УДК 159.9 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-90-94
ВЫРАЖЕННОСТЬ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ДЕТСКИМ ОПЫТОМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
С. В. ОСТАПЧУК, Е. Р. ТИХОНОВА (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)
Рассматриваются различия между студентами с разным детским опытом домашнего насилия по выраженности негативных личностных свойств и состояний. Для проведения исследования были использованы авторская анкета «Домашнее насилие» и 16-факторный опросник ¥Р1. Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи детского опыта переживания домашнего насилия и таких личностных свойств и состояний, как невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность и раздражительность, которые проявляются у студентов как отдаленные последствия пережитого в детстве. Выраженность данных показателей выше у студентов, к которым применялось насилие.
Ключевые слова: насилие в семье, невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность.
Введение. Насилие - это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего [3]. По А. Ю. Егорову, насилие - такое физическое, социально-организационное, психическое (словесное, моральное) воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), социальный (в т.ч. правовой) и жизненный статус, причиняет ему физические и душевные страдания [2].
Для жертвы семейного насилия последствия могут быть серьезными. Многие жертвы страдают от посттравматического стрессового синдрома, который может привести к депрессии, невротичности, спонтанной агрессивности, раздражительности, тревожности и повторным кошмарам. Они также могут испытывать сложности в установлении здоровых отношений и восстановлении своей самооценки [1; 2; 3; 5]. Панические атаки, низкая самооценка способствуют сохранению и закреплению чувства вины, стыда. Кроме негативного влияния, оказываемого на актуальное состояние потерпевших, домашнее насилие имеет долгосрочные медицинские и социо-экономические последствия [4].
Основная часть. Цель исследования - выявить различия между студентами с разным детским опытом домашнего насилия по выраженности некоторых личностных свойств и состояний.
Данное исследование проводилось в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой. Выборка состояла из 60 студентов университета. Им были предложены авторская анкета «Домашнее насилие» и 16-факторный опросник БИ. Авторская анкета «Домашнее насилие» создана для определения наличия применения родителями насилия в отношении детей. Она состоит из вопросов закрытого типа. Испытуемый должен выбрать один из вариантов ответа, который наиболее соответствует его поведению и поведению родите -лей(ля). Для количественной обработки результатов использовались [/-критерий различий Манна-Уитни (количественные переменные) и х2 Пирсона (для номинальных данных).
Ознакомившись с результатами исследования Т. Я. Сафоновой и Е. И. Цымбал [4], мы предположили, что студенты, к которым применялось и не применялось насилие в детстве, различны по выраженности показателей «Невротичность», «Спонтанная агрессивность», «Депрессивность», «Раздражительность».
На первом этапе исследования была проведена психологическая диагностика для изучения выраженности показателей «Невротичность», «Спонтанная агрессивность», «Депрессивность», «Раздражительность» у студентов, к которым применялось и не применялось домашнее насилие. Результаты представлены на рисунках 1-8.
# Высокая оценка 9 Средняя оиенкз
Рисунок 1. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Невротичность» у студентов, к которым применялось насилие
На рисунке 1 показано процентное соотношение оценок шкалы «Невротичность» у студентов, к которым применялось насилие. 79,3% студентов имеют высокие оценки шкалы невротичности и только 20,7% средние. Таким образом, невротичность выражена в большей степени на высоком уровне у студентов, к которым применяли насилие.
Рисунок 2. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Невротичность» у студентов, к которым не применялось насилие
Из рисунка 2 можно увидеть процентное соотношение оценок шкалы «Невротичность» у студентов, к которым не применялось насилие. 32,3% студентов имеют высокие оценки шкалы невротичности, 48,4% средние и только 19,4% низкие. Таким образом, невротичность в половине случаев выражена на среднем уровне у студентов, к которым не применяли насилие.
Рисунок 3. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Спонтанная агрессивность»
у студентов, к которым применялось насилие
На рисунке 3 показано процентное соотношение оценок шкалы «Спонтанная агрессивность» у студентов, к которым применялось насилие. 48,3% студентов имеют высокие оценки шкалы спонтанной агрессивности, 44,8% средние и только 6,9% низкие. Таким образом, спонтанная агрессивность выражена на среднем и высоком уровнях у студентов, к которым применяли насилие.
Рисунок 4. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Спонтанная агрессивность»
у студентов, к которым не применялось насилие
На рисунке 4 представлено процентное соотношение оценок шкалы «Спонтанная агрессивность» у студентов, к которым не применялось насилие. 12,9% имеют высокие оценки шкалы спонтанной агрессивности,
48,4% средние и 38,7% низкие. Таким образом, спонтанная агрессивность выражена на среднем уровне у студентов, к которым не применяли насилие.
Рисунок 5. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Депрессивность» у студентов, к которым применялось насилие
По процентному соотношению оценок шкалы «Депрессивность» у студентов, к которым применялось насилие (см. рисунок 5), 89,7% имеют высокие оценки шкалы депрессивности и только 10,3% средние. Таким образом, депрессивность в большинстве случаев выражена на высоком уровне у студентов, к которым применяли насилие.
Рисунок 6. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Депрессивность» у студентов, к которым не применялось насилие
Согласно рисунку 6, 22,6% студентов, к которым не применялось насилие, имеют высокие оценки шкалы депрессивности, 41,9% средние и только 35,5% низкие. Таким образом, депрессивность выражена на среднем уровне у студентов, к которым не применяли насилие.
Рисунок 7. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Раздражительность» у студентов, к которым применялось насилие
По данным рисунка 7, на котором представлено процентное соотношение оценок шкалы «Раздражительность» у студентов, к которым применялось насилие, 72,4% имеют высокие оценки шкалы раздражительности и только 27,6% низкие. Таким образом, раздражительность в большинстве случаев выражена на высоком уровне у студентов, к которым применяли насилие.
4 Низкая оценка 9 Высокая оценка # Средняя оценка
Рисунок 8. - Круговая диаграмма процентного соотношения оценок шкалы «Раздражительность» у студентов, к которым не применялось насилие
У студентов, к которым не применялось насилие, 19,4% имеют высокие оценки шкалы раздражительности, 42,5% средние и только 35,5% низкие (см. рисунок 8). Таким образом, раздражительность в почти половине случаев выражена на среднем уровне у студентов, к которым не применяли насилие.
Таким образом, показатели всех выбранных четырех шкал 16-факторного опросника БР1 имеют наиболее высокие показатели у студентов, к которым применялось насилие. Также наши результаты соответствуют данным, полученным Л. Р. Аптикиевой, которая полагала, что последствиями психологического насилия у взрослых являются расстройства психологического и физического характера: нарушения сна, нервные срывы, раздражительность, депрессия, тревожность, трудности с концентрацией внимания, панические состояния, инфаркты, потеря чувства собственного достоинства, снижение самооценки, нарушение социальных отношений, снижение уровня производительности труда [1 ].
На втором этапе исследования с помощью ^-критерия Манна-Уитни исследовались различия между студентами, к которым не применялось и применялось насилие, по показателям невротичности, спонтанной агрессивности, депрессивности и раздражительности. Данные представлены в таблице.
Таблица. - Различия между студентами, к которым применялось и не применялось насилие, по показателям невротичности, спонтанной агрессивности, депрессивности и раздражительности_
Ранговые суммы Значение критерия и Уровень
Переменная применялось не применялось статистической
насилие насилие значимости
Невротичность 1114,00 716,00 220,00 0,00
Спонтанная агрессивность 1106,00 723,00 227,00 0,00
Депрессивность 1202,00 627,00 131,00 0,00
Раздражительность 1167,50 663,50 167,50 0,00
Согласно таблице, имеются значимые различия между студентами, к которым применялось и не применялось насилие, по показателям невротичности, спонтанной агрессивности, депрессивности и раздражительности (р < 0,05).
Заключение. Принято считать, что самое безопасное место для ребенка - это его дом, семья. Казалось бы, здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.
На основании данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что действительно существуют различия между студентами с разным детским опытом домашнего насилия по выраженности негативных личностных свойств и состояний. У студентов, которые подвергались в детстве насилию, более выражены показатели невротичности, спонтанной агрессивности, депрессивности и раздражительности, чем у студентов, к которым насилие не применялось.
Таким образом, любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно - угроза ментальному здоровью и развитию личности детей. Разработка системы профилактических мер, направленных на предотвращение домашнего насилия, - острая необходимость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аптикиева Л. Р. Последствия психологического насилия для разных возрастных категорий // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2020. - № 1(223). - С. 6-13. Б01: 10.25198/1814-6457-223-6
2. Егоров А. Ю., Фрейдман О. Г. Психологическое насилие и развитие личности. - СПб.: Питер, 2003. - 168 с.
3. Качаева М. А., Дозорцева Е. Г., Нуцкова Е. В. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2017. - Т. 7, № 3. - С. 110-126. Б01: 10.17759/Р8УЬЛ,№.2017070309
4. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми и его последствия// Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. - М.: Дом, 1993. - С. 45-49.
5. Childhood abuse and lifetime psychopathology in a community sample / H. L. MacMillow, J. L. Fleming, D. L. Streiner et al. // American Journal of Psychiatry. - 2001. - 158. - Р. 1878-1883. DOI: 10.1176/appi.ajp.158.11.1878
Поступила 17.10.2024
NEGATIVE PEROSNALITY TRAITS AND STATES IN STUDENTS WITH DIFFERENT CHILDHOOD EXPERIENCES OF DOMESTIC VIOLENCE
S. ASTAPCHUK, E. TIKHANAVA (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)
The article examines the differences between students with different childhood experiences of domestic violence, in terms of severity of negative personality traits and states. The author's questionnaire "Domestic violence" and the 16-factor FPI questionnaire were used to conduct the study. The data obtained during the study indicated a relationship between childhood experience of domestic violence and such personality traits and states as neuroticism, spontaneous aggressiveness, depression and irritability, which manifested themselves in students as long-term effects of domestic violence in childhood. It was found that the severity of these indicators was higher in students who had experienced domestic violence in childhood.
Keywords: domestic violence, neuroticism, spontaneous aggressiveness, depression, irritability.