Научная статья на тему 'ВЫСШАЯ ШКОЛА В БАШКИРСКОЙ АССР В 1950-1980-Е ГОДЫ'

ВЫСШАЯ ШКОЛА В БАШКИРСКОЙ АССР В 1950-1980-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / 1950-1980-Е ГОДЫ / РЕГИОН / БАШКИРСКАЯ АССР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Р.Н., Исянгулов Ш.Н.

Рассматривается вопрос становления и развития системы высшего образования в Башкирской АССР в 1950-1980-е годы. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы в региональной историографии. Новизна работы заключается в том, что в статье впервые вводятся в научный оборот ранее не использовавшиеся исследователями статистические сведения, характеризующие основные сферы деятельности вузов республики. На основе опубликованных и архивных источников показан рост количества студенчества на очных, заочных и вечерних отделениях вузов, а также цифр приема, выпуска квалифицированных кадров по отраслевым группам учебных заведений в сопоставлении с общесоюзными показателями. Определено количество выпущенных вузами в рассматриваемый период специалистов. Показан рост числа научных и научно-педагогических кадров, охарактеризованы особенности развития вузовской науки в этот период. Делается вывод, что в 1950-1980-е годы в Башкирии происходило становление и бурное развитие вузовской системы, в которой к концу изучаемого периода было сосредоточено более половины научного потенциала республики. При этом отмечается, что его привлечение к научно-исследовательской работе было крайне недостаточным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER SCHOOL IN BASHKIR ASSR IN 1950S- 1980S

The issue of the formation and development of the higher education system in the Bashkir ASSR in the 1950s-1980s is considered. The relevance of the study is due to the insufficient study ofthis problem in regional historiography. The novelty of the study lies in the fact that the article for the first time introduces into scientific circulation statistical information that was previously unused by researchers, characterizing the main areas of activity of universities in the republic. On the basis of published and archival sources, an increase in the number of students in full-time, part-time and evening departments of universities, admission, and release of qualified personnel by industry groups of educational institutions is shown in comparison with the all-Union indicators. The number of specialists graduated from universities in the period under review has been determined. The growth of scientific and scientific-pedagogical personnel, the peculiarities of the development of university science during this period are shown. It is concluded that in the 1950- 1980s. in Bashkiria, the formation and rapid development of the university system took place, in which more than half of the scientific potential of the republic was concentrated by the end of the period under study. It is indicated that, at the same time, its use in research work was extremely insufficient.

Текст научной работы на тему «ВЫСШАЯ ШКОЛА В БАШКИРСКОЙ АССР В 1950-1980-Е ГОДЫ»

1980-е годы / Р. Н. Су-С. 445—461. — DOI:

Сулейманова Р. Н. Высшая школа в Башкирской АССР в 1950 лейманова, Ш. Н. Исянгулов // Научный диалог. — 2021. — № 5. 10.24224/2227-1295-2021-5-445-461.

Suleimanova, R. N., Isyangulov, S. N. (2021). Higher School in Bashkir ASSR in 1950s— 1980s. Nauchnyi dialog, 5: 445-461. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-445-461. (In Russ.).

j EBSCO/ios?

WEBOF SCIENCE ERIHJUi-"'

U L R I С H ' S

PERIODICALS DIRECTORY,»

LIBRARy.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2021-5-445-461

Высшая школа Higher School

в Башкирской АССР in Bashkir ASSR

в 1950—1980-е годы in 1950s—1980s

Сулейманова Рима Нугамановна Rima N. Suleimanova

orcid.org/0000-0003-1877-5421 orcid.org/0000-0003-1877-5421

доктор исторических наук, Doctor of History, Chief Researcher

главный научный сотрудник, Head of the Department

заведующий отделом новейшей истории of Contemporary History

Башкортостана of Bashkortostan

msulejman@mail.ru rnsulejman@mail.ru

Исянгулов Шамиль Наилевич Shamil N. Isyangulov

orcid.org/0000-0001-5691-5566 orcid.org/0000-0001-5691-5566

кандидат исторических наук PhD in History, Senior Researcher

старший научный сотрудник Department of Contemporary History

отдела новейшей истории of Bashkortostan

Башкортостана isangul-schamil@mail.ru

isangul-schamil@mail.ru

Уфимский федеральный Ufa Federal

исследовательский центр Research Center

Российской академии наук of the Russian Academy of Sciences

(Уфа, Россия) (Ufa, Russia)

Благодарности: Acknowledgments:

Статья подготовлена The article was written as part of the

в рамках выполнения Госзадания implementation of the State Assignment

ИИЯЛ УФИЦ РАН на 2021 год of the Institute for Nuclear Research

of the Ufa Federal Research Center

of the Russian Academy of Sciences for 2021

© Сулейманова Р. Н., Исянгулов Ш. Н., 2021 445

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Рассматривается вопрос становления и развития системы высшего образования в Башкирской АССР в 1950—1980-е годы. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы в региональной историографии. Новизна работы заключается в том, что в статье впервые вводятся в научный оборот ранее не использовавшиеся исследователями статистические сведения, характеризующие основные сферы деятельности вузов республики. На основе опубликованных и архивных источников показан рост количества студенчества на очных, заочных и вечерних отделениях вузов, а также цифр приема, выпуска квалифицированных кадров по отраслевым группам учебных заведений в сопоставлении с общесоюзными показателями. Определено количество выпущенных вузами в рассматриваемый период специалистов. Показан рост числа научных и научно-педагогических кадров, охарактеризованы особенности развития вузовской науки в этот период. Делается вывод, что в 1950—1980-е годы в Башкирии происходило становление и бурное развитие вузовской системы, в которой к концу изучаемого периода было сосредоточено более половины научного потенциала республики. При этом отмечается, что его привлечение к научно-исследовательской работе было крайне недостаточным.

Ключевые слова:

высшие учебные заведения; студенты; вузовская наука; 1950—1980-е годы; регион; Башкирская АССР.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The issue of the formation and development of the higher education system in the Bashkir ASSR in the 1950s—1980s is considered. The relevance of the study is due to the insufficient study ofthis problem in regional historiography. The novelty of the study lies in the fact that the article for the first time introduces into scientific circulation statistical information that was previously unused by researchers, characterizing the main areas of activity of universities in the republic. On the basis of published and archival sources, an increase in the number of students in full-time, part-time and evening departments of universities, admission, and release of qualified personnel by industry groups of educational institutions is shown in comparison with the all-Union indicators. The number of specialists graduated from universities in the period under review has been determined. The growth of scientific and scientific-pedagogical personnel, the peculiarities of the development of university science during this period are shown. It is concluded that in the 1950— 1980s. in Bashkiria, the formation and rapid development of the university system took place, in which more than half of the scientific potential of the republic was concentrated by the end of the period under study. It is indicated that, at the same time, its use in research work was extremely insufficient.

Key words:

higher educational institutions; students;

university science; 1950s—1980s; region; Bashkir ASSR.

УДК 94:378(470.57)"195/198"

Высшая школа в Башкирской АССР в 1950—1980-е годы

© Сулейманова Р. Н., Исянгулов Ш. Н., 2021

1. Введение

В условиях перехода к информационному обществу высшее образование и вузы играют решающую роль в современном обществе. Высшие учебные заведения страны, в том числе Башкирии, прошли сложный путь развития. В постсоветский период наблюдался значительный рост контингента студентов, вузовских работников, открывались новые факультеты и специальности. Сейчас же высшая школа стоит перед вызовами современности: поиском новых форм обучения студентов, интеграцией с научно-исследовательскими учреждениями и др. В таких условиях становится особенно актуальным изучение исторического пути развития высшего образования в период его интенсивного становления, в 1950—1980-е годы, на примере одного из регионов России — Башкирии.

В республике в этот период происходило дальнейшее развитие промышленности, особенно ведущих отраслей: нефтяной, нефтехимической, химической, машиностроительной, станкостроительной и др. В то же время она являлась одним из важнейших аграрных регионов страны. С целью подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства открывались новые высшие учебные заведения, прежние — меняли свой статус.

Эта тема получила освещение во многих работах по истории Башкирии [Очерки ..., 1966, с. 536, 584; История ..., 1981, с. 525—534; История ..., 2005, с. 536, 57—73, 124—137, 169—183; История, 2011, с. 154— 164, 219—223, 274—277; Каримов, 2006, с. 88—106 и др.]. Вышли работы, посвященные истории отдельных высших учебных заведений. Однако специальных исследований, показывающих развитие вузов республики в комплексе в 1950—1980-е годы, кроме работы Э. Р. Хадимуллиной [Хадимул-лина, 2012], не было. Впрочем, в последней можно отметить значительное количество недостатков, о чем будет сказано ниже.

Данная статья посвящена рассмотрению комплексного развития вузовской системы в Башкирской АССР в 1950—1980-е годы. Прежде всего, обратим внимание на организацию новых учебных заведений, динамику основных показателей деятельности вузов: численности студентов, профессорско-преподавательского состава, роста приема и выпусков специалистов, результатов развития вузовской науки.

2. Развитие вузов в республике до 1950-х годов

Необходимо вкратце осветить вопрос становления вузовской системы в Башкирии до 1950-х годов. Значительный шаг вперед в развитии вузов сделан в 1930-е годы, когда были открыты Башкирский государственный педагогический институт им. К. А. Тимирязева (1929), сельскохозяйственный (1930), медицинский (1932), Бирский (1939) и Стерлитамак-ский (1940) учительские институты, институт иностранных языков в Уфе (1940). В годы Великой Отечественной войны в республике работал ряд вузов, эвакуированных в основном из западных регионов страны. На базе эвакуированных институтов образуются Уфимские авиационный (1942) и нефтяной (1948) институты. В 1952 и 1954 годах, соответственно, Бирский и Стерлитамакский учительские институты были преобразованы в педагогические высшие учебные заведения. В 1957 году путем реорганизации педагогического института им. К. А. Тимирязева был учрежден Башкирский государственный университет (БГУ).

В эти же годы в других городах республики открываются различные филиалы, отделения вышеупомянутых и других вузов. Так, в 1956 году в Уфе был открыт филиал Всесоюзного заочного финансово-экономического института, готовивший экономистов различных специальностей [НА РБ, ф. п-342, оп. 50, д. 106, л. 33]. В 1955 году в г. Стерлитамаке начинает работу филиал Московского заочного политехнического института, в 1958 году в г. Белорецке — филиал Магнитогорского горно-металлургического института, в г. Октябрьском — вечернее отделение Уфимского нефтяного института [Очерки ..., 1966, с. 536]. Увеличивалось количество факультетов, кафедр, специальностей. Так, в Башкирском сельскохозяйственном институте после войны были открыты следующие факультеты: лесохозяйственный (1947), механизации сельского хозяйства (1950), заочный (1954). В результате принятых республиканскими и центральными органами мер в конце 1950-х годов в Башкирии функционировало 9 высших учебных заведений, в которых обучалось 15,5 тыс. студентов [Народное ..., 1959, с. 143]. Таким образом, в послевоенный период в республике происходило расширение сети высших учебных заведений, их филиалов, росло количество факультетов и кафедр.

3. Расширение вузовской системы в 1960—1980-е годы

С начала 1960-х годов процесс развития вузовской системы в Башкирии вступил на новый этап. Во-первых, появляются новые вузы. В г. Уфе были открыты в 1967 году Башкирский государственный педагогический институт, в 1968 году — Уфимский институт искусств. Во-вторых, происходит дальнейшее развитие действующих высших учебных заведений: открыва-

ется все большее количество факультетов, кафедр, отделений, филиалов, стремительно растет численность студентов. В Башкирском медицинском институте были открыты факультеты: педиатрический (1961), санитарно-гигиенический (1970), повышения квалификации врачей (1976), стоматологический (1977), фармацевтический (1981). К концу 1980-х годов в институте функционировало 6 факультетов и 60 кафедр [Кулагина, 1989, с. 29, 32]. В Башкирском сельскохозяйственном институте в эти годы появились новые факультеты: экономический (1966), повышения квалификации (1966), гидромелиорации (1979). Число кафедр с 1945 года по 1970 год выросло с 19 до 40 [Недорезков и др., 2000, с. 31, 228—232]. За большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов для села в 1980 году институт награжден орденом Трудового Красного Знамени. В Уфимском нефтяном институте были открыты пять новых факультетов и два филиала в г. Стерли-тамаке и г. Салавате. Башкирский педагогический институт за сравнительно небольшой период превратился в крупный образовательный центр. В нем были открыты факультет общественных профессий (1968), исторический и естественно-географический (1973), художественно-графический факультет (1974), повышения квалификации руководящих работников школ республики (1979), педагогики и методики начальных классов (1982), дошкольного воспитания (1988), физического воспитания (1989). Заработали отделения: заочное (1968) и подготовительное (1974), на филологическом факультете — башкирское (1978) и татарское (1991). В Бирском педагогическом институте число факультетов выросло с двух до шести. В Стерлитамакском пединституте к 1965 году число кафедр увеличилось до 8 [НА РБ, ф. р-3274, оп. 2, д. 242, л. 4]. В 1976—1986 годах были открыты факультеты: начальных классов, индустриально-педагогический, историко-педагогический. В 1971 году открывается Уфимский филиал Московского технологического института [НА РБ, ф. п-122, оп. 85, д. 61, л. 16].

К концу 1970-х годов в 9 вузах республики функционировало 54 факультета и около 320 кафедр, количество которых с 1966 года выросло в 2 раза [Кузеев, 1980, с. 7]. На одиннадцатую пятилетку были намечены задачи по организации на базе строительного факультета Уфимского нефтяного института инженерно-строительного института, на базе Уфимского филиала Московского технологического института — технологического института, на базе Уфимского факультета Всесоюзного заочного финансово-экономического института — экономического института, открытие института физической культуры [НА РБ, ф. п-122, оп. 198, д. 117, лл. 60—71]. Однако они так и остались нереализованными.

В 1960—1970-е годы быстрыми темпами расширялась материальная база вузов республики, особенно технических. В этот период были по-

строены новые учебные и административные корпуса, общежития, столовые и другие здания. Так, лишь за годы восьмой пятилетки (1966— 1970) было построено 26 общежитий на 12380 мест для студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, также в них введено в эксплуатацию 16 столовых на 1484 посадочных места. В ряде вузов появились студенческие поликлиники, профилактории, спортивно-оздоровительные лагеря [Там же, оп. 185, д. 46, л. 62]. В течение 1960—1970-х годов общая площадь учебно-лабораторных корпусов только Уфимского авиационного института увеличилась в 10 раз [Гельштейн и др., 1982, с. 89]. Таким образом, несмотря на значительный рост материальной базы вузов в 1960—1980-е годы, число их оставалось неизменным: как в конце 1950-х годов, так и в 1980-е годы в республике было 9 высших учебных заведений.

4. Рост числа студенчества

С 1950 по 1985 годы численность студентов в высших учебных заведениях республики выросла с 14,2 тыс. до 55,5 тыс. человек, или в 3,9 раза. Если в 1950-е годы она увеличивалась достаточно медленно, то с 1960-х годов происходит резкий рост числа студентов. С 1960 по 1970 годы численность студентов в вузах республики выросла более чем в 2,5 раза. Это происходило за счет всех форм обучения. К 1960 году чуть более половины студентов обучалось на очных отделениях вузов. В последующие годы эти показатели росли, достигнув к 1980 году 60 %. С 1985 по 1990 годы происходит снижение численности студентов вузов в республике (табл. 1). Отметим, что данная тенденция в РСФСР и СССР отмечалась с 1980 года [Народное образование ..., 1989, с. 193]. С 1960 по 1985 годы число лиц женского пола в составе студентов высших учебных заведений Башкирии выросло с 43,1 до 53 % [Народное ..., 1986, с. 227—228]. В 1985/86 учебном году данный показатель был ниже, чем в СССР и РСФСР, на 2 и 3 пункта соответственно [Народное образование ..., 1989, с. 227].

В рассматриваемый период наблюдались изменения в показателях по приему в вузы республики. Если в 1950-е годы в эти учебные заведения ежегодно поступало чуть более 4 тыс. человек, то в 1960-е годы прием в них резко возрастает. К 1970 году он увеличился по сравнению с 1960 годом более чем в 2 раза. Рост в основном происходил за счет очной формы обучения. С 1960 по 1985 годы прием в вузы республики вырос в 2,8 раза, в том числе на очные отделения — в 3,8 раза, на очно-заочные (вечерние) отделения — в 2,5 раза, на заочные отделения — в 1,6 раза (табл. 2). Между тем по стране цифры приема в вузы за тот же период возросли в 1,9 раза, в том числе на дневные отделения — 2,5 раза, на вечерние — 1,8 раза, на

Таблица 1

Численность студентов высших учебных заведений Башкирии в 1950—1990-е годы (на начало учебного года, тыс. чел.)*

Учебный год На дневных отделениях На вечерних отделениях На заочных отделениях Всего

1950 / 1951 7,3 — 6,9 14,2

1960 / 1961 8,4 2,8 5,5 16,7

1965 / 1966 13,7 5,7 11,2 30,6

1970 / 1971 22,7 7,4 12,6 42,7

1975 / 1976 28,2 7,7 13,4 49,3

1980 / 1981 33,2 8,4 13,1 54,7

1985 / 1986 32,8 8,7 14,0 55,5

1990 / 1991 32,5 7,0 13,7 53,2

* Источник: [Народное ..., 1959, с. 143; Народное ..., 1964, с. 240; Народное ..., 1967, с. 223; Башкирия ..., 1972, с. 233; Башкирия ..., 1982, с. 240; Республика ..., 1996, с. 93; Башкортостан ..., 2018, с. 328].

заочные — 1,2 раза [Народное образование ..., 1989, с. 227]. Таким образом, в республике темпы роста численности принятых в высшие учебные заведения были выше. К 1990 году численность первокурсников по сравнению с 1985 годом уменьшилась за счет очной и очно-заочной форм обучения. В целом эта тенденция была характерна и для страны [Там же, с. 227].

Таблица 2

Прием в высшие учебные заведения Башкирии в 1950—1990-е годы (на начало учебного года, тыс. чел.)*

Учебный год На дневные отделения На вечерние отделения На заочные отделения Всего

1950 / 1951 2,3 0,2 2,0 4,5

1960 / 1961 1,9 0,8 1,4 4,1

1965 / 1966 3,4 1,4 2,3 7,1

1970 / 1971 5,2 1,6 2,0 8,8

1975 / 1976 6,1 1,6 2,1 9,8

1980 / 1981 7,0 1,7 2,1 10,8

1985 / 1986 7,2 2,0 2,2 11,4

1990 / 1991 6,8 1,7 2,5 11,0

* Источник: [Народное ., 1967, с. 230; Народное хозяйство ., 1989, с. 234; Республика ..., 1996, с. 93].

С развитием высших учебных заведений республики, ростом их научного и образовательного потенциала увеличился и контингент обучающихся. В вузы Башкирии все больше студентов поступало из других регионов. Если в 1959 году в них учились представители 15, в 1969 году — более 30, то в 1979 году — уже более 50 национальностей [Осуществление ..., 1985, с. 255]. С конца 1970-х годов в республику для обучения в вузах прибывали молодые люди из других стран. Так, в 1979—1992 годах сельскохозяйственный институт готовил специалистов для Вьетнама, Монголии, Афганистана и Пакистана [Недорезков и др., 2000, с. 38]. Массовая подготовка иностранных специалистов началась в 1985 году в Уфимском нефтяном институте, большинство иностранных студентов которого составляли граждане Кубы. Первый выпуск кубинских студентов состоялся в 1990 году. Выходя за хронологические рамки статьи, отметим, что до 1993 года в нефтяном институте для Кубы было подготовлено всего 109 специалистов [Спивак, 2002, с. 47].

Несмотря на положительные тенденции в деятельности вузов, нельзя не указать на имевшее место отчисление студентов, особенно с вечерних и заочных отделений, количество отчисленных было достаточно большим [НА РБ, ф. П-122, оп. 198, д. 117, л. 63; ф. П-342, оп. 63, д. 11, л. 151; оп. 65, д. 21, л. 127]. Так, лишь за 1962/63 учебный год из Уфимского нефтяного института было отчислено 358 человек [НА РБ, ф. п-342, оп. 50, д. 107, л. 8]. В то же время это не оказывало какого-либо серьезного влияния на выполнение поставленной перед учебными заведениями задачи по обеспечению народного хозяйства республики квалифицированными специалистами. В 1950—1963 годах вузами республики было выпущено 29,6 тыс. специалистов с высшим образованием, в 1965—1985 годах — уже 134,9 тыс., то есть в 4,6 раза больше (за 1964 год сведения не опубликованы и не обнаружены) [Подсчитано по: Народное ..., 1959, с. 144; Народное ..., 1964, с. 258; Башкирия ..., 1972, с. 236; Народное ..., 1976, с. 228—229; Башкирия ..., 1982, с. 243; НА РБ, ф. р-472, оп. 11, д. 2954, л. 57; оп. 20, д. 648, л. 99]. Лишь с 1948 по 1977 годы, то есть за 30 лет, высшими учебными заведениями БАССР было подготовлено около 102 тыс. специалистов [Народное ..., 1979, с. 138]. Между тем в научных работах имеют утверждения иного плана. Так, Э. Д. Хадимуллина без ссылок на источники пишет, что, по приблизительным подсчетам, всего за годы советской власти, с 1917 по 1985 годы, вузами республики был подготовлен всего 111 451 специалист с высшим образованием [Хадимуллина, 2012, с. 25]. Подобные утверждения преуменьшают деятельность высших учебных заведений республики, их вклад в решение важной народнохозяйственной задачи, приводят к необоснованным выводам.

Таблица 3

Выпуск специалистов вузами республики по отраслевым группам учебных заведений (в %)*

Отраслевые группы учебных заведений Годы

1960 1970 1980 1985

промышленность 18,7 38,6 40,2 41,0

сельское хозяйство 17,2 15,0 9,4 11,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономика и право 3,9 0,4 — —

здравоохранение, физическая культура и спорт 11,7 9,4 7,9 8,7

просвещение 48,5 36,6 40,8 37,4

искусство — — 1,7 1,7

всего 100 100 100 100

* Источник: [Народное ..., 1986, с. 231].

В 1960 годы наибольшее количество специалистов выпускали Башкирский государственный университет и педагогические институты. Через 10 лет первенство уже принадлежало Уфимским авиационному и нефтяному институтам. В последующие годы учебные заведения промышленности и просвещения выпускали примерно равное количество специалистов. Но в 1980-е годы технические вузы вновь обогнали педагогические по данным показателям. Однако в эти годы наблюдалось сокращение численности специалистов, выпускаемых вузами. В республике не было высших учебных заведений, в которых готовились кадры для сферы транспорта и связи, экономики, права (табл. 3). В 1960—1980-е годы они вели подготовку кадров по 100 специальностям из примерно 400, по которым шла подготовка в высших учебных заведениях страны [Осуществление ..., 1985, с. 255].

Выпускники сельскохозяйственного института, педагогических вузов и университета в основном оставались кадрами для работы в самой республике, тогда как выпускники технических и медицинского институтов по распределению направлялись в другие регионы страны. В частности, выпускники нефтяного института, кроме Башкирии, распределялись в различные районы СССР, особенно в Западную Сибирь. Половина окончивших Уфимский авиационный институт в годы десятой пятилетки работала в других регионах страны [Гельштейн и др., 1982, с. 79]. Целевым назначением готовились специалисты в Башкирском медицинском институте для Чувашской, Чечено-Ингушской, Марийской и Удмуртской АССР [Осуществление ..., 1985, с. 255].

В 1960—1970-е годы в вузах республики создается множество студенческих конструкторских бюро, научных и технических кружков при кафедрах. В 1971 году на технологическом факультете Уфимского нефтяного института был организован студенческий научно-исследовательский институт, по структуре близкий к структуре отраслевых НИИ. В 1972 году опыт работы студенческого НИИ института был одобрен на бюро Башкирского обкома КПСС [НА РБ, ф. п-122, оп. 185, д. 92, лл. 59—61]. За развитие массового научно-технического творчества студентов, активное участие в разработке актуальных научно-технических проблем, большой вклад в создание новых технологических процессов для нефтеперерабатывающей промышленности студенческий НИИ в 1974 году был удостоен премии Ленинского комсомола [История ..., 1981, с. 529].

5. Профессорско-преподавательский состав

Основные научные кадры республики в рассматриваемый период в целом были сосредоточены в высших учебных заведениях. Численность научных и научно-педагогических кадров в них с 1960 по 1985 годы выросла с 885 до 4410 человек, или почти в 5 раз. Если в 1960 году в вузах работало 40,2 % всех научных сотрудников, то в 1985 году — 50,4 %. Стремительное развитие высших учебных заведений в 1970—1980-е годы, создание в них новых факультетов и кафедр привели к тому, что численность научных и научно-педагогических кадров в вузах превысила таковые цифры в научных учреждениях республики [Народное ..., 1967, с. 230; НА РБ, ф. р-472, оп. 11, д. 2954, л. 58]. Создание новых вузов, факультетов, кафедр, лабораторий требовало воспитания молодых научно-педагогических кадров. В послевоенный период часть преподавателей приглашалась из других регионов страны (некоторые из них были сосланы в Уфу по решению суда). Так, в начале 1950-х годов в Башкирском государственном педагогическом институте им. К. А. Тимирязева начали работу историки И. С. Киссель-гоф, Р. А. Маслов, филолог Л. Г. Бараг и др. Для преподавательской работы в технических вузах привлекались ведущие специалисты промышленных производств, в частности Уфимского моторостроительного завода [Гель-штейн и др., 1982, с. 42]. При создании новых вузов приглашались также преподаватели со стороны. После восстановления Башкирского филиала АН СССР (1967) многие приглашенные в научно-исследовательские институты ведущие ученые по совместительству работали и в вузах: математик А. Ф. Леонтьев, химик К. С. Минскер и др.

В тот же период отмечается увеличение числа местных научных и научно-педагогических кадров, основной формой подготовки которых в рассматриваемый период становится аспирантура. К 1967 году аспирантуры

имелись в 8 высших учебных заведениях республики. Они выпускали 60—70 % от числа всех заканчивающих аспирантуры в республике [НА РБ, ф. р-472, оп. 11, д. 2742, л. 108 об]. Также практиковались отправка в ведущие вузы и академические центры страны в так называемую целевую аспирантуру, перевод преподавателей на должности старших научных сотрудников (для написания докторских диссертаций). Однако доля таких форм подготовки кадров для вузов была с 1960-х годов небольшой [Сулей-манова и др., 2019, с. 376—379]. С 1960 по 1985 годы численность научных работников в вузах Башкирии выросла в 5 раз, в том числе кандидатов наук — в 7, докторов наук — в 6,2 раза, опережая общероссийские показатели [Народное ..., 1967, с. 230; НА РБ, ф. р-472, оп. 11, д. 2954, л. 58]. Наиболее интенсивный рост профессорско-преподавательского состава имел место в Уфимских авиационном и нефтяном институтах, Башкирском государственном университете. К началу 1980-х годов в них более 60 % преподавателей были кандидатами и докторами наук [История ..., 1981, с. 527]. Дефицит высококвалифицированных научных кадров ощущался в периферийных вузах в г. Стерлитамаке и г. Бирске. Так, в 1976 году в Стерлитамакском педагогическом институте не было ни одного профессора и доктора наук. Особенно слабо были обеспечены специалистами кафедры общей физики, теоретической физики, математики, иностранных языков [НА РБ, ф. п-122, оп. 190, д. 106, л. 19]. Несмотря на такие проблемные факторы в подготовке научных и научно-педагогических кадров, к концу 1980-х годов в вузах республики было сосредоточено более половины научного потенциала республики. Данное обстоятельство, несомненно, позволяло успешно решать образовательные и научные задачи в деле подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

6. Вузовская наука в регионе в 1960—1980-е годы

В 1960-е годы государство начинает серьезное внимание уделять развитию научно-исследовательской работы в вузах и привлечению к ней преподавателей и сотрудников. В начале 1960-х годов научно-исследовательские сектора появляются в университете, Уфимских авиационном и нефтяном институтах. К 1966 году в вузах республики функционировало 167 различных кафедр, 2 НИИ и 8 отраслевых лабораторий, в которых работало более 300 научных работников. В вузах сложились более 30 различных научных направлений [Там же, оп. 75, д. 62, лл. 13—14]. В 1970—1980-е годы в вузах республики было организовано немало практических мероприятий в этом направлении. Создание в них научно-исследовательских лабораторий, общих с научными учреждениями и предприятиями кафедр, подразделений, опытных баз и пр., увеличение числа хоздоговорных и бюджетных науч-

ных исследований привели к значительному росту числа работников, занимавшихся научно-исследовательской работой. Однако и в 1980-е годы многие преподаватели общественных наук в вузах республики не занимались научной деятельностью [Там же, оп. 206, д. 105, л. 13]. Так, научно-исследовательские отраслевые и проблемные лаборатории в большинстве вузов появились лишь в конце 1970-х — 1980-е годы. В 1978 году в Башкирском медицинском институте на базе лаборатории научно-исследовательского сектора была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ), состоящая из различных отделов. Отделы лаборатории решали научные проблемы по различным научным направлениям. Были организованы отделы охраны окружающей среды, клинической иммунологии, микологии и кумыса. Кроме отделов, при ЦНИЛ были образованы лаборатории гематологии, хронобиологии, полярографии, медицинской генетики, высшей нервной деятельности [Кулагина, 1989, с. 32]. Первая отраслевая лаборатория по проблемам повышения уровня интеграции пленочных микросхем на физическом факультете университета была создана в начале 1983 года [НА РБ, ф. П-484, оп. 11, д. 99, л. 32]. В последующие годы в БГУ появилось множество научно-исследовательских лабораторий, в том числе межвузовских. За годы десятой пятилетки (1976—1980) учеными вузов были внедрены в производство результаты 1100 законченных работ с экономическим эффектом 230 млн рублей, получены 11 патентов, 1260 авторских свидетельств, опубликованы 170 монографий и 11250 научных статей [Там же, ф. п-122, оп. 206, д. 108, л. 62].

Определенное развитие получила интеграция вузовских, академических, отраслевых научных учреждений. К началу 1980-х годов значительно возросла эффективность хоздоговорных работ. В частности, в 1980 году она составила в Уфимском авиационном институте 3—4 рубля на 1 рубль затрат [Там же, ф. п-342, оп. 65, д. 21, л. 125]. В 1976 году была создана межотраслевая комплексная научно-техническая программа «Авиационная технология», по которой Уфимский авиационный институт, объединив усилия ученых 50 вузов РСФСР, стал головным [Гельштейн и др., 1982, с. 193—194]. С 1973 года ведущие вузы республики (БГУ, УАИ, БСХИ, УНИ) начали организацию совместных лабораторий с научными учреждениями Башкирского филиала АН СССР. К началу 1980-х годов работало более 10 объединенных лабораторий. Вузовские специалисты по гуманитарным и общественным наукам участвовали в выполнении отдельных целевых программ, как, например, подготовка фундаментальных изданий: свода «Башкирское народное творчество» (1972—1987), коллективных монографий «Очерки по истории Башкирской АССР» (1956—1966), «Очерки истории Башкирской организации КПСС (1973) и др. [Рафиков, 1981, с. 10—11].

В 1980-е годы также предпринимались шаги по эффективному использованию учебного и научного оборудования вузов, совершенствованию их научной экспериментально-производственной базы. Для этих целей в 1982 году был создан Башкирский межвузовский учебно-научный и экспериментально-производственный комплекс (БМК) «Союз». Головной организацией по созданию и эффективному функционированию БМК «Союз» стал Уфимский авиационный институт [НА РБ, ф. п-122, оп. 206, д. 108, л. 61—64]. К 1980 году в 9 вузах республики работали 54 факультета и более 320 кафедр, являвшихся и образовательными, и научными центрами. В них велись исследования по 100 научным проблемам, включавшим более 1500 тем и научно-технических разработок [Кузеев, 1980, с. 7]. В рассматриваемый период в вузах республики сложились перспективные научные направления и научные школы. Так, Уфимский нефтяной институт становится лидирующим учреждением по проблемам нефтеотдачи пласта, авиационный институт — по авиационной технологии. Для решения ряда региональных проблем сложились объединения исследовательских коллективов различных ведомств, прежде всего в области естественных и технических наук.

В то же время в конце 1970-х годов лишь небольшая часть вузовских преподавателей привлекалась к выполнению хоздоговорных научно-исследовательских работ. Так, в Башкирском университете 20 % ученых со степенями участвовало в хоздоговорной научной работе, в Башкирском медицинском институте — 26 %, в сельскохозяйственном институте — 30 % [НА РБ, ф. п-122, оп. 194, д. 107, л. 11].

В 1990 годы в высших учебных заведениях выполнялось всего лишь 6,1 % научно-технических работ в республике [Республика ..., 1996, с. 96]. Данное обстоятельство свидетельствовало о том, что огромный научно-технический потенциал, сосредоточенный в вузах республики, оставался недостаточно использованным. Об этом писал многие годы возглавлявший Уфимский авиационный институт Р. Р. Мавлютов: «Богатый интеллектуальным потенциалом вузовский сектор науки и в абсолютном, и в относительном смысле обделен ресурсами, нищенствует. Отечественная наука, экономика, культура от этого несут огромные издержки. Если специфические трудности университетов и других гуманитарных вузов обусловлены малыми размерами бюджетного финансирования, а также отсутствием средств на науку у их потенциальных заказчиков, то инженерные вузы терпят урон от излишне прагматического характера запросов производства на исследования и разработки ...» [Мавлютов, 1992, с. 108]. Крупных комплексных исследований в вузах выполнялось мало, а результаты завершенных исследований медленно внедрялись в практи-

ку, впрочем, как и по всей стране. Экспериментально-производственная база вузов республики даже в 1980-е годы не обеспечивала потребностей выполнения научно-исследовательских работ, что снижало качество разработок, значительно увеличивало сроки их внедрения в производство. В то же время дорогостоящее оборудование и приборы использовались неэффективно. Научное кооперирование и координация научной деятельности были развиты слабо. Несомненно, имело место и успешное выполнение научной работы: в рассматриваемый период в вузах республики сложились отдельные научные направления и школы, которые были известны в стране и даже в мире. Ученые и преподаватели вносили серьезный вклад в развитие науки республики и страны. Так, в конце 1980-х годов Башкирский государственный университет обладал большими квалифицированными научными кадрами, чем Башкирский научный центр Уральского отделения АН СССР и все отраслевые НИИ г. Уфы. Научные исследования здесь велись по 17 направлениям, выполнялось 148 научных тем, в том числе 58 хоздоговорных, на общую сумму 2641 тыс. рублей [НА РБ, ф. п-484, оп. 11, д. 113, л. 101].

7. Выводы

Таким образом, происходившие в послевоенные и последующие годы серьезные перемены в общественно-политической жизни Башкирской АССР оказали позитивное влияние на культурно-образовательную сферу. Возраставшие запросы в специалистах для всех сфер народного хозяйства ставили перед местными органами вопросы об открытии новых высших учебных заведений соответствующих профилей. Тому подтверждением являются их обращения в центральные инстанции по поводу необходимости организации новых высших учебных заведений. Однако решение этих вопросов проходило довольно сложно и неоднозначно, зачастую оканчивалось безрезультатно. В то же время нужно отметить, что, несмотря на возникавшие трудности, в указанные годы в республике в строй действующих были введены вузы, на которых возлагалось решение важнейшей стратегической задачи — превратиться в «кузницы кадров» для всех сфер республики. Последующее их развитие показало, что они стали ведущими вузами страны и республики. Именно в 1960—1980-е годы происходит бурное развитие высшего образования в Башкирской АССР, создание основного костяка высших учебных заведений в виде кафедр, факультетов, лабораторий и кабинетов. К 1980-м годам в них была сосредоточена составная часть научного потенциала республики, который, однако, недостаточно привлекался к выполнению научно-исследовательских работ.

Источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Башкирия в Союзе ССР. Статистический сборник. — Уфа : Статистика, 1972. — 251 с.

2. Башкирия в Союзе ССР. Статистический сборник. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1982. — 263 с.

3. Башкортостан в цифрах. Статистический сборник. — Уфа : Китап, 2018. — 768 с.

4. Народное образование и культура в СССР. Статистический сборник. — Москва : Финансы и статистика, 1989. — 432 с.

5. Народное хозяйство Башкирской АССР за годы девятой пятилетки (1971— 1975 гг.). Статистический сборник. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1976. — 237 с.

6. Народное хозяйство Башкирской АССР за годы одиннадцатой пятилетки. Статистический сборник. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1986. — 256 с.

7. Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник. — Уфа : Статистика, 1967. — 279 с.

8. Народное хозяйство Башкирской АССР за 60 лет. Статистический сборник. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1979. — 175 с.

9. Народное хозяйство Башкирской АССР за 70 лет. Статистический сборник. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1989. — 276 с.

10. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Статистический сборник. — Уфа : Госстатиздат, 1959. — 170 с.

11. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Статистический сборник. — Уфа : Статистика, 1964. — 290 с.

12. НА РБ — Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. П-122. Оп. 85. Д. 61. Л. 16 ; Оп. 185. Д. 46. Л. 62 ; Д. 92. Лл. 59—61 ; Оп. 190. Д. 106. Л. 19 ; Оп. 194. Д. 107. Л. 11 ; Оп. 198. Д. 117. Лл. 60—71 ; Оп. 206. Д. 105. Л. 13 ; Д. 108. Лл. 61—64 ; Ф. П-342. Оп. 50. Д. 106. Л. 33 ; Д. 107. Л. 8 ; Оп. 63. Д. 11. Л. 151 ; Оп. 65. Д. 21. Лл. 125, 127 ; Ф. П-484. Оп. 11. Д. 99. Л. 32 ; Оп. 11. Д. 113. Л. 101 ; Ф. Р-472. Оп. 11. Д. 2742. Л. 108 об ; Д. 2954. Лл. 57, 58 ; Оп. 20. Д. 648. Л. 99 ; Ф. Р-3274. Оп. 2. Д. 242. Л. 4.

13. Республика Башкортостан. Статистический ежегодник. 1995. — Уфа : Ай, 1996. — 352 с.

Литература

1. Гельштейн М. Я. Уфимскому ордена Ленина авиационному институту имени Серго Орджоникидзе — 50 лет. Очерк истории / М. Я. Гельштейн, Н. Р. Коротков, Р. М. Сорина. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1982. — 256 с.

2. История башкирского народа : в 7 т. — Москва : Восточная литература, 2011. — Т. VI. — 376 с.

3. История Башкортостана. 1917—1990-е годы : в 2-х т. / Отв. ред. Р. Н. Сулеймано-ва. 1945—1990. — Уфа : Гилем, 2005. — Т. 2. — 313 с. — ISBN 5-7501-0505-9.

4. История Уфы : краткий очерк. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1981. — 605 с.

5. Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917—2000) / К. К. Каримов. — Уфа : Гилем, 2006. — 148 с. — ISBN 5-7501-0658-6.

6. Кузеев Р. Г. Наука в Башкирской АССР сегодня и завтра (методические рекомендации в помощь лектору) / Р. Г. Кузеев. — Уфа : [б. и.], 1980. — 38 с.

7. Кулагина А. А. Развитие медицинской науки в Башкирской АССР / А. А. Кулагина. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1989. — 152 с.

8.МавлютовР. Р. Высшая школа глазами ректора / Р. Р. Мавлютов. — Москва : Изд-во МАИ, 1992. — 176 с. — ISBN 5-7035-0518-6.

9. Недорезков В. Д. Башкирский государственный аграрный университет: история и современность / В. Д. Недорезков, Р. М. Зиязетдинов. — Уфа : Изд-во БГАУ 2000. — 236 с. — ISBN 5-7456-0054-3.

10. Осуществление в Башкирской АССР ленинских принципов интернационального сплочения трудящихся. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1985. — 280 с.

11. Очерки по истории Башкирской АССР. (Советский период). — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1966. — Т. II. — 643 с.

12. Рафиков С. Р. Башкирскому филиалу Академии наук СССР 30 лет. Препринт доклада / С. Р. Рафиков. — Уфа : [б. и.], 1981. — 22 с.

13. Спивак А. И. Записки ректора / А. И. Спивак. — Москва : ООО «Недра-Бизнес-центр», 2002. — 83 с. — ISBN 5-8365-0103-3.

14. Сулейманова Р. Н. Подготовка научных кадров в Башкирии в 1960—1980-е годы / Р. Н. Сулейманова, Ш. Н. Исянгулов // Научный диалог. — 2019. — № 8. — С. 376—379. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-376-389.

15. Хадимуллина Э. Д. Развитие высшего образования в Башкирской АССР в годы Советской власти (1917—1985 гг.) : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Э. Д. Хадимуллина. — Уфа, 2012. — 27 с.

Material resources

Bashkiria in the USSR. Statistical collection. (1972). Ufa: Statistics. 251 p. (In Russ). Bashkiria in the USSR. Statistical collection. (1982). Ufa: Bashkir Book Publishing house. 263 p. (In Russ).

Bashkortostan in numbers. Statistical collection. (2018). Ufa: Kitap. 768 p. (In Russ). National economy of the Bashkir ASSR for the years of the ninth five-year plan (1971—1975).

Statistical collection. (1976). Ufa: Bashkir Book Publishing House. 237 p. (In Russ).

National economy of the Bashkir ASSR for 70 years. Statistical collection. (1989). Ufa: Bashkir Book Publishing House. 276 p. (In Russ). National economy of the Bashkir ASSR for 60 years. Statistical collection. (1979). Ufa: Bashkir Book Publishing house. 175 p. (In Russ). National economy of the Bashkir ASSR. Statistical collection. (1967). Ufa: Statistics. 279 p. (In Russ).

National economy and cultural construction of the Bashkir ASSR. Statistical collection.

(1959). Ufa: Gosstatisdat. 170 p. (In Russ). National economy and cultural construction of the Bashkir ASSR. Statistical collection.

(1964). Ufa: Statistics. 290 p. (In Russ). ON RB — National Archive of the Republic of Bashkortostan. (In Russ). Popular education and culture in the USSR. Statistical collection. (1989). Moscow: Finance

and Statistics. 432 p. (In Russ). Republic of Bashkortostan. Statistical Yearbook. 1995. (1996). Ufa: Ai. 352 p. (In Russ). The national economy of the Bashkir ASSR for the years of the eleventh five-year plan. Statistical collection. (1986). Ufa: Bashkir Book Publishing house. 256 p. (In Russ).

References

Essays on the history of the Bashkir ASSR. (Soviet period), II. (1966). Ufa: Bashkir Book Publishing house. 643 p. (In Russ).

Gelshtein, M. Ya., Korotkov, N. R., Sorina, R. M. (1982). Ufa Order of Lenin Aviation Institute named after Sergo 0rdzhonikidze-50 years. Essay on history. Ufa: Bashkir Book Publishing House. 256 p. (In Russ).

History of the Bashkir people: in 7 vols., VI. (2011). Moscow: Oriental literature. 376 p. (In Russ).

Implementation in the Bashkir ASSR of the Leninist principles of international .solidarity of workers. (1985). Ufa: Bashkir Book Publishing House. 280 p. (In Russ).

Karimov, K. K. (2006). Culture of Bashkortostan (1917—2000). Ufa: Gilem. 148 p. ISBN 5-7501-0658-6. (In Russ).

Khadimullina, E. D. (2012). Development of higher education in the Bashkir ASSR in the years of Soviet power (1917—1985). Author's abstract of PhD Diss. Ufa. 27 p. (In Russ).

Kulagina, A. A. (1989). Development of medical science in the Bashkir ASSR. Ufa: Bashkir Book Publishing House. 152 p. (In Russ).

Kuzeev, R. G. (1980). Science in the Bashkir ASSR today and tomorrow (methodological recommendations to help the lecturer). Ufa. [b. i.]. 38 p. (In Russ).

Mavlyutov, R. R. (1992). Higher school through the eyes of the rector. Moscow: MAI Publishing House. 176 p. ISBN 5-7035-0518-6. (In Russ).

Nedorezkov, V. D., Ziyazetdinov, R. M. (2000). Bashkir State Agrarian University: history and Modernity. Ufa: Publishing House of BGAU. 236 p. ISBN 5-7456-0054-3. (In Russ).

Rafikov, S. R. (1981). Bashkir branch of the USSR Academy of Sciences is 30 years old. Preprint of the report. Ufa. [b. i.]. 22 p. (In Russ).

Spivak, A. I. (2002). Notes of the rector. Moscow: OOO "Nedra-Biznestsentr". 83 p. ISBN 5-8365-0103-3. (In Russ).

Suleimanova, R. N. (ed.). (2005). History of Bashkortostan. 1917—1990-ies: in 2 vols., 2. Ufa: Gilem. 313 p. ISBN 5-7501-0505-9. (In Russ).

Suleimanova, R. N., Isyangulov, Sh. N. (2019). Training the Scientific Personnel in Bashkiria in 1960—1980s. Nauchnyi dialog, 8: 376—379. DOI: 10.24224/2227-12952019-8-376-389. (In Russ).

The history of Ufa: A brief essay. (1981). Ufa: Bashkir Book Publishing House. 605 p. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.