Научная статья на тему 'ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В СТРАНАХ ВОСТОКА - ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ'

ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В СТРАНАХ ВОСТОКА - ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / НАГРУЗКА НА ОСЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Федулов И. В.

Появление высокоскоростных железных дорог отражает процессы в сфере транспорта, сопровождающие новый этап промышленной революции. В статье автор анализирует особенности строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог в странах Востока, особое внимание обращая на использование иностранных технологий и инвестиций. В условиях санкций, наложенных на Россию, этот опыт может быть полезен для развития российских высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH-SPEED RAILWAYS IN THE EAST - CONSTRUCTION AND OPERATION EXPERIENCE

The advent of high-speed rail reflects the developments in transportation that accompanies the new phase of the industrial revolution. In the article, the author analyzes the features of the construction and operation of high-speed railways in the countries of the East. Special attention is paid to the use of foreign technologies and investments. Under the sanctions imposed on Russia, this experience can be useful for the development of Russian high-speed rail passenger transportation.

Текст научной работы на тему «ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В СТРАНАХ ВОСТОКА - ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ»

Научная статья. Экономические науки

УДК 629.4+625.1+656.025 (5)

https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-03-083-111

ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В СТРАНАХ ВОСТОКА -ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

Илья Викторович Федулов

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, ifedulov@ivran.ru, https://orcid.org/0000-0002-3621-8234

Аннотация. Появление высокоскоростных железных дорог отражает процессы в сфере транспорта, сопровождающие новый этап промышленной революции. В статье автор анализирует особенности строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог в странах Востока, особое внимание обращая на использование иностранных технологий и инвестиций. В условиях санкций, наложенных на Россию, этот опыт может быть полезен для развития российских высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок. Ключевые слова: Высокоскоростной наземный транспорт, инвестиции, подвижной состав, нагрузка на ось

Для цитирования: Федулов И. В. Высокоскоростные железные дороги в странах Востока - опыт строительства и эксплуатации. Восточная аналитика. 2022;13(3):83-111. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-03-083-111.

Original article. Economics studies

HIGH-SPEED RAILWAYS IN THE EAST -CONSTRUCTION AND OPERATION EXPERIENCE

Ilia Fedulov

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, ifedulov@ivran.ru, https://orcid.org/0000-0002-3621-8234

Abstract. The advent of high-speed rail reflects the developments in transportation that accompanies the new phase of the industrial revolution. In the article, the author analyzes the features of the construction and operation of high-speed railways in the countries of the East.

Special attention is paid to the use of foreign technologies and investments. Under the sanctions imposed on Russia, this experience can be useful for the development of Russian highspeed rail passenger transportation.

Keywords: High-speed rail, Investment, Rolling Stock, Axle Load

For citation: Fedulov I.V. High-speed railways in the East - construction and operation experience. Vostocnaa analitika = Eastern Analytics. 2022;13(3):83-111. (In Russ.) https://doi. org/10.31696/2227-5568-2022-03-083-111.

В условиях наложенных на РФ санкций, затрагивающих в том числе и сектор железнодорожных пассажирских перевозок (в частности, прекращена эксплуатация скоростных поездов «Стриж» - Talgo-9 испанской

Ifcc) CD © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-|^^ИЗ^Еш5ИагеАПке» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

©Федулов И. В.,2022 © Восточная аналитика, 2022

вагоностроительной компании «Patentes Talgo»1, приостановлен контракт на поставку новых скоростных поездов «Сапсан» в Россию2), планирование развития высокоскоростных железнодорожных перевозок в России, включающее в себя такие аспекты, как покупка нового подвижного состава и строительство самих высокоскоростных линий, необходимо строить с учетом опыта строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог в странах Востока, не имеющих достаточно производственных и научно-проектных мощностей для самостоятельного производства высокоскоростного подвижного состава и строительства высокоскоростных дорог. Поэтому из анализа исключены такие страны, как КНР, Япония и РК, которые в настоящее время используют высокоскоростные поезда собственного производства и конструкции, эксплуатируемые на построенных собственными силами высокоскоростных линиях. Представляется, что краткий анализ опыта строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог, а так же условия, на которых были осуществлены это строительство и дальнейшая эксплуатация, может быть полезен для выработки направлений сотрудничества министерств и ведомств РФ со странами Востока в направлении строительства высокоскоростных железнодорожных линий или покупки высокоскоростного подвижного состава.

Общая информация

Высокоскоростная железнодорожная магистраль - это принципиально новый высокотехнологичный транспортный объект. Она состоит из таких основных элементов, как железнодорожный путь, электроснабжение, автоматика и телемеханика, связь, сигнализация, искусственные сооружения (мосты и тоннели). Помимо железнодорожной инфраструктуры как таковой, неотъемлемой частью высокоскоростной магистрали (ВСМ) является современный подвижной состав. Технико-экономическое обоснование проекта ВСМ представляет собой сложный процесс, учитывающий множество взаимовлияемых факторов, начиная от планируемого пассажиропотока и количества мест в поезде до выбора подвиж-

1 Поезда «Стриж» перестанут ходить по маршруту Москва - Нижний Новгород. Их заменят «Ласточками» / Новости Нижнего Новгорода. 09.03.2022. URL: https://www.nn.ru/text/ transport/2022/03/09/70495829/,■ Вслед за Нижним Новгородом РЖД отменяет скоростные поезда «Стрижи» из Самары / «ОБОЗРЕНИЕ» - новости, истории, расследования и рейтинги. 19.03.2022. URL: https://oboz.info/vsled-za-nizhnim-novgorodom-rzhd-otiTienyaet-skorostnye-poezda-strizhi-iz-samary/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

2 Siemens приостановил контракт на поставку новых «Сапсанов» в Россию / РИА Новости. 22.03.2022. URL: https://ria.ru/20220322/sapsan-1779493370.html.

|(сс) CD © I wor'<'s licensed under a Creative Commons МшНД Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).

©Fedulov I.V., 2022 © Eastern Analytics, 2022

ного состава и скорости движения. Выбор маршрута трассы ВСМ с учетом геологических условий определяет максимальную возможную скорость движения, тип подвижного состава, количество мостов и тоннелей.

Один из вариантов взаимного влияния факторов при проектировании железнодорожной инфраструктуры приведен на рис. 1.

Рис. 1. Взаимозависимость факторов при проектировании инфраструктуры ВСМ

Источник: Высокоскоростное железнодорожное движение. Цикл лекций президента «Сименс» в России Дитриха Мёллера. Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ). 14.03.2013. Слайд 27. URL: https://www.miit.ru/content/Dr_Moeller_MIIT_Lecture_6. pdf?id_wm=722596.

Следует заметить, что принцип устройства новых ВСМ можно разделить на две большие группы: устройство новых железнодорожных путей (и, соответственно, строительство новых мостов, тоннелей, водопропускных труб, новых вокзалов, технических зданий и проч.) и организация высокоскоростных пассажирских перевозок по уже существующим железнодорожным путям, включая построенные мосты и тоннели3. Допускается смешанное использование, когда часть «старого» железнодорожного пути используется при организации высокоскоростных перевозок.

3 Автор акцентирует внимание на существующие мосты (путепроводы), т. к. даже действующий в РФ нормативный документ СП 35.13330.2011 (Свод Правил «МОСТЫ И ТРУБЫ. Bridges and culverts. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*») «...распространяется на проектирование новых, реконструируемых и подвергаемых капитальному ремонту постоянных мостовых сооружений (далее - мостов) и труб. на железных дорогах колеи 1520 мм при движении пассажирских поездов со скоростями до 200 км/ч.». Таким образом, при организации высокоскоростного движения по уже построенным в предыдущие годы мостам необходимо проводить дополнительные мероприятия (научное обоснование, расчеты, усиление и др.). См.: СП 35.13330.2011. «МОСТЫ И ТРУБЫ. Bridges and culverts. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*». 1. Область применения. С. 1.

Помимо выбора организации маршрута ВСМ существует множество технических факторов, влияющих, в конечном итоге, на стоимость строительства и эксплуатации ВСМ. Например, при выборе подвижного состава некоторые технические характеристики, как например, род тока и напряжение в контактной сети, не являются определяющими. Уровень технологического развития позволяет строить скоростные поезда как для различных систем тока (постоянный или переменный), напряжения (обычно 3кВ для постоянного тока и 25кВ для переменного тока), частоты тока (например, 60 Гц для Саудовской Аравии и 50 Гц для других стран) так и даже двухсистемных дорог, как в РФ (поезд «Сапсан» - семейство «Velaro» концерна «Siemens Mobility»). В то же время такой показатель подвижного состава, как нагрузка на ось, - является важным, т. к. используется в расчетах железнодорожного полотна, мостов и тоннелей. Скорость движения также является одним из факторов, определяющих план (трассу), конструкцию (а следовательно и стоимость) как железнодорожного полотна так мостов и тоннелей. Система тяги подвижного состава4 - также один из факторов, влияющий на конечную стоимость. Она бывает сосредоточенная (скоростной локомотив и прицепные вагоны) и распределенная - поезд имеет в составе несколько моторных вагонов, распределенных по длине, и безмоторные вагоны. Аналог распределенной тяги - пригородные поезда в РФ. Аналог сосредоточенной тяги - существующие невысокоскоростные поезда.

Отдельно стоить отметить организацию междугородних железнодорожных перевозок со скоростью менее 200 км/ч и со специализированным подвижным составом (аналог в РФ - поезда «Ласточка» и «Стриж» -так называемые «полускоростные поезда»). Она обычно не требует значительного переустройства железнодорожного пути и может быть организована на существующих линиях.

Высокоскоростные дороги в Турции:

«реализация проектов, за которыми мир следит с завистью»5

В настоящее время высокоскоростной железнодорожный транспорт в Турции (YHT - Yüksek Hizli Tren) - активно развивающаяся отрасль пассажирских перевозок внутри страны.

Строительство первой высокоскоростной линии Анкара-Стамбул началось в 2003 г., а в 2009 г. открылось движение на участке Анкара-

4 Подробнее о видах тяги см.: Калидова А. Д. Анализ вариантов тяги, используемой в высокоскоростном движении // Техника. Технологии. Инженерия. 2016. № 2(02). С. 16-20.

5 Osmaniye, 2025'te Hizli Trene Kavu§acak / Railway Turkey Suppliers Magazine. URL: https://www. railwayturkey.com/osmaniye-2025te-hizli-trene-kavusacak.

Эскишехир6. В 2014 г. линия была продолжена до ст. Пендик (район Стамбула на азиатской стороне), а после постройки железнодорожного тоннеля под Босфором, в 2019 г. поезда стали доезжать до вокзала Халкалы (европейская часть Стамбула).

Рис. 2. Скоростной поезд YHT по ст. Ускюдар (тоннель под Босфором) в июле 2022 г.

Источник: фото автора

Уникальной особенностью YHT как системы высокоскоростных дорог Турции является то, что используются одновременно 2 типа поездов: TCDD HT65000 на базе испанского семейства скоростных поездов «Cepia», изготовленных компанией CAF - «Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles» и TCDD HT80000 на базе серии «Veraro D/TR» немецкой компании «Siemens Mobility» (из серии «Velaro», в которую, как было сказано ранее, входят и поезда «Сапсан», работающие на маршруте Москва-Санкт-Петербург). Следует отметить, что оба варианта поезда имеют распределенную систему тяги.

Общая длина высокоскоростных линий составляла на конец 2021 г. 1388 км (без учета станционных путей)7. По состоянию на сентябрь 2022 г. поезда следуют по следующим маршрутам:

• Стамбул-Эскишехир-Анкара

• Анкара-Конья-Караман (через Полатлы, не проходит через Эскишехир)

• Стамбул-Эскишехир-Конья-Караман.

6 Ankara-Istanbul High-Speed Train Project / Railway Technology | Rail & Train News & Views Updated Daily. 24.02.2014. URL: https://www.railway-technology.com/projects/ankara-istanbul/

7 T. C. Devlet Demiryollari I§letmesi Genel Mudurlugu. 2021 Faaliyet Raporu / General Directorate of Turkish State Railways. P. 56.

Кроме этих дорог, в настоящее время на стадии строительства различной степени готовности находятся следующие высокоскоростные дороги:

• Анкара-Измир (двухпутная, 508 км, расчетная скорость до 200 км/ч). Проектом предусмотрено 49 тоннелей, 56 виадуков, 779 мостов и водопропускных труб. Готовность инфраструктуры на лето 2022 г. - 52%8.

• Анкара-Сивас (двухпутная, 393 км, расчетная скорость до 250 км/ч). На участке Балышейх-Йеркёй-Акдагмадени-Сивас (315 км) закончены испытания и сертификация, продолжаются работы по сооружению тоннеля Т15 длиной 4595 м. На остальных участках ведутся различные работы от электрификации, устройства сигнализации до настройки программного обеспечения и сертификации.

• Мерсин-Адана-Газиантеп (двухпутная, 312 км, расчетная скорость 160-200 км/ч). На дороге 42 тоннеля, 71 мост/виадук. Планируется ввод в строй в 2025 г.

• Анкара-Йеркёй-Кайсери (двухпутная, расчетная скорость 250 км/ч, ответвление по ст. Йеркёй от линии Анкара-Сивас). 23.07.2022 г. состоялась закладка фундамента будущей линии в присутствии президента Р. Т. Эрдогана и министра транспорта и инфраструктуры Адиля Караисмаилоглу9. Будет построено 15 тоннелей общей длиной 16 км, 18 мостовых сооружений и 184 водопропускных трубы. Ориентировочное время начала эксплуатации -2025 г.

• Османели-Бурса-Бандырма (двухпутная, расчетная скорость до 200 км/ч, проектом допускается совместное использование пути для грузовых и высокоскоростных пассажирских перевозок). В текущем году достигнуто 78% в инфраструктурных работах10 (в 2018 г. в своем предвыборном манифесте Р.Т. Эрдоган пообещал ввести эту линию в эксплуатацию в 2020 г.11). Будет подключена к высокоскоростной линии Стамбул-Анкара по ст. Османели.

8 Ankara-izmir HizliTren Projesi / TCDD. URL: https://www.tcdd.gov.tr/projeler/ankara-izmir-hizli-tren-projesi.

9 Ankara-Yerköy-Kayseri Hizli Tren Haffi'nin Temel Atma Töreni Cumhurba§kani Erdogan'in Te§rifleriyle Ger?ekle§tirildi / TCDD Ta§imacilik A? Genel Müdürlügü. 24.07.2022. URL: https://www. tcddtasimacilik.gov.tr/haber/783.

10 Bakan Karaismailoglu: Ankara-izmir arasindaki seyahat süresini 3,5 saate dü§ürecegiz / TRT Haber: Son Dakika Haberler ile Türkiye'nin Haber Kaynagi. 22.03.2022. URL: https://www.trthaber. com/haber/gundem/bakan-karaismailoglu-ankara-izmir-arasindaki-seyahat-suresini-35-saate-du-surecegiz-666054.html.

11 Esra Özarfat. Bursa'nin hizli treni 2023'te raylarda / DÜNYA: Haberler, Gündem, Ekonomi ve Son Dakika Haberleri. 01.04.2021. URL: https://www.dunya.com/sehirler/bursanin-hizli-treni-2023te-raylarda-haberi-616468.

• Стамбул (Халкалы)-Эдирне (229 км, двухпутная, расчетная скорость до 215 км/ч, до 100 км/ч в городах). Также запланировано совместное использование инфраструктуры для грузовых и высокоскоростных пассажирских перевозок. Строится с частичным финансированием ЕС. Расчетное время завершения проекта - 2023 г. «Проводятся работы, чтобы свести к минимуму сбои, которые могут возникнуть в работе высокоскоростного поезда»12 - заявил в апреле 2022 г. на Координационном Совете провинции губернатор Экрем Джаналп.

Закончено детальное проектирование двухпутной дороги Сивас-Эрзинджан длиной 247 км. Проект, выполненный итальянской фирмой «SWS Engineering SpA»13, допускает смешанный трафик (высокоскоростной и обычный), рассчитан на скорость до 250 км/ч, содержит 59 виадуков общей длиной 17 км, 35 тоннелей общей длиной 170 км, 18 путепроводов и 226 водопропускных труб14.

Во время ограничительных мер, связанных с противодействием эпидемии COVID-19, региональные железнодорожные пассажирские перевозки (стандартные скорости и стандартный подвижной состав) были остановлены, а количество рейсов высокоскоростных поездов было значительно уменьшено с одновременным уменьшением пассажиров (раздельная посадка). После снятия ограничительных мер было восстановлено движение региональных поездов, а количество рейсов высокоскоростных постепенно увеличивается, вводятся новые маршруты по существующим путям, например Анкара-Эскешехир. «С 10 сентября мы увеличиваем количество рейсов высокоскоростных поездов с 44 до 56. Кроме того, между Эскишехиром и Стамбулом будет первый рейс» - заявил министр транспорта и инфраструктуры Адиль Караисмаилоглу15.

В 2021 г. расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание высокоскоростного транспорта по сравнению с 2020 г. выросли как в количественном исчислении, так и в процентном в общих расходах железных дорог Турции. С 347,5 млн TL и 6,0% от общей величины расходов в 2020 г. до 456,5 млн TL и 6,9% в 2021 г.16

12 Gokhan Zobar. Edirne-istanbul arasi yolculuk sùresi hizli trenle kisalacak / Anadolu Ajansi. 15.04.2022. URL: https://www.aa.com.tr/tr/gundem/edirne-istanbul-arasi-yolculuk-suresi-hizli-trenle-kisalacak/2564675.

13 SIVAS - ERZINCAN HSR / SYSTRA SWS - Innovation in underground solutions. URL: https://www. swsglobal.com/projects/sivas-erzincan-high-speed-line.

14 247 km of high speed rail successfully finalized! / SYSTRA SWS - Innovation in underground solutions. URL: https://www.swsglobal.com/2021/07/06/247-km-of-high-speed-rail-successfully-finalized.

15 Erhan Cihan Unal. Hizli tren sefer sayilari artiriliyor / Anadolu Ajansi. 05.09.2022. URL: https://www.aa.com.tr/tr/gundem/hizli-tren-sefer-sayilari-artiriliyor/2677096.

16 T. C. Devlet Demiryollari Içletmesi Genel Mùdùrlùgù... IX.3. GELiR-GiDER DURUMU/INCOME-EXPENSE STATUS. P. 186.

Сооружение первой высокоскоростной дороги Стамбул-Анкара стоимостью 4,1 млрд долл. было осуществлено китайско-турецким консорциумом, выигравшим тендер в 2005 году, который состоял из Китайской железнодорожной строительной корпорации «China Railway Construction Corporation Limited», Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту машинного оборудования «China National Machinery Import and Export Corporation» (CMC) и турецких фирм «Cengiz Construction» и «Ibrahim Cecen Ictas Construction»17.

В дальнейшем строительство осуществляется в основном турецкими строительными компаниями. Например, с 2012 г. по 2021 г. на участке протяженностью 167 км высокоскоростной магистрали Полатлы-Афьонкарахисар (дорога в г. Измир) фирмой «YDA Group» были выполнены: земляные работы - выемка грунта (49 000 000 м3) и обратная засыпка (16 500 000 мз), сооружены тоннели с проходкой открытым способом (2 шт общей длиной 460 м), тоннели с щитовой проходкой (8 шт. общей длиной 7505 м, в том числе тоннель Кёроглу протяженностью 5205 м, который стал 2-м по протяженности тоннелем в Турции), сооружены 16 виадуков общей длиной 6236 м, 29 путепроводов общей длиной 1140 м, 88 подземных переходов и 185 водопропускных труб/сооружений18.

Узбекистан

В ноябре 2009 г. испанская «Patentes Talgo S.A.» и АО «Узбекистон темир йуллари» подписали контракт на приобретение двух высокоскоростных поездов AVE250 стоимостью 38 млн евро. Финансирование контракта осуществлялось за счет кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана в объеме 19 млн евро и собственных средств АО «Узбекистон темир йуллари».

Помимо покупки подвижного состава были построены две новые электрифицированные линии - двухпутная Янгиер-Даштабад и однопутная Даштабад-Джизак общей стоимостью 95 млн долл. Новые участки железной дороги общей протяженностью 127,3 км были построены в обход транспортного узла «Хаваст» параллельно уже действующей линии Джизак-Янгиер19. Также была проведена модернизация инфраструктуры - были проведены работы по улучшению технического состояния путей и контактной подвески общей протяженностью

17 Rod Sweet. Turkey's new high-speed rail: victory for Erdogan - and China / Global Construction Review. 29.07.2014. URL: https://www.globalconstructionreview.com/turkeys-new-high-speed-rail-victory-erdogan0938346.

18 YDA. «Мы строим ваши сны». URL: https://www.yda.com.tr/Katalog/ING_RU_26Ocak.pdf. Р. 42.

19 Высокоскоростная железная дорога "Ташкент-Самарканд" запущена в Узбекистане / Интернет-газета ЗОНАКЗ. Казахстан. 31.08.2011. URL: https://zonakz.net/2011/08/31/vysoko-skorostnaya-zheleznaya-doroga-t.

600 км, а также систем связи и сигнализации. По данным «Узбекистан темир йуллари»20, общие инвестиции в реализацию проекта составили 170 млн долл. Следует отметить, что Генподрядчиками работ по модернизации инфраструктуры выступили узбекские компании.

26 августа 2011 г. с Северного железнодорожного вокзала г. Ташкента отправился в первый рейс скоростной поезд «Afrosiyob» (Talgo AVE250) по маршруту Ташкент-Самарканд. В презентационной поездке высокоскоростного поезда 30 августа 2011 г. приняла участие делегация ОАО «РЖД», возглавляемая старшим вице-президентом В.А. Гапановичем21.

Поезд «Talgo AVE250» на сайте производителя рекламируется как «идеальное решение для операторов, использующих разнородные железнодорожные сети, и для тех, кому требуется высокоскоростной поезд, способный двигаться со скоростью до 250 км/ч, но при этом способный адаптироваться к любому повороту. Для этого в поездах есть технология наклона кузова («tilting technology»), которая позволяет поезду быстрее проходить повороты без необходимости проведения дорогостоящих инфраструктурных работ»22.

Рис. 3. Информационное табло внутри поезда на участке Ташкент-Самарканд

Источник: фото автора

Подвижной состав для Узбекистана был изготовлен с учетом эксплуатации при температурах воздуха от -25оС до +40оС.

В настоящее время скоростные поезда курсируют по маршрутам Ташкент-Самарканд-Бухара и Ташкент-Самарканд-Карши. По наблю-

20 "O'zbekiston temir yo'llari" AJning investitsion siyosati/ АО «Узбекистан темир йуллари. URL: https://railway.uz/uz/proekty/186.

21 Узбекистан запустил скоростную железную дорогу Ташкент-Самарканд / Инновационный дайджест, инновационное развитие ОАО «РЖД». URL: http://rzd-expo.ru/developments/detail. php?ID=5937.

22 Talgo 250, máxima versatilidad a alta velocidad / Home - corporate - talgo.com. URL: https://www.talgo.com/es/talgo-250.

дениям автора, на участке Ташкент-Самарканд скорость поезда не превышает 160 км/ч на большей части маршрута, разгоняясь до 230 км/ч на специальных однопутных участках.

Согласно Проекту стратегии развития транспортной системы Узбекистана до 2035 года, ввод в эксплуатацию высокоскоростные железнодорожных линий в 2025 г. должен составить 300 км, а в 2035 г. - 96 км.23

К экономическим минусам существующих линий высокоскоростных поездов можно отнести то, что они замедляют движение грузовых поездов. Высокоскоростные пассажирские поезда следуют по имеющему высокий потенциал северо-западному коридору из Ташкента через Самарканд, Бухару до границы с Казахстаном. Однако грузоотправители и экспедиторы отметили, что из-за узких мест в пропускной способности и приоритета высокоскоростных пассажирских поездов на этом коридоре среднее время в пути между Ташкентом и Бейнеу (Казахстан) составляет 10-12 дней по сравнению с 2-3 днями в случае использования установленного железнодорожного коридора, пролегающего через Арысь, Шалкар и Бейнеу (все - в Казахстане) или в случае автомобильных перевозок через Транскаспийский международный транспортный маршрут (TITR)24.

Индонезия

Еще в 2009 году при поддержке правительства Японии было сделано технико-экономическое обоснование проекта высокоскоростной (расчетная скорость до 300 км/ч) железнодорожной линии протяженностью 730 км через остров Ява - от Джакарты до Сурабаи. Однако через несколько лет было предложено разделить проект на несколько этапов, первый из них - от Джакарты до Бандунга (около 150 км). Японским агентством международного сотрудничества (JICA) в 2014 г. было сделано детальное технико-экономическое обоснование проекта Джакарта-Бандунг, и агентство было готово профинансировать 75% от общей стоимости проекта по процентной ставке всего 0,1% при условии, что правительство принимающей страны предоставит гарантию погашения кредита25. Остальные средства должны были быть собраны правительством Индонезии и частными компаниями. Однако после победы на выборах нового президента Джоко Видодо в октябре 2014 г. админи-

23 Оценка железнодорожного сектора для Узбекистана. Март 2021. Таблица 2.5: Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года. URL: https://www. carecprogram.org/uploads/2020-CAREC-RSA_UZB_RUS_2nd_2021-7-28.pdf. С. 17.

24 Там же. П. 42. С. 20.

25 CDB provides $2.3805 billion loan tranche for the Jakarta-Bandung High Speed Rail Project / AIDDATA. URL: https://china.aiddata.org/projects/61320.

страция президента в январе 2015 г. фактически остановила реализацию проекта строительства высокоскоростной магистрали, сославшись на то, что более важным является реализация инфраструктурных проектов на отдаленных от Явы островах. 26 марта 2015 г. Джоко Видодо посетил Пекин, и уже в апреле 2015 г. Китай заявил о желании участвовать в строительстве высокоскоростной магистрали Джакарта-Бандунг, что вызвало недовольство Японии. В июле 2015 г. правительство Индонезии обнародовало свой план строительства высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг (о строительстве дороги до Сурабаи речь не шла) и организовало конкурс между японскими и китайскими производителями высокоскоростных поездов. Немаловажным являлся тот факт, что японская фирма «Синкансен» («Japanese Shinkansen System») имела уникальную рабочую технологию обнаружения землетрясений для высокоскоростных дорог, что в условиях высокой сейсмической активности в Индонезии имеет большое значение.

Для усиления переговорных позиций Китай открыл в августе 2015 г. выставку своих высокоскоростных железнодорожных технологий в торговом центре «Senayan City» в Джакарте.

В середине сентября 2015 г. Китай заявил, что полностью удовлетворит требования правительства Индонезии и внесет новое предложение, которое не требует от Индонезии принятия на себя какого-либо финансового бремени или долговых гарантий при реализации проекта.

Предложение Китая заключалось в том, чтобы общая стоимость проекта составила 74 трлн рупий (618,2 млрд иен, 5,2 млрд долл.). Стоимость была выше, чем в Японии, но Китай обязался профинансировать всю сумму по процентной ставке 2%.

Предпочтение было отдано китайскому проекту.

По мнению некоторых аналитиков, решающим фактором победы китайского предложения стало то, что проект даже не был включен в государственный бюджет Индонезии, и то, что правительство не давало никаких финансовых гарантий26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе 2016 г. президент Индонезии объявил о начале строительства. Но практически сразу начали возникать организационные и финансовые проблемы, например задержка в освобождении ВВС Индонезии 49 га земли авиабазы Халим Перданакусума на южной окраине Джакарты27,

26 Stephen Harner. Japan's Rail Project Loss To China: Why It Matters For Abe's Economic Diplomacy And For China's / Forbes Asia. 01.10.2015. URL: https://www.forbes.com/sites/stephenharner/2015/10/01/ japans-rail-project-loss-to-china-why-it-matters-for-abes-economic-diplomacy-and-for-chinas.

27 John McBeth. Indonesia high-speed train, backed by China, comes untracked / Asia Times. 28.03.2017. URL: https://asiatimes.com/2017/03/indonesia-high-speed-train-backed-china-comes-untracked.

задержка в приобретении земли «...компания Kereta Cepat Indonesia China (KCIC) сообщила, что она все еще ведет переговоры о приобретении земель с Китайским банком развития (CDB), чтобы получить кредит для первого в стране высокоскоростного поезда. Президент-директор KCIC Хангоро Буди Вирьяван в том же году говорил о том, что "банк ожидает 100-процентного приобретения земли для начала финансиро-вания"»28. Также проект подвергался критике по поводу его экологического воздействия на прилегающие районы, а также высказывались опасения по поводу роста затрат.

Дело в том, что закон Индонезии № 32/2009 об управлении окружающей средой и контроле29 требует, чтобы оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводилась в течение как минимум одного года (и включала анализ как засушливого, так и дождливого сезонов) для проекта уровня Джакарта-Бандунг HSR. Однако оценка проекта была завершена менее чем за 6 месяцев, а экологические НПО утверждали, что ОВОС содержит неточные и ошибочные данные анализа фактического воздействия проекта на окружающую среду. Также экологические НПО Индонезии утверждали, что проект нарушил Постановление Правительства № 27/2012 о природоохранных разрешениях, которое требует участия общественности в подготовке документа ОВОС, а из-за недостаточного участия общественности в процессе ОВОС проект имеет серьезные конструктивные недостатки, в том числе запланированный маршрут через многочисленные геологические разломы30.

При реализации проекта происходили и странные происшествия, например, обсуждавшее в местной прессе задержание полицией китайских рабочих в военной форме КНР при бурении скважин для строительства дороги около военной базы Индонезии31. В середине апреля 2020 г. работы были приостановлены из-за COVID-1932. Но уже 14 мая 2020 г. было заявлено о продолжении строительства: «.бесспорно, распространение Covid-19 действительно повлияло на процесс строитель-

28 Economy in brief: KCIC negotiates land clearance with CDB / The Jakarta Post. 11.11.2016. URL: https://www.thejakartapost.com/amp/news/2016/11/11/economy-brief-kcic-negotiates-land-clearance-with-cdb.html.

29 Enviromental Protection And Management (Law No. 32/ 2009, dated October 3, 2009). URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/ins97643.pdf.

30 CDB provides $2.3805 billion...

31 Abi Sarwanto. Lima WN China yang Ditangkap di Halim Punya Dokumen Lengkap / CNN Indonesia. 28.04.2016. URL: https://www.cnnindonesia.com/nasional/20160428195343-12-127392/lima-wn-china-yang-ditangkap-di-halim-punya-dokumen-lengkap.

32 Jakarta-Bandung high-speed railway project delayed amid pandemic / The Jakarta Post. 15.05.2021. URL: https://www.thejakartapost.com/news/2020/04/15/jakarta-bandung-high-speed-railway-project-delayed-amid-pandemic.html.

ства, но мы по-прежнему стараемся выполнять работы в максимально возможном объеме»33.

Помимо технических и организационных сложностей, оправдались опасения и по поводу увеличения затрат. В 2021 г. стоимость проекта была скорректирована в сторону увеличения - до 6,07 млрд долл. В сентябре 2021 г. президент Джоко Видодо издал указ, разрешающий правительству выделять государственные средства на проект, что фактически подорвало одно из самых больших преимуществ китайского предложения по сравнению с японской альтернативой34 и противоречило указу от 2015 г., запрещающему использование государственных средств при строительстве высокоскоростной магистрали.

В ноябре 2021 г. министр финансов сообщил парламенту, что правительство решило вложить в проект 4,3 триллиона рупий (299 миллионов долларов). Критики выразили обеспокоенность тем, что этот шаг может опустошить государственную казну и привести Индонезию в долговую ловушку35.

Реакция Китая на критику, связанную с увеличением стоимости, использование бюджетных средств и вызванные этими факторами призывы к правительству пересмотреть проект, была предсказуемой. Например, репортер китайского государственного СМИ «Global Times» Хуэй Цин пишет: «...с первого дня западные СМИ были заняты попытками очернить масштабную инфраструктурную программу, сфабриковав истории о так называемых "долговых ловушках", в их зловещей попытке вбить клин между Китаем и другими странами, присоединившимися к нашей структуре»36.

По словам губернатора Западной Явы М. Ридвана Камила испытания дороги пройдут в ноябре 2022 г., приуроченные к саммиту G20, а эксплуатация начнется в июне 2023 г.37

33 Putri Zakia Salsabila. Kabar Terbaru Proyek Kereta Cepat Jakarta Bandung Sudah 48,3 Persen / Berita Terkini Hari Ini, Kabar Akurat Terpercaya - Kompas.com. 14.05.2020. URL: https://properti. kompas.com/read/2020/05/14/210000021/kabar-terbaru-proyek-kereta-cepat-jakarta-band-ung-sudah-483-persen.

34 India Infrahub. Indonesia High Speed Rail: Decision To Shift Capital To Nusantara Another Setback To Chinese-Backed BRI Project Hit By Cost Overruns, Severe Delays / Swarajya - Read India Right. 21.02.2022. URL: https://swarajyamag.com/analysis/indonesia-high-speed-rail-decision-to-shift-cap-ital-to-nusantara-another-setback-to-chinese-backed-bri-project-hit-by-cost-overruns-severe-delays.

35 Dandy Koswaraputra. Indonesia wants Chinese lender to fund overrun for high-speed rail line / Radio Free Asia-rfa.org. 22.04.2022. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/indonesia-railway-04222022095730.html.

36 Hui Qing. Jakarta-Bandung HSR to benefit Indonesia immensely / Global Times. 09.02.2022. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202202/1251866.shtml.

37 Ajat S, Kenzu T. High-speed railway trial to coincide with G20 Summit / Antara news. 07.04.2022. URL: https://en.antaranews.com/news/223957/high-speed-railway-trial-to-coincide-with-g20-summit.

В настоящее время в рамках проекта построено 11 пассажирских высокоскоростных поездов и один инспекционный поезд. Все поезда перед отправкой прошли статистические и динамические испытания. Отправка из Китая была произведена 05 августа 2022 г. Передача поездов была отмечена специальной церемонией «Завершение производства и доставки первого высокоскоростного поезда электропоезда Джакарта-Бандунг (KCJB)», которая транслировалась в Интернете. «Эта первая поставка электропоездов и CIT станет первой в истории отправкой скоростных поездов электропоездов из Китая за границу», - заявил на мероприятии президент-директор KCIC Двияна Сламет Рияди. Он сказал, что доставка стала важным шагом в завершении проекта38.

Внешнему дизайну поезда было уделено большое значение. В готовом поезде имеются треугольные элементы, похожие на чешую комодо -так называемого Индонезийского дракона - Varanus komodoensis.

Рис. 4. Готовые поезда KCIC400AF в официальной «ливрее»

Источник: фото взяты из официального аккаунта «Kereta Api Cepat Jakarta Bandung» в социальных сетях, 07.08.2022 г.

Если достройка высокоскоростной железной дороги и даже запуск ее эксплуатации для пассажирских перевозок представляется высоковероятной, то дальнейшая ее эксплуатация с учетом экономических показателей вызывает сомнения.

38 Adimas Raditya Fahky P. Rangkaian Kereta Cepat Jakarta-Bandung mulai dikirim dari China / Antara news. 05.08.2022. URL: https://www.antaranews.com/berita/3040245/rangkaian-kereta-cepat-jakarta-bandung-mulai-dikirim-dari-china.

Президент Индонезии заявил в августе 2019 г. о переносе столицы государства на остров Калимантан39. Ожидается, что многие государственные служащие переедут в новую столицу. Прогнозируемый спрос на пассажирские перевозки, основанный на независимом обзоре, упал до 31215 пассажиров в день в отличие от 61157 пассажиров40, учтенных в технико-экономическом обосновании 2017 г. «Глядя на стоимость инвестиций, количество пассажиров и цены на билеты, очень сложно следовать более раннему технико-экономическому обоснованию, в котором предполагается, что возврат инвестиций произойдет в течении 20 лет», заявил Президент-директор KCIC Двияна Сламет Рияди. Таким образом, ожидается, что теперь инвестиции окупятся через 40 лет, что в два раза дольше, чем предполагалось изначально41.

Полускоростные поезда в Индии:

«разработано в Индии, сделано в Индии, сделано для Индии»

1. Первый подвижной состав, построенный в Индии, - Vande Bharat Express (Train-18)

В настоящее время он курсирует по маршрутам Нью Дели-Шри Мата Вайшно Деви Катра (Shri Mata Vaishno Devi Katra) и Нью Дели-Варанаси (Varanasi).

Подвижной состав был разработан и изготовлен индийской «Integral Coach Factory» (ICF) в Перамбуре, Ченнаи в рамках программы «Сделано в Индии». Завод основан в 1952 г., принадлежит и управляется Индийскими железными дорогами.

Стоимость поезда составила Rs 100 crore (100 млрд индийских рупий), что на 40% дешевле аналогичных поездов, изготовленных в Европе42.

Максимальная проектная скорость: 160 км/ч, во время испытаний поезд разогнался до 180 км/ч43. Но в реальных эксплуатационных усло-

39 Президент Индонезии официально предложил перенести столицу на остров Калимантан / Информационное агентство ТАСС. 16.08.2019. URL: https://tass.ru/obschestvo/6768515.

40 Sebastian Strangio. Indonesian Capital Plan Throws China-Backed Rail Link Into Disarray / The Diplomat - The Diplomat is a current-affairs magazine for the Asia-Pacific. 09.02.2022. URL: https://thediplomat.com/2022/02/indonesian-capital-plan-throws-china-backed-rail-link-into-disarray.

41 China-backed Indonesian rail link seen taking 40 years to breakeven / Reuters. 08.02.2022. URL: https://www.reuters.com/markets/rates-bonds/china-backed-indonesian-rail-link-seen-taking-40-years-breakeven-2022-02-08.

42 Rajat Arora. Made-in-India 160 km per hour train to run from June / The Economic Times. 16.03.2018. URL: https://economictimes.indiatimes.com/industry/transportation/railways/made-in-india-160-km-per-hour-train-to-run-from-june/articleshow/63323107.cms.

43 Vande Bharat Express achieves 130 kmph speed during inaugural run / Business Standard: Business News, Finance News, India News... 15.02.2019. URL: https://www.business-standard. com/article/indian-railways/vande-bharat-express-achieves-130-kmph-speed-during-inaugural-run-119021501342_1.html.

виях максимальная скорость была ограничена до 130 км/ч, поскольку только «0,3% железнодорожных путей Индии (из существующих более 60 000 км) пригодны для пропуска поездов, движущихся со скоростью до 160 км/ч»44.

Первая поездка состоялась 15.02.2019 г., а коммерческая эксплуатация единственного состава началась с 17.02.2019 г. по маршруту Нью Дели-Варанаси (к маю 2019 г. этот состав прошел около 100 тыс. км и ни один его рейс не был отменен по техническим причинам), а при получении второго состава, 05.10.2019 г. - по маршруту Нью-Дели-Катра.

Компоновка поезда (чередование моторных и прицепных вагонов, головные вагоны с кабиной машиниста - прицепные) позволила достичь комфортных величин ускорения при разгоне: 0,7-0,8 м/с2 1,0 м/ с2 при торможении. Таким образом, выбор был сделан в пользу системы с распределенной тягой.

Несмотря на лозунг «Сделано в Индии», полностью локализовать производство не удалось, а именно были заключены контракты на оказание консультационных услуг с некоторыми европейскими поставщиками. Безлюлечная тележка, рассчитанная на скорость 200 км/ч, с полностью подрессоренными тяговыми двигателями и пневморессорами была разработана совместно с компанией «EC Engineering» (Польша), поставщиком колес и осей «Bonatrans» и изготовителем тормозных систем «Knorr Bremse». Тяговые двигатели разработало совместное предприятие, учрежденное индийской компанией «Medha Servo Drives» (г. Хайдарабад) и австрийской TSA. Компания GMT поставила резинометалли-ческие изделия и пневморессоры, компании «Koni» и ZF - демпферы45.

Следует отметить и немаловажный факт, что материал корпуса построенных и эксплуатируемых в Индии вагонов - сталь, а не алюминий/алюминиевые сплавы, как в высокоскоростных поездах во всем мире.

В настоящее время Индия собирается произвести 400 новых, более эффективных поездов «Vande Bharat» (Train-18) в дополнение к 102 поездам, эксплуатируемым и находящимся в процессе изготовления в следующие три года, согласно заявлениям министра финансов Нирмалы Ситхараман46. По неподтвержденным данным, большинство из этих

44 Faizan Haidar. Just 0.3% of railway tracks fit for trains running at 160km/hour / Hindutan Times. URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/just-0-3-of-railway-tracks-fit-for-trains-running-at-160km-hour/story-F5BhXi48ik6M5Ul63ZNRiM.html.

45 Train 18 — первый индийский скоростной электропоезд // Железные дороги мира. 2019. № 6. С. 45-50. URL: https://zdmira.com/articles/train-18-pervyj-indijskij-skorostnoj-elektropoezd.

46 Avishek G Dastidar. Budget 2022-Railways: Govt plans to get 400 new, lighter, safer Vande Bharat trains // The Indian Express. 01.02.2022. URL: https://indianexpress.com/article/business/budget/ budget-2022-railways-vande-bharat-farmers-nirmala-sitharaman-7750989.

400 поездов будут изготовлены из алюминия. Изготовление корпусов вагонов поезда алюминия обходится на Rs 25 crore (25 млрд индийских рупий) дороже, чем стальные, которые стоят около Rs 106 crore (106 млрд индийских рупий) за комплект из 16 вагонов (напомню, что первый состав стоил Rs 100 crore), но при этом каждый состав поезда примерно на 50 тонн легче и потребляет гораздо меньше энергии, чем стальной. Экономия средств за счет меньшего потребления энергии оказывается больше, чем увеличение стоимости изготовления поезда из нового материала. По словам чиновников - это потенциальный доход для железных дорог47.

2. Региональная система скоростного транспорта (RRTS) Дели-Мират

В октябре 2022 г. Национальная транспортная корпорация столичного региона (NCRTC) начнет пробный запуск 17-километрового приоритетного коридора региональной системы скоростного транспорта Дели-Мират (RRTS) между Сахибабад и Духаи. После завершения строительства всего коридора поезда смогут преодолеть расстояние между Дели и Миратом за 37 минут.

Этот приоритетный участок будет введен в эксплуатацию к марту 2023 года, а весь коридор длиной 82 км будет готов к июню 2025 года. Инфраструктура этого участка рассчитана на движение поездов со скоростью 180 км/час но пока поезда будут фактически двигаться со скоростью 160 км/час48.

Производство подвижного состава для дороги Дели-Мират началось в июле 2021 г. Эти поезда - разработаны в инженерном центре Alstom в Хайдарабаде и будут производиться в Савли (Гуджарат). Степень локализации - 80%49, т. е. почти полностью будут изготовлены в Индии в соответствии с лозунгом правительства «Сделано в Индии». Силовые установки и электрооборудование начали производить на заводе компании в Манедже (Гуджарат). На заводе в Савли производят тележки, кузова вагонов, а также проводит испытания поездов.

Для изготовления поездов компания «Jindal Stainless» поставит около 2000 т нержавеющей стали марки 301LN. Она будет использована при изготовлении элементов кузова вагонов - торцевые стенки, лонже-

47 Там же.

48 Delhi to Meerut in 37 minutes, RRTS trial runs in October // Delhi News. 21.07.2022. URL: https://www.hindustantimes.com/cities/delhi-news/delhi-to-meerut-in-37-minutes-rrts-trial-runs-in-october-101658426544256.html.

49 Alstom begins manufacture of transit trains for Delhi-Ghaziabad-Meerut RRTS project / The Hindu Business Line: Business Financial, Economy, Market, Stock - News & Updates. 16.07.2021. URL: https://www.thehindubusinessline.com/news/national/alstom-begins-manufacture-of-transit-trains-for-delhi-ghaziabad-meerut-rrts-project/article35358059.ece.

роны, крыши вагонов50. Как мы видим, в данном проекте используется традиционный материал для пассажирских вагонов в Индии - сталь, а не алюминий.

Другие страны

• Лаос

Лаосско-китайская высокоскоростная дорога, или дорога Ботен-Вьентьян (422 км), официально открыта 03.12.2021 г. Стоимость проекта: 5,9 млрд долл. США, из них 3,5 млрд долл. (60%) - это заемное финансирование для совместно китайско-лаосской компании от Экспортно-импортного банка Китая («Export-Import Bank of China», EXIM), в которой на китайскую долю приходится 2,48 млрд долл. и 1,06 млрд долл. - на лаосскую. Остальное финансирование (40%), или 2,3 млрд долл., также делится на 70%-ную китайскую часть (1,63 млрд долл.) и 30%-ную лаосскую часть (0,73 млрд долл). Эта доля обеспечивается бюджетным финансированием в 250 млн долл. и займом у EXIM51 в 480 млн долл.52

Эта дорога рассчитана на движение пассажирских поездов до 160 км/ч, однопутная, стандартной колеи, электрифицирована по стандартам Китая. 62% дороги приходится на тоннели и мосты. Проектирование и строительство вела «China Railway Group Limited», одна из крупнейших строительных компаний КНР (она вела переговоры о строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань). Подрядчиками выступили китайские «Sinohydro Corporation», «Power Construction Corporation of China», «China Railway No. 5 Group», «China Railway No. 2 Group» и «China Railway No.8 Group»53. Для пассажирских перевозок используется поезд из нержавеющей стали «Fuxing CR200J», широко распространенный в Китае. Для лаосской дороги используется короткий вариант поезда длиной 234 м: моторный вагон +7 прицепных вагонов + вагон управления54

50 India Infrahub. Delhi - Meerut RRTS Project: Jindal To Supply 2,000 Metric Tonne Stainless Steel To Build 210 Trainsets / Swarajya - Read India Right. 19.05.2022. URL: https://swarajyamag. com/infrastructure/delhi-meerut-rrts-project-jindal-to-supply-2000-metric-tonne-stainless-steel-to-build-210-trainsets.

51 Условия кредита от Экспортно-импортного банка Китая: процентная ставка 2,3% годовых, срок погашения 25 лет, льготный период 5 лет.

52 From Landlocked to Land-Linked: Unlocking the Potential of Lao-China Rail Connectivity. The World Bank. 02.06.2020. Р. 20. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/ en/648271591174002567/pdf/Main-Report.pdf.

53 Project ID: 33726. China Eximbank provides $480 million loan for China-Laos Railway Project / China.aiddata.org. URL: https://china.aiddata.org/projects/33726.

54 Cong ty DuCng sat Lao Trung mua hai doan tau CR200J cJa Trung Quoc (Железнодорожная компания Lao Trung покупает два поезда CR200J в Китае) / Tap chi Lao - Viet. 29.09.2020. URL: https://tapchilaoviet.org/tin-bai-noi-bat/cong-ty-duong-sat-lao-trung-mua-hai-doan-tau-cr200j-cua-trung-quoc-21597.html.

(формула «Mc + 7T + Tc»). Обслуживает дорогу «China Railway Kunming Group»ss, дочерняя компания «China Railway Group».

Учитывая, что эта дорога построена китайскими компаниями, фактически на китайские деньги, управляется китайскими компаниями, можно сказать, что эта дорога соответствует лозунгу «Сделано Китаем, принадлежит Китаю, построена для Китая».

• Саудовская Аравия

Высокоскоростная железная дорога «Haramain high-speed railway» соединяет Мекку и Медину. Открытие состоялось 25 сентября 2018 г.56 Дорога - двухпутная, имеет длину 453 км57. Используется в качестве подвижного состава распространенный испанский «Talgo 350» (другое название: «Renfe Class 102»). Этот поезд состоит из 2 моторных вагонов с кабиной управления и прицепных вагонов, работает при напряжении контактной сети 25 кВ, 60 Гц.

Строительство вели компании разных стран. Это «Al Rajhi Alliance», включающая китайскую «China Railway Engineering Corp», французскую промышленная группу «Bouygues», инженерную фирму «Arup» из Великобритании и «Al Arrab Contracting» из Саудовской Аравии58. Проектирование было выполнено компаниями из Великобритании: «Buro Happold»59 и «Foster+Partners»60. Общая стоимость проекта составила 6,736 млрд евро61.

• Иран

После подписания в июле 2015 г. в Вене странами «шестерки» (члены СБ ООН плюс Германия) с Ираном Совместного всеобъемлющего договора - СВПД об отмене санкционного режима в страну стали возвращаться иностранные компании. И уже в январе 2017 г. в рамках

55 3 В^^Якв ЖЩШЛЖ^Ю/ШЧШ (Китайско-лаосская железная дорога будет полностью введена в эксплуатацию 3 декабря, а путь от Куньмина до Вьентьяна займет около 10 часов) / ФиШНИ^Я^ТЙЧ. 02.12.2021. URL: https://www.chinanews. com.cn/iri/cj/2021/12-02/9620672.shtiTiL

56 Скоростная железная дорога соединила священные города Саудовской Аравии / Известия -новости политики, экономики, спорта, культуры | IZ.RU. 25.09.2018. URL: https://iz.ru/793032/2018-09-25/skorostnaia-zheleznaia-doroga-soedinila-sviashchennye-goroda-saudovskoi-aravii.

57 Среднее время поездки из одного конечного пункта в другой на сентябрь 2022 г. составляет около 2 ч 20 мин.

58 Al Rajhi wins Makkah - Madinah civils contract / Railway Gazette International. 09.02.2009. URL: http://www.railwaygazette.com/news/single-view/view/10/al-rajhi-wins-Takkah-madinah-civils-contract.html.

59 Hararain High-Speed Rail / Buro Happold - Integrated consulting engineers and advisers. URL: https://www.burohappold.com/projects/haramain-high-speed-rail/#.

60 Hararain High Speed Rail / Architectural Design and Engineering | Foster + Partners. URL: https://www.fosterandpartners.com/projects/hararain-high-speed-rail.

61 Un consorcio español logra el AVE La Meca-Medina por 6.736 millones / URL: https://www. europapress.es/econoтia/noticia-econoтia-ave-aтpl2-consorcio-espanol-logra-ave-тeca-тedina-6736-тillones-20111026133534.htтl.

6-го пятилетнего плана развития (2017-2022) планировалась за счет иностранных инвестиций организация высокоскоростного железнодорожного маршрута Тегеран-Исфахан (длиной 410 км и расчетной скоростью до 300 км/ч). Предполагалось, что дорога будет построена в соответствии с европейскими стандартами технической совместимости TSI62. В 2016 г. было заявлено, что проект будет сооружаться китайскими подрядчиками во главе с «China Railway Engineering Corp.» и часть работ на участке Кум-Исфаган уже завершена, как завил директор проекта национальной железной дороги (RAI)63. Строительство было остановлено из-за санкций, но было возобновлено в начале 2018 г. Стоимость проекта в 2022 г. оценивается в 1159 трлн риалов64. Некоторые иранские эксперты сомневаются в экономической целесообразности этого проекта, в то же время ряд государственных деятелей считают, что реализация этого проекта может «оказать колоссальное влияние на экономику региона и решить проблемы городов Тегеран, Кум и Исфахан»65.

Проект реализуется при совместном с Китаем финансировании (Китай вложил 2,26 миллиарда юаней с 2015 г.66) и привлечением компании Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР) Хатам-оль-Анбия. Сроки завершения проекта остаются туманными. Текущее состояние дел можно охарактеризовать фразой, сказанной 26 июня этого года министром дорог и городского развития Рустамом Гасеми, варианты которой были произнесены много раз в предыдущие годы: «Мы пытаемся ускорить проект высокоскоростного маршрута Тегеран-Кум-Исфахан, чтобы он был завершен как можно скорее»67.

Реализация этого проекта может быть полезна для РЖД, которая в настоящее время участвует в ряде проектов в Иране.

62 Подробнее о стандарте TSI см.: Technical Specifications for Interoperability / ERA | European Union Agency for Railways. URL: https://www.era.europa.eu/activities/technical-specifications-interoperability_en.

63 Tehran - Esfahan line should be TSI-compliant, RAI tells Chinese contractors / Railway Gazette International. 20.05.2016. URL: https://www.railwaygazette.com/high-speed/tehran-esfahan-line-should-be-tsi-compliant-rai-tells-chinese-contractors/42525.article.

64 ol^i^l o^ [Тегеран-Исфаган за час] / ^Ia ^Gjjj ¿jjUp - 1л 4»lj<j olj^Au 28.04.1401.URL: https://www.pishkhan.com/news/272666.

65 ^l^isl oL&i^l - 0^ _j^JI j-j^ jl^s [Проект высокоскоростного поезда Тегеран-Исфаган не имеет экономического обоснования]/ Tinnews - Transport Industry News -analytical network. URL: https://www.tinn.ir/-^i^Jl-j:J^-jlks-ojjJj-251542/03-oJil-oJ-o^-^Aj

66 j^ ol^i^l O!^ [Тегеран-Исфаган за час].

67 TjjS^ 0L>- OL&i^l jjl/^jjjlAS'j ¿jjojjulj 13 o^-ol&i^l j^JIj-j^.jlks jl [От экспресса Исфа-ган-Тегеран до Заяндехруда и сельского хозяйства / Воплотятся ли в жизнь суперпроекты Исфагана?] / Iran's Metropolis News Agency. 27.03.1401. URL: https://www.imna.ir/news/582320/

^l^-ojjijj-jjI-^jj^lA^-^-ji^j-oJJj j-lj-O^^J-Ol^i^l-

Основная информация по подвижному составу в рассматриваемых странах

Таблица 1

Основная информация по подвижному составу

Страна Подвижной состав «Материнская» конструкция, изготовитель Максимальная расчетная скорость, км/ч Тип тяги Нагрузка на ось, т Материал кузова подвижного состава

Турция HT 65000 Семейство испанских скоростных поездов «Cepia», изготовленных компанией CAF -«Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles» 250 распределенная 17 алюминий

НТ 80000 Серия «Veraro D/TR» немецкой компании «Siemens Mobility» 300 - // - 17 - // -

Узбекистан Afrosiyob Серия «Talgo AVE250». «Patentes TalgoS. L.», Испания 250 Сосредоточенная 17 - // -

Индонезия Японский вариант Japanese Shinkansen System 300 Распределенная 14 - // -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KCIC400AF (китайский вариант) CR400AF (Китай) 350 - // - 17 - // -

Индия (полускоростные поезда) Vande Bharat Express (Train-18) «Integral Coach Factory», Индия 160 - // - сталь, алюминий в будущем

Региональная система скоростного транспорта (RRTS) Дели-Мират «Alstom», Индия 160 - // - сталь

Лаос Fuxing CR200J Китай 160 - // - 17 сталь

Саудовская Аравия «Talgo 350»; «Patentes TalgoS. L.», Испания и «Bombardier Transportation», Германия 300 Сосредоточенная 17 алюминий

Источники: Velaro Turkey High-Speed Train for TCDD. Siemens AG, 2016. P. 1-4; YQksek Hizli Tren setleri ve ozellikleri / RayHaber | RaillyNews - Demiryolu | Karayolu | Teleferik | Ta§imacilik | Ya§am | Savunma. 14.04.2014. URL: https://rayhaber.com/2014/04/yuksek-hizli-tren-setleri-ve-ozellikleri-3/; Talgo. Corporative Catalogue. https://www.talgo.com/documents/112909/353498/Corporative_Catalogue3. pdf/37eca4b1-1c88-9703-2972-760d5db965be?t=1593786326173; Galeria-250 - corpo-rate - talgo. com. https://www.talgo.com/es/talgo-250; The Ministry of Economy, Trade and Industry. Study on the High Speed Railway Project (Jakarta-Bandung Sec-tion), Republic of Indonesia, Final Report, November 2012. URL: https://kipdf.com/study-on-the-high-speed-railway-project-jakarta-bandung-section-republic-of-indo_5ac694ac1723dd2af3be30b9.html; Yanhui Qi, Li Zhou. The Fuxing: The China Standard EMU // Engineering. 2020, Volume 6, Issue 3, P. 227-233. https://www.engineering.org.cn/en/10.1016/j. eng.2020.01.004; Spesifikasi Kereta Cepat Jakarta-Bandung, Desainnya Terinspirasi Komodo / Kompas. com. 31.10.2021. URL: https://www.kompas.com/tren/read/2021/10/31/073000165/spesifikasi-kereta-cepat-jakarta-bandung-desainnya-terinspirasi-komodo?page=all; ЧШ" ■УЧФК Government of India,^cf ЧЯ1СЧ Ministry of Railways. Vande Bharat Express Trainset (T-18). Maintenance Manual Volume - 2. System Documentation. IRCAMTECH/GWL/2020-21/T-18/MM/1.0. August, 2020; In principle approval of Broad Technologies for Regional Rapid Transit System (RRTS). Government of India. Ministry of Railways (Railway Board). No. 2018/Proj./NCR/14/1Pt. New Delhi. 05.10.2020.

Заключение

1. Для России возможность реализации новых маршрутов высокоскоростных пассажирских перевозок, а также поддержание уровня комфорта и безопасности существующих маршрутов, предусматривает взаимодействие со странами Востока.

2. К настоящему времени собственные технологии строительства и оснащения высокоскоростных железных дорог, представляющие интерес для России в текущих геополитических условиях, освоены на Востоке практически только Китаем и отчасти Индией, в которой уровень локализации приблизился к 80%. Остальные страны, постепенно внедряя этот вид транспорта, ориентируются на использование европейских и китайских технологий.

3. Опыт Лаоса, Бангладеш показывает настойчивое желание Китая полностью контролировать сферу сооружения высокоскоростных перевозок - от строительства самой дороги китайскими силами при финансовой китайской помощи до продажи своего же подвижного состава и даже иногда даже своего операционного управления.

4. При высокоскоростных пассажирских перевозках (свыше 200 км/ч) в настоящее время практически нет других вариантов наполнения подвижного состава, как использование китайского подвижного состава (например уровня, аналогичному CR400AF или выше).

5. В области поддержания уровня безопасности и комфорта эксплуатируемого в РФ подвижного состава реальным представляется сотрудничество с Турцией, где в эксплуатации в настоящее время находится подвижной состав фирмы «Siemens» (серии «Velaro»), близкий по характеристикам к поезду «Сапсан», который является высокоскоростным поездом той же серии «Velaro».

6. Опыт Турции, которая при сооружении высокоскоростных железных дорог широко использует собственные строительные компании вместе с европейскими, показывает не только дальновидность турецкого правительства, но и может быть полезным России в строительстве новых высокоскоростных магистралей, учитывая огромный многолетний положительный опыт работы строительных турецких компаний в России. Стремление Турции, озвучиваемое представителями правящей партии (AKP), освоить производство в Турции своего подвижного состава для высокоскоростных дорог также может быть использовано при условии продолжающегося в будущем сотрудничества в этой области.

7. Интерес для российских железных дорог представляет успешный опыт создания Узбекистаном своей высокоскоростной системы на базе существующей железнодорожной сети с довольно незначительным уровнем ее модернизации и удачной покупкой испанского высокоско-

ростного подвижного состава с подходящими для условий Узбекистана техническими характеристиками.

8. Реализация программы по созданию высокоскоростного транспорта в Иране и ориентация на использование европейских или китайских технологий во многом зависит от результатов переговоров по подписанию СВПД-2 (Совместного Всеобъемлющего Плана Действий). Снятие санкций позволит Ирану получить доступ в том числе к современным технологиям транспортного строительства и к покупке современного подвижного состава. В случае задержки с возрождением СВПД велика вероятность переориентации Ирана на взаимодействие с Китаем. При любых вариантах, учитывая желание Ирана широко развивать направление высокоскоростных пассажирских перевозок и уровень тесных политических контактов с Россией, ее участие в этом процессе поможет получить дополнительный опыт в строительстве магистралей.

9. В области строительства и эксплуатации пассажирских скоростных дорог до 160 км/час крайне интересным является опыт Индии, заключающийся в проектировании и изготовлении на территории страны как силами индийского подразделения Astom, так и подразделением Индийских дорог новых региональных поездов с достаточно высокими техническими характеристиками. Представляется, что накопленный опыт эксплуатации поездов типа Train-18, опыт производства и эксплуатации нового подвижного состава на линии Дели-Мирут может быть очень полезным для сотрудничества между РФ и Индией. Стремление правительства Индии перейти к производству корпусов подвижного состава из алюминия несомненно повысит привлекательность сотрудничества между РФ и Индией и позволит в будущем производить возможное взаимодействие на более высоком технологическом уровне.

Литература / References Статьи и документы:

1. Калидова А.Д. Анализ вариантов тяги, используемой в высокоскоростном движении // Техника. Технологии. Инженерия. - 2016. - № 2(02). - С. 16-20. -UMEYKP.

2. Оценка железнодорожного сектора для Узбекистана. Март 2021. CAREC. -2021. - 37 с.

3. Свод Правил «МОСТЫ И ТРУБЫ. Bridges and Culverts. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*». - М., 2011. - 341 с.

4. Train 18 - первый индийский скоростной электропоезд // Железные дороги мира. - 2019. - № 6. - С. 45-50. - UUPKHK.

5. YDA. «Мы строим ваши сны». - Ankara: YDA Group. - 329 с. ISSN 2227-5568 (Print)

6. T. C. Devlet Demiryollari I§letmesi Genel Mudurlugu 2021. Faaliyet Raporu / General Directorate of Turkish State Railways. Aral. - 2021. - 217 p.

7. Talgo. Corporative Catalogue. - Madrid: Talgo. - 28 p.

8. Study on the High Speed Railway Project (Jakarta-Bandung Section), Republic of Indonesia, Final Report. Yachiyo Engineering Co., Ltd, Japan International Consultants for Transportation Co., Ltd. - 2012. - 20 p.

9. Enviromental Protection and Management. Law No. 32/2009, dated October 3, 2009. - 2009. - 55 p.

10. Yanhui Qi, Li Zhou. The Fuxing: The China Standard EMU // Engineering. - 2020. -Vol. 6, Issue 3. - P. 227-233.

11. Vande Bharat Express Trainset (T-18). Maintenance Manual Volume-2. System Documentation. IRCAMTECH/GWL/2020-21/T-18/MM/1.0. Indian Railways. - 2020. - 519 p.

12. Government of India. Ministry of Railways (Railway Board). In Principle Approval of Broad Technologies for Regional Rapid Transit System (RRTS). No. 2018/ Proj./NCR/14/1Pt. New Delhi: National Capital Region Transport Corporation. -2020. - 3 p.

13. From Landlocked to Land-Linked: Unlocking the Potential of Lao-China Rail Connectivity. - Washington: World Bank Publications. - 2020. - 104 p.

Интернет-источники

1. Поезда «Стриж» перестанут ходить по маршруту Москва - Нижний Новгород. Их заменят «Ласточками» [Электронный ресурс] / Новости Нижнего Новгорода. 09.03.2022. URL: https://www.nn.ru/text/transport/2022/03/09/70495829/ (дата обращения: 03.08.2022).

2. Вслед за Нижним Новгородом РЖД отменяет скоростные поезда «Стрижи» из Самары [Электронный ресурс] / «ОБОЗРЕНИЕ» - новости, истории, расследования и рейтинги. 19.03.2022. URL: https://oboz.info/vsled-za-nizhnim-novgorodom-rzhd-otmenyaet-skorostnye-poezda-strizhi-iz-samary/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 03.08.2022).

3. Siemens приостановил контракт на поставку новых "Сапсанов" в Россию [Электронный ресурс] / РИА Новости. 22.03.2022. URL: https://ria.ru/20220322/ sapsan-1779493370.html (дата обращения: 01.08.2022).

4. Osmaniye, 2025'te Hizli Trene Kavu§acak [Электронный ресурс] / Railway Turkey Suppliers Magazine. URL: https://www.railwayturkey.com/osmaniye-2025te-hizli-trene-kavusacak/ (дата обращения: 03.08.2022).

5. Ankara-Istanbul High-Speed Train Project [Электронный ресурс] / Railway Technology | Rail & Train News & Views Updated Daily. 24.02.2014. URL: https://www. railway-technology.com/projects/ankara-istanbul/ (дата обращения: 02.08.2022).

6. Ankara-izmir Hizli Tren Projesi [Электронный ресурс] / TCDD. URL: https://www. tcdd.gov.tr/projeler/ankara-izmir-hizli-tren-projesi (дата обращения: 02.08.2022).

7. Ankara-Yerkoy-Kayseri Hizli Tren Hatti'nin Temel Atma Toreni Cumhurba§kam Erdogan'in Te§rifleriyle Gerçekle§tirildi [Электронный ресурс] / TCDD Ta§ima-cilik AÇ Genel Mudurlugu. 24.07.2022. URL: https://www.tcddtasimacilik.gov.tr/ haber/783/ (дата обращения: 02.08.2022).

8. Bakan Karaismailoglu: Ankara-izmir arasindaki seyahat süresini 3,5 saate dü§ü-recegiz [Электронный ресурс] / TRT Haber: Son Dakika Haberler ile Türki-ye'nin Haber Kaynagi. 22.03.2022. URL: https://www.trthaber.com/haber/gundem/ bakan-karaismailoglu-ankara-izmir-arasindaki-seyahat-suresini-35-saate-dusure-cegiz-666054.html (дата обращения: 02.08.2022).

9. Esra Ozarfat. Bursa'rnn hizli treni 2023'te raylarda [Электронный ресурс] / DÜNYA: Haberler, Gündem, Ekonomi ve Son Dakika Haberleri. 01.04.2021. URL: https://www. dunya.com/sehirler/bursanin-hizli-treni-2023te-raylarda-haberi-616468 (дата обращения: 02.08.2022).

10. Gokhan Zobar. Edirne-istanbul arasi yolculuk süresi hizli trenle kisalacak [Электронный ресурс] / Anadolu Ajansi. 15.04.2022. URL: https://www.aa.com.tr/tr/ gundem/edirne-istanbul-arasi-yolculuk-suresi-hizli-trenie-kisalacak/2564675 (дата обращения: 01.08.2022).

11. SIVAS - ERZINCAN HSR [Электронный ресурс] / SYSTRA SWS - Innovation in underground solutions. URL: https://www.swsglobal.com/projects/sivas-erzincan-high-speed-line/ (дата обращения: 05.08.2022).

12. 247 km of high speed rail successfully finalized! [Электронный ресурс] / SYSTRA SWS - Innovation in underground solutions. URL: https://www.swsglobal.com/2021/ 07/06/247-km-of-high-speed-rail-successfully-finalized/ (дата обращения: 05.08.2022).

13. Erhan Cihan Ünal. Hizli tren sefer sayilari artiriliyor [Электронный ресурс] / Anadolu Ajansi. 05.09.2022. URL: https://www.aa.com.tr/tr/gundem/hizli-tren-sefer-sayilari-artiriliyor/2677096 (дата обращения: 05.08.2022).

14. Rod Sweet. Turkey's new high-speed rail: victory for Erdogan - and China [Электронный ресурс] / Global Construction Review. 29.07.2014. URL: https://www. globalconstructionreview.com/turkeys-new-high-speed-rail-victory-erdogan0938346/ (дата обращения: 08.08.2022).

15. Высокоскоростная железная дорога «Ташкент-Самарканд» запущена в Узбекистане [Электронный ресурс] / Интернет-газета ЗОНАКЗ. Казахстан. 31.08.2011. URL: https://zonakz.net/2011/08/31/vysokoskorostnaya-zheleznaya-doroga-t/ (дата обращения: 22.06.2022).

16. "O'zbekiston temir yo'llari" AJning investitsion siyosati [Электронный ресурс] / АО «Узбекистон темир йуллари». URL: https://railway.uz/uz/proekty/186.

17. Узбекистан запустил скоростную железную дорогу Ташкент-Самарканд [Электронный ресурс] / Инновационный дайджест, инновационное развитие ОАО «РЖД». URL: http://rzd-expo.ru/developments/detail.php? ID=5937 (дата обращения: 22.06.2022).

18. Talgo 250, máxima versatilidad a alta velocidad [Электронный ресурс] / Home -corporate - talgo.com. URL: https://www.talgo.com/es/talgo-250 (дата обращения: 22.06.2022).

19. CDB provides $2.3805 billion loan tranche for the Jakarta-Bandung High Speed Rail Project [Электронный ресурс] / AIDDATA. URL: https://china.aiddata.org/ projects/61320/ (дата обращения: 22.06.2022).

20. Stephen Harner. Japan's Rail Project Loss To China: Why It Matters For Abe's Economic Diplomacy And For China's [Электронный ресурс] / Forbes Asia. 01.10.2015. URL: https://www.forbes.com/sites/stephenharner/2015/10/01/japans-rail-project-

loss-to-china-why-it-matters-for-abes-economic-diplomacy-and-for-chinas/ (дата обращения: 22.06.2022).

21. John McBeth. Indonesia high-speed train, backed by China, comes untracked [Электронный ресурс] / Asia Times. 28.03.2017. URL: https://asiatimes.com/2017/03/ indonesia-high-speed-train-backed-china-comes-untracked/ (дата обращения: 22.06.2022).

22. Economy in brief: KCIC negotiates land clearance with CDB [Электронный ресурс] / The Jakarta Post. 11.11.2016. URL: https://www.thejakartapost.com/amp/ news/2016/11/11/economy-brief-kcic-negotiates-land-clearance-with-cdb.html (дата обращения: 22.06.2022).

23. Abi Sarwanto. Lima WN China yang Ditangkap di Halim Punya Dokumen Lengkap [Электронный ресурс] / CNN Indonesia. 28.04.2016. URL: https://www. cnnindonesia.com/nasional/20160428195343-12-127392/lima-wn-china-yang-ditangkap-di-halim-punya-dokumen-lengkap (дата обращения: 22.06.2022).

24. Jakarta-Bandung high-speed railway project delayed amid pandemic [Электронный ресурс] / The Jakarta Post. 15.05.2021. URL: https://www.thejakartapost. com/news/2020/04/15/jakarta-bandung-high-speed-railway-project-delayed-amid-pandemic.html (дата обращения: 22.06.2022).

25. Putri Zakia Salsabila. Kabar Terbaru Proyek Kereta Cepat Jakarta Bandung Sudah 48,3 Persen [Электронный ресурс] / Berita Terkini Hari Ini, Kabar Aku-rat Terpercaya - Kompas.com. 14.05.2020. URL: https://properti.kompas.com/ read/2020/05/14/210000021/kabar-terbaru-proyek-kereta-cepat-jakarta-bandung-su-dah-483-persen (дата обращения: 22.06.2022).

26. India Infrahub. Indonesia High Speed Rail: Decision To Shift Capital To Nusantara Another Setback To Chinese-Backed BRI Project Hit By Cost Overruns, Severe Delays [Электронный ресурс] / Swarajya - Read India Right. 21.02.2022. URL: https://swarajyamag.com/analysis/indonesia-high-speed-rail-decision-to-shift-capital-to-nusantara-another-setback-to-chinese-backed-bri-project-hit-by-cost-overruns-severe-delays (дата обращения: 22.06.2022).

27. Dandy Koswaraputra. Indonesia wants Chinese lender to fund overrun for highspeed rail line [Электронный ресурс] / Radio Free Asia-rfa.org. 22.04.2022. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/indonesia-railway-04222022095730.html (дата обращения: 22.06.2022).

28. Hui Qing. Jakarta-Bandung HSR to benefit Indonesia immensely [Электронный ресурс] / Global Times. 09.02.2022. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202202/1251866.shtml (дата обращения: 22.06.2022).

29. Ajat S, Kenzu T. High-speed railway trial to coincide with G20 Summit [Электронный ресурс] / Antara news. 07.04.2022. URL: https://en.antaranews.com/news/223957/ high-speed-railway-trial-to-coincide-with-g20-summit (дата обращения: 22.06.2022).

30. Adimas Raditya Fahky P. Rangkaian Kereta Cepat Jakarta-Bandung mulai dikirim dari China [Электронный ресурс] / Antara news. 05.08.2022. URL: https://www. antaranews.com/berita/3040245/rangkaian-kereta-cepat-jakarta-bandung-mu-lai-dikirim-dari-china (дата обращения: 22.06.2022).

31. Президент Индонезии официально предложил перенести столицу на остров Калимантан» [Электронный ресурс] / Информационное агентство ТАСС. 16.08.2019. URL: https://tass.ru/obschestvo/6768515 (дата обращения: 22.06.2022).

32. Sebastian Strangio. Indonesian Capital Plan Throws China-Backed Rail Link Into Disarray [Электронный ресурс] / The Diplomat - The Diplomat is a current-affairs magazine for the Asia-Pacific. 09.02.2022. URL: https://thediplomat.com/2022/02/ indonesian-capital-plan-throws-china-backed-rail-link-into-disarray/ (дата обращения: 22.06.2022).

33. China-backed Indonesian rail link seen taking 40 years to breakeven [Электронный ресурс] / Reuters. 08.02.2022. URL: https://www.reuters.com/markets/rates-bonds/ china-backed-indonesian-rail-link-seen-taking-40-years-breakeven-2022-02-08/ (дата обращения: 22.06.2022).

34. Rajat Arora. Made-in-India 160 km per hour train to run from June [Электронный ресурс] / The Economic Times. 16.03.2018. URL: https://economictimes.indiatimes. com/industry/transportation/railways/made-in-india-160-km-per-hour-train-to-run-from-june/articleshow/63323107.cms (дата обращения: 22.06.2022).

35. Vande Bharat Express achieves 130 kmph speed during inaugural run [Электронный ресурс] / Business Standard: Business News, Finance News, India News... 15.02.2019. URL: https://www.business-standard.com/article/indian-railways/vande-bharat-express-achieves-130-kmph-speed-during-inaugural-run-119021501342_1. html (дата обращения: 22.06.2022).

36. Faizan Haidar. Just 0.3% of railway tracks fit for trains running at 160km/hour [Электронный ресурс] / Hindutan Times. URL: https://www.hindustantimes.com/ india-news/just-0-3-of-railway-tracks-fit-for-trains-running-at-160km-hour/story-F5BhXi48ik6M5Ul63ZNRiM.html (дата обращения: 22.06.2022).

37. Avishek G Dastidar. Budget 2022-Railways: Govt plans to get 400 new, lighter, safer Vande Bharat trains [Электронный ресурс] // The Indian Express. 01.02.2022. URL: https://indianexpress.com/article/business/budget/budget-2022-railways-vande-bharat-farmers-nirmala-sitharaman-7750989/ (дата обращения: 22.06.2022).

38. Delhi to Meerut in 37 minutes, RRTS trial runs in October [Электронный ресурс] // Delhi News. 21.07.2022. URL: https://www.hindustantimes.com/cities/delhi-news/ delhi-to-meerut-in-37-minutes-rrts-trial-runs-in-october-101658426544256.html (дата обращения: 22.06.2022).

39. Alstom begins manufacture of transit trains for Delhi-Ghaziabad-Meerut RRTS project [Электронный ресурс] / The Hindu Business Line: Business Financial, Economy, Market, Stock - News & Updates. 16.07.2021. URL: https://www.thehindubusinessline. com/news/national/alstom-begins-manufacture-of-transit-trains-for-delhi-ghaziabad-meerut-rrts-project/article35358059.ece (дата обращения: 22.06.2022).

40. India Infrahub. Delhi - Meerut RRTS Project: Jindal To Supply 2,000 Metric Tonne Stainless Steel To Build 210 Trainsets [Электронный ресурс] / Swarajya - Read India Right. 19.05.2022. URL: https://swarajyamag.com/infrastructure/delhi-meerut-rrts-project-jindal-to-supply-2000-metric-tonne-stainless-steel-to-build-210-trainsets (дата обращения: 22.06.2022).

41. Project ID: 33726. China Eximbank provides $480 million loan for China-Laos Railway Project [Электронный ресурс] / China.aiddata.org. URL: https://china. aiddata.org/projects/33726/ (дата обращения: 15.09.2022).

42. Cong ty Duong sat Lao Trung mua hai doan tau CR200J cia Trung Quoc (Железнодорожная компания Lao Trung покупает два поезда CR200J в Китае) [Электронный ресурс] / Tap chi Lao - Viet. 29.09.2020. URL: https://tapchilaoviet.org/

tin-bai-noi-bat/cong-ty-duong-sat-lao-trung-mua-hai-doan-tau-cr200j-cua-trung-quoc-21597.html (дата обращения: 15.09.2022).

43. ^^ШШПНЗВ^Ш^-ШШШ (Китайско-лаосская железная дорога будет полностью введена в эксплуатацию 3 декабря, а путь от Куньмина до Вьентьяна займет около 10 часов) [Электронный ресурс] / ^íffl^TKH. 02.12.2021. URL: https://www.chinanews.com.cn/m/cj/2021/12-02/9620672.shtml (дата обращения: 15.09.2022).

44. Скоростная железная дорога соединила священные города Саудовской Аравии [Электронный ресурс] / Известия - новости политики, экономики, спорта, культуры | IZ.RU. 25.09.2018. URL: https://iz.ru/793032/2018-09-25/skorostnaia-zheleznaia-doroga-soedinila-sviashchennye-goroda-saudovskoi-aravii (дата обращения: 19.09.2022).

45. Al Rajhi wins Makkah - Madinah civils contract [Электронный ресурс] / Railway Gazette International. 09.02.2009. URL: http://www.railwaygazette.com/news/single-view/view/10/al-rajhi-wins-makkah-madinah-civils-contract.html (дата обращения: 19.09.2022).

46. Haramain High-Speed Rail [Электронный ресурс] / Buro Happold - Integrated consulting engineers and advisers. URL: https://www.burohappold.com/projects/ haramain-high-speed-rail/# (дата обращения: 19.09.2022).

47. Haramain High Speed Rail [Электронный ресурс] / Architectural Design and Engineering | Foster + Partners. URL: https://www.fosterandpartners.com/projects/ haramain-high-speed-rail/ (дата обращения: 19.09.2022).

48. Un consorcio español logra el AVE La Meca-Medina por 6.736 millones [Электронный ресурс] / URL: https://www.europapress.es/economia/noticia-economia-ave-ampl2-consorcio-espanol-logra-ave-meca-medina-6736-millones-20111026133534. html (дата обращения: 15.09.2022).

49. Tehran - Esfahan line should be TSI-compliant, RAI tells Chinese contractors [Электронный ресурс] / Railway Gazette International. 20.05.2016. URL: https://www. railwaygazette.com/high-speed/tehran-esfahan-line-should-be-tsi-compliant-rai-tells-chinese-contractors/42525.article (дата обращения: 15.09.2022).

50. cjcU jj úU^i оЫ (Техран-Исфахан дар йэк саат) [Тегеран-Исфаган за час] [Электронный ресурс] / (Пишхан рузнамэха -энвин рузнамэха йэкшамбэ). 28.04.1401. URL: https://www.pishkhan.com/ news/272666 (дата обращения: 15.09.2022).

51. jjijj aj^jj úU^i - úij^ j— tu- j1^ Ojj (Проже гетарэ сарийе алсирэ Техран-Исфахан тоуджихэ эктесади надарад) [Проект высокоскоростного поезда Тегеран-Исфаган не имеет экономического обоснования] [Электронный ресурс] / Tinnews - Transport Industry News - analytical network. URL: https://www.tinn.ir/-Aj^j3-úl^¿^i-úijíJ-jj-1i-eJj--Jl^5-»jjjJ-251542/03-úAÍ-»ij-úSJ¿-^iJ Jjii-^l^si (дата обращения: 15.09.2022).

52. ^jjjS^x ú^ úV^i ^Ojj j Jjj»Jj¿ij и úij^-úu^i j1^ ji (Аз гетарэ сарийе алсирэ Исфахан-Техран та Зайандеруд ва кешаварзи / абр прожеха Исфахан чан мигирад?) [От экспресса Исфаган-Тегеран до Заяндеруда и сельского хозяйства / Воплотятся ли в жизнь суперпроекты Исфахана?] [Электронный ресурс] / Irans Metropolis News Agency. 27.03.1401. URL: https://www. imna.ir/news/582320/^lA-»jjjj-jji-^jjjl^S-j-jjj-»jjjij-lj-úij4J-úlí¿^i-jj-li-eJj--jl^á-ji (дата обращения: 15.09.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Федулов Илья Викторович - канд. техн. наук, лаборант-исследователь, Отдел экономических проблем, Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия

Fedulov Ilia V. - Ph.D. (Engineering), Research Assistan, Department of Economic Studies, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science, Moscow, Russian Federation

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 15.09.2022. Одобрена после рецензирования: 25.09.2022. Принята к публикации: 25.09.2022. Опубликована: 21.11.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest. Article info

Submitted: 15.09.2022. Approved after peer reviewing: 25.09.2022. Accepted for publication: 25.09.2022. Published: 21.11.2022.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.