Научная статья на тему 'Этические ценности и высокие медицинские технологии'

Этические ценности и высокие медицинские технологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические ценности и высокие медицинские технологии»

хроника. информация

УДК: 614.25

этические ценности и высокие медицинские технологии

Ю.А. дыхно1, В.А. Ковалевский1, о.Ю. Кутумова2

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.ф. Войно-Ясенецкого1, Красноярский краевой центр медицинской профилактики2 660022, г. Красноярск, ул. партизан железняка, 1, e-mail: dya@Krasmail.ru1

2 октября 2009 года в Красноярском государственном медицинском университете им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в рамках III Сибирского конгресса «Человек и лекарство» состоялся круглый стол «Высокие медицинские технологии и этические ценности», посвященный 130-летию со дня рождения профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого - человека, который был верен себе, своим идеалам, своим убеждениям, который лечил не только тело, но и душу. В его рамках участники - специалисты разных областей знаний о человеке - медицины, психологии, философии, религии, общественных организаций — обсуждали широкий круг проблем современного здравоохранения, посвященный этическим ценностям работы специалиста медицинского профиля в период высоких медицинских технологий.

Представители русской православной церкви, рассуждая о том, необходимо ли согласовать новую медицинскую практику с внутренним духом и строем православия, нашли ответ у Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого: «То, что еще не понятно, еще не означает, что это неправильно». Религия не останавливает научный прогресс, но налагает некие этические нормы, дает нравственный ориентир. При этом было отмечено, что развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. В частности, церковь рассматривает аборт как тяжкий грех, так как с момента зачатия посягательство на жизнь будущей личности преступно; намеренный отказ (контрацепция) от рождения детей из эгоистических побуждений

обесценивает брак; искусственное оплодотворение половыми клетками мужа не нарушает ценности брачного союза. С позиции церковной нравственности недопустимо суррогатное материнство, даже если оно осуществляется на некоммерческой основе, а также экстракорпоральное оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток. Не менее сложные нравственные проблемы порождает трансплантология - использование ряда методов фатальной терапии, в основе которой лежит изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей после позднего аборта; правильная констатация момента смерти. Сокрытие врачом информации о тяжелой болезни лишает умирающего возможности сознательного приготовления к кончине, духовному утешению.

С позиций философского осмысления новейших медицинских технологий было отмечено, что наука, пытаясь решить этические вопросы, во многом обращается к генетической детерминации, не только в соматическом, но и в эмоциональном, психологическом и духовном плане. Однако есть люди не только с притупленным чувством нравственности, а с его атрофией, чему способствует не генетика, а социальная востребованность (например, роль СМИ). Религия в наше время опирается на священные догмы, которые сложились не в век высоких технологий. Например, одним из выходов из ситуации отсутствия ребенка в семье является зачатие с другим партнером, не собственным мужем, находясь в браке. Является ли это грехом? С точки зрения церкви - да. С позиции здравого смысла и медицины - ситуация требует

дискуссии. Проблематично говорить о какой-то единой этике, которая опиралась бы на вечные правила. Этические проблемы имеют тенденцию к расширению и углублению. Решение вопроса кроется за длительным, компетентным обсуждением специалистов.

Останавливаясь на этических вопросах новых технологий, представители медицинской генетики отмечают, что молекулярногенетическое тестирование (МГТ) - это только инструмент, который может использоваться для определения риска заболевания у потомков, уточнения характера течения и прогноза заболевания (только при некоторой генетически детерминированной патологии), решения части реабилитационных и социальных вопросов. Любой врач, интерпретирующий результаты генетического тестирования, должен тщательно взвесить последствия такой информации. С осторожностью необходимо представлять результаты МГТ родственникам, родителям, так как каждая семья может самостоятельно, исходя из своих морально-этических норм, выбрать тот путь, который ей покажется наиболее приемлемым. В перспективе МГТ будет проводиться чаще и в более раннем возрасте. Однако как будет обеспечена его конфиденциальность, в какой мере она может учитываться при вступлении в брак, не станут ли успехи генетиков толчком для появления новых форм дискриминации людей? Представители практического здравоохранения к этическим аспектам работы генетика отнесли, прежде всего, необходимость регуляции взаимоотношений врача и пациента, обеспечение равной доступности медико-генетической службы для граждан; охрану свободы выбора человека или супругов; директивность/недирективность в МГК (недирективность - необходимо объяснить, какой прогноз заболевания, возможно ли его лечение; директивность - врач должен настаивать на лечении заболевания); сохранение конфиденциальности и необходимости раскрытия генетической информации родственникам с высоким риском развития наследственной патологии; недоступность генетической информации для третьих сторон (госорганы, работодатели, страховые компании); немедицинское использование МГ процедур (включая селекцию по полу).

В кардиохирургии этические проблемы возникают в связи с широким распространением технологий пренатального обследования, когда диагноз врожденного порока сердца ребенку устанавливают еще до его рождения. Возникают важные морально-этические аспекты: рекомендовать прерывание беременности или рождение этого ребенка; при асфиксии ребенка в родах реанимационные мероприятия не всегда заканчиваются благополучно; каково качество жизни детей после хирургического лечения врожденных пороков; целесообразность хирургического лечения ряда врожденных пороков сердца.

При характеристике этических проблем, обусловленных инфекциями, передаваемыми половым путем, было отмечено, что это не только медицинский, но и социальный вопрос. В этом аспекте обсуждалось не только создание профильных диспансеров, анонимных кабинетов, возможности диспансерного лечения, но и возврат утраченных прав человека, а также статей о правах пациента, врачебной тайне и др. (ст. 30, 60 УК РФ); ликвидированной ст. 115 УК РСФСР (с пунктом привлечения к уголовной ответственности лица, знавшего о наличии у него венерического заболевания или поставившего в опасность заражения другого лица, уголовная ответственность за уклонение от лечения), ст. 121 об уголовной ответственности за мужеложство; постановление ВЦИК от 24.01.27 о принудительном освидетельствовании и лечении венерических больных.

В выступлении представителей психологической науки были затронуты аспекты взаимодействия врача и пациента с точки зрения повышения его эффективности. Наиболее существенными условиями эффективного взаимодействия медицинского работника и больного считается эмпатия и доверие. Эмпатия - внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Доверительные отношения предусматривают последовательный переход от изначального «незнания» партнеров по взаимодействию к взаимопониманию.

Подводя итог обсуждению, можно констатировать, что в настоящее время нет единых правил, которые не рассматривались бы и кото-

рым надо строго следовать, но есть этические вопросы христианства, поведения в обществе, и уйти от этих вопросов невозможно. Многие этические аспекты новейших медицинских

технологий требуют обсуждения и разрешения, и только постоянное обращение медицинского работника к ценности человеческой жизни позволит решать их продуктивно.

Поступила 16.06.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.