного развития страны.

Второй период охватывает 1990-е - 2007 гг. Советом по научно-технической политике в 1990 г. была сформулирована концепция национальной инновационной системы Финляндии, которая в 1996 г. была дополнена концепцией «общества знаний», что послужило основой последующей более тесной интеграции всех элементов национальной инновационной системы. Вступление в Европейский Союз привело к необходимости повышения качества образования. Был создан Центр международной мобильности (CIMO) для развития международного обмена студентами. Уровень финансирования вузов и НИОКР стал выше средних значений по ЕС и ОЭСР (в 2008 г. внутренние затраты Финляндии на научные исследования и разработки составили 3,92% от ВВП,

Отраслевая социология

стран ЕС - 1,92% от ВВП, стран ОЭСР - 2,4% от ВВП) [3].

1.2. Стратегические альянсы как основа инновационного развития высшего образования в Финляндии

Однако основная реформа Финляндии 1990-х гг., направленная на повышение качества высшего образования, - выделение двух типов вузов, выполняющих разные роли, - университетов и политехнических вузов. Политехнические вузы специализируются на прикладных науках и ориентированы на учет потребностей конкретных регионов. Реформа включала экспериментальный период (1991-1995 гг.), по результатам которого были законодательно закреплены критерии для получения лицензии политехнического вуза. На основе проведения оценки политехнические вузы были учреждены в 1996-2000-х гг. и функционируют на постоянной основе с 2000 г. В результате реформы 210 профессиональных технических институтов уровней post-secondary и higher были объединены в 29 политехнических вузов [4]. Реформой 2003 г. основной задачей политехнических вузов наряду с образованием было объявлено выполнение НИОКР, также отмечалась необходимость соответствия образования и исследований потребностям регионального развития. Расширялась внутренняя автономия политехнических вузов для создания более гибких связей с бизнесом и малым бизнесом.

В 1996 г. был создан Финский совет по оценке высшего образования (FINHEEC), ответственный за независимую оценку вузов Финляндии, регулярно изучающий вопросы функционирования политехнических вузов и университетов.

В 1994 г. была запущена Программа создания центров экспертизы (OSKE), направленная на инновационное развитие регионов. Основой программы является расширение партнерства между вузами, НИИ и предприятиями для создания новых предприятий и развития существующих предприятий на основе внедрения инноваций.

В рассматриваемый период государственные постановления и планы по-прежнему играют координирующую и регулирующую роль в развитии образования. Например, для ликвидации нехватки высококвалифицированных специалистов в приоритетных отраслях в 1998-2002 гг. реализовалась программа по развитию образования в области ИКТ.

Третий этап развития системы высшего образования Финляндии условно начался в 2007 г., когда стала обсуждаться необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего деятельность вузов. Целью реформ являлось предоставление вузам большей финансовой и управленческой независимости для повышения конкурентоспособности и более эффек-

тивного выполнения целей вузов, в том числе по взаимодействию с другими участниками инновационной системы.

В результате к 2009 г. были отредактированы Закон об университетах и Закон о политехнических вузах. За вузами закреплялась ответственность за обеспечение образования и выполнения научных исследований, соответствующих потребностям реальной экономики, а также задача регионального развития с учетом сложившейся структуры экономики. Для выполнения этих задач вузы обеспечивают непрерывность образования, взаимодействуют с бизнесом, промышленностью и другими секторами рынка труда, особенно на уровне региона, а также с финскими и зарубежными вузами.

1.3. Адаптация государственного управления в инновационно развивающейся системе высшего образования Финляндии

Основное изменение закона касается предоставления университетам статуса юридических лиц, независимых от государственного контроля. Прочие изменения: большая независимость вуза во внутренних делах (право назначения ректора, право определения условий контрактов преподавателей и т. д.), расширение участия внешних представителей в общем совете вуза, ужесточение требований к качеству образования, возможность осуществления предпринимательской деятельности, возможность взимания платы с иностранных студентов, ужесточение требований к поступающим. Вузы получили право организации обучения по контракту (made-to-order education), которое может быть инициировано правительством, другим государством, международной организацией, финской или зарубежной корпорацией.

Стратегические цели и показатели развития вузов устанавливаются государством в планах и программах развития при предварительном согласовании с вузами. Учебные программы по-прежнему регулируются правительством для обеспечения конкурентоспособности и стратегических задач страны. При этом вузы не исключены из системы бюджетного финансирования, предоставлена возможность получения дополнительного финансирования за счет высоких показателей деятельности, расширены возможности привлечения внешнего финансирования.

В 2008 г. в Финляндии была подготовлена первая национальная инновационная стратегия, дополненная Направлениями научно-исследовательской и инновационной политики на период 20112015 гг. Целью инновационной политики Финляндии было объявлено создание лучших в мире условий для инновационной деятельности, в том числе достижение мирового лидерства в области высшего образования. Среди задач отмечается развитие трансфера технологий вузов и других

О. В. Устинова. Повышение рождаемости в контексте проблемы управления процессами.

форм взаимодействия с реальным сектором экономики.

Современные тенденции развития высшего образования Финляндии характеризуются следующими особенностями:

- направленность на международное сотрудничество (учебные программы на английском языке реализуются во всех вузах Финляндии, все финские университеты имеют соглашения о сотрудничестве с зарубежными странами, поддерживается международный обмен студентами, обязательно обучение студентов хотя бы одному иностранному языку);

- развитие кластеризации (в 2007-2012 гг. создано шесть стратегических центров науки, технологий и инноваций SHOK, в приоритетных отраслях хозяйства с участием университетов; организационная модель Программы создания центров экспертизы в 2007-2013 гг. была переориентирована на кластеризацию, ее основу составили усиление региональной специализации и кооперации между центрами экспертизы);

- развитие межвузовского взаимодействия, укрупнение и слияние вузов (образование университетских консорциумов финских университетов; создание в 2007 г. Cross-Border University -университетского консорциума, включившего четыре финских и шесть российских вузов, при финансировании правительства Финляндии).

Заключение

Основу инновационного развития высшей школы Финляндии в последние десятилетия составили несколько принципов, обеспечивших эффективность проводимых преобразований: систематичность и последовательность государственной политики; стратегическая направленность реформ с учетом общих социально-экономических целей страны (регулярное составление планов и программ развития); своевременная оценка, корректировка и модернизация программ развития; понимание образования не только как основы национальной инновационной системы, но и культуры общества (в Финляндии функционирует Министерство образования и культуры); развитие высшего образования с учетом общей системы образования, поддержка непрерывного образования; вовлечение большого числа участников в проводимые преобразования; тщательное изучение и адаптация зарубежного опыта (Швеции, Японии, США и т. д.) с учетом национальных особенностей.

Положительный опыт инновационного развития высшей школы Финляндии может быть учтен при активизации инновационной деятельности вузов Российской Федерации.

Примечания

1. Tarmo Lemola. Transformation of Finnish Science and Technology Policy. Science Studies. 2003. № 1.

2. URL: http://www.tekes.fi/en/community/ Annual_review/341/Annual_review/1289 - официальный сайт Tekes.

3. URL: http://stats.oecd.org - официальный сайт OECD. StatExtracts, Main Science and Technology Indicators.

4. Anu Lyytinen. Finnish Polytechnics in the Regional Innovation System - Towards New Ways of Action. University of Tampere, 2011.

УДК 316.334.3

О. В. Устинова

ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЦЕССАМИ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье представлены результаты исследования общественного мнения относительно эффективности реальных и возможных мер государственной политики, направленных на повышение рождаемости в стране.

The article presents the results of public opinion research concerning the efficiency of actual and possible measures of state policy aimed at increasing the birth rate in the country.

Ключевые слова: воспроизводство населения, репродуктивное поведение, рождаемость.

Keywords: population reproduction, reproductive behavior, birth rate.

Управление процессами воспроизводства населения является одним из важных компонентов политики национальной безопасности, поскольку определяет перспективную численность населения страны, основные направления социальной динамики, сохранение существующей системы ценностей, культуры и т. п.

Под воспроизводством населения понимают постоянное возобновление численности и структуры населения как путем естественной смены уходящих поколений новыми, так и перехода одних структурных частей в другие [1].

Теоретико-методологические аспекты воспроизводства населения исследовались В. Н. Архангельским, В. А. Беловой, В. А. Борисовым, Д. И. Вален-тей, А. Г. Вишневским, В. М. Медковым, Н. М. Ри-машевской и др.

О приоритетности вопросов воспроизводства населения неоднократно высказываются первые лица страны. Так, В. В. Путин в феврале 2012 г. на совещании по демографической политике и реализации региональных программ модернизации здравоохранения отметил низкие демографические показатели в регионах страны [2].

© Устинова О. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.