ИСТОРИЯ
iscjg
С.Е. ЛАЗАРЕВ, аспирант кафедры истории России Орловского государственного университета Тел. 8 961 625 8700; [email protected]
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ МАРШАЛА Л.А. ГОВОРОВА
На основе новых источников, архивных документов и мемуаров автор восстанавливает личность одного из крупнейших военачальников Великой Отечественной войны - маршала Л.А. Говорова. Исследуются неизвестные факты его жизни, относящиеся к периоду Гражданской войны, сталинских репрессий. Автор пытается дать ответ на вопрос, почему бывшему белому офицеру удалось выжить в тридцатые годы.
Ключевые слова:«военный специалист», Гражданская война, «компетентные органы», Академия Генерального штаба РККА, репрессии.
Пожалуй, из всех Маршалов Советского Союза об Л.А. Говорове мы знаем меньше всего. Мемуаров он не оставил. Вышло несколько небольших книг о нем1, есть публикации в газетах и журналах2, воспоминания. Однако упор в этих изданиях делался в основном на освещении деятельности полководца в годы Великой Отечественной войны. Между тем в судьбе Леонида Александровича продолжает оставаться немало «белых пятен». С помощью новых архивных источников я попытаюсь коснуться самых спорных периодов жизни маршала, дополнить образ человека, ставшего при жизни легендой.
Леонид Александрович Говоров родился 10 (22) февраля 1897 года в деревне Бутырки Вятской губернии в крестьянской семье. Окончил четырехклассное ремесленное училище и семиклассное реальное. Учился отлично, много читал. Будучи еще подростком, подрабатывал репетитором неуспевающих учеников из зажиточных семей. В 1916 г. Говоров поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петрограде. Но в декабре был мобилизован в армию и направлен в Константиновское артиллерийское училище. По завершении ускоренного курса Леонида произвели в подпоручики. После прихода к власти большевиков Говоров, так и не «понюхав пороха», демобилизовался из старой армии. Он уехал домой в Елабугу, где устроился мелким служащим в местном кооперативе.
В сентябре 1918 г. город захватили войска А.В. Колчака. Говоров снова был мобилизован. В качестве командира батареи 8-й дивизии 2-го Уфимского корпуса он принял участие в боях против большевиков под Уфимском и Челябинском.
Существует две версии того, как Говоров оказался в Красной Армии. Официальная - дезертирство. Согласно этой версии интересы белых были чужды вышедшему из народа офицеру. В конце 1919 г. Говоров с группой солдат своей батареи бежал из части навстречу войскам Красной Армии. Версия активно насаждалась советской исторической литературой3. Однако не исключено, что это была только легенда, придуманная полководцем, чтобы сохранить свою репутацию и избежать репрессий.
Вторая версия - Говоров был взят в плен в бою4. Большевики охотно переманивали на свою сторону бывших белых офицеров. Как правило, это были люди в небольших чинах и специфических профессий - артиллеристы, летчики, моряки. Острый недостаток красных в подобных специалистах помог последним безболезненно перейти из одного лагеря в другой.
Автор склоняется ко второму варианту развития событий. Говоров был исполнительным служакой, военным до мозга костей. Он беспрекословно выполнял приказы, инициативы предпочитая не проявлять. Поэтому побег, дезертирство были не харак-
__________ терны для самой его личности. Призвали его в Белую армию - Говоров отправился
© С.Е. Лазарев
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
служить. Попал в плен к красным, был мобилизован как полезный специалист - начал карьеру в Советской России. Эти черты - исполнительность, покорность - позже и привлекли к себе внимание И.В. Сталина, который прекрасно знал всю «подноготную» полководца и считал его не способным на заговор.
Свою услужливость, беспрекословное повиновение Говоров доказал всем последующим служением Советской власти. В Красной Армии он проявил себя очень скоро. Наспех собрав и возглавив третий Артиллерийский дивизион 51-й дивизии, Говоров принял участие в сражениях против войск П.Н. Врангеля. Под хутором Терны (Крым) он впервые встретился с танками, которые белым поставляли англичане. «Первый блин» оказался не комом: артиллерийский дивизион вывел из строя четыре машины. В боях Леонид Александрович был дважды ранен. За Перекопско-Чонгарскую операцию его наградили в 1921 г. орденом Красного Знамени.
В соответствии с существовавшим положением «военспец», награжденный подобным знаком отличия, автоматически снимался с особого учета бывших белых офицеров, который Штаб РККА осуществлял совместно с органами государственной безопасности5. Это означало формальную реабилитацию военачальника. Оснований для того, чтобы рассматривать Говорова как потенциального врага, больше не было.
Однако карьера бывшего белого офицера в Красной Армии протекала крайне медленно. Десять лет прослужил Леонид Александрович в 51-й Перекопской дивизии, командуя дивизионом, а затем полком. В эти и последующие годы он неустанно учился. Окончил Артиллерийские курсы усовершенствования (1926 г.), Высшие академические курсы (1930 г.), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1932 г.), оперативный факультет того же учебного заведения (1933 г.), Академию Генерального штаба РККА (1938 г.). Говоров самостоятельно изучил немецкий язык и сдал экзамены на военного переводчика. Тем не менее в тридцатые годы ему не удалось подняться выше начальника артиллерии стрелкового корпуса, даже несмотря на блестящие аттестации, рекомендовавшие Леонида Александровича на должность начальника артиллерии округа6.
5 февраля 1936 года Говорову было присвоено воинское звание «комбриг». По своей сути оно было полуполковничьим, полугенеральским. В его возрасте многие стали уже комкорами, а некоторые даже командармами. Но Говоров и не претендовал на большее, не высказывал недовольства,
не колебался. Немаловажным условием продвижения по службе было наличие партийного билета. Однако Говоров долго, до июля 1942 г., оставался беспартийным. Причиной отказа в приеме было его белогвардейское прошлое.
Дискуссионным остается вопрос, почему Говорова не затронули репрессии. Уже в 1930 г. Леонид Александрович подозревался в связях с «Промпартией» и едва избежал ареста7. В 1937 г. на Говорова поступил донос о вредительстве на артиллерийских складах Киевского военного округа8. В бытность комбрига слушателем Академии Генерального штаба на него был собран компрометирующий материал. «Служил офицером в чине подпоручика в армии Колчака, - читаем мы в документе. - Брат Говорова также служил офицером в армии Колчака, что Говоров в своей автобиографии скрывает.. .»9. Леонида Александровича обвинили в связях с арестованными военачальниками: командармом И.Э. Якиром, комкорами И.И. Гарькавым, С.А. Туровским, комдивами Н.М. Бобровым, П.П. Григорьевым, Д.А. Кучинским. Вывод высочайших инстанций был следующим: «Политического доверия Говоров не заслуживает. Говорова из Академии отчислить»10. Казалось бы, дело близилось к трагической развязке. Однако отчислен комбриг не был. Наконец, в 1941 году был подготовлен к аресту ряд крупных военачальников, и Говоров оказался в их числе11.
Итак, Леонид Александрович избежал ареста. Это удивительно, ведь из семнадцати слушателей Академии Генерального штаба - комбригов первого набора одиннадцать (т.е. около 65%) были репрессированы12. Всего, по данным известного военного историка Н.С. Черушева, в 1937-1938 годах из армии было уволено 266 комбригов (более 56% общего числа), из них 172 человека арестованы13.
Конечно, какую-то закономерность в репрессиях выявить сложно. «Признательные» показания имелись в тридцатые годы на таких крупных военачальников, как И.Р. Апанасенко, С.М. Буденный, И.С. Исаков, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, П.А. Ротмистров, В.Д. Соколовский, С.К. Тимошенко, А.В. Хрулев, Б.М. Шапошников и других14. А арестованный в начале войны и сознавшийся в причастности к военному заговору К.А. Мерецков был отпущен на свободу (!)15.
Тем не менее попытаемся найти объяснение спасению Говорова в те тяжелые годы. Наличие компромата на бывшего белого офицера позволяло властям держать его «на привязи». Руководство это вполне устраивало. Говоров находился в постоянном напряжении. Он должен был «лезть из кожи вон», доказывая преданность власти.
ИСТОРИЯ
Оставаться так долго «на плаву» командиру заметному, имевшему генеральское звание, было возможно лишь при условии благосклонности к нему самого вождя. Ведь даже поддержка других высокопоставленных «заступников» в те годы могла не сработать. Скорее всего, Говоров понравился Сталину, был замечен им. Известно, что Леонид Александрович являлся хорошим специалистом, а таких к концу 1930-х годов в армии осталось немного. Скорее всего, вождь выделил Говорова во время советско-финской войны 19391940 гг., когда особенно остро проявился дефицит квалифицированных командных кадров. А Говоров оказался одним из тех военачальников, которым принадлежала заслуга взлома «линии Ман-нергейма» после нескольких недель безуспешных боев.
По признанию маршала Г.К. Жукова, из командующих фронтами в годы Великой Отечественной войны Сталин больше всего ценил К.К. Рокоссовского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и Н.Ф. Ватутина (именно в такой последовательности приводил их полководец)16. При этом Георгий Константинович отмечал, что вождь хорошо знал их лично, ценил за знания и преданность делу и, когда возникала особо ответственная задача, в первую очередь поручал ее решение эти людям17.
Кажется, в Говорове Сталина должно было устраивать все. Выдвигая его, как и других командиров, находившихся в 1930-е годы «на вторых ролях», вождь учитывал отсутствие у Леонида Александровича громкой славы и авторитета. Именно на таких людей - «без имен» - делалась ставка в результате репрессий. «Вот где наша сила - люди без имен, - утверждал Сталин. - .все перекроят, камня на камне не оставят»18.
Говоров был талантливым и верным военачальником с «запятнанным» прошлым, который всем, что имел, был обязан советскому правительству. К началу Великой Отечественной войны его имя было известно лишь узкому кругу специалистов (военной элиты). И ничего страшного, что Говоров служил у белых. В тридцатые годы больше опасались «пролетарских» командиров, втянутых в какие-либо «фракции», недовольных властью. В.М. Молотов, и после войны уверенный в целесообразности репрессий, говорил: «Кого обидели, кого понизили. Все эти разные мотивы толкали на критические позиции, а это были такие критики, которые не способны понять новое и готовы были идти на плохие дела...»19.
Говоров не высказывал претензий по поводу своего положения, а старательно исполнял долг. В политику никогда не лез. В группировках не при-
нимал участия, в застольях замечен не был. Вообще по складу своего характера был угрюм и молчалив, с трудом близко сходился с людьми. Генерал Л.М. Сандалов отмечал, что как человек Говоров был неразговорчивым, замкнутым, «держался несколько особняком, в разговорах на бытовые, повседневные темы участия не принимал»20. Очевидно, белогвардейское прошлое постоянно тяготило Леонида Александровича. Говоров опасался себя скомпрометировать, сболтнуть «лишнего», так как внимание к «военспецам» всегда было пристальное. Поэтому с «врагами народа», в связях с которыми пыталось обвинить его следствие, Говоров имел сугубо деловые отношения.
Итак, Говоров был слишком очевидно специалистом, слишком очевидно - военным. В предвоенный период он был малозначащей по своим масштабам фигурой. Окончательно авторитет полководца сложился в годы Великой Отечественной войны. Он не искал славы, не возвеличивал себя, а лишь выполнял порученное дело. Даже несмотря на успехи 5-й армии Леонида Александровича в Московской битве, ситуация принципиально не изменилась. Генерал Б.В. Бычевский признавался, что к моменту назначения Говорова в апреле 1942 г. заместителем командующего войсками Ленинградского фронта имя «это нам мало что говорило»21.
Зато потом, в должности командующего войсками Ленинградского фронта (с июня 1942 г. до конца войны), Говоров «наверстал» свое. На него посыпался (и по делу) «золотой дождь» наград.
18 июня 1944 года Говорову было присвоено звание Маршала Советского Союза, 27 января 1945 года вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза. Всего за умелое руководство войсками он был награжден 12 орденами, в том числе высшим полководческим орденом «Победа», многими медалями и иностранными орденами.
Доверие вождя тяжелой ношей легло на плечи Говорова. После войны Леонид Александрович председательствовал на позорном процессе по «делу» группы военачальников ВМФ СССР. В январе 1948 г. состоялся так называемый «суд чести» в отношении бывшего наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова и его помощников адмиралов В.А. Алафу-зова, Л.М. Галлера и Г.А. Степанова. Все они внесли большой вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. И вот теперь оказались неугодны властям, обвинены в передаче союзникам важных научно-технических сведений, представлявших военную тайну. По признанию очевидцев, суд был «гнусной комедией» и вины адмиралов не доказал22. Тем не менее они были признаны виновны-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ми, а «дело» передано Военной коллегии Верховного суда СССР. В результате занимавший пост начальника управления ВМУЗами Н.Г. Кузнецов был снят с должности, понижен в звании и зачислен в распоряжение главкома ВМФ. В.А. Алафу-зов, Л.М. Галлер и Г.А. Степанов были приговорены к различным срокам лишения свободы (Л.М. Галлер умер в тюрьме).
Так Говоров оказался причастен к «чисткам» против других военачальников, пусть уже и не таким жестким, как в тридцатые годы. Председательствовал он, конечно, помимо своей воли, по указанию «сверху», противиться которому было чревато репрессиями против собственной семьи. Вопрос заключается в том, почему именно Говоров был выбран на роль главы подобного судилища. Следствие ли это занимаемой им должности (главный инспектор Вооруженных Сил - заместитель министра Вооруженных Сил СССР) или репутации безупречного служаки? Предположу, что Сталин пытался «повязать кровью» всех высших армейских чинов, удержавшихся «на плаву» после Победы. Только в таком случае он мог всецело им доверять. Те, кто не желал подчиниться, представлял «опасность», были либо отправлены во второстепенные военные округа (Г.К. Жуков) и в Польшу (К.К. Рокоссовский), либо репрессированы (В.Н. Гордов, Н.Г. Кузнецов, Г.И. Кулик, А.А. Новиков и т.д.). Как и в военное время, Говоров беспрекословно выполнил приказ власти, которой служил. К его чести отметим, что судьбу адмиралов вершил все-таки не он. Решающее слово, как и в предыдущие годы, оставалось за Сталиным.
Тем не менее это был еще один тяжелый момент, ухудшивший моральное и физическое состояние полководца. Все, что происходило вокруг, Говоров остро и тяжело переживал. Чтобы доказать свою верность Родине и правительству, он неустанно трудился на всех постах, не жалея себя. Последующие годы службы Леонида Александровича были связаны с Войсками противо-
воздушной обороны, которые он возглавил в июле 1948 г. Под его началом в СССР была проведена структурная реорганизация управления войсками ПВО, в частях ПВО приняты на вооружение зенитно-ракетные комплексы, реактивные истребители, новейшие радиолокационные станции.
Постепенно у Говорова проявилась гипертоническая болезнь, которая с годами приобрела тяжелую форму. Гипертонию усугубляли частые стрессы. Лечение не давало результатов, отдыхать маршал не умел.
19 марта 1955 года Говоров скончался после продолжительной болезни в подмосковном санатории «Барвиха» (незадолго до этого полководцу исполнилось 58 лет). Его прах был захоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.
С одной стороны, Леонид Александрович Говоров - это типичный «выдвиженец» 1930-х годов. Полководец, не хватавший звезд с неба, для которого репрессии открыли путь наверх. А война с Германией выдвинула его в ряд крупнейших полководцев своего времени.
В то же время Говоров необычен своей биографией. Маршалов, подобных ему, не было в Советской Армии. В составе военной элиты сороковых-пятидесятых годов Говоров стоял как бы особняком. Никто из бывших белых офицеров, состоявших на службе в РККА, таких высот достичь не сумел. В условиях массового избиения командных кадров Леонид Александрович мог подвергнуться удару в любой момент. Было много командиров, для ареста которых имелось гораздо меньше «оснований», тем не менее они погибли. Говорову удалось выжить. Причиной его спасения могло стать только заступничество Сталина. По-видимому, вождь решил накануне войны «поберечь» некоторых крупных специалистов, не представлявших опасности для режима. Роль полководца в событиях 1937-1939 гг., а также его место в межличностных отношениях советского военного руководства историкам еще предстоит выяснять.
Примечания
1 Бычевский Б.В. Маршал Говоров. (Советские полководцы и военачальники). - М.: Воениздат, 1970; Свет-лишин Н.А. Орден «Победа» - полководцам (О командующих фронтами в Великой Отечественной войне, награжденных высшим военным орденом СССР). - М.: Знание, 1988; Телицын В.Л. Маршал Говоров. От колчаковского офицера до Маршала Советского Союза. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
2 Лященко Н.Г. Маршал Советского Союза Л.А. Говоров. (К 90-летию со дня рождения) // Военно-исторический журнал. - 1987, февраль. - № 2. - С. 43-46; Мороз В. Командующий твердой воли. (К 110-летию со дня рождения Л. А. Говорова) // Красная звезда. - 2007, 21-27 февраля. Еженедельный выпуск. № 30 (24793). С. 18.
3 Бычевский Б.В. Маршал Говоров. - М.: Воениздат, 1970. - С. 26.
4 Российский государственный военный архив (РГВА). Фонд № 37961, опись № 1, дело № 16. Список слушателей АГШ РККА, на которых есть компрометирующий материал. Январь 1938 г. Л. 22.
ИСТОРИЯ
Ьсш
5 РГВА. Фонд № 7, опись № 8, дело № 328. Л. 140-160; РГВА. Фонд № 7, опись № 8, дело № 329. Л. 172; РГВА. Фонд № 7, опись № 8, дело № 335. Л. 109.
6 Светлишин Н.А. Орден «Победа» - полководцам. - М.: Знание, 1988. - С. 82.
7 РГВА. Фонд № 37963, опись № 1, дело № 10. Именной список слушателей 2-го курса, подлежащих отчислению из АГШ. 2 января - 30 декабря 1937 г. Л. 455.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же.
11 Беседы с Маршалом Советского Союза И. С. Коневым // Симонов К. М. Глазами человека моего поколе-
ния. Размышления о И. В. Сталине. - М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1988. - С. 401.
12 Подсчитано автором на основе архивных источников. См.: РГВА. Фонд № 37963, опись № 1, дело № 5.
Списки лиц, зачисленных в военно-учебные заведения. (На 194 листах).
13 Черушев Н. С. Удар по своим. Красная Армия: 1938-1941. - М.: Вече, 2003. - С. 270.
14 Сувениров О.Ф. Трагедия РККА 1937-1938. - М.: ТЕРРА, 1998. - С. 328.
15 Черушев Н.С. Из ГУЛАГа - в бой. - М.: Вече, 2006. - С. 238.
16 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т. 2. 11-е издание, дополненное по рукописи автора. - М.: Изд-во «Новости», 1992. - С. 117-118.
17 Там же, с. 118.
18 Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. 1-4 июня 1937 г.: Документы и материалы. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. - С. 142.
19 Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 466.
20 Сандалов Л. М. Пережитое. (Военные мемуары). - М.: Воениздат, 1966. - С. 89.
21 Бычевский Б.В. Город-фронт. [Ленинград. 1941-1945. 2-е расшир. и доп. изд.]. - Л.: Лениздат, 1967. -
22 Касатонов В.А. Н.Г. Кузнецов - выдающийся советский флотоводец // Флагманы: Сборник воспоминаний и очерков. - М.: Воениздат, 1991. - С. 162.
On the basis of new sources, archival documents and memoirs the author restores the person of one of the largest military leaders of the Great Patriotic War - marshal L.A.Govorova. The unknown facts of his life concerning by the period of Civil war, Stalin repressy are investigated. The author tries to answer on a question why former white ofitseru it was possible to survive in the thirties.
Key words: «the Military expert», Civil war, «competent bodies», Academy of Joint Staff RKKA, reprisal.
C. 164.
S.E. LAZAREV
UNKNOWN PAGES OF LIFE OF MARSHAL L.A. GOVOROVA