2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы
№ 102
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 378.1:341.95
ВЫПУСКАЮЩИЕ КАФЕДРЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В.А. ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена сотрудничеству Московского физико-технического института и академических институтов Украины и Беларуси в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
Около сорока лет Московский физико-технический институт (МФТИ) или как его часто называют - Физтех - успешно сотрудничает с учеными Украины в деле совместной целевой подготовки высококвалифицированных специалистов.
Началом этой интересной и необычной работы стала организация в 1967 г. в Киеве при Институте кибернетики АН УССР выпускающей (базовой) кафедры МФТИ под руководством академика В.М. Глушкова. Набор студентов на новую кафедру был проведен в Долгопрудном сразу на все курсы (с 1 по 6). Виктор Михайлович отбирал себе студентов из тех, кто хотел учиться именно у него и его сотрудников в Институте кибернетики, а из какого региона страны студент приехал в МФТИ, не имело значения. Студенты 1-4 курсов продолжили учебу в Москве, а студенты 5 и 6 курсов уехали в Киев на кафедру «Теоретическая кибернетика и методы оптимального управления» [1, с. 629]. Это был первый опыт создания кафедры за пределами Московской области, да еще в другой республике Советского Союза, который хотя и показал масштаб возникающих при этом психологических и чисто формальных трудностей, оказался достаточно успешным. Главное заключалось в том, что принятая в МФТИ система подготовки кадров («система Физтеха») показала возможность создания и существования достаточно удаленных от «Alma Mater» структур. Вскоре эта идея целевой подготовки получила свое дальнейшее развитие.
В 1972 г. МФТИ силами своей выездной экзаменационной комиссии провел во Владивостоке набор студентов на первый курс. Началась целевая подготовка кадров для Дальневосточного научного центра (ДВНЦ) АН СССР.
Студенты целевого дальневосточного набора учились в Москве четыре года и для них был разработан свой вариант учебного плана, предусматривающий изучение в этот период полного объема фундаментальных курсов по математике, естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, а также ряд курсов, необходимых для будущей специализации. На 5-6 курсах они завершали образование на кафедре МФТИ, открытой во Владивостоке и работающей с несколькими институтами ДВНЦ АН СССР (Институтом автоматики и процессов управления, Тихоокеанским океанологическим институтом и другими).
Организация приема студентов на первый курс в том регионе, где выпускникам на старших курсах предстояло получить подготовку по будущей специализации и в дальнейшем работать, открывала новые возможности целевой, в смысле учета интересов региона, подготовки одаренных молодых людей [2, с. 383].
Учитывая опыт работы института на Украине и на Дальнем Востоке, Президиум Академии наук СССР (1976 г.) рекомендовал академиям наук союзных республик организовать совместно с МФТИ целевую подготовку кадров «с отбором на местах наиболее талантливой молодежи».
Рекомендациями Президиума АН СССР воспользовался Президент АН УССР академик Б.Е. Па-тон, который предложил МФТИ (1977 г.) расширить целевую подготовку специалистов для научных учреждений Украины. Речь шла о создании сразу нескольких базовых кафедр вуза одной республики при академических институтах другой республики, со специализациями в том числе по нетрадиционным для МФТИ направлениям. После достаточно длительного обсуждения на разных уровнях в мае 1978 года был подписан совместный приказ-постановление Минвуза РСФСР и Президиума АН УССР, сформулировавший обязательства института и Академии наук УССР.
Во исполнение этого совместного решения МФТИ с 1978 года начал ежегодно набирать в Киеве на первый курс до 50 студентов, существенно расширив перечень специализаций, по которым осуществлялась подготовка выпускников.
Выездные экзаменационные комиссии, работающие в других городах, а теперь и в других государствах, формируются из штатных преподавателей института и обеспечивают единство требований к абитуриентам вне зависимости от места проведения вступительных испытаний. Задания по физике и математике, критерии оценки письменных работ абитуриентов и сроки проведения экзаменов те же, что и в Долгопрудном.
Одним из основных принципов «системы Физтеха» является тщательный отбор и подготовка к поступлению в институт наиболее талантливой, склонной к творческой деятельности молодежи.
Особая роль в формировании контингента «своих» абитуриентов принадлежит Заочной физикотехнической школе (ЗФТШ) при МФТИ, которая, используя различные формы работы, ведет обучение учащихся 8, 9, 10 и 11 классов одновременно по физике и математике. В 1985 г. был открыт филиал ЗФТШ при МФТИ в Киеве. Сейчас это Украинская заочная физико-технической школа (УЗФТШ), работающая по методическим разработкам ЗФТШ при МФТИ, в которой обучается около 1500 учащихся из всех регионов Украины. В 2005 году ее окончило 244 ученика, из которых в МФТИ в Киеве поступило 17 человек.
При работе с будущими абитуриентами весьма эффективными являются олимпиады, среди которых важное место занимает предметная физико-математическая олимпиада «Физтех-абитуриент», проводимая в дни весенних школьных каникул в различных городах России, а также в Киеве и в Минске. Ее участники, показавшие высокие результаты при решении задач по физике и математике (работы проверяются в Москве), могут зачесть их в качестве результатов вступительных экзаменов по одной или обеим дисциплинам.
Новые базовые кафедры МФТИ на Украине были организованы в 1982 г., когда в Киев после четырех лет учебы в Москве приехали студенты первого целевого набора 1978 года. Первоначально все киевские кафедры были объединены в Киевское отделение (КО) МФТИ, а затем в связи с новыми межгосударственными отношениями в 1996 году на базе КО МФТИ был организован Физикотехнический учебно-научный центр (ФТЦ) Национальной академии наук (НАН) Украины, в составе которого продолжают работать пять выпускающих (базовых) кафедр МФТИ, обеспечивая подготовку студентов по магистерским программам. Базой для них являются следующие ведущие институты НАН Украины:
— Институт электросварки им. Е.О. Патона (зав. кафедрой академик Б.Е. Патон);
— Институт кибернетики им. В.М. Глушкова (зав. кафедрой академик НАН Украины
А.В. Сергиенко);
— Институт физиологии им. А.А. Богомольца (зав. кафедрой академик П.Г. Костюк);
— Институт физики (зав. кафедрой академик НАН Украины М.С. Бродин);
— Институт металлофизики им. Г.В. Курдюмова и Институт проблем материаловедения им.
И.Н. Францевича (зав. кафедрой академик НАН Украины А.А. Шпак).
В настоящее время отношения Московского физико-технического института с Национальной академией наук Украины регулируются Договором о сотрудничестве, в котором целевая подготовка специалистов рассматривается как одно из основных направлений совместной деятельности. Отметим, что отобранные в Киеве студенты целевого набора зачисляются в МФТИ по направлению Федерального агентства, оформляемого за счет квоты, выделенной Министерству образования и науки Украины.
В 1999 году МФТИ подписал договор с Национальной академией наук Беларуси о совместной подготовке молодых научных кадров, во исполнение которого проводится целевой набор студентов на 1 курс в Минске, где с 2003 г. работают три выпускающие кафедры (при Институте тепло- и мас-сообмена, Объединенном институте проблем информатики и Институте фотобиологии НАН Беларуси).
Студенты целевых киевского и минского наборов частично ограничены в своих правах по сравнению со студентами, поступившими в МФТИ в г. Долгопрудном. Их переводы из группы в группу, с факультета на факультет и оставление на магистерскую подготовку в Москве осуществляются только по согласованию с руководством НАН Украины и НАН Беларуси, которые оплачивают студентам медицинскую страховку.
При зачислении на 1 курс в Киеве и Минске каждый студент подписывает контракт с Президиумом академии наук, в котором обязуется пройти подготовку на степень магистра на кафедрах МФТИ в Киеве и Минске и после окончания института в течение трех лет отработать в академических институтах Украины и Беларуси. В целевые группы переходят отдельные студенты, которые поступали через общий конкурс в Долгопрудном. В то же время часть студентов в случае принятия ими российского гражданства или изменения своего семейного положения остается на магистерскую подготовку в Москве.
Недостатками совместной работы, приводящими к тому, что студенты стремятся остаться в Москве, следует считать разрыв научных связей между Россией, Украиной и Беларусью, отсутствие регулярных контактов студентов 1-4 курсов с представителями киевских и минских кафедр, их явно недостаточная информированность о своей будущей специализации и перспективах научной работы после окончания института. Тем не менее, результаты совместной работы с украинскими учеными весьма эффективны. С 1968 года подготовлено 723 специалиста, из которых 211 стали кандидатами наук, а 18 докторами наук. В 2005 г. состоялся первый выпуск (6 чел.) на кафедрах МФТИ, работающих при институтах НАН Беларуси. Кафедры в Киеве выпустили 26 человек.
Оценивая совместную работу, Президент Национальной академии наук Украины академик Б.Е. Патон подчеркнул, «что Физтех внес неоспоримый вклад в становление, в работу украинских ученых. Созданное в 70-х года Киевское отделение Физтеха продолжает жить и успешно работать, теперь уже в рамках межгосударственного сотрудничества, и по-прежнему готовит научные кадры высокого класса» [1, с. 154].
Подготовка студентов киевского и минского целевых наборов ведется по единому направлению «Прикладные математика и физика» по лицензированным магистерским программам. Кафедрами руководят директора академических институтов, а преподавателями являются крупные ученые, активно работающие по приоритетным направлениям науки. Оплата работы преподавателей кафедр и выплата стипендий студентам, в период их обучения по магистерским программам в Киеве и Минске, осуществляется Национальными академиями наук Украины и Беларуси. Выпускники, успешно защитившие в Киеве и Минске свои магистерские диссертации, получают государственные дипломы об окончании магистратуры МФТИ.
Была попытка организации подготовки кадров для научных учреждений Республики Казахстан. В 1993 г. институт подписал Договор с Министерством науки и новых технологий Республики. Планировалось долгосрочное сотрудничество на платной основе. Но выездная экзаменационная комиссия МФТИ работала в Алма-Ате только один год (1994). Для участия в открытом конкурсе было подано 72 заявления и зачислено на первый курс 30 человек. Этнические казахи составили только половину этого набора, что вызвало у определенных должностных лиц республики нескрываемое чувство заметного недовольства. Национальные чувства - материя тонкая. Возможно, именно это и послужило одной из причин прекращения едва начавшейся совместной работы [2, с. 387].
Необходимо отметить, что целевая подготовка кадров для удаленных научных центров России и для академических институтов Украины и Беларуси является уникальным, не имеющим аналогов экспериментом, который задолго до принятия двухуровневой системы подготовки специалистов (4 года - бакалавр, плюс 2 года - магистр) по существу продемонстрировал ее существование и реализацию в Московском физико-техническом институте, показав широкие возможности «системы Физтеха». Именно в МФТИ впервые в стране были введены институтские дипломы бакалавров и магистров для подтверждения квалификации своих выпускников в системе международных стандартов образования.
С распадом Советского Союза абитуриенты из государств «ближнего зарубежья» могут поступать на 1 курс МФТИ на места, финансируемые из федерального бюджета России, на общих основаниях на конкурсной основе «в порядке, определяемом правилами приема в конкретное высшее учебное заведение» (пункт 5 Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 14.01.2003 г. № 50, зарегистрированного Минюстом России 06.02.2003 г. № 4188). Правилами приема в МФТИ такая возможность предусматривалась.
Из таблицы видно, сколько граждан и из каких государств были зачислены на 1 курс в 20022005 годах, включая студентов, направленных Минобразованием или Федеральным агентством по
образованию (ежегодно не менее 25 человек). В соответствующих строках в скобках показана численность целевых наборов в Киеве и Минске.
Каждый год на 1 курс поступают члены национальных сборных команд своих государств - победители и призеры международных олимпиад школьников по физике и математике. В 2005 г. было принято 11 человек.
Г осударство Годы приема
2002 2003 2004 2005
Республ. Азербайджан 1 - - -
Республика Армения 1 - - 1
Республика Белоруссия 16(9) 14(5) 14(5) 18(11)
Республика Грузия 7 3 4 2
Республика Казахстан 7 3 7 11
Киргизская Республика 1 - 1 4
Латвийская Республика 2 - - 1
Республика Молдова 11 5 7 2
Республика Узбекистан 3 5 - 2
Украина 71(36) 64(22) 54(25) 58(28)
Эстонская Республика 2 - 1 1
ИТОГО, студентов 122 94 88 100
В заключение отметим, что после окончания МФТИ значительная часть данной категории выпускников остается работать в России, принимая российское гражданство или оставаясь гражданами своих государств. Достаточно среди них и бывших студентов целевых наборов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Школьников В.А. «... И в других государствах. (Целевые приемы). Книга очерков «Я - ФИЗТЕХ». - М.: Центр-Ком, 1996.
2. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н., Школьников В.А. «Московский Физтех (реальная интеграция образования и науки)». В кн. Международная ассоциация академий наук. 10 лет спустя (хроника. размышления). - Киев.: Наукова Думка, 2003.
AFFILIATED GRADUATION MIPT DEPARTMENTS ABROAD
Shkolnikov V.A.
The article is devoted to cooperation of the Moscow Institute of Physics and Technology and the academic institutes of Ukraine and Belorussia in business of preparation of highly skilled experts (MS degree).
Сведения об авторе
Школьников Виктор Алексеевич, 1940 г.р., окончил Воронежский государственный университет (1962), кандидат физико-математических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, проректор МФТИ, автор более 220 научных работ, область научных интересов - распространение электромагнитных волн, педагогика высшей школы, интеграция образования и науки, вопросы международного образования.