УДК 94:271.2 (571.1/.5) (092)
О. А. Фефелова
ВЫПУСКНИКИ КИЕВСКОЙ АКАДЕМИИ В СИБИРИ:
АМВРОСИЙ (КЕЛЕМБЕТ), АРХИЕПИСКОП ТОБОЛЬСКИЙ И СИБИРСКИЙ (1806-1822 ГГ.)
Статья посвящена выпускнику Киево-Могилянской академии Амвросию (Келембету) (1745-1825), служившему в Сибири. Автор статьи значительно дополняет сложившийся образ Амвросия, архиепископа Тобольского и Сибирского, основываясь на анализе источников и историографии сибирского периода (1806-1822 гг.).
Ключевые слова: Амвросий (Келембет), Киево-Могилянская академия, история Сибири, Русская православная церковь, историография, источниковедение.
Изменение отношения российского общества к Русской православной церкви в последние десятилетия обусловило рост интереса писателей, публицистов, научных работников к ее истории. Трудно представить освоение русским населением Сибири без духовного руководства ее иерархов. Осознание этого в нашем обществе происходит постепенно. В 90-х гг. XX в. появились научно-популярные издания, благодаря которым светская публика узнала о жизни и деятельности православных архиереев в Сибири, в том числе и об Амвросии (Келембете) [1, с. 134].
В XVIII в., особенно в первой его половине, первосвященники в Сибири были выпускниками Киево-Могилянской академии. Амвросий (Келем-бет) также обучался в этом первом восточнославянском университете. Жизнь Амвросия (Келембе-та) на Украине, епархиях в европейской части Российской империи достаточно полно освещена в историографии [2, с. 257].
Сибирский период его служения впервые был описан Николаем Алексеевичем Абрамовым [3, с. 269-279], потом более полную версию биографии преосвященного создал Александр Иванович Сулоцкий. Информация о преосвященном размещена на различных сайтах интернета, но знакомство со списком библиографии позволяет сделать вывод о том, что перечень источников и литературы об Амвросии незначительно увеличился со времен статей Н. А. Абрамова и А. И. Сулоцкого [4, с. 143].
Наиболее полной версией биографии Амвросия (Келембета) является работа А. И. Сулоцкого 70-х гг. XIX в. В личном фонде протоиерея А. И. Сулоцкого в Государственном архиве г. Тобольска хранится печатная брошюра [5]. Текст в ней идентичен тексту статьи, опубликованной в «Страннике» в 1874 году [6]. Данный вариант статьи переиздан в первом собрании сочинений А. И. Сулоцкого [7, с. 555-616].
Н. А. Абрамов писал, что преосвященный Амвросий был вспыльчивого характера, А. И. Сулоцкий добавил: «...надобно бы прибавить: как малороссиянин», но скоро отходчив; на словах строг к духовенству, но на деле очень благодетелен и милостив.
«Непамятозлобие... составляло отличительную черту его характера. Помнившие его, благословляют (и благословляли) его память» [5, л. 32].
А. И. Сулоцкий записал воспоминания протоиерея Тобольского кафедрального собора П. А. Фели-цына, бывшего при Амвросии ключарем Тобольского кафедрального собора и членом Тобольской духовной консистории. Со слов последнего преосвященный Амвросий роста был довольно высокого, стан имел прямой и одним глазом как-то прищуривал, смотрел только вполовину. Поэтому и именно по своей фигуре, по своей наружности, он иным казался человеком гордым, высокомерным. Но, по убеждению П. А. Фелицына, «таким он только казался и казался смотревшим единственно на его внешность; кто же проникал внутрь его, кто знал его душу, тот понимал, тот знал, что его душа была горяча и очень горяча к человечеству» [5, л. 32 об.].
Амвросий (Келембет) управлял епархией более 16 лет, из его предшественников, выпускников Киевской академии, только Антоний (Стаховский), митрополит Тобольский и Сибирский управлял долее, с 1721 по 1740 г.
По воспоминаниям П. А. Фелицына к знакомым в Россию Амвросий иногда писал, что «за Уралом нашел он народ по сердцу своему и все его пастырские предприятия и дела идут согласно его желаниям» [5, л. 32 об.].
Создавая биографию Амвросия, А. И. Сулоцкий использовал материалы Н. А. Абрамова, устные рассказы П. А. Фелицына и, конечно же, обращался к документам, хранившимся в Тобольской духовной консистории. На сегодняшний день период с 1806 по 1822 г., когда Амвросий был преосвященным в Тобольске, возможно реконструировать по документам, хранящимся в Государственном архиве г. Тобольска. Там сохранились в основном разные виды делопроизводственных документов, учетная документация, судебно-следственные материалы, копии указов Святейшего Правительствующего Синода, рапорты Амвросия о предоставлении в Синод ведомостей о получении и исполнении указов [8, л. 1, 3, 5, 9, 15].
В сибирских воспоминаниях о нем, прежде всего у А. И. Сулоцкого, написано, что преосвященный был стеснительным человеком, не любил произносить проповеди, смущаясь своего малороссий-кого произношения. Зная традиции обучения в Киево-Могилянской академии, сложно предположить, что он не умел публично выступать, да и опыт служения имел достаточный. В 1760 г. Андрей Петрович (монашеское имя - Амвросий) Ке-лембет поступил в Киево-Могилянскую академию. Из-за эпидемии чумы в апреле 1770 г. прервал обучение, но окончил полный курс академии в 1777 г. 9 апреля 1777 г. принял монашеский постриг в Киевском Софийском монастыре и начал работать библиотекарем и преподавателем латинского языка в Киево-Могилянской академии. В 1778-1779 гг. обучал катехизису в младших классах, с октября 1784 г. преподавал риторику и греческий язык. С сентября 1785 г. - профессор философии, с февраля 1791 г. - префект академии [2, с. 257]. Амвросий с 1793 г. - архимандрит Воронежского Акатова монастыря и ректор Воронежской семинарии.
Среди документов, хранившихся в Киевской академии, имелся указ Святейшего Правительствующего Синода от 22 марта 1793 г. Киевскому митрополиту Самуилу (Миславскому) о назначении префекта Киевской академии, иеромонаха Амвросия (Келембета) архимандритом Алексеевского Акатова монастыря и ректором Воронежской семинарии: «...яко обучавшемуся разным языкам и наукам, и в учительской должности довольно потрудившемуся» [9, с. 476]. В 1796 г. Амвросий - архимандрит Новгородского Антониева монастыря и ректор Новгородской семинарии. 13 февраля 1799 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 25 мая 1806 г. - архиепископ Тобольский и Сибирский [2, с. 257; 10, с. 71].
Тем не менее сохранилась легенда о том, что он не любил выступать сам, предпочитая доверять эти выступления более красноречивым ораторам. По воспоминаниям очевидцев: «При служении, да и при каких бы то ни было случаях, Амвросий Келембет никогда не говорил проповедей, не произносил своих речей; а не делал он этого потому, что выговор его был уже слишком малороссийский, -такой, что иногда при домашней беседе, и между людьми близкими к говорившему, он производил им смех, при чем преосвященный и сам над собой шутил, говоря, любовь его к Малороссии на устах его» [5, л. 31].
Строгость владыки к сослужившим с ним и прихожанам во время богослужения также стала темой для обсуждения. А. И. Сулоцкий писал, что «при служении, надобно признаться, преосвященный Амвросий любил иногда пошуметь, поворчать на сослуживших с ним, в особенности, если кто из
них. отступал, хотя бы и в малом чем-нибудь, от правильности в чине богослужения. Что делать? Таков был почти общий обычай у владык старых времен.» [5, л. 31]. Стоит заметить, что строгость к служившим в церкви была отличительной чертой всех первосвященников-выпускников Киевской академии.
Из воспоминаний П. А. Фелицына об отношении Амвросия к прихожанам показателен случай, произошедший на архиерейской службе в 1812 г., когда Россия находилась в состоянии войны с Францией, и русские войска оставили Москву. Мелкий чиновник Басаргин чрезвычайно небрежно молился на службе. Архиерей громко сказал ему: «Отечество погибает, а рука твоя мотает по одним только пуговицам; ты согрешил против Бога, ты виноват и против отечества, - молись же в землю» [5, л. 29 об.] и заставил чиновника класть земные поклоны.
По сложившейся в Тобольске традиции, в праздники после литургии преосвященный приглашал к себе губернских чиновников, некоторых из купечества, угощал их чаем, водкой и закуской. Обязательно устраивал обеды для членов духовной консистории, ректора, префекта семинарии. Званые обеды, по выражению А. И. Сулоцкого «по-лузванные», никогда не отличались обилием блюд. Сам же владыка питался очень скромно. В последние годы жизни обед его состоял из одного маленького горшочка гречневой или овсяной, «жидковато сваренной», каши. Содержание от казны он получал маленькое, приношений от духовенства, в то время еще довольно обычных, никогда не принимал. По описаниям одного из биографов тобольских архиереев, св. Н. Потоцкого, митрополит Антоний (Нарожницкий), также выпускник Киевской академии, например, в 40-х гг. XVIII в. «любил сам давать пиры и к другим ходить в гости; при нем лежала на духовенстве великая тягость дароимства» (подчеркнуто в тексте рукописи. - О. Ф.) [11, л. 36].
Преосвященный Амвросий изредка, один раз в год или в два, навещал представителей гражданских властей в их квартирах и домах. Интересна история общения Амвросия с М. М. Сперанским. В должности сибирского генерал-губернатора он жил в Тобольске дважды: в 1819 г. один месяц и в конце 1820 г. и начале 1821 г. - пять месяцев [7, с. 737]. Первая встреча преосвященного с М. М. Сперанским описана А. И. Сулоцким со слов очевидца событий, бывшего тогда ключарем соборным, позже много лет служившего кафедральным протоиереем П. А Фелицына. М. М. Сперанский ни в первый день, ни во второй день по приезде в То -больск не был у владыки. На третий день, 27 мая 1819 г., архипастырь первым поехал к нему с визи-
том со всеми членами консистории. Но «по входе в зало (что было в 11 часу дня)» он услышал от дежурного чиновника, что генерал-губернатор спит. Еще раз прибыл с визитом в первом часу пополудни и услышал тот же ответ. Преосвященный приостановился и громко сказал докладывающему чиновнику: «Скажи его высокопревосходительству, я архиерей, уже старик и притом больной, и в третий раз к нему не поеду; да скажи еще, что стариков и в орде здешних киргизов уважают» [7, с. 751].
В дальнейшем это недоразумение было улажено М. М. Сперанским. Взаимоотношения владыки и генерал-губернатора нормализовались. Во многих вариантах биографии Амвросия приводится цитата из отчета М. М. Сперанского министру народного просвещения и духовных дел А. Н. Голицыну в письме от 8 февраля 1821 г. перед отъездом М. М. Сперанского из Тобольска в Петербург. Текст письма был использован М. А. Корфом в первой биографии великого реформатора [12, с. 254]. Вот фрагмент этого письма в интерпретации А. И. Сулоцкого: «...как легко, как приятно было бы ни о чем более не заботиться, ничего другого не писать, как только о сих предметах (о тобольских - пастве, семинарии и благотворительном обществе, которое было учреждено в Тобольске самим Сперанским). Но, к сожалению, они составляют только каплю в бездне горестей, коими дела жизни (сибиряков) преисполнены» [5, л. 28; 7, с. 606; 1, с. 136].
К 1821 г. Амвросий был уже довольно стар и просил уволить его на покой. В 1822 г. он получил разрешение оставить служение и отбыл в Абалак-ский Знаменский монастырь, позже был переведен в Лубенский Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской епархии [2, с. 257]. Сохранилось «нижайшее прошение» в Тобольскую духовную консисторию надворного советника, служившего «при оной», племянника Амвросия от 27 мая 1823 г. о том, чтобы «...по случаю отбытия его преосвященства Амвросия, бывшего архиепископа
Тобольского и Сибирского к избранному им месту Полтавской епархии в Лубенский монастырь; и как он преосвященный не имеет ни одного при себе человека для его препровождения; то я. намерен отправиться с ним для збережения в пути его здоровья; а по сему и прошу консисторию уволить меня на законном основании.» [13, л. 1]. Алексей Фомич Келембет был при владыке во все время его служения на территории России. Просьбу его удовлетворили. Но, к сожалению, вернувшись на родину, племянник скончался. На запрос Тобольской духовной консистории от 15 декабря 1823 г. из Полтавской духовной консистории пришел ответ (5 февраля 1824 г.) о том, что «надворный советник Алексей Келембет. Полтавской губернии, Лохвицкого повета в местечке Чернухи в доме матери своей, по приключившейся ему болезни скончался тамо того 1823 г. октября 16 числа» [13, л. 3]. Амвросий закончил свой жизненный путь во Мгарском монастыре 4 июля 1825 г. За многолетнее служение он был награжден орденом Святой Анны I степени и алмазным крестом на клобук [2, с. 257; 5, л. 33].
Вместо заключения можно воспроизвести суждение одного из первых сибирских биографов иерарха. А. И. Сулоцкий дал архиепископу Амвросию (Келембету) характеристику не только как православный священник, но и как сибиряк: «Он был малорос, из воспитанников Киевской академии, с малороссийским акцентом в обращении и вообще по внешности человек простой, но строгой монашеской и благочестивой жизни, добрейшего сердца, довольно хороший богослов и дельный правитель епархии, попечитель семинарии.» [7, с. 750].
Таким образом, восстановление биографий служителей Русской православной церкви в Сибири на примере Амвросия (Келембета), архиепископа Тобольского и Сибирского, является чрезвычайно важным этапом в профессиональном постепенном приобщении к истории русской православной культуры, формировании представления о роли духовенства в истории Сибири.
Список источников и литературы
1. Софронов В. Ю. Светочи земли сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.) / Вячеслав Софронов; под ред. архимандрита Макария (Веретенникова). Екатеринбург: Уральский рабочий, 1998. 263 с.
2. Сандалюк О. М., Хіжняк З. І. // Києво-Могиляньска академия в іменах, ХУІІ-ХУІІІ ст.: Енциклопедичне видання / Упоряд. З.І. Хижняк; від. ред. В. С. Брюховецького. Київ: Видавничий дім «КМ Академія», 2001. 736 с.
3. Абрамов Н. А. Амвросий І Келембет, архиепископ Тобольский и Сибирский, 1806-1822 гг. // Странник. 1869. № 7. С. 25-38; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / составл. тома Ю. Л. Мандрики и В. А. Чупина, предисл. Ф. Петухова, примеч. Ю. Л. Мандрики и В. А. Чупина. Тюмень: Софт-Дизайн, 1998. 576 с. («Невидимые времена»: Т. 8).
4. Алексеев А. И. Амвросий (Келембет) // Православная энциклопедия. Т. ІІ. М.: Церковно-научный центр «Правосл. энцикл.», 2001. 752 с.
5. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (далее - ГБУТО ГА в г. Тобольске). Ф. 144. Протоиерей А. И. Сулоцкий. Оп. 1. Д. 49. 35 л.
6. Сулоцкий А. И. Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет) // Странник. 1874. Т. 4. С. 3-43, 101-123, 177-196.
7. Сулоцкий А. И. Сочинения в трех томах: Т. 2. О сибирском духовенстве / под ред. В. А. Чупина. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. 416 [С. 497-912] с. (Краеведческая б-чка журнала «Лукич»).
8. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Тобольская духовная консистория. Оп. 7. Д. 351. 50 л.
9. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии. Отделение II (1721-1795 гг.). Т. 5: Царствование Екатерины II. (1762— 1795). Киевский митрополит Самуил Миславский (1783—1795 гг.) / Со введ. и примеч-ми Н. И. Петрова. Киев: Типогр. И. И. Чоколова, 1908. XLI, 637 с.
10. Фефелова О. А. «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь» К. В. Харламповича и история Русской православной церкви в Сибири в XVIII века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 69—73.
11. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 530. Тобольская духовная семинария. Оп. 1. Д. 4. 43 л.
12. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. Изд. испр. Т. 1—2. СПб.: Имп. публ. б-ка, 1861.
13. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Тобольская духовная консистория. Оп. 10. Д. 434. 5 л.
Фефелова О. А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.01.2012.
O. A. Fefelova
GRADUATES OF KIEV ACADEMY IN SIBERIA: AMVROSI (KELEMBET),
ARCHBISHOP OF TOBOLSK AND SIBERIA (1806-1822)
The article is devoted to the graduate of Kiev-Mogilyansk Academy - Amvrosi (Kelembet) (1745-1822), who served in Siberia. The author of the article analyzes the sources about the pontiff and the historiography related to him, mostly of his Siberian period (1806-1822), picturing details of the image of the famous graduate of the Academy.
Key words: Amvrosi Klembet, Kiev-Mogilyansk Academy, the history of Siberia, Russian Orthodox Church, historiography, the source study.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]