Научная статья на тему 'ВЫСОКАЯ АНТИЧНОСТЬ: В ПОИСКЕ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ'

ВЫСОКАЯ АНТИЧНОСТЬ: В ПОИСКЕ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКАЯ АНТИЧНОСТЬ / ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ / HIGH ANTIQUITY / PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE / THE IDEAL OF PERSONALITY / VIRTUE / VALUES AND MEANINGS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселёв Александр Федотович, Лубков Алексей Владимирович, Пахомов Николай Николаевич

Рассматриваются философско-педагогические воззрения Аристотеля, киников, представителей скептицизма, эпикуреизма и стоиков. Раскрыты взгляды представителей этих философских учений на идеал человеческой личности и пути его воплощения в жизнь. Освещено содержание и показано непреходящее значение философско-педагогического наследия высокой Античности. Высказана гипотеза о том, что обращение к этому наследию проливает свет не только на актуальные проблемы, но и на подходы к решению задач, которые определяют будущее человечества.The philosophical and pedagogical views of Aristotle, cynics, representatives of skepticism, Epicureanism and the Stoics are considered. The views of the representatives of these philosophies on the ideal of the human person and the ways of his realization are revealed. The content is highlighted and the eternal importance of the philosophical and pedagogical heritage of high Antiquity is shown. It has been hypothesized that the reference to this heritage sheds light not only on topical problems, but also on approaches to solving problems that determine the future of humanity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫСОКАЯ АНТИЧНОСТЬ: В ПОИСКЕ ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ»

 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.07.P.72 УДК 37.1(009)

А.Ф. Киселёв,

Российская академия образования

А.В. Лубков,

Московский педагогический государственный университет Н.Н. Пахомов,

Российский новый университет

Цикл статей. Статья вторая

Высокая Античность: в поиске этических оснований человеческого существования

Прогулки с Аристотелем

Все люди от природы стремятся к знанию.

Аристотель Стагирит

Высказывание Аристотеля (384322 до н.э.), взятое нами в качестве эпиграфа, открывает его основополагающий труд - «Метафизику». Нам это суждение представляется очень смелым и далеко не очевидным.

Тем более поражает и внушает уважение сам факт приверженности Аристотеля к мысли о том, что все люди от природы стремятся к знанию. Особенно потому, что реалии того времени, в котором жил и творил великий философ, позволяли ему с полным основанием утверждать совсем иное. А именно то, что человек от природы стремится к власти, богатству и наслаждениям, а знания для него - лишь одно из средств к достижению успеха.

Но вопреки всему Аристотель отвел знанию и познанию первостепенную самостоятельную роль. Мы и сегодня учимся у него стремлению к постижению истины и верности духу науки.

Как известно, Аристотель был учеником Платона. В его Академии Аристотель занимался философией около 20 лет. Но последователем Платона он не стал, а вырабо-© Киселёв А.Ф., Лубков А.В., Пахомов Н.Н., 2019

72

тал собственное учение - первую в истории человечества систему наук, охватившую природу, общество и познание.

Главное достижение Аристотеля, созданное им совершенно заново, это наука логики. По сути дела, он сконструировал и описал человеческое мышление, открыл дедукцию и индукцию, описал процедуры правильного суждения, построил научный метод. Созданный Аристотелем логический аппарат по сей день остается фундаментом формальной и математической логики, а значит, и теоретической предпосылкой кибернетики, программирования и искусственного интеллекта. По сути, ключевые идеи мыслителя доныне питают науку XXI века на самом важном направлении ее развития, определяющем становление общества знаний.

Можно предположить, что именно гениальное прозрение Аристотеля, пролившее свет на конституцию человеческого ума, позволило мыслителю стать основоположником систематической философии, физики, психологии, метеорологии, политологии, экономики, этики и даже эстетики! Многие термины, утвердившиеся в науке и разговорном языке, впервые введены в оборот именно им. В этом смысле Аристотель по сию пору остается

• ч

Бюст Аристотеля работы Лисиппа

властителем умов всего мирового человечества.

Следуя своей безупречной логике, Аристотель внес неповторимый вклад в определение идеала личности. Для него человек - это общественное животное, политическое существо, наделенное разумом, речью и нравственными качествами, способностью различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Природа его двояка, она соединяет биологическое и духовное начала. В свою очередь, человеческая душа сочетает три силы: логическую, страстную и желающую. Каждой из этих сил присуща своя добродетель: логической — разум-

АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВИЧ КИСЕЛЁВ

I

доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования. Сфера научных интересов: отечественная история, педагогика, философские проблемы истории. Автор более 300 опубликованных научных работ. Электронная почта: kiselyov@ ruscenter.ru

АЛЕКСЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУБКОВ

доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: отечественная и всеобщая история, общая педагогика и педагогика высшей школы. Автор более 160 опубликованных научных работ. Электронная почта: a_lubkov@mail.ru

НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ ПАХОМОВ

главный редактор Редакционно-издательского дома Российского нового университета. Сфера научных интересов: философские проблемы образования и науки, методика и технология редактирования. Автор более 200 опубликованных научных работ. Электронная почта: universitas@mail.ru

Рассматриваются философско-педагогические воззрения Аристотеля, киников, представителей скептицизма, эпикуреизма и стоиков. Раскрыты взгляды представителей этих философских учений на идеал человеческой личности и пути его воплощения в жизнь. Освещено содержание и показано непреходящее значение философско-педагогического наследия высокой Античности. Высказана гипотеза о том, что обращение к этому наследию проливает свет не только на актуальные проблемы, но и на подходы к решению задач, которые определяют будущее человечества.

Ключевые слова: высокая Античность, философско-педагогическое наследие, идеал личности, добродетель, ценности и смыслы.

The philosophical and pedagogical views of Aristotle, cynics, representatives of skepticism, Epicureanism and the Stoics are considered. The views of the representatives of these philosophies on the ideal of the human person and the ways of his realization are revealed. The content is highlighted and the eternal importance of the philosophical and pedagogical heritage of high Antiquity is shown. It has been hypothesized that the reference to this heritage sheds light not only on topical problems, but also on approaches to solving problems that determine the future of humanity.

Key words: high antiquity, philosophical and pedagogical heritage, the ideal of personality, virtue, values and meanings.

ность, страстной — кротость и мужество, желающей — воздержанность и целомудрие.

Человеческая личность формируется на основе приобретаемого ею опыта и благодаря обучению и воспитанию. Достоинство личности определяет ее добродетель, понимаемую как склад или порядок души. Аристотель первым во весь рост поставил проблему нравственного выбора. Именно в ходе уяснения и разрешения внутренних конфликтов в критические моменты жизни личность обретает свое реальное внутреннее содержание. Идеал личности Аристотель во многом связывал со способностью проявлять меру при

разрешении сложных ситуаций, как и со способностью находить золотую середину между крайностями. Добродетель, по его словам, есть способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность. В конечном счете человек творит себя сам, и это является самым трудным делом человеческой жизни.

Аристотелю принадлежат первый в истории человечества психологический трактат - книга «О душе», и первые этические сочинения - «Ни-комахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Все эти произведения дошли до нас.

Александр Македонский

Но Аристотель не только изложил свои воззрения на личность. Он принял непосредственное участие в воспитании Александра Македонского, самого прославленного героя и полководца в истории человечества. В отличие от Платона, потерпевшего крах при попытке распространения своих воззрений в окружении тирана Дионисия Сиракузского, Аристотель сумел передать юному Александру многие свои идеи. И великий полководец не только сокрушил империю персов, но и распространил на завоеванную им часть Азии и Африки античную цивилизацию, построил новые города, привлек на свою сторону местное население. В штабе Александра нашлось место не только для воинских чинов, но и для философов, естествоиспытателей, историков и архитекторов. А под подушкой вместе с кинжалом Александр бережно сохранял список «Илиады», сделанный для него Аристотелем.

Масштаб и глубина наследия Аристотеля превратили выводы и утверждения, содержавшиеся в его трудах, в высший авторитет научной и религиозной мысли Европы и Ближнего Востока с начала новой эры до эпохи Возрождения. Более того, за опровержения его геоцен-

Платон и Аристотель кисти Рафаэля

трической теории Вселенной и механики подверглись преследованиям Джордано Бруно, Галилео Галилей и Николай Коперник.

Дело в том, что Аристотель хотя и понимал решающее значение причинно-следственных отношений в природе и обществе, но отождествлял причину и цель. Поэтому и созданная им объяснительная система не вышла за рамки телеологиз-ма. Точно так же вне поля зрения Аристотеля осталась идея развития, хотя он подошел к ней, как говорится, вплотную. Но все же развитие для него не выходило за пределы замкнутых циклов.

Однако удивление и восхищение вызывают не те или иные пробелы в воззрениях философа, а его колоссальный вклад в становление науки как относительно самостоятельной области духовной культуры.

И все же Аристотеля в отличие от Сократа и Платона не принято относить к числу великих учителей человечества.

Чем это можно объяснить?

По нашему мнению, это связано с тем, что интеллектуальные достижения великих мыслителей находятся как бы в разных измерениях духовной жизни человека и человечества. Сократ и Платон открыли новую способность человеческой

души - способность самосознания, самопознания и самоизменения - и тем самым породили феномен внутренней жизни человека, составивший соразмерный внешнему миру микрокосм. Аристотель же не создавал новых миров, а развивал, упорядочивал способность человека к познанию, то есть строил свои концепции на том фундаменте, который был заложен ранее.

Можно условно сказать так: если Сократ и Платон были мыслителями эйдоса (идеи), то Аристотель

был мыслителем логоса (логики). Поэтому и его идеал личности был более реалистичным, конкретным и прагматичным, но, пожалуй, менее возвышенным.

Как и Платон, Аристотель создал в Афинах свою школу, получившую название «Ликей», от которого происходит современное слово «лицей». Школа эта просуществовала примерно 900 лет и была закрыта при византийском императоре Юстиниане. По преданию, Аристотель беседовал со своими слушате-

лями на ходу, поэтому сторонников его учения называли перипатетиками, то есть гуляющими.

Конечно, это был педагогический прием. Беседы на прогулке в корне отличались от привычных современникам Аристотеля поучений педагога в гимнасии, речений жреца у алтаря, приговора судьи или выступления оратора на народном собрании. Беседам на прогулке были присущи непосредственность и искренность, позволявшие доносить идеи мыслителя до умов слушателей без искажений и фальши.

Прогулялись с Аристотелем и мы.

В поисках человека: от Диогена до Эпиктета

Древние греки и помыслить не могли об Интернете, телевидении и радио, печатных средствах массовой информации. Но на площадях и рынках, особенно на застольях и пирах, купцы и ремесленники, земледельцы и корабелы, будь то полноправные граждане или метеки, пылко и заинтересованно обсуждали самые сложные и возвышенные темы. Как явствует из диалогов Платона, они могли спорить и обмениваться мнениями по поводу наилучшего государственного устройства,

, п.сее,

Основатель кинизма Антисфен

справедливости, добродетели и красоты, и даже природы мироздания. Мы больше так не умеем...

Интеллектуальная свобода высоко ценилась, но и стоила очень дорого. За ее отстаивание Сократ поплатился жизнью. Это драматическое событие не воспрепятствовало возникновению и распространению так называемых сократических философских школ, среди которых нам лучше других известны киники.

Основателем кинизма считается Антисфен (444/435-370/360 до н.э.). Он выработал свою философскую программу, основанную на номиналистической теории познания. Ее ядром была этика, утверждавшая ценности простой естественной жизни и отвергавшая все искусственное. Киники пренебрегали соблюдением традиций, обычаев и условностей. Они позволяли себе дерзкие выходки, не считались с авторитетами.

Скажем, самый знаменитый киник, Диоген (около 400-325 до н.э.), жил в бочке, питался подаянием и не лез за словом в карман в разговоре с самыми именитыми людьми. Согласно дошедшему до нас историческому анекдоту, когда Александр Македонский вступил в Аттику, то решил познакомиться с Диогеном.

Обращаясь к нему, он сказал:

- Я — великий царь Александр.

- А я, — ответил Диоген, — собака Диоген.

- И за что тебя зовут собакой?

- Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.

- А меня ты боишься? — спросил Александр.

- А что ты такое? — спросил Диоген. — Зло или добро?

- Добро, — сказал тот.

- А кто же боится добра?

Тогда Александр предложил Диогену:

- Проси у меня чего хочешь.

- Отойди, ты заслоняешь мне солнце, — ответил Диоген и продолжил греться.

По преданию, великий полководец так резюмировал свою беседу

Диоген Синопский

с киником: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». Ученику Аристотеля такая мысль действительно была не чужда.

Не вызывает сомнений, что киники сознательно придумывали эффектные эпатажные выходки. Например, все тот же Диоген средь бела дня ходил по залитому солнцем городу с зажженным фонарем и возглашал: «Ищу человека!»

Нет сомнений, что он не просто пытался взбудоражить и раззадорить обывателей, но и стремился показать им идеал подлинной личности, свободной от суетных забот и сосредоточенной на высших ценностях.

Считается, что название философского учения кинизма произошло от греческого слова ко юу (собака) или, по другой версии, от названия холма Белый пес (Кигоааруе^) в Афинах. Так или иначе, но слово «киник» звучит в современных языках как «циник» и обозначает человека без убеждений, чести и совести, следующего конъюнктуре и личной выгоде.

Настоящие киники, как мы убедились, были совсем не такими. Они оставили нам в наследие такие существенные аспекты идеала личности, как свободомыслие, верность собственным убеждениям, способность подняться над обстоятельствами.

Эпикур

В начале III века до н.э. киники были в моде. Они публиковали небольшие проповеди, где заявляли, что можно легко обойтись без материальных благ, без крепких привязанностей к людям, в том числе родным и близким. Человек должен быть свободен от всего: от желаний, привязанностей, обязанностей, страха. Зачем беспокоиться о будущем? Живите настоящим.

Воззрения киников были восприняты и развиты представителями таких философских направлений, как скептицизм, эпикуреизм и стоицизм. Оговоримся, что скептики не создали своей школы, а в самых различных формах выражали сомнения в возможностях познания. Скептицизм как философия является «наукой сомнения». Фактически скептики отрицали возможность познания.

В этом отношении показательны лекции известного скептика Карне-ада (214-129 до н.э.) в Риме, куда он прибыл в 156 г. до н.э. в составе посольства Афин. Римская молодежь толпами шла его слушать. В первой лекции Карнеад изложил взгляды Платона и Аристотеля на справедливость и убеждал аудиторию в их верности. Во второй лекции он развенчал эти взгляды, более того, от-

зывался о них презрительно. Делал он это для того, чтобы продемонстрировать, как любое умозаключение может быть оспорено. На каждый аргумент найдется контраргумент. Скептицизм рассматривал сознание как замкнутый круг, из которого невозможно выйти к истине.

Большинство произведений скептиков не имеют положительного содержания, а ставят целью оставить читателя в состоянии сомнения. Личность, пронизанная духом скептицизма, не может обрести ценностей. Ей под силу лишь сомнения в них. Скептицизм в виде одного из человеческих качеств дожил до наших дней. Примеров множество. Лозунг скептиков: не утверждать, а опровергать.

Но и скептики внесли свой уникальный вклад в формирование идеала личности. Не будет преувеличением сказать, что человек, не ведающий сомнений, не способен приблизиться к идеалу. Сомнения -движущая сила развития морального сознания и научного познания, хотя их ни в коем случае нельзя возводить в абсолют: необходимо соблюдать меру!

Найти меру всех вещей и утвердить их как норму человеческой жизни стремился Эпикур (342/341271/270 до н.э.). Его учение было предназначено прежде всего для обретения спокойствия. Это гимн жизненным наслаждениям, но таким, которые приводят тело и дух в состояние равновесия, где отсутствуют страдания. Поэтому наслаждения и радость должны быть умеренными и тихими. Для мудрого важнее отсутствие боли, чем наличие наслаждения. «Высшее благо из всех - благоразумие; это более драгоценная вещь, чем даже философия», которая требует только здравого смысла без скептического взгляда на жизнь. Мудрый постарается прожить незаметно, чтобы не иметь врагов.

К наслаждениям Эпикур относил дружбу, которую следует культивировать. Среди людей должно сформироваться «святое единство», и

тогда мы сможем жить без страха и с удовольствием. Главное по Эпикуру - жить так, чтобы избегать страха. Эпикур полагал, что душа умирает вместе с телом. Его знаменитое изречение гласит, что «самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» [8, с. 209]. Эпикур верил в существование богов, но убеждал, что им дела нет до людей и, следовательно, их не стоит бояться. Из-за безразличия богов к людским судьбам не обоснованы страхи перед их гневом.

Этика эпикуреизма индивидуалистична, но не асоциальна. В общественной жизни человек обладает свободой воли, которую ограничивают лишь его собственные представления о должном.

В современном общественном сознании эпикуреизм рассматривается как безудержная погоня за наслаждениями. Исторический эпикуреизм, напротив, призывал к умеренности. Его вклад в определении идеала личности состоит как раз в обосновании воздержанности. Нам важно помнить этот урок античной мысли и следовать ему в условиях несравненно более насыщенного материальными благами и духовными искушениями мира.

Самым распространенным философским течением Античности и, быть может, самым привлекательным по сей день этическим учением является стоицизм. Его основоположником считается Зенон Китайский (около 334 - около 262 до н.э.). Стоицизм вышел из кинизма, для стоиков главным авторитетом был Сократ с его мужеством и спокойствием перед лицом смерти, с его утверждением, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве, с его безразличием к жаре или холоду, к пище и одежде, к комфорту и удобствам.

Стоики полагали, что Бог не живет в мире. Он - душа мира, и в каждом из нас содержится частица боже-

ственного огня. В мире нет случайностей. Все предопределено естественными законами. Мир вышел из огня, затем появились земля, воздух, вода, но все и закончится огнем -космическим пожаром, а из космического пожара вновь родится мир и снова сгорит, и снова возродится -и так будет бесчисленное число раз.

Индивидуальная жизнь может быть счастливой, по мнению стоиков, лишь тогда, когда она находится в гармонии с природой, а личность гармонирует с природой тогда, когда ее воля направлена к целям, совпадающим с целями природы. Добродетель - это воля, находящаяся в согласии с природой. В жизни совершенной личности добродетель является единственным благом; здоровье, счастье, богатство не принимаются в расчет. Поскольку добродетель заключается в воле, постольку хорошее в жизни человека зависит от него самого.

Поэтому каждый человек обладает подлинной свободой при условии, если он освобождается от мирских (материальных) желаний. В свободе воли заключается подлинная свобода, и, выбрав ее, человек становится хозяином своей судьбы. В мире царят страдания, жестокость и несправедливость. Избежать их невозможно, но возможно использовать в закаливании собственной воли, в преодолении зла. Однако стоик добродетелен не для того, чтобы творить добро для других, он делает это исключительно для себя, чтобы обрести счастье через добродетель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоики проповедовали всеобщую любовь не как чувственную эмоцию, но как принцип, реализуемый усилием воли. Без зла нет и добра. Они едины в своей противоположности. Вопрос в том, что выберет человек - зло или добро? В свободе воли - свобода человека, которая является главным мерилом достоинства личности. Все это можно отнести к вечным истинам.

Приведем высказывание стоика Эпиктета (50-138) в изложении другого великого стоика, императора-философа Марка Аврелия (121-180). Эпиктет полагал, что на Земле мы -

пленники, а наше тело - прах. Зевс дал нам частицу своей божественности [7, с. 87]. Бог - отец людей, и мы все - братья. Мы не должны говорить: «Я - афинянин» или «Я - римлянин», но: «Я - гражданин Вселенной».

Если мы - родственники Бога, то имеем все основания чувствовать себя в безопасности. Если мы поймем, что добродетель - единственное подлинное благо, то никакое действительное зло не выпадет на нашу долю. Один из известных афоризмов императора-стоика Марка Аврелия: «Люби род человеческий. Повинуйся богу <...> Достаточно помнить, что все сообразно закону» [7, с. 124-125].

Взаимоотношения людей будут носить добродетельный характер при условии, что каждый человек собственной волей будет обуздывать свои низменные страсти и инстинкты, а любовь превратится в жизненный принцип, в реализации которого главную роль играют не чувства, но воля. Ко всему доброму в отношениях между людьми человек должен себя принуждать через подавление волей негативных чувств и эмоций.

Предварительные итоги

Глубина, содержательное богатство, обаяние античной философии вызывают желание возвращаться к трудам ее выдающихся представителей вновь и вновь. И действительно, корпус идей Античности поистине неисчерпаем, ибо содержит ответы даже на те вопросы, которые нами еще не осмыслены.

Дело в том, что Античность парадоксальным образом ушла вперед по отношению к современной цивилизации, ибо дошла до естественных пределов роста присущего ей типа общества. Мы же только прозреваем отведенные нашему обществу исторические границы, которые сумеем преодолеть и двинуться дальше, только если осмыслим и на практике реализуем те уроки и предупреждения, которые нам посылают Древняя Греция и Рим.

В качестве центральной идеи, определяющей суть личности, вы-

Зенон Китийский

ступает идея служения обществу и государству. Для ее осуществления требуются воля, целеустремленность, жажда деятельности, которая лежит в основе межличностных коммуникаций, так как единство общества определяется общностью человеческих потребностей и общностью идей, в данном случае служения государству.

Под воздействием этой идеи множественность отдельных индивидов сплачивается в общность и общество выступает в качестве единства разнородностей как реальное, целостное, живое существо. Складывается своего рода «органическая теория общества», у истоков которой стоят Платон и Аристотель. Они нашли последователей и в христианстве, ибо христианская церковь сознает себя как живое всеединство, единое «тело Христово».

В отличие от биологического организма единство общества носит духовный характер. Связь между членами общества во многом определяется единством идей конкретных личностей. Духовное единство выражается во внутренней связи отдельных индивидуальных сознаний, ищущих взаимных встреч. Заслуга древних философов заключается в том, что они учат видеть реальности идеального, а не только материального мира. В познании,

по их мнению, участвует не только интеллект, разум, но и чувство, созерцание, интуиция. Одним «рацио» постичь многообразие мира невозможно. Созерцание - это погружение в собственное «я», превращение себя в объект познания, на основе этого выстраиваются отношения с другими людьми. Самопознание - шаг к познанию других, что является необходимым условием построения межличностных отношений, которые в конечном итоге носят надындивидуальный характер, формирующийся через совместную коллективную жизнь.

Идея выступает в виде образца, эталона, цели жизни. Поэтому под духовной жизнью следует понимать ту реальность, которая присутствует в нас самих, действует внутри нас, и отношения с людьми являются ее внешним выражением. В личности под влиянием идей начинает действовать идеальная сила должного. Своеобразие человека заключается в преодолении собственной природы. Он есть существо, преобразующее себя самого. Вследствие этого древнегреческие философы уделяли много внимания задачам воспитания воли. Она в конечном итоге должна подчинить личность служению высокому, идеальному, абсолютному. Авторитетна та воля, которая помогает личности строить свою жизнь на началах подлинного, а не мнимого блага.

Подчиненность человеческой воли должному закладывает основы нравственности. Это не исполнение чужой воли, но основа собственной жизни. Философ С.Л. Франк писал так: «Нравственный закон есть закон, который человеческое "я" испытывает как внутренне понятный ему и свободно признанный закон, в отличие от права, выступающего извне, как объективная сила, духовно принуждающая человека» [15, с. 85]. Древнегреческие философы ставили во главу угла нравственный закон, являющийся выражением свободной воли человека. Для римлян главным было право, понимаемое в смысле принуждения к дисциплине и нормам поведения.

Закон, основанный на принуждении, противоречит нравственному закону свободной воли и любви. Если греховная сущность человека исправляется не его усилиями, а принуждением, то человек остается рабом греха. Общество, основанное исключительно на праве, игнорирующее нравственные законы, обречено на увядание. Подавленные, но неизжитые самим человеком пороки будут процветать и даже могут добиться законодательной легитимизации, что случилось в Европе, законодательно благословившей однополые браки.

Прочным фундаментом межличностных коммуникаций является слияние человеческих душ в святыне, которая содержит отблеск самого Божества в человеческих сердцах. Поэтому и патриотизм должен переживаться не только как чувство любви к Родине, а как служение святыне, что значит истинно высокому и вечному. В этом заключается источник крепких общественных связей. Идея служения Отечеству -мощная сила, связывающая людей общностью целей. Патриотизм, укорененный в сердце человека, ощущается им как нравственное требование к созидательной жизни.

С.Л. Франк писал: «Цинизм мни-мореальной политики, верящей только в низменно житейские силы корысти, властолюбия, тщеславия и презирающей нравственные идеи как ничтожную и иллюзорную силу мечты, неизменно карается, в конечном счете, в дальнейшем ходе исторической жизни» [15, с. 101]. Забвение живой нравственной идеи, превозмогающей низменные страсти человека, дорого обходится обществу. Духовное и материальное можно представить в виде сочетания души и тела: душа «отлетела», и мертвое тело стало добычей червей и стервятников.

Вместе с тем следует помнить, что высокие идеи и низменные страсти присущи человеку. Они - исконное единство его внутреннего мира. Это диалектический закон единства борьбы противополож-

ностей, выступающий как противоборство внутренних сил человеческого естества. Индивид тогда становится личностью, когда способен в этой борьбе обеспечить победу нравственного начала в самом себе.

Верно наблюдение, что деградация общества сопровождается духовным спадом, который является закономерным итогом не только политического, социально-экономического кризиса, но и кризиса духа. Древнегреческая философия периода упадка городов-полисов тому свидетельство. На смену идее служения обществу и государству приходят идеи индивидуальной замкнутости, противопоставления собственного внутреннего мира реальному миру, убеждения в бессмысленности общественной и личной жизни.

Эпикурейцы звали к удовольствиям, в круг друзей и высшей ценностью объявляли дружбу. Стоики также проповедовали индивидуализм, борьбу за сохранение самого себя. Истинный мудрец, по их мнению, тот, кто живет сообразно своей природе. Счастье в спокойствии и равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой, и нет смысла ей противостоять. Общего в мире не существует, и его познание - иллюзия. Человек замыкается в себе - каждый выживает в одиночку или в кругу близких. Прежние межличностные отношения дробятся, и целое разбивается на части. Это направление древнегреческой философии заложило основы индивидуализма, который стал едва ли не господствующим в философии западноевропейцев в более поздние, простирающиеся до наших дней времена.

Идеал, а точнее идеалы личности высокой Античности нельзя подвести под один знаменатель. Но внутреннее сродство между различными трактовками идеальной личности все же есть. Не рискуя сформулировать его на концептуальном уровне, вспомним выразительный образ прекрасной индивидуальности, нарисованный Г.В.Ф. Гегелем в его «Эстетике».

Более того, высокая Античность замечательна еще и тем, что сумела не только высказать, но и воплотить в жизнь свои идеалы в судьбах и деяниях своих выдающихся представителей. Это образец мужества и отваги спартанец Леонид, вставший на пути неисчислимого персидского войска, это лидер древнегреческой демократии Перикл, политик, оратор, полководец и создатель неповторимого Парфенона. Это первый

историк, географ и этнограф Геродот. Это первый лирический поэт Анакреон, величайшие драматурги Софокл и Еврипид, основоположник научной медицины, величайший гуманист Гиппократ, сформулировавший принципы врачебной этики в знаменитом кодексе Гиппократа. И еще множество великих деятелей античного мира, составивших бессмертный пантеон культурных героев человечества.

Мир идей един и преемственен. Он представляет собой весьма прочную ткань, на которой те или иные философы «вышивали свои узоры». Это полотно переходит из поколения в поколение, и каждое оставляет на нем яркий или блеклый узор. Немеркнущим светом горит на этом полотне узор высокой Античности, разгадка которого позволяет нам прозреть свое будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Метафизика / пер. с древнегреч. М.: Эксмо, 2018. 478 с.

2. Аристотель. Этика. М.: Эксмо, 2018. 319 с.

3. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.

4. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений: в 2 ч. Ч. 1. / пер. А.С. Никольского. СПб.: Типогр. Импер. Рос. Акад, 1834.

5. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М.: Наука, 1990. 275 с.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2005. 391 с.

7 Марк Аврелий Антонин, Эпиктет. Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон / пер. с лат. В. Петухо-вой, В. Горенштейна. М.: РИПОЛ классик, 2016. 412 с.

8. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. 239 с.

9. Платон. Апология Сократа. Критон. Протагор / пер. с древнегреч. М. Соловьева, В. Соловьева. М.: Эксмо, 2015. 127 с.

10. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. С.К. Апт и др. СПб.: Азбука, 2015. 766 с.

11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: ЛитРес, 2012. 1115 с.

12. Ренан Э. История происхождения христианства / пер. с фр. М.: Альфа-Книга, 2016. 1275 с.

13. Сенека Луций Анней. Философские трактаты / пер. с лат. Т.Ю. Бородай. М.: Алетейа, 2000. 396 с.

14. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / пер. с лат. С. Ошерова. СПб.: Азбука, 2017. 573 с.

15. Франк С.Л. Духовные основы общества / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. 510 с.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. 582 с.

LITERATURA

1. Aristotei '. Metafizika. / per. s drevnegrech. M.: E'ksmo, 2018. 478 s.

2. Aristotei'. E'tika. M.: E'ksmo, 2018. 319 s.

3. Dzhovanni Reaie i Dario Antiseri. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashix dnej: v 4 t. T. 1. Antichnosf. SPb.: Petropolis, 1994.

4. Kvintiiian MarkFabij. Dvenadczaf knig ritoricheskix nastavlenij: v 2 ch. Ch. 1. / per. A.S. NikoTskogo: v 2 ch. Ch. 1. SPb.: Tipogr. Imper. Ros. Akad, 1834.

5. Linde A.D. Fizika elementarny'x chasticz i inflyacionnaya kosmologiya. M.: Nauka, 1990. 275 s.

6. LosevA.F., Taxo-GodiA.A. Platon. Aristotel\ M.: Molodaya gvardiya, 2005. 391 s.

7. Mark Avreiij Antonin, E'piktet. Razmy'shleniya. V chem nashe blago? Gotovomu perejti Rubikon / per. s lat. V. Petuxovoj, V. Gorenshtejna. M.: RIPOL klassik, 2016. 412 s.

8. Pis'ma i fragmenty' E'pikura // Materialisty' Drevnej Grecii. Sobranie tekstov Geraklita, Demokrita i E'pikura. M.: Gospolitizdat, 1955. 239 s.

9. Piaton. Apologiya Sokrata. Kriton. Protagor / per. s drevnegrech. M. Soloveva, V. Soloveva. M.: E'ksmo, 2015. 127 s.

10. Piaton. Dialogi / per. s drevnegrech. S.K. Apt i dr. SPb.: Azbuka, 2015. 766 s.

11. Piutarx. Sravnitefny'e zhizneopisaniya. M.: LitRes, 2012. 1115 s.

12. Renan E'. Istoriya proisxozhdeniya xristianstva / per. s fr. M.: Alfa-Kniga, 2016. 1275 s.

13. Seneka Lucij Annej. Filosofskie traktaty* / per. s lat. T.Yu. Borodaj. M.: Aleteja, 2000. 396 s.

14. Seneka Lucij Annej. Nravstvenny'e pis'ma k Luciliyu / per. s lat. S. Osherova. SPb.: Azbuka, 2017. 573 s.

15. Frank S.L. Duxovny'e osnovy* obshhestva / sost. P.V. Alekseev. M.: Respublika, 1992. 510 s.

16. Xrestomatiya po istorii zarubezhnoj pedagogiki / sost. A.I. Piskunov. M.: Prosveshhenie, 1981. 582 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.