Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ИНДОНЕЗИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ИНДОНЕЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / МОРСКОЕ СООБЩЕНИЕ / ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / АВИАПЕРЕВОЗКИ / АВТОБУСНОЕ СООБЩЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чеснокова С.В.

Индонезия расположена на архипелаге, состоящем из более чем 17800 островов, что во многом определило формирование транспортной системы страны. Расходы центрального правительства на транспорт за последние до пандемии COVID-19 годы существенно выросли. Это позволило стране расширить возможности транспортной сети и улучшить доступ к удаленным районам архипелага. Морское судоходство обеспечивает связь между различными частями страны и зарубежными государствами. На некоторых островах, где отсутствуют хорошие дороги, основное транспортное сообщение осуществляется по крупным рекам. Важнейшим направлением транспортной политики страны является развитие скоростного грузового и пассажирского морского сообщения с самыми удаленными и труднодоступными регионами страны, прежде всего с восточной частью Индонезии и с другими государствами. На дорогах Индонезии используются разнообразные транспортные средства. Автобусные маршруты проложены во всех областях, имеющих выход к дорожной сети. С 2004 г. в стране функционирует линия системы скоростных автобусных перевозок TransJakarta. Большая часть железных дорог Индонезии расположена на Яве и используется как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В марте 2019 года начал функционировать Джакартский метрополитен. Воздушный транспорт Индонезии служит важнейшим средством сообщения между тысячами островов на всем архипелаге и другими странами. Многие жители страны перешли от наземного и морского транспорта к более быстрым и комфортабельным авиаперевозкам. Индонезия, как и другие страны, в 2020-2021 гг. подверглась жестокому воздействию пандемии COVID-19. Дальнейшее развитие транспорта зависит от того, насколько быстро страна восстановится после пандемии и насколько эффективно власть справится с ее последствиями.Indonesia is located on the archipelago, which consists of more than 17800 islands. This fact largely determined a structure of the transport system of the country. The Indonesian Central government's spending on transport has increased significantly in recent years (before 2020). This allowed the country to expand its transport network and improve access to remote areas of the archipelago. Maritime navigation provides a link between different parts of the country. On some islands, where there are no good roads, the main transport connection is via large rivers. The most important direction of the country's transport policy is the development of high-speed cargo and passenger sea connections with the most remote and inaccessible regions of the country, primarily with the Eastern part of Indonesia. A variety of vehicles are used on the roads of Indonesia. Bus routes are laid in all areas that have access to the road network. Since 2004, the TransJakarta rapid bus system has been operating in the country. Most of Indonesia's Railways are located in Java and are used for both passenger and freight transport. In March 2019, the Jakarta metro started operating. Indonesia's air transport is the most important means of communication between thousands of Islands throughout the archipelago and other countries. Many residents of the country have switched from land and sea transport to faster and more comfortable air transportation. Indonesia like other countries was severely affected by the COVID-19 pandemic in 2020-2021. Further development of transport depends on how quickly the country recovers from the COVID-19 pandemic and how effectively the authorities deal with its consequences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ИНДОНЕЗИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ИНДОНЕЗИИ.

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.73.500

Чеснокова С.В.

Научный сотрудник Отдела экономических исследований ИВ РАН

АННОТАЦИЯ

Индонезия расположена на архипелаге, состоящем из более чем 17800 островов, что во многом определило формирование транспортной системы страны. Расходы центрального правительства на транспорт за последние до пандемии COVID-19 годы существенно выросли. Это позволило стране расширить возможности транспортной сети и улучшить доступ к удаленным районам архипелага.

Морское судоходство обеспечивает связь между различными частями страны и зарубежными государствами. На некоторых островах, где отсутствуют хорошие дороги, основное транспортное сообщение осуществляется по крупным рекам. Важнейшим направлением транспортной политики страны является развитие скоростного грузового и пассажирского морского сообщения с самыми удаленными и труднодоступными регионами страны, прежде всего с восточной частью Индонезии и с другими государствами.

На дорогах Индонезии используются разнообразные транспортные средства. Автобусные маршруты проложены во всех областях, имеющих выход к дорожной сети. С 2004 г. в стране функционирует линия системы скоростных автобусных перевозок TransJakarta.

Большая часть железных дорог Индонезии расположена на Яве и используется как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.

В марте 2019 года начал функционировать Джакартский метрополитен.

Воздушный транспорт Индонезии служит важнейшим средством сообщения между тысячами островов на всем архипелаге и другими странами. Многие жители страны перешли от наземного и морского транспорта к более быстрым и комфортабельным авиаперевозкам.

Индонезия, как и другие страны, в 2020-2021 гг. подверглась жестокому воздействию пандемии COVID-19. Дальнейшее развитие транспорта зависит от того, насколько быстро страна восстановится после пандемии и насколько эффективно власть справится с ее последствиями.

ABSTRACT

Indonesia is located on the archipelago, which consists of more than 17800 islands. This fact largely determined a structure of the transport system of the country. The Indonesian Central government's spending on transport has increased significantly in recent years (before 2020). This allowed the country to expand its transport network and improve access to remote areas of the archipelago.

Maritime navigation provides a link between different parts of the country. On some islands, where there are no good roads, the main transport connection is via large rivers. The most important direction of the country's transport policy is the development of high-speed cargo and passenger sea connections with the most remote and inaccessible regions of the country, primarily with the Eastern part of Indonesia.

A variety of vehicles are used on the roads of Indonesia. Bus routes are laid in all areas that have access to the road network. Since 2004, the TransJakarta rapid bus system has been operating in the country.

Most of Indonesia's Railways are located in Java and are used for both passenger and freight transport.

In March 2019, the Jakarta metro started operating.

Indonesia's air transport is the most important means of communication between thousands of Islands throughout the archipelago and other countries. Many residents of the country have switched from land and sea transport to faster and more comfortable air transportation.

Indonesia like other countries was severely affected by the COVID-19 pandemic in 2020-2021. Further development of transport depends on how quickly the country recovers from the COVID-19 pandemic and how effectively the authorities deal with its consequences.

Ключевые слова: Транспорт; морское сообщение; железные дороги; общественный транспорт; авиаперевозки; автобусное сообщение; пандемия.

Keywords: Transportation; sea traffic; railways; public transport; air transportation; bus traffic; pandemic.

Индонезия является четвертой по численности населения страной в мире и крупнейшей экономикой Юго-Восточной Азии. Она располагается на обширном архипелаге, состоящем из более чем 17 800 островов.

Транспортная система Индонезии формировалась во многом с учетом экономической

ресурсной базы архипелага. Также на структуру системы повлиял тот факт, что больше половины населения страны, которое уже превышает 270 млн чел.1, живет на одном острове — Яве.

Расходы центрального правительства Индонезии на транспорт быстро росли вплоть до начала пандемии COVID-19. Это позволило стране

1 World Bank.

https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?lo cations=ID (01.02.2021)

расширить возможности транспортной сети и улучшить доступ к некоторым самым удаленным районам архипелага.

Все виды транспорта играют свою определенную роль и, как правило, дополняют друг друга, а не конкурируют между собой. В стране преобладает автомобильный транспорт.

Железнодорожная система имеет четыре не связанные между собой сети на Яве и Суматре, которые в основном предназначены для перевозки навалочных грузов и для дальних пассажирских перевозок.

Чрезвычайно важное значение для экономической интеграции страны, а также для внутренней и внешней торговли имеет морской транспорт. На каждом из крупных островов имеется, по крайней мере, один крупный портовый город.

Роль внутренних водных путей относительно невелика и ограничивается определенными районами Восточной Суматры и Калимантана.

Значительную роль играет воздушный транспорт, особенно там, где сухопутного или водного транспорта не хватает или вообще нет. В стране создана обширная сеть внутренних авиалиний, связывающая между собой крупные города.

По последним данным официальной статистики, в 2020 г. на морской транспорт приходилось 8,7% от вклада всей транспортной отрасли в ВВП, на внутренний водный транспорт — 2,9%, автомобильный и гужевой транспорт — 68,2%, на железнодорожный —1,4% и авиационный — 18,8%2.

Водный транспорт

Поскольку Индонезия расположена на обширном архипелаге, морское судоходство обеспечивает необходимые связи между различными частями страны и другими государствами. К широко используемым судам относятся контейнеровозы, танкеры, балкеры, суда для перевозки генеральных грузов, паромы, пассажирские суда, парусники и небольшие моторные суда. До сих пор для перевозки грузов, пассажиров, рыболовства и туризма в пределах архипелага используются традиционные деревянные суда «пиниси».

Многочисленные паромные переправы пересекают проливы между близлежащими островами, особенно в зоне, простирающейся от Суматры через Яву до Малых Зондских островов.

2 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly Statistical Bulletin. December 2020. P. 204

3 The World Factbook. CIA. https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/indonesia/ (02.02.2021)

4 Country Comparisons. Waterways. The World Factbook. Central Intelligence Agency. https ://www.cia. gov/the-world-factbook/field/waterways/country-comparison (15.02.2021)

5 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly

Statistical Bulletin. December 2020. P. 204

На оживленных переправах между Суматрой, Явой и Бали часто круглосуточно курсируют многочисленные автомобильные паромы. Также существует международное паромное сообщение в Малаккском проливе между Суматрой и Малайзией, а также между Сингапуром и близлежащими индонезийскими островами, такими как Батам.

Сеть пассажирских судов обеспечивает сообщение с отдаленными островами, особенно в восточной части архипелага. Крупнейшая сеть паромного сообщения между всеми обитаемыми островами Индонезии принадлежит

государственной компании Pelni,

эксплуатирующей современные и вместительные суда европейской постройки. Суда Pelni, как правило, обеспечивают наименее дорогой способ передвижения между островами. Также сообщение между ними обеспечивают еще более мелкие частные суда.

На некоторых островах, где отсутствуют хорошие дороги, основное транспортное сообщение осуществляется по крупным рекам. На Калимантане длинные лодки, курсирующие по рекам, являются единственным способом добраться до многих внутренних районов.

В Индонезии имеется 21 579 км судоходных водных путей3, по которым могут ходить суда среднего размера. Примерно половина этих путей приходится на Калимантан, а четверть — на Суматру и провинцию Папуа. На Калимантане и Папуа в отличие от высокоразвитой Явы недостаточно развиты автомобильный и железнодорожный транспорт. В настоящее время Индонезия занимает седьмое место в мире по протяженности водных путей4.

По данным официальной статистики, на морской транспорт приходится лишь 8,7% от совокупного вклада транспорта в ВВП5. Тоннаж флота Индонезии составлял в 2018 г. 22313 тыс. т дедвейт6. В том числе, танкерный флот — 6825 тыс. т дедвейт; балкерный — 4029 тыс. т дедвейт; контейнеровозы — 2376 тыс. т дедвейт и суда для перевозки генеральных грузов — 3880 тыс. т

" 7

дедвейт'.

Индонезия являет одним из крупных мировых экспортеров угля. В 2018 г. на долю Индонезии приходилась треть мирового угольного экспорта. Главным импортером индонезийского угля является Китай. Уголь в КНР перевозится балкерным флотом Индонезии8.

6 Дедвейт (англ. deadweight) — величина, равная сумме массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия.

7 Акимов А.В. Морской транспорт Азии: краткий статистический очерк. «Восточная аналитика». Вып. 3 2020 г. М.: ФГБУН ИВРАН, сс. 21-23.

8 Там же, с. 19.

Крупнейшие морские порты страны:

1. Танджунг Приок (Джакарта);

2. Танджунг Перак (г. Сурабая, Восточная Ява);

3. Белаван (г. Медан, Северная Суматра);

4. Макасар (Южное Сулавеси).

Порты управляются различными портовыми корпорациями Индонезии, которых насчитывается четыре, пронумерованных с I по IV. Каждая из них функционирует в различных регионах страны, причем I — на западе, а IV — на востоке. Порт Танджунг Приок в Джакарте является самым загруженным портом Индонезии,

перерабатывающим более 5,20 млн TEU9. В настоящее время реализуется двухэтапный проект расширения порта «Новый Приок», который после введения в эксплуатацию в 2023 году утроит существующую годовую мощность. В 2015 году было завершено строительство стратегического порта Куала Танджунг на Северной Суматре. В перспективе он будет вмещать 500 000 TEU в год и сможет конкурировать с портом Сингапура.

В конце 2020 г. в провинции Западная Ява состоялась церемония, в ходе которой президент Индонезии Джоко Видодо в режиме видеоконференции торжественно открыл первую очередь морского порта Патимбан. Власти страны предполагают, что новый порт будет играть стратегическую роль в развитии экономики страны, пострадавшей от пандемии. Ожидается также, что его введение сможет ослабить нагрузку на сильно загруженный порт Джакарты Танджунг-Приок. На строительство порта было выделено 43,2 трлн рупий ($3,07 млрд). Он расположен в г. Субанг, в 140 км к востоку от столицы страны Джакарта. Благодаря своему стратегическому расположению Патимбан будет играть главную роль в обеспечении грузопотоков для различных секторов экономики, включая промышленность и сельское хозяйство, а также для роста экспорта продукции. Средства на строительство порта были выделены правительством Японии.

Руководство Индонезии стремится использовать новый порт для повышения конкурентоспособности индонезийского экспорта, особенно в автомобильном секторе. В декабре 2020 года, в преддверии первого официального дня работы порта, была проведена тестовая перевалка первой партии экспортного груза из Патимбана -140 автомобилей Toyota и Daihatsu, которые поставляются в Бруней. Полное завершение строительства порта запланировано на 2027 год.

9 Двадцатифутовый эквивалент (TEU или teu от

англ. twenty-foot equivalent unit) — условная

единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов. Основана на объёме 20-футового (6,1 метров) интермодального контейнера — металлической коробки стандартного размера, которая может доставляться различными видами

Проект позволит создать до 5 млн рабочих мест в провинции Западная Ява10.

Важнейшим направлением транспортной политики страны является развитие скоростного грузового и пассажирского морского сообщения с самыми удаленными и труднодоступными регионами страны, прежде всего с восточной частью Индонезии. В 2016 г. президент страны Джоко Видодо запустил программу скоростных морских перевозок Tol Laut (Морские скоростные пути). Она призвана обеспечить ускорение экономического развития отдаленных районов, способствовать укреплению единства и связности различных территорий страны.

Стратегия «Индонезия как морская ось мира»

В начале своего первого срока в 2014 г. президент Индонезии Джоко Видодо провозгласил доктрину «Индонезия — морская ось мира». Она предполагала превращение Индонезии, находящейся на стыке акваторий двух мировых океанов - Тихого и Индийского - в глобальный стратегический транспортно-логистический и торговый узел, а также в одного из главных производителей и поставщиков на мировой рынок рыбы и морепродуктов. Руководство страны обнародовало программу развития портового комплекса, которая предусматривала создание 35 морских обычных и глубоководных портов в течение ближайших пяти лет. Реализация проекта требовала выполнения гигантского объёма работ и колоссальных инвестиций с широким вовлечением иностранного капитала11.

Заинтересованность сотрудничать с Индонезией в этом амбициозном проекте выразили многие азиатские и европейские страны. Наибольший интерес к программе проявила КНР. Китай рассчитывал на сопряжение индонезийской программы со своим проектом «Морской шёлковый путь XXI века».

Осенью 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в Казахстан и Индонезию выступил с инициативой «Один пояс, один путь» (ОПОП), нацеленной на улучшение связей и углубление сотрудничества на трансконтинентальном уровне. Инициатива содержит два основных компонента: сухопутный Экономический пояс Шелкового пути («Пояс») и новый Морской Шелковый путь XXI века («Путь»). Сухопутный Пояс связывает Китай с Центральной и Южной Азией, и далее — с Европой. Морской Путь связывает Китай со странами Юго-Восточной

транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским.

10 23 декабря 2020. В Индонезии открыт новый морской порт Патимбан. https://portnews.ru/news/306670/ (21.02.2021)

11 Ефимова Л.М. Индонезийская «Морская ось мира» и китайский «Морской шёлковый путь 21 века». Вестник МГИМО-Университета, издательство МГИМО (У) МИД России. М.: 2015. том 6, № 45, с. 196-204

Азии, Персидского Залива, Восточной и Северной Африки и далее с Европой.

Акватория доктрины «Индонезия — морская ось мира» географически входит в пространство Морского шёлкового пути XXI века. Индонезия охотно приняла предложение Китая о сотрудничестве в реализации этих двух в целом совпадающих и дополняющих друг друга проектов. При сопряжении двух программ через территориальные воды Индонезии были бы проложены новые морские маршруты, удешевляющие транспортировку грузов. Индонезия не без основания рассчитывала на участие Китая в строительстве и модернизации своих морских портов. При этом многие индонезийские аналитики указывали на такие возможные проблемы, как наводнение Индонезии китайскими товарами и установление контроля КНР над такими стратегическими объектами, как порты, и в результате как утрату суверенитета Индонезии над своими территориальными водами.

Однако в течение второго президентского срока Джоко Видодо, начавшегося в 2019 году, стало ясно, что интерес к доктрине индонезийской морской оси снизился. Так, в речах президента и правительственных документах упоминаний о доктрине практически нет.

Основной причиной неудачи доктрины ряд экспертов считает недостаточно высокий уровень экономического развития страны и низкие объемы экспорта даже по сравнению с такими соседями, как Малайзия и Таиланд. Скромные инвестиционные возможности Индонезии не отвечают требованиям этой глобальной доктрины. Морской и рыболовный сектора экономики, которые должны вносить решающий вклад в реализацию концепции глобальной морской оси, недостаточно развиты12.

Другой важной причиной снижения интереса к доктрине эксперты называют недостаточный геополитический вес Индонезии.

Судя по всему, программа глобальной морской оси, представленная в 2014 году, не была достаточно глубоко проработана.

Автомобильный транспорт

На дорогах Индонезии используются разнообразные транспортные средства. Автобусные маршруты проложены во всех областях, имеющих выход к дорожной сети. Между крупными городами, особенно на Суматре, Яве и Бали, автобусное сообщение хорошо развито, маршруты в основном безостановочные. В более удаленных областях и между небольшими

12 Understanding the cause of declining Maritime Fulcrum Agenda performance. http ://news .unair. ac.id/en/2020/12/29/understanding-the-cause-of-declining-maritime-fulcrum-agenda-performance/ (21.02.2021)

13 Statistical Yearbook of Indonesia 2021. P. 431.

14 TransJakarta, the oldest BRT system in Southeast

Asia is participating to Busworld. https://devirsaati.com/transjakarta-the-oldest-brt-

городами курсируют микроавтобусы и минивэны (angkut). В городах используются в основном автобусы и автофургоны. Очень часто они выполняют роль маршрутных такси.

В связи с ростом благосостояния жителей Индонезии увеличивается количество личного автотранспорта, особенно в крупных городах. Общий парк авто- и мототранспорта в 2020 г. превысил 136 млн единиц, в том числе мотоциклы — 115 млн ед.; легковые автомобили — 15,8 млн ед.; грузовые автомобили — 5 млн ед.; автобусы — 0,23 млн ед.13 Рост числа машин значительно опережает строительство новых дорог, в результате чего часто возникают пробки, в том числе и на автострадах. Так, Джакарта славится одними из самых серьезных пробок в мире.

Во многих городах и поселках страны доступны некоторые виды транспорта напрокат, например, такси и каршеринг. Существуют различные виды автобусного сообщения, такие как сети Kopaja и MetroMini.

В 2004 году в эксплуатацию была введена первая линия системы скоростных автобусных перевозок TransJakarta.

Эту систему можно назвать революционным прорывом в развитии общественного транспорта Индонезии. Автобусы курсируют по скоростным коридорам со специальными выделенными полосами. Цены на билеты субсидируются региональным правительством. Общая

протяженность линий TransJakarta составляет 251,2

14

км14, что делает ее самой протяженной системой скоростных автобусов в мире. TransJakarta сегодня эксплуатирует около 3900 современных автобусов. Парк системы активно пополняется электробусами: появился первый маршрут, на котором курсирует только электротранспорт. По состоянию на февраль 2020 г. TransJakarta обслуживала в среднем около миллиона пассажиров ежедневно15 и работала по 248 маршрутам.

В дополнение к 15 скоростным коридорам с выделенными полосами TransJakarta в сотрудничестве с другими транспортными компаниями предоставляет автобусы-шаттлы пассажирам за пределами Джакарты.

В других городах (Джокьякарта, Палембанг, Бандунг, Денпасар, Пеканбару, Семаранг, Макасар и Паданг) также действует система скоростных автобусных перевозок, но без выделенных полос. Во многих городах имеются моторизованные авторикши (баджах) различного вида. Велосипедные рикши (бекак) являются особой достопримечательностью на городских дорогах и к

system-in-southeast-asia-is-participating-to-busworld (01.03.2021)

15 Achievement unlocked: Transjakarta breaks record

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

for serving one million customers in a day

https://www.thejakartapost.com/news/2020/02/05/achi

evement-unlocked-transjakarta-breaks-record-for-

serving-one-million-customers-in-a-day.html

(01.03.2021)

тому же недорогим транспортом. Однако их обвинили в том, что велорикши создают серьезные пробки на дорогах, и, следовательно, запретили их использование в большинстве районов Джакарты в 1972 г. В некоторых городах и населенных пунктах можно встретить телеги, запряженные лошадьми.

Общая протяженность городских

автомобильных дорог Индонезии в 2020 г. составляла 543 тыс. км16.

Автомагистрали страны делятся на национальные (25 магистралей, в настоящее время только на Яве и Суматре) и платные. Самой дорогой является дорога Cipularang Toll road, соединяющая Джакарту с Бандунгом.

Для управления дорожной сетью в Индонезии используется Intelligent Transportation System (Интеллектуальная транспортная система, ITS), которая последовательно вводится в строй с 2012 г.17

Свыше половины индонезийских магистралей имеют твердое покрытие.

Национальные магистрали Индонезии соединяют между собой крупные города Явы. Также имеется одна магистраль на Суматре. Они выступают в качестве основного междугороднего маршрута за пределами населенных пунктов. Часто национальные магистрали проходят в обход центральной части городов: строятся объездные или кольцевые дороги.

Управляет национальными магистралями министерство общественных работ и жилищно-коммунального хозяйства. Маршрут может быть пересмотрен при проблемах с трафиком. Обычно этим занимаются региональные власти.

Строительству дорог, в том числе и скоростных платных автомагистралей, уделяется особое внимание, поскольку они являются важным звеном логистической цепочки, которая создает условия для ускорения экономического развития.

Общая протяженность платных дорог в Индонезии в 2019 г. составляла 1780 км. К 2024 г. планируется увеличить их протяженность на 3000 км18. Вряд ли эти амбициозные планы будут выполнены в полном объеме из-за экономического кризиса, связанного с пандемией.

Железнодорожный транспорт и метро

Большая часть железных дорог Индонезии расположена на Яве и используется как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Железная дорога эксплуатируется индонезийской компанией Kereta Api. Сеть междугородних железных дорог на Яве дополняется местными пригородными железными дорогами в столичном районе Джакарты и в Сурабайе. В Джакарте пригородное железнодорожное сообщение (Kereta

16 Statistical Yearbook of Indonesia 2021. P. 428.

17 RI to adopt ITS gradually starting in 2012. https://en.antaranews.com/news/74080/ri-to-adopt-its-gradually-starting-in-2012 (10.03.2021)

18 Indonesia to Build 3,000 Km Toll Roads Until 2024.

https://theinsiderstories.com/indonesia-to-build-3000-

km-toll-roads-until-2024/ (01.04.2021)

Commuter Indonesia) перевозит почти миллион пассажиров в день.

В марте 2019 года начал функционировать Джакартский метрополитен. Введена в эксплуатацию первая очередь линии «Север — Юг» протяженностью 15,7 км, которая состоит из 13 станций (7 надземных станций и 6 станций метро). Предполагается, что эта линия будет обслуживать 212 000 пассажиров в день. Ожидаемая мощность может быть увеличена до 960 000 в день. Расстояние длиной 15,7 км можно преодолеть менее чем за 30 минут19.

В декабре 2019 года запущена первая линия легкого метро.

На Суматре имеется четыре не связанные между собой железнодорожные сети в провинциях:

- Ачех;

- Северная Суматра (соединение с Ачехом предполагается завершить в 20-х годах);

- Западная Суматра;

- Южная Суматра и Лампунг.

Железных дорог в других частях Индонезии

пока нет. Новые сети разрабатываются на Калимантане и Сулавеси. В 2015 году был одобрен план правительства по строительству высокоскоростной железной дороги на Яве Джакарта—Бандунг с участием китайских инвесторов. Проект на 75% финансируется Китайским банком развития — кредит со сроком погашения 40 лет с десятилетним льготным периодом. Остальные инвестиции ожидаются со стороны совместного предприятия, созданного компанией China Railway Construction Corp (CRCC) вместе с консорциумом государственных предприятий Индонезии. 20 Предполагается, что магистраль войдет в китайский глобальный проект «Один пояс, один путь» и станет первой высокоскоростной железной дорогой (ВСЖД) в Индонезии и Юго-Восточной Азии. Протяженность составит около 140 км. ВСЖД Джакарта-Бандунг — это проект, играющий значимую роль в сопряжении инициативы «Один пояс, один путь» со стратегией «Индонезия как морская ось мира». Это первый случай запуска за рубежом китайской высокоскоростной железнодорожной системы, всех ее компонентов и производственных цепочек. ВСЖД Джакарта-Бандунг свяжет столицу Индонезии с четвертым по величине городом страны, наибольшая предполагаемая скорость составит 350 км/час. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию время в пути между двумя городами сократится с нынешних трех часов до примерно 40 минут. К февралю 2020 г. было выполнено 44% строительных работ. Затем строительство

19 MRT Jakarta (North-South Corridor). https://kppip.go.id/en/priority-projects/public-transportation/mrt-jakarta-north-south-corridor/ (10.04.2021)

20 Jakarta to Bandung High-Speed Rail. https://www.railway-technology.com/projects/jakarta-to-bandung-high-speed-rail/ (10.04.2021)

магистрали было приостановлено в связи с пандемией COVID-1921. В мае 2020 г. строительные работы возобновились и сейчас строительство продвигается высокими темпами22. В апреле 2021 года строители китайской компании China Railway Engineering Corporation завершили монтаж основной конструкции здания конечной станции магистрали — Тегаллуар в Бандунге23.

В отдаленных планах — продление дороги до Сурабайи, второго по величине города страны.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт Индонезии служит важнейшим средством сообщения между тысячами островов на всем архипелаге и другими странами. Индонезия является самой большой архипелажной страной в мире, ее протяженность с востока на запад составляет 5120 км, а с севера на юг — 1760 км. При населении, превышающем 270 млн человек, что делает ее четвертой по численности населения страной мира, а также благодаря росту среднего класса, буму дешевых авиаперевозчиков в последнее десятилетие и общему экономическому росту, многие отечественные пассажиры перешли от наземного и морского транспорта к более быстрым и комфортабельным авиаперевозкам. Индонезия считается экспертами одним из активно развивающихся рынков авиаперевозок в регионе. В 2019 г. число индонезийских авиапассажиров составило почти 77 млн чел.24 Однако в 2020 г. этот показатель снизился до 28 млн чел. Очевидно, что падение вызвано пандемией COVID-1925.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует, что к 2034 году Индонезия войдет в пятерку крупнейших мировых рынков авиаперевозок. По прогнозам, к 2034 году количество новых индонезийских авиапассажиров вырастет на 132 млн чел. по сравнению с 2014 г. 26

Серьезной проблемой индонезийской авиации по-прежнему остаются вопросы безопасности. Несколько крупных аварий создали индонезийскому воздушному транспорту репутацию наименее безопасного в мире. Индонезийская авиация сталкивается с многочисленными проблемами: плохо

обслуживаемой, устаревшей и зачастую

перегруженной инфраструктурой; человеческим фактором; неблагоприятными погодными условиями; дымкой, вызванной пожарами на плантациях; пеплом, извергаемым

многочисленными вулканами.

В Индонезии насчитывается 673 аэропорта, 186 из которых имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием, а 487 — грунтовые взлетно-посадочные полосы27. Также в Индонезии насчитывается 76 вертолетных площадок28. Главным воздушным транспортным узлом страны служит международный аэропорт Сукарно-Хатта (Джакарта). Он же является крупнейшим аэропортом страны. В 2010—2018 гг. он был самым загруженным аэропортом Юго-Восточной Азии и превосходил по пассажиропотоку такие гиганты, как Суваннапхум (Бангкок, Таиланд) и Чанги (Сингапур). В 2019 г. аэропорт несколько утратил свои позиции, но тем не менее занимал 25-е место в мире по загруженности29. В 2020 году суммарный пассажиропоток пяти крупнейших индонезийских аэропортов — Сукарно-Хатта (Джакарта, Ява); Джуанда (Сурабая, Ява); Нгурах-Рай (Бали); Султан Хасануддин (Макассар, Сулавеси) и Куаланаму (Медан, Суматра) — составил больше 56% общего пассажиропотока страны30.

В Индонезии действуют 22 регулярные авиакомпании, которые перевозят свыше 30 пассажиров за рейс, и 32, которые перевозят 30 или менее пассажиров за рейс, а также чартерные авиакомпании.

По состоянию на 2015 г. доля авиакомпании Lion Air на внутреннем рынке авиаперевозок составляла 41,6%. Garuda Indonesia занимала второе место с долей в 23,5%. Sriwijaya Air была на третьем месте с долей рынка 10,4%. За ней следуют лоукостер Citilink (дочерняя компания Garuda) 8,9% и ближнемагистральная компания Wings Air, «дочка» Lion Air — 4,7%. Доля индонезийского филиала малазийской бюджетной авиакомпании AirAsia составляла 4,4%.

В целом, львиная доля индонезийского рынка внутренних авиаперевозок контролируется в настоящее время двумя группами: Lion Air (43%) и Garuda Indonesia (37%)31.

21 Jakarta-Bandung high-speed railway project delayed amid pandemic. https://www.thejakartapost.com/news/2020/04/15/jaka rta-bandung-high-speed-railway-project-delayed-amid-pandemic.html (10.04.2021)

22 Jakarta-Bandung high-speed railway makes steady progress amid COVID-19 pandemic. https://www.globaltimes.cn/content/1196431.shtml (10.04.2021)

23 Завершен монтаж крыши основной конструкции здания первой станции ВСЖД Джакарта-Бандунг. http://russian.peopledaily.com.cn/n3/2021/0501/c3152 0-9845974.html (12.04.2021)

24 Economic Indicators. Monthly Statistical Bulletin. December 2020. P. 182

25 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly

Statistical Bulletin. December 2020. P. 182

26 Passenger forecast estimates 7 billion by 2034. https://airlines.iata.org/agenda/passenger-forecast-estimates-7-billion-by-2034 (14.04.2021)

27 CIA World Factbook. Indonesia. https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/indonesia/ (10.04.2021)

28 I CIA World Factbook. Indonesia. https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/indonesia/ (10.04.2021)

29 List of airports in Indonesia. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_airports_in_Indo nesia (дата обращения: 10.04.2021)

30 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly Statistical Bulletin. December 2020. pр. 178,182. 31List of airlines of Indonesia. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_airlines_of_Indo nesia (10.04.2021)

В Индонезии бывают определенные периоды времени — Пуланг Кампунг (в переводе с индонезийского «возвращение домой»), когда происходит массовая миграция жителей больших городов в родные населенные пункты во время или перед большими праздниками, особенно в Идул Фитри — окончание священного месяца Рамадан (май). Главные проблемы возникают в крупнейшей городской агломерации — Большой Джакарте. Миллионы людей выезжают из города различными видами транспорта, перегружая железнодорожные станции, аэропорты, автомагистрали и дороги. Особому давлению подвергается платная трансъяванская магистраль и шоссе, идущее вдоль северного побережья Явы. По некоторым оценкам, только на грунтовые дороги в этот период выезжает порядка 33 млн чел. Спрос на билеты на поезда и самолеты повышается за месяц-два до Идул Фитри, что приводит к резкому росту цен на наиболее востребованные дни. Авиакомпании вводят дополнительные рейсы или используют более крупные самолеты, чтобы справиться со спросом. Индонезийский железнодорожный оператор Kereta Api Indonesia обычно предлагает дополнительные поездки или вводит поезда с б0льшим количеством вагонов. Частные операторы междугородних автобусов обычно в этот период взвинчивают цены на билеты. Миллионы автобусов, автомобилей и мотоциклов забивают дороги и автомагистрали, создавая многокилометровые пробки.

Пандемия COVID-19

Индонезия, как и другие страны мира, в 20202021гг. подверглась жесточайшему воздействию пандемии COVID-19. На конец сентября 2021 г. в Индонезии зафиксировано свыше 4,2 млн. заболевших. Свыше 140 тыс. человек умерли. По распространению коронавирусной инфекции к середине октября 2021 г. Индонезия находилась на 14-м месте в мире32.

Пандемия внесла свои коррективы практически во все аспекты экономической и социальной жизни страны. Объем ВВП в 2020 г. уменьшился на 2,1% по сравнению с 2019 г., при том, что в 2011-2019 гг. среднегодовые темпы роста ВВП превышали 5%33.

Экономические проблемы не могли не отразиться на транспортном секторе. Так, пассажиропоток на внутренних авиарейсах в 2020 г. упал в 2,6 раза, а международный поток авиапассажиров сократился более чем в 5 раз по сравнению с 2019 г.34 Межостровной грузооборот четырех крупнейших морских портов (Танджунг Приок, Танджунг Перак, Белаван и Макасар) в 2020 году снизился на 15% по сравнению с 2019 г.35. Пассажиропоток на железных дорогах страны упал

в тот же период в 2,5 раза, а грузооборот сократился на 16%36.

В условиях пандемии сложно пока прогнозировать дальнейшее развитие

экономической ситуации в Индонезии. Однако уже ясно, что часть амбициозных планов индонезийского руководства в транспортной сфере будет пересмотрена, а некоторые наиболее дорогие проекты и вовсе могут быть заморожены. Весьма вероятен затяжной социально-экономический кризис. Поэтому от того, насколько быстро страна восстановится после пандемии COVID-19 и насколько эффективно власть справится с ее последствиями во многом зависит дальнейшее развитие экономики страны и транспорта, в частности.

Литература / References

1. Indikator Ekonomi Desember 2020/ Economic Indicators December 2020. Buletin Statistik Bulanan / Monthly Statistical Bulletin. Jakarta, 2021.

2. Statistik Indonesia 2021 / Statistical Yearbook of Indonesia 2021. Jakarta, 2021.

3. Акимов А.В. Морской транспорт Азии: краткий статистический очерк. «Восточная аналитика». Вып. 3 2020 г. М., ФГБУН ИВРАН

4. Ефимова Л.М. Индонезийская «Морская ось мира» и китайский «Морской шёлковый путь 21 века». Вестник МГИМО-Университета, издательство МГИМО (У) МИД России. М., 2015. том 6, № 45

Электронные ресурсы / Electronic sources

1. Achievement unlocked: Transjakarta breaks record for serving one million customers in a day https://www.thejakartapost.com/news/2020/02/05/achi evement-unlocked-transjakarta-breaks-record-for-serving-one-million-customers-in-a-day.html

2. CIA World Factbook. Indonesia. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/id.html

3. Coronavirus. Indonesia. https://www.worldometers.info/coronavirus/country/in donesia/.

4. Indonesia to Build 3,000 Km Toll Roads Until 2024. https://theinsiderstories.com/indonesia-to-build-3000-km-toll-roads-until-2024/

5. Jakarta to Bandung High-Speed Rail. https://www.railway-technology.com/projects/jakarta-to-bandung-high-speed-rail/

6. Jakarta-Bandung high-speed railway project delayed amid pandemic. https://www.thejakartapost.com/news/2020/04/15/jaka rta-bandung-high-speed-railway-project-delayed-amid-pandemic.html

32 Coronavirus. Indonesia. https://www.worldometers.info/coronavirus/country/in donesia/. (20.10.2021)

33 Statistical Yearbook of Indonesia 2021. Pp. 1-2.

34 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly

Statistical Bulletin. December 2020. Pp. 182-183.

Показатели прибытия.

35 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly Statistical Bulletin. December 2020. p. 176.

36 Рассчитано по: Economic Indicators. Monthly Statistical Bulletin. December 2020. p. 184.

7. Length of roads in Indonesia in 2019. https://www.statista.com/statistics/978198/indonesia-length-of-streets-by-type/

8. List of airlines of Indonesia. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_airlines_of_Indo nesia

9. List of airports in Indonesia. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_airports_in_Indo nesia

10. MRT Jakarta (North-South Corridor). https://kppip.go.id/en/priority-projects/public-transportation/mrt-jakarta-north-south-corridor/w

11. Passenger forecast estimates 7 billion by 2034. https://airlines.iata.org/agenda/passenger-forecast-estimates-7-billion-by-2034

12. Rank Order — Waterways. The World Factbook. Central Intelligence Agency. Retrieved 2

April 2018.

https://www.cia.gov/library/publications/the-world-

factbook/rankorder/2093rank.html

13. RI to adopt ITS gradually starting in 2012. https://en.antaranews.com/news/74080/ri-to-adopt-its-gradually-starting-in-2012

14. The World Factbook. CIA. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/id.html

15. TransJakarta, the oldest BRT system in Southeast Asia is participating to Busworld. https://devirsaati.com/transjakarta-the-oldest-brt-system-in-southeast-asia-is-participating-to-busworld

16. World Bank. https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL7lo cations=ID

17. http://www.finmarket.ru/news/5288910

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.