Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ: ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ И БУДУЩИЕ ПРАКТИКИ'

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ: ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ И БУДУЩИЕ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ / ОПЫТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ / ЖЕРТВА / АГРЕССОР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова Я.В., Матюгина М.В.

Рассматриваются основные результаты социологического исследования «Представления студентов о домашнем насилии», целью которого было изучение специфики отношения студентов к домашнему насилию в зависимости от наличия у них опыта наказаний в детстве. Данные исследования позволили выявить опыт столкновения студентов с домашним насилием в детстве и в настоящее время, определить причины домашнего насилия и факторы, его оправдывающие, выявить связь между пережитым опытом наказаний в детстве и допустимыми практиками воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO DOMESTIC VIOLENCE: PAST EXPERIENCES AND FUTURE PRACTICES

The main results of the sociological study «Students' perceptions of domestic violence» are considered, the purpose of which was to study the specifics of students' attitudes to domestic violence, depending on their experience of punishment (violence) in childhood. These studies allowed to identify the experience of students encountering domestic violence in childhood and at the present time, to determine the causes of domestic violence and the factors justifying it, to identify the relationship between the experience of punishments (violence) in childhood and acceptable parenting practices.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ: ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ И БУДУЩИЕ ПРАКТИКИ»

118 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского . Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 118-125

УДК 316.3

DOI 10.52452/18115942_2022_4_118

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ: ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ И БУДУЩИЕ ПРАКТИКИ

© 2022 г. Я.В. Ушакова, М.В. Матюгина

Ушакова Яна Владимировна, к.соц.н.; заведующая учебно-исследовательской лабораторией социологических исследований кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

yana@fsn.unn.ru

Матюгина Мария Владимировна, ресурсный менеджер АНО «Центр общественных связей -Нижегородский дом народного единства» matyugina_masha@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022 Статья прицята к публикации 27.10.2022

Рассматриваются основные результаты социологического исследования «Представления студентов о домашнем насилии», целью которого было изучение специфики отношения студентов к домашнему насилию в зависимости от наличия у них опыта наказаний в детстве. Данные исследования позволили выявить опыт столкновения студентов с домашним насилием в детстве и в настоящее время, определить причины домашнего насилия и факторы, его оправдывающие, выявить связь между пережитым опытом наказаний в детстве и допустимыми практиками воспитания детей.

Ключевые слова: домашнее насилие, семейное насилие, насилие над детьми, опыт домашнего насилия, жертва, агрессор.

Введение

Проблема домашнего насилия актуализируется каждый раз, когда проект закона о профилактике семейно-бытового насилия должен быть рассмотрен депутатами парламента РФ или когда в СМИ публикуются очередные истории жертв домашнего насилия, получающие широкий общественный резонанс. Результаты опросов общественного мнения по данной теме, как правило, носят обобщенный характер и не учитывают отношения к ней разных социально-демографических групп населения.

Домашнее насилие - это важная социальная проблема современности, масштабы которой носят глобальный и часто латентный характер. Отношение к этой проблеме в современном обществе противоречиво. С одной стороны, взаимоотношения между членами семьи, которые являются близкими людьми, воспринимаются как их личная, частная жизнь, куда нельзя вмешиваться государству и посторонним людям. С другой стороны, проявление домашнего насилия является нарушением прав человека, и в современном цивилизованном обществе должны существовать механизмы, которые бы ограничивали и предотвращали это насилие. В связи с отсутствием официальных статистических данных о насильственных преступлениях, которые бы могли учитывать характер взаимоотношений между правонарушителем и жертвой,

оценить масштабы домашнего насилия невозможно [1, с. 613-616]. Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно комплексно и редко ограничивается только одним видом насилия, зачастую оно представляет собой повторяющиеся инциденты разных видов насилия (физического, психологического, сексуального, экономического), что является важным показателем, отличающим семейное насилие от единичного конфликта.

Семья является важнейшей структурной составляющей общества, которая закладывает основы социальных норм и влияет на процесс первичной социализации личности, участвует в экономических и культурных процессах. Благополучие и стабильность семьи являются условием политической и социально-экономической стабильности всего общества, гарантируют стратегическую безопасность государства. Именно поэтому государственная семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики России. Современная российская семья находится в состоянии кризиса, который связан не только с социально-экономическими изменениями, но и с трансформацией семейно-родительских отношений и ценностных ориентаций. Одним из проявлений этого кризиса является нарастание жестокости и насилия в семьях.

Наиболее значимой проблемой насилия в семье является насилие над детьми. В качестве

основных причин, по которым родители наказывают своих детей, выделяются: плохие оценки в школе, неудовлетворительное поведение, невыполнение домашних обязанностей, опоздание с прогулки. Исследователи выделяют ряд негативных последствий насилия - физические, психологические, социальные, поведенческие. Все они влияют на процесс взросления ребенка, его социализацию, что непосредственно сказывается на его дальнейшей жизни и месте в обществе. Исследователи отмечают, что все дети подвергаются психологическим наказаниям со стороны родителей или опекунов, но в разной степени. Чаще всего они сталкиваются с различными запретами, словесными оскорблениями, лишением карманных денег, при этом родители или опекуны не хотят разбираться в причинах поведения ребенка, а сразу прибегают к наказаниям [2, 3].

В качестве другого аспекта анализируется среда, в которой воспитываются дети, и указывается, что в современных семьях отсутствует взаимопомощь, понимание и поддержка, а внимание родителей в большей степени направлено на материальное благополучие семьи. Дети остро переживают ссоры родителей, но в семьях, в которых ссоры происходят регулярно, дети привыкают и становятся равнодушными. При этом каждый шестой ребенок считает себя виноватым в ссорах родителей. Исследователи отмечают, что широкое применение различных форм наказания детей приводит к увеличению дистанции в отношениях между ними и родителями, и чем старше становится ребенок, тем меньше он посвящает родителей в свои проблемы и секреты. Для детей крайне важно быть услышанными и понятыми своими родителями. Именно неумение родителей общаться со своими детьми приводит к отстраненности друг от друга и высокому уровню недоверия [4].

Насилие над детьми в семье представляет собой действия или угрозы действием по отношению к ребенку, что является частным случаем жестокого обращения с детьми в семье, которое, в свою очередь, помимо непосредственных действий или угроз, включает и бездействие. Насилие, как и жестокое обращение, не единичный, случайный поведенческий акт, а систематические повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми [5]. Таким образом, к формам насилия над детьми в семье можно отнести следующие: физическое, психологическое (эмоциональное), экономическое, сексуальное насилие.

Стоит отметить, что не только жертва страдает от домашнего насилия. Если насильственные действия направлены на одного члена се-

мьи, все остальные оказываются подверженными вторичной виктимизации, которая предполагает переживание свидетелями насилия тех же психологических последствий, что и жертва. Воспитание детей через насилие и жестокое обращение не способствует процессу социализации, создает угрозу физическому и психическому здоровью членов семьи, приводит к девиациям у детей.

Методология исследования

С целью изучения отношения студентов к домашнему насилию авторами в 2021-2022 гг. было проведено социологическое исследование «Представления студентов о домашнем насилии». Метод сбора информации - онлайн-анкетирование. В опросе приняли участие 400 студентов нижегородских вузов (Университет Лобачевского, Мининский университет, Технический университет, ВШЭ, Медицинский университет) в возрасте от 18 до 24 лет. Выборка целевая, сформированная по вопросу-фильтру «Подвергались ли Вы наказаниям в детстве?». Опрошены равноразмерные группы юношей и девушек с пережитым опытом наказаний в детстве и без такого опыта (всего четыре группы).

В качестве рабочих были выдвинуты следующие гипотезы:

- студенты, имеющие опыт наказаний в детстве, проецируют его на собственные будущие семейные взаимоотношения и практики воспитания детей;

- специфика отношения студентов к домашнему насилию носит ярко выраженный гендер-ный характер.

Результаты исследования

Оценка актуальности проблемы домашнего насилия. Результаты социологического исследования показали, что практически все студенты высоко оценивают актуальность проблемы домашнего насилия, за исключением юношей, не подвергавшихся ему в детстве (табл. 1). Подавляющее большинство считает его угрозой для здоровья и жизни членов семьи.

Юноши, которые в детстве не подвергались наказаниям, оценивают актуальность проблемы немного ниже. Они реже соглашаются с тем, что домашнее насилие является угрозой для жизни людей и что люди, совершающие такое насилие, являются опасными для общества (77% против 97% юношей с опытом насилия в детстве), а чаще - с тем, что проблеме домашнего насилия уделяется слишком много внимания (30% против 18% соответственно). Юноши

Таблица 1

Оценка актуальности проблемы домашнего насилия (согласие с тезисами), %_

Тезисы Юноши Девушки

С опытом наказаний Без опыта наказаний С опытом наказаний Без опыта наказаний

Домашнее насилие - угроза для здоровья людей 100 100 100 100

Домашнее насилие - угроза для жизни людей 97 77 97 99

Люди, совершающее насилие над членами своей семьи, опасны для общества 89 67 94 100

Проблема домашнего насилия в настоящее время актуальна 88 57 91 91

Проблему домашнего насилия широко обсуждают в СМИ 51 30 37 26

Проблеме домашнего насилия уделяется слишком много внимания 18 30 3 3

с опытом наказаний в детстве, по сравнению с другими группами, чаще говорят о том, что в настоящее время проблема домашнего насилия широко обсуждается в средствах массовой информации (51%). Скорее, эта проблема остается для них актуальной и в юношеском возрасте и поэтому обращает на себя внимание.

Девушки обеих групп (с опытом наказаний и без него) практически не отличаются в своем отношении к проблеме домашнего насилия. Подавляющее большинство не согласны с тезисом, что проблеме домашнего насилия уделяется слишком много внимания.

Критерии домашнего насилия. Студентам был задан вопрос, позволяющий выяснить, что для них является домашним насилием. Ситуациями, которые, по мнению большинства студентов, вне зависимости от опыта наказаний в детстве, являются проявлениями домашнего насилия, стали избиение, нанесение ударов, пощечина, принуждение к сексу, запрет встречаться с родственниками и намеренный отказ от оказания медицинской помощи. Кроме этого, девушки также отметили намеренную порчу личных вещей, запрет встречаться с друзьями, унижения и вовлечение ребенка в выяснение отношений между родителями путем шантажа.

Юноши с опытом наказаний в детстве в целом реже относят предложенные ситуации к проявлениям домашнего насилия. Особенно это выделяется в случае с запретом одеваться так, как нравится, частой критикой, запретом посещения публичных мест в одиночку, эмоциональным давлением, игнорированием мнения партнера, ультиматумами, запугиванием и словесными угрозами. По сравнению с другими группами доля относящих перечисленные ситуации к домашнему насилию юношей, которые подвергались наказаниям в детстве, значительно меньше (в 1.5-2.5 раза). Реже всего такие юноши к проявлениям домашнего насилия относят ссоры, скандалы (29%), требования показывать личную переписку (34%) и крики на близкого человека (37%).

Юноши без опыта наказаний в детстве, по сравнению с другими группами молодежи, чуть реже относят к проявлениям домашнего насилия шантаж ребенком, запрет встречаться с друзьями и унижения. Также менее половины этой группы юношей считают ссоры и скандалы с партнером домашним насилием (37%).

Девушки с опытом наказаний в детстве не считают домашним насилием те же формы, что и юноши с подобным опытом, - требования показывать переписку в телефоне, крики на партнера и ссоры с ним. Девушки, которых в детстве не наказывали, в этом вопросе оказались наиболее категоричными - более половины представительниц этой группы относят все предложенные ситуации к проявлениям домашнего насилия в 1.5-2 раза чаще.

В целом результаты исследования показали, что студенты с опытом наказаний в детстве некоторые формы домашнего насилия считают таковыми значительно реже студентов, которые не подвергались наказаниям, что указывает на их терпимое отношение к домашнему насилию, особенно к психологической его форме.

Опыт столкновения студентов с домашним насилием. Юноши в 2 раза чаще девушек подвергались наказаниям в детстве (67% против 32%). И юноши, и девушки чаще всего подвергались таким формам наказаний, как домашний арест (95% и 86%), крики родителей (89%), наказание трудом (83% и 77%) и «углом» (72% и 69%), игнорирование со стороны родителей (65% и 66%), ругань при свидетелях (48% и 29%). Юноши чаще девушек сталкивались с физическими наказаниями - шлепками по попе (52% и 31%), подзатыльниками (40% и 23%) и особенно наказаниями ремнем (35% и 3%).

В настоящее время юноши и девушки в разной степени подвержены домашнему насилию -с девушками это происходит чаще, но стоит учитывать, что они более чувствительны и, соответственно, острее воспринимают и замечают насильственные действия. Как следствие этого -

Таблица 2

Столкновение студенческой молодежи с домашним насилием в настоящее время, %

Юноши Девушки

Виды насилия С опытом Без опыта С опытом Без опыта

наказаний наказаний наказаний наказаний

Критика 18 27 34 36

Нарушение личных границ 17 30 80 51

Чрезмерный контроль над расходами 14 23 66 44

Оскорбления 8 10 31 30

Шантаж 3 3 17 9

Угрозы физического насилия 0 0 23 13

Запугивание 0 0 14 4

17% девушек с опытом наказаний в детстве со страхом идут домой из-за боязни наказаний. Таким образом, с угрозами физического насилия и запугиванием юноши не сталкиваются совсем, в то время как девушки с разной периодичностью, но все же подвергаются этим формам насилия, при этом более страдающей в этом смысле группой являются девушки с опытом наказаний в детстве (табл. 2).

Юноши с опытом наказаний чаще всего сталкиваются с критикой в свой адрес (18%), нарушением личных границ (17%) и чрезмерным контролем над их расходами со стороны близких людей (14%). Юноши, которых в детстве не наказывали, тоже подвергаются нарушению личных границ (30%), критике (27%), чрезмерному контролю над их расходами (23%).

Как уже отмечалось, девушки более подвержены домашнему насилию. Большинство тех, у кого имеется опыт наказаний в детстве, сталкиваются с нарушением личных границ (80%) и чрезмерным контролем над их расходами со стороны партнера или родителей (66%). Достаточно распространенными формами домашнего насилия являются критика (34%), оскорбления (31%) и даже угрозы физического насилия (23%).

Очевидно, что формы наказания детей меняются по мере их взросления. В случае с юношами полностью исчезает физическое насилие, но к девушкам оно продолжает применяться в форме угроз. Это объясняется тем, что юноши, как правило, физически сильнее девушек и, скорее всего, могут дать отпор, поэтому на них воздействуют психологически.

Причины домашнего насилия. Студенты с опытом наказаний в детстве, называя те или иные причины домашнего насилия, описывают практики воспитания и наказания в собственной семье. При этом они чаще возлагают ответственность за насилие на жертву. В то же время студенты, которые не имеют опыта наказаний, в качестве причины домашнего насилия выделяют личность агрессора.

Для юношей, которые подвергались наказаниям в детстве, основными причинами домаш-

него насилия являются напряженные отношения в семье (65%), стресс, вызванный экономической нестабильностью или бытовыми проблемами (58%), и алкогольная зависимость агрессора (54%). Те юноши, которых в детстве не наказывали, называют причинами домашнего насилия тот же стресс (83%), зависимое положение жертвы от агрессора (67%), алкогольную (60%) и наркотическую (50%) зависимости агрессора, его желание показать свое превосходство над жертвой и опыт насилия в детстве агрессора (57%), напряженные отношения в семье (53%). В отличие от других студенческих групп, почти половина представителей юношей без опыта насилия в детстве выделили невыполнение требований партнера (47%) в качестве причины возникновения домашнего насилия.

Девушки с опытом наказаний в детстве на первое и второе место среди причин домашнего насилия выдвигают зависимости агрессора -алкогольную (77%) и наркотическую (74%). Представительницы этой группы в качестве причин насилия в семье отмечают желание агрессора доминировать над жертвой (69%), стресс, вызванный экономической нестабильностью или бытовыми проблемами (57%), и алкогольную зависимость жертвы (57%). Девушки, у которых отсутствует опыт насилия в детстве, в качестве причин домашнего насилия называют желание агрессора показать свою власть над жертвой (81%), зависимое положение жертвы от агрессора (80%), опыт наказаний в детстве агрессора (74%), его алкогольную (56%) и наркотическую (50%) зависимости.

Важным является тот факт, что студенты, которых не наказывали в детстве, чаще называют опыт наказаний в детстве агрессора в качестве причин домашнего насилия, чем студенты, которые подвергались наказаниям.

Факторы, оправдывающие домашнее насилие. Студенты без опыта наказаний гораздо реже оправдывают домашнее насилие. Так, тезиса о том, что насилию нет оправдания, придерживаются 80% юношей и 81% девушек этой категории. Студенты же, которые подвергались

Таблица 3

Факторы, оправдывающие домашнее насилие (согласие с тезисами), %_

Юноши Девушки

Факторы С опытом Без опыта С опытом Без опыта

наказаний наказаний наказаний наказаний

Насилию нет оправдания 35 80 66 81

Провоцирующее поведение члена семьи 48 13 11 17

Измена 48 10 29 3

Алкогольная зависимость жертвы 26 1 6 3

Наркотическая зависимость жертвы 14 1 6 3

Невыполнение требований партнера 6 1 3 3

Таблица 4

Допустимые причины наказания детей (согласие с тезисами), %_

Юноши Девушки

Причины С опытом Без опыта С опытом Без опыта

наказаний наказаний наказаний наказаний

Обижает животных 86 43 69 33

Специально делает то, что нельзя 83 27 77 13

Обижает других детей 82 43 69 23

Не реагирует на замечания родителей 77 23 71 19

Переговаривается 62 17 17 11

Не слушается 60 23 43 14

Грубит другим людям 57 17 40 10

Ведет себя неприлично в присутствии других людей 55 23 40 9

Капризничает 45 3 60 3

Неаккуратно пользуется игрушками, гаджетами 26 0 49 3

наказаниям в детстве, придерживаются такого мнения значительно реже - лишь 35% юношей и 66% девушек (табл. 3).

У юношей с опытом наказаний в детстве наиболее ярко выражена склонность к оправданию домашнего насилия. Они оправдывают насилие в семье провоцирующим поведением члена семьи (48%) и изменой (48%). Достаточно большая доля считает, что можно оправдать насилие, когда жертвы зависимы от алкоголя (26%) и наркотиков (14%). Юноши, не подвергавшиеся наказаниям в детстве, по сравнению с другими группами, реже оправдывают домашнее насилие: лишь 10% назвали измену и 13% -провоцирующее поведение в качестве оправдывающих факторов.

Несмотря на то, что более половины девушек с опытом наказаний в детстве (66%) указали на недопустимость оправдания домашнего насилия, почти треть представительниц этой группы отметили измену как оправдывающий агрессора фактор (29%). Среди девушек, которых в детстве не наказывали, самым популярным оправданием стало провоцирующее поведение члена семьи - его назвали 17%.

Таким образом, студенческая молодежь, которая в детстве подвергалась насилию, демонстрирует более терпимое отношение к нему и гораздо чаще находит ему оправдания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допустимые причины наказания детей. Перенимая модель поведения родителей в семье и практики воспитания и наказания детей, моло-

дежь, которая имеет опыт наказаний в детстве, относится к детям строже. Более половины юношей из этой группы считают, что наказывать ребенка нужно практически за любую провинность (табл. 4). Исключение составляют ситуации, когда ребенок капризничает (45%) и неаккуратно пользуется игрушками или гаджетами (26%).

Юноши без опыта наказаний более терпимы к детскому поведению: почти половина из них видит необходимость в наказании детей, когда те обижают других детей (43%) и животных (43%), около четверти - когда дети специально, назло родителям, делают то, что нельзя (27%), не реагируют на замечания и не слушаются (23%). Стоит отметить, что эта группа - единственная, кто совершенно не допускает наказания детей за неаккуратное использование игрушек и гаджетов.

Более половины девушек, имеющих опыт наказаний в детстве, считают допустимыми причинами наказаний ситуации, когда ребенок назло родителям делает то, что нельзя (77%), не реагирует на замечания родителей (71%), обижает детей и животных (69%) и капризничает (60%). Около половины представительниц этой группы допускают наказания за неаккуратное использование игрушек или гаджетов (49%) и непослушание (43%).

Самой же гуманной группой оказались девушки без опыта наказаний. Лишь треть из них считают, что детей нужно наказывать за причинения вреда животным (33%), и около четверти -

Таблица 5

Допустимые формы наказания детей, %

Юноши Девушки

Виды наказаний С опытом Без опыта С опытом Без опыта

наказаний наказаний наказаний наказаний

Домашний арест 66 23 54 9

Игнорирование ребенка 62 20 46 6

Шлепки по попе 62 10 40 1

Лишение ребенка дорогих ему вещей 58 13 34 7

Наказание трудом 55 20 34 9

Крики 51 17 31 3

Наказание «углом» 48 7 23 4

Подзатыльники 23 0 11 0

Публичная ругань 22 50 9 1

Лишение сладостей 22 3 9 4

Наказание ремнем 18 23 0 0

Обзывания 11 0 23 0

Запирание в комнате 8 33 0 0

за то, что они обижают других детей (23%) и не ре агируют на замечания родителей (19%).

Допустимые формы наказания детей. В целом, в вопросе о допустимости различных форм наказаний детей студенты с опытом наказаний в детстве проявляют себя строже - и физическое, и психологическое насилие над детьми присутствуют в этой группе юношей и девушек гораздо чаще, чем в группах студентов без опыта наказаний в детстве (табл. 5). Исключение у девушек составляют только наказание ремнем и запирание ребенка в комнате, а у юношей и девушек без опыта наказаний в детстве - обзыва-ния ребенка и подзатыльники.

Более чем для половины опрошенных юношей, которых наказывали в детстве, допустимыми формами являются домашний арест (66%), шлепки по попе (62%) и игнорирование ребенка (62%), лишение ребенка дорогих ему вещей (58%), наказание трудом (55%) и крики на ребенка (51%). Кроме этого, для представителей этой группы вполне допустимо давать ребенку подзатыльники (23%) и лишать ребенка сладостей (22%). Юноши без опыта наказаний в детстве чаще других говорят о допустимости публичной ругани (50%), запирании ребенка в комнате (33%) и наказании ремнем (23%).

Девушки с опытом наказаний в детстве более нетерпимы к детям, чем юноши и девушки без подобного опыта, и также считают допустимыми как физические, так и психологические формы насилия. Девушки, которые не подвергались наказаниям в детстве, радикально отличаются от других групп своих ровесников: самыми допустимыми формами наказаний для детей они считают домашний арест (9%) и наказание трудом (9%).

Можно заметить связь между наказаниями в детстве опрошенных студентов и их подходом к воспитанию собственных детей: если юноша

или девушка подвергались наказаниям, то и к своим детям они допускают применение различных форм наказаний.

Выводы

Результаты социологического исследования показали, что студенты знают о проблеме домашнего насилия, высоко оценивают ее актуальность и угрозы, связанные с таким насилием. Студенты с опытом наказаний в детстве демонстрируют более лояльное отношение ко многим формам проявления домашнего насилия, особенно к его психологическим формам.

Было выявлено, что юноши в два раза чаще девушек подвергались наказаниям в детстве, что указывает на более строгое отношение со стороны родителей к мальчикам, чем к девочкам, и то, что мальчики, как правило, активнее девочек и чаще нарушают правила поведения. Юноши чаще девушек подвергались физическим наказаниям, и здесь немаловажную роль играют гендерные стереотипы, согласно которым «настоящего мужчину» можно воспитать только в строгости.

По мере взросления физическое и психологическое насилие над юношами практически прекращается, в отличие от девушек, особенно тех, кто сталкивался с различными формами домашнего насилия в детстве.

Студенты с опытом наказаний в детстве, называя причины домашнего насилия, фактически описывают практику домашнего насилия в их семьях. Они чаще возлагают ответственность за насилие на жертву, говоря о ее различных зависимостях, провоцирующем поведении и измене. Студенты, которые не имеют опыта наказаний, в качестве причины домашнего насилия выделяют личность агрессора - его желание показать свое превосходство и власть над жертвой, наличие опыта наказаний в его детстве.

Наиболее склонны к оправданию домашнего насилия юноши, которые имеют опыт наказаний в детстве. Почти для половины из них провоцирующее поведение и измена являются факторами, которыми можно оправдать агрессора, и для трети - алкогольная зависимость агрессора. Студенты без опыта насилия в целом реже оправдывают домашнее насилие - это делает лишь пятая часть юношей и девушек. Треть же девушек, которые имеют опыт наказаний в детстве, оправдывают насилие изменой.

В вопросе воспитания детей молодежь перенимает модель поведения своих родителей, и поэтому те студенты, которые имеют опыт наказаний в детстве, относятся к детям строже. Самой гуманной и терпимой группой оказались девушки, не подвергавшиеся наказаниям в детстве.

Все формы наказаний, с которыми сталкивались студенты в детстве, сейчас считаются ими допустимыми. Для девушек без опыта наказаний допустимыми формами наказаний являются домашний арест и наказание трудом, но по сравнению с ответами других студентов эта доля невелика - менее 10%.

Результаты проведенного исследования показали, что отношение студентов, имеющих опыт наказаний в детстве, к различным формам насилия гораздо более лояльное и терпимое, они считают допустимыми различные формы наказания детей и чаще по многим основаниям оправдывают агрессора. Возможно предположить, что они перенесут свой детский опыт на собственные семейные отношения и практики воспитания детей.

Домашнее насилие не может рассматриваться как личное дело членов семьи. Общественная значимость и опасность этих преступлений требует внесения поправок в уголовное законодательство Российской Федерации, нацеленных на предотвращение насилия в семье. По мнению ученых, необходима разработка комплексной системы социальных мер по защите прав человека и по профилактике семейных преступлений, осуществление пропаганды ненасильственных методов решения домашних конфлик-

тов с помощью средств массовой информации и просветительских мероприятий. Предлагается внедрение в практику средств массовой информации консультаций и бесед по проблемам правовой регуляции внутрисемейных взаимоотношений, увеличение количества социальной рекламы по проблемам семейной политики, распространение информации о гражданских правах членов семьи [6; 7].

Список литературы

1. Ушакова Я.В., Фокеева К.В. Репрезентация в социальных сетях проблемы домашнего насилия в отношении женщин // Социальные процессы современной России / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2020. 640 с.

2. Базарова А.В., Осохеева Б.Р. К вопросу об истории насилия над детьми в семье и обществе // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4 (122). С. 37-41.

3. Плешкова Н.О. Уровень и характер семейного насилия по отношению к детям и подросткам (по итогам массового анкетного опроса детей и подростков в городе Мурманске) // Наука. Общество. Государство. 2019. № 1 (25). С. 62-71.

4. Возмилкина Е.Н. Домашнее насилие над детьми как актуальная проблема современного российского общества // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 10. С. 194-198.

5. Акулич М.М., Беседина О.А. Основные подходы к изучению семейного насилия над детьми в современной социологии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. № 2 (115). С. 89-96. ШЬ: https://elar.urfu.ru/ Ъ^геат/10995/19819/1 /шго -2013-115-08.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

6. Ростовская Т.К. , Калиев Т.Б., Завьялова Н.Б. , Безвербный В.А. Профилактика насилия как фактор безопасности семьи: российский и казахстанский опыт // Женщина в российском обществе. 2018. № 1 (86). С. 78-88.

7. Чиняева О.В. Семейное насилие: способы профилактики и коррекции // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: Материалы Всероссийской науч. -практич. конф. с междунар. участием 1-2 октября 2015 / Отв. ред. А.Ю. Маленова. Омск, 2015. С. 218-221.

THE ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO DOMESTIC VIOLENCE: PAST EXPERIENCES AND FUTURE PRACTICES

Y. V. Ushakova1, M. V. Matyugina2

'National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2Autonomous non-profit organization «Center for Public Relations -Nizhny Novgorod House of National Unity»

The main results of the sociological study «Students' perceptions of domestic violence» are considered, the purpose of which was to study the specifics of students' attitudes to domestic violence, depending on their experience of punishment (violence) in childhood. These studies allowed to identify the experience of students encountering domestic violence in childhood and at the present time, to determine the causes of domestic violence and the factors justifying it, to identify the relationship between the experience of punishments (violence) in childhood and acceptable parenting practices.

Keywords: domestic violence, family violence, child abuse, experience of domestic violence, victim, aggressor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.