Научная статья на тему 'Высшая школа Юга России в период перестройки (1985-1991 гг. )'

Высшая школа Юга России в период перестройки (1985-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононенко Виктор Михайлович

Процесс модернизации российского общества 80-90-х годов затронул систему высшего образования на Юге России. В этот период началась демократизация и гуманизация образования, введение вариативности и дифференцированного обучения. Открыто 18 специальностей по новым направлениям науки и техники. Одновременно было сокращено финансирование высшей школы и приемы в вузы. Все эти процессы активно воздействовали на вузы Юга страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of the Russian society modernization in the 1980-1990s touched upon the system of higher education in the South of Russia. At that time democratization and humanization of the education began; variance and differentiation of the education were introduced. Eighteen specialities in new branches of science and technology were opened. At the same time the financing of higher school was reduced and the number of entrants was restricted. All these processes influenced greatly the higher education institutions in the South of the country.

Текст научной работы на тему «Высшая школа Юга России в период перестройки (1985-1991 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНУК И

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЮГА РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

(1985-1991 ГГ.)

В.М. Кононенко

THE HIGHER SCHOOL IN THE SOUTH OF RUSSIA DURING THE PERIOD OF RECONSTRUCTION (1985-1991)

Kononenko V.M.

The process of the Russian society modernization in the 1980-1990s touched upon the system of higher education in the South of Russia. At that time democratization and humanization of the education began; variance and differentiation of the education were introduced. Eighteen specialities in new branches of science and technology were opened. At the same time the financing of higher school was reduced and the number of entrants was restricted. All these processes influenced greatly the higher education institutions in the South of the country.

Процесс модернизации российского общества 80-90-х годов затронул систему высшего образования на Юге России. В этот период началась демократизация и гуманизация образования, введение вариативности и дифференцированного обучения. Открыто 18 специальностей по новым направлениям науки и техники. Одновременно было сокращено финансирование высшей школы и приемы в вузы . Все эти процессы активно воздействовали на вузыi Юга страныi.

Российскую историю середины 80-90-х годов можно рассматривать как не-завершившийся процесс модернизации, главной задачей которой был перевод общества в новое качество, ликвидация отставания экономического развития страны. Сам процесс модернизации может быть представлен как две не вполне удавшихся попытки М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина реформировать страну. С 2000 г. берет начало политика В. В. Путина.

Интеллектуальным ядром модернизации этого времени стала радикально настроенная интеллигенция столичных центров и технополисов, которая выступила в качестве основной оппозиции партийно-государственной элите. Отсутствие социально-экономических результатов перестройки привело к тому, что в ориентации этих слоев очень быстро произошли фундаментальные социально-политические изменения. На рубеже 80-90-х гг. идея «совершенствования социализма» («социализма с человеческим лицом») была отвергнута как социальная утопия и началась реализация политики по формированию рыночной экономики (1).

Общеполитический курс руководства страной сказался на системе высшего профессионального образовании. В 1987 г. были приняты Основные направления перестройки высшего и среднего специального образовании в стране и пакет партийно-правительственных постановлений по высшей школе. В них подчеркивалось, что система образования нуждается в коренных из-

УДК 378+372.893

менениях, необходимо развитие инициативы и творческого начала в образовательной деятельности. Определялись меры по демократизации и гуманизации образования, введению вариативного и дифференцированного образования.

Для руководства этими процессами вместо нескольких существовавших ведомств был создан единый Госкомитет по образованию. Фактически была сформулирована новая идеология образования. Вводилась выборность руководителей, намечались пути создания системы государственно-общественного управления образованием. Всеобщий съезд работников народного образования (1988 г.) одобрил основные принципы развития этой сферы: демократизация, гуманизация, вариативность, рационализация, открытость, мобильность и непрерывность образования (2).

В дискуссиях, развернувшихся в печати, научно-педагогическая общественность отметила, что новый уровень образования может быть достигнут на основе создания системы непрерывного образования, нового экономического механизма взаимодействия высшей школы с отраслями народного хозяйства, интеграции образования, науки и производства, устранения межведомственных барьеров в сфере управления образованием, существенных изменений в материально-техническом снабжении, совершенствовании форм организации учебного процесса, компьютеризации образования (3).

В разделе «Образование и подготовка кадров» Комплексной программы научно-технического прогресса в СССР, принятой в 1988 г., цель деятельности высшей школы была сформулирована следующим образом: «Цель ее - формирование у выпускников профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, личностных качеств, обеспечивающих его активное вклинение в профессиональную и общественную деятельность на определенном образовательно-квалификационном уровне (4).

Главной задачей высших учебных заведений ставилось полное обеспечение потребностей народного хозяйства в специалистах уровня квалификации, соответствую-

щего требованиям научно-технической революции и развитию производительных сил, роста культурно-образовательного уровня общества. Исходя из этого, высшая школа была призвана обеспечить существенное повышение качества подготовки специалистов, которые обладали бы совокупностью следующих личностных качеств:

• высокий теоретический и практический уровень общенаучной фундаментальной подготовки, мобильность полученных знаний, умений и навыков в избранной сфере профессиональной деятельности;

• активная жизненная позиция, преданность делу марксизма-ленинизма, делу патриотизма и социалистического интернационализма;

• развитие студенческого самоуправления;

• культура творческой деятельности, психологическая устойчивость, эффективность совместной деятельности в коллективе

(5).

Главный упор в «Комплексной программе научно-технического прогресса» делался на разработку нового перечня специальностей. В годы перестройки были пересмотрены учебные планы и программы вузов. Было значительно сокращено количество специальностей (около 100) за счет их укрупнения и устранения дублирования. Открыто 18 специальностей по новым направлениям науки и техники (6).

Однако принятые меры выполнялись медленно и не в полной мере, в учебно-воспитательном процессе сохранялся ведомственный подход. В вузах не было создано реальных структур и механизмов управления учебным и воспитательным процессом, при том, что партийные структуры утратили свое влияние, а после указа президента РФ «О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций» структуры КПСС в вузах прекратили существование (7).

Квалификационные характеристики второго поколения получились весьма громоздкими и трудоемкими в разработке. При

их создании возникли недоразумения теоретического характера. В частности, задачи профессиональной деятельности часто подменялись должностными обязанностями.

Достижением новых учебных планов считалась более тесная связь содержания обучения с функциональными обязанностями выпускников. Чрезмерная детализация квалификационных характеристик специалистов вплоть до отдельных этапов и операций по решению той или иной профессиональной задачи выхолащивала саму суть высшего образования как подготовки к творческой деятельности (8).

С началом политики перестройки количество студентов стало сокращаться. В 1985/86 гг. численность студентов в вузах РСФСР сократилась на 203 тыс. человек. Это явилось результатом избранного политического курса (9).

Изменилась и финансовая политика государства по отношению к образованию. Если до 1985 г. финансирование образования составляло 5-8% государственного бюджета, то при М.С. Горбачеве оно сократилось до 2 с небольшим процентов (10).

Один из видных отечественных ученых В.Б. Миронов, оценивая эти факты, заметил, что в таком подходе к финансированию образования и науки проявляется закон мелитократии: чем выше уровень правящей элиты, тем больше внимания, забот, средств и усилий она уделяет вопросам культуры, науки, техники, образования и наоборот (11).

Политика в области образования в нашей стране после 1985 г. пошла по другому пути, что породило новые проблемы как в центре, так и на местах.

В соответствии с вышеназванными тенденциями развития высшего образования в стране началась перестройка учебно-воспитательного процесса и в вузах Юга России, которая осуществлялась по следующим направлениям:

1) перерабатывались учебные планы, расширялись общетеоретическая и методическая подготовка студентов;

2) совершенствовалась система управления учебно-воспитательным процес-

сом, были разработаны критерии оценки качества и эффективности работы кафедр и факультетов;

3) создавались единые учебно-научные комплексы: вуз-завод, вуз-школа, вуз-больница и т.д.;

4) перерабатывались графики учебного процесса с целью сокращения занятий до 24-28 часов в неделю;

5) разрабатывалось положение об аттестации студентов в межсессионный период;

6) вводились договорные условия подготовки специалистов;

7) были разработаны квалификационные характеристики второго поколения.

8) началась подготовка кадров по применению ЭВМ в учебном процессе. Во многих вузах региона были созданы лаборатории и кафедры по новым информационным технологиям (12).

В исследуемый период Юг России располагал разветвленной сетью вузов. Здесь имелось 9 государственных классических университетов, 8 педагогических вузов, 6 медицинских, 12 политехнических и 6 сельскохозяйственных институтов, 5 вузов экономики, архитектуры и строительства (13).

В годы перестройки в регионе были открыты новые высшие учебные заведения. В частности, был открыт Волгоградский государственный университет.

В середине 80-х годов завершается формирование структуры Ростовского государственного университета, которая органично объединила научные и учебные подразделения, опытное производство и базы постоянной практики студентов. Все это составляло основу для перехода к новому этапу в организации работы, когда на базе физического, биологического, химического факультетов и научно-исследовательских институтов физики, биологии и нейрокибер-нетики, физической и органической химии, математики и механики были созданы единые учебно-научно-производственные комплексы. Их деятельность открыла новый этап в подготовке высококвалифицированных специалистов. С первых лет обучения у

студентов университета появилась возможность приобщиться к большой науке, участвовать в разработке актуальных научных проблем. Со своей стороны работники НИИ получили возможность непосредственно участвовать в подготовке научной смены

(14).

Органическая связь учебного процесса с развитием научных исследований способствовала созданию студенческих НИИ (на физическом факультете), научно-исследовательских лабораторий студентов (на механико-математическом, экономическом, философском, химическом факультетах), постоянно действующих научных семинаров (на историческом факультете).

Ученые РГУ работали под руководством Ю. А. Жданова, специалиста с мировым именем, широкой эрудиции и глубоких знаний не только в области естественных наук (химии, физики), но и гуманитарных (философии, культурологии), создавшего крупные научные школы по химии природных и высокомолекулярных соединений, по истории и теории культуры. Профессорско-преподавательский корпус Ростовского университета нашел формы соединения науки с производством, реального (а не формального) участия студентов в научно-исследовательской работе. Ежегодно университет стали заканчивать до 900 выпускников (15).

Кубанский государственный университет к 1985 г. прошел период становления, трансформации из педагогического института в классический университет. В ходе этого процесса особое внимание было уделено развитию факультетов, лабораторий и институтов естественного цикла: физического, математического и биологического комплексов, а также внедрению ЭВМ в учебный процесс и научные исследования. Была реорганизована структура факультетов. Их число достигло 11: математический, физический, химический, биологический, экономический, географический, романо-германской филологии, художественной и технической графики и др. (16).

В основе развития университета лежала глубокая научная и учебная специализа-

ция кафедр, число которых возросло с 39 до 59. Количество докторов наук, профессоров увеличилось до 31, кандидатов наук, доцентов - до 229 человек. В 1985 г. в КубГУ на дневном отделении обучалось 3489, на вечернем - 1507, на заочном - 3336 человек. С 1970 по 1986 гг. университет закончили 27 тыс. студентов (17).

Что касается университетов национальных республик Северного Кавказа - Дагестанского, Кабардино-Балкарского, Чечено-Ингушского, Северо-Осетинского, то они сохраняли в основном гуманитарный профиль с традиционным набором факультетов (исторические, русского и родного языка и литературы, естественно-географические, физико-математические, физической культуры и спорта). Научная инфраструктура этих вузов была развита слабо. Они готовили в основном специалистов для сферы образования. Одновременно ученые данных университетов делали много для обеспечения национальных школ учебниками и учебными пособиями (18).

На основе договоров о творческом сотрудничестве с академическими институтами и Саратовским госуниверситетом интенсивно развивался Калмыцкий государственный университет. В 80-е годы в нем функционировало 6 факультетов, 25 кафедр. В вузе работало 250 преподавателей, половина из которых имела ученые степени и звания. В годы перестройки был создан инженерно-мелиоративный факультет и 3 кафедры: «Инженерная конструкция и графика», «Механизация сельскохозяйственного производства, эксплуатации и ремонта машин» и «Общетехнических дисциплин» (19).

Из педагогических вузов региона в анализируемый период функционировали Армавирский, Адыгейский, Дагестанский, Волгоградский, Астраханский, Ростовский-на-Дону, Ставропольский, Карачаево-Черкесский, Чеченский педагогические институты и Пятигорский институт иностранных языков. Рассмотрим деятельность некоторых из них.

Крупнейшим вузом являлся Ростов-ский-на-Дону государственный педагогический институт, руководимый профессором

А.А. Грековым. Здесь была найдена эффективная форма профессионально-педагогической подготовки учителей: учебно-научный-педагогический комплекс (УНПК) в контексте комплексной программы подготовки специалистов для системы образования - «Учитель» (20).

В Ставропольском педагогическом институте в 80-е годы заметно расширился состав студентов и в 1985 г. достиг 7033 человек, среди которых были представители более чем 35 национальностей (21).

В институте функционировало 6 факультетов: русского языка и литературы, исторический, естественно-географический, физико-математический, физической культуры, педагогики и методики начального обучения. Кроме того, действовали факультеты по обучению иностранных студентов, факультет повышения квалификации работников народного образования, подготовительные отделения, факультет дополнительных педагогических профессий.

Перестройке учебного процесса способствовало открытие новых кафедр, таких как информатика и вычислительная техника, научных основ управления народным образованием, методики преподавания русского языка в национальных школах, теории и методики воспитательной работы и др.

Работа медицинских вузов определялась потребностями здравоохранения Юга России. Несмотря на деятельность Ростовского, Краснодарского, Ставропольского, Волгоградского, Дагестанского, СевероОсетинского и других вузов численность и квалификация врачей еще не в полной мере обеспечивала регион.

В этой связи возрастающее значение приобретал вопрос о качестве подготовки специалистов для нужд здравоохранения. Решая эту задачу, коллектив Ростовского медицинского института вел работу по совершенствованию процесса преподавания, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. В 1989 г. обучением и воспитанием студентов в нем занимались 784 преподавателя, в том числе 66 докторов и 391 кандидат наук, члены-

корреспонденты АМН СССР профессора П.П. Коваленко и П. А. Золотов (22).

В РГМИ обучалось около 4 тыс. студентов и аспирантов, представлявших 29 национальностей СССР, а также граждане 70 стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Стремясь решить названные ранее проблемы, этот крупный медицинский вуз Юга России создал сеть курсов переподготовки врачей, где прошли обучение около 23 тыс. специалистов-медиков (23). Однако принятая в стране парадигма медицинских кадров не позволяла коренным образом улучшить качество подготовки врачей, их специализацию и оказать серьезное влияние на состояние здравоохранения в регионе.

Старейший медицинский вуз Юга России - Кубанский госмединститут - располагал к началу 90-х годов мощным кадровым потенциалом. На 62 кафедрах КГМИ работало 73 доктора и более 300 кандидатов наук. На 5 факультетах велась подготовка врачей лечебников, педиатров, стоматологов, специалистов санитарно-профилакти-ческого профиля, а также фармацевтов. Совершенствование врачебного мастерства осуществлял факультет повышения квалификации (24).

Создана собственная лечебная база: акушерско-гинекологическая клиника

(Центр «Матери и ребенка»), вузовская стоматологическая поликлиника и др.

В целом успешно развивался и Ставропольский медицинский институт, который в 1988 г. отметил свое 50-летие. За эти годы вузом подготовлено около 15 тыс. специалистов, в том числе 80 врачей для Венгрии, ГДР и стран Азии и Африки.

Институт располагал 50 кафедрами и 5-ю самостоятельными курсами. 33 кафедрами руководили профессора, доктора наук, 11 кафедрами - доценты (25). Профессорско-преподавательский состав вуза отчетливо осознавал необходимость глубокой перестройки учебного процесса. «Задача на подготовку специалистов широкого профиля, его способность изменить и принять меры к изменениям в производстве, своевременно осваивать успехи научно-технического про-

гресса в области медицины и здравоохранения, - говорил проректор по научной работе СГМИ Ф.А. Филимонов, - вызывает необходимость усиление теоретической и практической подготовки врачей, совершенствования и внедрения в учебный процесс активных методов преподавания, перехода к школе - мышления, школе - творчества, школе - высокого профессионализма» (26).

К 1989 г. Северо-Осетинский медицинский институт произвел 46 выпусков. Звание врача получили более 10 тыс. юношей и девушек, 5 тыс. из которых были представителями коренной национальности. За годы советской власти сотрудники института защитили около 30 докторских и 150 кандидатских диссертаций, опубликовали 40 монографий и брошюр (27).

Годы перестройки были ознаменованы тем, что в 1985 г. был создан музей истории СОГМИ и здравоохранения Северной Осетии, в 1988 г. - открыт факультет усовершенствования квалификации врачей, в 1992 г. - начата подготовка иностранных студентов.

Определенные сдвиги в организации подготовки врачей во второй половине 80-х годов произошли в Волгоградском и Дагестанском медицинских и Пятигорском фармацевтическом институтах.

Своим девизом студенты и преподаватели этих вузов избрали слова А.П. Чехова: «Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Поэтому перед профессорско-преподавательским составом медицинских институтов стояли серьезные проблемы совершенствования учебного процесса, нравственного воспитания выпускников.

Система технического образования на Юге России к середине 80-х годов представляла собой сеть политехнических институтов, в которую входили вузы Астрахани, Волгограда, Грозного, Краснодара, Новочеркасска, Орджоникидзе, Ростова-на-Дону, Ставрополя и Таганрога.

Научно-технический прогресс и потребности региона ставили перед техниче-

скими вузами задачу поиска новых путей профессиональной подготовки. В предшествующий период на Юге России была создана мощная индустриальная база, построены крупный индустриальный комплекс «Атом-маш» в Ростовской области, комбинат «Азот» в Ставропольском крае, сотни промышленных предприятий в Новочеркасске, Таганроге, Волгограде и других городах.

В политехнических институтах были открыты новые специальности в области радиотехники (Таганрогский радиотехнический институт), электроники (Новочеркасский политехнический институт), химической технологии неорганических веществ (Ставропольский политехнический институт) и др.

Состояние технического образования на Юге России можно проанализировать на примере отдельных вузов. Крупнейшими центрами подготовки инженерных кадров на Юге России оставались Новочеркасский политехнический и Таганрогский радиотехнический институты.

В первом из них в середине 80-х годов обучалось более 10 тыс. студентов. Руководил институтом известный ученый, доктор технических наук, профессор В.Е. Шук-шунов. НГПИ имел 10 факультетов: горногеологический, механический, системотехники и робототехники, технологии машин и роботов, электромеханический, энергетический, химико-технологический, строительный, военный факультет и вечерне-заочного обучения. Кроме того, в состав института входили Шахтинский и Волгоградский филиалы (28).

Учебный процесс осуществляли 83 кафедры, которые возглавлялись профессорами и доцентами. В период перестройки особое развитие получили следующие кафедры: программного обеспечения вычислительной техники, информационно-измерительной и медицинской техники, автоматизации и телемеханики, информатики и вычислительной техники, электронно-вычислительных машин и автоматизированных систем управления (29).

Подготовка специалистов данного профиля была признана приоритетной Ком-

плексной программой научно-технического прогресса в СССР.

На передовых направлениях научно-технического развития находился и коллектив Таганрогского радиотехнического института. В нем велась подготовка почти по 20 специальностям, число студентов было около 5000 человек. Их обучение вели 450 преподавателей, среди которых - 45 докторов наук, профессоров и 250 кандидатов, доцентов.

К началу 90-х годов в ТРТИ состоялось 35 выпусков общей численностью более 30 тыс. инженеров, из них получили диплом с отличием 1798 человек (30).

Ставропольский политехнический институт, созданный в 1971 г. на базе филиала Краснодарского политехнического института, работал под руководством ректора профессора Никитина. К середине 80-х годов он превратился в довольно крупный центр подготовки инженерных кадров. В его научно-учебный комплекс, кроме головного института в г. Ставрополе, вошли филиалы в городах Невинномысске, Пятигорске, Георги-евске, Кисловодске.

Из 500 преподавателей СГПИ, занятых подготовкой специалистов на кафедрах, 44 были докторами наук, профессорами и 256 кандидаты наук, доценты (31).

В институте активно велись фундаментальные поисковые и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы. Через научно-технический центр осуществлялось государственное управление 20 основными проблемными направлениями, возглавляемыми ведущими учеными и специалистами вуза.

Особое внимание в СГПИ уделялось повышению квалификации преподавателей. Для этого использовались различные по срокам и содержанию формы:

• обучение преподавателей на ФПК и в ИПК;

• стажировка (научная, педагогическая, производительная) на ведущих предприятиях НПО, НИИ и в других вузах;

• краткосрочные курсы по актуальным направлениям научно-педагогической деятельности преподавателей;

• перевод кандидатов наук на должность научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций;

• предоставление творческого отпуска (3-6 месяцев) для завершения докторских диссертаций;

• обучение в аспирантуре и докторантуре;

• прикрепление к другим вузам и организациям для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций (32).

Выпускающие кафедры имели связи с крупными производствами, имели свои филиалы на ведущих предприятиях городов Ставропольского края, что позволяло использовать в учебном процессе современное оборудование, практически закреплять и совершенствовать полученные знания, умения и навыки.

Одним из старейших центров подготовки инженеров на Северном Кавказе являлся Северо-Кавказский горно-металлургический институт (г. Орджоникидзе). На 10 его факультетах получали знания около 5 тыс. студентов по 30 специальностям. На 40 кафедрах трудился квалифицированный профессорско-преподавательский состав, среди которых - 21 академик, 14 членов-корреспондентов академии наук, 42 заслуженных деятеля науки и техники Российской Федерации и Северной Осетии (33).

Выпускниками института были открыты также крупные месторождения полезных ископаемых, как Талнахское, Му-рунтауское, Сариляхское, Джайремекское и другие. Значительный вклад внесен ими в становление и развитие Садонского свинцо-во-цинкового, Норильского и Тырнаузского горно-металлургических и Запорожского титаномагниевого комбинатов, производственного объединения «Североникель» и других предприятий цветной металлургии.

Учеными института были выполнены и внедрены такие научные исследования, как способ получения алюминия, гидрометаллургическая переработка руд цветных металлов, способы получения сверхчистых свинца и индия, системы прецизионного электропривода для аппаратов точной магнитной записи, системы комплексной меха-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низации взрывных работ, новая технология направленного бурения скважин, методы совершенствования технологий строительного производства и другие.

Одновременно происходила перестройка управления сельским хозяйством. С этой целью в ноябре 1985 г. были ликвидированы шесть сельскохозяйственных ведомств и учрежден Госагропром СССР. Вскоре была принята «Продовольственная программа», призванная значительно увеличить производство продовольственных товаров и ликвидировать их дефицит в стране (34).

Существенная роль в выполнении Продовольственной программы СССР отводилась кадровому обеспечению. В этой области ставилась задача расширения подготовки специалистов по управлению и экономике аграрного производства, а также по переработке сельскохозяйственной продукции. Эти тенденции нашли отражение в деятельности сельскохозяйственных вузов Юга России.

Так, например, в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства были открыты новые факультеты: «Экономика в отраслях АПК» и «Переработка сельскохозяйственной продукции» (35).

Главной задачей научной деятельности АЧИМСХ стало проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на ускорение научно-технического прогресса в аграрнопромыш-ленном комплексе. Ученые работали над созданием новых высокопродуктивных сортов зерновых и технических культур, средств механизации, электрификации и автоматизации, принимали активное участие в техническом переоснащении и инженерном обеспечении отраслей аграрнопромышлен-ного комплекса Ростовской области.

В Кубанском государственном сельхозинституте были созданы агротехнический и землеустроительный факультеты, открыты новые кафедры: «Технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции», «Строительства и эксплуатации водохозяйственных объектов» и др. Проведены работы по развитию Ботанического сада

площадью 37 га, а также комплектованию учебно-научной библиотеки, фонды которой превысили 1 млн. изданий учебников, монографий, газет и журналов.

В вузе функционировало 14 факультетов, 71 кафедра, обучалось более 11 тыс. студентов (36). Учитывая большие заслуги вуза в подготовке специалистов для сельского хозяйства, в январе 1991 г. КГСХИ получил статус Кубанского государственного аграрного университета.

В Ставропольском сельскохозяйственном институте интенсивное развитие получил факультет экономики и организации сельского хозяйства. Под руководством доктора экономических наук, профессора В. А. Эма была перестроена вся система учебно-воспитательной работы. Перед коллективом преподавателей была поставлена своего рода «сверхзадача» - готовить будущих главных бухгалтеров не только к регистрации хозяйственных операций, но и к всестороннему анализу использования производственных фондов, поиску возможностей увеличения продукции полей и ферм. Говоря о роли выпускников экономического факультета в организации сельского хозяйства, Эм назвал их «композиторами производства» (37).

Важным направлением деятельности профессорско-преподавательского состава ССХИ в годы перестройки было повышение квалификации руководящих кадров колхозов, совхозов и специалистов сельского хозяйства (38). Демократизация системы образования позволила преподавателям ФПК внести существенные коррективы в таковые учебные планы и программы. Они стали преподавать руководителям и специалистам сельского хозяйства такие новые для того времени дисциплины, как социальная психология и научная организация труда, ряд других. Непосредственно на производстве стал изучаться опыт работы таких новаторов, как Героев Социалистического Труда А.А. Чупрынина, И.М. Нагорного, В.Я. Светличного и др.

Горский сельскохозяйственный институт при поддержке Главного управления высшего и среднего специального образова-

ния Министерства сельского хозяйства СССР в 1988-1991 гг. за счет союзного бюджета получил новое оборудование для факультета ветеринарной медицины, агрономии и зооинженерии. Были выделены финансовые ресурсы и для капитального строительства.

Это позволило существенно укрепить учебно-материальную базу вуза. На одного студента приходилось: основных фондов -8,7 тыс. руб., аудиторных площадей - 17,3 м. Все желающие были обеспечены благоустроенным общежитием. В распоряжении студентов, профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих были Дворец культуры на 800 мест, спортивный комплекс, молодежный центр, музей, библиотека, вычислительный центр, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу Каспийского моря на 500 мест, пансионаты в горах на 200 мест, ежегодная доля 665 путевок в пансионат «Кругозор» в г. Кисловодске (39).

Все это позволило улучшить подготовку специалистов для сельского хозяйства республик Северного Кавказа. На 9 факультетах ГСХИ - агрономическом, зооинже-нерном, механизации сельского хозяйственного производства, экономическом, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства, ветеринарном, факультете повышения квалификации, среднего образования, общественных профессий -обучалось 5700 студентов более 30 национальностей. Институт не испытывал затруднений в наборе студентов, ежегодный конкурс в среднем составлял 3-4 человека на место (40).

В период перестройки особенно остро нуждалась в совершенствовании работа кафедр общественных наук. В начале октября 1986 г. состоялось Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук. Особое внимание было уделено повышению теоретического и методического уровня занятий, перестройки идеологической работы (41). Позитивные изменения не заставили себя ждать. Были пересмотрены учебные планы, стали внедряться активные методы обучения: политбои, политдискуссии, научно-теоретические конференции и др. Все

чаще стала проводится совместная работа кафедр со студенческим активом - это и совместные заседания, и участие студентов в разработке учебных планов, в приеме экзаменов и др.

Однако засилие формализма и заорга-низованности в идейно-воспитательной работе кафедр, словесного подхода к воспитанию - все это отрицательно сказывалось на работе с вузовской молодежью.

Подводя итоги работы вышей школы в период перестройки, мы должны констатировать, что при бесспорных достижениях советской высшей школы в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров организация учебно-воспитательного процесса в вузах Юга России (как, впрочем, и других регионов страны) страдала жесткой привязанностью к государственным планам и учебным программам, относительно слабой восприимчивостью к новейшим достижениям науки и практики. Разрыв системных связей естественно-научной и гуманитарной подготовки, составляющих основу высшего образования, привели к изменению профессионально-нравственного облика специалистов, социальному нигилизму и падению творческого потенциала студентов.

Все это требовало изменения всей парадигмы высшего образования, новой структуры и новых подходов к организации учебного процесса. Требовались коренные изменения в содержании подготовки выпускников высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001; Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. -М., 1998 и др.

2. См.: Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сб. документов и материалов. - М., 1987.

3. См.: Фролкин П.П. Реформирование отечественной высшей школы во второй половине 1980 - 1990-х гг.: Дисс... д-ра ист. наук. - Саратов, 2001.

4. Комплексная программа научно-технического прогресса в СССР на 1991-2010 гг. -М., 1988. -С. 9.

5. Там же. - С. 9-10.

6. Жуков В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. - М., 2002. - С. 201.

7. Яблонскене Н.Л. Развитее высшего образовании России в условиях социально-политической трансформации общества (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХХ в.): Автореф. дисс... канд. ист. наук. - М., 2004.- С. 14

8. Результаты перестройки системы высшего образования в 1987 г. -М., 1988. - С. 7-8.

9. Стаценко Р.А. Российская высшая школа под воздействием общественных перемен (конец 70-х гг. XIX - начало ХХ в.): Автореф. дисс... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2004. - С. 17.

10. Там же. - С. 20.

11. Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990. -С. 145.

12. Вартумян А.А., Шинкарева И.А. Высшее образование в регионе (Дон, Кубань и Ставрополье в переходный период). 1991-2001 гг. - М., 2003.

- С. 36-37.

13. См.: Материалы зонального совещания руководителей органов управления образовани-ем.Южного федерального округа. Ч.1, 2. -Ставрополь, 2002.

14. Ростовский государственный университет (1915-1985): Очерки / Под общей ред. Ю.А. Жданова. - Ростов-на-Дону, 1985. -С. 30.

15. Там же.

16. Кубанский университет: Материалы по изучению истории вуза. - Краснодар, 1987. - С. 22.

17. Там же.

18. См. подробно: Нагучев Д.М. Высшая школа на Северном Кавказе: история и современность.

- Майкоп, 1992.

19. Корнилова И.М. Становление и развитие высшего образования в Калмыкии (1929-1999 гг.): Дисс... канд. ист. наук. - Элиста, 2000. -С. 105.

20. Ситько Р.М. Университетское педагогическое образование на юге России: история и современность. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 123.

21. Очерки истории Ставропольского педагогического института. - Ставрополь, 1991. - С. 74

22. Зарубинская Л.Г., Папков Г.И. Ростовскому медицинскому институту - 60 лет // Здравоохранение Российской Федерации. - 1990. -№12. - С. 35.

23. Там же.

24. Ермошенко Б.Г. Кубанской государственной медицинской академии 80 лет // ЮжноРоссийский медицинский журнал. - 2000. -№5-6. - С. 12.

25. Филимонов Ф.А. Полувековой юбилей института // Итоги пройденного пути и перспективы дальнейшего развития. - Ставрополь, 1988. - С. 30.

26. Там же. - С. 30-31.

27. Северо-Осетинский медицинский институт. 1939-1989. - Орджоникидзе, 1989. - С. 11.

28. Данцев А.А. Университет - любовь моя. - Новочеркасск, 1997. - С. 296-297.

29. Там же. - С. 300.

30. Соловьев А.И. Универсиет на Юге России. -Таганрог, 1999. - С. 138.

31. Северо-Кавказскому государственному техническому университету 30 лет. - Ставрополь, 2001. - С. 9.

32. Там же.

33. История Северо-Кавказского государственного технического университета в портретах. -Владикавказ, 2001. - С. 3.

34. См.: История России в новейшее время. - М., 2004. - С. 252-253.

35. Серегин А.А., Терновый Д.А., Белоусова В.М. и др. Азово-Черноморская государственная аг-рарно-инженерная академия. 75 лет. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 24.

36. Кубанский государственный аграрный университет. - Краснодар, 2002. - С. 10.

37. Трухачев В.И. Посев и всходы. К 70-летию Ставропольской государственной сельскохозяйственной академии. - Ставрополь, 2000. -С. 114-115.

38. Практика обучения руководящих кадров научным основам организации аграрного производства получила развитие еще в предшествующий период. Заочное отделение ССХИ в 60-70-е гг. закончили многие партийные и советские руководители Ставропольского края. В 1967 г. диплом ученого агронома-экономиста получил М. С. Горбачев - будущий Президент СССР.

39. Горский государственный аграрный университет. - Владикавказ, 2003. - С. 63.

40. Там же.

41. Результаты перестройки системы высшего образования в 1987 г. - С. 92-93.

Об авторе

Кононенко Виктор Михайлович, зам. директора по учебной работе Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.