Научная статья на тему 'Высокие отношения'

Высокие отношения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Басина

Российский бизнес пока не слишком торопится в «облака». И на то есть некоторые резоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высокие отношения»

Наталья Басина

Высокие отношения

Российский бизнес пока не слишком торопится в «облака». И на то есть некоторые резоны.

Строго говоря, руководители предприятий в нашей стране никогда не ставили под сомнение пользу информационных технологий. Главной темой дискуссий оказывался скорее поиск наиболее эффективных способов укоренения достижений глобальной индустрии ИТ на местной почве, но уж точно не смысл этого занятия как таковой. Персональные компьютеры — символ 90-х. «Тяжелые» системы корпоративной автоматизации — явные фавориты 2000-х. Автоматизированные средства управления отношениями с клиентами — хит первого десятилетия нового века. Мобильные технологии — мода нынешняя.

В России никто и никогда всерьез не пытался спорить с глобальными трендами. Их изучали, копировали, адаптировали и применяли. В меру способностей и возможностей. И только все более популярные ныне «облачные вычисления» оказались поводом для жарких споров о том, следует ли без оглядки бросаться в объятия новой метафоры потребления ИТ-сервисов и управления ими.

«Облака» — явление интересное и динамичное. Причем есть ощущение, что изучать их удобнее всего на некотором отдалении. Вот почему «Бизнес-журнал» решил сделать несколько «отступлений». То есть буквально — несколько раз переместиться на новую позицию и пристрастно взглянуть

на то, чем манят предпринимателем и топ-менеджеров евангелисты «облачной» культуры.

Первое лирическое отступление,

в котором речь пойдет о предыстории «облаков» и о том, почему первая попытка предложить корпоративным потребителям новую метафору управления информационными технологиями провалилась.

В конце 90-х российские специализированные издания, посвященные информационным технологиям, торжественно преподнесли аудитории модную заграничную новинку — ASP. Ничего удивительного: эффектные аббревиатуры благодаря бурному развитию Интернета сыпались тогда как из рога изобилия. Продвинутые топ-менеджеры только-только выучили аббревиатуры b2b и b2c, к месту и не к месту заменяя ими мгновенно потускневшие понятия «корпоративный сегмент» и «потребительский рынок», — и вот вам, пожалуйста, очередная забава.

Десятки статей, представлявших собой по большей части переводы отчетов американской исследовательской компании IDC, специализирующейся на изучении рынка ИТ, рассказывали о перспективах application service providers — нового поколения поставщиков программного обеспечения, которые вот-вот начнут предоставлять по-

бизнес-журнал ноябрь #11 2011

35

г

требителям (прежде всего предприятиям) коммерческий софт не в виде «коробок» и классических лицензий (не говоря уже о тягостном внедрении) — а как интернет-услугу.

Именно в ту пору появились и «народные» объяснения смысла такого подхода (которые впоследствии — и не без основания — начали применять поставщики услуг ИТ-аутсорсинга). Дескать, ни магазин, ни фабрика по производству одежды, ни банк не строят для начала собственную ГЭС, чтобы обеспечить себя электричеством. И не сооружают собственный автономный водопровод, а просто подключаются к коммунальным

I Главный «облачный» лозунг: магазины, фабрики и банки не строят для себя собственные ГЭС, а подключаются к коммунальным сетям. Точно так же следует поступить и с ИТ щщ

сетям. Так зачем обременять бизнес такими непрофильными активами, как информационные технологии — с этими бесконечными серверами, проводами, базами данных, отдельными комнатами для оборудования, сисадминами, директорами по ИТ и поставщиками, программистами, инженерами?

Зачем тратить ежегодно растущие суммы ради поддержания в каждой фирме целого вычислительного центра (а то и НИИ — в случае крупного холдинга), если главная задача — всего лишь предоставить сотрудникам возможность работать с определенным набором программных продуктов? Стоит ли городить «ИТ-электростанции» и «ИТ-водопроводы», когда вот он — Интернет, позволяющий получать доступ к софту и услугам по его настройке через Сеть, доверив все заботы по сопровождению серверов и работоспособности приложений специализированному провайдеру?!

Идея была красивая. И правильная. Разве что... даже для развитых стран — чуть-чуть несвоевремен-

ная. Не говоря уже о российском бизнесе, вступившем после кризиса 1998 года в «золотое десятилетие». В общем, все в точности так, как рисуют на своих знаменитых графиках цикла зрелости технологий эксперты другой американской исследовательской компании — Gartner.

Каждая новинка переживает первый быстрый взлет (hype), сопровождающийся явно перегретыми ожиданиями по поводу перспектив и отдачи. Затем следует первое же разочарование, после чего прорывная технология дорабатывается и выстраивается необходимая инфраструктура. Вот тут-то начинается (если технология и правда хороша, а главное, не стала жертвой другой, более прогрессивной новинки, какого-нибудь «killer application») уже мощный рыночный подъем, сменяющийся спокойным «плато» (когда технология становится массовой и обыденной).

В развитых странах, и прежде всего в США, идеи потребления программного обеспечения как услуги были сброшены с первого «хайпа» знаменитым крахом доткомов, случившимся в марте 2000 года. Термин ASP и идея поставки софта как интернет-услуги поднялись на первый пригорок в условиях массовой эйфории по поводу перспектив интернет-компаний. Венчурные инвесторы выстраивались в очередь, чтобы вложить очередные миллионы долларов в никому не известную компанию, название которой соответствовало ее сетевому домену .com (по-английски «dot com» — отсюда и «доткомы»). В бумаги новоявленных стартапов помещали свои капиталы и опытные биржевые спекулянты, и «домохозяйки», то есть рядовые инвесторы.

Чем закончилась эта история (а точнее, истерия), хорошо известно. Перегретый рынок, превратившийся в пузырь нереализованных ожиданий, лопнул. Как следствие, упал и интерес к ASP. «Вот видите, — говорили консервативные представители бизнеса, — потому-то мы и строим свои собственные вычислительные центры, инвестируем в ИТ-отделы и держим все

г

необходимые компьютерные ресурсы на балансе компаний. А что случилось бы, размести мы свои корпоративные приложения (и уж тем более данные!) в этих неустойчивых интернет-фирмеш-ках, основанных гиками в драных джинсах и обанкротившихся у всех на глазах?»

Другой причиной охлаждения к ASP (и синонимичной модели software on demand, или «программное обеспечение по требованию») стала неразвитость инфраструктуры связи. Даже в США. Потребовалась еще целая пятилетка, чтобы широкополосный доступ в Интернет стал дешевым, повсеместно доступным и достаточно надежным «коммунальным сервисом», льющимся из сетевой розетки так же, как ток — из электрической, а вода — из крана.

Наконец, ведущие поставщики так называемого проприетарного программного обеспечения, обслуживавшие крупный и средний бизнес, не торопились менять модель взаимоотношения с заказчиками. А последние были лишены возможности маневра. Крупные вендоры и авторитетные поставщики ИТ-сервисов, интегрировавшие типовые приложения в жизнь конкретной организации — это некоторая гарантия. Да и прежние многолетние инвестиции в собственное ИТ-хозяйство терять никому не хотелось.

В итоге первое десятилетие XXI века прошло во всем мире скорее под консервативными знаменами ИТ-аутсорсинга. Некоторые элементы, а то и корпоративные информационно-технологические инфраструктуры целиком (как непрофильные с точки зрения основного бизнеса предприятий-заказчиков), в обрамлении долговременных контрактов и четких соглашений об уровне поставляемых услуг (неотъемлемые качества аутсорсинга, в отличие от банальных подрядных отношений с внешними поставщиками) передавались в управление специализированным провайдерам ИТ.

Однако доминирующим это направление так и не стало. Несмотря на все достигнутые успехи. Большинство компаний во всем

мире продолжало модернизировать собственные ВЦ, расширять штаты «айтишников» и применять программное обеспечение в прежней модели «купили — внедрили — запустили», «купили обновления — внедрили — запустили», «заказали внесение изменений — купили — внедрили — запустили», «решили перейти на новую версию — купили — внедрили — запустили». А попутно на каждом из этих шагов — обучали персонал, нанимали новых специалистов, учили имеющихся и стойко переносили все тяготы (не говоря уже об издержках) непрекращающейся автоматизации бизнеса.

В России же... В России бизнес тратил на ИТ много, бестолково — и все в той же логике «натурального хозяйства». Причин тому было множество. Неразвитость инфраструктуры, «местные особенности», а главное — возможность добиваться заданных темпов роста при помощи иных, куда более грубых инструментов, чем информационные технологии, традиционно выступающие в роли средств тюнинга, тонкой настройки бизнеса.

Однако в начале второго десятилетия нового века красивые идеи ИТ как интернет-услуги начали вдруг стремительно взбираться на новую высоту. «Виновников» второго, теперь уже вполне серьезного пришествия новой метафоры оказалось с избытком. Повсеместное проникновение

кк После знаменитого краха доткомов, случившегося в марте 2000 года, идея потребления программного обеспечения как услуги на несколько лет утратила свое очарование ^^

услуг широкополосного доступа, массовое распространение мобильных устройств вроде смартфонов и планшетов, представляющих собой прежде всего терминалы для доступа к сетевому контенту и услугам... Как говорится, «все сложилось». К тому же глобальный рынок ИТ изрядно поработал с брендингом: появился эффектный термин cloud computing — «облачные вычисления», или попросту «облака».

Второе лирическое отступление,

которое одновременно можно считать отступлением техническим, вызванным явным неумением поставщиков ИТ просто объяснять сложные вещи, в том числе — происхождение и смысл новых терминов, которыми пестрит «птичий» язык специалистов в сфере автоматизации бизнеса.

Зайдите на любую конференцию, посвященную применению

Показания защиты

Преимущества «облачных» технологий чаще всего подаются как ответ на стремление компаний к построению экономически более эффективной и гибкой инфраструктуры. Проще говоря, то, чего предприятия не могут добиться с помощью традиционных ресурсов ИТ-инфраструктуры, они могут получить в «облаке» — либо с лучшим качеством, либо по лучшей цене, либо — в комбинации обоих «бонусов».

«На пальцах» объяснения звучат так: организация может построить собственный новый центр обработки данных за 100 млн долларов. А может не строить ничего, приобретая все необходимые услуги для обеспечения тех же операций в «облаке».

Сторонники новой модели уверяют: экономические преимущества «облачных» вычислений обнаруживаются в нескольких измерениях. Во-первых, «облака» способствуют повышению эффективности использования активов благодаря формированию так называемой разделяемой ИТ-инфраструктуры. Во-вторых, «облачные» вычисления приводят к рационализации использования услуг: потребляются только те сервисы, которые необходимы клиенту; при этом нет необходимости копить собственные ресурсы про запас — например, на случай экстренного роста загрузки оборудования. Как следствие, в-третьих, методология doud romputing подается как способ оптимизации систем корпоративного управления (вплоть до суперпрогрессивных моделей в духе «все из облака», когда предприятие не обременено никакими непрофильными активами, кроме тех, что связаны с центром генерации прибыли, «ядром» (core) бизнеса).

бизнес-журнал ноябрь #11 2011

37

г

кк Популярности «облаков» способствовало повсеместное распространение широкополосного доступа в Интернет, который стал дешевым и надежным «коммунальным сервисом» щщ

«облаков» в бизнесе. Докладчики мечут в зал цифры, бьют прямой наводкой огромными слайдами из крупнокалиберных проекторов. Но аудитория чаще всего грустит и с недоверием выслушивает агитки спикеров. Все дело в том, что «айтишники» в очередной раз совершают традиционную ошибку А именно — разговаривают с потенциальными заказчиками на своем собственном диалекте.

Вот, например, откуда взялся сам термин «облака»? Все ведь началось... с рисунков. Вернее, с укрупненных схем информационных систем, так или иначе использующих ресурсы Интернета. На схемах этих Сеть принято было изображать в виде этакого облачка. Понимая, что в этой самой «облачности» таится много чего. От развлечений,

социальных сетей и возможности скачать новый софт — до услуг по хранению и обработке данных, осуществлению высокопроизводительных вычислений, размещению программных приложений и организации доступа к ним.

Лет десять назад облачко на подобных эскизах было маленьким. Потому что многого хотело, но не все еще могло. Теперь же оно уверенно растет, захватывая те части технических схем, которые прежде традиционно располагались на территории предприятий — заказчиков ИТ.

Сильно ли изменилось содержание нового термина по сравнению с ASP из нашего первого лирического отступления? Если честно — разительно.

Чтобы не утомлять читателя и не уподобиться представителям рынка ИТ, остановимся лишь на ключевых различиях.

В случае с моделью application service providers речь шла о предоставлении каждому потребителю своей собственной, персональной копии приложения (например, CRM-системы или программы автоматизации экономической деятельности), размещенной на техно-

Уёхали в «облако»

Группа компаний «Рольф», крупный российский импортер и продавец автомобилей иностранных марок, заключила договор с российским офисом НР на перевод всей своей ИТ-инфраструктуры в «облако».

Еще в середине 2010 года департамент ИТ «Рольфа» взялся за решение задачи модернизации и трансформации технологической инфраструктуры. Компания стремилась снизить издержки на ИТ и избежать значительных капитальных затрат в процессе модернизации используемых решений. Кроме того, требовалось обеспечить необходимую гибкость и масштабируемость, позволяющую при необходимости наращивать или, напротив, «сжимать» потребляемые ИТ-мощности в зависимости от потребностей бизнеса.

«Облачные» технологии оказались единственным доступным ныне способом добиться поставленных целей. Как следствие, по итогам двухэтапного тендера поставщиком операционной среды и сервисов стала HP.

— Решение перейти от собственной ИТ-инфраструктуры к «облачной», предоставленной провайдером, далось нелегко, — признавался после запуска проекта директор по ИТ ГК «Рольф» Михаил Кондратьев. — Пришлось ломать собственные стереотипы и привычки. Но цифры и факты — упрямая вещь. В нашем случае такое решение оказалось целесообразным как с точки зрения экономической, так и с точки зрения технических рисков и управляемости. Выбор был долгим и тщательным. Мы потратили 9 месяцев на технический анализ, подготовку бизнес-кейса и проведение тендера, прежде чем принять окончательное решение.

По словам Кондратьева, руководители «Рольфа» подробно изучили опыт европейских заказчиков компании, которые успешно работают с «облачными» ресурсами.

В рамках проекта запланирован полный вывод из эксплуатации собственного дата-центра «Рольфа». В «облако» будут вынесены все бизнес-приложения, включая ERP, порталы и электронную почту.

— До этого момента, — отмечает генеральный директор НР в России Александр Микоян, — еще ни одна большая компания в России не переводила в «облачную» инфраструктуру стороннего провайдера все свои ИТ. Это знаковая сделка как по своим масштабам, так и по значимости для рынка в целом.

логической площадке провайдера (а не на собственном сервере заказчика). «Облачным» аналогом ASP в «облачную» эпоху является SaaS — software as a service, или «программное обеспечение как услуга». Однако в случае с SaaS одним приложением могут пользоваться несколько клиентов. В этом смысле программа становится действительно «коммунальным» ресурсом. При этом заказчик не покупает, как прежде, лицензию и код программы, а просто пользуется ею как услугой на согласованных с поставщиком условиях.

Впрочем, куда важнее, что в «облачной» метафоре обнаруживаются еще два краеугольных камня. Это платформа (PaaS) и инфраструктура (IaaS) как услуга.

Зачем понадобилось усложнять? Если присмотреться внимательно, речь идет как раз об упрощении, «разделении смыслов». Программное обеспечение само по себе существовать не может. Софт (особенно корпоративный) работает с данными. Странно использовать ПО как услугу, но при этом тратиться на поддержание информации, обеспечение ее безопасности и доступности самостоятельно. Это означало бы новые серверы, системы хранения, проекты по внедрению, резервирование мощностей на случай пиковых нагрузок, резервные площадки, наем специалистов... То есть издержки, издержки и еще раз издержки. Так не передать ли все эти задачи тоже в «облако»?

Утвердительный ответ ныне звучит вполне логично. Тем более что у крупных профессиональных провайдеров «облачных» услуг такие ресурсы (скажем, стоимость арендуемых серверов или объемов памяти) куда дешевле — благодаря «эффекту масштаба». Например, известная большинству в качестве книжного интернет-магазина компания Amazon.com стала сегодня одним из ведущих глобальных поставщиков «облачных» серверов. Арендуя у нее серверы, заказчик может в разы (!) снизить издержки — по сравнению с поддержанием аналогичной конфигурации оборудования на своей территории.

г

Третий столб в фундаменте «облачной» конфигурации ИТ-сервисов — платформа как услуга. Программные продукты, решающие утилитарные задачи, требуют не только соответствующего «железа» и технических средств для хранения данных. Чаще всего они выступают в роли верхушки айсберга, большая часть которого (а именно платформа — скажем, рекомендованная комбинация сервера базы данных и промежуточного ПО) скрыта от пользователя, которому, строго говоря, все равно, «как это работает».

Гулять так гулять. Если и софт, и «железо» уходят в «облака», то почему бы не сделать то же самое еще и с платформами? Утвердительным ответом на этот вопрос становится PaaS, платформа как услуга.

Рынок «облачных» сервисов представлен ныне тысячами компаний — от маленьких и специализированных до гигантских и широкопрофильных, предлагающих полный комплекс решений: и SaaS, и PaaS, и IaaS. Так, например, действует Microsoft, стратегия которой на новом, динамично развивающемся рынке сводится к простому тезису: корпорация готова предложить заказчикам абсолютно все необходимые им сервисы в своей «облачной» экосистеме.

Впрочем, сегодня многие эксперты говорят о том, что «облачную» птицу-тройку хорошо бы переформатировать в «квадригу», добавив еще один базовый элемент — HaaS, или «human resources as a service». Дорогие серверы, расходы на очередные ИТ-проекты — все это не самое страшное в прежней, «натурально-хозяйственной» парадигме потребления ИТ-сервисов. Куда хуже другое. Сложность и динамика технологий растут экспоненциально. И для того, чтобы эффективно управлять ими, требуется все больше высококвалифицированных специалистов, которых на всех заказчиков не хватит по определению. Между тем провайдеры «облачных» сервисов концентрируют на своих площадках лучшие профессиональные кадры. И услуги, экспертизу этих людей тоже можно получить из «облака».

Проще говоря, налаживать работоспособность корпоративной базы данных будут не вчерашние студенты, окончившие «курсы молодого бойца», а в идеале — разработчики системы. И отвечать перед руководством предприятия за работоспособность системы будут не «айтиш-ники» (своей зарплатой), а крупные и известные поставщики «облачных» сервисов (своей репутацией, доходами, а часто — и биржевыми котировками). Такой мотивации у провайдеров ИТ-сервисов, если разобраться, прежде не было. А это на руку клиентам.

— Рынок ИТ, — подтверждает председатель совета директоров компании «АйТи» Тагир Яппаров, — не может развиваться в рамках нынешней экстенсивной парадигмы, основанной на постоянном привлечении все большего количества специалистов, задействованных в процессах автоматизации — внедрения и сопровождения, поддержки информационных систем. А значит, вполне естественной выглядит перспектива развития тех направлений, где технологизированные процессы или модели помогут снизить количество вовлеченных людей. Главное мерило и классического аутсорсинга, и «облаков» — именно люди. В России — в том числе. Люди начинают стоить в нашей стране все дороже. А в некоторых отраслях это уже главная статья издержек для предприятий.

Третье лирическое отступление,

которого не будет, поскольку пропаганда эффективности «облачных» технологий — задача поставщиков ИТ, а не журналистов.

Ну, почти не будет. Во-первых, потому что многие преимущества и правда очевидны — по крайней мере для предприятий, находящихся в условиях реальной конкуренции, а не эксплуатирующих «грубые» методы достижения первенства вроде «окон» на таможне, административного ресурса, безграничных возможностей экстенсивного роста вместе с расширяющимся рынком, монопольного положения и иных прелестей, позволяющих вообще на задумывать-

Ml

I В России ИТ все еще не воспринимаются как источник конкурентных преимуществ. Бизнес добивается своих целей при помощи куда более грубых инструментов ^^

Реклама Почтовая лицензия № 73228

ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКА

Срочная доставка по городу, России и миру

Москва, Варшавское ш., д. 13Б, стр. 1

Отдел продаж (495) 956-24-54 745-01-53

Вызов курьера (495) 728-41-51 925-55-88

www.garantpost.ru 8-800-200-65-65

звонок бесплатный

г

£ £ Сложность технологий растет экспоненциально. Для того, чтобы эффективно управлять ими, требуется все больше профессионалов. Которых на всех заказчиков не хватает ^^

ся над тем, насколько эффективным образом построено управление ИТ на предприятии.

Во-вторых, потому что «общих» ответов на самом деле нет, а обсуждение методик оценки реальной отдачи от перевода ИТ в «облака» потребовало бы не то что журнальной статьи — целой монографии (каковые и появляются теперь на русском языке как грибы после дождя, избавляя нас от пересказа содержания увесистых томов).

В-третьих, этого лирического отступления не будет, поскольку оно не требуется современным менеджерам. Причем не только совсем юным представителям «поколения Y» или «генерации большого пальца», но и последним (и вовсе не старым пока еще) волнам «поколения Х», использующим планшеты и смартфоны на платформе Apple или Android. Контакты, справочные данные, необходимые каждый день файлы и документы миллионы бизнес-пользователей уже хранят в «облаках». И для них нет ничего более естественного, чем трансформировать точно таким же образом мир корпоративных ИТ.

Ну а в-четвертых, нам повезло. Президент Microsoft в России Николай Прянишников специально для этого номера «Бизнес-журнала» написал статью, в которой подробно представил руководителям российских предприятий все выгоды применения «облачных» решений.

А потому начинаем...

Четвертое и последнее лирическое отступление,

в котором речь пойдет о тех неприятных вопросах, что все чаще задают акционеры и топ-менеджеры российских предприятий, примеривающиеся к «облачным» вычислениям.

Согласно многочисленным исследованиям (в частности, проведенному в 2010 году опросу Vanson Bourne), наибольшие опасения, связанные с применением «облаков», вызывают у заказчиков ИТ — в порядке убывания остроты — такие параметры, как безопасность, пропускная способность каналов и управление.

В России аналогичные исследования дают схожую картину Проблема только в том, что в нашей стране заказчик (за единичными исключениями в крупном и среднем бизнесе) пока лишь присматривается к новомодной метафоре. «Российский рынок сегодня экспериментирует с виртуализацией1, — справедливо отмечает глава представительства CA в России и странах СНГ Сергей Никифоров, — тогда как в западных компаниях уже активно пользуются результатами ее внедрения: сокращением роста парка вычислительных машин, уменьшением потребления энергии, повышением полезной нагрузки центров обработки данных и сокращением капитальных расходов».

Корпоративный клиент в нашей стране осторожный. Он требует ответов заранее. И не слишком склонен к экспериментам. Впрочем, в этом есть смысл. Пусть сначала иностранцы набьют себе шишек. А мы пойдем проторенным путем (как бывало уже не раз, напоминают «апологеты отсталости»). «Очевидно, что в России компании медленно, но уверенно продвигаются на пути внедрения «облачных» технологий, - продолжает

1Еще один термин, который «айтишники» упорно не хотят переводить на язык бизнеса. А ведь все просто! Это всего лишь способ использования вычислительных ресурсов, позволяющий добиться преимуществ (в самых разных измерениях — от скорости, надежности и доступности до снижения стоимости) по сравнению с типовой конфигурацией. В рамках модели виртуализации не важно, из каких частей, в какой именно точке планеты или в каком конкретно физическом воплощении присутствуют вычислительные мощности, необходимые клиенту. Важно, что есть компании-провайдеры, технологии и тиражируемые услуги, позволяющие потреблять эти ресурсы как сервис.

Никифоров. — Эта тенденция позволит им использовать все преимущества виртуализации: снижение затрат и потребляемой энергии, динамичность бизнеса и информационных технологий, эффективность управления, способность быстро реагировать на изменения рыночных условий и улучшение качества предоставляемых услуг».

Возможно, руководители российских организаций и правы. Ведь даже представители рынка ИТ вынуждены честно фиксировать некоторые недомолвки в набирающей день ото дня обороты «облачной» пропаганде. В частности, далеко не все ясно с безопасностью приложений и данных, размещаемых в «облаках» — особенно на фоне крупных аварий «облачных» дата-центров и растущей активности киберпреступников.

Руководитель лаборатории «облачных» и контентных технологий «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин полагает, что главным вопросом, на который провайдеры cloud-сервисов еще не дали убедительного ответа заказчикам, остается именно надежность защиты конфиденциальных данных пользователей «облачных» услуг. В итоге до сих пор отношения строятся преимущественно на доверии заказчиков к провайдерам. А это все-таки не настолько крепкая почва, как универсальные стандарты и отработанные соглашения о качестве предоставляемых услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Пока в России направление SaaS только начинает активно развиваться, что, конечно же, рождает множество споров по поводу безопасности, сохранности данных и т. п., — соглашается председатель правления группы компаний SPIRIT Андрей Свириденко. — Одни специалисты считают безопасность аргументом в пользу развертывания ИТ на площадке предприятий-заказчиков против SaaS. Другие же, наоборот, считают SaaS вполне безопасным решением. В качестве примера можно привести такой популярный сейчас сервис SaaS, как Skype. Потенциально он прослушивается АНБ США, но большинство корпоративных клиентов в России «прослушка»

г

со стороны далекого иностранного ведомства беспокоит меньше, чем возможная утечка информации к близким провайдерам, имеющим экономические интересы в РФ.

Дешевле ли «облака» по сравнению с «домашним» ИТ-хозяйством? Заместитель директора по науке и развитию компании «ИВК» Валерий Андреев уверен: следует учитывать интересы небольших (в том числе стартующих) предприятий, еще не успевших обрасти избыточным технологическим «наследством», — и крупных компаний. «Теоретически стартапу хорошо было бы начинать прямо с «облака», — поясняет Андреев. — Но даже для него затраты, пожалуй, пока великоваты (если не считать сервисов SaaS, где предоставляются уже готовые приложения). Скорее всего, на некотором этапе развития бизнеса действительно становится дешевле уйти «в облака», чем продолжать поддерживать и наращивать свою собственную информационную инфраструктуру. Но как измерить этот предел? Боюсь, что не так уж

и много бизнесов в России отвечают этому еще не известному пределу...».

А в некоторых случаях нельзя без оглядки утверждать, что «облачные» решения более производительны, чем традиционные. «Надо разделять, — продолжает Андреев, — теоретические возможности масштабирования и затраты, необходимые на повышение производительности до некоторого заданного уровня, когда все элементы информационной инфраструктуры уже развернуты и работают. Именно в этой сфере традиционные решения во многих случаях остаются более эффективными».

Директор департамента комплексных решений IBS Platformix Владимир Бабицкий настаивает, что технологические барьеры перехода к «облачной» модели по большому счету уже преодолены. Другое дело — «внутренние неопределенности системообразующих производителей ПО в определении размера доступного и обслуживаемого рынка в рамках новой модели». О чем речь?

кк I

I Пропагандируя «облачные» модели управления ИТ-сервисами, «айтишники» совершают традиционную ошибку, поскольку снова разговаривают с заказчиками на своем «птичьем языке» щщ

О том, что традиционные поставщики корпоративного софта все еще эксплуатируют десятилетиями оттачивавшуюся практику продажи приложений в виде лицензий (то есть — приобретения клиентами программных продуктов в собственность). Разумеется, все крупные игроки экспериментируют с «облачными» решениями. Но скорее потому, что боятся отстать от молодых да ранних, вроде американской Salesforce.com, основанной в 1999 году бывшим менеджером по продажам Oracle Марком Бениоффом и ставшей одним из лидеров рынка CRM-систем благодаря использованию модели

г

Mi

I Главное мерило и классического аутсорсинга, и «облаков»—именно люди. Кадры начинают стоить все дороже. В некоторых отраслях это главная статья расходов щщ

SaaS. При этом доходность аренды и объем «коммунальных» платежей от потребителей — все еще не слишком привычная для «старых» поставщиков бизнес-модель.

— Мне представляется, — говорит Бабицкий, — что, кроме традиционного и вполне оправданного консерватизма, существуют еще некоторые, пока ясно не осознанные опасения перед переходом к «облачному» типу потребления ИТ. Следуя явной и неявной логике представления технологического будущего основными участника-

ми процесса, ИТ завтрашнего дня выглядят как ограниченный набор «облачных» структур. Условно говоря, на рынке будут присутствовать тысяча частных корпоративных транснациональных «облаков» для компаний из списка Fortune, включая некоторые российские корпорации, сотня-другая национальных инфраструктур из, скажем, рейтинга 500 крупнейших предприятий России — и так в каждой стране или в каждом сообществе стран. Обслуживанием же средних и малых предприятий займутся сотня интернациональных провайдеров и по паре десятков локальных предприятий на территориях, обладающих мощными платформами размещения различных сервисов, их предоставления в пользование и соответствующего биллинга. А теперь представим себе, сколько в мире останется покупателей аппаратного обеспечения, прикладных

Сапожник и сапоги

Российский поставщик ИТ-сервисов компания IBS недавно сообщила о развертывании «облачной» вычислительной инфраструктуры. Поставщик решил... сам выступить в роли заказчика. В построенное «частное облако» будут переведены все прикладные информационные системы. Прежнюю же инфраструктуру планируется свернуть. Благодаря реализации проекта компания рассчитывает сократить расходы на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры как минимум на 25%. В частности, примерно в полтора раза должна сократиться (этот процесс, по данным «Бизнес-журнала», уже идет) численность обслуживающего персонала. Общий объем инвестиций в проект составил примерно $2 млн.

В IBS утверждают, что решение о модернизации ИТ-инфраструктуры было принято, исходя из двух основных предпосылок, характерных для большинства средних и крупных российских предприятий, — значительных изменений в технологиях и принципах построения эффективных ИТ-инфраструктур, произошедших за последние 3-5 лет, и физической изношенности существующего оборудования в связи с недофинансированием ИТ и увеличением сроков эксплуатации в период кризиса.

— Мы проанализировали ситуацию и поняли, что лучше не пытаться реанимировать существующую ИТ-инфраструктуру, а построить новую, по современным стандартам — «с нуля», — отмечает генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий. — Я уверен, что для многих российских компаний результаты подобного анализа были бы аналогичны, так что наш опыт для них может быть полезен. Жаль, что ИТ-специалисты часто не в состоянии толково, с цифрами разъяснить людям, распоряжающимся бюджетами, что, хотя бюджет на капитальное обновление инфраструктурной составляющей довольно велик, эти затраты быстро окупятся. Увы, реальные расчеты такого рода мало кто производит.

Кроме того, в IBS подчеркивают, что продолжение эксплуатации существовавшего оборудования привело бы к постоянному росту затрат на поддержание инфраструктуры и масштабирование систем, в то время как переход к «облачной» технологии гарантирует снижение затрат и повышение качества работы систем. В расчетах учитывались как разовые капитальные затраты, так и, главное, расходы на поддержку.

В настоящее время на ИТ-инфраструктуре компании IBS развернуто более 100 прикладных систем, обеспечивающих бизнес-процессы компании. К концу года должна завершиться миграция 70 бизнес-приложений компании в «частное облако». «Это даст нам совершенно другой уровень надежности и производительности, — говорит Мацоцкий. — Мы уже существенно сэкономили на амортизации после вывода и замены разнородного устаревшего оборудования. Уже в следующем году рассчитываем снизить эксплуатационные расходы на ИТ-инфраструктуру. Например, надеемся примерно в полтора раза уменьшить численность обслуживающего персонала».

программ, ПО «облачного» слоя и так далее... Мотивы, которым они будут следовать в процессе приобретения, а также критерии эксплуатации ИТ способны сильно изменить требования к разрабатываемым технологиям и маркетинговым подходам основных производителей. Хуже того — это и будет полный список работодателей! Наступит ли пенсия раньше этого светлого будущего — или пора заняться делом? Однако вполне вероятно, что развитие пойдет вовсе не по такому сценарию.

Впрочем, у заказчиков имеются вопросы куда более простые и жизненные; их интерпретирует руководитель исследовательского отдела компании «Рексофт» Сергей Кузнецов: «Как работать с «облачными» сервисами, если «кончился Интернет»? Как сменить поставщика услуги, не потеряв данных и не нанеся вред бизнес-процессам? Пока что у нас нет никаких гарантий того, что при переходе от одного провайдера к другому наш «бывший друг» обеспечит безболезненную передачу всех функций и доверенных ему данных новому поставщику. Ну и, наконец, остается вопрос неприкосновенности данных. Заказчики имеют все основания не доверять провайдерам в этом отношении. Потенциально клиенты могут передавать в «облака» огромные объемы коммерческой и персональной информации, утечка которой может иметь очень печальные последствия. И где гарантия того, что эти данные не попадут в третьи руки?

Как избежать подобных неприятностей? Эксперты советуют тщательно готовить соглашение о качестве предоставляемых «облачными» провайдерами услуг (SLA, service level agreement) и дают массу других советов — в том числе рекомендуют исследовать статистику аварий и сбоев нынешних корпоративных ИТ-инфраструктур, развертываемых на площадках заказчиков, не говоря уже об утечках данных из компаний. Среди других добрых пожеланий — тщательная проработка тарификации потребленных «облачных» услуг, формирование

г

четкой exit-стратегии (то есть досрочного прекращения контракта с текущим «облачным» провайдером и «переезда» к альтернативному поставщику) и фиксация на бумаге ответственности провайдера за сбои и невыполнение договорных обязательств — в первую очередь финансовой.

Но, исследуя подобные рецепты, легко сделать вывод: эпоха «ИТ из розетки» еще не наступила. А значит, и поставщикам, и потребителям «облачных» услуг придется потратить немало средств и сил, чтобы научиться договариваться (не говоря уже о соблюдении договоренностей).

А пока... Пока, по словам руководителя направления Oracle Exadata компании ФОРС Андрея Тамбовского, имеющаяся практика заключения договоров между клиентами и коммерческими центрами обработки данных предполагает прежде всего защиту интересов последних. При этом для получателя услуги остается совершенно неясным, что про-

изойдет, если по каким-либо причинам она не будет предоставлена. «Интересы клиента никак не защищены, — уверен Тамбовский. — А ведь для его бизнеса это может оказаться критичным и обернуться реальными убытками. Вот почему для того, чтобы завоевать доверие, провайдеры должны не только взять на себя определенные обязательства, но и отражать их в договоре. А для этого нужно обеспечить резервирование каналов связи, внедрение новейших технологических разработок в области безопасности, обработки и хранения данных и прочие необходимые условия».

— Честно говоря, — поддерживает директор WIT Company Владимир Комен, — я слабо верю в «облака» на нашей территории. Пока может приехать Управление «К», обесточить и увезти серверы, никакого доверия к нашим провайдерам не будет. А уж складывать туда критически важную для бизнеса информацию. Этого наверняка не станут делать крупные и средние

кк Корпоративный клиент в России осторожен. Он требует ответов заранее и не склонен к экспериментам: пусть сначала иностранцы набьют себе шишек! |

и

фирмы. Так, может быть, сегмент применения делового программного обеспечения по «облачной» модели адресован каким-нибудь совсем мелким индивидуальным предпринимателям, которым нужно вести простой учет, не нанимая бухгалтера и не покупая программу 1С? Вполне вероятно. Но вот хватит ли этих малых компаний для формирования достойного cashflow, способного прокормить весь «облачный» рынок?

Похоже, легкой дорога в «облака» не будет. Но увлекательным и даже многообещающим это путешествие можно считать уже сегодня. ■

Юбилей «САНФРУТ-Трейд»:

достижения, победы и новые планы ^ш

5 ноября «САНФРУТ-Трейд», производитель 100%-ых соков, нектаров и холодного чая, празднует 10-летие. За короткий период пройден большой путь от локального производителя соков до Компании, занимающей 4 место в отрасли.

История Компании начинается в 2001 г, с производства соков «Dario» формата I л. В 2005-2008 г.г. на заводе устанавливаются дополнительные производственные мощности для розлива соковой продукции в упаковку объемом 0,2 л., 0,5 л. и 2 л.

В 2006 г. появляется качественный, но недорогой соковый продукт «Фруктовый остров». В это же время реализуется первый проект Private Label — соки «ЭльФрутто».

Сегодня традиционно соки и нектары «САНФРУТ-Трейд» производятся по технологии, которая сохраняет натуральность спелых плодов, их вкус и аромат. Процесс полностью автоматизирован и проходит в стерильных условиях на заводе, оснащенном технологическими линиями Tetra Pak.

В 2011 г. Компания обновила свой премиальный продукт «Dario» и популярную марку «Красавчик». Улучшена рецептура соков и дизайн упаковок. Название сока на английском языке «Dario» передает современный динамичный характер марки, а цветовое решение логотипа подчеркивает ццею натуральности продукта. Также покупателям понравился яркий дизайн и функциональность упаковки «Красавчика» формы СКВЭР.

Имея сбалансированный портфель торговых марок, «САНФРУТ-Трейд» гибко реагирует на требования рынка. Специалисты Компании постоянно расширяют ассортимент.

Сегодня выпускается более 200 единиц номенклатуры продукции, в Компании трудится около 1000 специалистов. Продукция успешно продается на Урале, в Поволжье, Северо-Западной, Центральной и Южной

России, Западной Сибири. Недавно стартовали прямые поставки в Казахстан — Компания вышла за пределы России.

Генеральный директор «САНФРУТ-Трейд» Игорь Колпаков отметил масштабные изменения: «Мы гордимся нашими достижениями, которые произошли благодаря усилиям сотрудников и партнеров «САНФРУТ-ТреРщ»- Мы встречаем юбилей Компании с планами укрепить позиции на российском, зарубежном рынке; развивать ассортимент продуктов. Сейчас ведется строительство нового завода, который позволит реализовать намеченные Компанией планы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.