Научная статья на тему 'ВЫПУСКНИКИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ. ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ'

ВЫПУСКНИКИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ. ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИК УНИВЕРСИТЕТА / ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЯ / UNIVERSITY OF THE THIRD GENERATION / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY GRADUATE / EMPLOYER ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевезенцева Е. Д., Корсакова В. К., Крыцина А. М., Куликова М. Е.

В данной статье дана характеристика университетам третьего поколения. «Продуктом» такого университета являются выпускники, в свою очередь в роли потребителей выступают работодатели. Они могут объективно оценивать достижения и качество знаний, навыков и компетенций учащихся, а также осуществимость и эффективность в реформе высшего образования. Методом глубокого интервью работодателями был проведен анализ нынешних выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATES OF MODERN UNIVERSITIES. EVALUATION OF EMPLOYERS

This article describes the characteristics of third generation universities. The "product" of such a university is graduates, in turn, employers act as consumers. They can objectively assess the achievements and quality of knowledge, skills and competencies of students, as well as feasibility and effectiveness in the reform of higher education. Using the method of in-depth interviews, employers conducted an analysis of current graduates.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНИКИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ. ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

УДК 378.4

Перевезенцева Е.Д. студент магистратуры 2 курса Корсакова В.К. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт

Крыцина А.М. преподаватель Департамент бакалавриата (экономических и управленческих программ)

Куликова М.Е. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти ВЫПУСКНИКИ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ. ОЦЕНКА

РАБОТОДАТЕЛЕЙ Аннотация: в данной статье дана характеристика университетам третьего поколения. «Продуктом» такого университета являются выпускники, в свою очередь в роли потребителей выступают работодатели. Они могут объективно оценивать достижения и качество знаний, навыков и компетенций учащихся, а также осуществимость и эффективность в реформе высшего образования. Методом глубокого интервью работодателями был проведен анализ нынешних выпускников.

Ключевые слова: Университет третьего поколения, высшее образование, выпускник университета, оценка работодателя.

Perevezentseva E.D., master student 2 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Togliatti State University

Tolyatti (Russia) Korsakova V.K., master student 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Krytsina A.M.

Lecturer at the Department of Undergraduate (Economic and

Management Programs) Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Kulikova M.E., master student 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute

Tolyatti State University Tolyatti (Russia)

GRADUATES OF MODERN UNIVERSITIES. EVALUATION OF

EMPLOYERS

Abstract: This article describes the characteristics of third generation universities. The "product" of such a university is graduates, in turn, employers act as consumers. They can objectively assess the achievements and quality of knowledge, skills and competencies of students, as well as feasibility and effectiveness in the reform of higher education. Using the method of in-depth interviews, employers conducted an analysis of current graduates.

Keywords: University of the third generation, higher education, university graduate, employer assessment.

С середины XX века человеческое общество переживает драматические изменения социально -культурных и экологических условий его существования и функционирования.

Формирование нового типа общества во второй половине двадцатого века, характеризуемое исследователями как постиндустриальное; информационное; индивидуализированное; общество, где понятия «труд» и «капитал» заменяются понятием «знание» и «информация»; общество обучения; столетие бифуркаций и т. д., вызвало необходимость изменения и образовательной парадигмы во всем мире, включая Россию. [1]

Анализ контекста трансформации определил усиление роли образования и обучения на личном уровне, характерных для нового типа общества. Современный потребитель образовательных услуг больше ориентирован на получение практических, утилитарных знаний, навыков, компетенций и, в меньшей степени, универсальных теоретических знаний.

В последние десятилетия в большинстве промышленно развитых стран происходит ускоренная модернизация высшего образования, что выражается, во-первых, в переходе на модели «третьего поколения». [2]

Этот процесс также связан с наступлением эпохи «академического капитализма», который относится к рынку или рынку, как деятельности университетов и профессоров, которые привлекают иностранные фонды. Фактически, принципиально новая экономическая и социальная ситуация где появились университеты.

Новые условия характеризуются сокращением государственного финансирования, ростом масштабов высшего образования, стремлением молодых людей участвовать в личностно-ориентированном образовании, повышением потребительского спроса на качество образовательных услуг и научных исследований, потерей стабильности в сфере контента и образовательных технологий, необходимостью высокой производительности и качества педагогической работы и академической работы студентов, необходимостью обеспечения массового участия студентов в творческой и исследовательской работе и предпринимательстве.

Университет третьего поколения является многообразным, интенсивно развивающим учебно-исследовательский и инновационный комплексы,

адаптированным к потребностям окружающей среды, создающий научно -технические инновации, ориентированные на удовлетворение потребностей клиентов на базовых основных рынках.

Такой университет, расположенный на перекрестке исследований, образования и инноваций, во многом является ключом к экономике знаний и обществу знаний, являясь основным институтом, обеспечивающим взаимодействие между академическими и экономическими мирами через такие структуры, как научно-технические парки, технологии центры трансфера, инкубаторы для молодых предпринимателей.

Продуктом университета третьего поколения должен быть специалист, который не только хорошо осведомлен, но и способен исследовать и решать проблемы, а также способен довести результаты своих исследований до продажи, который потенциально имеют предпринимательские инстинкты, мотивированный и способный в рамках интеллектуального предпринимательства генерировать новые знания.

Обобщая теоретическое развитие западных и российских ученых, прогрессивный университетский опыт, можно выделить следующие характеристики университетов нового поколения, способствующих формированию нового поколения:

- университет как центр передачи технологий для определения коммерчески интересных результатов, развития стратегии коммерциализации продукта и процедуры его защиты; как научный парк, который позволяет студентам практиковать оценку их деловых возможностей и технологической сферы и определять их будущую профессиональную стратегию; как учебные, так и консультационные центры, сосредоточенные на накоплении деятельности, связанной с учебным процессом и консультационной деятельностью в этой области; как инкубаторы для стартапов и средств для совершенствования технологий;

- устоявшиеся академические, научные и деловые отношения университета: ассоциации с промышленностью, другими университетами, сотрудничество с банками, бухгалтерскими фирмами, различными профессиональными офисами в области консалтингового менеджмента, маркетинга, промышленной собственности, коммерческого права;

- специальная философия университета, интеллектуальная, исследовательская, предпринимательская культура, создание специального института университета;

- развитие возможностей студентов реализовать себя в различных областях (наука, промышленность, инновационная сфера, бизнес, предпринимательство).

Модернизация российской системы высшего образования неизбежно сталкивается с рядом проблем. Реализация многих программ и правительственных постановлений часто осуществляется только формально, без достижения значительных результатов.

Для оптимизации процессов трансформации системы высшего

образования необходимо следить за возникающими проблемами, сложностями, региональными особенностями и требованиями потребителей образовательных услуг и их продуктов.

Потребителями университетского «продукта», выпускников, являются в первую очередь работодатели. Они могут объективно оценивать достижения и качество знаний, навыков и компетенций учащихся, а также осуществимость и эффективность в реформе высшего образования.

Многомерный характер, связанный с изложенной темой проблем, привел к выбору ключевых направлений, охватывающих весь спектр взаимосвязанных вопросов, а именно: актуальность высшего образования для нужд региональной экономики и рынка труда.

Принимая во внимание общую цель проекта, повышение конкурентоспособности высшего образования и его роль в развитии регионов, целью социологического исследования было ответить на следующие ключевые вопросы:

- Какова степень соответствия результатов системы высшего образования потребностям региональной экономики и рынка труда. Что такое механизмы обратной связи?

- Как работодатели, действующие как потребители, оценивают качество выпускников региональных университетов?

- Каковы преимущества и недостатки университетов точки зрения пользователей услуг?

- В какой степени существующие условия позволяют предприятиям привлекать и удерживать высококвалифицированный персонал?

- В какой степени в нынешней системе стимулируется научная и исследовательская деятельность студентов?

- Как университеты готовятся работать в творческой и инновационной экономике?

Выбор экспертов был обусловлен лидирующим положением предприятий как в соответствии с общим количеством сотрудников, так и количеством выпускников, набираемых каждый год.

В целом, в ходе исследования было опрошено 30 информаторов, используя метод углубленных интервью. Темами исследования были экспертные мнения и оценка качества высшего образования и его актуальность для потребностей рынка труда.

Инструменты исследования представляли собой интервью руководства, которое включает в себя следующие тематические разделы:

- большинство работодателей требовали специализации;

- диапазон проблем персонала на предприятии / организации;

- степень удовлетворенности работодателей выпускниками (в университетах, профессиях и знаниях / компетенциях), причины неудовлетворенности;

- характеристики организации рабочей практики студентов на предприятии, оценка его эффективности;

- меры по улучшению.

Обработка данных осуществлялась методом анализа повествования. Кроме того, анализ текста включает в себя наиболее показательную характеристику этого сообщества, выдержки из интервью.

Как пояснили работодатели, существует преобладающий профиль распределения для отраслевых специальностей между университетами, когда только один институт в регионе обучает специалистов определенного профиля.

Такое профилирование имеет определенные преимущества в виде накопленного опыта обучения, существующих отношений между специализированными отделами и работодателями.

Результаты исследования показывают, что ситуация насыщения рынка труда специалистами различных профилей дифференцируется в зависимости от конкретного сектора экономики.

По мнению опрошенных экспертов, на большинстве промышленных предприятий и других организаций города не хватает инженеров различных профилей (инженеров, дизайнеров, электриков, инженеров-электроники и т. д.).

По мнению экспертов, нехватка специалистов связана с тем, что они неохотно работают на предприятиях из-за низкой заработной платы и конкретных условий труда («часы», интенсивный ритм работы, опасное производство и т. д.).

Выпускники университетов, имеющие технический профиль, предпочитают искать работу в секторе услуг с сопоставимым уровнем оплаты, но гораздо более легкими условиями деятельности. [1]

Несколько другая ситуация связана со специалистами ИТ-сферы, их недостаток также упоминается информаторами. По мнению экспертов, университеты недостаточно обучают таких специалистов, и они не всегда имеют соответствующий уровень подготовки. И поскольку квалифицированные специалисты в сфере ИТ пользуются спросом, даже увеличивая уровень оплаты, компании не могут сохранить свой персонал.

Однако большинство экспертов подчеркнули, что их предприятия испытывают в первую очередь нехватку квалифицированных рабочих с начальным и средним профессиональным образованием, отмечая в качестве одной из причин увеличение доступа к высшему образованию и, как следствие, сокращения числа выпускников школ, выбирающих профессию Ряд предприятий, набирал специалистов с высшим образованием по профессии

Также опрошенные эксперты указали на распространенность практики найма людей с непрофильным образованием с последующей переподготовкой на рабочие профессии/ Исследование показало, что процедуры отбора выпускников варьируются в зависимости от профиля компаний и их традиций. На промышленных фабриках обычно практикуются традиционные методы - интервью с начальником отдела

кадров и соответствующими специалистами.

Примечательно, что большинство экспертов не скрывало, что очень часто наиболее привлекательные офисные специалисты нанимаются на основе протекционизма - «контактов». В то же время генеральный директор одного из крупных предприятий даже высоко оценил этот подход как нетрадиционный, инновационный.

Согласно исследованию, общая оценка уровня аспирантов на вакантных должностях имеет ряд жалоб со стороны работодателя. И суть претензии заключается не только в низком уровне теоретической и практической подготовки, но и в мотивации молодого поколения. Работодатели отметили завышенный уровень требований молодых людей в отношении рабочих мест и материального вознаграждения, не поддерживаемых реальными знаниями, навыками работы, квалификацией и опытом.

Информаторы отметили, что чрезмерные финансовые амбиции молодых специалистов выражаются не только в требованиях высокой заработной платы, но и в том, что они получают более высокие зарплаты, без подтверждения квалификации. Молодые выпускники не готовы к длительной методической работе, соблюдению тяжелого графика работы, постепенному карьерному росту:

Одна из самых частых критических замечаний наемных специалистов заключается в том, что они имеют небольшие знания, не имеют систематического образа мышления, не могут самостоятельно формулировать и анализировать проблему.

Работодатели отметили такие проблемы, как отток талантливой молодежи из региона в целом и из производственного сектора из -за отсутствия конкурентоспособности с деловым сектором с точки зрения вознаграждения. Важно, что это утверждение относится к представителю довольно стабильного предприятия. По словам информантов, причиной снижения навыков самоаналитического мышления, творческого подхода к решению проблем является распространение потребительской культуры среди молодежи в условиях быстрого развития информационных и коммуникационных технологий.

В результате увеличивается использование навыков конечного продукта, в то время как самомотивация уменьшается. Недоразвитие рабочих ценностей, отсутствие профессионального интереса, а также превращение трудового процесса только в зарабатывание денег - вот еще одна проблема, выявленная в исследовании.

Эта тенденция типична для потребительского общества в целом и зафиксирована исследователями и другими странами во второй половине двадцатого века.

Эксперты дали довольно критическую оценку перехода российского высшего образования на двухуровневую систему подготовки бакалавра / магистра в рамках Болонской системы.

Как известно, одной из основных задач Болонского процесса является формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала университетского образования в странах, которые присоединились к этому процессу.

Принятие Болонской декларации одновременно отражает поиск совместного подхода к решению общих проблем высшего образования в странах-участницах. Присоединение к Болонскому процессу Российских университетов было сделано для обеспечения высокого качества высшего образования и необходимых условий для трудоустройства выпускников, поскольку ученые степени и другие академические квалификации ориентированы на рынок труда.

Однако, как показывают результаты нашего исследования, работодатели пока не сформировали четкой позиции по этому вопросу. Таким образом, ряд информаторов отметил, что уровень бакалавра почти сравним с уровнем среднего профессионального образования, несмотря на то, что последний пользуется большим спросом у промышленных предприятий, поскольку колледжи имеют преобладающее практическое обучение, в то время как университеты продолжают сосредоточиться на теоретическом обучении.

Информаторы отметили, что для рабочей профессии они предпочитают нанять выпускника среднего профессионального образования, но в качестве инженера - специалиста или магистранта, но не бакалавра. Сравнивая специфику подготовки специалистов и бакалавров, работодатели отметили значительное сокращение объема практики последних, что, по их мнению, снижает уровень практической подготовки выпускников.

Следует отметить, что масштабный опрос студентов по этому аспекту реформы российского образования показал, что значительная часть респондентов (39,6%) считает, что переход на двухуровневую систему бакалавриата / магистратуры и нетрадиционных для российских образовательных специальностей, привел к снижению качества образования.

Противоположной точки зрения придерживается только одна десятая респондентов (9,4%), отметив, что реформы привели к улучшению качества (Лаукарт-Горбачева и Максимова, 2015).

Информаторы-работодатели выразили мнение, что с тех пор, как период обучения в вузе сократился по сравнению со специалистами, количество «ненужных» предметов также должно быть сокращено.

Использованные источники:

1. Maximova O., Belyaev V., Laukart-Gorbacheva O., Nagmatullina L. Hamzina G. Russian Education in the Context of the Third Generation Universities' Discourse: Employers' Evaluation [Электронный ресурс] // International journal of environmental & Science education 2016, VOL. 11, NO. 16, PP 9101-9111. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1118958.pdf (дата обращения: 07.08.2018).

2. Виссема Иохан Г. Университет третьего поколения: управление

университетом в переходный период. - М.: Сбербанк, 2016. - 422 с УДК 330.1

Перевезенцева Е.Д. студент магистратуры 2 курса Корсакова В.К. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт

Крыцина А.М. преподаватель Департамент бакалавриата (экономических и управленческих программ)

Куликова М.Е. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Аннотация: Экономика знаний (KE) - это последний этап в развитии обществ. В статьепредставлена методология оценки знаний (KAM) для определения индекса знаний (KI) и индекса экономики знаний (KEI)

Ключевые слова: Экономика знаний, индекс знаний, индекс экономики знаний

Perevezentseva E.D., master student 2 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Togliatti State University

Tolyatti (Russia) Korsakova V.K., master student 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Krytsina A.M.

Lecturer at the Department of Undergraduate (Economic and

Management Programs) Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Kulikova M.E., master student 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) ECONOMICS OF KNOWLEDGE. METHODOLOGY OF KNOWLEDGE ASSESSMENT. Abstract: The knowledge economy (KE) is the last stage in the development of societies. In the article, the knowledge assessment methodology (KAM) for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.