УДК 94: 271.2 (571.1/.5)”18” (092)
О. А. Фефелова
ПОТОМОК ПОЛЬСКОГО ШЛЯХТИЧА СИБИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЕРАРХ ИОАННИКИЙ (ПАВЛУЦКИЙ). 1699-1763 ГОДЫ
Автор статьи представляет свой вариант биографии Иоанникия (Павлуцкого) в контексте истории Русской православной церкви в Сибири в XVIII в., анализирует историографию, вводит в научный оборот новые исторические источники.
Ключевые слова: Иоанникий (Павлуцкий), история Русской православной церкви, история Сибири XVIII в., Тобольский архиерейский дом, Киево-Могилянская академия, историография, источниковедение.
Существует мнение о том, что польская диаспора формируется в Сибири с конца XVIII в., но представители польской шляхты попадали в эти суровые края и раньше. Примером тому может служить судьба потомка польского шляхтича сибирского православного иерарха Иоанникия (Пав-луцкого).
Вклад поляков в развитие разных сфер жизни Сибири велик. Но влияние польской культуры посредством европейской цивилизации раннего Нового и Нового времени проявлялось и сказывалось не только непосредственно через представителей польской национальности, но и очень своеобразно. Занимаясь исследованием деятельности выпускников Киево-Могилянской академии, архиереев Русской православной церкви в Сибири, автор данной статьи узнала о судьбе Иоанникия (Павлуцкого), которому довелось служить при нескольких ми-трополитах-малороссах: Антонии (Стаховском), Арсении (Мацеевиче), Антонии (Нарожницком), Сильвестре (Гловатском), Павле (Конюскевиче). Вклад иерархов-могилянцев в православное просвещение Сибири столь высок, что многие из преосвященных причислены к лику святых Русской православной церковью. Формирование личности Иоанникия, его представлений о том, каким должен быть православный монах и церковный деятель, происходило под их влиянием и руководством.
Сами же могилянцы были воспитаны в ценностях западно-русского общества (украинско-белорусские территории) Речи Посполитой. Перипетии военной, политической, социально-экономической истории вынудили их служить Российской империи, в меру своих представлений о православии распространять его на огромной территории - от Урала до Тихого океана. В церковной и светской гуманитарной литературе ведутся споры о роли их деятельности в истории Русской православной церкви, ее взаимоотношений с государственной властью и российским обществом, особенно в первой половине XVIII в.
Поэтому особенно интересно исследовать жизнь сибирского потомка польского шляхтича,
ученика и сослуживца преосвященных из моги-лянцев, ставшего епископом Русской православной церкви одной из епархий в европейской части империи (епископ Воронежский в 1761-1763 гг.).
К. В. Харлампович в монографии «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь», описывая положение дел в Тобольской епархии при владыках-малороссах, упоминает Иоанникия (Павлуцкого). По его мнению, Иоанни-кий был тобольским уроженцем, но происходил из польского рода. Его предок попал в Россию в начале XVII в. и был отправлен на службу в Сибирь. При этом К. В. Харлампович ссылался на статью сибирского церковного историка А. И. Сулоцкого «Архиереи из сибирских уроженцев, между прочим Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский» [1, с. 549].
А. И. Сулоцкий, по-видимому, одним из первых обратился к описанию биографии Иоанникия (Павлуцкого). В истории Русской православной церкви Иоанникий известен как епископ Воронежский и Елецкий. Воронежская епархия была последним местом его служения. В 60-х гг. XVIII в., по замечанию А. И. Сулоцкого, «...по всей России на архипастырских кафедрах восседали преимущественно уже получившие образование или в Киевской, или Московской Славяно-греко-латинской академиях» [2, с. 440], поэтому назначение Иоанникия, не обучавшегося в академии, епископом было признанием его выдающихся заслуг.
Иоанникий (Павлуцкий) родился в 1699 г. в То -больске. При крещении наречен Иоанном. Известно, что отцом его был дворянин Степан Павлуц-кий. Скорее всего, в детстве получил домашнее образование. В 1715 г. тайно оставил родительский дом, приплыл на дощанике, самом распространенном в то время грузовом судне на западносибирских реках, в Кондинский монастырь, «отстояв-тттий» на север от Тобольска на 800 верст [3, с. 3]. В 1719 г. с именем Иоанникия принял пострижение от игумена схимонаха Иоанна [2, с. 439; 4, л. 3]. В 1723 г. был вызван в Тобольск, посвящен митрополитом Антонием (Стаховским) в иеродиакона и оставлен при архиерейском доме. Сверх
того он получил должность казначея архиерейского дома. Но его значение и деятельность не ограничивались только этим: по отзыву митрополита Антония (Стаховского), Павлуцкий был для него всем - «и казначей, и архидиакон, и судия, и господарь» [1, с. 549].
В коллекции редких книг Научной библиотеки Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника хранятся две Минеи с записями, сделанными Иоанникием. По наблюдению А. И. Сулоц-кого : «...он писал крупным, четким, красивым почерком и правильно в отношении грамматическом.» [2, с. 439]. Запись в Минее январской на л. 2-38 частично утрачена при переплете: «.кни-жечныя... по благословению великого господина преосвященнаго Антония Тоболскаго и Сибирска-го в Тоболской Успенской собор в прием ризнично-му диакону Павлу Димитриеву с роспискою 1731-го году февраля 9 дня. вовеки. Подписал дому архиерейскаго казначей иеродиякон Иоанни-кий Павлуцкий» (инв. № КН 13238/24, Алексеев, 1993, № 22) [5; б, с. 44].
В Минее мартовской на л. 1-25 запись сохранилась полнее: «.месяц Март купленая в Москве. капитаном Павлуцким за посланные с ним книжеч-ные денги, которыя взяты у туруханских монахов за подержаные казенные книги месячных Миней и Октай. И отдана книга сия по благословению вели-каго господина преосвященнаго митрополита Антония Тоболскаго и Сибирскаго в Тоболской Успенский собор, в прием ризничному диакону Павлу Димитриеву с роспискою 1731 года февраля 9 дня. И быть ей неотъемлемой от тоя святыя церк-ве во веки. Подписал дому архиерейского казначей иеродиякон Иоанникий Павлуцкий» (инв. № КН 13238/23, Алексеев, 1993, № 23) [б, с. 45; 7].
Столь же лестный отзыв о нем дали и новый митрополит Арсений (Мацеевич), и секретарь синодальной канцелярии Н. Словцов.
Уезжая на время в Петербург, Арсений (Мацее-вич) взял Павлуцкого с собой и потом, назначенный в Ростов, определил его к тамошнему архиерейскому дому [1, с. 549].
Хотели сделать Иоанникия казначеем синодального дома, но вспомнили жалобы митрополита Антония на недостаток у него монахов и на большую нужду в правителе и отпустили Павлуцкого в То -больск.
В 1744 г. при митрополите Антонии (Нарож-ницком) Иоанникий продолжал служить казначеем архиерейского дома, а также членом Тобольской духовной консистории. В 1750 г. митрополит Сильвестр (Гловатский) за многолетние труды иеромонаха Иоанникия в должности казначея архиерейского дома и «консисториста» подал в Священный синод представление о посвящении, а потом с со-
гласия Синода посвятил его в архимандриты Енисейского Спасского мужского монастыря и в «зака-щики» Енисейского округа [2, с. 144].
В коллекции изданий кирилловской печати XVIII в. Государственной универсальной научной библиотеки (ГУНБ) Красноярского края хранятся книги с записями, в которых упоминается архимандрит. В трех книгах даты записи совпадают. В Минее майской по нижнему полю л. 1-8: «Сия книга Миниа месяц маий куплена в Енисейской Спасской монастырь при бытности архимандрита Иоанникиа Павлуцкаго 1753 году августа 8 дня» (инв. № б74330, Шиндина, 1998, № 33) [8; 9, с. б7].
В Минее июльской по нижнему полю л. 1-8 запись: «Сия книга Миниа Месяц иулий куплена в Енисейской Спасской манастырь при бытности архимандрита Иоанникиа Павлуцкаго 1753 году августа 8 дня» (инв. № б74282, Шиндина, 1988, № 34) [9, с. б8; 10].
В Апостоле запись по нижнему полю л. 1-7: «Сия книга Апостол куплена в Енисейской спа-ской монастырь при бытности Иоанникия Павлуц-каго 1753 года августа 8 дня» (инв. № б74298, Шиндина, 1988, № 3б) [9, с. 71; 11].
В четырех книгах записи сделаны с марта по декабрь 1754 г. В Евангелии учительном по нижнему полю л. 1-б запись: «Сия книга. воскресное евангелие Енисейского Спасского монастыря казенное купленое в Тоболску при консистории архиерейской при бытности архимандрита Иоанни-кия Павлуцкаго 1754 года марта б дня» (инв. № 15078б, Шиндина, 1988, № 30) [9, с. б1; 12].
В экземпляре сочинения Стефана (Яворского) «Камень веры» запись по нижнему полю л. [1] нн. - с. 25: «Сия книга Енисейскаго Спасского монастыря купленная в Енисейску за монастырския казенныя денги при бытности того монастыря настоятеля архимандрита Иоанникия Павлуцкаго 1754 году августа 5 дня» (инв. № 151124, Шиндина, 1988, № 31) [9, с. б3; 13].
В экземпляре сочинения Димитрия (Ростовского) «Розыск о брынской вере» по нижнему полю л. 1 перв. сч. - 4 втор. сч. запись: «Розыск Енисейскаго Спаского монастыря казенная купленая в Енисейску за казенныя денги при бытности архимандрита Иоанникия Павлуцкаго. Подписана 1754 года августа 18 дня» (инв. № б7433б, Шиндина, 1988, № 25) [9, с. 53; 14].
В Библии по нижнему полю л. 2-17 перв. сч. запись: «Сия книга Библиа Енисейскаго Спасского монастыря казенная купленная в Тоболску в консистории архиерейской при бытности архимандрита Иоанникия Павлуцкого» (инв. № 151127, Шиндина, 1988, № 37) [9, с. 74; 15].
Во всех записях присутствует формулировка: «.при бытности архимандрита Иоанникия Пав-
луцкого.» Годы, проведенные Иоанникием в Енисейском Спасском монастыре, довольно скупо описаны в различных вариантах его биографии. Приведенные записи в книгах и сами книги являются немногочисленными свидетельствами, позволяющими воссоздать образ архиерея и обстановку, в которой он жил, более реалистично.
В Государственном архиве Красноярского края среди документов, датированных 1753-1754 гг., сохранившихся в фонде Енисейского Спасского мужского монастыря, автором статьи найден реестр книг, отправленных в монастырь, «. с показанием указной цены и провозных поразчизлених денег» [16, л. 142]. В описи числились Минеи месячные, Апостол, Евангелие воскресное. Из текста документа следует, что эти издания были куплены в Москве, а Библия - в Петербурге. Затем книги были привезены в Тобольск и далее в Енисейск, в монастырь.
Сопоставление текстов записей в книгах с найденным реестром позволяет предположить, что именно эти книги хранятся в коллекции кириллических изданий XVIII в. ГУНБ Красноярского края.
В реестре указано, что Библия куплена за 5 рублей. Речь в документе идет о так называемой Елизаветинской Библии (НИО МК РГБ инв. № 6141, РГАДА БМСТ 152/164, Гусева, 2010, № 105) [17; 18; 19, с. 42]. Первые 600 экземпляров вышли в 1751 г. Пять рублей стоил вариант Библии в тетрадях. Издание книги стало итогом многолетней работы по «исправлению Славянской Библии» «.под смотрением митрополита Стефана (Яворского) архимандритом Феофилактом (Лопатин-ским)». Непосредственно сличением старопечатной Библии с исправленною занимались архимандрит Иларион (Григорович), учитель богословия Киевской академии иеромонах Варлаам (Лащев-ский) и учитель философии той же академии иеромонах Гедеон (Сломинский) [19, с. 43]. Исправлением Библии занимались все те же выученики Ки-ево-Могилянской академии.
Через два года вышел указ Сената от 27 февраля 1753 г. о порядке продажи вновь напечатанной исправленной Библии «.понеже начавшаяся исправлением при жизни Его Императорскаго Величества, Вседержавнейшего государя родителя императора Петра Великаго, Библия, ныне, с помо-щию Божиею, совсем уже окончана и напечатана, которую по указу Ея Императорскаго Величества продавать велено без переплету по 5 рублей. И чтоб всяк, ведая о том, более того никто не платил, дабы чрез то, как то прежде было, перекупщикам пресечь путь к повышению цены, ибо оных книг как ныне печатается, так и впредь печататься будет довольное число, по сему всякой, кто пожелает, за вышеозначенную цену достать ее может.
О чем сим Ея Императорскаго Величества указом из Правительствующаго Сената, для народнаго известия публикуется» [20, с. б10; 21, с. 4б7].
Именно такой вариант Библии в тетрадях был куплен для Енисейского Спасского мужского монастыря и сохранился с записью, в которой упомянут архимандрит Иоанникий (Павлуцкий): «Да за библию в тетратях указных 5 провозных от Санктпи-тербурга до Тоболска и переплетных пять рублев и того десять рублев» [1б, л. 142].
В Енисейском Спасском мужском монастыре Иоанникий оставался, судя по датам в документах, до конца 1754 г. В 1731 г. предшественник Иоанни-кия, архимандрит Дмитрий (Смеловский), выпускник Киево-Могилянской академии, начал строительство первого каменного храма в Енисейске на месте старой деревянной Спасской церкви. Строительство главного сооружения монастыря продолжалось до 175б г. Собор сохранился до наших дней и является памятником архитектуры федерального значения [22, с. 114].
12 сентября 1754 г. Синод определил спасского архимандрита членом Уложенной комиссии, призванной разработать новый общероссийский свод законов. Однако, поскольку быстро прибыть из Енисейска было невозможно, Иоанникий был заменен другим лицом.
В середине 1750-х гг. Иоанникия вызвали в Москву «для присутствования» в Канцелярии синодального экономического правления. Канцелярия ведала церковными вотчинами, выполняя функции упраздненной в 1744 г. Коллегии экономии. В 1757 г. Иоанникий упоминается в качестве «первоприсутствующего» в этом ведомстве. По одним данным, в 175б г. [23, с. 5б3], по другим - указом от 17 апреля 1758 г. он был определен архимандритом Звенигородского Московской епархии Савви-но-Сторожевского монастыря [1, с. 5б1] и одновременно членом Московской синодальной конторы. 4 ноября 17б1 г. Иоанникий «всемилостивейше пожалован» епископом Воронежским, хиротонисан б декабря в Санкт-Петербурге.
17 марта 17б2 г. Иоанникий прибыл в Воронеж. Управлял епархией он всего около десяти месяцев. Для того чтобы уменьшить злоупотребления и ускорить решение дел, изменил структуру духовной консистории. При нем было завершено строительство нового консисторского корпуса, начатое епископом Кириллом (Ляшевецким) в 1758 г.
Сохранились листы из приходно-расходных книг Воронежского архиерейского дома 17б2-17б3 гг., которые были составлены при епископе Иоанникии [24, л. 8]. Записи в книгах позволяют судить о численности штата архиерейского дома, соборной Благовещенской церкви, имуществе и доходах архиерейского дома.
В церковной и светской исторической литерату- только не в шестидесятых годах прошедшего сто-
ре еще при жизни А. И. Сулоцкого сформирова- летия. Семинарии тогда жалованья от казны не по-
лось мнение о том, что Иоанникий (Павлуцкий) лучали, учеников, учителей и самые здания семи-
«имел некоторую ненависть к латинскому языко- нарские нужно было содержать с архиерейских, с
учению и наукам». Он распустил духовную семи- Петра I уже весьма ограниченных, доходов и на
нарию, закрыл высшие латинские классы, оставил некоторые сборы с монастырских и церковных зе-
только низшие русские. Студентов распустил по мель, впрочем, почти никогда в исправности не по-
домам, часть «употребил в домовую черную рабо- ступавшие к епархиальному начальству; способ-
ту» при архиерейском доме, иных заставил ные учащие тогда были редки, и иногда и никаких
обучаться «славянской грамоте». Якобы система нельзя было найти. К тому же и управлять семина-
обучения, существовавшая в семинарии при его риями в то время архиереи должны были непо-
предшественнике Кирилле (Ляшевецком), выпуск- средственно сами» [2, с. 445].
нике Киево-Могилянской академии, была несовме- Епископ Иоанникий скончался в ночь с 1 на
стима с его системой взглядов на православное об- 2 января 1763 г. и был погребен в Благовещенском
разование, которое не может использовать латин- соборе. Чин погребения совершал епископ Белго-
ский язык в качестве основного языка обучения. родский Иоасаф (Миткевич), также выпускник Ки-
Во-первых, нет достаточного количества источ- ево-Могилянской академии.
ников, которые позволяли бы составить полное Таким образом, потомок польского шляхтича
представление о системе взглядов Иоанникия Иоанникий (Павлуцкий), ставший монахом Рус-
(Павлуцкого) по этому поводу. Во-вторых, этот по- ской православной церкви, служивший при архие-
ступок обусловлен был, скорее, более прозаиче- реях-выпускниках Киево-Могилянской академии,
скими причинами. Стоит вспомнить рассуждения вместе с ними способствовал распространению
по этому поводу А. И. Сулоцкого: «В другое время просвещения и православной культуры и в Сибири
это всякому можно было поставить не в честь, [25], и в европейской части Российской империи.
Список литературы
1. Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань: Изд. кн. маг. М. А. Голубева, 1914. Т. 1.
2. Сулоцкий А.И. Архиереи из сибирских уроженцев, между прочим Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский // Сочинения: в 3 т. Т. 2: О сибирском духовенстве / под. ред. В. А. Чупина. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000.
3. Абрамов Н. А. Георгий (Ящуржинский), архиепископ Тобольский и Сибирский (1845-1852 г.). СПб.: Печатано в тип. духовного журн. «Странник», 1868. 31 с.
4. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (далее - ГБУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И156, оп. 1, д. 1282.
5. Минея служебная, январь. М.: Синодальная тип., 1724.
6. Книги кирилловской печати XVII-XX веков Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника: каталог / сост. В. Н. Алексеев. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1993. 170 с.
7. Минея служебная, март. М.: Синодальная тип., 1724.
8. Минея служебная, май. М. IX. 1750.
9. Книги кирилловской печати XVIII века в фондах Красноярской краевой научной библиотеки им. В. И. Ленина: описание коллекции / сост. А. Б. Шиндина. Красноярск: П/о «Сибирь», 1988. 241 с.
10. Минея служебная, июль. М. IX. 1750.
11. Апостол. М. III, 1751.
12. Евангелие учительное воскресное. М. II. 1749.
13. Стефан (Яворский). Камень веры. 3-е изд. М. VIII, 1749.
14. Димитрий (Ростовский) (Туптало Д. С.). Розыск о брынской вере. М. IX. 1745.
15. Библия. Петербург: Синодальная тип., 18. XII. 1751.
16. Краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Красноярского края» (далее - КГКУ «ГАКК»). Ф. 258. Енисейский Спасский мужской монастырь. Оп. 1, д. 1.
17. Научно-исследовательский отдел Музей книги Российской государственной библиотеки (далее - НИО МК РГБ) № 6141. Библия. 1-е изд. СПб.: Типография при Синоде, 18 декабря 1751.
18. Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА ) Библиотека Московской Синодальной типографии (далее - БМСТ) 152/164 Библия. 1-е изд. СПб.: Типография при Синоде, 18 декабря 1751.
19. Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М.: Индрик, 2010. 1251 с.
20. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. XIII. 1749-1753. Печатано в типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. № 9947.
21. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. Т. III. 1746-1752. СПб.: Синодальная типография, 1912. № 1283.
22. Попадюк С. С. Спасский монастырь в Енисейске // Памятники архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. Вып. 7 / отв. ред. Е. Б. Щеболева М.: Наука, 2005. С. 114-177.
23. История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, Антониева монастыря архимандритом Амвросием. Ч. II. [Всеобщее введение в историю монастырей грекороссийской церкви / Евгений (Болховитинов). О российских лаврах: о ставропигиальных монастырях]. В Москве при Синодальной типографии, 1810. [4], III, [1]. III CXLIX [2], 658, 5, [1] с.
24. РГАДА. Ф. 280 Коллегия экономии, оп. 6, д. 119.
25. Фефелова О. А. «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь» К. В. Харламповича и история русской православной церкви в Сибири в XVIII в. // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 69-74.
Фефелова О. А., кандидат исторических наук, ст. научный сотрудник.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.12.2012.
O. A. Fefelova
THE DESCENDANT OF THE POLISH GENTLEMAN IOANNIKIY (PAVLUTSKI)
THE SIBERIAN ORTHODOX BISHOP. 1699-1763
The author of the article presents her own vision of the biography of Ioannikiy (Pavlutsk) in the context of the Russian Orthodox Church in Siberia in the 18th century. The historiography and new sources are provided.
Key words: Ioannikiy (Pavlutski), history of the Russian Orthodox Church, history of Siberia in the 18th century,
Tobol Eparch, Kiev-Mogih Academy, historiography, source studies.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]