ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Система подготовки кадров для научных центров
О.М. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ, профессор, академик ВАН, советник ВАН, ректор МФТИ в 1962-1987гг.
Б.Е. ПАТОН, профессор, академик ВАН, президент НАН Украины ВА. ШКОЛЬНИКОВ, профессор, советник ректората МФТИ, проректор МФТИпо учебнойработе в 1975-2007гг.
В статье рассматривается развитие в Московском физико-техническом институте (государственном университете) системы целевой подготовки специалистов для удаленных от Москвы ведущих научных и научно-производственных центров.
Разработанная методика позволяет быстро осуществлять выпуск научно-инженерных кадров по направлениям науки и наукоемкого производства, подготовка которых на местах невозможна или крайне затруднена. Методика используется в работе с научными центрами России и зарубежных стран.
но у наиболее активных и талантливых ученых при использовании современ-
Подготовка молодых специалистов по приоритетным направлениям науки и наукоемкого производства, способных быстро и активно включаться в работу коллективов, всегда являлась одной из стратегических задач общества, а в период перехода экономики страны на путь инновационного высокотехнологичного развития приобретает особое значение. Именно таких специалистов готовит Московский физико-технический институт (государственный университет).
Впервые название института появилось в записке, которую осенью 1945 г. академик П.Л. Капица от имени группы ученых направил в Совет народных комиссаров СССР. В записке, в частности, говорилось: «Для того чтобы в возможно короткий срок подготовить необходимые кадры для самых важных отраслей физико-технических наук, мы предлагаем создать особое учебное заведение Московский физико-технический институт на базе наших сильнейших научно-исследовательских институтов... Основной задачей этого учебного заведения будет отбор в нашей стране наиболее талантливой молодежи и обучение ее непосредствен-
ной экспериментальной базы наших лучших исследовательских институтов».
Далее излагались принципы отбора абитуриентов, формирования профессорско-преподавательского состава, организации учебного процесса и отдельные положения устава будущего института. Записка заканчивалась пророческими словами: «Организация
МФТИ со временем, без сомнения, окажет влияние на изменение принципов обучения специалистов, предназначаемых для творческой работы».
На сопроводительном письме к записке Петр Леонидович сделал весьма характерный постскриптум: «Если все наши предложения станут жизнью, то, конечно, это сильно поможет науке».
В ноябре 1946 г. «для подготовки высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики: физике атомного ядра, аэродинамике, физике низких температур, радиофизике, оптике, физике горения и взрыва и т.д.» Постановлением Совета Министров СССР был организован физико-технический фа-культетМосковского государственного университета им. М.В. Ломоносова, на базе которого в 1951 г. создан Московский физико-технический институт (МФТИ) [1].
МФТИ, или Физтех, как его часто называют, реализует свою систему подготовки специалистов, известную как «система Физтеха». По словам П.Л. Капицы (письмо И.В. Сталину от 1 февраля 1946 года), она «зиждется на четырех основных идеях:
- тщательном отборе одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи;
- непосредственном участии в обучении ведущих научных работников и тесном контакте с ними в их творческой обстановке;
- индивидуальном подходе к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков при отсутствии имеющейся сейчас в вузах перегрузке второстепенными предметами по общей программе и механического заучивания (следствие необходимости массового обучения);
- ведении воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества
с использованием для этого лучших лабораторий страны».
В настоящее время основные принципы «системы Физтеха» формулируются следующим образом:
• тщательная подготовка и отбор талантливой молодежи, склонной к научной деятельности;
• фундаментальность общего образования на университетском уровне;
• широкое участие в учебном процессе крупных ученых и научных работников, активно работающих в науке;
• подготовка студентов по будущей специальности и выполнение ими самостоятельной научно-исследовательской работы в лабораториях и отделах академических и отраслевых исследовательских институтов, научных центрах и в других организациях любой формы собственности.
Долгие годы Физтех был закрытым высшим учебным заведением, в котором на дневную форму обучения принимались только граждане Советского Союза. Ему было предоставлено право проведения специальных занятий и практики студентов в ведущих научно-исследовательских институтах страны. При этих институтах, которые стали называться базовыми организациями МФТИ, открывались базовые (выпускающие) кафедры. В настоящее время их 120, и готовят они специалистов по более чем 90 магистерским программам.
Базовыми кафедрами заведуют ученые с мировыми именами, руководители научно-исследовательских институтов и центров. Они активно взаимодействуют со студентами и аспирантами, непосредственно работающими по тематическим научным планам подразделений базовых организаций. Их научные работники являются преподавателями кафедр Физтеха; две трети профессорско-преподавательского со-
става МФТИ работают на условиях штатного совместительства.
В настоящее время Московский физико-технический институт - это ведущий учебно-научный центр российской высшей школы, выпускники которого востребованы как в своей стране, так и за рубежом. В институте учится около 4000 студентов и около 600 аспирантов. Москвичи в контингенте первого курса составляют 13-17%.
Правительство Российской Федерации в 1996 г. определило основной задачей института «подготовку магистров и кандидатов наук по современным направлениям науки и техники», а в 2009 г. отнесло Московский физикотехнический институт (государственный университет) к категории «национальный исследовательский университет».
Цель нашей статьи - рассказать об одном из интересных направлений деятельности МФТИ, ярко демонстрирующем возможности «системы Физтеха », заложенные при ее создании. Речь пойдет о работе по подготовке кадров для удаленных от Москвы ведущих научных и научно-производственных центров страны, а теперь и других государств. Эта работа, начатая в СССР, успешно продолжается по настоящее время.
Толчком для ее начала стала острая нехватка в стране в конце 60-х гг. высококвалифицированных специалистов в области разработки, внедрения и использования вычислительной техники, имеющих фундаментальную математическую и естественно-научную подготовку и способных самостоятельно решать новые научно-инженерные задачи.
В первой половине 1967 г. в Вычислительном центре АН СССР под руководством академика А.А. Дородници-на была проведена серия совещаний с
участием ведущих ученых и специалистов. В итоге было выработано единое мнение: необходимые кадры должен готовить Московский физико-технический институт совместно с Институтом кибернетики АН УССР.
Предложение ученых, поддержанное Минвузом РСФСР и партийными органами, вылилось в неординарное решение об организации в Киеве базовой кафедры МФТИ «Теоретическая кибернетика и методы оптимального управления» при Институте кибернетики АН УССР под руководством выдающегося ученого в области математики, вычислительной техники и кибернетики академика В.М. Глушкова. Из желающих учиться по новой специальности были сформированы группы студентов 1-5-х курсов и отобрано несколько выпускников для учебы в аспирантуре. С 1 сентября 1967 г. в Киеве начался учебный процесс у студентов пятого курса новой кафедры Физтеха, которым за два года предстояло получить подготовку по будущей спе-
циализации, выполнить и защитить дипломную работу.
Преподавателями кафедры стали ведущие научные работники Института кибернетики. Оплату их работы и выплату стипендии студентам осуществлял МФТИ. Президиум АН УсСр своим постановлением не только поддержал создание кафедры, но и сформулировал целый ряд требований к подразделениям академии по организации и обеспечению учебного процесса, выполнению учебного плана подготовки, проживанию студентов и трудоустройству выпускников.
Это был первый опыт организации за пределами Московской области базовой кафедры, успешная работа которой, несмотря на психологические, организационные и чисто формальные трудности, показала возможность существования подобных удаленных структур.
Большой интерес эта идея вызвала у руководства вновь созданного Дальневосточного научного центра (ДВНЦ) АН СССР, институты которого испытывали острую потребность в молодых научных кадрах.
В 1972 г. по просьбе президиума ДВНЦ институт силами своей выездной экзаменационной комиссии провел набор студентов на первый курс в г. Владивостоке. Было подано 319 заявлений от абитуриентов. Пять вступительных экзаменов сдали 69 человек, и 25 из них были зачислены в МФТИ. С 1975 по 1987 гг. экзаменационные комиссии работали одновременно во Владивостокеи в Хабаровске.
В развитии самой идеи появилось важное дополнение - прием на первый курс осуществлялся в регионе, где выпускникам МФТИ предстояло работать.
Для обеспечения учебного процесса студентов, которые после четырех лет учебы в Москве возвращались во
Владивосток для завершения образования на 5-м и 6-м курсах, в 1976 г. при Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВНЦ АН СССР была открыта базовая кафедра - «Автоматизация научных исследований». В разные годы кафедрой руководили председатели президиума ДВНЦ или Дальневосточного отделения (ДВО) АН СССР академики А.А. Воронов,
Н.А. Шило, В.И. Ильичев и Б.Г. Еля-ков.
Базовыми организациями кафедры, наряду с ИАПУ, стали Тихоокеанский океанологический институт, Тихоокеанский институт биоорганической химии и ряд других институтов центра.
Члены выездной экзаменационной комиссии МФТИ и научные сотрудники ДВНЦ вели большую профориентационную работу с учащимися школ Дальнего Востока. С 1975 г. ежегодно в августе проводилась летняя физикотехническая школа (а затем летний лагерь), участниками которой были ученики 8-10-х классов школ Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев - победители различных олимпиад. В 1978 г. был открыт филиал Заочной физико-технической школы (ЗФТШ) при МФТИ.
В том же году состоялся первый выпуск дальневосточного набора. Институт окончили 18 человек по трем закрытым специальностям (в то время МФТИ готовил специалистов только по закрытым специальностям). Их дипломные работы получили высокую оценку ГЭК, президиума ДВНЦ АН СССР, партийных органов и местных средств массовой информации. Дипломы выпускникам на заседании бюро президиума ДВНЦ вручал его председатель академик Н.А. Шило. Через два года он напишет: «Есть старая мудрая русская поговорка «Щуку пускают в пруд, чтоб караси не дремали!». Молодые ученые с дипломами Физтеха по-
могут ученым различного профиля по-новому взглянуть на стоящие перед ними проблемы. Уровень их подготовки в сочетании со знанием конкретных проблем региона поможет сделать стиль работы академических институтов более отвечающим духу времени... Физтеховцы для нас хоть и не тайфун, но в математических науках что-то близкое к нему» [2, с. 631]. Он же, выступая на президиуме АН СССР в ноябре 1984 г., отметил, что «существование дальневосточной кафедры Физтеха способствует укреплению научных кадров центра, так как практически все выпускники остаются работать в своих базовых институтах».
Прием на первый курс в регионе с организацией базовой кафедры стал называться в МФТИ целевым набором, или целевым приемом, а подготовка специалистов по такой схеме - целевой подготовкой. Для ее реализации был разработан специальный учебный план.
Президиум Академии наук СССР, обсуждая в ноябре 1976 г. вопрос о подготовке научно-инженерных кадров по новым направлениям науки и техники в Московском физико-техническом институте, отметил «интересный опыт целевой подготовки специалистов, в частности, для Института кибернетики АН УССР и для Дальневосточного научного центра АН СССР» и рекомендовал академиям наук союзных республик и научным центрам сотрудничать с МФТИ.
Через год президент АН УССР академик Б.Е. Патон предложил МФТИ рассмотреть возможность открытия нескольких базовых кафедр при ведущих институтах академии для подготовки специалистов, в том числе по нетрадиционным для Физтеха направлениям.
Предложение было интересным с точки зрения развития целевой подго-
товки, но требовало проработки и учета всех деталей, включая ведомственную подчиненность МФТИ другой республике. Неоднозначные мнения высказывались в Минвузах СССР и РСФСР, в других органах. Не было единодушия при обсуждении этого вопроса и в самом Московском физико-техническом институте. Тем не менее события развивались.
В феврале 1978 г. президиум Академии наук Украинской ССР, обсуждая вопрос «резкого и скорейшего улучшения качества подготовки специалистов...», отметил, что «одним из эффективных путей его решения является создание при ведущих институтах АН УССР кафедр Московского физико-технического института Минвуза РСФСР по наиболее актуальным направлениям науки... Одна из таких кафедр создана в 1967 г. в Институте кибернетики АН УССР». Принимается решение обратиться в Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР с просьбой об организации нескольких кафедр МФТИ при институтах Академии наук УССР.
В свою очередь, в МФТИ была под-
готовлена справка для отдела науки ЦК КПСС и Минвуза РСФСР, в которой говорилось о готовности института расширить подготовку кадров для АН УССР и излагались предложения по организации совместной работы. Тщательная проработка вопроса позволила подготовить и в мае 1978 г. подписать совместный приказ-постановление Минвуза РСФСР и президиума АН УССР.
МФТИ поручалось организовать «целевую подготовку» специалистов для научных учреждений АН УССР, открыть базовые кафедры при ряде ведущих институтов академии и ежегодно проводить набор студентов на первый курс в Киеве. С 1978 г. здесь работает выездная экзаменационная комиссия Физтеха.
В первом наборе из 236 абитуриентов, участвовавших в конкурсе, все экзамены сдали 81 человек, из которых 47 были зачислены на первый курс. МФТИ никогда не имел особого конкурса для москвичей, не было его и для киевлян, несмотря на определенное стремление руководителей базовых кафедр выделить эту группу абитуриентов.
Все принципы отбора студентов, принятые в г. Долгопрудном, неукоснительно соблюдались выездными экзаменационными комиссиями независимо от места их работы. Вступительные экзамены сдавали и абитуриенты-медалисты.
В 1978 г. было принято решение о подготовке научно-инженерных кадров для Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) в г. Миассе Челябинской области - ведущего научнопроизводственного комплекса оборонной промышленности СССР. Генеральный конструктор академик В.П. Макеев возглавил организованную при КБМ базовую кафедру «Проблемы энергомашиностроения».
Партнером МФТИ стал и Челябинский государственный университет (ЧГУ), на базе которого проводился набор студентов на первый курс. В 1978 г. в Челябинске из 196 абитуриентов успешно выдержали экзамены 92 человека. Из них 24 были зачислены на первый курс МФТИ и 36 - на первый курс ЧГУ. Университет принимал на первый курс без дополнительных экзаменов абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены, но не прошедших по конкурсу на Физтех. То же самое делал и Дальневосточный государственный университет. Это было возможно, так как уровень конкурсных задач в МФТИ всегда был очень высок, что позволяло университетам на местах в случае необходимости повышать полученные абитуриентами на наших экзаменах баллы в соответствии со своими требованиями.
К сожалению, с распадом СССР произошли необратимые изменения в работе с удаленными научными и научно-производственными центрами. Резкое изменение социально-экономических условий в стране, снижение жизненного уровня населения и очень высокая стоимость авиабилетов привели к падению числа заявлений от абитуриентов во Владивостоке и в Челябинске. К середине 90-х гг. заметно уменьшился конкурс в Киеве.
Не могло быть выполненным принятое в 1987 г. решение о подготовке специалистов для Конструкторского бюро «Южное» (г. Днепропетровск) -крупнейшей научно-производственной структуры оборонной промышленности Советского Союза. Состоялись только три целевых набора студентов.
С развалом ВПК прекратила существование кафедра при КБМ (г. Ми-асс), выпустив около 60 специалистов.
Так закончился первый опыт сотрудничества МФТИ с крупным научнопроизводственным центром страны.
В середине 90-х гг. студенты целевого дальневосточного набора после окончания четвертого курса стремились под любым предлогом не ехать на базовую кафедру во Владивостоке, несмотря на то, что руководство ДВО РАН оплачивало студентам-«целеви-кам» всех курсов один раз в год билет на самолет от Москвы до Владивостока. В 1998 г. был проведен последний набор (6 чел.). Стороны поняли, что на данном этапе продолжение сотрудничества невозможно: Физтех потерял Дальний Восток, с академическими институтами которого сотрудничал более 25 лет. За годы совместной работы было подготовлено более 160 человек, значительная часть которых продолжает работать в научно-исследовательских институтах Дальневосточного отделения РАН.
В 1993 г. МФТИ подписал договор с Министерством науки и новых технологий Республики Казахстан о целевой подготовке кадров. Планировалось долгосрочное сотрудничество на платной основе, однако выездная экзаменационная комиссия института работала в Алма-Ате только один раз - в 1994 г. Абитуриентами было подано 72 заявления, из них на первый курс было зачислено 30 человек. Этнические казахи составили только половину этого набора, что вызвало у определенных должностных лиц нескрываемое чувство недовольства. Возможно, именно это послужило одной из причин прекращения едва начавшейся совместной работы.
В 1999 г. МФТИ подписал договор с Национальной академией наук Беларуси о совместной целевой подготовке молодых научных кадров, провел несколько приемов на первый курс в г. Минске и открыл три базовые кафедры.
Несколько лет успешно работает базовая кафедра по руководством академика Р.И. Илькаева - научного руководителя Российского федерального ядерного центра - ВНИИ экспериментальной физики (г. Саров).
Наиболее продолжительное сотрудничество сложилось у МФТИ с украинскими учеными. В настоящее время в Киеве работают пять базовых кафедр МФТИ при ведущих научно-исследовательских институтах Национальной академии наук (НАН) Украины (Институте электросварки им. Е.О. Патона, Институте кибернетики им В.М. Глуш-кова, Институте физиологии им. А.А. Богомольца, Институте металлофизики им. Г.В. Курдюмова), обеспечивая учебный процесс в магистратуре. Кафедрами руководят директора этих институтов.
Первоначально базовые кафедры в Киеве структурно были объединены в Киевское отделение (КО) МФТИ, на базе которого в 1996 г. был организован Физико-технический учебно-научный центр (ФТЦ) НАН Украины. Это было связано с требованиями законодательства Украины по образованию.
ФТЦ НАН Украины ведет все вопросы организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса, от имени президиума академии заключает со студентами контракт при их зачислении в МФТИ, выплачивает студентам 1-4-х курсов, обучающимся в Москве, надбавку к стипендии и оплачивает медицинскую страховку в России. «Созданное в 70-х годах Киевское отделение Физтеха продолжает жить и успешно работать, теперь уже в рамках межгосударственного сотрудничества, и по-прежнему готовить научные кадры высокого класса» [3].
Институт всегда предъявлял повышенные требования к своим абитуриентам, стараясь выбрать из них наиболее способных. Существуют различные
формы работы со школьниками, но особая роль в формировании контингента студентов принадлежит предметной физико-математической олимпиаде «Физтех» и Федеральной заочной физико-технической школе (ФЗФТШ) при МФТИ. ФЗФТШ работает с учащимися 8-11 -х классов школ из большинства регионов России. В Киеве ее филиал был организован в 1985 г. и сейчас известен как Украинская заочная физикотехническая школа.
Олимпиада «Физтех» проводится ежегодно в течение двух дней весенних школьных каникул в различных городах России. Участникам олимпиады предлагаются раздельно задания по физике и математике, уровень которых соответствует требованиям вступительных испытаний в МФТИ. Письменные работы участников проверяются в Москве членами предметных экзаменационных комиссий. Победители и призеры определяются отдельно по физике и математике. Полученные ими результаты могут быть зачтены в качестве вступительных испытаний в вузы. В 2010 г. олимпиада прошла в 33-х городах с участием около 2,5 тыс. человек. Проводилась она и в Киеве.
В 2010 г. базовые кафедры МФТИ в Киеве окончили 25 чел., а за годы совместной работы выпущено 859 специалистов, из которых 250 стали кандидатами наук, а 26 - докторами наук.
В план мероприятий Программы к Договору между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. было включено сотрудничество «в рамках совместной деятельности Московского физико-технического института и Физико-технического учебно-научного центра НАН Украины» (пункт 2.15.4). Федеральные органы управления образованием неоднократно подчеркивали свое положительное отношение к рабо-
те МФТИ на Украине. Так, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в письме своему украинскому коллеге в 2005 г. писал, что «... Министерство образования и науки Российской Федерации считает возможным сохранить сложившуюся уникальную форму сотрудничества.», принципы которой «были заложены в 1978 году совместным решением Минвуза РСФСР и Президиума АН УССР».
Свою оценку деятельности МФТИ в 2003 г. дал Кабинет министров Украины (премьер-министр В. Янукович), наградив трудовой коллектив института Почетной грамотой и памятным знаком за большой вклад в развитие образования.
Во время пребывания в МФТИ 3 марта 2009 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, участвуя в телемосте с учеными Национальной академии наук Украины, с большим интересом отнесся к такой необычной форме многолетнего сотрудничества и подчеркнул ее важность для сохранения дружественных отношений между нашими народами.
Крупнейший ученый в области нейрофизиологии академик П.Г. Костюк сказал: «Наиболее преуспевающие из моих учеников те, которые закончили Московский физико-технический институт. Их отличает великолепная подготовка по физике, математике, химии, вычислительной технике, поэтому у нас по-прежнему существует кафедра Московского физико-технического института» [4].
Основой для начала работы по целевой, в смысле учета интересов региона, подготовке кадров является заинтересованность руководства научного или научно-производственного центра в специалистах по новым направлениям науки и наукоемких технологий. При согласии сторон заключается до-
говор между МФТИ и центром, либо решение о совместной работе принимается на уровне федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Можно утверждать, что в МФТИ сложилась и успешно работает уникальная система целевой подготовки высококвалифицированных специалистов для удаленных научных и научнопроизводственных центров страны, а теперь и научных центров других государств. Она предусматривает:
• подготовку кадров из лиц, постоянно проживающих в том регионе, в котором им предстоит работать после окончания МФТИ;
• обучение студентов в течение первых четырех лет в Москве (бакалавриат);
• организацию при научном или научно-производственном центре региона базовой кафедры (кафедр) МФТИ;
• обучение студентов в магистратуре на базовой кафедре МФТИ в регионе.
Ежегодно проводится целевой набор студентов на первый курс. Такой подход имеет много преимуществ и поддерживается региональной властью.
Председатель президиума ДВО АН СССР академик Н.А. Шило так оценивал значение приема студентов из местного контингента: «Мы возлагаем большие надежды на наше молодое пополнение с дипломами Московского физико-технического института. Они должны принести с собой дух Физтеха в наши академические институты. Приморью сегодня очень нужны кадры наивысшей квалификации. И готовить их надо прежде всего из числа собственных жителей края, для которых здесь дом родной» [5].
Для обеспечения качественного приема в регионе необходимо использовать различные формы профориен-
тационной работы. Учащиеся и их родители должны знать об особенностях организации учебного процесса, преимуществах такой формы получения качественного высшего образования, перспективах работы в своем регионе (городе) после окончания института. При целевой подготовке кадров формируется комплексная программа сотрудничества МФТИ, центра, вузов и средних школ регионов. Институт ежегодно проводит выездную физико-математическую олимпиаду, семинары для учителей школ и открывает филиал своей ФЗФТШ, если численность приема на первый курс составляет около 25 человек.
Представителей вуза желательно направлять в регион для приема заявлений от абитуриентов на месте и при зачислении на первый курс по результатам ЕГЭ и олимпиад.
Контингент студентов базовой кафедры формируется не только из числа тех, кто принят на первый курс в регионе. Возможен перевод на второй курс лучших студентов университетов региона после окончания ими первого или второго курсов. Кроме того, поскольку 70% студентов МФТИ не являются жителями Москвы и Московской области, среди них находятся желающие перейти учиться на новую кафедру. В магистратуру кафедры могут поступить выпускники бакалавриата других университетов, пройдя установленные вступительные испытания.
В начале развития системы целевой подготовки кадров было принято принципиальное решение об обучении студентов первых четырех курсов в Москве, где они получают фундаментальную математическую, естественно-научную, гуманитарную, а также общепрофессиональную подготовку. В дальнейшем она позволяет им специализироваться в различных направлениях науки, в том числе и тех, которые первоначаль-
но не являлись для института приоритетными.
Как известно, в «системе Физтеха» важнейшая роль принадлежит базовым организациям. Именно на «базах»
- там, где делается наука и создаются технологии, - и происходит формирование студента как специалиста. На базовой кафедре студенты целевой подготовки учатся два года, за это время они должны изучить дисциплины магистерской программы, выполнить самостоятельную научно-исследовательскую работу и защитить магистерскую диссертацию. После окончания института большинство выпускников остаются работать на своих «базах». Период адаптации в этом случае равен нулю.
Кафедра закрепляется за одним из факультетов института, деканат которого регулярно получает информацию о ходе учебного процесса на кафедре и в свою очередь обеспечивает ее всей текущей документацией. Магистерские программы разрабатываются совместно, представители Физтеха входят в состав Государственных аттестационных комиссий, а необходимые решения по представлению руководства кафедры оформляются приказами ректора. Базовые кафедры в регионе являются полноправными структурными подразделениями МФТИ со всеми правами и обязанностями, присущими другим кафедрам.
Подчеркнем, что кафедра в регионе сотрудничает с одной или несколькими базовыми кафедрами МФТИ в Москве, на которых студенты-«целе-вики » изучают ряд дисциплин, выполняют и защищают выпускные квалификационные работы на степень бакалавра.
Необходимым условием эффективной работы любой базовой кафедры является наличие высококвалифици-
рованного профессорско-преподавательского состава. На базовых кафедрах в регионе его роль и ответственность еще более возрастают. При принятии решения о целевой подготовке специалистов вопрос о наличии научных кадров, способных обеспечить учебно-научный процесс на кафедре и научное руководство студентами, является ключевым.
Президиум Российской академии наук (РАН), рассматривая в 2001 г. вопрос о подготовке научных кадров в МФТИ, отметил, что важной особенностью института в последние годы является разумная переориентация отдельных направлений его деятельности с учетом современных условий, характеризующихся глобализацией научной деятельности, появлением в ней рыночных элементов, многообразием организационноправовых форм производителей наукоемкой продукции и т.д. В постановлении Президиума РАН есть и такой пункт: «рекомендовать МФТИ шире практиковать совместно с региональными научными центрами отбор талантливой молодежи на местах для поступления в МФТИ с последующей специализацией принятых студентов по соответствующим профилям бакалаврской подготовки и направлением их для выполнения магистерских работ в эти центры».
За прошедшие годы по программе целевой подготовки выпущено более 1100 специалистов. Есть среди них и члены-корреспонденты Российской академии наук и Национальной академии наук Украины.
Практически важно, что используемый подход позволяет начать выпуск специалистов уже через 1,5-2 года после объявления нового направления подготовки. Он может иметь перспективу к распространению, если подготовку кадров для удаленных центров
России рассматривать как выполнение ведущими вузами государственного заказа на специалистов.
В заключение подчеркнем, что реализуемая в Московском физико-техническом институте (государственном университете) система целевой подготовки кадров продемонстрировала реальные возможности интеграции образования, науки, наукоемкого производства и бизнеса. Она показала свою эффективность в условиях, когда удаленные от Alma Mater ведущие научные и научнопроизводственные центры испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах по приоритетным направлениям науки и наукоемких технологий, подготовка которых на месте невозможна или крайне затруднена.
Методика Физтеха является безусловным достижением российской высшей школы, она адаптирована для работы с ведущими научными центрами
зарубежных стран и не имеет аналогов.
Литература
1. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н., Школь-
ников В.А. Московский Физтех (реальная интеграция образования и науки) // Международная ассоциация академий наук. 10 лет спустя (хроника, размышления). Киев: Наукова думка, 2003. С. 375-391.
2. Школьников В.А. ... И в других государ-
ствах (целевые приемы) // Я — ФИЗТЕХ (книга очерков). М.: ЦентрКом, 1996. С. 629—638.
3. Патон Б.Е. Я преклоняюсь перед Физ-
техом // Я — ФИЗТЕХ (книга очерков). М.: ЦентрКом, 1996. С. 153—154.
4. Костюк П.Г. Мне повезло с учителями!
// Зеркало недели. 1999. № 33.
5. Шило Н.А. Как подготовить специали-
ста для Приморья? // Известия. 1980. № 68.
BELOTSERKOVSKY O., PATON B., SHKOLNIKOV V. THE MOSCOW INSTITUTE OF PHYSICS AND TECHNOLOGY: THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS FOR SCIENTIFIC RESEARCH CENTERS
The authors consider the Moscow Institute of Physics and Technology educational approach in training specialists for the remote research and research-and-production centers of Russia. The Phystech’s unique system enables to prepare in a short space of time the research and engineering personnel with the broad and deep fundamental education for high-end technology centers in the regions.
Keywords: Phystech’s system of specialists’ training, research and engineering personnel, remote research and high-end technology centers.