Научная статья на тему 'Так создавался московский Физтех'

Так создавался московский Физтех Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

101
29
Поделиться
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ФИЗТЕХ / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Школьников Виктор Алексеевич

В 2011 г. Московскому физико-техническому институту исполнилось 60 лет. В статье рассматриваются важнейшие вехи в истории создания института.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Школьников Виктор Алексеевич,

How Phystech was built up

In 2011, the famous Phystech (Moscow Institute of Physics and Technology) celebrates its 60th anniversary. The article reviews the important milestones in the history of the university.

Текст научной работы на тему «Так создавался московский Физтех»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В.А. ШКОЛЬНИКОВ, профессор, советник ректората Московский физико-технический институт (государственный университет)

Так создавался Московский Физтех

В 2011 г. Московскому физико-техническому институту исполнилось 60 лет. В статье рассматриваются важнейшие вехи в истории создания института.

Ключевые слова: Московский физико-технический институт, Физтех, подготовка инженеров-исследователей, физико-технический факультет МГУ.

В период индустриализации народного

хозяйства резко возросла потребность в инженерных кадрах, требовались специалисты для решения конкретных народнохозяйственных задач. Именно тогда организуются многие ставшие в дальнейшем известными отраслевые технические вузы. Вместе с тем к концу 1930-х гг. всё в большей степени стал проявляться разрыв между инженерной высшей школой и университетами.

В декабре 1938 г. газета «Правда» на первой полосе опубликовала письмо группы учёных, в котором говорилось, что в стране ни одно из «учебных заведений не готовит инженеров-учёных, инженеров-исследователей, соединяющих совершенное знание той или иной отрасли техники с широким общим физико-математическим образованием ». Высказывалось предложение создать в Москве новое учебное заведение - Высшую политехническую школу, которая «должна будет готовить инженеров-исследователей для нашей промышленности, научных руководителей и работников научно-исследовательских институтов и промышленных лабораторий...». По мнению авторов, в число учащихся школы «должны отбираться самые выдающиеся по своим способностям лица, окончившие школу-десятилетку», которые при поступлении будут проходить двухступенчатые конкурсные испытания. Состав профессоров и преподавателей «должен комплектоваться только из круп-

ных ученых, интенсивно ведущих творческую исследовательскую работу» [1]. Среди авторов письма были будущие академики: Н.М. Мусхелишвили, С.Л. Соболев, М.А. Лаврентьев, С.А. Христианович. К сожалению, в то сложное предвоенное время на фоне успехов первых пятилеток индустриализации эта идея не получила своего воплощения. Обсуждения письма не получилось.

Великая Отечественная война с очевидной прямотой продемонстрировала огромное значение науки и техники в жизни любой страны. Она не только показала необходимость поддержки со стороны государства фундаментальных и прикладных научных исследований, но и поставила вопрос об организации подготовки молодых высококвалифицированных научных кадров в стране. В октябре 1945 г. академик П.Л. Капица направляет письмо заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Г.М. Маленкову и записку группы ученых, в которых отмечается, что «вся наша система технического образования рассчитана на создание работника среднего уровня», и предлагается «создать особое учебное заведение “Московский физико-технический институт”, положив в основу его организации следующие принципы:

■ специальный отбор по всей стране наиболее способной к научной работе и талантливой молодежи;

■ привлечение в качестве преподавате-

лей наиболее активных и талантливых ученых;

■ специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное развитие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особенностям каждого учащегося;

■ обучение на экспериментальной базе наших лучших исследовательских институтов» [2].

В феврале 1946 г. на имя И.В. Сталина было направлено письмо за подписью начальника Центрального аэрогидродинами-ческого института (ЦАГИ) профессора С.Н. Шишкина и академиков П.Л. Капицы и С.А. Христиановича, в котором говорилось, что «такой институт в значительной мере восполнит пробел в системе нашего высшего образования». Его организация «требует весьма ограниченных затрат и в основном ляжет нагрузкой на исследовательские институты, которые охотно берут ее на себя, так как она является жизненно необходимой для их дальнейшего существования». Авторы письма считали, что «нельзя терять времени» и просили «дать указания об ускорении рассмотрения вопроса» о создании института и «принятия по нему окончательного решения» [2].

И вот 10 марта 1946 г. выходит Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, в котором говорится, что «для подготовки научных работников исследовательских институтов в области физики и авиации. организовать учебное заведение повышенного типа - Высшую физико-техническую школу СССР». Постановлением назначался состав Правления Высшей физико-технической школы СССР под руководством Президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова. В него вошли выдающиеся советские ученые: академики П.Л. Капица, С.А. Христианович, А.Н. Алиханов, И.В. Курчатов, Н.Н. Семенов, И.М. Виноградов, а также начальник ЦАГИ профессор С.Н. Шишкин и председатель комитета по делам высшей школы при СНК СССР С.В. Кафтанов. В Постановлении по-

ручалось «заместителю Председателя СНК СССР тов. Маленкову Г.М. обеспечить необходимые мероприятия по созданию Высшей физико-технической школы СССР ».

Правление Школы на нескольких заседаниях рассмотрело все вопросы организации и функционирования нового высшего учебного заведения. Был разработан Устав, учебный план и программы по дисциплинам, Положение о школе и правила приема, подготовлены лаборатории для студентов в научно-исследовательских институтах и определен преподавательский состав кафедр. Не решался только вопрос подбора помещений для Школы и студенческого общежития.

Так получилось, что ни одно предложение Правления Школы по зданиям в Москве не получило поддержки в Правительстве. Члены Правления Высшей физико-технической школы СССР направляют 29 апреля 1946 г. письмо И.В. Сталину, в котором просят дать соответствующие указания о передаче Школе двух домов в Москве (адреса указаны) и «срочно утвердить план мероприятий по материальному обеспечению Школы и студентов ». Интересно, что в заключение письма члены Правления Школы просят «поручить заместителю Председателя Совета Министров СССР тов. Л.П. Берия решать дальнейшие вопросы, связанные с организацией работы Школы »[2].

О крайней заинтересованности «в быстрейшем развертывании Высшей Физикотехнической школы СССР» Министерства авиационной промышленности пишет Л.П. Берии в августе 1946 г. министр М.В. Хру-ничев. В письме, в частности, говорится, что Министерство готово «принять на себя часть материальных расходов, необходимых для обеспечения работы Школы», и «согласно предоставить для размещения учебных помещений и общежитий Школы здание бывшего Дирижабельного учебного комбината на станции Долгопрудная Калининской железной дороги ».

В это же время в Правительство с мотивированным письмом обращается Пре-

зидент АН УССР академик А.В. Палла-дин, подчеркивая, что организация Школы «имеет для всей страны такое большое значение, что его трудно переоценить» [3].

Тем не менее открытие Школы не состоялось.

25 ноября 1946 г. за подписью Сталина выходит закрытое Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по подготовке высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики», которое обязывает Министерство высшего образования СССР организовать в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова физико-технический факультет (ФТФ) «для подготовки высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики: физике атомного ядра, аэродинамике, физике низких температур, радиофизике, оптике, физике горения и взрыва и т.д.» с шестилетним сроком обучения [4].

Постановление Совнаркома СССР от 10 марта 1946 г. «Об организации Высшей физико-технической школы СССР» отменялось. Нет данных, почему это произошло. Можно лишь предположить, что создание факультета в лучшем университете страны позволяло быстрее и легче начать решать задачу подготовки требуемых специалистов по новой методике, предложенной учеными.

В Постановлении об организации факультета сформулированы конкретные обязанности Академии наук СССР, Министерств и ведомств СССР и РСФСР по материально-техническому оснащению лабораторий, принципам комплектования профессорско-преподавательского состава, организации учебного процесса, стипендиальному обеспечению студентов и другим вопросам жизнедеятельности вновь создаваемого факультета.

17 августа 1947 г. Совет Министров СССР дополнительно принял постановление «О мерах по укреплению учебно-материальной базы физико-технического фа-

культета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова», которым обязал ряд министерств и ведомств СССР поставить целевым назначением для ФТФ МГУ материалы, оборудование, автомашины, мебель, ткани и обувь в утвержденных им количествах и в намеченные сроки поставки, закупить по спецификации ФТФ МГУ в Чехословакии и в Швеции лабораторное оборудование и приборы, выделить лимиты на дополнительные виды питания; «.передать на баланс ФТФ МГУ студенческое общежитие МАТИ, станция Долгопрудная.».

Так в тяжелейшее послевоенное время решался вопрос о создании новой системы подготовки научных кадров, который относился руководством страны к разряду важнейших.

Занятия на факультете начались 1 сентября 1947 г. для студентов 1-го и 2-го курсов и проходили в здании МГУ на Моховой и на станции Долгопрудная.

Министерство высшего образования СССР установило двухступенчатую систему отбора абитуриентов и ежегодно выпускало приказ о проведении приема на первый курс ФТФ МГУ, в котором указывались города, где должны были работать экзаменационные комиссии факультета, и назначались председатели этих комиссий. Так, в 1947 и 1948 гг. комиссии вели отбор студентов в Ленинграде, Киеве, Тбилиси и Горьком, а в 1950 г. - в Молотове (Перми), Новосибирске, Свердловске и Челябинске. Тех, кто успешно прошел отбор в городах, приглашали в Москву на второй тур за счет средств ФТФ МГУ.

Академик М.А. Лаврентьев вспоминал, что, работая председателем такой комиссии в Киеве в 1947 г., «отобрал» на второй тур будущего академика Богдана Войцехов-ского [5].

Первый курс был набран в основном из выпускников средних школ. Лишь небольшую часть составили студенты, окончившие первые курсы университетов и технических вузов.

Сдавшим вступительные экзамены второго тура, но не зачисленным на первый курс ФТФ МГУ предоставлялось право подавать заявления и без дополнительных экзаменов участвовать в конкурсе на мехматы и физфаки университетов и в технические вузы.

Второй курс был сформирован по результатам собеседования из студентов, окончивших 2—4-е курсы университетов и технических вузов. Так, академик О.М. Бе-лоцерковский, ректор МФТИ в 19621987 гг., был зачислен после окончания четырех курсов Высшего технического училища им. Н.Э. Баумана.

К студентам физико-технического факультета предъявлялись более высокие требования, чем к студентам других факультетов МГУ. Для нихбыла установлена ежегодная аттестация по итогам учебного года (приказ Министерства высшего образования СССР от 27 декабря 1948 г. №1841). Аттестация составлялась на основании отзывов преподавателей факультета и научно-исследовательских институтов, в которых студенты проходили обучение по специальности, и содержала характеристику их успеваемости по особо важным для специальности дисциплинам, перечень которых определял ученый совет факультета. Рекомендация в аттестации о переводе на следующий курс давалась, как правило, студентам, которые по этим дисциплинам получали на экзаменах оценки «хорошо» и «отлично ». Если студент, при общей положительной характеристике его работы, получал по одному из этих предметов оценку «удовлетворительно », то деканат имел право разрешить ему пересдачу экзамена с целью повышения оценки. Аттестацию по представлению деканата утверждал назначенный проректор МГУ по специальным вопросам, осуществляющий непосредственное руководство факультетом. Если на основании утвержденной аттестации дальнейшее обучение студента на факультете признавалось нецелесообразным, то он переводился Министерством высшего об-

разования СССР в другое высшее учебное заведение.

Проректором по специальным вопросам приказом министра был назначен академик С.А. Христианович, а деканом - профессор Д.Ю. Панов. Они были в числе авторов письма, опубликованного в газете «Правда» в 1938 г.

Факультету установили существенно более широкие права. Он имел статус юридического лица, самостоятельный баланс, собственные бюджетный и текущий по специальным средствам счета и финансирование по отдельной смете, утверждаемой Министерством высшего образования СССР. От других факультетов МГУ его отличали структура учебного плана и форма организации учебного процесса, порядок отбора студентов на 1-й курс и их текущая аттестация.

Ученому совету факультета было дано право представлять преподавателей к утверждению в ученом звании профессора и доцента непосредственно в Высший аттестационный комитет без оформления их дел через Ученый совет МГУ. Спецотдел факультета самостоятельно вел секретное делопроизводство.

По существу, физико-технический факультет был самостоятельным высшим учебным заведением. Он явно выпадал из устоявшейся системы университета. Видимо, поэтому на общем фоне благополучия началось постепенное отторжение факультета. В феврале 1950 г. от работы освобождается заведующий кафедрой общей физики академик П.Л. Капица «за отсутствием педагогической нагрузки ». В мае прекращается «самостоятельное» строительство ФТФ на Ленинских горах.

Об обстановке, складывавшейся вокруг ФТФ, говорит выдержка из письма заместителя декана физического факультета МГУ профессора Ф.А. Королева секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову (1 августа 1950 г.): «Несколько слов о физико-техническом факультете. Работники этого факультета в практике своей работы основы-

ваются на порочных идеях академика Капицы, который ставил целью факультета подготовку кадров особого сорта, из числа каких-то «сверхгениальных» людей. Решающим критерием для приема на этот факультет является «беседа поступающего с академиком». Именно мнение академика является решающим для отбора на этот факультет. Легко себе представить, какие кадры подбирают работающие там и задающие тон академики Ландау, Ландс-берг, Леонтович и др. Это положение является совершенно нетерпимым» [2].

С 1 сентября 1950 г. «в связи с реорганизацией кафедры» от работы на факультете освобождаются заведующий кафедрой теоретической физики ФТФ МГУ академик Л.Д. Ландау и профессор Е.М. Лиф-шиц. Через год на механико-математический факультет переводится заведующий кафедрой математики ФТФ академик М.А. Лаврентьев. Несмотря на уход с факультета нескольких выдающихся ученых, внешне все выглядело вполне спокойно. Об этом говорят архивные материалы, имеющиеся на Физтехе.

А осенью 1951 г. происходит то, что неминуемо должно было случиться. 17 сентября выходит Постановление Совета Министров СССР, которое обязывает Министерство высшего образования СССР «организовать на базе физико-технического факультета (ФТФ) Московского государственного университета на станции Долгопрудная Московский физико-технический институт (МФТИ) для подготовки инженеров-физи-ков в области новой техники».

За институтом сохранились установленные за ФТФ МГУ «специальный порядок отбора и особые правила приема студентов, порядок организации учебного процесса, учета выполняемой педагогической нагрузки, оплаты сотрудников базовых институтов» и т.д. Были определены структура и перечень факультетов и кафедр, установлен общий контингент студентов в 2 000 человек с ежегодным приемом 360 человек. Студенты института освобождались от во-

енной подготовки (военная кафедра была организована в 1954 г.). Число специальностей увеличилось до 11 (на ФТФ - 6) с планом приема: для радиотехнического факультета - 135 чел. (8 кафедр), радиофизического - 105 чел. (6 кафедр), аэромеха-нического - 60 чел. (7 кафедр) и физикохимического - 60 чел. (6 кафедр). Это были первые базовые кафедры.

В 1952 г. в стенах МФТИ состоялся единственный выпуск физико-технического факультета МГУ, выпускниками которого стали те, кто в 1947 г. был зачислен на второй курс ФТФ. В 1953 г. дипломы первых выпускников Московского физикотехнического института получили 38 человек - те, кто остался из 118 человек, зачисленных на 1-й курс ФТФ МГУ в 1947 г. Большая часть студентов этого первого приема в 1951 г. была переведена на физический и механико-математический факультеты МГУ, а также в другие университеты и технические вузы страны.

С момента создания МФТИ был отнесен ккатегории техническихвузов, несмотря на то, что имел принципиальное отличие, заключающееся в его многоотраслевой направленности, более характерной для университета. Физтех одновременно готовил кадры для ведущих научно-исследовательских институтов и научно-производственных организаций Академии наук и 13 министерств и ведомств Советского Союза (базовых организаций МФТИ).

До середины 1980-х гг. базовые организации МФТИ, в которых студенты старших курсов проходили подготовку, устанавливались постановлениями ЦК КПСС и/ или Совета Министров СССР. В те годы это было необходимым условием существования всей системы базовых кафедр - «системы Физтеха». Оно определяло направление подготовки специалистов, давало «право проведения специальных занятий и практики студентов» в этих организациях (в большинстве своем закрытых) и обеспечивало возможность привлечения их научных сотрудников для работы в МФТИ по со-

вместительству на преподавательских должностях. При этом руководителям организаций разрешалось занимать должности заведующих базовыми кафедрами. К концу 1980-х базовые организации закреплял Минвуз РСФСР, а затем это стало делом института.

Шли годы. Институт развивался. Строились общежития и учебные корпуса. Старые названия факультетов менялись на новые. Факультеты росли и давали жизнь новым факультетам. В 1961 г. выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором признается «необходимость дальнейшего укрепления и развития установившейся в МФТИ системы подготовки специалистов на базе научно-исследовательских и конструкторских организаций АН СССР, министерств и ведомств». За МФТИ закрепляется 27 новых базовых организаций, утверждается план строительства учебных корпусов, общежитий и жилого дома, предписывается ежегодное увеличение плана приема и доведение общего контингента студентов к 1965 г. до 3 000 человек и аспирантов до 1 000 человек.

В 1964 г. организуется факультет физической и квантовой электроники, а в 1965 г. в г. Жуковском открывается факультет аэромеханики и летательной техники, ставший автономной структурой МФТИ, обеспечивающей учебный процесс с первого курса.

В 1969 г. создается первый в стране факультет управления и прикладной математики, для которого был построен специальный корпус. В 1976 г. открывается факультет проблем физики и энергетики (руководитель - академик Е.П. Велихов), а в 1981 г. по инициативе вице-президента АН СССР академика Ю.А. Овчинникова - факультет физико-химической биологии.

Как уже говорилось, Физтех получил многое «в наследство » от физико-технического факультета Московского государственного университета. Факультет дал ему не только официальное имя, но и название реализуемой им системы подготовки спе-

циалистов. Когда говорят о «системе Физтеха », всегда подчеркивают университетскую фундаментальность общего образования студентов на младших курсах.

Можно предположить, что если бы МФТИ создавался не «через МГУ», то учебный план подготовки студентов был бы иным. Институт только выиграл, родившись в стенах Московского университета. Не случайно академик М.А. Лаврентьев в сибирском академгородке организовал именно университет, работающий на принципах «системы Физтеха».

МФТИ не пожелал становиться «техническим университетом», когда началось повальное переименование институтов в технические, технологические, педагогические, экономические, гуманитарные и другие университеты. В 1995 г. он получил более соответствующий его сути статус университета.

Правительство Российской Федерации (ноябрь 1996 г.) определило, что «основной задачей Московского физико-технического института (государственного университета) является подготовка магистров и кандидатов наук по современным направлениям науки и техники », а в 2009 г. отнесло его к категории национальных исследовательских университетов.

В настоящее время МФТИ ведет подготовку специалистов по более чем 110 магистерским программам. В нем учатся представители большинства регионов России. Москвичи в контингенте приема первого курса составляют 13-17%.

Институтом подготовлено около 30 тысяч высококвалифицированных специалистов. Среди них руководители научно-исследовательских институтов и вузов, общественные и государственные деятели, космонавты, руководители финансово-промышленных компаний и банков, крупные бизнесмены. Около 100 выпускников стали членами Российской академии наук, около 4000 - докторами наук и более 8000 -кандидатами наук. В 2010 г. выпускники Физтеха Андрей Г ейм и Константин Ново-

селов стали лауреатами Нобелевской премии по физике.

Ректор МГУ академик В.А. Садовничий так определил значение МФТИ для развития отечественной науки: «Подобно тому, как Есо1е Ро1у1есЬг^ие, давая миру таких ученых, как Коши и Пуанкаре, Беккерель и Леверье, Г ей-Люссак и Конт, во многом определила развитие науки в XIX веке, Московский физико-технический институт сыграл выдающуюся роль в формировании современного научно-технического знания. И я уверен, что эту роль он сохранит и в будущем» [6].

На Физтехе существует традиция каждые пять лет отмечать сразу две знаменательные для него даты - год создания физико-технического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и год организации на его базе собственно Московского физикотехнического института.

Осенью 2011 г. исполнилось 60 лет МФТИ и 65 лет - ФТФ МГУ.

Литература

1. Нужна высшая политехническая школа

(Письмо в редакцию. В порядке обсуждения) // Правда. 1938. №334 (7659), 4 декабря.

2. Карлов Н.В. Шершавым языком приказа

(Физтех. Архивные документы. 1938-1952). Препринт. Московский физико-технический институт (государственный университет), 2006.

3. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н., Школьников

В.А. Две статьи о Физтехе. Препринт. Московский физико-технический институт (государственный университет), 2002.

4. Карлов Н.В. О тех, «которых ожидает оте-

чество от недр своих » // Я - ФИЗТЕХ (книга очерков). М.: ЦентрКом, 1996. С. 98-146.

5. Школьников В.А. Московский Физтех ищет

таланты // Общество, основанное на знаниях: новые вызовы науке и ученым: Материалы международной конференции. Киев: Феникс, 2006. С. 119-127.

6. Садовничий В.А. Университетская сущ-

ность Физтеха // Я - ФИЗТЕХ (книга очерков). М.: ЦентрКом, 1996. С. 149-152.

SHKOLNIKOV V. HOW PHYSTECH WAS BUILT UP

In 2011, the famous Phystech (Moscow Institute of Physics and Technology) celebrates its 60th anniversary. The article reviews the important milestones in the history of the university.

Key words: Moscow Institute of Physics and Technology, Phystech, research engineers training, physical and engineering faculty of Moscow University.

Р.Г. ГАГКУЕВ, канд. истор. наук Издательство «Дрофа»

В.Ж. ЦВЕТКОВ, профессор Московский педагогический государственный университет

Статья рассказывает о состоянии системы образования в Крыму в 1920 г. во время пребывания там Русской армии генерала П.Н. Врангеля и деятельности белого правительства Юга России. Рассматриваются меры, предпринятые Отделом народного просвещения правительства по поддержанию работы системы образования «белого » Крыма, говорится об общих проблемах образования в годы Гражданской войны в России.

Ключевые слова: Гражданская война, Белое движение на Юге России, «белый Крым», Отдел народного просвещения, правительство Юга России, генерал П.Н. Врангель, Русская армия.

Образование в «белом Крыму»

(Деятельность Отдела народного просвещения в Крыму весной-осенью 1920 г.)