Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ИХ СЕМЬЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ИХ СЕМЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОТКЛОНЕНИЯ РАЗВИТИЯ / PERSONALITY / PSYCHOCORRECTION / PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE / DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова М.Е., Крыцина А.М., Корсакова В.К.

В данной статье рассматривается понятие психологической коррекции и его основные подходы. Проанализированы формы организации психологической помощи для детей с проблемами развития и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES AND THEIR FAMILY

This article discusses the concept of psychological correction and its main approaches. The forms of organization of psychological assistance for children with developmental problems and their parents are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ИХ СЕМЬЯ»

УДК 159.922.7

Куликова М.Е. студент магистратуры, 1 курс Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,

Тольятти (Россия) Крыцина А.М. студент магистратуры, 3 курс Института финансов, экономики и управления, Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти Корсакова В.К. студент магистратуры,1 курс, Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,

Тольятти (Россия) Kulikova ME, Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Krytsina A.M. Master's student, 3 course of the Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University Russia, Tolyatti Korsakova V.K., Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ИХ СЕМЬЯ Аннотация: В данной статье рассматривается понятие психологической коррекции и его основные подходы. Проанализированы формы организации психологической помощи для детей с проблемами развития и их родителей.

Ключевые слова: личность, психокоррекция, психологическая помощь, отклонения развития.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES AND THEIR

FAMILY

Abstract: This article discusses the concept ofpsychological correction and its main approaches. The forms of organization of psychological assistance for children with developmental problems and their parents are analyzed.

Keywords: personality, psychocorrection, psychological assistance, developmental disabilities.

Отклонения в развитии у детей имеют довольно различный характер и могут быть вызваны по разным причинам. Но одна общая причина всё же есть, она заключается в тягости условий раннего развития детей. Дети, имеющие отклонения в развитии отстранены, и их контакт с внешней средой нарушен. Поэтому формирование и развитие главных психологических функций личности происходит неправильно. Следовательно, для эффективной организации психологической помощи необходимы квалифицированные специалисты. С помощью них, дети и их семьи смогут существовать в обществе без своего ущерба и не чувствовать себя ущемленными. [1].

Психологи, которые проводят работу с такими детьми, должны уведомить родителей, что начинать работу по коррекции необходимо начинать как можно раньше, чтобы ее результаты были эффективнее и преодоление всех отклонений пройдет проще. Обеспечением результативности коррекции развития считаются высокие способности психики детей и хорошая подготовка специалистов. [3].

Для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии успешно прошел социальную адаптацию, ему крайне необходима своевременная психологическая и педагогическая помощь. Она основывается на главных принципах психологической и педагогической коррекции:

• Личностный подход к детям с проблемами развития. В данном принципе необходимо учитывать личность каждого ребенка и ее особенности.

• Каузальный принцип представляет собой сложную структуру причин нарушений и их симптомов. Структура выявляет цели и задачи для реализации психологической коррекции.

• Принцип комплексности. В этом случае, оказание помощи детям можно осуществлять лишь вместе с клинико-психолого-педагогического воздействием.

• Принцип деятельностного подхода. Данный принцип предполагает зависимость результата коррекции от применения эффективного вида деятельности детей.

Психологическая помощь нацелена не только на коррекцию определенных недостатков при проблемах развития, но и на формирование необходимых условий для психического развития детей. Коррекция психического развития подразумевает комплекс психологических и

педагогических воздействий, которые нацелены на коррекцию отклонений и проблем с развитием у детей. Следовательно, оказание психологической помощи является одним из методов оказания психологического воздействия, которое нацелено на усовершенствование развития определенных психологических процессов и определенных свойств личности. [4]. Программа психологической коррекции формируется исходя из причин нарушений. Существует несколько главных направленностей в коррекции:

• Изменения эмоционального развития детей;

• Изменения сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности ребенка;

• Изменения в поведении;

• Изменения в развитии личности.

Цели психологической помощи так же бывают разными:

• Развитие определенных видов деятельности у детей;

• Создание возрастных и психологических образований;

• Воссоздание целостности личности;

• Изменения поведения посредством смены обстановки и обучения;

• Формирование внутреннего уважения к себе и нормальной самооценки;

• Создание новых концепций, которые нацелены на создание адекватной нормы поведения;

• Создание эффективных отношений детей с окружающими людьми;

• Формирование эмоционального и волевого контроля поведения.

При оказании психологической помощи важно помнить, что развитие детей с проблемами должно происходить в период его работы с родителем. А сами родители должны всегда быть на связи с опытным специалистом. Именно эти факторы являются главными причинами успешной психологической помощи. [2]. Основной задачей такой помощи является создание адекватной установки у родителей на проблемы развития детей. А также с помощью адекватного вовлечения взрослых в процесс коррекции для решения социальных и психологических задач.

В помощи специалистов нуждаются не только сами дети с проблемами развития, но и их семьи, которые также испытывают трудности. Поддержка, оказанная родителям таких семей, имеет несколько определённых направлений:

• Уменьшение эмоционального дискомфорта;

• Мотивация родителей в уверенности улучшения здоровья своих детей;

• Изменения отношений между детьми и родителями;

• Усовершенствование педагогических навыков у родителей.

Чтобы психологическая помощь была эффективной психологу важно

знать:

- мнение родителей о развитии своего ребенка и их представлении о дальнейших возможных действиях;

- отношение родителей к своим детям с проблемами развития;

- лучше ли происходит развитие детей, при оказании поддержки со стороны родителей.

На протяжении всего периода психологической коррекции специалист анализирует все эмоциональные и мотивационные основы родителей. Создает у них необходимые знания по поводу определенных возрастных и личных особенностей детей, формирует способность принимать детей такими, какие они есть. Не все родители способны адекватно оценивать состояние своих детей, а тем более понимать какие именно методы необходимо использовать для осуществления помощи. Поэтому для решения задач подобного рода существует специальная организация по оказанию помощи детям с проблемами развития, а также их семьям.

Психологическая помощь - это своего рода корректировка, изменения определенных психологических факторов риска у ребенка, для формирования хороших отношений с семьей.

Психологическая помощь представляет собой общую и специальную конкретную деятельность, которая находится в зависимости от характера нарушений.

Следовательно, психологическая помощь детям с проблемами в развитии нацелена на мотивацию их к познавательной деятельности, формирование самоконтроля, совершенствование интеллектуальных возможностей. Результаты психологической помощи находятся в зависимости от степени вовлечения эмоциональной психологии ребенка. Так как именно эмоциональное благополучие и внутренний баланс человека является основным фактором для эффективного психического развития и здоровья.

Использованные источники:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2017. - 414 с.

2. Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 2017. - 412 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Ин-т психологии АН СССР. - М.: Наука, 2016. - 368 с.

4. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.

УДК 159.923

Куликова М.Е. студент магистратуры, 1 курс Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,

Тольятти (Россия) Крыцина А.М. студент магистратуры, 3 курс Института финансов, экономики и управления, Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти Корсакова В.К. студент магистратуры, 1 курс, Гуманитарно-педагогический институт, Тольяттинский государственный университет,

Тольятти (Россия) Kulikova ME, Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Krytsina A.M. Master's student, 3 course of the Institute of Finance, Economics and Management,

Tolyatti State University Russia, Tolyatti Korsakova V.K., Master's student, 1 course, Humanitarian Pedagogical Institute, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие жизненного пути человека, а также жизненной стратегии. Проанализированы основные факторы воздействия на жизненный путь связанные с особенностями личности.

Ключевые слова: время жизни, жизненный путь, стратегия жизни, личность, жизненный план.

LIFE PATH AND HUMAN LIFE STRATEGY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.