Научная статья на тему 'Выпускники академии Генерального штаба в Великой Отечественной войне'

Выпускники академии Генерального штаба в Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпускники академии Генерального штаба в Великой Отечественной войне»

Лазарев С.Е.

Аспирант, Орловский государственный университет

ВЫПУСКНИКИ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА В ВЕЛИКОИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Первый выпуск Академии Генерального штаба РККА (1936-1938 гг.) занимает в российской истории особое место. Слушатели академии в эпоху репрессий получили возможность подняться на самые высокие военные посты. Из нее вышли многие крупные полководцы и военные деятели Великой Отечественной. Недаром первый набор вуза назвали «маршальским курсом»1.

Проблема смены поколений военной элиты в 1930-е - 1940-е гг., ее преемственности является одной из самых интересных на сегодняшний момент. Опубликованные источники раскрывают нам неизвестные страницы Второй мировой войны [13; 20]. Выпускникам первого набора Академии Генерального штаба посвящено большое количество монографий, статей [2; 7; 14; 17; 19; 24; 25; 29]. Книги Н.С. Черушева рассказывают о выпускниках вуза, репрессированных в 1930-е гг., но возвращенных в армию в годы войны [27; 28]. Крупные работы о комначсоставе Советской армии 19411945 гг. имеются у Е.И. Малашенко [18], А.А. Печенкина [22], Ю.В. Рубцова [23]. Несколько интересных публикаций посвящено трагедии Западного фронта летом 1941 г. [1; 21] Наконец, изданы фундаментальные справочники, содержащие краткие биографии военачальников [4; 5; 6; 8; 15; 26]. Поэтому стоит подробнее рассмотреть, как проявили себя на полях сражений люди, с которыми связывали надежды на будущее Вооруженных сил.

Итак, на первый курс в 1936 г. были отобраны 135 человек. В 1937-1941 гг. (в период, предшествовавший войне) были репрессированы 27 слушателей и выпускников академии [16, с. 111]. Большинство из них - расстреляны2.

Современные историки часто завышают число реабилитированных накануне войны командиров [9, с. 428]. В то время как лишь двое из репрессированных в 1930-е гг. выпускников академии вернулись в строй - А.М. Кущев и П.Г. Ярчевский (оба - в годы войны)3. Они стали генералами, но до конца проявить свои таланты не успели - сказалось замедление карьерного роста в 1930-е гг. В мае 1941 г. арестовали начальника штаба 6-й армии генерал-майора Г.И. Соколова, который с началом войны так и не был освобожден. Какая необходимость была держать в то время талантливого штабиста в тюрьме по надуманным обвинениям в связях с «врагами народа»?4. Георгий Ильич скончался в неволе в июле 1943 г.

Военачальники - выпускники академии были больше теоретиками, нежели практиками. А.И. Антонов, А.М. Василевский, Л.А. Говоров, В.В. Курасов, М.П. Миловский занимались накануне войны преподавательской деятельностью, написали ряд научных работ, некоторые получили ученые степени. Однако в 1930-е гг. в ряде

1 Четверо выпускников стали Маршалами Советского Союза (И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Л.А. Говоров, М.В. Захаров), шестеро — генералами армии (А.И. Антонов, Н.Ф. Ватутин, М.И. Казаков, В.В. Курасов, П.А. Курочкин, Г.К. Маландин) и т.д.

2 Это была невосполнимая потеря для армии, так как погибли уже сложившиеся полководцы, штабные работники, которые могли бы себя проявить в период военных действий. Среди них такие яркие фигуры, как флагман 2-го ранга В.П. Калачев (1896-1938 гг.), заместитель начальника Главного Морского штаба; комбриг А.И. Швачко (1898-1937 гг.), начальник ПВО Киевского военного округа; комбриг Г.И. Брынков (1899-1939 гг.), начальник Научно-исследовательского химического института РККА и другие.

3 Хотя точных данных на этот счет нет, предположу, что накануне войны также был репрессирован, но освобожден из заключения и возвращен в армию выпускник академии генерал А.В. Петрушевский. Иначе откуда у него в 1941 г. могло взяться довоенное звание «комбриг», фактически отмененное в 1940 г.

4 Арест генерала, скорее всего, был причиной его принадлежности к «примаковской» группировке. В 1920-е - 1930-е гг. он служил в штабе 1-го кавалерийского корпуса Червонного казачества. См.: Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941. М.; СПб.: Летний сад, 2005. С. 201-202.

локальных конфликтов «академики» сумели получить и необходимый боевой опыт. Так, Я.Я. Вейкин во время конфликта на КВЖД в 1929 г. возглавлял оперативный отдел штаба Забайкальской группы войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Н.Е. Басистый прямо со «студенческой скамьи» в 1937 г. был направлен военным советником командующего республиканским флотом в Испании. А.М. Кущев на посту начальника штаба 57-го особого корпуса принял участие в боях с японцами на Халхин-Голе [10, т. 1, с. 252-254]. Правда, не всегда их действия были удачными5. К этому можно добавить и кратковременную польскую кампанию 1939 г., и Советско-финскую войну 1939-1940 гг. Некоторые выпускники академии смогли «засветиться» именно в этот момент. Н.Ф. Ватутин во время польской кампании (начальник штаба Украинского фронта), Л.А. Говоров во время Советско-финской войны (начальник штаба артиллерии 7-й армии), М.В. Захаров во время похода в Бессарабию (начальник штаба 12-й армии) проявили грамотные действия, расположили к себе вождя, что и послужило залогом их дальнейшей карьеры.

В Великой Отечественной войне приняли участие более 100 выпускников первого набора академии. Это была настоящая плеяда полководцев, военачальников, крупных штабных работников. Их карьера олицетворяет выдвижение новой военной элиты, их судьба - срез с судьбы всего комначсостава РККА 1941-1945 гг. Известно, что во время войны осуществлялся жесткий отбор на командные должности. Происходил он естественным путем - кто-то оправдывал доверие, кто-то - нет. Кто-то выдвинулся, кого-то «задвинули». В целом, действуя методом проб и ошибок, советские полководцы набирались опыта, оттачивали военное мастерство, благодаря чему сумели, в конце концов, победить самого сильного на континенте противника - армию фашистской Германии.

Проанализировав деятельность выпускников первого набора академии в годы войны, я условно поделил их на несколько групп. Во-первых, это полководцы, которые уже к 1941 г. были выдвинуты на руководящие должности и оправдали высокое доверие. Несмотря на всю тяжесть войны, они не сломались и с честью и без ущерба репутации прошли начальный период, были выдвинуты на повышение: А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, М.В. Захаров, М.И. Казаков, П.А. Курочкин, Л.М. Сандалов. Самые «звездные» из «маршальского курса» - это, конечно, Н.Ф. Ватутин и М.В. Захаров. Всего за четыре предвоенных года они прошли четыре ступеньки карьерной лестницы, превратившись из полковников в комкоров6. Н.Ф. Ватутина вполне можно назвать «любимчиком» Сталина [10, т. 2, с. 117-118]. Талантливый штабной офицер, с ограниченным опытом строевой службы, он в годы войны, видимо, в качестве эксперимента, был выдвинут на командный пост и неожиданно проявил полководческие таланты. Н.Ф. Ватутин был из тех военных деятелей, кому И.В. Сталин мог простить ошибки, и не потерять к нему доверия. Ведь Н.Ф. Ватутин, оказавшийся к 1941 г. на одной из высоких должностей в Генеральном штабе, тоже нес ответственность за просчеты в военном планировании, низкую боевую готовность армии и поражения в начале войны. Неудачной для генерала была Воронежско-Ворошиловградская операция 1942 года [3, с. 105-107]. Очень часто подвергаются критике действия Николая Федоровича в оборонительном этапе Курской битвы (июль 1943 года) за отсутствие гибкой обороны, большие потери войск, серию непродуманных наспех проведённых контрударов [11; 12]. Тем не менее, со временем он превратился в крупного полководца, и если бы не трагическая гибель в 1944 г., вполне мог бы дорасти до маршала.

5 В отличие от своих предшественников, карьеры в 1930-е гг. Н.Е. Басистый не сделал. К тому моменту победы республиканцев сменились поражениями. Военачальник вернулся на Родину, на невысокие должности на флоте. Г.К. Жуков, прибывший в район боевых действий на Халхин-Гол, отстранил А.М. Кущева от должности. Вскоре комбриг был репрессирован. См.: Черушев Н.С. Из ГУЛАГа - в бой. М.: Вече, 2006. С. 447.

6 Фактически соответствовало современному званию генерал-полковника.

Вторая группа - военачальники, занимавшие высокие должности в начале войны, но не оправдавшие надежд. Безусловно, когда мы говорим о Н.И. Гапиче, В.Е. Климовских, И.Л. Леоновиче, И.Н. Рухле, Н.И. Трубецком, надо учитывать, что не одни они были виновны в провалах 1941-1942 гг. Этих генералов сделали удобной мишенью для критики, списали на них все ошибки. Тем не менее, репрессии в годы войны всегда носили более объективный характер, чем в мирное время. Указанные военачальники в решающий момент проявили растерянность, безынициативность, не справились с обстановкой. Несомненно, есть вина начальника штаба Западного фронта генерала В.Е. Климовских в поражениях 1941 г. [20, с. 108]. Виновен и начальник Управления связи генерал Н.И. Гапич, не сумевший наладить связь между соединениями. Допустил ошибки начальник Управления военных сообщений Генерального штаба генерал Н.И. Трубецкой. А вот заместитель начальника штаба Сталинградского фронта генерал И.Н. Рухле явно не главная действующая фигура в Харьковской катастрофе 1942 г.

Были среди арестованных и такие, кого нельзя обвинить в военных неудачах - их репрессировали по политическим мотивам. Например, генерал-майор авиации Б.Л. Теплинский на момент ареста в апреле 1943 г. возглавлял штаб ВВС Сибирского военного округа, который в боевых действиях участия не принимал. В ходе следствия было установлено, что Б.Л. Теплинский неприязненно относился к НКВД, в частных разговорах выступал резко против политики массового террора. Считал, что И.В. Сталина необходимо отстранить от руководства страной [14, с. 355-356].

Третья категория - полководцы, выдвинутые на самые высокие посты самой войной, постепенно проходившие ступени карьерной лестницы одну за другой: А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, Н.Е. Басистый, А.Н. Боголюбов, Л.А. Говоров, В.П. Свиридов, С.Г. Трофименко. До войны их имена мало кому были известны. Сделать карьеру в 1930-е гг. они не успели, так как долгое время находились под подозрением в связях с «врагами народа», были на грани ареста. Например, брат И.Х. Баграмяна работал в г. Баку в транспортной отрасли и был репрессирован в 1937 г. как «вредитель» [29, с. 46]. Л.А. Говоров был офицером колчаковской армии и т.д. Такие полководцы приходили в военную элиту с преподавательской, научно-исследовательской работы, невысоких штабных должностей. К концу же войны превращались в выдающихся полководцев.

Третья часть - погибшие военачальники. На фронтах Великой Отечественной сложили голову 11 воспитанников академии - генералы А.Ф. Анисов, Л.С. Березинский, Н.Ф. Ватутин, М.М. Иванов, Н.В. Корнеев, А.А. Коршунов, М.А. Кузнецов, Г.А. Ларионов, С.И. Любарский, Ф.П. Судаков и Г.Д. Шишенин. Из них шестеро - уже в 19411942 гг. Это были разные люди. Одни - действительно многообещающие полководцы, не успевшие полностью раскрыть свои таланты. Способности других под вопросом. Возможно, в каких-то случаях гибель стала причиной собственной бездарности, несостоятельности.

Четвертую группу - около половины «маршальского курса» - условно назовем «рабочими лошадками». Они занимали различные, порой высокие штабные, начальствующие, командные должности, но блестящей карьеры в годы войны не сделали. Генералы А.В. Гвоздков, В.М. Злобин, А.Н. Крутиков, Л.А. Пэрн, К.И. Упман и многие другие, несмотря на свою трудоспособность, остались в тени более именитых соратников. Сюда же отнесу и генерала М.П. Миловского, начальника штаба тыла Вооруженных сил. Хотя Михаил Павлович занимал высокую должность, формально в состав военной элиты не входил. Его имени не найти в различных биографических справочниках, посвященных войне.

«Маршальский курс» действительно сыграл важную роль в победе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. «Академики» разделяют ответственность за неудачи в первый, самый тяжелый период войны. Они же причастны практически ко всем крупным победам. В общем - это типичные советские полководцы во всем величии и трагичности их судеб.

Литература

1. Басюк И.А. Генерал армии Д.Г. Павлов и трагедия июня 1941 г. // Вопросы истории. 2010. № 5. С. 41-51.

2. Бычевский Б.В. Маршал Говоров. М.: Воениздат, 1970. - 176 с.

3. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. М.: Вече, 2009. - 384 с.

4. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1985. - 832 с.

5. Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь. Жуковский: Кучково поле, 2005. - 408 с.

6. Великая Отечественная. Комкоры. Военный биографический словарь (В 2 томах). Жуковский: Кучково поле. 2006.

7. Гаглов И.И. Генерал Антонов. М.: Воениздат, 1978. - 132 с.

8. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. М.: Воениздат, 1987-1988.

9. Житорчук Ю.В. Так кто же виноват в трагедии 1941 года. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2008. - 480 с.

10. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. 11-е издание, дополненное по рукописи автора. М.: Изд-во «Новости», 1992.

11. Замулин В.Н. Курский излом. Решающая битва Отечественной войны. М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 1000 с.

12. Замулин В.Н. Засекреченная Курская битва. Неизвестные документы свидетельствуют. М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 816 с.

13. «Зимняя война»: работа над ошибками (апрель-май 1940 г.). Материалы комиссий Главного военного совета Красной Армии по обобщению опыта финской кампании. М.; СПб.: Летний сад, 2004. - 560 с.

14. Звягинцев В.Е. Трибунал для «сталинских соколов». М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - 432 с.

15. Командный и начальствующий состав Красной армии в 1940-1941 гг.: Структура и кадры центрального аппарата НКО СССР, военных округов и общевойсковых армий. Документы и материалы. М.; СПб.: Летний сад, 2005. - 272 с.

16. Лазарев С.Е. Судьба «маршальского курса» Академии Генерального штаба. // Вопросы истории. 2009. № 12. С. 107-114.

17. Маковеев М.С. Страницы героической жизни. (О М.В. Захарове). М.: Политиздат, 1975. - 111 с.

18. Малашенко Е.И. Командармы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. 2005. № 1-7. 2006. № 5.

19. Мержанов М.И. Солдат, генерал, маршал. (О Баграмяне И.Х.). М.: Политиздат, 1974. -127 с.

20. «Мне было приказано быть спокойным и не паниковать». Трагедия Западного фронта и его командующего Д.Г. Павлова. // Неизвестная Россия. XX век. Книга вторая. М.: Историческое наследие, 1992. С. 57-112.

21. Пальчиков П.А., Гончаров А.А. Что произошло с командующим Западным фронтом генералом Д.Г. Павловым в 1941 г. // Новая и новейшая история. 1992. № 5. С. 114-135.

22. Печенкин А.А. Высший командный состав Красной Армии в годы Второй мировой войны. М.: Прометей, 2002. - 294 с.

23. Рубцов Ю.В. О полководцах Великой Отечественной войны. // Новая и новейшая история. 2010. № 3. С. 62-70.

24. Рубцов Ю.В. С Украиной породненный армейской судьбой: генерал армии Н.Ф. Ватутин (1901-1944). // Новая и новейшая история. 2005. № 2. С. 20-40.

25. Сивак И.М. Генерал армии В.В. Курасов. // Военно-исторический журнал. 1987. № 7. С. 87-89.

26. Советская Военная Энциклопедия. В восьми томах. М.: Воениздат, 1976-1980.

27. Черушев Н.С. Из ГУЛАГа - в бой. М.: Вече, 2006. - 512 с.

28. Черушев Н.С. Удар по своим. Красная Армия: 1938-1941. М.: Вече, 2003. - 480 с.

29. Щукин В.Т. Полководцы Великой Победы. М.: АСТ: Астрель, 2010. - 508 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.