Сулейманова Р. Н. Подготовка научных кадров в Башкирии в 1960—1980-е годы / Р. Н. Сулейманова, Ш. Н. Исянгулов // Научный диалог. — 2019. — № 8. — С. 376—389. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-376-389.
Suleymanova, R. N., Isyangulov, Sh. N. (2019). Training the Scientific Personnel in Bashkiria in 1960—1980s. Nauchnyi dialog, 8: 376-389. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-376-389. (In Russ.).
Eumvi ---------—^—
УДК 94(470.57)"1960/1980":378.2 DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-376-389
WIHOFSCIEUCI: ERIHJMk1
ULK 1 С И1 S
pvnicxiic JUS üinicm £u BRAUT,
Подготовка научных кадров в Башкирии в 1960—1980-е годы
© Сулейманова Рима Нугамановна (2019), orcid.org/0000-0003-1877-5421, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом новейшей истории Башкортостана, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (Уфа, Россия), msulejman@mail.ru.
© Исянгулов Шамиль Наилевич (2019), orcid.org/0000-0001-5691-5566, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Башкортостана, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (Уфа, Россия), isangul-schamil@mail.ru.
Рассматривается вопрос о становлении и развитии в 1960—1980-е годы системы подготовки научных кадров в Башкирии. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы в региональной историографии. Впервые вводятся в научный оборот ранее не публиковавшиеся статистические сведения об аспирантуре: собственной и целевой. В то же время охарактеризованы другие формы подготовки кадров: стажерство, докторантура и др. Проанализирован рост численности обучающихся в аспирантуре с отрывом от производства и без отрыва, окончивших обучение в послевоенные годы вплоть до 1990 года. Дается сопоставительный анализ региональных данных с общесоюзными сведениями о составе аспирантов с учетом специальностей и отраслей наук, показаны изменения показателей в течение рассматриваемого периода. Делается вывод о том, что преобладание аспирантов по техническим наукам было обусловлено особенностями социально-экономического, общественно-политического и культурно-исторического развития как республики, так и страны в целом. Комментируются региональные особенности в развитии системы подготовки научных кадров в Башкирии в эти годы. Затрагивается также проблема эффективности аспирантуры, сохраняющая свою актуальность и ныне.
Ключевые слова: наука; кадры; аспирантура; стажерство; докторантура; регион.
1. Введение
Наука играет важную роль в развитии всех сфер жизнедеятельности государства. В современный период в условиях бурного развития информационных технологий в общественной жизни происходит резкое снижение числа молодежи в науке, практически отсутствует воспроизводство научного потенциала. Подобные негативные явления в развитии научных кадров не могут не встревожить руководство страны и соответствующие структуры. В таких условиях все более актуальным становится изучение прежнего опыта подготовки научных и научно-педагогических кадров в годы относительного быстрого их роста, в 1960—1980-е годы в одном из регионов Российской Федерации — Башкирии. Этот период характеризуется становлением целостной системы подготовки научных кадров в республике, что позволило заложить прочный фундамент научного кадрового потенциала. Еще в 1920-е годы советское государство обратило серьезное внимание на подготовку научных и научно-педагогических кадров, в результате чего одним из важнейших мероприятий стала организация в стране аспирантуры в 1925 году. Численность аспирантов в СССР наиболее быстрыми темпами увеличивалась в 1950—1960-е годы [Научные кадры ..., 1991, с. 268]. Общероссийские тенденции имели место и в Башкирии. При этом в республике темпы роста численности аспирантов за 1950—1965 годы были почти в 6 раз выше, чем в целом по СССР. Важно отметить, что система аспирантуры в Башкирии создавалась практически с нуля, ее становление осуществлялось вплоть до начала 1970-х годов. В 1970—1980-е годы как в стране в целом, так и в Башкирии отмечалась стабилизация процесса подготовки научных и научно-педагогических кадров. Но в Башкирии темпы роста численности аспирантов в 1965—1985 годы были чуть выше, чем по стране в целом. Если в СССР и РСФСР за этот период численность аспирантов увеличилась лишь в 1,1 раза, то в Башкирии — в 1,4 раза [Народное образование ..., 1971, с. 272, 273; Народное образование ..., 1989, с. 249; Народное хозяйство ..., 1967, с. 240; Научные кадры ..., 1991, с. 268; НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 2954, л. 57].
В 1940—1960-е годы в Башкирии интенсивно развивались промышленные предприятия ведущих отраслей народного хозяйства — нефтехимии, нефтедобычи, нефтепереработки, химии, машиностроения и др. Республика превратилась в мощный промышленный регион с преобладанием тяжелой индустрии. В решении важных народнохозяйственных задач по дальнейшему развитию промышленности, сельского хозяйства, освоению природных богатств региона немаловажное значение придавалось науке и высококвалифицированным научным кадрам. Создание в 1951 году в республике ака-
демического научного учреждения, Башкирского филиала АН СССР, бурное развитие высших учебных заведений, появление множества научно-исследовательских институтов в 1960—1980-е годы позволили приступить к выполнению одной из приоритетных задач науки — подготовке высококвалифицированных специалистов в республике. Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров становится обучение в аспирантуре. В то же время существовали и другие формы подготовки.
Указанная тема, несмотря на некоторые обобщающие работы и статьи, остается недостаточно изученной [История ..., 2011, с. 274—277; История Башкортостана ..., 2005, с. 172—174; История Уфы ..., 1981, с. 533—534; Каримов, 2014, с. 63—69; Кузеев, 1980 и др.]. Так, после 1967 года и вплоть до конца советской эпохи в республиканских официальных статистических сборниках сведения об аспирантах не публиковались. В данной статье этот пробел будет восполнен и сведения по Башкирии об аспирантуре и научных кадрах будут впервые введены в научный оборот. Официальные статистические источники в отечественной историографии подробно рассмотрены в качестве исторического источника [Научные кадры ..., 1991, с. 246—252].
Данная статья посвящена рассмотрению таких основных форм подготовки научных кадров, как аспирантура и др. в Башкирской АССР в 1960—1980-е годы. Одним из основных источников являются ежегодные статистические сводки по республике, вошедшие в официальные статистические сборники. Как уже указывалось, они после 1967 года оставались неопубликованными и хранились в Национальном архиве Республики Башкортостан.
2. Развитие аспирантуры в Башкирии
Аспирантура как форма подготовки научных кадров получила развитие в республике в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году была открыта собственная аспирантура в Башкирском государственном медицинском институте [Кулагина, 1989, с. 30]. После окончания войны, в 1946 году, появилась аспирантура сразу в двух вузах — Башкирском сельскохозяйственном институте и Башкирском педагогическом институте имени К. А. Тимирязева. Аспирантов в послевоенные годы было немного по объективным причинам, и, кроме того, в это время существовала практика направления талантливой молодежи в Москву и Ленинград в аспирантуру ведущих вузов и Академии наук СССР [НА РБ, ф. П-122, оп. 27, д. 173, лл. 23—27]. Тем не менее в последующие годы в республике продолжалась активная работа по подготовке научных кадров: в 1952 году была открыта аспирантура при
Башкирском филиале АН СССР, в 1957 году — в Уфимском нефтяном институте, в 1962 — в Уфимском авиационном институте, в 1963 — в Уфимском нефтяном НИИ и Башкирском НИИ сельского хозяйства.
Таким образом, начиная с послевоенных лет, особенно с середины 1950-х годов, в республике ускоренными темпами развивается сеть научно-исследовательских институтов [История Башкортостана ..., 2005, с. 60, 129]. Уже в конце 1950-х годов в Башкирии функционировало 20 научных учреждений, имевших самостоятельный баланс. В начале 1970-х годов их стало 35. Численность НИИ с 1958 по 1980-е годы выросла с 7 до 19 [НА РБ, ф. Р-472, оп. 9, д. 150, л. 136; д. 7739, л. 79; оп. 11, д. 2742, лл. 17 об.—18]. В конце 1980-х годов 37 % научных учреждений республики относились к сфере промышленности, 16 % — к сельскому хозяйству [НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 3583, л. 40]. Ввиду стремительного роста числа научных учреждений необходимой становилась подготовка высококвалифицированных специалистов с учеными степенями.
В итоге к началу 1960-х годов в республике значительно возросла численность обучающихся в аспирантуре. В эти годы был принят ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров [КПСС ..., т. 10, с. 51— 55; КПСС ..., т. 11, с. 281—289]. Особое значение имело постановление от 16 ноября 1967 года, разрешавшее прием в аспирантуру непосредственно после окончания вуза (до этого необходимо было иметь двухлетний стаж работы после вуза [Высшая школа ..., 1978, с. 23]). Предусматривались различные льготы аспирантам-заочникам, расширялась целевая аспирантура в столицах.
До конца 1960-х годов в аспирантуре преобладала очная форма обучения, с начала 1970-х по 1985 — заочная. Наиболее быстрыми темпами численность аспирантов увеличивалась в 1950—1965 годы — за этот период она выросла в республике почти в 4 раза. Затем происходит замедление темпов роста количества аспирантов. С 1965 по 1985 годы численность обучающихся в аспирантуре Башкирских вузов выросла лишь в 1,4 раза, а в 1980 году отмечалось ее снижение (табл. 1). Подобные тенденции были характерны для развития аспирантуры по стране в целом [Научные кадры ..., 1991, с. 183—184]. Однако, как указывалось выше, темпы роста численности аспирантов в республике в 1965—1985 годах не намного, но все же были выше аналогичных показателей по СССР и РСФСР. Если численность кандидатов наук в Башкирии с 1965 по 1985 годы выросла в 4,6 раза, то в СССР — в 3,5 раза, в РСФСР — в 3,4 раза [Народное образование ..., 1971, с. 248, 253; Народное образование ..., 1989, с. 256; На-
родное хозяйство ..., 1967, с. 239; НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 2954, л. 58]. Таким образом, темпы развития аспирантуры в республике, как и в стране в целом, в 1965—1985 годы не соответствовали темпам развития численности научных кадров [Научные кадры ..., 1991, с. 184—185].
Таблица 1
Численность аспирантов в Башкирской АССР в 1945—1990 годы (на конец года)*
Аспирантов 1945 1950 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990
Всего 11 15 89 347 397 513 483 495 552
Из них:
— с отрывом от производства 11 15 62 186 223 201 148 214 334
— без отрыва от производства — — 27 161 174 312 336 281 218
* Источник: [Народное хозяйство ..., 1967, с. 240; НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 2617, л. 11; д. 2753, л. 99; д. 2954, л. 57; оп. 20, д. 216, л. 9; д. 360, л. 8; д. 627, л. 19; Республика Башкортостан ..., 1996, с. 97].
3. Состав аспирантов по отраслям наук и специальностям
Перечень специальностей, по которым готовились научные кадры, продолжал расширяться (табл. 2). Так, с 1970 годов Башкирский медицинский институт принимал к защите диссертации и присуждал ученую степень доктора наук по 8 специальностям, кандидата наук — по 13 специальностям [Кулагина, 1989, с. 31]. За 1968—1972 годы обучение в аспирантуре по республике завершили 354 человека по 160 специальностям [История Уфы ..., 1981, с. 534]. Однако к 1973 году в собственной аспирантуре в республике готовились аспиранты лишь по 101 специальности (19,6 % от всех специальностей), относящихся к 13 отраслям наук (65 %). К тому времени номенклатура специальностей научных работников охватывала 20 отраслей наук и 515 специальностей [НА РБ, ф. П-122, оп. 189, д. 267, л. 24—25].
В 1973 году 41,9 % аспирантов проходили подготовку в области технических наук, 10,6 % — химических, 9,8 % — экономических, 8,2 % — сельскохозяйственных, 6,5 % — медицинских, 5 % — физико-математических, 5 % — биологических, 5 % — геолого-минералогических, 3,3 % — исторических, 2 % — философских, 2 % — филологических, 1 % — ветеринарных и менее 1 % — в области искусствоведения. Сравнение с данными по РСФСР показывает, что в таких отраслях, как химические, биологиче-
Таблица 2
Распределение аспирантов в республике по отраслям наук (на начало года)*
Отрасли наук 1967 1981 1985
абс. % абс. % абс. %
Всего 365 100 483 100 477 100
в том числе:
физико-математических 16 4,5 40 8,3 42 8,8
химических 19 5,2 48 9,9 68 14,3
биологических 20 5,5 16 3,3 26 5,5
геолого-минералогических 14 3,8 10 2,1 13 2,7
технических 141 38,6 245 50,7 193 40,5
сельскохозяйственных и ветеринар- 62 17,0 16 3,3 12 2,5
ных
исторических и философских 15 4,1 23 4,8 32 6,7
экономических 35 9,6 36 7,5 22 4,6
филологических 6 1,6 18 3,7 17 3,6
географических — — 1 0,2 1 0,2
юридических — — — — 2 0,4
педагогических — — 3 0,6 3 0,6
медицинских и фармацевтических 37 10,1 27 5,6 45 9,4
искусствоведения
архитектуры
психологических — — — — 1 0,2
* Источник: [НА РБ, ф. Р-472, оп. 9, д. 6837, л. 88 об; оп. 11, д. 2742, л. 103].
ские, технические, экономические, исторические и философские науки, удельный вес аспирантов был примерно одинаковым. В республике доля аспирантов была выше, чем в РСФСР в целом: в области геолого-минералогических наук в 2 раза, медицинских — в 1,3 раза, филологических — в 3,6 раза. В то же время по физико-математическим наукам аспирантов было в 2 раза меньше [НА РБ, ф. П-122, оп. 189, д. 267, л. 24—25]. Динамику удельного веса аспирантов по специальностям следует связывать с особенностями социально-экономического, общественно-политического и культурного развития как республики, так и страны в целом, а также с общей тенденцией развития самой науки, размещением научно-исследовательских учреждений в регионе. Дело в том, что преобладающее
значение в народном хозяйстве страны имела тяжелая промышленность. И в подготовке научных кадров приоритет принадлежал тем специальностям, которые обслуживали прежде всего промышленность.
Таким образом, значительная доля аспирантов (в 1981 году — более половины) приходилась на технические науки, что было обусловлено ведущей ролью нефтехимических, нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, машиностроительных производств в народном хозяйстве республики. Однако к середине 1980-х годов их доля снизилась до 40,5 %, что было связано с общим ухудшением социально-экономического положения в стране и республике, стагнацией и застоем в народном хозяйстве. Обращает внимание, что с 1967 по 1985 годы количество аспирантов по сельскохозяйственным и ветеринарным наукам в республике сократилось в 5 раз, а доля в общем числе аспирантов — почти в 7 раз (табл. 2). Поэтому в 1988 году бюро обкома КПСС отмечало низкую эффективность аспирантуры, ослабление работы с научными кадрами в Башкирском сельскохозяйственном институте. На этот год прием в аспирантуру в нем вообще не предполагался [НА РБ, ф. П-122, оп. 224, д. 49, лл. 10— 11]. В 1970-е годы наблюдалось снижение численности аспирантов в области биологических, геолого-минералогических, медицинских и фармацевтических, в 1980-е — в области экономических наук (табл. 2). При этом в несколько раз выросло число аспирантов в области физико-математических, химических, исторических, философских и филологических наук. В рассматриваемый период Институт химии Башкирского филиала АН СССР превратился в крупное академическое учреждение в республике. С 1978 года при нем работал специализированный совет по защите кандидатских, с 1989 — докторских диссертаций [40 лет ..., 1991, с. 5]. Создание научных советов, несомненно, способствовало абсолютному и относительному росту числа аспирантов и соискателей по химическим наукам в 1960—1980-е годы (в отличие от общесоюзных показателей). В то же время по некоторым специальностям, в частности, по истории СССР план подготовки кадров через аспирантуру необоснованно сокращался [Кузеев, 1980, с. 32]. На крайне низком уровне была подготовка кадров в области географических, юридических, педагогических, психологических наук, искусствоведения и архитектуры.
В целом в СССР наблюдался рост относительных показателей по аспирантуре в физико-математических, экономических, исторических, философских и психологических науках, но снижение — в химических, геолого-минералогических, сельскохозяйственных, медицинских науках, искусствоведении [Научные кадры ..., 1991, с. 200, 202—203].
Таким образом, в Башкирской АССР были свои региональные особенности в подготовке научных кадров по ряду специальностей. Республика опережала общесоюзные темпы роста по показателям подготовки специалистов в области химических, биологических, технических, медицинских, филологических наук, однако отставала по обучению научных кадров целого ряда общественных и гуманитарных наук.
4. Выпуск аспирантов и проблема эффективности аспирантуры
Вплоть до начала 1960-х годов в республике ежегодно оканчивали аспирантуру буквально единицы, что являлось серьезной проблемой для вузов и научных учреждений. В своих воспоминаниях ректор Уфимского авиационного института Р. Р. Мавлютов о кадровом «голоде» вуза в 1950-х годах писал: «Оставались более чем скромными научно-педагогические кадры института, состав которых "украшали" всего один доктор наук, профессор и полтора десятка кандидатов наук. В этих условиях ни учебный процесс, ни научные исследования по своему уровню не могли отвечать даже минимально необходимым требованиям» [Мавлютов, 1992, с. 22]. Это понимало руководство республики и принимало соответствующие меры. К середине 1960-х годов произошло постепенное увеличение выпуска аспирантов почти в 12 раз. В последующие годы эта тенденция сохранялась. С начала 1970-х годов ежегодно аспирантуру в республике заканчивали свыше 100 человек (табл. 3). Так, за 1958—1963 годы таковых было 104 человека, в том числе обучавшихся с отрывом от производства — 88 (84,6 %), окончивших с защитой диссертации — 8 (7,7 %) [На-
Таблица 3
Выпуск аспирантов в Башкирской АССР в 1946—1990 годы (на конец года)*
Аспиранты 1946 1950 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990
Всего 1 6 14 71 87 139 120 126 141
из них: 1 6 10 58 59 75 49 52 94
— с отрывом от про-
изводства
— без отрыва от про- — — 4 13 28 64 71 74 47
изводства
Источник: [Народное хозяйство ..., 1967, с. 241; НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 2617, л. 11; д. 2753, л. 99; д. 2954, л. 57; оп. 20, д. 216, л. 9; д. 360, лл. 8—8 об; д. 627, л. 19; Республика Башкортостан ..., 1996, с. 99].
родное хозяйство ..., 1964, с. 260—261]. В 1975—1984 годах (за 10 лет) аспирантуру в республике окончило 1213 человек, в том числе с отрывом от производства — 561 (46,2 %), без отрыва от производства — 652 (53,8 %) [НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 2617, л. 11; оп. 20, д. 627, л. 19; д. 648, л. 99 об].
В 1967 году аспирантуры имелись в 8 высших учебных заведениях и 8 научно-исследовательских институтах республики. Однако более половины аспирантов не завершали в установленные сроки работу над диссертациями. Некоторые работы имели низкий научный уровень, не содержали полезные для науки и практики выводы и рекомендации [НА РБ, ф. П-122, оп. 76, д. 126, лл. 47—48]. В 1953—1959 годах аспирантуру Башкирского филиала АН СССР закончили 49 человек, из них 15 (30,6 %) к 1960 году защитили кандидатские диссертации, что было явно недостаточным для крупного научного учреждения [Там же, оп. 47, д. 61, лл. 26—27]. В 1966 году из окончивших аспирантуру в вузах 60,6 % защищали диссертации или представляли к защите в срок, а в 1971 — 67,1 % [Там же, оп. 185, д. 41, л. 47]. За 5 лет, с 1969 по 1973 годы, в собственную аспирантуру республики было принято 718 человек, окончили аспирантуру 515, в том числе защитили диссертации в срок — 127 (24,6 %), представили диссертационные работы к защите — 178 (34,6 %) человек [Там же, оп. 189, д. 267, л. 25]. В Уфимском авиационном институте в 1971—1975 годы защитили диссертации или представили их к защите в срок 62 % выпускников, в 1976—1980 годах — уже 78 % [Уфимскому ..., 1982, с. 98]. Проблема эффективности обучения в аспирантуре сохранялась и в последующие годы. К середине 1980-х годов в республике лишь 50—60 % аспирантов защищали или представляли диссертации в срок [НА РБ, ф. П-122, оп. 221, д. 47, л. 4]. Такое же положение со сроками защиты диссертаций наблюдалось и по стране в целом [Научные кадры ..., 1991, с. 189, 205].
В ряде вузов республики подготовка научно-педагогических кадров в 1980-е годы была поставлена на серьезную основу. Так, с 1981 по 1985 годы контингент аспирантов в Башгосуниверситете увеличился почти в два раза. За этот период аспирантуру закончили 73 человека, из них 55 (75,3 %) — с защитой диссертации или представлением ее к защите. В результате эффективность работы аспирантуры возросла почти в 20 раз (с 4 % до 75,3 %) [НА РБ, ф. П-484, оп. 11, д. 104, л. 30]. В то же время в высших учебных заведениях (Башкирский, Стерлитамакский, Бирский педагогические институты, Уфимский институт искусств), созданных в 1950—1960-е годы, аспирантура отсутствовала. В силу этого они
испытывали определенный недостаток в квалифицированных научно-педагогических кадрах.
Подводя итог, важно подчеркнуть, что выпуск аспирантов и своевременная защита ими кандидатских диссертаций как в республике, так и в стране в целом имели примерно схожие векторы развития.
5. Другие формы подготовки научных кадров
Кроме обучающихся в пределах региона, в 1950—1980-е годы значительным являлся процент кадров, отправленных в ведущие вузы и академические центры в так называемую целевую аспирантуру. К началу 1974 года четверть аспирантов республики проходила подобную подготовку. Большая часть из них отправлялась высшими учебными заведениями, в основном Башгосуниверситетом, медицинским и сельскохозяйственным институтами, а также такими техническими вузами республики, как авиационный и нефтяной институты. Одним из таких аспирантов был выпускник Уфимского нефтяного института А. Спивак, которого после окончания вуза направили в целевую аспирантуру Московского нефтяного института [Спивак, 2002, с. 14]. Целевые аспиранты к началу 1970-х годов обучались по 80 специальностям, из них по 45 подготовка в местных вузах и НИИ не велась [НА РБ, ф. П-122, оп. 189, д. 267, лл. 23—24].
В 1971 году при Башкирском филиале АН СССР вводится новая система подготовки кадров — стажерство [Сулейманова и др., 2007, с. 38]. Наиболее активно она использовалась в 1970-е годы. Уже к 1978 году число стажеров-исследователей в БФАН СССР достигло 79 человек, однако в последующие годы их количество неуклонно сокращалось, в 1983 году уменьшившись до 31 человека [НА РБ, ф. П-4539, оп. 5, д. 137, л. 204]. Однако стажерство сыграло большую роль в подготовке научных кадров, прежде всего тех, которые являлись лицами коренной национальности.
Определенные успехи в этот период были достигнуты в подготовке докторов наук. Несмотря на то, что докторантура в СССР была отменена в 1956 году, численность докторов наук в республике увеличилась с 40 в 1960 году до 251 в 1985, то есть в 6,3 раза [Народное хозяйство ..., 1967, с. 239; НА РБ, ф. Р-472, оп. 11, д. 2954, л. 58]. Темпы роста специалистов высшей квалификации в Башкирии были выше, нежели в РСФСР и СССР: за тот же период по СССР численность докторов наук выросла только в 4,1 раза, а по РСФСР — в 3,8 раза [Народное образование ..., 1971, с. 253, 254; Народное образование ..., 1989, с. 256]. После 1967 года вузы начали все больше использовать такую форму подготовки докторов наук, как перевод преподавателей на должности старших научных сотрудников, так,
в 1971 году в вузах республики этой формой пользовались 8 преподавателей [НА РБ, ф. П-122, оп. 185, д. 41, л. 174]. Однако такая мера была явно недостаточной. Собственная докторантура в научных учреждениях и вузах республики появляется лишь в конце 1980-х годов, после принятия в марте 1987 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров», которым была восстановлена докторантура [Собрание ..., 1987, с. 494—502]. Таким образом, подготовка докторов наук в республике, как и в стране в целом, оставалась довольно насущной проблемой.
6. Выводы
Таким образом, в 1960—1980-е годы проблема подготовки научных кадров в Башкирии в целом успешно решалась. По сравнению с предыдущим периодом возрастает эффективность аспирантуры. В этот период значительно увеличилась численность кандидатов и докторов наук по многим научным специальностям. Подготовленные в республике высококвалифицированные специалисты были востребованы во всех сферах в стране и за ее пределами. В основном их подготовка велась через аспирантуру (собственную и целевую) и стажерство. Перечень специальностей, по которым это происходило, определялся прежде всего особенностями социально-экономического, общественно-политического и культурно-исторического развития республики. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Башкирии в рассматриваемый период происходила ускоренными темпами, оставаясь выше аналогичных показателей по СССР и РСФСР, что было необходимо в связи с низкими стартовыми позициями состояния научного потенциала в республике к концу 1950-х годов. В то же время, несмотря на региональные отличия, тенденции развития аспирантуры в Башкирии были схожими с аналогичными процессами в стране.
Источники и принятые сокращения
1. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. В 2-х ч. / под редакцией Е. И. Войленко. — Москва : Высшая школа, 1978. — Ч. 2. — 360 с.
2. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). 9-е изд., доп. и испр. — Москва : Политиздат, 1986. — Т. 10. — 494 с.
3. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). 9-е изд., доп. и испр. — Москва : Политиздат, 1986. — Т. 11. — 574 с.
4. Народное образование и культура СССР. Статистический сборник. — Москва : Финансы и статистика, 1989. — 404 с.
5. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. — Москва : Статистика, 1971. — 404 с.
6. Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник. — Уфа : Статистика, 1967. — 279 с.
7. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Статистический сборник. — Уфа : Статистика, 1964. — 290 с.
8. НА РБ — Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. П-122. Оп. 27. Д. 197. Лл. 23—27 ; Оп. 47. Д. 61. Л. 26—27 ; Оп. 76. Д. 126. Л. 47—48 ; Оп. 185. Д. 41. Л. 47, 174 ; Оп. 189. Д. 267. Л. 23—25 ; Оп. 221. Д. 47. Л. 4 ; Оп. 224. Д. 49. Л. 10—11 ; Ф. П-484. Оп. 11. Д. 104. Л. 30 ; Ф. П-4539. Оп. 5. Д. 137. Л. 204 ; Ф. Р-472. Оп. 9. Д. 150. Л. 136 ; Д. 6837. Л. 88 об ; Д. 7739. Л. 79 ; Оп. 11. Д. 2617. Л. 11 ; Д. 2742. Л. 17 об-18, 103 ; Д. 2753. Л. 99 ; Д. 2954. Л. 57, 58 ; Д. 3583. Л. 40 ; Оп. 20. Д. 216. Л. 9 ; Д. 360. Л. 8—8 об; Д. 627. Л. 19.
9. Республика Башкортостан. Статистический ежегодник. 1995. — Уфа : Ай, 1996. — 352 с.
10. Собрание постановлений правительства СССР. — 1987. — № 24. — Ст. 85. — С. 494—502.
Литература
1. История Башкортостана. 1917—1990-е годы : в 2-х т. / ответственный редактор Р. Н. Сулейманова. — Уфа : Гилем, 2005. — Т. 2 : 1945—1990. — 313 с.
2. История Уфы : краткий очерк. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1981. — 605 с.
3. Каримов К. К. Формирование научных кадров Башкирии в послевоенные годы / К. К. Каримов // Вестник Академии наук РБ. — 2014. — Т. 19. № 1. — С. 63—69.
4. Кузеев Р. Г. Наука в Башкирской АССР сегодня и завтра (методические рекомендации в помощь лектору) / Р. Г. Кузеев. — Уфа : [б. и.], 1980. — 38 с.
5. Кулагина А. А. Развитие медицинской науки в Башкирской АССР / А. А. Кулагина. — Уфа : Башкирское книжное издательство, 1989. — 152 с.
6. МавлютовР. Р. Высшая школа глазами ректора / Р. Р. Мавлютов. — Москва : Издательство МАИ, 1992. — 176 с.
7. Научные кадры СССР : динамика и структура / под редакцией В. Ж. Келле, С. А. Кугеля. — Москва : Мысль, 1991. — 285 с.
8. Спивак А. И. Записки ректора / А. И. Спивак. — Москва : НедраБизнесцентр, 2002. — 83 с.
9. Сулейманова Р. Н. Флагман академической науки Башкортостана / Р. Н. Сулейманова, Ш. Н. Исянгулов // Флагман академической науки Башкортостана. — Уфа : Гилем, 2007. — С. 10—56.
10. Уфимскому ордена Ленина авиационному институту имени Серго Орджоникидзе — 50 лет. Очерк истории / М. Я. Гельштейн, Н. Р. Коротков, Р. М. Сори-на. — Уфа : Башкирское книжное издательство, 1982. — 256 с.
11. 40 лет академической науке в Башкирии : Химия / Г. А. Толстиков, В. В. Ше-решовец, Н. К. Ляпина, М. А. Саитова. — Уфа : БНЦ УрО АН СССР, 1991. — 41 с.
Training the Scientific Personnel in Bashkiria in 1960—1980s
© Rima N. Suleymanova (2019), orcid.org/0000-0003-1877-5421, Doctor of History, senior research scientist, Head of Department of Modern History of Bashkortostan, Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia), rnsulejman@mail.ru. © Shamil N. Isyangulov (2019), orcid.org/0000-0001-5691-5566, PhD in History, senior research scientist, Department of Modern History of Bashkortostan, Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Ufa, Russia), isangul-schamil@mail.ru.
The problem of formation and development of the system of training the scientific personnel in Bashkiria in 1960—1980s is considered. The relevance of the study is determined by the lack of study of this problem in regional historiography. Previously unpublished statistical information about graduate school (own and target) is for the first time introduced into scientific circulation. At the same time other forms of training are characterized: internship, doctoral studies, etc. The growth in the number of students in graduate school off the job and on the job, graduated in the postwar years until 1990, is analyzed. The comparative analysis of regional data with the all Soviet Union data on the composition of graduate students, taking into account specialties and branches of science, the changes in indicators during the period under review are shown. It is concluded that the predominance of graduate students in technical sciences was due to the peculiarities of socio-economic, socio-political, cultural and historical development of both the Republic and the country as a whole. Regional features in the development of the system of training of scientific personnel in Bashkiria in these years are commented. The article also touches upon the problem of efficiency of post-graduate studies, which remains relevant today.
Key words: science; personnel; post-graduate studies; internship; doctoral studies; region.
Material resources
Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh syezdov, konferentsiy i plenumov TsK (1898—1986), 10. (1986). Moskva: Politizdat. (In Russ.).
Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh syezdov, konferentsiy i plenumov TsK (1898—1986), 11. (1986). Moskva: Politizdat. (In Russ.).
Narodnoye khozyaystvo Bashkirskoy ASSR. Statisticheskiy sbornik. (1967). Ufa: Statis-tika. (In Russ.).
Narodnoye khozyaystvo i kulturnoye stroitelstvo Bashkirskoy ASSR. Statisticheskiy
sbornik. (1964). Ufa: Statistika. (In Russ.). Narodnoye obrazovaniye i kultura SSSR. Statisticheskiy sbornik. (1989). Moskva: Fi-nansy i statistika. (In Russ.).
Narodnoye obrazovaniye, nauka i kultura v SSSR. Statisticheskiy sbornik. (1971). Moskva: Statistika. (In Russ.). NA RB — Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. P-122. Op. 27. D. 197.
Ll. 23—27; Op. 47. D. 61. L. 26—27; Op. 76. D. 126. L. 47—48; Op. 185. D. 41. L. 47, 174; Op. 189. D. 267. L. 23—25; Op. 221. D. 47. L. 4; Op. 224. D. 49. L. 10—11; F. P-484. Op. 11. D. 104. L. 30; F. P-4539. Op. 5. D. 137. L. 204; F. R-472. Op. 9. D. 150. L. 136; D. 6837. L. 88 ob; D. 7739. L. 79; Op. 11. D. 2617. L. 11; D. 2742. L. 17 ob-18, 103; D. 2753. L. 99; D. 2954. L. 57, 58; D. 3583. L. 40; Op. 20. D. 216. L. 9; D. 360. L. 8—8 ob; D. 627. L. 19. (In Russ.).
RespublikaBashkortostan. Statisticheskiyyezhegodnik. 1995. (1996). Ufa: Ay. (In Russ.). Sobraniyepostanovleniypravitelstva SSSR, 25 (85). (1987). 494—502. (In Russ.). Voylenko, E. I. (ed.). (1978). Vysshaya shkola. Sbornik osnovnykh postanovleniy, prika-zov i instruktsiy. V2-kh ch., 2. Moskva: Vysshaya shkola. (In Russ.).
References
Gelshteyn, M. Ya, Korotkov, N. R, Sorina, R. M. (ed.). (1982). Ufimskomu ordenaLenina aviatsionnomu institutu imeni Sergo Ordzhonikidze — 50 let. Ocherk istorii. Ufa: Bashkirskoye knizhnoye izdatelstvo. (In Russ.). Istoriya Ufy: kratkiy ocherk. (1981). Ufa: Bashkirskoye knizhnoye izd-vo. (In Russ.). Karimov, K. K. (2014). Formirovaniye nauchnykh kadrov Bashkirii v poslevoyennye
gody. VestnikAkademii naukRB, 19 (1): 63—69. (In Russ.). Kelle, V. Zh, Kugelya, S. A. (1991). Nauchnyye kadry SSSR: dinamika i struktura. Moskva: Mysl'. (In Russ.).
Kulagina, A. A. (1989). Razvitie meditsinskoy nauki v Bashkirskoy ASSR. Ufa: Bashkir-
skoe knizhnoe izdatelstvo. (In Russ.). Kuzeyev, R. G. (1980). Nauka v Bashkirskoy ASSR segodnya i zavtra (metodicheskiye
rekomendatsii vpomoshch lektoru). Ufa. (In Russ.). Mavlyutov, R. R. (ed.). (1992). Vysshaya shkola glazami rektora. Moskva: Izdatelstvo MAI. (In Russ.).
Spivak, A. I. (2002). Zapiski rektora. Moskva: NedraBiznestsentr. (In Russ.). Suleymanova, R. N. (ed.). (2005). Istoriya Bashkortostana. 1917—1990-e gody: v 2-kh
t, 2:1945—1990. Ufa: Gilem. (In Russ.). Suleymanova, R. N, Isyangulov, Sh. N. (ed.). (2007). Flagman akademicheskoy nauki Bashkortostana. In: Flagman akademicheskoy nauki Bashkortostana. Ufa: Gilem, 10—56. (In Russ.). Tolstikov, G. A, Shereshovets, V. V, Lyapina, N. K, Saitova, M. A. (ed.). (1991). 40 let akademicheskoy nauke v Bashkirii: Khimiya. Ufa: BNTs UrO AN SSSR. (In Russ.).