Научная статья на тему 'Инновационная политика развития сферы высшего образования в Финляндии'

Инновационная политика развития сферы высшего образования в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКАЛА ИННОВАЦИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / FINLAND / EUROPEAN INNOVATION SCOREBOARD / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Юлия Павловна

В статье описаны основные этапы эволюции системы высшего образования Финляндии, раскрыты роль государства в регулировании инновационной деятельности, условия эффективности проводимых преобразований и современные тенденции инновационного развития высшей школы Финляндии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation policy of development of higher education in Finland

In the paper the main periods of evolution of higher education in Finland are described. The role of the government in regulation of innovative activities is highlighted, the factors of efficient reformation and modern tendencies of innovative development of higher school are explored

Текст научной работы на тему «Инновационная политика развития сферы высшего образования в Финляндии»

Ю. П. Куликова

(Москва)

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИНЛЯНДИИ

В статье описаны основные этапы эволюции системы высшего образования Финляндии, раскрыты роль государства в регулировании инновационной деятельности, условия эффективности проводимых преобразований и современные тенденции инновационного развития высшей школы Финляндии

Качество человеческого капитала в условиях «новой» экономики становится основой конкурентоспособности и экономического развития регионов и государств. Поэтому во всем мире высшие учебные заведения становятся все более активными и зачастую системообразующими участниками инновационных систем.

Опыт Финляндии, за последние два десятилетия занявшей лидирующие позиции в мировых рейтингах инновационности и конкурентоспособности, показывает, что именно образование явилось основой высокого качества жизни, сложившегося в стране. В 2011 г. в Европейской шкале инноваций Финляндия заняла 4-е место по общему инновационному индексу, 2-е место - по уровню развития человеческих ресурсов.

При этом к началу ХХ века на территории Финляндии существовал только один университет, современная система высшего образования сформировалась в 1990-е гг. и продолжает претерпевать динамичные изменения. Систематизация опыта Финляндии позволяет выделить три этапа формирования национальной системы высшего образования, направленных на интенсификацию участия вузов в инновационной деятельности и экономическом развитии. Охарактеризуем их.

1. Становление инновационной политики развития сферы высшего образования в Финляндии.

Первый этап инновационного развития высшего образования в Финляндии охватывает 1960-1980 гг. и связывается со становлением общей институциональной среды образовательной и научно-технической деятельности. Обществом была осознана необходимость научно-технического развития, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью Финляндии на международных рынках (зависимость экономики от лесной промышленности, техническое отставание от

развитых стран]. Увеличивалось число вузов, рассматриваемых как основа модернизации экономики Финляндии (подготовка высококвалифицированных специалистов; устойчивое региональное развитие; социальная необходимость вузов в связи с демографическим подъемом] [1].

Были созданы или модернизированы основные органы государственного регулирования научно-технической деятельности. Например, в 1983 г. за счет адаптации шведского опыта было создано Финское фондовое агентство по технологиям и инновациям Tekes (Finnish Funding Agency for Technology and Innovation] при Министерстве занятости и экономики. Tekes до сих пор является одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного развития. В 2011 г. более 40% финансирования Tekes было направлено на проекты вузов и научно-исследовательских институтов [2].

С 1980-х гг. Финляндия приняла участие в ряде международных программ научно-технического развития (EUREKA], а в 1988 г. была создана национальная сеть технопарков TEKEL. Кооперация с вузами признается главным направлением деятельности научных парков. Вузы зачастую входят в состав учредителей научных парков и участвуют в управлении.

В целом 1960-1980-е гг. характеризовались постепенным усилением инновационной направленности экономики при координировании и регулировании со стороны государства. В этот период была заложена основа инновационного развития страны.

Второй период охватывает 1990-2007 гг. Советом по научно-технической политике в 1990 г. была сформулирована концепция национальной инновационной системы Финляндии, которая в 1996 г. была дополнена концепцией «общества знаний», что послужило основой последующей более тесной инте-

грации всех элементов национальной инновационной системы. Вступление в Европейский Союз привело к необходимости повышения качества образования. Был создан Центр международной мобильности (CIMO) для развития международного обмена студентами. Уровень финансирования стал выше средних значений по ЕС и ОЭСР (в 2008 г. внутренние затраты Финляндии на научные исследования и разработки составили 3,92% от ВВП, стран ЕС - 1,92% от ВВП, стран ОЭСР 2,4% от ВВП] [3].

2. Стратегические альянсы как основа инновационного развития высшего образования в Финляндии.

Однако основная реформа Финляндии 1990-х гг., направленная на повышение качества высшего образования, - выделение двух типов вузов, выполняющих разные роли, -университетов и политехнических вузов. Политехнические вузы специализируются на прикладных науках и ориентированы на учет потребностей конкретных регионов. Реформа включала экспериментальный период (19911995 г.], по результатам которого были законодательно закреплены критерии для получения лицензии политехнического вуза. На основе проведения оценки политехнические вузы были учреждены в 1996-2000-х гг. и функционируют на постоянной основе с 2000 г. В результате реформы 210 профессиональных технических институтов уровней postsecondary и higher были объединены в 29 политехнических вузов [4]. Реформой 2003 г. основной задачей политехнических вузов также считалась необходимость соответствия образования и исследований потребностям регионального развития. Расширялась внутренняя автономия политехнических вузов для создания более гибких связей с бизнесом и малым бизнесом.

В 1996 г. был создан Финский совет по оценке высшего образования (FINHEEC], ответственный за независимую оценку вузов Финляндии, регулярно изучающий вопросы функционирования политехнических вузов и университетов.

В 1994 г. была запущена Программа создания центров экспертизы (OSKE], направленная на инновационное развитие регионов. Основой программы является расширение партнерства между вузами, НИИ и предприятиями для создания новых предприятий и развития существующих предприятий на основе внедрения инноваций.

В рассматриваемый период государственные постановления и планы по-прежнему играют координирующую и регулирующую роль в развитии образования. Например, для ликвидации нехватки высококвалифицированных специалистов в приоритетных отраслях в 1998-2002 гг. реализовалась программа по развитию образования в области ИКТ.

Третий этап развития системы высшего образования Финляндии условно начался в 2007 г., когда стала обсуждаться необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего деятельность вузов. Целью реформ являлось предоставление вузам большей финансовой и управленческой независимости для повышения конкурентоспособности и более эффективного выполнения целей вузов, в том числе по взаимодействию с другими участниками инновационной системы.

В результате к 2009 г. были отредактированы Закон об университетах и Закон о политехнических вузах. За вузами закреплялась ответственность за обеспечение образования и выполнения научных исследований, соответствующих потребностям реальной экономики, а также задача регионального развития с учетом сложившейся структуры экономики. Для выполнения этих задач вузы обеспечивают непрерывность образования, взаимодействуют с бизнесом, промышленностью и другими секторами рынка труда, особенно на уровне региона, а также с финскими и зарубежными вузами.

3. Адаптация государственного управления в инновационно развивающейся системе высшего образования Финляндии.

Основное изменение закона касается предоставления университетам статуса юридических лиц, независимых от государственного контроля. Прочие изменения составляют: большая независимость вуза во внутренних делах (право назначения ректора, право определения условий контрактов преподавателей и т.д.], расширение участия внешних представителей в общем совете вуза, ужесточение требований к качеству образования, возможность осуществления предпринимательской деятельности, возможность взимания платы с иностранных студентов, ужесточение требований к поступающим. Вузы получили право организации обучения по контракту (made-to-order education], которое может быть инициировано правительством, другим государством, международной орга-

низацией, финской или зарубежной корпорацией.

Стратегические цели и показатели развития вузов устанавливаются государством в планах и программах развития при предварительном согласовании с вузами. Учебные программы по-прежнему регулируются правительством для обеспечения конкурентоспособности и стратегических задач страны. При этом вузы не исключены из системы бюджетного финансирования, им предоставлена возможность получения дополнительного финансирования за счет высоких показателей деятельности, расширены возможности привлечения внешнего финансирования.

В 2008 г. в Финляндии была подготовлена первая национальная инновационная стратегия, дополненная Направлениями научно-исследовательской и инновационной политики на период 2011-2015 гг. Целью инновационной политики Финляндии было объявлено создание лучших в мире условий для инновационной деятельности, в том числе достижения мирового лидерства в области высшего образования. Среди задач отмечается развитие трансфера технологий вузов и других форм взаимодействия с реальным сектором экономики.

Современные тенденции развития высшего образования Финляндии характеризуются следующими особенностями:

- направленность на международное сотрудничество (учебные программы на английском языке реализуются во всех вузах Финляндии, все финские университеты имеют соглашения о сотрудничестве с зарубежными странами, поддерживается международный обмен студентами, обязательно обучение студентов хотя бы одному иностранному языку];

- развитие кластеризации (в 2007-2012 гг. создано шесть стратегических центров науки, технологий и инноваций SHOK в при-

оритетных отраслях хозяйства с участием университетов; организационная модель Программы создания центров экспертизы в 2007-2013 гг. была переориентирована на кластеризацию, ее основу составило усиление региональной специализации и кооперации между центрами экспертизы];

- развитие межвузовского взаимодействия, укрупнение и слияние вузов (образование университетских консорциумов финских университетов; создание в 2007 г. CrossBorder University - университетского консорциума, включившего четыре финских и шесть российских вузов, при финансировании правительства Финляндии].

Основу инновационного развития высшей школы Финляндии в последние десятилетия составили несколько принципов, обеспечивших эффективность проводимых преобразований: систематичность и последовательность государственной политики; стратегическая направленность реформ с учетом общих социально-экономических целей страны (регулярное составление планов и программ развития]; своевременная оценка, корректировка и модернизация программ развития; понимание образования не только как основы национальной инновационной системы, но и культуры общества (в Финляндии функционирует Министерство образования и культуры]; развитие высшего образования с учетом общей системы образования, поддержка непрерывного образования; вовлечение большого числа участников в проводимые преобразования; тщательное изучение и адаптация зарубежного опыта (Швеции, Японии, США и т.д.] с учетом национальных особенностей.

Положительный опыт инновационного развития высшей школы Финляндии может быть учтен при активизации инновационной деятельности вузов Российской Федерации.

Литература

1. Tarmo Lemola. Transformation of Finnish Science and Technology Policy // Science Studies. - 2003. - №1. - p.52-67.

2. Tekes Annual Reviews: [2010, 2011] [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.tekes.fi/en/community/Annual_review/341/Annu-

al_review/1289 : официальный сайт финского фондового агентства Tekes (дата обращения 08.07.2012].

3. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD] : официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (OECD.StatExtracts, Main Science and Technology Indicators]/

- URL: http://stats.oecd.org (дата обращения 08.07.2012].

4. Anu Lyytinen. Finnish Polytechnics in the Regional Innovation System - Towards New Ways of Action / University of Tampere. - 2011. -189 p. [Электронный ресурс]. - URL: http://acta.uta.fi/pdf/978-951-44-8408-7.pdf (дата обращения 22.07.2012].

----------^-------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.