© ДЫХНО Ю.А., КОВАЛЕВСКИЙ В.А., КУТУМОВА О.Ю.
УДК 614.253:681.31
ВЫСОКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ «КРУГЛОГО» СТОЛА)
Ю.А. Дыхно, В.А. Ковалевский, О.Ю. Кутумова Красноярский Государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - д. м. н., проф. И.П. Артюхов.
Красноярский краевой центр медицинской профилактики, гл. врач - к.м.н. О.Ю. Кутумова.
Дыхно Юрий Александрович - д.м.н., проф., зав. кафедрой клинической онкологии и лучевой терапии с курсом ПО КрасГМУ; е-таП: ёуа@КгавтаП. ги
Ковалевский Валерий Анатольевич - д.м.н., проф., зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии и педагогики КрасГМУ; тел. 8(391) 2219145.
Кутумова Ольга Юрьевна - к.м.н., гл. врач Красноярского краевого центра медицинской профилактики; тел. 8(391)2123838.
2 октября 2009 года в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого рамках III Сибирского конгресса «Человек и лекарство» состоялся круглый стол «Высокие медицинские технологии и этические ценности», посвященный памяти профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. Перед началом заседания в торжественной обстановке в дань памяти о знаменитом ученом и богослове В.Ф. Войно-Ясенецком были возложены цветы к памятнику архиепископа Луки.
Координатор круглого стола - профессор Юрий Александрович Дыхно -отметил, что секция посвящена 130-летию со дня рождения хирурга и богослова Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, автора книг «Регионарная анестезия» и «Очерки гнойной хирургии», человека, которого не сломали ни ссылки, ни тюрьмы. Он был верен себе, своим идеалам, своим убеждениям. В.Ф. Войно-Ясенецкий лечил не только тело, но и душу.
Доклад профессора Валентины Владимировны Гребенниковой был посвящен жизненному пути В.Ф. Войно-Ясенецкого (1877 - 1961 г.г.). «Его
мать была глубоко верующей и воспитала пятерых детей в православных традициях. Отец был удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного».
В гимназии молодого человека особенно привлекали занятия по истории и рисованию. Он часто посещал Киево-Печерскую лавру. Лица нищих, страждущих производили сильное впечатление на юношу. Его рисунки сопровождались изображением глубины духовного сострадания людей. По окончанию гимназии Войно-Ясенецкий поступил на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием. Молодой врач принял решение: «... изучить медицину с исключительной целью быть всю жизнь мужицким врачом, помогать бедным людям».
В ноябре 1905 года Валентин Феликсович - главный врач и хирург в селе Верхняя Любаж в Курской губернии. 13 лет посвятил Валентин Феликсович врачеванию на селе, не имел ни одного выходного, ежедневно оперировал.
1919 год - первый арест и ссылка в Ташкент. В Ташкенте в храме вместе со всеми прихожанами он слушал проповеди. Однажды после службы настоятель взял его под руку и «. мы обошли два раза вокруг собора. Преосвященный говорил, что моя речь произвела большое впечатление. «Доктор, вам надо быть священником». «Эти слова я принял как Божий призыв. Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» (из автобиографии Святителя Луки). Через неделю Валентин Феликсович уже как дьякон служил в ташкентском храме. В 46 лет он получил имя апостола Луки. Валентин Феликсович понимал, что, двигаясь в глубокое православие, он обрекает себя на определенные трудности в этой жизни. К этому нужно добавить и анонимов, которые писали на Валентина Феликсовича. И в это же время очереди к Валентину Феликсовичу как к врачу. Травля продолжалась 11 лет ссылки. Все сводилось к отказу от веры Христовой.
В 1932 году В.Ф.Войно-Ясенецкий был осужден на 2 года за то, что не снял с себя рясу, и выслан в Енисейск. Затем его переводят в Туруханск. Но не поколебим Валентин Феликсович. Власти отправляют его зимой 1934 г. на
открытых санях за полторы тысячи верст подальше от Туруханска к Ледовитому океану. Но и это его не сломило!
Не успев вернуться домой в 1939 г., он вновь арестован сразу по 4-м статьям УК. «Очерки гнойной хирургии» изъяты из всех библиотек страны. Место ссылки - поселок Большая Мурта. В Большой Мурте его встретили холодно: доносы, бесконечные обыски. В больнице выделили комнатку-келью.
1941 год - Великая Отечественная война. Осенью Валентина Феликсовича «передали» в эвакогоспиталь в Красноярск. Он оперировал ежедневно. Жил в каморке при госпитале, терпел лишения.
Окончилась война. Валентин Феликсович - признанный хирург. Совет Народных Комиссаров СССР наградил проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Сталинской премией первой степени за работы в области науки 1943 - 1944 гг. в размере 200 000 рублей. Всю денежную премию профессор отдал детям, пострадавшим в войне.
В 1946 году 69-летнего архиепископа перевели в Симферополь, где он остался до конца своих дней. До 1958 года Валентин Феликсович оперировал и консультировал больных. Ослепнув, он продолжал принимать прихожан, писал со своими помощниками проповеди.
11 июня 1961 года профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий скончался.
Архиепископ Лука отдал в духовную академию 11 томов проповедей. Ни одно из предложений проповедей и сегодня не потеряло своей актуальности. Среди них: «Будьте неспешными на слова, да будьте неспешными на мысли свои, будьте неспешными на ярость свою, на гнев свой, на осуждение и храни вас всех Г осподь».
Профессор Валерий Анатольевич Сакович, затронул этические проблемы кардиохирургии врожденных пороков сердца, в связи с широким распространением технологий пренатального обследования, когда диагноз врожденного порока ребенку устанавливают еще до его рождения. Возникают важные морально-этические аспекты: рекомендовать прерывание
беременности или рождение этого ребенка; при асфиксии ребенка в родах реанимационные мероприятия не всегда заканчиваются благополучно; каково качество жизни детей после хирургической коррекции врожденных пороков; целесообразность хирургического лечения ряда врожденных пороков сердца.
Павел Красков, иерей, председатель отдела взаимодействия с системой здравоохранения Красноярской епархии РПЦ, огласил Концепцию Русской православной Церкви об образовании, науке и биоэтике. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий и их бесконтрольное применение. В частности: церковь рассматривает аборт как тяжкий грех, так как с момента зачатия посягательство на жизнь будущей личности преступно; намеренный отказ (контрацепция) от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак; искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, не нарушает ценности брачного союза.
Недопустимо с точки зрения нравственности: суррогатное материнство, даже если осуществляется на некоммерческой основе; экстракорпоральное оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток.
Трансплантология порождает нравственные проблемы: использование ряда методов фатальной терапии, в основе которой лежит изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей после позднего аборта; правильной констатации момента смерти.
Сокрытие врачом информации о тяжелой болезни лишает умирающего сознательного приготовления к кончине, духовному утешению. Учение церкви осуждает гомосексуальные связи.
Профессор философии Вячеслав Иванович Кудашов, характеризуя этические аспекты новейших медицинских технологий, отметил, что в науке, пытаясь решить эти вопросы, обращаются к генетической детерминации, не только в соматическом, но и в эмоциональном, психологическом и духовном плане. Однако, есть люди не только с притупленным чувством
нравственности, а с ее атрофией, чему способствует не генетика, а социальная востребованность (например, роль СМИ). Религия в наше время опирается на те священные догмы, которые сложились не в век высоких технологий. Например, одним из выходов из ситуации отсутствия ребенка в семье является зачатие не с мужем, находящейся в браке. Является ли это грехом? С точки зрения церкви - да. С позиции здравого смысла и медицины? Ситуация требует дискуссии. Проблематично говорить о какой-то единой этике, которая опиралась бы на вечные правила. Этические проблемы имеют тенденцию к расширению и углублению. Решение вопроса кроется за длительным, серьезным, компетентным обсуждением специалистов.
Профессор Наталья Алексеевна Шнайдер, останавливаясь на этических вопросах новых генетических технологий, отметила, что молекулярногенетическое тестирование (МГТ) - это только инструмент, который может использоваться для определения риска заболевания у потомков, уточнения характера течения и прогноза заболевания (только при некоторой генетически детерминированной патологии), решения части реабилитационных и социальных вопросов. Любой врач, интерпретирующий результаты МГТ, должен тщательно взвесить последствия такой информации. С осторожностью необходимо представлять результаты МГТ родственникам, родителям, так как каждая семья должна самостоятельно, исходя из своих моральноэтических норм, выбрать тот путь, который ей покажется наиболее приемлемым. В перспективе МГТ будет проводиться чаще и в более раннем возрасте. Однако, как будет обеспечена его конфиденциальность, в какой мере она может учитываться при вступлении в брак, не станут ли успехи генетиков толчком для появления новых форм дискриминации людей?
Татьяна Юрьевна Елизарьева, главный врач Красноярского краевого консультативно-диагностического центр медицинской генетики, к этическим аспектам работы генетика отнесла необходимость регуляции взаимоотношений врача и пациента, обеспечение равной доступности медикогенетической службы для граждан, охрана свободы выбора человека или
супругов; директивность/недирективность в МГК (недирективность -необходимо объяснить, какой прогноз заболевания, возможно ли его лечение, а директивность - врач должен настаивать на лечении заболевания); сохранение конфиденциальности и необходимости раскрыть генетическую информацию родственникам с высоким риском развития наследственной патологии; недоступность генетической информации для третьих сторон (гос. органы, работодатели, страховые компании); немедицинское использование МГ процедур (включая селекцию по полу).
Отец Анатолий, настоятель храма «Св. Луки» КрасГМУ, в своем выступлении рассуждал о том, необходимо ли согласовать новую медицинскую практику с внутренним духом и строем православия? Ответ он нашел у В.Ф. Войно-Ясенецкого: «То, что еще не понятно, еще не означает, что это неправильно». Религия не останавливает научный прогресс, но налагает некие этические нормы, дает нравственный ориентир.
Профессор Валериан Георгиевич Николаев, дал анализ этических проблем биомедицинской антропологии. При кафедре анатомии открыта лаборатория интегративной антропологии. В ней - отдел палеоантропологии, насчитывающий более 2,5 тыс. единиц хранения останков людей, живших на берегах Енисея. Этическая проблема - варварское отношение людей к захоронениям. Были неоднократные попытки привлечь властные структуры (администрация города, края) к этому вопросу. Необходимо не только сохранить и изучить захоронения людей, но и дать им научную обработку.
Доцент Татьяна Николаевна Гузей при характеристике этических проблем, обусловленных инфекциями, передаваемыми половым путем, отметила, что это не только медицинская, но и социальная проблема. Имеется две этические проблемы. Первая - создание профильных диспансеров, анонимных кабинетов, диспансерный метод работы. Вторая - возврат утраченных прав человека, а также статей о правах пациента, врачебной тайне и др. (ст. 30, 60 УК РФ); ликвидированный 115 статьи УК РСФСР (с пунктом привлечения к уголовной ответственности лица, знавшего о наличии у него венерического
заболевания, или поставившего в опасность заражения другого лица, уголовная ответственность за уклонение от лечения), статьи 121 об уголовной ответственности за мужеложство; постановление ВЦИК от 24.01.1927 г. о принудительном освидетельствовании, и лечении венерических больных.
В выступлении профессора Валерия Анатольевича Ковалевского были затронуты аспекты взаимодействия врача и пациента с точки зрения повышения его эффективности, наиболее существенными условиями которой являются эмпатия и доверие. Эмпатия - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Доверительные отношения предусматривают последовательный переход от изначального "незнания" партнеров по взаимодействию к взаимопониманию.
Профессор Ю.А. Дыхно, подводя итог обсуждению, отметил, что сегодняшняя конференция - это один из этапов дальнейшего развития этической службы КрасГМУ. Это не только круглый стол, когда каждый высказывает свою точку зрения по тому или иному вопросу, но и демонстрация того, что назрело и что необходимо соблюдать. В настоящее время нет единых правил, которым надо строго следовать, но есть этические вопросы христианства, православной церкви, поведения в обществе и уйти от этих вопросов мы не можем. Многие этические аспекты новейших медицинских технологий требуют обсуждения, разрешения и только постоянное обращение медицинских работников к ценности человеческой жизни позволит решать их продуктивно.
HIGH MEDICAL TECHNOLOGIES AND ETHICAL VALUES (ROUND
TABLE MATERIALS)
U. A. Dihno, V. A. Kovalevskiy, O. U. Kutumova