Научная статья на тему 'Высшая школа в дискурсе глобализации'

Высшая школа в дискурсе глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ДИСКУРС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ПРОВАЙДЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / УНИВЕРСИТЕТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА / HIGHER SCHOOL / GLOBALIZATION DISCOURSE / PROVIDERS OF EDUCATIONAL PROGRAMS / UNIVERSITIES OF RESEARCH TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Алексей Григорьевич, Савиных Вячеслав Николаевич, Макаренко Наталья Николаевна

В современных условиях, под воздействием процесса глобализации, парадигма высшего образования обретает иное измерение. Высшая школа должна оказывать существенное влияние на модификацию дискурса глобализации в интересах традиционной системы высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипов Алексей Григорьевич, Савиных Вячеслав Николаевич, Макаренко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER SCHOOL IN THE GLOBALIZATION DISCOURSE

The paradigm of the higher education finds other measurement in modern conditions, as a result of globalization process. The higher school has to have significant effect on modification of discourse of globalization for the benefit of traditional system of the higher education of Russia.

Текст научной работы на тему «Высшая школа в дискурсе глобализации»

УДК 378.01

ВЫСШАЯ ШКОЛА В ДИСКУРСЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Алексей Григорьевич Осипов

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор исторических наук, зам. директора Научно-исследовательского института стратегического развития, тел. (383)344-35-62, e-mail: a.g.osipov@ssga.ru

Вячеслав Николаевич Савиных

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института стратегического развития, тел. (383)344-35-62, e-mail: savinslav@inbox.ru

Наталья Николаевна Макаренко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры правовых и социальных наук, тел. (383)344-35-62, e-mail: makaren.67@mail.ru

В современных условиях, под воздействием процесса глобализации, парадигма высшего образования обретает иное измерение. Высшая школа должна оказывать существенное влияние на модификацию дискурса глобализации в интересах традиционной системы высшего образования России.

Ключевые слова: высшая школа, дискурс глобализации, провайдеры образовательных программ, университеты исследовательского типа.

THE HIGHER SCHOOL IN THE GLOBALIZATION DISCOURSE

Alexey G. Osipov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., the deputy director, tel. (383)344-35-62, e-mail: a.g.osipov@ssga.ru

Vyacheslav N. Savinykh

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., the senior research associate, tel. (383)344-35-62, e-mail: savinslav@inbox.ru

Natalya N. Makarenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of department of legal and social sciences, tel. (383)344-35-62, e-mail: makaren.67@mail.ru

The paradigm of the higher education finds other measurement in modern conditions, as a result of globalization process. The higher school has to have significant effect on modification of discourse of globalization for the benefit of traditional system of the higher education of Russia.

Key words: higher school, globalization discourse, providers of educational programs, universities of research type.

В начале XXI века глобализация стала оказывать мощное трансформирующее воздействие на национальные системы высшего образования. Для того, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям, такие системы должны приобрести организационную гибкость. Это относится ко всем странам, стремящимся к созданию новой экономики знаний, но особенно важно для России, где жесткие правила ведения производственной и образовательной деятельности сделали гибкость ее высшей школы проблематичной [1, с. 478].

Системе образования присуща определенная матрица - совокупность принципов, институциональных образований и информационных кодов, определяющих её повседневное развитие и функционирование [2, с. 34]. Необходимо постоянное её обновление, осуществляемое в гармонии со всеми остальными элементами, что способно принести образованию неоценимую пользу. В то же время повреждение матрицы или искусственная ломка могут вызвать в образовании катастрофические последствия [3, с. 38]. Поэтому следует в полной мере учитывать, что глобализация - это наиболее фундаментальный вызов, с которым столкнулась высшая школа, пожалуй, за всю свою истории.

В научно-педагогическом сообществе налицо сомнения в жизнеспособности высшей школы как национального института. Фактически вопрос стоит так: сохранится ли высшая школа в как основной центр воспроизводства и передачи знаний в интересах национальных государств или ей на смену придут интернациональные провайдеры (продавцы образовательных программ). Это становиться возможным в условиях глобализации, когда национальные провайдеры высшего образования, ранее ограниченные в предоставлении услуг рамками государственных границ, стран пребывания, стали экспортировать свои услуги. При этом получение знаний приобретает характер торговой трансакции. Это требует умения торговать знаниями как товаром в броской упаковке. Формируется представление о конкуренции и рынке как всеисцеляющем средстве для снятия проблем образования. Однако это требует превращения вузов в предприятия образовательного бизнеса.

Возникает вопрос: смогут ли в такой ситуации традиционные вузы конкурировать с глобальными игроками на образовательном поле, или они неизбежно окажутся аутсайдерами. Не случайно образовательные реформы становятся местом соревнований, конфликтов и противоречий, в которых локальные дискурсы (сохранение национальных, и в локальном масштабе установленных, методов обучения), кажутся, более убедительными, чем глобальные дискурсы освоения будущего посредством стандартизации и гомогенизации [4, с. 331].

Традиционные вузы, при их модернизации, становятся вполне конкурентоспособными. Одно из главных преимуществ традиционной системы подготовки кадров перед провайдерской в том, что традиционные университеты не только аккумулирует и транслирует, но генерирует новые знания. Следовательно, в условиях глобализации реальную конкуренцию образовательным провайдерам могут составить университеты исследовательского типа.

Кроме того, с помощью технологии сетевого и дистанционного обучения весьма проблематично сформировать специалиста, способного продуцировать новые знания и осуществлять научные разработки. Дело в том, что с помощью дистанционных технологий обучения практически невозможна передача так называемых «неявных знаний», которые зачастую постигаются лишь в личном общении наставника и ученика.

Тем не менее, у образования провайдерского типа есть весьма важное преимущество. Социальное неравенство в доступе к высшему образованию по мере глобализации не только не сокращается, но и растет, а это обстоятельство будет способствовать ускоренному развитию образования провайдерского направления со схемой транснационального образования.

Региональное сотрудничество и горизонтальные связи в образовательной деятельности - средство смягчения негативных аспектов глобализации, которое дает существенные преимущества традиционным силам высшего образования.

В целом политический аспект глобализации создает приблизительно равные шансы для будущего новых и традиционных сил высшей школы. Но у большинства известных университетов с длительной историей и достойной репутацией есть преимущество перед другими социальными институтами и образовательными провайдерами в том, что в этих университетах концентрируется подготовка политической элиты. Следовательно, формируя мировоззренческую позицию молодого поколения, подготавливая его к условиям жизни и работы в глобальном пространстве, высшая школа сможет оказывать существенное влияние на модификацию политического аспекта глобализации в интересах традиционной системы высшего образования.

В этой связи для отечественной высшей школы важно работать в собственной правовой системе, поскольку в транснациональном западноевропейском правом поле прослеживается подмена демократии господством права. Между тем господство права, как таковое не обязательно демократично [5, с. 142]. Тем более что для европейской юридической мысли аксиоматично, что различение права и закона, в настоящее время не дает основания для неисполнения позитивного закона.

Новые возможности для высшего образования открывает использование информационно-коммуникационных технологий в «экономике знаний». Они позволяют не только сокращать расходы на обучение студентов благодаря перемещению учебных курсов и библиотечные материалов в онлайновую среду, а также реализовывать концепцию непрерывного образования путем создания виртуальных университетов, развития дистанционной системы обучения и некоторых форм транснационального образования.

Традиционным вузам, особенно технического профиля, надо быстрее преодолевать консерватизм образования. До сих пор медленно осуществляется переход на новые образовательные технологии, пока предпочтение отдается зна-ниевой, а не деятельностной и творческой составляющей обучение, в связи с чем, например, выпускники инженерных специальностей больше научены уже

отработанным типовым алгоритмам, нежели созданию нового и решению творческих задач [6, с. 3].

В современных условиях, под воздействием процесса глобализации, парадигма высшего образования обретает иное измерение. В образовательном пространстве России складываются новые дискурсы. Интересы страны, перспективы ее успешного развития в условиях усиления глобальной конкуренции настоятельно требуют глубокого, неангажированного узкосословными интересами осмысления стратегии высшего образования и критической рефлексии целей его реформирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. - М., 2008. - 569 c.

2. Осипов А. Г., Купчин Н. Н. Смена парадигмы политической науки и гуманитарное образование // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 2 (5). -С.33-35.

3. Лукьянчикова Т. Н., Ямщикова Т. Л. Подходы к реформированию и результаты модернизации высшего образования // Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал. - 2016. - №7. - С. 38-46.

4. Aydarova O. Global Discourses and Local Responses: A Dialogic Perspective on Educational Reforms in the Russian Federation // Procedia -European Education. - 2015. - Vol. 47. -№. 4. - P. 331-345. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10564934.2015.1107375

5. Dobner P. More law, less democracy? Democracy and transnational constitutionalism // The twilight of constitutionalism? / Ed. Dobner P., Loughlin M. - Oxford: Oxford univ. press. -2010. - P. 141 -161.

6. Попова И. П. Образование и преемственность российских инженеров: новые вызовы, старые проблемы //Alma mater. Вестник высшей школы. - 2016. - № 11. - C. 3-8.

© А. Г. Осипов, В. Н. Савиных, Н. Н. Макаренко, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.