Научная статья на тему 'Высшее милицейское образование на Дальнем Востоке России на рубеже XX-XXI вв. : историография проблемы'

Высшее милицейское образование на Дальнем Востоке России на рубеже XX-XXI вв. : историография проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FAR EAST / РОССИЯ / RUSSIA / КАДРЫ / HUMAN RESOURCES / МИЛИЦИЯ / MILITIA / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшутов С. Н.

В статье представлен анализ историографии высшего милицейского образования на Дальнем Востоке России на рубеже XX-XXI вв. Обобщаются основные направления исследования проблемы в отечественной историографии, дается общая характеристика работ дальневосточных исследователей. Автор приходит к выводу, что высшее милицейское образование в государственной системе профессионального образования изучено неравномерно, необходимо более глубокое осмысление исторического опыта деятельности специализированных вузов по подготовке кадров милиции, требуются научный критический подход к оценке имеющихся исследований, поиск новых источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The higher militia education in the Russian Far East at the turn of the XXI century: historiography of the subject

The article analyses the historiography of the higher militia education in the Russian Far East at the turn of the XXI century. The author summarizes the main areas of the research in the domestic historiography, describes in general the works of Far East researchers. It is concluded that the higher militia education in the state system of vocational education is studied unevenly, there is a need for deeper examination of the historical experience of specialized higher schools in training of militia personnel. The scientific critical approach to the assessment of the available researches and the search for new sources are also required.

Текст научной работы на тему «Высшее милицейское образование на Дальнем Востоке России на рубеже XX-XXI вв. : историография проблемы»

УДК 303.446.4:[351.74 + 378.6](571.6)"19/20"

Бакшутов Сергей Николаевич

аспирант кафедры истории и архивоведения Дальневосточного федерального университета

ВЫСШЕЕ МИЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

Bakshutov Sergey Nikolayevich

PhD student, History and Archival Science Department, Far Eastern Federal University

THE HIGHER MILITIA EDUCATION IN THE RUSSIAN FAR EAST AT THE TURN OF THE XXI CENTURY: HISTORIOGRAPHY OF THE SUBJECT

Аннотация:

В статье представлен анализ историографии высшего милицейского образования на Дальнем Востоке России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Обобщаются основные направления исследования проблемы в отечественной историографии, дается общая характеристика работ дальневосточных исследователей. Автор приходит к выводу, что высшее милицейское образование в государственной системе профессионального образования изучено неравномерно, необходимо более глубокое осмысление исторического опыта деятельности специализированных вузов по подготовке кадров милиции, требуются научный критический подход к оценке имеющихся исследований, поиск новых источников.

Ключевые слова:

историография, Дальний Восток, Россия, кадры, милиция, система профессиональной подготовки, высшее образование.

Summary:

The article analyses the historiography of the higher militia education in the Russian Far East at the turn of the XXI century. The author summarizes the main areas of the research in the domestic historiography, describes in general the works of Far East researchers. It is concluded that the higher militia education in the state system of vocational education is studied unevenly, there is a need for deeper examination of the historical experience of specialized higher schools in training of militia personnel. The scientific critical approach to the assessment of the available researches and the search for new sources are also required.

Keywords:

historiography, Far East, Russia, human resources, militia, system of vocational training, higher education.

Одним из важнейших направлений реформирования России в современных условиях является модернизация образования. В условиях серьезных идеологических, политических, экономических и иных трансформаций возрастает потребность в совершенствовании организационно-правового регулирования деятельности всех государственных структур, включая и органы внутренних дел.

Вопросы подготовки кадров для системы органов внутренних дел в настоящее время приобрели исключительное значение. Их решение возможно при наличии теоретического и практического опыта соответствующих ведомств и учреждений. В связи с этим особую актуальность приобретает комплексный анализ исторической практики государственных и милицейских органов в подготовке профессиональных кадров. Для успешного осуществления современного реформирования необходимо учитывать опыт организационно-правового регулирования полицейского (милицейского) образования на различных исторических этапах развития страны, в том числе Дальнего Востока.

Высшее профессиональное юридическое образование является одним из главных источников профессионального правового сознания в современном общественном развитии. С одной стороны, профессиональное юридическое образование является частью правовой культуры общества, выполняющей особые функции. Оно аккумулирует в себе правовую культуру общества и передает ее от одного поколения профессиональных юристов к другому. С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессионального образования страны. Оно имеет свои содержательные элементы в виде стандартов, образовательных программ и других документов, реализуется в различных формах специализированными социальными институтами - высшими учебными заведениями. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования.

Историография высшего милицейского образования на Дальнем Востоке России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. представлена, во-первых, работами отечественных исследователей, изучающих различные аспекты развития высшего юридического образования в стране в целом и на Дальнем Востоке в частности. Во-вторых, трудами ученых, рассматривающих проблемы кадровой политики и

их реализацию в системе МВД. В-третьих, исследованиями дальневосточных ученых, анализирующих особенности региональной специфики высшего профессионального образования.

Значительная активизация исследований в области изучения проблем высшего образования наметилась именно в перестроечный и постперестроечный периоды российской истории. В этом направлении особенно выделяются работы Л.А. Лазаревой, Р.А. Стаценко, Д.А. Федосова, П.А. Феоктистова [1] и др. В условиях модернизации образования проблемы качества подготовки юридических кадров на рубеже XX-XXI вв. стали предметом острых дискуссий. В трудах исследователей отмечалось, что острый системный кризис изучаемого периода оказал влияние не только на политическую, экономическую и социальную сферы, но и на образовательную политику, отличающуюся противоречивостью. В публикациях, посвященных проблемам качества юридического образования, предлагалось значительно сократить число студентов юридических вузов, ликвидировать юридические факультеты в непрофильных вузах, сосредоточив подготовку юристов в так называемых классических университетах. Внедрение двухуровневой подготовки юристов посредством замены специалитета бакалавриатом и магистратурой рассматривалось Министерством образования Российской Федерации как новый значительный шаг на пути повышения качества подготовки юристов высшей квалификации.

Центрами изучения высшего юридического образования на Дальнем Востоке в 1991-2011 гг. стали Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, где в последнее десятилетие выполняется комплексное исследование системы образования Тихоокеанской России, в том числе и высшего профессионального образования. Среди авторов, плодотворно занимающихся изучением высшей школы Дальнего Востока, следует прежде всего назвать В.Г. Макаренко, Н.В. Хисамутдинову и др. [2]. В исследованиях, выполненных на материалах центральных и региональных архивов, высшее образование рассматривается как один из основополагающих факторов развития Дальнего Востока.

Кроме того, к заметным явлениям региональной историографии следует отнести труды, посвященные истории высшего образования и крупнейшему дальневосточному вузу - Дальневосточному государственному университету, 55 лет непрерывно ведущему подготовку юристов [3]. В исследованиях Э.В. Ермаковой, Г.С. Куцего, Е.П. Володарской, В.И. Курилова, Т.И. Самусенко,

B.В. Сонина поднимаются проблемы совершенствования качества регионального образования, обобщаются технологии организации учебного процесса, анализируются процессы становления научных школ.

Немаловажную роль в системе высшего юридического образования имеет профессиональное образование МВД. Процесс организационного регулирования профессиональной подготовки кадров милиции исследуется в ряде обобщающих работ [4]. Р.С. Мулукаев, Н.Н. Карташов и др. проблему качественного улучшения профессионального образования и профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел рассматривают как общенациональную задачу.

В монографиях М.А. Кожевиной, Е.Д. Проценко [5] анализируются организационно-правовые основы системы профессионального образования кадров милиции как отрасли государственной системы профессионального образования. Изучаются формы и методы профессиональной подготовки сотрудников ОВД от формирования школьно-курсовой сети в 1920-е гг. до создания системы многоуровневого ведомственного образования МВД России. Исследование

C.Н. Тихомирова посвящено изучению опыта стартового развития принципов организации и механизмов управления в системе профессионального образования сотрудников МВД России в XX в. Особое внимание уделено анализу теории и практики развития системы профессионального образования МВД России в эпоху перемен конца XX - начала XXI в. [6].

В ряде диссертационных исследований 1990-х - начала 2000-х гг. рассматриваются современные процессы организационно-правового и информационного обеспечения кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров [7]. Обширная группа исследований объединяет материал, посвященный истории отдельных учебных заведений МВД России - Омской высшей школы милиции МВД России, Волгоградскому юридическому институту МВД России, Нижегородскому юридическому институту МВД России, Академии управления МВД России [8] и другим.

Дальневосточная историография высшего милицейского образования находится в стадии становления. Значительный вклад в изучение историко-правовых аспектов Дальневосточной республики внес В.В. Сонин [9], в трудах которого рассмотрены проблемы формирования и правового статуса ДВР, особенности борьбы с преступностью, становления юридического образования. Особенности подготовки юристов в период Гражданской войны, деятельность Комитета по учреждению Юридического факультета во Владивостоке в 1919-1920 гг., изучение права в Дальневосточном государственном университете (1920-1922), комплектование и подготовка кадров народной милиции Дальневосточной республики анализировались в работах Т.А. Орнацкой [10].

Становление системы профессионального обучения и служебной подготовки кадров милиции, воспитательная работа с личным составом в органах дальневосточной милиции в 1920-е гг. рассматривались в трудах Н.А. Шабельниковой [11]. Делается вывод о том, что, несмотря на трудности восстановительного периода, связанные с преодолением последствий Гражданской войны и интервенции в России, отсутствием опыта организации милицейских школ и курсов, недостатком преподавательского состава, слабой материальной базой и трудностями финансирования учебных учреждений, в 1920-е гг. была создана основа подготовки кадров милиции и уголовного розыска на Дальнем Востоке, которая продолжила дальнейшее развитие в последующий период развития страны.

Изучению этапов становления милицейского образования на Дальнем Востоке России посвящено исследование В.Г. Кутушева «Дальневосточный юридический институт: история и современность» [12]. На основе архивных материалов, литературных источников, воспоминаний ветеранов рассматривается исторический путь, пройденный Дальневосточным юридическим институтом от небольшого учебного заведения до крупного ведомственного образовательного учреждения, готовящего кадры высшей квалификации для органов внутренних дел.

Таким образом, высшее милицейское образование в государственной системе профессионального образования изучено неравномерно. Анализ литературы показывает - процесс формирования высшего милицейского образования на Дальнем Востоке на рубеже XX-XXI вв. еще не стал объектом интереса исследователей. Поэтому одними из важнейших задач являются комплексное теоретическое осмысление с позиций системного подхода процессов, определяющих состояние высшего милицейского образования на Дальнем Востоке России на рубеже XX-XXI вв., выявление направлений его дальнейшего развития с учетом государственных приоритетов и потребностей общества, принципов преемственности накопленного национального опыта и ориентации на мировые стандарты.

Ссылки:

1. Лазарева Л.А. Проблемы формирования единого европейского пространства высшего образования: вторая половина XX века - начало XXI века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д., 2006. 24 с. ; Стаценко Р.А. Российская высшая школа под воздействием общественных перемен: конец 70-х гг. XX в. - начало XXI в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2004. 25 с. ; Федосов Д.А. Высшая школа России 90-х годов XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. 26 с. ; Феоктистов П.А. Реформирование высшего профессионального образования Российской Федерации в 90-е годы XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 24 с.

2. Макаренко В.Г. Высшее образование как фактор развития Дальнего Востока: рыночные реформы и новые возможности (1991-2012 гг.) // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2012. № 4. С. 32-38 ; Хисамутдинова Н.В. Как «отраслировалась» высшая школа на Дальнем Востоке СССР в 1930-е годы // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 74-77.

3. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899-1999 / авт. кол.: Э.В. Ермакова, Г.С. Куцый, Е.П. Володарская [и др.]. Владивосток, 1999.

4. Министерство внутренних дел. 1802-2002. Исторический очерк. М., 2004 ; Мулукаев Р.С., Карташов Н.Н. Милиция России (1917-1993 гг.): историко-правовой очерк. Орел, 1995 ; Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996.

5. Кожевина М.А. История милицейского образования в Советской России: Организация и правовое регулирование (1917-1991 гг.). Омск, 2004 ; Проценко Е.Д. Профессиональное образование в органах и войсках МВД России: история, теория, практика. СПб., 1998.

6. Тихомиров С.Н. Профессиональное образование в МВД России: опыт становления, закономерности и перспективы развития. М., 2006.

7. Зыбин С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел: историко-правовой и теоретико-правовой анализ : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1997 ; Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002 ; Лойт Х.Х. Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел: (Исторический и организационно-правовой аспект) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.

8. Волгоградский юридический институт МВД России: (Историко-биографический очерк). Волгоград, 1997 ; Омская академия: (Страницы истории). Омск, 2000 ; Харитонов А.Н. История Омской высшей школы МВД России. Омск, 1995.

9. Сонин В.В. Государство и право Дальневосточной республики. Владивосток, 2011.

10. Орнацкая Т.А. Особенности подготовки юристов в Приморье в первый период Гражданской войны // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 139-141.

11. Шабельникова Н.А. Милиция в борьбе с преступностью на Дальнем Востоке России (1922-1930 гг.). Владивосток, 2002.

12. Кутушев В.Г. Дальневосточный юридический институт МВД России: история и современность. Хабаровск, 1998.

References:

1. Lazareva, LA 2006, Problems of formation of a single European Higher Education Area: The second half of the XX century -the beginning of XXI century, PhD thesis abstract, Rostov-on-Don, 24 p.; Statsenko, RA 2004, Russian high school under the influence of social change: the end of the 70s of XX century - the beginning of XXI century, PhD thesis abstract, Pyatigorsk, 25 p.; Fedosov, DA 2007, High school Russian 90-ies of XXcentury, PhD thesis abstract, Moscow, 26 p.; Feoktistov, PA 2006, Reform of Higher Professional Education of the Russian Federation in the 90-ies of XX century, PhD thesis abstract, Moscow, 24 p.

2. Makarenko, VG 2012, 'Higher education as a factor in the development of the Far East: market reforms and new opportunities (1991-2012)', Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, no. 4, p. 32-38; Khisamutdinova, NV 2007, 'School of the Far East of the USSR in the 1930s', Higher education today, no. 5, p. 74-77.

3. Ermakova, EV, Kutsyi, GS & Volodarskaya, EP et al. 1999, Far Eastern State University. History and modernity. 1899-1999, Vladivostok.

4. The Ministry of Internal Affairs. 1802-2002. Historical Review 2004, Moscow; Mulukaev, RS & Kartashov, NN 1995, Police Russia (1917-1993): Historical and legal essay, Orel; Agencies and Interior Ministry troops Russia: a brief historical sketch 1996, Moscow.

5. Kozhevina, MA 2004, The history of police education in Soviet Russia: organization and regulation (1917-1991), Omsk; Protsenko, ED 1998, Vocational education institutions and the Ministry of Interior Troops of Russia: History, Theory, Practice, St. Petersburg.

6. Tikhomirov, SN 2006, Professional education in the Ministry of Internal Affairs of Russia: formation experience, patterns and prospects, Moscow.

7. Zybin, SF 1997, Staffing activity of law-enforcement bodies: the historical-legal and theoretical-legal analysis, D.Phil. thesis abstract, St. Petersburg; Kikot, VY 2002, Organizational, legal and informational support of the implementation of the Russian Interior Ministry personnel policy in the field of training, D.Phil. thesis abstract, Moscow; Loit, HH 1998, State personnel in Russia and its realization in the internal affairs bodies (historical, organizational and legal aspect), D.Phil. thesis abstract, St. Petersburg.

8. Volgograd Law Institute of the Russian Interior Ministry (Historical and biographical sketch) 1997, Volgog rad; Omsk Academy (Pages of History) 2000, Omsk; Kharitonov, AN 1995, History of the Omsk Higher School of Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk.

9. Sonin, VV 2011, State and Law of the Far Eastern Republic, Vladivostok.

10. Ornatskaya, TA 2015, 'Features of training of lawyers in the Primorye Territory in the first period of the Civil War', Theory and practice of social development, no. 19, p. 139-141.

11. Shabelnikova, NA 2002, Police in the fight against crime in the Far East of Russia (1922-1930), Vladivostok.

12. Kutushev, VG 1998, Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia: history and modernity, Khabarovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.