Научная статья на тему 'Высокотехнологичный сектор экономики: проблемы и решения'

Высокотехнологичный сектор экономики: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко Александр

Необходимость развития перспективных и создание новых промышленных предприятий, связанных с производством товаров, в первую очередь имеющих большую наукоемкость и высокую добавленную стоимость, является аксиомой перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития. Важность такого подхода неоднократно подчеркивалась Президентом, Правительством, нашла отражение в программных документах Республики Беларусь, решениях органов государственного управления [1-3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The high-tech sector of economy: problems and solutions

The need for the development of promising and the creation of new industries associated with the production of goods in the first place having a large knowledge-intensive and high value-added, is an axiom of the transition of our economy to the innovative way of development. The importance of this approach has been repeatedly emphasized by the President, the Government, reflected in policy documents of the Republic of Belarus, decisions of bodies of state control [1-3].

Текст научной работы на тему «Высокотехнологичный сектор экономики: проблемы и решения»

| АНАЛИЗ

высокотехнологичный сектор экономики: проблемы и решения

Необходимость развития перспективных и создание новых промышленных предприятий, связанных с производством товаров, в первую очередь -имеющих большую наукоемкость и высокую добавленную стоимость, является аксиомой перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития. Важность такого подхода неоднократно подчеркивалась Президентом, Правительством, нашла отражение в программных документах Республики Беларусь, решениях органов государственного управления [1-3].

Александр Косенко,

консультант управления науки и инновационной политики Министерства экономики Республики Беларусь

Так, в Послании Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что сегодня на международной арене идет пересмотр принципов функционирования экономических систем [4]. Преуспевают те, кто постоянно обновляется, впитывая лучшее из мирового опыта, поэтому отечественной экономике жизненно необходим качественный прорыв. Составной частью новой стратегии должно стать создание производств, способных предложить миру принципиально новые виды товаров и услуг.

На высококонкурентный глобальный рынок нужно выходить лишь с наукоемкими товарами и услугами, однако в Беларуси доля такой продукции остается низкой, также невелико количество инновационно активных предприятий, а наукоемкость ВВП составляет менее 1%, в то время как в развитых странах этот показатель в 2-3 раза выше.

Вместе с тем к 2015 г. планируется обеспечить формирование как минимум половины ВВП за счет выпуска высокотехнологичной продукции [5]. Для решения поставленных задач, в том числе оптимизации управления ресурсами, крайне необходимы четкое определение сектора производства высокотехнологичных товаров (ВТТ) и их классификация. В статье не рассматриваются вопросы высокотехнологичности производства и принимается во внимание, что любой товар может выпускаться в условиях высокотехнологичного производства, но ВТТ не могут производиться на невысокотехнологичных производствах.

Для решения этой задачи крайне необходимо сформировать четкое определение сектора производства ВТТ и создать базу для их классификации. При этом нужно учитывать, что современные предприятия производят товар любого уровня технологичности, а устаревшие создавать ВТТ не могут.

В Европейском союзе, странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вопросы отнесения товаров к ВТТ достаточно хорошо проработаны, сформированы единые подходы к их классификации. Так, Европейское статистическое агентство для этого применяет перечень высокотехнологичных товаров, создание которого потребовало значительных финансовых ресурсов и времени: работа велась Секретариатом ОЭСР в течение 25 лет, и

при этом был использован так называемый продуктовый подход к определению ВТТ как категории продукции [6, 7]. В процессе разработки методологии был совершен переход от секторного подхода по квалификации отраслей промышленности к продуктовому. Он отличается по крайней мере тремя ключевыми моментами. Во-первых, в то время как промышленность может быть очень технологоемкой в одной стране и только незначительно технологоемкой в другой, один и тот же продукт в разных странах не может быть классифицирован по-разному - если это будет иметь место, значит, продукты отличны. Во-вторых, к ВТТ могут быть отнесены товары, изготовленные и на отраслях средней технологичности. В-третьих, анализируется только ВТТ. Реализация этих положений позволяет, по мнению разработчиков, определять истинную долю высоких технологий в каждом сегменте экономики - продуктовый подход исключает все продукты, которые созданы не на основе высоких технологий, даже в условиях высокотехнологичных производств. Примером может служить производство бинта или ваты в фармацевтической отрасли. Нужно отметить, что при этом товарный список, как правило, меньше, чем секторный, но включает некоторые продукты, изготовленные средне- и высокотехнологичными отраслями промышленности.

По мнению авторов подхода, национальные рассмотрения перечней ВТТ не имеют большого значения, поскольку эти списки универсальны и могут быть применены в любой стране. Таким образом, товар, определенный в наиболее развитых странах как ВТТ, является высокотехнологичным для всего мира, и наоборот. Например, автомобильная промышленность при секторном подходе классифицируется как отрасль средневысокой технологичности и основанная на высоких

ИННОВАЦИИ

технологиях. Однако технологичность многих товаров, произведенных в этом секторе, не была подтверждена экспертным мнением. В итоге, учитывая необходимость однозначности в определениях, было принято решение исключить товары автомобильной промышленности из списка ВТТ.

В России и на Украине вопросам определения сектора ВТТ уделяется много внимания. С научной точки зрения интересно мнение О.Ю. Семьяновой, основанное на анализе отечественных и зарубежных научных источников. Она отмечает, что, несмотря на то что понятия «наукоемкие отрасли» и «высокие технологии» появились более двух десятков лет назад, до сих пор еще не разработаны критерии, которые позволили бы однозначно идентифицировать наукоемкие технологии, высокотехнологичные отрасли экономики и промышленности [8]. Также ученой были проведены анализ и классификация существующих подходов и предложен оригинальный способ определения ВТТ (табл. 1). Он основан на выделении следующих особенностей: наличие рыночной новизны, создание спроса; значительные инвестиции в исследования и разработки; высокая степень глобализации производства и сбыта; сильная зависимость от конъюнктуры мирового рынка, неопределенность его реакции.

На Украине в течение нескольких последних лет Государственный институт комплексных технико-экономических исследо-

ваний Минпромполитики и Госкомстат работают над созданием научно-методического и информационно-статистического инструментария мониторинга и анализа высокотехнологической сферы [9]. Разработан перечень ВТТ Украины и на основе информации таможенных и статистических служб за период 2003-2009 гг. сформирована база данных по их производству, экспорту и импорту [10]. Указанный список товаров гармонизирован с международным стандартом мониторинга ВТТ - High-technology aggregations based on SITC Rev. [6, 11].

В целом применение продуктового подхода в мире позволяет в достаточно полной мере квалифицировать выпускаемые товары как высокотехнологичные и использовать такую классификацию для статистических наблюдений, мониторинга и анализа производства, экспорта-импорта товаров, развития отдельных отраслей и целых стран. При этом изменения и дополнения, вносимые в перечень высокотехнологичных товаров, не настолько значительны, чтобы возникала необходимость существенной трансформации методологии [12]. Вместе с тем отдельные предложения научной общественности на данном этапе технологического развития весьма проблематичны для практического применения [8].

Во исполнение требований законодательного акта Главы государства [13] утверждено постановление Государственного комитета по

науке и технологиям Республики Беларусь от 18.12.2008 г. №12 «О порядке выдачи заключений об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным и организации работы научно-технических экспертных советов». Его нормами установлена процедура и критерии отнесения продукции к высокотехнологичной, соответствующие критериям (в первую очередь, такому как «наукоемкость»), использованным при подготовке перечня ОЭСР, приведен рекомендуемый перечень высокотехнологичных товаров (работ, услуг). Вместе с тем в Пошаговой стратегии до 2015 г. увеличения не менее чем на 200% доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, утвержденной 27.12.2009 г., приведен также рекомендованный перечень ВТТ.

Необходимо сказать, что в 2006 г. в Республике Беларусь впервые был подготовлен каталог наукоемких высокотехнологичных товаров, произведенных в нашей стране [14]. В нем была сделана попытка систематизации товаров по степени их высокотехно-логичности в соответствии с методологией ОЭСР. В 2011 г. каталог выйдет уже в 4-й раз.

В нашей стране может быть создан «оригинальный» либо соответствующий «международному» перечень. В табл. 2 приведены отдельные механизмы и требования к подготовке перечня высокотехнологичных товаров, реализация которых потребуется при его создании. При этом при подготовке

Также неоднозначна и нуждается в постоянном пересчете, так как предполагается, что доля затрат на исследования и разработки в высокотехнологичных отраслях в 1,5-2 раза больше, чем в среднем по промышленности, а среднее значение значительно варьируется по странам и в течение времени

Таблица 1. Классификация подходов к определению высокотехнологичного товара (цитируется по [8])

Подход Критерий Достоинства Недостатки

Этимологический («высокотехнологичный» как синоним «новейший») Временной период создания технологии Простота определения: высокой считается технология, пока ее не заменит новая, более совершенная, которая сделает ее устаревшей 1. Далеко не все вновь созданные технологии становятся «high-tech» 2. Высокие технологии сейчас поддерживают отрасли с традиционным технологическим укладом

На базе отраслевых классификаций (например, классификация \lAlCs*) Мнение экспертов Список высокотехнологичных направлений деятельности позволяет однозначно определить, является ли компания высокотехнологичной 1. Отрасли не являются гомогенными: степень «технологичности» в пределах отрасли может существенно меняться 2. Отраслевая классификация нуждается в постоянном изменении, так как постоянно развиваются новые сферы и направления

На базе продуктовых классификаций (например, SITC**) Лучшие мировые образцы в своем классе Позволяет получить список конкретных высокотехнологичных товаров, а не список отраслей Нуждается в еще более частом изменении и дополнении, чем отраслевая классификация

На основе расчета показате- Доля ресурсов (общих за- Основан на одной из ключевых особенно-ля наукоемкости продукции трат, доходов компании, стей высоких технологий: опережающем

человеческих ресурсов, росте затрат на исследования и разра-

добавленной стоимости), ботки в общей структуре затрат выделяемых на исследования и разработки

*NAICS - North American Industry Classification System (Североамериканская отраслевая классификация). **SITC - Standard International Trade Classification (Стандартная международная торговая классификация, ООН)

38 НАУКА И ИННОВАЦИИ №11(105) Ноябрь 2011

АНАЛИЗ

Таблица 2. Механизмы и требования к подготовке перечня высокотехнологичных товаров

Характеризующие показатели Перечень высокотехнологичных товаров

оригинальный международный

необходимость разработки критериев высокотехнологичности това- да нет

ров, в дальнейшем - механизмов их применения

разработка перечня да нет (актуализация действующих реко-

мендованных перечней)

необходимость опытной отработки перечня с учетом критериев да нет

отнесения товаров к высокотехнологичным

необходимость проведения экспертиз, экспертных оценок да нет

необходимость привлечения высококвалифицированных специали- да нет

стов для проведения экспертиз, экспертных оценок; необходимость повышения квалификации экспертов (теоретические основы, стажировки и т.п.)

необходимость применения административных процедур при под- возможно нет

готовке изменений и дополнений в перечень

применение перечня субъектами хозяйствования возможны сложности, в первую очередь для малых организаций негосударственной формы собственности без ограничений (в том числе связанных с размером субъекта, его формой собственности)

финансовые затраты : бюджетные (годовые) ориентировочно не более 200 млн руб. (научно-методическое сопровождение)

организаций и (или) бюджетные (непериодические) да (оплата проведения экспертиз, повышение квалификации экспертов и т.п.) нет

исключение коррупционных проявлений; дебюрократизация, оптимизация нормативной правовой базы нет да (полное; в том числе исключение административных процедур)

возможность международных сопоставлений, гармонизация статистики и т.п. неопределенность да

«оригинального» перечня предполагается использование схемы признания товаров высокотехнологичными в соответствии с постановлением ГКНТ от 18.12.2008 г. №12 (использование основных критериев при проведении оценок товара на предмет его высокотехнологичности, проведение экспертиз и т.д.). Однако применение ранее утвержденных критериев и процедуры отнесения продукции к высокотехнологичной для целей развития промышленности, увеличения высокотехнологичного экспорта, контроля и статистических наблюдений, как показывает практика, потребует значительных финансо-

Литература

вых, временных и организационных затрат при большой трудоемкости и неопределенности конечных результатов. Примером невозможности проведения международных сопоставлений является перечень организаций, производящих продукцию, не признаваемую в мире высокотехнологичной [8].

Таким образом, даже краткий анализ текущей ситуации (к сожалению, объем журнальной статьи не позволяет привести более полное обоснование) позволяет сделать вывод о необходимости применения в системе государственного управления и в деятельности субъектов хозяйствования

перечня высокотехнологичных товаров, разработанного и применяемого в мире. Что в первую очередь позволит:

• четко определить сектор высокотехнологичных товаров в экономике Беларуси и проводить его статистические наблюдения;

• оптимизировать систему государственной поддержки товаропроизводителей, а также малого и среднего предпринимательства;

• осуществлять международные сопоставления;

• избежать бюрократизма и других негативных последствий при отсутствии проведения административных процедур.

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №669 от 26.05.2011 г. «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.».

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №656 от 23.05.2011 г. «О Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг.».

3. Указ Президента Республики Беларусь №136 от 11.04.2011 г. «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.».

4. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «Динамичный прорыв в развитии страны - путь к новому качеству жизни» // Советская Белоруссия, №71, 2010 г.

5. Выступление Михаила Мясниковича на сессии общего собрания НАН Беларуси, 2011 г. Электронный ресурс: http://www.interfax.by/news/belarus/88484.

6. High-technology' aggregations based on SITC Rev. 4. Электронный ресурс: http://epp.eurostat.ec.europa. eu/cache/ITY_SDDS/Annexes/htec_esms_an5.pdf.

7. Handbook on Economic Globalisation Indicators, OECD, 2005.

8. Семьянова О.Ю. Маркетинговые стратегии продвижения высокотехнологичных товаров //Автореферат. - СПб., 2007.

9. Салiхова О., Крехiвський О. Украинским високотехнолопним виробництвам - «Табель про ранги». Электронный ресурс: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Ekonomist/2010_6/24_27.pdf

10. Наказ Мастерства промисловоТ полiтики УкраТни «Про затвердження Методики щенпфкацП украТнських високотехнолопчних промислових пщ» приемств» вщ 08.02.2008 №80.

11. Салiхова О.Б. Адресна державна пщтримка як чинник стимулювання розвитку високотехнолопчних ви-робництв в Укра'и. Электронный ресурс: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ep/2011_2/1_Salihova.pdf.

12. Турко Д.О., Дронова-Вартанян 1.В., Артьомова А.В. Аналiз змии перелщ високотехнологчних продукта та визначення особливостей високотехнолопчных галузей Укра'и, Электронный ресурс: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Eupmbg/2010_2/Turko.pdf.

13. Указ Президента Республики Беларусь №662 от 4.12.2008 г. «О налогообложении высокотехнологичных организаций».

14. Каталог наукоемких, высокотехнологичных товаров Республики Беларусь. - Мн., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.