УДК 378.1: 94 (470)" 1985/1991
ЛАВРЕНТЬЕВА Марина Андреевна Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия [email protected]
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-76-81
Marina A. LAVRENT'EVA Kuban State Technological University Krasnodar, Russia [email protected]
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
В статье рассматриваются проблемы модернизации системы высшего профессионального образования Краснодарского края и г. Краснодара в 1985-1991 гг. Основное внимание уделено анализу научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, новым подходам к организации учебного процесса в условиях перестройки. Политика перестройки, в которую включились вузы Краснодарского края, была наполнена идеями совершенствования системы высшей профессиональной школы. Подвергается модернизационным процессам система управления образованием, как в центре, так и на местах. Подчеркивается роль государственных органов и самих образовательных учреждений в решении проблем развития фундаментальной и прикладной науки, обеспечения высококвалифицированными кадрами производственной и социальной сфер, а также повышения культурного уровня населения региона. Дана характеристика эволюции экономических отношений в системе высшего образования. Выявлены и проанализированы ошибки, допущенные государственными органами и руководством вузов при проведении модернизации учебного процесса, финансирования научных и учебно-методических проектов, введении инновационных форм преподавания, взаимодействия и сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями и организациями. Сделан вывод о том, что достижения и учет ошибок реформирования вузов во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX столетия могут и должны послужить основой при выработке новых стандартов обучающих программ и программно-методических комплексов, подходов к организации производственной практики, научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов.
PROBLEMS OF THE HIGHER SCHOOL MODERNIZATION OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE "PERESTROIKA" PERIOD
The article considers the problems of modernization of system of higher professional education Krasnodar region and of Krasnodar in the 1985-1991 focuses on the analysis of scientific and pedagogical activity of the teaching staff of universities, new approaches to organization of educational process in conditions of "perestroika". The policy of "perestroika", which involved the universities of Krasnodar region, was filled with ideas of improving the system of higher professional schools. Exposed to modernization processes, the system of education management as the center, and in the field Emphasizes the role of public authorities and the educational institutions in solving problems of development of fundamental and applied science and the highly skilled personnel of the industrial and social spheres, as well as raise the cultural level of the population. The characteristic of the evolution of economic relations in the system of higher education. Identified and analyzed the mistakes made by state bodies and management of higher education institutions in the modernization of the educational process, funding scientific and educational projects, introduction of innovative forms of teaching, interaction and cooperation of higher education institutions with enterprises and organizations. It is concluded that the achievements and the account of the errors of the reform of the universities in the second half of the 80-ies - early 90-ies of XX century can and should serve as a basis for developing new standards, training programs and software systems, approaches to production practices, research activities of faculty and students.
Ключевые слова: советская система образования, высшие учебные заведения, учебно-воспитательная работа вузов, научно-исследовательская деятельность вузов, реформа образования, перестройка, инновационные технологии, взаимодействие и сотрудничество, партийные, государственные органы власти
Keywords: Soviet system of education, institutions of higher education, educational work of universities, research activities of universities, education reform, "perestroika", innovation, interaction and collaboration, party, state authorities
Процессы глобализации, затронувшие практически все сферы жизнедеятельности российского общества, детерминируют необходимость разработки новых проектов модернизации системы высшего образования на всех его уровнях. В этой связи представля-
ется целесообразным обратить внимание на опыт Советского Союза, а точнее - последних лет его существования, вошедших в историю под названием «Перестройка и демократические реформы» и приведших в конечном счете к беспрецедентному развороту в форма-ционном поле и утверждению противоположных советским стандартам ценностей и ценностных ориентаций, которые формируются системой образования в целом и высшей школой в частности.
Связать единой нитью эпоху перестройки, постсоветский период развития государства и современные реалии - насущная задача передовой научной и педагогической общественности. Сегодня не перестают обращать на себя внимание проблемы организации учебного и воспитательного процесса, подбора современного научного материала для совершенствования содержания учебных курсов, кадровой политики, реорганизации кафедр и факультетов, переоснащения материально-технической базы и компьютеризации фондов библиотек. Корни проблем, с которыми сталкиваются сегодня высшие учебные заведения, необходимо искать в политических, экономических и социальных просчетах, допущенных государственными органами и партийной номенклатурой прошлых десятилетий. В связи с этим заявленная тема сегодня приобретает особую актуальность.
Исследованием проблем высшей школы как на федеральном, так и на региональном уровне занимались историки В.Г. Чуфаров, С.В. Тарасова, Д.М. Нагучаев, В.А. Штурба, И.А. Шинкарева, К.А. Ушмаева, А.Г. Наумова, А.С. Белоножкин, В.М. Кононенко и другие [1]. Ими была проделана немалая работа по выявлению и анализу документов государственных органов управления, администраций университетов и институтов по руководству и организации деятельности высших образовательных учреждений.
Данную статью отличает попытка не только продолжить подбор официальной документации по заявленной проблематике (текстов выступлений главы государства и представителей Министерства образования СССР; постановлений ЦК КПСС и правительства; планов развития учреждений образовательной системы Краснодарского края и города Краснодара; отчетов администрации вузов, деканов факультетов и заведующих кафедр о результатах научных экспериментов и педагогической деятельности), но и новое прочтение ее с последующим анализом и систематизацией.
Глубокое изучение вопроса проблем модернизации высшей школы Краснодарского края в 1985-1991 гг. невозможно без привлечения материалов, хранящихся в фондах Государственного архива Краснодарского края (далее - ГАКК).
К 1985 г. в Краснодарском крае осуществляли свою деятельность девять вузов, в которых обучалось около 52 тыс. студентов. Именно в этот период в вузах Кубани стали отчетливо проявляться застойные явления: экстенсивные методы преподавания, недостаточное внимание к самостоятельной подготовке студентов, отсутствие современных учебных пособий, оторванность от мировых достижений в науке и технике, слабое техническое, в том числе и компьютерное, оснащение учебного процесса. Множественные недостатки требовали глубоких преобразований.
Анализ архивных документов, хранящихся в фондах вузов Краснодарского края, показал, что руководство края, администрации городов и районов, ученые советы и педагогические коллективы осознавали глубину проблемы и развернули объемную работу по перестройке системы высшего образования [2, л. 9, 57, 64]. Ориентиром служили принятые партией и правительством соответствующие Программы [3].
Так, осенью 1985 г. в стране начались системные изменения в базовой для нашего региона сфере - сельском хозяйстве: вместо шести ликвидированных сельскохозяйственных ведомств был образован Госагропром СССР, а в целях преодоления продовольственного дефицита разработана «Продовольственная программа». В этих условиях перед вузами Кубани ставились новые, актуальные задачи подготовки специалистов в области переработки сельскохозяйственной продукции, управления и экономики аграрного сектора. Результатом реализации предложенных программ и установок явилось приоритетное развитие пищевкусовой промышленности, открытие новых факультетов и кафедр, налаживание тесных контактов вузов с местными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Политика перестройки, в которую включились вузы Краснодарского края, была наполнена идеями совершенствования системы высшей профессиональной школы. Решения XXVII съезда КПСС, Постановления партии и правительства определяли основные пути развития отечественной вузовской системы [4].
Подвергается модернизационным процессам система управления образованием, как в центре, так и на местах: вместо упраздненных Краевого отдела народного образования и Краевого управления профтехобразования начинает функционировать Главное управление народного образования Краснодарского крайисполкома, которое также курировало вопросы, связанные с разработкой комплексных программ развития региональной высшей школы, что становится традицией на долгие годы [5, л. 81].
С 1990 г. началась практическая реализация системы коммерческого обучения в стране, а с 1991 г. вузы Краснодарского края осуществляют прием абитуриентов на основе реализации платных договорных услуг.
Данные меры можно классифицировать как конкретный шаг по модернизации системы высшей школы на региональном уровне.
Руководство учебных заведений Краснодарского края инициировало работу, связанную с пересмотром учебных планов и графиков учебного процесса. Основное внимание уделялось проблемам, связанным с расширением возможностей общетеоретической и методической подготовки студентов, воплощением в жизнь идей создания учебно-производственных и учебно-научных комплексов и обновлением материально-технической базы учебных заведений. В результате некоторые образцы новейших достижений науки и техники внедрялись в учебный процесс [6, л. 91].
Одновременно выявился ряд весьма актуальных проблем: во-первых, отсутствие квалифицированных специалистов, способных установить и обеспечить функционирование нового оборудования, в большей степени импортного, которое простаивало без дела; во-вторых, отсутствие инициативы со стороны преподавателей в разработке технологий и методическом обеспечении освоения и эксплуатации новой, дорогостоящей техники.
Низкий уровень заработной платы, жилищный вопрос вызывали так называемую утечку кадров, что определило качество обучения и эффективность функционирования высших учебных заведений и подталкивало администрации вузов к мерам по привлечению к преподавательской деятельности специалистов без базовой научной, учебно-методической подготовки.
Разрабатывались, принимались и внедрялись перспективные планы по подготовке аспирантов. Акцентировалось внимание на необходимости подготовки такого студента - будущего работника, который, имея квалификацию специалиста, оказался бы способным к непрерывному образованию в течение всей профессиональной жизни. В этой связи основное внимание уделялось пересмотру графиков учебного процесса в отношении увеличения часов, отведенных на самостоятельную подготовку студентов, и привлечению их к научно-исследовательской деятельности, грамотно продуманной, направленной на удовлетворение региональных потребностей [7, с. 112].
В то же время, как показывают архивные документы, в период перестройки по возрастающей идет процесс правовой незащищенности вузов, студентов и преподавателей в финансовой-распределительной сфере. В условиях создания и развития системных связей между вузом и производством и внедрением хозрасчета предприятия зачастую не стремились делиться прибылью с разработчиками, что существенно сдерживало инициативу преподавателей и студентов [8, л. 17].
Резюмируем вышеизложенное. Система высшего профессионального образования Краснодарского края на завершающем этапе истории Советского государства, в условиях перестройки М.С. Горбачева, модернизировалась в интересах обеспечения потребностей края в специалистах медицинского, педагогического, сельскохозяйственного и технико-технологического направлений. Однако кризисные явления системы образования, имевшие место во всех регионах страны, тормозили поступательное развитие высшей школы и Краснодарского края.
Включаясь в процесс разработки новой модели отечественной высшей школы, местные органы власти, безусловно, реагировали на ситуацию. С учетом геополитических, социальных и экономических особенностей они разрабатывали комплексную программу развития разных сфер общественной жизни края, в том числе и сферы образования.
Осуществляя государственную политику в сфере образования, вузам под руководством партийных и советских органов частично удалось решить некоторые новаторские проекты модернизации образования. Однако возможность реализовать задачи перестройки системы высшего профессионального образования, равно как и основных реформ М.С. Горбачева, вызывала сомнения. Вузы, как и вся страна, методом проб и ошибок искали новый путь развития.
Современное состояние системы высшего образования, в первую очередь коммерческого и провинциального государственного, вызывает некоторое опасение в связи со снижением заинтересованности определенного числа студентов в ведении активной научной работы, продолжении в будущем трудовой деятельности на предприятиях согласно специальности, полученной в вузе.
Уроки эпохи перестройки не были усвоены ни администрацией вузов, ни органами власти. Этим объясняется необходимость подробного изучения архивных материалов в целях популяризации их содержания, включения научно-педагогической общественности в публичное обсуждение стратегии модернизации системы преподавания в высших учебных заведениях сегодня, организации как совместной, так и индивидуальной исследовательской (теоретической и практической) деятельности студентов и преподавателей.
Достижения и учет ошибок реформирования вузов во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX столетия могут и должны послужить основой при выработке новых стандартов обучающих программ и программно-методических комплексов, подходов к организации производственной практики, научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Чуфаров В.Г. Партийное руководство высшей школой: исторический опыт, проблемы / В.Г. Чуфаров / / Исторический опыт партийного руководства высшей школой. - Свердловск, 1989; Тарасова С.В. Исторический опыт разработки и реализации проектов реформирования системы образования Российской Федерации в 1984-2004 гг.: дис. ...д-ра ист. наук (07.00.02.) / С.В. Тарасова. - М., 2008; Нагучаев Д.М. Высшая школа на Северном Кавказе: история и современность / Д.М. Нагучаев. - Майкоп, 1992; Штурба В.А. Разработка государственной политики в области народного образования и ее реализация в Российской Федерации в 60-90-е гг. (на материалах Юга России): автореф. дис. ... д-ра ист. наук (07.00.02.) / В.А. Штурба. - М., 2001; Шинкарева И.А. Развитие высшего образования Дона, Кубани и Ставрополья в переходный период (1991-2001): дис. ... канд. ист. наук / И.А.
ва. - Майкоп, 2002; Вартанян А.А. Высшее образование в регионе (Дон, Кубань и Ставрополье в переходный период) (1991-2001 гг.) / А.А. Вартанян, И.А. Шинкарева. - М., 2003; Уш-маева К.А. Развитие высшего исторического образования на Северном Кавказе с 1945 по 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья): автореф. дис. ... канд. ист. наук / К.А. Ушмаева. - Ставрополь, 2004; Наумова А.Г. Становление и развитие высшего образования на Кубани: исторический аспект (на примере вузов г. Краснодара) (1918-1970 гг.): автореф. дис. .канд. ист. наук. - Краснодар, 2005; Белоножкин А.С. Реформирование системы высшего образования в СССР (1985-1991 гг.): дис. ... канд. ист. наук / А.С. Белоножкин. - Краснодар, 2005; Кононенко В.М. Развитие высшего образования на Юге России (20-90-е годы XX века): дис. ... д-ра ист. наук / В.М. Кононенко. - Ставрополь, 2006 и др.
2. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф.Р-687. Оп.7. Д.3871.
3. План развития образования, науки и техники Краснодарского края до 1990 года / / Советская Кубань. - 1987. - 17 ноября.
4. «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве». Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.1987. № 325 / Собрание постановлений Правительства СССР. - 1987. - № 23. - Ст. 82.
5. ГАКК. Ф.Р-1561. Оп.4. Д.112.
6. ГАКК. Ф.Р-1736. Оп.2. Д.651.
7. Лаврентьева М.А. Три модели реформирования высшей профессиональной школы России в 1985-2005 гг. и их реализация на образовательном пространстве Краснодарского края и Республики Адыгея / / Известия вузов. Пищевая технология. - 2007. - № 3. - С. 112-115.
8. ГАКК. Ф.Р-1329. Оп.1. Д.1638.
REFERENCES
1. Chufarov V.G. Partiynoe rukovodstvo vysshey shkoloy: istoricheskiy opyt, problem. [Party leadership of the higher school: historical experience, problems]. Istoricheskiy opyt partiynogo rukovodstva vysshey shkoloy = The historical experience of the party leadership high school. Sverdlovsk, 1989; Tarasova S.V. Istoricheskiy opyt razrabotki i realizatsii proektov reformiro-vaniya sistemy obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii v 1984-2004 gg. [Historical experience of development and realization of projects of reforming the system of education of the Russian Federation in 1984-2004]: dis. ...d-ra ist. nauk (07.00.02.). M., 2008; Naguchaev D.M. Vysshaya shkola na Severnom Kavkaze: istoriya i sovremennost'. [High school in the Northern Caucasus: history and modernity]. Maykop, 1992; Shturba V.A. Razrabotka gosudarstvennoy politiki v oblasti narodnogo obrazovaniya i ee realizatsiya v Rossiyskoy Federatsii v 60-90-e gg. (na materialakh Yuga Rossii) [The development of state policy in the field of public education and its implementation in the Russian Federation in the 60-90-ies (based on materials of the South of Russia)]: avtoref. dis. ...dra ist. nauk (07.00.02.). M., 2001; Shinkareva I.A. Razvitie vysshego obrazovaniya Dona, Kubani i Stavropol'ya v perekhodnyy period (1991-2001). [The development of higher education of the don, Kuban and Stavropol during the transition period (1991-2001)] : dis.. kand. ist.
nauk - Maykop, 2002; Vartanyan A.A. Vysshee obrazovanie v regione (Don, Kuban' i Stavropol'e v perekhodnyy period) (1991-2001 gg.) [Higher education in the region (the don, Kuban and Stavropol during the transition period) (1991-2001)]. M., 2003; Ushmaeva K.A. Razvitie vysshego is-toricheskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze s 1945 po 2000 gg. (po materialam Dona, Kubani i Stavropol'ya). [The historical development of higher education in the North Caucasus from 1945 to 2000 (according to the materials of the don, Kuban and Stavropol)]: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Stavropol', 2004; Naumova, A.G. Stanovlenie i razvitie vysshego obrazovaniya na Kubani: istoricheskiy aspekt (na primere vuzov g. Krasnodara) (1918-1970 gg.). [The formation and development of higher education in the Kuban region: the historical aspect (on the example of higher education institutions of Krasnodar) (1918-1970)]: avtoref. dis. .kand. ist. nauk. Krasnodar, 2005; Belonozhkin A.S. Reformirovanie sistemy vysshego obrazovaniya v SSSR (1985-1991 gg.) [Reforming the system of higher education in the Soviet Union (1985-1991)]: dis.. kand. ist. nauk. Krasnodar, 2005; Kononenko V.M. Razvitie vysshego obrazovaniya na Yuge Rossii (20-90-e gody XX veka). [The development of higher education in the South of Russia (20-90 years of the XX century)]: dis. ... d-ra ist. nauk. Stavropol', 2006.
2. State archive of Krasnodar region (GAKK). F. P-687. Inv. 7. File. 3871.
3. Plan razvitiya obrazovaniya, nauki i tekhniki Krasnodarskogo kraya do 1990 goda [Plan for the development of education, science and technology of the Krasnodar Territory until 1990]. So-vetskaya Kuban' = The Soviet Kuban. 1987. 17.11.
4. «0 merakh po korennomu uluchsheniyu kachestva podgotovki i ispol'zovaniya spetsialistov s vys-shim obrazovaniem v narodnom khozyaystve». ["On measures to radically improve the quality of training and use of specialists with higher education in the national economy."]. Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of 13.03.1987. № 325. Collection of resolutions of the Government of the USSR. 1987. No. 23. Art. 82.
5. GAKK. F. P-1561. Inv. 4. File. 112.
6. GAKK. F. P-1736. Inv. 2. File. 651.
7. Lavrent'eva M. A. Tri modeli reformirovaniya vysshey professional'noy shkoly Rossii v 1985-2005 gg. i ikh realizatsiya na obrazovatel'nom prostranstve Krasnodarskogo kraya i Respubliki Ady-geya. [Three Models of Reforming the Higher Professional School of Russia in 1985-2005. and their implementation in the educational space of the Krasnodar Territory and the Republic of
Adygea]. Izvestiya vuzov. Pishchevaya tekhnologiya = Proceedings of high schools. Food technology. 2007. №3. p. 112-115. 8. On. 1. fl. 1638. GAKK. F. P-1329. Inv. 1. File. 1638.
Информация об авторе:
Лаврентьева Марина Андреевна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории и философии, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 11.09.2017
Для цитирования: Лаврентьева М.А. Проблемы модернизации Высшей Школы Краснодарского края в период перестройки. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.76-81. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-76-81.
Information about the author:
Marina A. Lavrent'eva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Kuban State Technological University,
Krasnodar, Russia [email protected]
Received: 11.09.2017
For citation: Lavrent'eva M.A. Problems of the Higher school modernization of the Krasnodar territory in the "Perestroika" period. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 5 Part. 2. Pp. 76-81.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-76-81. (in Russian)