УДК 159.922.7
Куликова М.Е. студент магистратуры, 1 курс Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,
Тольятти (Россия) Крыцина А.М. студент магистратуры, 3 курс Института финансов, экономики и управления, Тольяттинский государственный университет
Россия, г. Тольятти Корсакова В.К. студент магистратуры,1 курс, Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,
Тольятти (Россия) Kulikova ME, Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Krytsina A.M. Master's student, 3 course of the Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University Russia, Tolyatti Korsakova V.K., Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ИХ СЕМЬЯ Аннотация: В данной статье рассматривается понятие психологической коррекции и его основные подходы. Проанализированы формы организации психологической помощи для детей с проблемами развития и их родителей.
Ключевые слова: личность, психокоррекция, психологическая помощь, отклонения развития.
ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES AND THEIR
FAMILY
Abstract: This article discusses the concept ofpsychological correction and its main approaches. The forms of organization of psychological assistance for children with developmental problems and their parents are analyzed.
Keywords: personality, psychocorrection, psychological assistance, developmental disabilities.
Отклонения в развитии у детей имеют довольно различный характер и могут быть вызваны по разным причинам. Но одна общая причина всё же есть, она заключается в тягости условий раннего развития детей. Дети, имеющие отклонения в развитии отстранены, и их контакт с внешней средой нарушен. Поэтому формирование и развитие главных психологических функций личности происходит неправильно. Следовательно, для эффективной организации психологической помощи необходимы квалифицированные специалисты. С помощью них, дети и их семьи смогут существовать в обществе без своего ущерба и не чувствовать себя ущемленными. [1].
Психологи, которые проводят работу с такими детьми, должны уведомить родителей, что начинать работу по коррекции необходимо начинать как можно раньше, чтобы ее результаты были эффективнее и преодоление всех отклонений пройдет проще. Обеспечением результативности коррекции развития считаются высокие способности психики детей и хорошая подготовка специалистов. [3].
Для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии успешно прошел социальную адаптацию, ему крайне необходима своевременная психологическая и педагогическая помощь. Она основывается на главных принципах психологической и педагогической коррекции:
• Личностный подход к детям с проблемами развития. В данном принципе необходимо учитывать личность каждого ребенка и ее особенности.
• Каузальный принцип представляет собой сложную структуру причин нарушений и их симптомов. Структура выявляет цели и задачи для реализации психологической коррекции.
• Принцип комплексности. В этом случае, оказание помощи детям можно осуществлять лишь вместе с клинико-психолого-педагогического воздействием.
• Принцип деятельностного подхода. Данный принцип предполагает зависимость результата коррекции от применения эффективного вида деятельности детей.
Психологическая помощь нацелена не только на коррекцию определенных недостатков при проблемах развития, но и на формирование необходимых условий для психического развития детей. Коррекция психического развития подразумевает комплекс психологических и
педагогических воздействий, которые нацелены на коррекцию отклонений и проблем с развитием у детей. Следовательно, оказание психологической помощи является одним из методов оказания психологического воздействия, которое нацелено на усовершенствование развития определенных психологических процессов и определенных свойств личности. [4]. Программа психологической коррекции формируется исходя из причин нарушений. Существует несколько главных направленностей в коррекции:
• Изменения эмоционального развития детей;
• Изменения сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности ребенка;
• Изменения в поведении;
• Изменения в развитии личности.
Цели психологической помощи так же бывают разными:
• Развитие определенных видов деятельности у детей;
• Создание возрастных и психологических образований;
• Воссоздание целостности личности;
• Изменения поведения посредством смены обстановки и обучения;
• Формирование внутреннего уважения к себе и нормальной самооценки;
• Создание новых концепций, которые нацелены на создание адекватной нормы поведения;
• Создание эффективных отношений детей с окружающими людьми;
• Формирование эмоционального и волевого контроля поведения.
При оказании психологической помощи важно помнить, что развитие детей с проблемами должно происходить в период его работы с родителем. А сами родители должны всегда быть на связи с опытным специалистом. Именно эти факторы являются главными причинами успешной психологической помощи. [2]. Основной задачей такой помощи является создание адекватной установки у родителей на проблемы развития детей. А также с помощью адекватного вовлечения взрослых в процесс коррекции для решения социальных и психологических задач.
В помощи специалистов нуждаются не только сами дети с проблемами развития, но и их семьи, которые также испытывают трудности. Поддержка, оказанная родителям таких семей, имеет несколько определённых направлений:
• Уменьшение эмоционального дискомфорта;
• Мотивация родителей в уверенности улучшения здоровья своих детей;
• Изменения отношений между детьми и родителями;
• Усовершенствование педагогических навыков у родителей.
Чтобы психологическая помощь была эффективной психологу важно
знать:
- мнение родителей о развитии своего ребенка и их представлении о дальнейших возможных действиях;
- отношение родителей к своим детям с проблемами развития;
- лучше ли происходит развитие детей, при оказании поддержки со стороны родителей.
На протяжении всего периода психологической коррекции специалист анализирует все эмоциональные и мотивационные основы родителей. Создает у них необходимые знания по поводу определенных возрастных и личных особенностей детей, формирует способность принимать детей такими, какие они есть. Не все родители способны адекватно оценивать состояние своих детей, а тем более понимать какие именно методы необходимо использовать для осуществления помощи. Поэтому для решения задач подобного рода существует специальная организация по оказанию помощи детям с проблемами развития, а также их семьям.
Психологическая помощь - это своего рода корректировка, изменения определенных психологических факторов риска у ребенка, для формирования хороших отношений с семьей.
Психологическая помощь представляет собой общую и специальную конкретную деятельность, которая находится в зависимости от характера нарушений.
Следовательно, психологическая помощь детям с проблемами в развитии нацелена на мотивацию их к познавательной деятельности, формирование самоконтроля, совершенствование интеллектуальных возможностей. Результаты психологической помощи находятся в зависимости от степени вовлечения эмоциональной психологии ребенка. Так как именно эмоциональное благополучие и внутренний баланс человека является основным фактором для эффективного психического развития и здоровья.
Использованные источники:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2017. - 414 с.
2. Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 2017. - 412 с.
3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 2016. - 368 с.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.
УДК 159.923
Куликова М.Е. студент магистратуры, 1 курс Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,
Тольятти (Россия) Крыцина А.М. студент магистратуры, 3 курс Института финансов, экономики и управления, Тольяттинский государственный университет
Россия, г. Тольятти Корсакова В.К. студент магистратуры, 1 курс, Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,
Тольятти (Россия) Kulikova ME, Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Krytsina A.M. Master's student, 3 course of the Institute of Finance, Economics and Management,
Tolyatti State University Russia, Tolyatti Korsakova V.K., Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие жизненного пути человека, а также жизненной стратегии. Проанализированы основные факторы воздействия на жизненный путь связанные с особенностями личности.
Ключевые слова: время жизни, жизненный путь, стратегия жизни, личность, жизненный план.
LIFE PATH AND HUMAN LIFE STRATEGY