Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102
Зиневич Ольга Владимировна - д-р филос. наук, заведующий кафедрой международных отношений и регионоведения, ORCID: 0000-0002-2065-3020, [email protected] Мелёхина Елена Анатольевна - канд. пед. наук, декан факультета гуманитарного образования, ORCID: 0000-0001-7502-9949, [email protected]
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия Адрес: 630073, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 20
Аннотация. В статье рассматривается вклад вузов России в достижение целей устойчивого развития в условиях кризиса глобализма и перехода к глобально-локальной парадигме существования общества. Авторы, исходят из теоретической предпосылки о том, что в основе принятой на международном уровне триединой концепции устойчивого развития (экономическая эффективность, социальное равновесие и защита окружающей среды) лежит представление о развитии как о процессе и результате действия субъективных и объективных факторов в деятельности, направленной на созидание будущего человечества. Это позволяет рассмотреть активность субъектов высшего образования по достижению глобальных целей устойчивого развития через локальные практики: экологически, экономически и социально ориентированную деятельность и / или создание экосистем на локальном уровне. Целью статьи является выявление организационных условий, которые необходимы для достижения университетами высокого уровня устойчивого развития.
Рассмотрены способы внедрения концепции устойчивого развития в высшее образование на примере российских и зарубежных университетов, имеющих богатый опыт образовательной, научной и социальной деятельности для достижения целей устойчивого развития в своём регионе: создания вертикальных и горизонтальных связей между субъектами устойчивого развития в образовательном пространстве вуза; воспитания культуры устойчивого развития и мотивации к совместным действиям для достижения его целей. Этот опыт может быть интересен российским вузам, поскольку принципы устойчивого развития и ориентация на создание образовательных экосистем имплементиро-ваны в российские государственные программы развития регионов (опорные вузы и программа «Приоритет-2030»). В программе «Приоритет-2030» экосистемный принцип закладывается как один из базовых для программно-целевого инновационного развития региональных кластеров, образованных совместными усилиями университетов, бизнеса, государственными и общественными организациями. Вместе с тем, создание образовательных экосистем в российских вузах связывается, преимущественно, с достижением
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Зиневич О.В., Мелёхина Е.А., 2023.
И]
наукометрических и финансовых показателей, а не с развитием человека, профессиональные, интеллектуальные и моральные качества которого позволяют заботиться о будущем региона, страны и мира.
Ключевые слова: глобальное и локальное устойчивое развитие, высшее образование для устойчивого развития, образовательные экосистемы, зарубежные практики создания устойчивого университета.
Для цитирования. Зиневич О.В, Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. No. 3. С. 84-102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102
Higher Education for Global and Local Sustainable Development
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102
Olga V. Zinevich - Dr. Sci. (Philosophy), Head of the International Relations and Regional Studies Department, ORCID: 0000-0002-2065-3020, [email protected]
Elena A. Melekhina - Cand. Sci. (Education), Dean of the Humanities Department, ORCID: 00000001-7502-9949, [email protected] Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia, Address: 20, K. Marks prospect, Novosibirsk, 630073, Russian Federation
Abstract. The Russian universities' contribution to the achievement of sustainable development goals is analyzed from the prospect of globalism crisis and transition to the global-local paradigm of the existence of a society. The authors proceed from the theoretical premise that the internationally recognized threefold concept of sustainable development encompassing economic development, social stability and environmental sustainability is based on the understanding of the development as a process and a result of subjective and objective factors that effective in activity aimed at building the future of the humankind. Sociocultural approach allows considering the universities' practices on achieving global goals of sustainable development through local (national and cultural) practices: ecological, economical and socially oriented activity and/ or building ecosystems at a local level. The article is aimed to define the universities' organizational environment and conditions providing the high level of sustainable development goals' achievement.
Universities implement various strategies to introduce the concept of sustainability into the programs of their development. The practices of the universities known for the effective implementation of sustainability concept into educational, research and social practices oriented to the regional sustainable development are analyzed. The universities under consideration provide stimulating ground for establishing horizontal and vertical relationships among all subjects of sustainable development within their educational environment, fostering sustainability culture and motivating students, teachers and other personnel to achieve sustainability goals. Their experience might be informative for Russian Universities as far as the principles of sustainable development and orientation at building educational ecosystems are formulated in the national programs of regional development in Russia (Flagship Universities Program and Priority 2030 Program). In the Priority 2030 Program, the ecosystem principle is one of the fundamental for the result-oriented innovative development of regional clusters created by the joint efforts of universities, busi-
nesses, state and social organizations. However, Russian universities in their striving for designing educational ecosystem mostly focus on research and financial aspects than on the development of a man, whose professional, intellectual and moral formation might contribute to the sustainable development of the region, the nation and the world.
Keywords: global and local sustainable development, higher education for sustainable development, educational ecosystem, foreign practices for developing sustainable university
Cite as: Zinevich, O.V., Melekhina, E.A. (2023). Higher Education for Global and Local Sustainable Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 3, pp. 84-102, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Последние события в мире (пандемия, геополитический кризис) вносят заметные коррективы в реализацию целей устойчивого развития в сфере высшего (университетского) образования. С 80-х гг. прошлого столетия университеты мира уверенно следовали сформулированным международными организациями целям устойчивого развития и накопили большой локальный опыт. До 2022 г. российские университеты наращивали своё представительство в международных рейтингах (THE University Impact Rankings) в рамках семи целей устойчивого развития: «качественное образование», «достойная работа и экономический рост», «индустриализация, инновации и инфраструктура», «мир, правосудие и эффективные институты», «ликвидация голода», «борьба с изменением климата», «хорошее здоровье и благополучие»1. «Отменить» повестку устойчивого развития невозможно, поскольку реализация этой повестки необходима для будущего страны и мира - сбалансированного сосуществования людей с разными социальными интересами, равновесного состояния общества и природы в страновом, региональном или глобальном масштабах. Не случайно в условиях международной политической нестабильности в
1 Университеты Проекта 5-100 вносят вклад в реализацию целей устойчивого развития ООН // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https:// www.5top100.ru/news/l44419/ (дата обращения: 18.10.2022).
Москве работал форум, посвящённый обсуждению стратегических подходов и актуальных решений бизнеса, государства и гражданского общества в области достижения целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты всеми государствами - членами ООН в 2015 г.2 В дискуссиях форума важнейшей ценностью устойчивого развития была названа ценность «человеческого капитала», и тем самым было подчёркнуто значение высшего образования в достижении целей устойчивого развития через подготовку высококвалифицированных специалистов, способных внести свой вклад в решение экономических, социальных и экологических проблем.
Вопрос о вкладе университетов в устойчивое развитие достаточно широко обсуждается зарубежными экспертами. В ряде научных публикаций под эгидой ЮНЕСКО, посвящённых вкладу университетов в достижение целей устойчивого развития, анализируются результаты, проблемы и трудности, а также специфика программно-целевых установок и работы «на местах», в локальном пространстве региона и отдельного вуза [1]. Публикуются отчёты о достижениях университетов, где подробно обсуждается роль высших учебных заведений в содействии устойчивому развитию. Так, в отчёте, опубликованном ЮНЕСКО в 2022 г., уделено внимание трём взаимосвязанным темам:
2 Национальный форум по устойчивому развитию. IV ежегодный проект издания «Ведомости». URL: https://events.vedomosti.ru/events/ national22 (дата обращения: 18.10.2022).
необходимости движения в сторону меж-дисциплинарности в производстве и распространении знаний; необходимости стать открытыми учреждениями (путём диалога с различными слоями общества с использованием разных способов познания); необходимости активно участвовать в жизни общества через партнёрские отношения с другими акторами3. Российская экспертиза вклада вузов в достижение целей устойчивого развития представлена в «Добровольном национальном обзоре»4, где отражены достижения Российской Федерации по семнадцати целям устойчивого развития и стратегия развития до 2030 г. Приведена статистика и ряд кейсов, характеризующих результаты деятельности в сфере образования: обеспечения кадрами рынка труда и финансовой стабильности выпускников, инклюзии, молодёжной политики, деятельности центров науки и образования (Сколково), а также молодёжных форумов и конкурсов по молодёжному лидерству.
В отечественной науке системные теоретические изыскания по проблемам устойчивого развития были развёрнуты в 90-х гг. прошлого века, и в 2006 г. в свет вышла монография, написанная на основе исследований, проведённых на базе институтов СО РАН, в которой анализировались концептуальные и социально-технологические
3 Knowledge-driven actions: Transforming higher education for global sustainability. Independent Expert Group on the Universities and the 2030 Agenda Published in 2022 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris, France, © UNESCO 2022, ISBN 978-92-3100505-3, 101 рр. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000380519 (дата обращения: 18.10.2022).
4 Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/26420VNR_2020_ Russia_Report_Russian.pdf (дата обращения: 18.10.2022).
перспективы перехода Сибирского региона на модель устойчивого регионального развития [2]. Учёными была сделана попытка выработать стратегию устойчивого развития на основе соединения теоретического видения проблем с практическими задачами развития человеческого потенциала, территориальных и производственных институтов, экологии и решения социальных вопросов. Выработка стратегических ориентиров устойчивого развития велась в рамках программно-целевой организации исследований Сибирского региона. В центре внимания оказалось «общество, и те механизмы (социокультурные, экономические, политические, правовые), которые были ответственны за характер его развития» [2]. В монографии был затронут вопрос о перспективах развития научного центра (Новосибирский Академгородок) и Новосибирского государственного университета как сетевой коммуникационной площадки для воспроизводства научных кадров и «субъектов инновационной деятельности» [2]. Проведённое исследование носило комплексный и системный характер, но, в силу ряда причин, комплексное изучение конкретных вопросов устойчивого развития различных сфер жизни региона и роли университетов в этом процессе на основе проработанной теоретической модели не стали мейнстримом в изучении устойчивого развития.
Другая ветвь отечественных исследований тоже не имела значимого влияния для развития локальных университетских практик. Речь идёт об исследованиях устойчивого развития, которые проводились в рамках цивилизационного подхода [3] и отечественной глобалистики [4; 5]. В рамках этих подходов был сформулирован ряд положений о связи образования с целями устойчивого развития и о вузах как важнейших институтах реализации повестки. Эти положения касаются вопросов экологизации образования и его футуризации - «смещения акцентов на изучение и моделирование будущего», на «глобальные (и в перспекти-
ве даже космические) проблемы», затрагивались вопросы о влиянии цифровизации на устойчивое развитие [6]. Были сформулированы положения о том, что превалирующая в настоящем модель образования «экономоцентрична», поддерживает «неустойчивое развитие», удаляет человечество от процветающего будущего, а инновации в образовании (в особенности цифрови-зация) могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Концепция базируется на оценочных суждениях относительно всеобщего блага и вклада высшего образования в процесс его достижения, но вопрос о том, каким образом в университетских практиках можно минимизировать негативные последствия для устойчивого развития, остаётся открытым.
В сегодняшних реалиях практическая ориентированность исследований вклада института высшего образования в достижение целей устойчивого развития выглядит более актуальной, чем глобальные футуро-логические прогнозы. Востребовано исследование локальных практик устойчивого развития в глобальном контексте [7], когда практики рассматриваются как проект и продукт деятельности коллективных субъектов, в основу которой положены идеи и ценности устойчивого развития. Цели сформулированы на основе глобальных (общечеловеческих ценностей), но субъекты действуют в локальном пространстве, и, следовательно, практики устойчивого развития имеют локальные (цивилизационные, национально-культурные, региональные) особенности. Ориентация на локальные практики повышает значение исследований, нацеленных на трансформацию высшего образования - организационную перестройку университетов для реального вклада в достижение целей устойчивого развития «на местах». При этом следует правильно оценить значение субъективного фактора в проектировании и достижении локальных целей устойчивого развития. Так, экоцентристский подход («сильная
модель» устойчивого развития) минимизируют значение субъективного целеполага-ния - развитие общества рассматривается как часть природной эволюции; в конечном счёте, в своей деятельности человек следует законам природы (в большей мере является объектом воздействия природы, чем субъектом её преобразования). В рамках антропоцентрического подхода («слабая модель» устойчивого развития), напротив, подчёркивается роль субъекта, который адаптирует природу к своим потребностям средствами научно-технического прогресса. В основе наиболее востребованной триединой концепции устойчивого развития, нацеленной на экономическую эффективность, социальное равновесие и решение экологических вопросов, лежит идея равнозначности субъективного и объективного факторов во взаимодействии общества и природы. Эта концепция содержит предпосылку о том, что человек может сообразовываться с законами природы, достигая при этом целей экономического и социального развития [8; 9]. Необходимо подчеркнуть, что сопряжение объективного и субъективного в настоящем может быть достигнуто на основе тщательного анализа именно локального опыта. В противном случае, следование далёким целям (деятельность на благо грядущим поколениям), без учёта и создания специальных условий для устойчивого развития, выглядит как утопия.
Таким образом, авторы статьи опираются на теоретические предпосылки, согласно которым цели устойчивого развития должны быть конкретизированы, локализованы и достижимы при условии согласования интересов субъектов экономической и иных видов деятельности с учётом ожидаемых конкретных результатов от применения инновационных технологий и использования природных ресурсов. Локальные практики устойчивого развития предполагают приверженность общечеловеческим ценностям, ориентирующим на достижение блага будущих поколений. Анализ документов и
публикаций по проблеме устойчивого развития университетов, представленный в статье, имеет целью выявить организационные условия, которые необходимы для достижения университетами высокого уровня устойчивого развития.
При выборе университетов авторы статьи руководствовались приверженностью университетов стратегии реализации миссии социально-экономического и культурного развития общества (третьей миссии университета), к выполнению которой призван современный университет. Согласно государственным программам развития университетов России, цели устойчивого развития должны быть достигнуты прежде всего в масштабе региона (программа финансовой поддержки и развития опорных университетов (2016-2021 гг.), а дальнейшее продвижение по этому пути предполагает реализацию экосистемного подхода и создание экосистем с участием университета, бизнеса, представителей государственного управления и гражданского общества (программа «Приоритет-2030», трек «Территориальное и отраслевое лидерство»).
В статье рассматривается опыт ряда зарубежных и отечественных университетов, имеющих достижения согласно рейтингу Times Higher Education - Impact Rankings 20225. Участники рейтинга занимают активную позицию по реализации экологических, экономических и социальных программ, нацеленных на улучшение экологии страны и региона, а также по развитию самого университета, его внутренней организационно-управленческой и культурной трансформации в парадигме устойчивого развития.
Выбор авторов статьи обусловлен прежде всего тем, что из всех российских университетов, реализующих цели устойчи-
5 Times Higher Edication - Impact Rankings 2022. URL: https://www.timeshighereducation.com/ impactrankings#!/page/0/length/25/sort_by/ rank/sort_order/asc/cols/undefined (дата обращения: 18.10.2022).
вого развития согласно международным программам и критериям, наиболее высокое место занимает Санкт-Петербургский технический университет Петра Великого (88,5). Из региональных российских вузов локальный тренд устойчивого развития наиболее успешно реализовывал Алтайский государственный университет. В статье отмечен университет Universidade Federal do ABC (Бразилия), который акцентирует внимание на региональном комплексном развитии на основе последовательно проводимой образовательной политики. Региональная принадлежность и региональная направленность деятельности ряда российских вузов Сибирского региона, занявших в рейтинге Times Higher Education (THE) более низкие места, послужила основанием для того, чтобы выявить те направления деятельности по достижению целей устойчивого развития, которые всё же являются наиболее успешными и могут масштабироваться нестоличными вузами. Среди столичных вузов, отмеченных в рейтинге по критерию создания локальной устойчивой городской среды, интересен опыт СПбГУ, где большое внимание уделяется изменению внутренней среды самого университета - культуры поведения администрации, научно-педагогических и инженерно-технических сотрудников.
Авторы статьи сочли целесообразным выделить успешные направления деятельности зарубежных университетов по достижению целей трёх миссий (обучение, исследование, социальная миссия). В статье приводятся данные по университету города Утрехт (научные исследования), государственного университета в Попаяне в Колумбии (социальная миссия), университет Чиу-ауа в Мексике (обучение). Эти университеты не входят в рейтинг THE, однако их опыт реализации целей устойчивого развития заслуживает изучения, что было отмечено в отчёте экспертной группы UNESCO, представленном на 3-й Всемирной конференции по высшему образованию в Барселоне в мае 2022 г. [10].
Цели устойчивого развития в университетской повестке
С момента принятия концепция устойчивого развития рассматривалась как организационный принцип глобального развития, ориентированного на поддержание благополучия, как людей, так и планеты с целью решения экологических, экономических и социальных проблем. Однако в последние годы наметился сдвиг в концептуализации устойчивого развития не только как стратегии благосостояния человечества и планеты, но и сохранения мира и партнёрских отношений [11]. Это нашло отражение в детализации целей устойчивого развития до 2030 г., осуществлённой ООН в 2015 г. на основании оценки результатов, достигнутых за отчётный период с начала тысячелетия.
Особая роль в реализации целей образования в интересах устойчивого развития отводится высшему образованию, которое рассматривается как основная движущая сила этого развития6, основывающегося на «Принципы обучения ответственному менеджменту» (PRME). Университеты ориентированы в своей деятельности на подготовку ответственных за устойчивое развитие лидеров для бизнес-сектора через взаимодействие с региональными и глобальными экономическими структурами, а также научно-исследовательскую работу [12]. Высшая школа интегрирует аспекты устойчивого развития в образовательные программы, определяет индикаторы и разрабатывает стандарты устойчивого развития, развивает корпоративную культуру и осуществляет структурные преобразования на пути к устойчивости [13]. Практики университетов ориентированы на развитие системного мышления и компетенции оценивания у сту-
6 Инициатива Глобального договора ООН «Принципы обучения ответственному менеджменту» (Principles for responsible management education - PRME). UN Global Compact. (2018). URL: https://www.unglobalcompact.org/take-action/action/management-education (дата обращения 18.10.2022).
дентов с опорой на методики интерактивного обучения, которые используются для занятий с учащимися старших классов школы [14], создание моделей гибридных кампусов с физическими и виртуальными лабораториями, функционирующими на основе искусственного интеллекта и предоставляющими больше возможностей для автономии обучающихся [15], использование технологий строительства «зелёных» кампусов [12], дополнение содержания образовательных программ дисциплинами, формирующими компетенции обучающихся в области корпоративной социальной ответственности, управленческих решений в интересах устойчивого развития [16], межкультурного взаимодействия, социальной справедливости, инклюзии, ответственного отношения к окружающей среде [17].
Анализируя стратегические ориентиры зарубежных вузов, занимающих высшие позиции в рейтинге QS WUR 2022, Д.А. Штых-но и соавторы отмечают следующие цели устойчивого развития, реализуемые данными вузами:
• вклад в социально-экономическое развитие общества, содействие национальному и международному развитию;
• расширение поликультурности университетов, создание инклюзивной среды, социальная поддержка и улучшение условий жизни студентов, обеспечение равенства возможностей для всех абитуриентов и студентов;
• соблюдение высочайших стандартов экологической устойчивости при проектировании новых зданий в строительстве;
• проведение исследований, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
• создание и развитие умного устойчивого кампуса, снижение потребления электроэнергии [18].
В России концепция перехода к устойчивому развитию с 1996 по 2021 г. регулировалась целым рядом правительственных актов, направленных, главным образом, на
контроль использования природных ресурсов, развитие сельских территорий, региональное развитие и «зелёное развитие» (обращение с отходами, снижение выбросов загрязняющих веществ, энергоэффективность и устойчивая инфраструктура). Цель достижения устойчивого развития была имплицирована в национальные программы развития российских университетов (Проект 5-100) и две последовательно развёрнутые российским правительством программы развития вузов страны: программу финансовой поддержки и развития опорных университетов (2016-2021 гг.) и программу «Приоритет-2030» (запущена в 2021 г.). Создание опорных университетов ориентировано на развитие регионов - обеспечение квалифицированными научными и профессиональными кадрами, инновационными технологиями, поддержкой экологических, социальных и культурных программ. Региональное развитие является одной из ключевых целей и в проекте «Приоритет-2030». Согласно треку «Территориальное и отраслевое лидерство» приоритетным является вклад университета в комплексное развитие региона: университет, совместно с бизнесом, органами управления и структурами гражданского общества становится лидером развития региона, что придаёт развитию такие качества как системность и устойчивость.
Указание на необходимость достижения устойчивого развития содержится как в программах опорных университетов, так и в программах университетов, реализующих программу «Приоритет-2030». При этом дискурс устойчивого развития программ опорных университетов и университетов, выполняющих задачи по программе «При-оритет-2030», имеет общие черты - это дискурс миссии и стратегии, с помощью которого задаются общие рамки для деятельности по развитию региона и самого университета. В целом, программы развития опорных университетов, за редким исключением (стратегический проект Алтайского государственного университета «Устойчивое раз-
витие территорий Алтая в трансграничном пространстве»7), не содержат специальных системных разработок, ориентированных на цели устойчивого развития, а программы «Приоритет-2030» демонстрируют экоси-стемный разворот.
В университетских программах «При-оритет-2030» наряду с дискурсом устойчивости и экологичности в развитии, активно используется экосистемная риторика, что отражает мировой тренд на создание экосистем в сфере университетского образования [19]. В исследовании кейсов уже функционирующих зарубежных и российских университетских образовательных экосистем, которое было проведено Московской школой менеджмента в Сколково, к образовательным экосистемам отнесены: «экосистемы, способствующие социальным или культурным инновациям и развитию; экосистемы, поддерживающие технологические инновации разработчиков; экосистемы, способствующие городскому гражданскому развитию и расширяющие возможности горожан в получении образования; экосистемы, поддерживающие регенеративную экономику совместно с соответствующими биорегиональными экосистемами». В центре развития экосистем позиционируются сети «взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения / воспитания / развития в течение всей жизни»8. Образовательные экосистемы создают ниши и возможности для выбора индивидуальной траектории каждым участником образовательного процесса в контексте формального
7 Стратегический проект «Устойчивое развитие территорий Алтая в трансграничном пространстве» URL: https://www.asu.ru/files/ documents/00024861.pdf (дата обращения 18.10.2022).
8 Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazo-vatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-prakti-ka-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения 18.10.2022).
и неформального образования, предоставляя институциональные рамки для образовательной и научной деятельности.
Экосистемный подход можно рассматривать в качестве концептуального преемника подхода с позиций устойчивого развития, но с некоторыми важными изменениями. Также, как и концепция устойчивого развития, экосистемный подход охватывает три основные сферы деятельности - экологическую, экономическую и социальную. Однако если концепция и практики устойчивого развития акцентируют внимание на роли социальных институтов (государства, бизнеса, институтов гражданского общества), то экосистем-ный подход ставит во главу угла совместную (согласованную) деятельность субъектов по созданию сетевых человекоцентрирован-ных образовательных систем, сохраняющих равновесие с природной средой. Центрированность на развитии человека пока ещё не стала предметом особого внимания ни в программах развития вузов, ни в вузовских практиках: целеполагание в секторе образования лежит в сфере создания человеческого (профессионального, социального и культурного) капитала. Таким образом, в интересах развития страны, региона и города человека позиционируют преимущественно как средство достижения экономических и иных целей. Ориентация на развитие человека как такового остаётся общим пожеланием («благо будущих поколений»), но всё же иногда находит своё непосредственное выражение в университетских программах, К примеру, формулировка миссии Вятского государственного университета содержит цель создания «экосистемы Счастливого Человека с комплексом направлений: «мировоззренческая картина мира, саморазвитие и долголетие человека; его отношения с самим собой и обществом, природой, техносферой и окружающей средой»9. В Программе раз-
9 Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный университет» на 2021-2030 гг.
вития Вятского государственного университета на 2021-2030 гг. с помощью дискурса экосистемного подхода конкретизируются цели устойчивого развития: берётся курс на создание в образовательном пространстве «дома» для человека (от греч. о!ко<; - жилище, местопребывание). В практике реализации миссий университетами всё обстоит не столь оптимистично: человекоцентрирован-ность вузовских экосистем, даже если она декларируется в программах, не является предметом особой заботы вузов при достижении программных целей, поскольку вузы ориентируются преимущественно на выполнение наукометрических и финансовых показателей, а не на создания возможной в текущих условиях благоприятной среды для свободного развития, творчества и формирования этических качеств человека будущего. Эти обстоятельства указывают на то, что необходим анализ уже существующих трансформаций в университетском образовании для выявления тех организационных условий, которые являются ключевыми для достижения целей устойчивого развития в университетских практиках.
Реализация целей устойчивого развития в
университетах: организационные условия
Специфика трансформации высшего образования в интересах устойчивого развития заключается в том, что облик современного университета определяет открытость внешним вызовам и активная деятельность в регионе. Опыт университетов по достижению целей устойчивого развития, особенно в аспекте экологического образования, уже стал предметом внимания отечественных исследователей [20; 21]. Так, в публикации о мировых и отечественных практиках устойчивого развития университетов, авторы выделяют такие ключевые факторы успеха, как:
ТОЬ,: https://www.vyatsu.ru/uploads/flle/2202/ programma_razvitiya_vyatgu_do_2030_goda.pdf (дата обращения 18.10.2022).
- вовлечённость большого количества участников: от студентов до представителей органов власти и бизнес-структур;
- эффективная организация взаимодействия субъектов вуза: преподавателей и администрации;
- целеполагание с учётом реальных потребностей людей и чёткими критериями достижения целей;
- понимание значимости целей устойчивого развития и добровольное участие всех участников в их реализации;
- продуманная система материального и нематериального стимулирования со стороны администрации вуза [20];
- сквозное экологическое образование;
- открытие экологических специальностей, таких как инженерная экология и управление ресурсами, политика и управление природопользованием, экологические технологии, и др. [21].
Несмотря на глобальную значимость проектов устойчивого развития, при рассмотрении успешной деятельности университетов разных стран в этом направлении обращает на себя внимание региональная направленность на основе комплексного подхода, позволяющая всесторонне решать задачу внедрения принципов и проектов устойчивого развития в деятельность университета - от подготовки персонала и реализации образовательных программ на принципах устойчивого развития до поддержки лидерства студентов вуза в региональных проектах, отвечающих целям устойчивого локального развития. Например, университеты Японии участвуют в экологизации всех сфер деятельности страны посредством подготовки кадров с необходимым уровнем профессиональной и общей экологической культуры через создание и реализацию региональных экологических образовательных программ [21].
Сравнительно молодой университет США Florida Gulf Coast University, занимавший 34 место из 45 вузов США в мировом рейтинге
университетов THE в 2021 г.10, делает основной акцент на удовлетворение потребностей региона в подготовке рабочей силы, способной к выполнению профессиональной деятельности, ориентированной на сохранение экологически уязвимой окружающей среды, что самым положительным образом влияет на развитие экономики региона [1]. Стратегическими ориентирами развития университета стали создание экосистемы для природы, экосистемы для человека, экосистемы для экономики, экосистемы для региона. Иными словами, университет является приверженцем принципа ответственного регионализма.
Как отмечается в докладе UNESCO, один из старейших в Нидерландах университет города Утрехт в обновлённой в 2016 г. формулировке миссии зафиксировал достижение устойчивости как одной из приоритетных задач в области образования, исследований и предпринимательской деятельности. Исследовательские проекты университета в настоящее время ориентированы на региональную специфику: Продовольственное будущее Утрехта (Future Food Utrecht)-, Сокращение отрицательных выбросов в атмосферу (Towards Negative Emissions)-, Трансформирующиеся города (Transforming Cities)-, Вода, климат и будущее речных дельт (Water, Climate and Future Deltas); К обществу и экономике замкнутого цикла (Towards a Circular Economy and Society) [10].
В том же отчёте в качестве примера представлен кейс государственного университета в Попаяне (Колумбия), который вносит вклад в локальное устойчивое развитие через обучение представителей коренных племён и формирование их мировоззрения в части собственной идентичности и принадлежности к глобальному миру [10].
10 Times Higher Education - Impact Rankings 2021. (URL: https://www.timeshighereducation. com/rankings/impact/2021/overall#!/page/1/ length/25/locations/USA/sort_by/rank/sort_ order/asc/cols/undefined (дата обращения: 18.10.2022).
Томский государственный педагогический университет, помимо решения крупных исследовательских проектов глобального характера, участвует в программе по развитию населённых пунктов, формирует культурное и образовательное пространство для жителей города и области через чтение открытых лекций и организацию мероприятий просветительской направленности по различным отраслям знаний - от философии до садоводства [22].
Не менее значимым условием, способствующим реализации инициатив и программ устойчивого развития, является создание благоприятной университетской среды, включающей как университетский кампус, так и коммуникацию, как на его территории, так и за её пределами.
Для создания устойчивого «зелёного» кампуса университеты планируют максимально удобную для проживания застройку территории, предполагающую удобное расположение и качество строительства зданий; мультимодальную транспортную систему; систему для занятия спортом и укрепления здоровья, что в конечном итоге способствует воспитанию чувства принадлежности к месту [1]. Организация кампуса строится на принципах мультикульту-рализма, равенства и справедливости, что является необходимым для устойчивости, поскольку предполагают равное распределение благ для всех членов университетского сообщества, как, например, доступное жильё или парковки для инвалидов. На территориях кампусов университетов, ориентированных на достижение высокого уровня устойчивого развития, например РУДН, осуществляются программы по раздельному сбору мусора, энерго- и ресурсосбережению, поддержанию зелёной зоны кампуса11. А в Шэньянском университете внедрена система эффективного
11 Экологическая политика РУДН. URL: http://
www.rudn.ru/about/ekologicheskaya-politika (дата обращения 18.10.2022).
сбора и переработки твёрдых отходов: отходы сортируются и маркируются как не-рециркулриуемые и рециркулируемые, при чём последние в рамках пилотного проекта упаковываются в отдельные контейнеры для пластика, стекла и жестяных банок [24]. Таким образом, университетские кампусы становятся настоящими «живыми» лабораториями, в которых студенты, преподаватели и представители местного сообщества создают практики, которые могут быть интегрированы в учебный процесс [25].
Коммуникация, выстраиваемая университетской администрацией с представителями властных структур, бизнесом, академическим сообществом и внутри самого университета, также имеет большое значение для устойчивого развития. По мнению Т.А. Бу-рона и его соавторов, эффективно работающий университетский сайт служит важнейшим информационным ресурсом, публикующим отчёты о результатах деятельности вуза, анонсы предстоящих мероприятий, таким образом создавая как положительный имидж университета, так и обеспечивая возможность получать обратную связь от стейкхолдеров [13]. Открытые платформы, создаваемые университетами, способствуют налаживанию коммуникации с местным сообществом для ведения просветительских и образовательных программ в рамках дополнительного образования. Мероприятия, по-свящённые проблемам устойчивости, такие как конференции, мастерские и семинары также создают благоприятную среду для обмена знаниями и опытом в области создания инноваций, новых инициатив, методов формирования устойчивости.
Эффективность функционирования среды достигается посредством внедрения операционных систем эффективного планирования и подготовки к будущим рискам и возможностям развития. Наиболее распространённая командно-контролирующая операционная система идеально подходит для выполнения рутинных, повторяющихся функций, таких как составление бюджета и кадровое обеспе-
чение. Она помогает организации выполнить то, что она уже умеет делать хорошо и даёт предсказуемые надёжные результаты. Другая модель операционной системы, в отличие от иерархически выстроенной, функционирует как солнечная система или сеть. Все сотрудники имеют возможность непосредственного общения друг с другом, что позволяет организации оперативно продвигать инновационные идеи и быстро изменяться. В такой среде развивается творчество, ей присуща гибкость и скорость для инноваций, и, таким образом, миссия университета направлена на удовлетворение потребностей общества, которые могут возникнуть в будущем [1].
Ещё одним условием эффективного движения университета в направлении устойчивости является работа по формированию корпоративной культуры университета, включающая чёткое формулирование целей устойчивого развития, понимаемых и разделяемых всеми сотрудниками и обучающимися, выработку критериев и организацию мониторинга достижения этих целей, создание инклюзивной среды, усиление демократических процессов, способствующих вовлечённости студентов и преподавателей в управление университетом.
Деятельность университетов в этом направлении включает выработку экологической политики, которая выражает официальную позицию университета в отношении его роли в сохранении благоприятной окружающей среды, определяет экологические цели, и учитывается при разработке программ развития. Так, СПбГУ делает акцент на изменении культуры поведения администрации, научно-педагогических и инженерно-технических сотрудников, для чего организуются тренинги, встречи, рассылки по электронной почте. Также проводится работа с лекторами
по включению вопросов устойчивого разви-
12
тия в материалы для преподавания12.
12 Экологическая политика СПбГУ. URL: https://spbu.ru/openuniversity/documents/ ekologicheskaya-politika-spbgu (дата обращения 18.10.2022).
Достижение устойчивости достигается как в целом по университету, так и в отдельных подразделениях. К примеру, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого 2017 г. была создана кафедра ЮНЕСКО «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития» с целью «развития межуниверситетского сотрудничества на глобальном, межрегиональном, региональном и субрегиональном уровнях по отдельным направлениям образования, науки, культуры и коммуникации»13. А в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека строит свою деятельность на принципах «зелёного» развития и функционируют как образовательная экосистема, что предусматривает: формирование экологического стиля жизни; экономику знаний, инновационный характер управления и венчурные проекты в области развития образования; безопасный и здоровьесозидающий характер, комфортность условий, открытость и коммуникативность, корпоративность и персонализацию [26].
Университеты создают программы по работе с персоналом, например отдел кадров университета Флориды внедрил комплексную программу адаптации сотрудников под названием «Академия 5 звёзд», в ходе которой проводятся интерактивные мероприятия, знакомящие новых сотрудников с кампусом и коллегами. Отдел кадров взаимодействует с менеджером отдела по устойчивому развитию и управлением по мульти-культурализму и инклюзии для проведения специальных заседаний, направленных на приобщение новых сотрудников к реализации миссии университета по устойчивому развитию. Участники знакомятся с направ-
13 Положение о кафедре UNESCO «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития». URL: https://unesco.spbstu. ru/polozghenie_o_kafedre/ (дата обращения 18.10.2022).
лениями устойчивого развития университета и достигнутыми результатами, а также участвуют в обсуждении того, как каждое подразделение и сотрудник университета может внести свой вклад в обеспечение устойчивости [1].
Следующим организационным условием является непосредственно образовательная деятельность университета, ориентированная на подготовку студентов, понимающих значимость экологических инициатив с целью сохранения окружающей среды для будущих поколений и видением экологической перспективы, под которой понимают:
а) знание вопросов, связанных с экономической, социальной и экологической устойчивостью;
в) умение анализировать и оценивать экологические проблемы на местном и глобальном уровнях;
с) участие в совместных проектах, требующих понимания и/или анализа экологических проблем и проблем окружающей среды.
С этой целью университеты пересматривают содержание образовательных программ на предмет соответствия вызовам современного общества, включая экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития. Внедряются инновационные методы обучения, междисциплинарный подход, разрабатываются курсы по устойчивому развитию, включаются модули по устойчивому развитию в рабочие программы дисциплин. Дистанционные технологии вносят существенный вклад в обеспечение инклюзии для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что способствует демократизации образования.
Для выработки образовательной политики в части устойчивого развития университеты внедряют различные инициативы. Например, в Федеральном университете АВС в Бразилии создана группа стратегических исследований в области демократии, развития и устойчивости. Она объединяет преподавателей и исследователей из различных
структур университета, читающих шесть курсов для бакалавров (международные отношения, экономика, государственная политики, территориальное планирование, экологическая и градостроительная инженерия, биология), а также представляющих четыре программы последипломного образования (гуманитарные и социальные науки, территориальное планирование и менеджмент, государственная политика, экологические науки и технологии). Целью работы группы является проведение исследований и разработка на основе междисциплинарного подхода учебных материалов и технологий обучения по темам демократии, развития и устойчивости. Эти разработки должны от-ражаать текущее состояние основных вопросов - эмпирических и теоретических - которые необходимо решить в следующих аспектах территориального развития: оценка взаимозависимостей, проблем и перспектив территориального развития на различных уровнях; предложения по усовершенствованию принципов политики, направленной на повышение социальной, экономической, политической и экологической эффективности и равноправия [22].
В университете штата Флорида [1] создали учебник, в котором основное внимание уделяется реальным практикам создания устойчивых социальных моделей (перма-культура; экологичный дизайн зданий; экологическая справедливость; пригодные для жизни города, транспорт; чистая энергия; экосистемные услуги и т. д.). Цели курса и результаты обучения отражают его всеобъемлющий характер и междисциплинарность.
В этом же университете отдельные разделы курсов по гуманитарным и гуманитарно-социальным наукам также включают тематику устойчивого развития. Например, один из разделов курса «Введение в гуманитарные науки» называется «Четыре всадника Апокалипсиса». В этом разделе курса приведены постапокалиптические истории, которые помогают студентам предвидеть возможные будущие сценарии жизни бли-
жайшего сообщества с учётом особенностей окружающей среды и социальных условий региона. Большинство разделов курса «Гуманитарные и социальные проблемы» включают темы об изменении климата, влиянии социальной справедливости на изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды. Студенты изучают Хартию Земли, а затем создают план действий на основе принципов этого документа [1].
В автономном университете Чиуауа в Мексике, отмеченном в отчёте UNESCO, для формирования универсальных компетенций разработали обязательные для всех специальностей модули по темам «Бухгалтерский учёт, администрирование и экономика социального развития»; «Философия, искусство и гуманитарные науки»; «Материя, энергия и их преобразование»; «Здоровье и благополучие человека»; «Общество, справедливость и верховенство закона»; «Устойчивое развитие и продовольственная безопасность». Благодаря междисциплинарному подходу и непосредственной связи этих учебных модулей с целями устойчивого развития ООН, образовательная модель данного университета демонстрирует, как в условиях междисциплинарного подхода студенты могут заниматься реальными социальными проблемами, а широкий спектр получаемых знаний и умений готовит их для решения самых серьёзных глобальных проблем [10].
В Томских университетах экология как общеобразовательная дисциплина включена в учебные программы всех специальностей; ведётся подготовка специалистов-практиков для работы в природоохранных государственных органах и экологических службах предприятий, в научных учреждениях, средствах массовой информации, в школах и других учебных заведениях; предлагаются программы повышение квалификации и переподготовки в области экологии и природоохранной деятельности [22].
Иркутский научно-исследовательский технический университет включает универ-
сальные модули об устойчивом развитии в абсолютно все основные образовательные программы, реализуемые в университете, формируя универсальную компетенцию УК-8 в соответствии с ФГОС ВО 3++ для уровня бакалавриата14.
Выводы
Среди разнообразия национальных, региональных, статусных, финансовых и прочих особенностей университетов можно выделить следующие организационные условия, необходимые для достижения целей устойчивого развития в локальном (региональном, городском) масштабе:
- тесное взаимодействие с региональными и городскими властными структурами и бизнесом для создания совместных программ устойчивого развития в экологической, экономической и социальной сферах;
- внесение изменений в структуру и управление университетом; создание системы внешних и внутриуниверситетских коммуникаций, направленных на информирование и вовлечение в программы устойчивого развития. В деятельности российских университетов для устойчивого развития из рассмотренных выше вариантов управления программами устойчивого развития ключевое значение имеет государственное управление университетами или управление по «вертикали». Необходимо более активно использовать «горизонтальные связи» университета с институтами и сообществами для проведения интерактивных мероприятий, направленных на создание коммуникативной среды, с участием всех заинтересованных субъектов внутри университета и за его пределами;
- формулирование экологической политики университета, направленной на благоприятные изменения внешней среды, а также на создание университетского «зе-
14 ИРНИТУ - Образование для устойчивого развития. URL: https://www.istu.edu/ob_irnitu/ ustoychivoe_razvitie/obrazovanie (дата обращения 18.10.2022).
лёного» кампуса. В России, где преобладает государственное финансирование вузов, успех реализации этой политики во многом зависит от объёмов финансирования на создание ключевой инфраструктуры. Вместе с тем, успешность реализации экологических программ зависит и от принятия ценностей устойчивого развития всеми участниками этого процесса;
- формирование устойчивой корпоративной культуры на принципах инклюзии, доступности, справедливости и приверженности культурному разнообразию. Международный и национальный векторы устойчивого развития предполагают целевые ориентиры, которые скреплены общечеловеческими ценностями (этикой ненасилия, справедливости, природосбережения, ответственности перед будущими поколениями), и которые, безусловно, корректируются национальными культурными особенностями;
- включение повестки устойчивости на принципах междисциплинарности в содержание образовательных программ университета. Актуальным видится как создание единого междисциплинарного образовательного курса по вопросам устойчивого развития, так и внедрение целей устойчивого развития в проектную деятельность и учебную практику. Междисциплинарность общеуниверситетского курса даёт основу формирования компетенций, применяемых для достижения целей устойчивого развития в различных сферах профессиональной деятельности, а проектная деятельность и учебная практика - возможность их применения.
Заключение
Университеты вносят свой вклад в достижение глобальной и региональной устойчивости через проводимые научные исследования. На сегодняшний день программы развития отечественных университетов касаются преимущественно развития в области естественных и технических наук, что даёт возможности создания новых технологий для устойчивого развития. Вместе с тем не-
обходимо обратить внимание на повышение в университетской науке значимости междисциплинарных исследований с участием гуманитариев на основе экосистемного подхода. Как отмечалось, экосистемный подход, развивая и конкретизируя пути достижения целей устойчивого развития, направлен на создание сетевых человекоцентрированных образовательных систем, сохраняющих равновесие с природной и социальной средой и благоприятных для общего и профессионального развития всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Leone К, Komisar S, Everham E.M.(eds.). Making the Sustainable University, Education for Sustainability. Singapore : Springer Singapore, 2021. 310 p. DOI: 10.1007/978-981-33-4477-8
2. Сибирь. Пути устойчивого развития (Соци-огуманитарныи аспект) / В.В. Бобров, В.И. Бойко, Ю.И. Винокуров и др.; отв. pед. В.И. Бойко, В.А. Ламин, В.П. Фофанов; Российская Академия наук, Сибирское отделение, Институт археологии и этнографии, Институт истории, Институт проблем освоения Севера, Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный университет. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2006. 423 с. ISBN 978-5-91124-011-0. EDN: RUSTKF.
3. Яковец Ю.В. О системе долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций: научный доклад. М.: МИСК: ИНЭКС, 2015. 210 с. URL: https://misk.inesnet.ru/wp-content/ uploads/2015/10/Purposes_System_full_version. pdf(дата обращения 18.10.2022)
4. ИльинИ.В., Урсул Т.А., Чумаков А.Н. У истоков отечественной глобалистики (К 85-летию А.Д. Урсула) // Век глобализации. 2021. № 3. С. 128-140. DOI: 10.30884/vglob/2021.03.10
5. Урсул А.Д, Урсул Т.А. Российское образование в контексте стратегии устойчивого развития // Экономика промышленности. 2018. № 1. C. 103-115. DOI: 10.17073/2072-16332018-1-95-105
6. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы: (Экспер-тно-аналитический доклад) / В. А. Грачев, И. В. Ильин, А. Д. Урсул [и др.]. М. : Изд-во «Учитель», 2017. 207 с. EDN: WQWWOG.
7. Кравченко С.А, Ракова К..В. Востребованность глобально-локального устойчивого развития: амбивалентности новейших уяз-вимостей // Вопросы философии. 2022. № 8. С. 55-64. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-8-55-64
8. Старикова Е.А. Современные подходы к трактовке концепции устойчивого развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 1. С. 7-17. DOI: 10.22363/2313-23292017-25-1-7-17
9. Старикова Е.А. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Роль государства и бизнеса. М.: КноРус, 2022. 316 с. ISBN: 9785406090428. URL: https://book.ru/book/942124 (дата обращения: 14.10.2022).
10. Parr, A. et al. Knowledge-driven Actions: Transforming Higher Education for Global Sustainabil-ity. UNESCO Global Independent Expert Group on the Universities and the 2030 Agenda. 2022. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000380519 (дата обращения: 14.10.2022).
11. Agbedahin, A.V. Sustainable Development, Education for Sustainable Development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, Efficacy, Eminence, and Future // Sustainable Development. 2019. № 27. С. 669-680. DOI: 10.1002/sd.1931
12. Trireksani, T., Zeng, Y-T., Djajadikerta, H.G. Extent of Sustainability Disclosure by Australian Public Universities: Inclusive Analysis of Key Reporting Media // Australian Journal of Public Administration. 2021. Vol. 80. No. 4. Р. 1-19. DOI: 10.1111/1467-8500.12469
13. Beuron, T.A., Madruga, L., Garlet, V. et al. Contributions of an Environmental Management System for Sustainable Development at a Brazilian University // Environmental Quality Management. 2020. No. 29. P. 103-113. DOI: 10.1002/tqem.21697
14. Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 152-174. DOI: 10.17323/1814-95452020-2-152-174
15. Skulmowski, A., Rey, G.D. COVID-19 as an Accelerator for Digitalization at a German University: Establishing Hybrid Campuses in Times of Crisis // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2. No. 2. P. 212-216. DOI: 10.1002/hbe2.201
16. Lozano, R, Barreiro-Gen, M. Analyzing the Factors Affecting the Incorporation of Sustainable Development into European Higher Education Institutions' Curricula // Sustainable Development. 2019. Vol. 27. No. 5. P. 965-975. DOI: 10.1002/sd.1987
17. Alfred, M.V., Ray, S.M, Zarestky, J. HRD and Social Justice: Education in Support of the UN Sustainable Development Goals // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. 2020. Vol. 32. No. 4. P. 4-16. DOI: 10.1002/nha3.20293
18. Штыхно Д.А Константинова Л.В, Гагиев Н.Н, Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. № 6. С. 27-47. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47
19. Черникова Д.В., Черникова И.В. Концепция экологического университета Р. Барнетта о роли университета в мире и для мира (размышления над книгой) // Вопросы философии. 2021. № 7. С. 83-90. DOI: 10.21146/00428744-2021-7-83-90
20. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г.Н, Киржллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 52-65. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65
21. Мазуров Ю.А, Банчева А.И. Высшее экологическое образование в Японии: социальная миссия и национальные особенности // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 138-149. DOI: 10.31922/0869-3617-2021-305-138-149
22. НеходаЕ.В., РощинаИ.В. Повышение устойчивости качества жизни: роль и вклад университетов // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 10. С. 1873-1892. DOI: 10.18334/ ce.13.10.41217
23. Geng, Y., Liu, K., Xue, B, & Fujita, T. Creating a "Green University" in China: a Case of Shenyang University // Journal of Cleaner Production. 2013. No. 61. P. 13-19. DOI: 10.1016/ j.jclepro.2012.07.013
24. Berchin, I.I, de Aguiar Dutra, A.R, & Guerra, J.B.S.O.A. How do Higher Education Institutions Promote Sustainable Development? A Literature Review // Sustainable Development. 2021. Т. 29. № 6. P. 1204-1222. DOI: 10.1002/sd.2219
25. Алексеев С.В. Становление кафедры устойчивого развития как приоритетное направление реализации целей устойчивого развития // Педагогическая наука и практика. 2021. Т. 33. № 3. С. 7-13. EDN: GTPUZE.
26. Адам А.М. и др. Системный подход к реализации образования в целях устойчивого развития Томской области// Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России): под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. М.: Мо-
сковский университет им. С.Ю. Витте, Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН. 2022. 248 c. ISBN 978-5-95800599-4. URL: http://sustainabledevelopment. ru/upload/File/Books/SD_Regions_2022. pdf?ysclid=leuin4k3nr962498948 (дата обращения: 14.10.2022).
Статья поступила в редакцию 29.11.22 Принята к публикации 28.02.23
References
1. Leone, К., Komisar, S., Everham, E.M. (eds.). (2021). Making the Sustainable University. Education for Sustainability. Singapore : Springer Singapore, 310 p, doi: 10.1007/978-981-33-4477-8
2. Bobrov, V.V. et al.; Boiko, V.I., Lamina, V.A., Fofanova, V.P. (eds). (2006). Sibir. Puti Ustoichi-vogo Razvitija (Sotziogumanitarniy Aspect) [Siberia. Ways of Sustainable Development (Social-Humanistic Aspect)]. Novosibirsk : Sibirskoje Nauchnoje Publ., 423 p. ISBN 978-5-91124011-0 (In Russ., abstract in Eng.).
3. Yakovetz, Yu.V. (2015). O Sisteme Dolgosrochnykh Tzelei Ustoichivogo Razvitija Tzivilizatziy: Nauchny Doklad [On the System of Civilizations Long Term Sustainable Development: Research Report]. Moscow : MISK: INEKS Publ. 210 p. Available at: https://misk.inesnet.ru/wp-content/ uploads/2015/10/Purposes_System_full_version.pdf (accessed 18.10.2022) (In Russ.).
4. Iljin, I.V., Ursul, I.V., Chumakov, A.N. (2021). At the Origins of National Globalistics (to the 85th Anniversary of Arkady D. Ursul). Vek globalizatsii = Journal of Globalization Studies. No. 3, pp. 128-140, doi: 10.30884/vglob/2021.03.10 (In Russ., abstract in Eng.).
5. Ursul, A.D., Ursul, T.A. (2018). Russian Education in the Perspective of Sustainable Development Strategy. Ekonomika promyshlennosti = Russian Journal of Industrial Economics. No. 1, pp. 103-115, doi:10.17073/2072-1633-2018-1-95-105 (In Russ., abstract in Eng.).
6. Grachev, V.A., Iljin, I.V., Ursul, A.D., Ursul, T.A., Andreev, A.I. (2017). Obrazovanie dlia usto-ichivogo razvitiia v Rossii: problemy i perspectivy (ekspertno-analiticheskiy doklad) [Education for Sustainable Development in Russia: Problems and Prospects (Expert Analytics Report)]. Moscow : Moscow Editors Office of 'Uchitel' Publ. 207 p. Available at: http://fgp.msu.ru/wp-content/uploads/2017/10/ead.pdf (accessed 22.11.2022) (In Russ.).
7. Kravchenko, S.A., Rakova, K.V. (2022). Demand for Global-Local Sustainable Development: The Ambivalence of the Latest Vulnerabilities. Voprosy Filosofii. No. 8, pp. 55-64, doi:10.21146/0042-8744-2022-8-55-64 (In Russ., abstract in Eng.).
8. Starikova, E.A. (2017). The Contemporary Approaches to Interpretation of the Sustainable Development Concept. Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Serija: Ekonomika= RUDN Journal of Economics. Vol. 25, no. 1, pp. 7-17, doi: 10.22363/2313-2329-2017-25-1-7-17 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Starikova, E.A. (2022). Ustoichivoe Razvitije v Menjaushchemsja Mire. Rol' Gosudarstva i Biznesa [Sustainable Development in the Changing World. The Role of the Government and Business]. Moscow: KnoRus. Publ. 316 p. ISBN: 9785406090428. Available at: https://book.ru/ book/942124 (accessed 22.11.2022). (In Russ.).
10. Parr A. et al. (2022). Knowledge-Driven Actions: Transforming Higher Education for Global Sustainability. UNESCO Global Independent Expert Group on the Universities and the 2030 Agenda. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000380519 (accessed 22.11.2022).
11. Agbedahin, A.V. (2019). Sustainable development, Education for Sustainable Development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, Efficacy, Eminence, and Future. Sustainable Development. No. 27, pp. 669-680, doi: 10.1002/sd.1931
12. Trireksani, T., Zeng, Y-T., Djajadikerta, H.G. (2021). Extent of Sustainability Disclosure by Australian Public Universities: Inclusive Analysis of Key Reporting Media. Australian Journal of Public Administration. Vol. 80, no. 4, pp. 1-19, doi: 10.1111/1467-8500.12469
13. Beuron, T.A., Madruga, L., Garlet, V. et al. (2020). Contributions of an Environmental Management System for Sustainable Development at a Brazilian University. Environmental Quality Management. No. 29, pp. 103-113, doi: 10.1002/tqem.21697
14. Shrbfer, G., Wrenger K., Lindemann, I. (2020). "Reflectories" for the Promotion of Competences in Education for Sustainable Development Using the Example of Climate Change. Voprosy Obra-sovanija = Educational Studies. No. 2, pp. 152-174, doi: 10.17323/1814-9545-2020-2-152-174 (In Russ., abstract in Eng.).
15. Skulmowski, A., Rey, G. D. (2020). COVID-19 as an Accelerator for Digitalization at a German University: Establishing Hybrid Campuses in Times of Crisis. Human Behavior and Emerging Technologies. Vol. 2, no. 2, pp. 212-216, doi: 10.1002/hbe2.201
16. Lozano, R., Barreiro-Gen, M. (2019). Analyzing the Factors Affecting the Incorporation of Sustainable Development into European Higher Education Institutions' Curricula. Sustainable Development. Vol. 27, no. 5, pp. 965-975, doi: 10.1002/sd.1987
17. Alfred, M.V., Ray, S.M., Zarestky J. (2020). HRD and Social Justice: Education in Support of the UN Sustainable Development Goals. New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. Vol. 32, no. 4, pp. 4-16, doi: 10.1002/nha3.20293
18. Shtykhno, D.A., Konstantinova, L.V., Gagiev, N.N., Smirnova, E.A., Nikonova, O.D. (2022). Transformation of University Models: Analysis of the Development Strategies of Universities in the World. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 27-47, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47 (In Russ., abstract in Eng.).
19. Chernikova, D.V., Chernikova, I.V. (2021). R. Barnett's Concept of Ecological University on the Role of the University in the World and for the World (Reflections on the Book). Voprosy Filosofii. No. 7, pp. 83-90, doi:10.21146/0042-8744-2021-7-83-90 (In Russ., abstract in Eng.).
20. Gavrilyeva, T.N., Sugimoto, A., Fujii, M., Yamanaka, P., Pavlov, G.N., Kirollin, D.A. (2018). Sustainable Development of Universities: International and Russian Practices. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 7, pp. 52-65, doi:10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65 (In Russ., abstract in Eng.).
21. Mazurov, Yu.L., Bancheva A.I. (2021). Higher Environmental Education in Japan: Social Mission and National Peularities. Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 5, pp. 138-149, doi: 10.31922/0869-3617-2021-30-5-138-149 (In Russ., abstract in Eng.).
22. Nekhoda E.V., Roschina I.V. (2019). Improving the Sustainability of the Quality of Life: the Role and Contribution of Universities. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy. Vol. 13, no. 10, pp. 1873-1892, doi: 10.18334/ce.13.10.41217. (In Russ., abstract in Eng.).
23. Geng, Y., Liu, K., Xue, B., & Fujita, T. (2013). Creating a "Green University" in China: A Case of Shenyang University. Journal of Cleaner Production. No. 61, pp. 13-19. doi: 10.1016/j. jclepro.2012.07.013
24. Berchin, I.I., de Aguiar Dutra, A.R., & Guerra, J.B.S.O.A. (2021). How Do Higher Education Institutions Promote Sustainable Development? A Literature Review. Sustainable Development. Vol. 29, no. 6, pp. 1204-1222, doi: 10.1002/sd.2219
25. Alekseev S.V. (2021). The Formation of Sustainable Development Department as a Priority Trend in Achieving the Goals of Sustainable Development. Pedagogicheskaya Nauka i Praktika [Pedagogical Science and Experience]. Vol. 33, no. 3, pp. 7-13. Available at: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_47498352_34549996.pdf (accessed 22.11.2022) (In Russ., abstract in Eng.).
26. Adam A.M. et al. (2022). [System Approach to the Implementation of Education for Sustainable Development in the Tomsk Region]. In V.M. Zakharova, A.V. Semionova, I.A. Sokolova (eds): Ustoichivoje Razvitije: Prioritety v Oblasti Obrazovanija (Opyt Regionov Rossii) [Sustainable Development: Priorities in the Field of Education (Regional Experience in Russia)]. M.: S.Ju. Vitte Moscow University/ Center for Sustainable Development and Environmental Welfare of IDB RAS. 248 p. Available at: http://sustainabledevelopment.ru/upload/File/Books/ SD_Regions_2022.pdf?ysclid=leuin4k3nr962498948 (accessed 22.11.2022) (In Rus.).
The paper was submitted 29.11.22 Accepted for publication 28.02.23
Журнал издается с 1992 года. Периодичность — 11 номеров в год. Распространяется в регионах России, в СНГ и за рубежом.
Главный редактор:
Никольский Владимир Святославович
Редакция:
E-mail: [email protected], vovr@bk. http://vovr.elpub.ru 127550, r. Москва, ул. Прянишникова, д. 2а
Подписные индексы: «Пресса России» — 83142
:@bk.ru
к
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
научно-педагогический журнал
«Высшее образование в России» - ежемесячный межрегиональный научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных трансдисциплинарных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций её развития с позиций педагогики, социологии и философии образования.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий (2018), в которых >1ть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ;пени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по 1м научным специальностям:
5.4.4 - Социальная структура, социальные институты и процессы
(Социологические науки) 5.4.6 - Социология культуры (Социологические науки)
5.7.6 - Философия науки и техники (Философские науки)
5.7.7 - Социальная и политическая философия (Философские науки)
5.8.1 - Общая педагогика, история педагогики и образования (Педагогические науки)
5.8.2 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования) (Педагогические науки) 5.8.7 - Методология и технология профессионального образования (Педагогические науки)
Пятилетний импакт-фактор журнала (без самоцитирования) в РИНЦ составляет 2,350; показатель Science Index - 2,002
Дорогие читатели и авторы! Призываем оформить подписку на журнал "Высшее образование в России". Светлоебудущеенашегоизданиязависитот вас!
:ССЫ
ИИ
Vysshee Obrazovanie v Rossii
Q2 Sociology and Political Science best quarttle
SJR2021 0.29 Г
powered by scimagojr.com |