Научная статья на тему 'Высокая музыка в структуре современного арт-рынка: к проблеме репрезентации прошлого'

Высокая музыка в структуре современного арт-рынка: к проблеме репрезентации прошлого Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ВЫСОКАЯ МУЗЫКА / CLASSIC MUSIC / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / АРТ-ИНДУСТРИЯ / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / АРТ-РЫНОК / ИРМО / IRMO / ART-INDUSTRY / ART-MANAGEMENT / ART-MARKET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гармаш Ольга Анатольевна

Основной вопрос изучения: является ли высокая музыка товаромТема рассмотрена автором сквозь призму абсолютной шкалы культурных ценностей. При разработке моделей современного продвижения академической музыки предлагается использовать успешный опыт деятельности Императорского Русского Музыкального Общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main question of the research is whether the classic music can be considered as goodsThe author has studied the theme through the prism of the absolute scale of cultural values. As a sample for the academic music modern promotion, the successful experience of the Imperial Russian Music Society (IRMO) is being submitted.

Текст научной работы на тему «Высокая музыка в структуре современного арт-рынка: к проблеме репрезентации прошлого»

О. А. Гармаш

ВЫСОКАЯ МУЗЫКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО АРТ-РЫНКА: К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОШЛОГО

Основной вопрос изучения: является ли высокая музыка товаром? Тема рассмотрена автором сквозь призму абсолютной шкалы культурных ценностей. При разработке моделей современного продвижения академической музыки предлагается использовать успешный опыт деятельности Императорского Русского Музыкального Общества. Ключевые слова: образование в сфере культуры, высокая музыка, массовая культура, арт-индустрия, арт-менеджмент, арт-рынок, ИРМО.

The main question of the research is whether the classic music can be considered as goods? The author has studied the theme through the prism of the absolute scale of cultural values. As a sample for the academic music modern promotion, the successful experience of the Imperial Russian Music Society (IRMO) is being submitted. Keywords: liberal education, classic music, a mass culture, art-industry, art-management, art-market, IRMO.

«Всеми признано, что музыка есть один из облагораживающих элементов в воспитании, что она дает эстетическое направление вкусу [...], что она спасает от пагубных наклонностей и вообще есть один из предметов, на преуспеяние которого следует обратить тщательное внимание для блага человечества» (7). С этими словами Антона Рубинштейна, одного из основателей Русского Музыкального Общества (РМО), главным стратегическим ориентиром которого было воспитание художественного вкуса, трудно не согласиться, тем более что данная идея была ориентирована на постижение вершин мировой музыкальной культуры. Понимая, что «культурный универсум выстраивается как иерархическая система» (4, с. 88), имеющая неоднородную топологию, но всегда ведущая в сторону восхождения, РМО сферу свой деятельности сознательно сконцентрировало на пропаганде ее подлинных образцов, которые в абсолютной культурной шкале ценностей имеют непреходящее значение.

Сегодня в условиях рыночных отношений одной из глобальных идей продвижения искусства стал арт-менеджмент, прочно ассоциирующийся с разработкой механизмов воспроизведения и развития разных форм функционирования искусства в социуме. В определении С. М. Корнеевой, данном ею в учебном пособии «Музыкальный менеджмент», сказано: «Понятие "менеджмент" определяется в научной литературе как особый вид управления, реализуемый в рыночных условиях, направленный на рациональное использование материальных, трудовых и других ресурсов с применением принципов, функций и методов данного института для достижения намеченных целей организации. В любом случае необходимыми компонентами являются знание рынка, стремление к максимизации прибыли, эффективное управление персоналом» (3, с. 8)

Не секрет, что индустрия искусства, или «арт-индустрия», нашего времени на первый план вывела прагматические цели. Реализация данной идеи условно как бы уравняла все «ступени» многослойной топологии музыкального универсума, иными словами, все классифицированные Т. В. Чередниченко «музыки»: фольклорную, ме-нестрельскую, сакральную, opus-musica (10, с. 109). Таким образом, в рыночной конкуренции оказались все формы бытования музыки вне зависимости от того, что онтологически их функционирование было обеспечено разными условиями. Для высокой традиции, выражаясь словами Ф. Лазарева, обозначился опасный процесс «размывания, релятивизации культурной шкалы» (4, с. 89), сопровождающийся коммерциализацией духовной сферы.

Сохранить и защитить высшие достижения человеческого гения — задача не только экологии культуры, но и искусствознания, которое, основываясь на принципе

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

иерархичности культуры, должно четко определить в этой иерархии «место» каждой из «музык», обозначив его на абсолютной культурной шкале. В этом процессе, по мнению Ф. В. Лазарева, «нужно разрабатывать технологии и шкалы оценки и классификации продуктов культуры ... но все это на сугубо объективной основе (а не на основе механизмов раскрутки рыночного типа)» (4, с. 91).

Высокая музыка в структуре арт-рынка - проблема, которая обозначилась в искусствознании сравнительно недавно. Некоторые ее аспекты получили освещение в немногочисленных трудах отечественных музыковедов, среди которых выделяются работы Д. К. Кирнарской, О. А. Левко, Т. В. Чередниченко. Полемику по этому вопросу можно прочитать в специальных изданиях, в журналах «Арт-менеджер» и «Музыкальная академия». Однако следует констатировать, что среди работ, посвященных музыкальному менеджменту, доля «менеджмента поп-музыки» значительно больше, что в целом говорит о процессе омассовления. Учебные пособия и планы курсов по музыкальному менеджменту также рисуют вектор, направленный в сторону массовой культуры, что видно из их названий: «Теория социально-культурной деятельности», «Технология социально-культурной деятельности», «Имиджелогия», «Эстрада», «Промоушн и реклама в сфере арт-менеджмента», «Маркетинг социально-культурной сферы» и пр. Что же касается осмысления этой деятельности в рамках искусствознания, то здесь оказывается, что оно заметно уступает свои позиции.

Перефразируя Ф. В. Лазарева зададимся вопросом: «Могут ли шедевры музыкальной культуры быть таким же обычным товаром, как и всё прочее?» (4, с. 50). Сегодня на этот вопрос нет однозначного ответа. Есть лишь попытка приспособить рыночные механизмы, успешно работающие в сфере массовой культуры, к музыке высокой традиции. Данное положение подтверждают современные исследования в области менеджмента, социологии и психологии (см., например, исследования К. Э. Разлогова «Коммерция и творчество. Враги или союзники?» (М., 1992); Н. А. Хреновой «Зрелища в эпоху восстания масс» (М., 2006); «Социально-психологические аспекты взаимодействия культуры и публики» (М., 1981)). Однако их анализ большей частью раскрывает механизмы работы в социуме продуктов массовой культуры. Что касается академической музыки, то сегодня опасность ситуации формулируется так: «культура либо должна притвориться товаром для продажи себя, либо культуру могут унизить до товара, растоптать, превратить в средство для достижения конечных целей» (4, с. 51).

Опасность размывания границ между академической и массовой культурой видели уже в первой половине ХХ века. Согласно Т. Адорно, поскольку искусство «стало производством, широчайшим образом ориентированным на извлечение прибыли, - пишет он в своей последней большой работе «Эстетическая теория», - ... усовершенствование технологий поможет проигнорировать тот факт, что оно уже умерло. Цветущие некогда жанры и отрасли искусства, как, например, традиционная опера, выродились в полное ничтожество, хотя в официальной культуре этого и незаметно; но в тех трудностях, с которыми искусство сталкивается, стремясь следовать хотя бы собственному идеалу совершенства, его духовная недостаточность непосредственно переходит в недостаточность практическую; его реальная гибель -дело обозримого будущего» (1, с. 30-31).

«Схему» гибели искусства и культуры Ф. В. Лазарев видит так: «До тех пор, пока великие произведения искусства буду цениться на рынке, они будут иметь спрос и будут иметь предложение со стороны творцов. Но вот в чем кунштюк: по мере того, как будут вымирать знатоки и подлинные ценители, интерес со стороны общества к шедеврам будет падать, у людей не будет воспитываться потребность к подлинной красоте, а следовательно, будет падать и естественный спрос на высокую культуру» (4, с. 90).

Чтобы остановить процесс размывания высокой музыки и замены ее псевдокультурой, нужно минимизировать в управленческих механизмах коммерческую составляющую. В арт-менеджменте высокой музыки следует продумать целую систему мер, способствующую ее аутентичному сохранению. Памятуя о том, что культура начинается с учебы, с образования, с овладения навыками, в предложенном контексте следует учесть просветительскую составляющую, которая в поиске оптимальной для сегодняшнего настоящего модели обеспечит реальное воспроизводство духовных благ и займет важное место в ряду дел духовно-нравственного развития общества.

«Производство культурных услуг, - по мнению А. Я. Рубинштейна, - необходимо связывать не только с личным потреблением членов общества, но и с общественным интересом в целом. Именно он определяет финансовую поддержку общества, без которой искусство обойтись не может» (6, с. 173). Изучение общественных интересов составляет часть общегосударственной культурной политики. По крайней мере, в Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)» декларируется «формирование единого культурного пространства, создание условий для выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в культурный мировой процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям» (см.: §11 ). В то же время, по мнению А. Я. Рубинштейна, сегодня «укоренилась практика спонсорства тех же бюджетных средств, мотивация которой лежит в области формирования положительного имиджа спонсора или донора, составляя основу мировоззрения бюрократии, трансформировавшей во многом институт общественной опеки в феномен личного меценатства за счет бюджетных средств» (8, с. 9). Эффективность данной практики автор ставит под сомнение. Между тем в музыкальной истории России имеется достойный подробного рассмотрения и анализа пример, который показывает образец успешного, продвижения академической музыки в обществе. Это деятельность Русского Музыкального Общества, именовавшегося с 1873 года Императорским - ИРМО. Стараниями ИРМО музыка стала одним из приоритетов государственной политики, несмотря на сложную историческую обстановку второй половины XIX века. С момента поддержания Великой Княгиней Еленой Павловной идеи Антона Рубинштейна об образовании музыкального общества в 1859 году Россия всего за 50 лет прошла путь, равный пяти векам развития музыкальной культуры в Европе. Подобное не было бы возможно, если бы важность музыкального просветительства не осознавалась бы на государственном уровне. В речи, посвященной 50-летию деятельности ИРМО в 1909 году, его вице-председатель сказал: «... не будет чрезмерной смелостью утверждать, что если Россия в такой короткий сравнительно промежуток времени заняла в ряду музыкальных культурных государств такое положение, которое предвещает русской музыке большую будущность, а быть может, даже и первенствующее значение, принадлежавшее в XVII и в XVIII столетии Италии, а в XIX веке - Германии, то этим она во многом, если не всецело, обязана музыкальному обществу. Наше правительство так и смотрело на музыкальное общество, оказывая всяческую поддержку его культурной деятельности и материальной помощи.» (9, с. 19)

В Докладной записке 1890 года Антона Рубинштейна на имя Министра народного просвещения особенно подчеркнута важность государственного регулирования в музыкальном просветительстве. «Вечные заботы о приискании денежных средств придают частным предприятиям характер спекуляций, нередко даже эксплуатаций, что не может умалять их высокого значения и не порождать сомнение в их серьезности и прочности» (7, с. 1017).

Остается констатировать, что полноценное изучение проблемы сохранения и продвижения высокой музыки в современном обществе не может не учитывать дан-

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

ный исторический опыт успешного делания на благо государства. Современное состояние дел, как оно представлено в публикациях ученых, лишь доказывает актуальность этого представления.

Примечания

1. Адорно Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. - М., 2001.

2. Кирнарская Д. К. Психология музыкальных способностей / Д. К. Кирнарская. - М., 2004.

3. Корнеева С. М. Музыкальный менеджмент / С. М. Корнеева. - М., 2006.

4. Лазарев Ф. В. Вселенная культуры: стратегемы и ценности / Ф. В. Лазарев, Брюс А. Литтл. - Симферополь, 2005.

5. Левко О. А. Рынок искусства: основные позиции теории арт-маркетинга / О. А. Лев-ко // Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура новейшего времени. - М.: МГУКИ, 2002. - Ч. 1. - С. 58-67.

6. Рубинштейн А. Я. Введение в экономику исполнительского искусства / А. Я. Рубинштейн. - М., 1991.

7. Рубинштейн А. Я. Докладная записка 1890 г. на имя Министра Народного просвещения // Русская Музыкальная Газета. - 1909. - № 45.

8. Рубинштейн А. Я. К теории рынков опекаемых благ / А. Я. Рубинштейн. - М., 2008.

9. Финдейзен Н. Ф. Речь, произнесенная на акте 18 декабря 1909 г. вице-председателем Императорского Музыкального Общества князем А. Д.Оболенским по случаю 50-летия существования общества / Н. Ф. Финдейзен. - СПб., 1909.

10. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. - Долгопрудный, 1994. - Вып.1.

Т. В. Семеняка

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются современные взаимосвязи школы и семьи в воспитании се-мейно-нравственных ценностей у школьников в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы. Ключевые слова: образование в сфере культуры, воспитание, семейно-нравственные ценности, взаимодействие, гуманитарные дисциплины, внеклассная работа.

In the article unclosed approaches to the modern mutual connection of the school and family in developing family ethical values of pupils in the process of teaching humanitarian subjects and in outclass work. Keywords: bringing up, family-ethical value, mutual connection, humanitarian subjects, outclass work.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе, поэтому 2008 год в России был объявлен годом семьи. При этом проблема взаимодействия семьи и школы остается традиционной, поскольку вся педагогическая работа основана на совместной деятельности детей, их родителей и педагогов-профессионалов. Цели этого сотворчества самые разные: от интеллектуального и творческого развития личности до формирования у детей семейно-нравственных ценностей.

В наши дни общество сталкивается с множеством острых экономических, соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.