Научная статья на тему 'Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Построение фрактальных множеств с помощью L-систем и информационных технологий» как средство развития креативности студентов'

Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Построение фрактальных множеств с помощью L-систем и информационных технологий» как средство развития креативности студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
307
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
L-СИСТЕМА / ПОРОЖДАЮЩЕЕ ПРАВИЛО / КРЕАТИВНОСТЬ / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / МНОГОЭТАПНОЕ МАТЕМАТИКО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФРАКТАЛ / ИТЕРАЦИЯ / КРЕАТИВНОЕ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Ивков Владимир Анатольевич, Пигузов Алексей Александрович, Фатеев Александр Сергеевич

В данной работе рассматривается многоэтапное математико-информационное задание «Построение фрактальных множеств с помощью L-систем и информационных технологий», нацеленное на развитие креативности студентов. На разных этапах разбираются алгоритмы построения фракталов с помощью L-систем с усложняющимися порождающими правилами. При выполнении многоэтапного математико-информационного задания студентам предоставляется возможность быть в роли математика, программиста, экспериментатора, компьютерного художника, что повышает их мотивацию, как к обучению математике, так и к обучению информатике. При этом студент убеждается в глубоких интеграционных связях между математическими методами и информационными и коммуникационными технологиями. На наш взгляд, такой подход дает возможность организовывать творческую математическую и творческую информационную деятельность студентов, нацеленную на развитие их наглядно-образного мышления, интуиции важнейшие креативных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Секованов Валерий Сергеевич, Ивков Владимир Анатольевич, Пигузов Алексей Александрович, Фатеев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выполнение многоэтапного математико-информационного задания «Построение фрактальных множеств с помощью L-систем и информационных технологий» как средство развития креативности студентов»

УДК 519.688

Секованов В.С., Ивков В.А., Пигузов А.А., Фатеев А.С.

Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия

ВЫПОЛНЕНИЕ МНОГОЭТАПНОГО МАТЕМАТИКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ «ПОСТРОЕНИЕ ФРАКТАЛЬНЫХ МНОЖЕСТВ С ПОМОЩЬЮ L-СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассматривается многоэтапное математико-информационное задание «Построение фрактальных множеств с помощью L-систем и информационных технологий», нацеленное на развитие креативности студентов. На разных этапах разбираются алгоритмы построения фракталов с помощью L-систем с усложняющимися порождающими правилами. При выполнении многоэтапного математико-информационного задания студентам предоставляется возможность быть в роли математика, программиста, экспериментатора, компьютерного художника, что повышает их мотивацию, как к обучению математике, так и к обучению информатике. При этом студент убеждается в глубоких интеграционных связях между математическими методами и информационными и коммуникационными технологиями. На наш взгляд, такой подход дает возможность организовывать творческую математическую и творческую информационную деятельность студентов, нацеленную на развитие их наглядно-образного мышления, интуиции - важнейшие креативных качеств.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

L-система; порождающее правило; креативность; гибкость мышления; многоэтапное математико-информационное задание; информационные и коммуникационные технологии; фрактал; итерация; креативное качество.

Sekovanov V.S., Ivkov V.A., Piguzov A.A., Fateev A.S.

Kostroma State University, Kostroma, Russia

EXECUTION OF MATHEMATICS AND INFORMATION MULTISTEP TASK "BUILDING A FRACTAL SET WITH L-SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES" AS A MEANS

OF CREATIVITY OF STUDENTS

ABSTRACT

In this paper we consider multistage mathematical and information task "Construction of fractal sets with L-systems and information technologies" aimed at the development of creativity of students. At different stages understand algorithms for constructing fractals using L-systems with increasingly complex generative rules. When the multistage Mathematics and Information task students are provided the opportunity to be in the role of mathematics, programming, experimenter, computer artist, which increases their motivation is for learning math and science learning. In this case the student is convinced of the deep integration ties between mathematical methods and information and communication technologies. In our opinion, such an approach makes it possible to organize a creative mathematical and creative outreach activities of students, aimed at the development of spatial visualization ability, intuition - the most important creative qualities.

KEYWORDS

L-system; generating a rule; creativity; flexibility of thinking; multistage mathematical and information task; information and communication technologies; fractal; iteration; creative quality.

Изучению фрактальных множеств в настоящее время уделяется большое внимание.

Особенно актуальным считается наглядное отображение фракталов с помощью различных

алгоритмов построения. При этом исследование фрактала разбивается на несколько этапов: построение его базовой математической модели (порождающего правила), разработка алгоритма наглядного представления фрактала и визуальный анализ полученнои модели. Такои подход позволяет строить многоэтапную траекторию изучения современных разделов математики с использованием информационных технологии [2], создавая соответствующие тематике учебные задания. На наш взгляд, выполнение многоэтапных математико-информационных задании дает возможность эффективно изучать фрактальную геометрию.

Впервые многоэтапные математические задания рассматривались М. Клякля в [3]. Позднее В. С. Секованов продолжил исследования М. Клякля и ввел понятие «Многоэтапное математико-информационное задание» [6], при разработке и выполнении которого предусмотрено использование как математических методов, так информационных и коммуникационных технологии (ИКТ).

Мы понимаем многоэтапные математико-информационные задания как лабораторию, в рамках которои происходит творческая математическая и творческая информационная деятельность студента, нацеленные на развитие его креативных качеств. Предложенным подход к построению фракталов с помощью L-систем, дает возможность студентам убедиться в глубоких интеграционных связях математики и информатики. Выполнение математико-информационного задания «Построение фрактальных множеств с помощью L-систем и информационных технологии» предусмотрено в течение трех этапов. Схема-план данного многоэтапного математико-информационного задания представлена на Рис. 1.

L-системы рассматриваются в различных работах (см., например, [1, 4-8]). Отметим, что L-системы появились сравнительно недавно, во второи половине XX века в работах А. Линденмаиера [1]. Современное развитие компьютернои графики и технологии ее программирования с помощью L-систем позволяет выполнять построения фрактальных множеств на экране компьютера.

L-системы дают огромные возможности конструирования фракталов и визуализации их с помощью компьютера. Следует отметить, что эта работа в простеишем варианте ориентирована на три шага:

1. Придумывание аксиомы (начального рисунка) и порождающего правила

(преобразования рисунка), которые будут положены в основу поэтапного построения

объекта с помощью тертл-графики (черепашьей графики);

2. Разработка компьютерной программы;

3. Получение и анализ изображения фрактала.

В самом простом случае мы будем иметь дело с тремя параметрами x, y, а (триплетом), где x и y указывают координаты черепашки, а - угол, под которым она должна выполнить движение. Черепашка умеет выполнять команды, задаваемые кодовым словом, которое читается слева направо. Кодовое слово - результат работы L-системы - в своем составе может иметь следующие буквы и символы: F - прорисовывая след, переместиться на один шаг вперед; + (-) - увеличить (уменьшить) угол а на величину b. Например, при b = п/2 графическое представление слова F+F+F+F есть квадрат, а при b = п/3 графическое представление слова F++F++F есть равностороннии треугольник.

Строятся фракталы с помощью L-систем по следующеи схеме:

1. Задается процедура, включающая аксиому и порождающее правило (или несколько порождающих правил);

2. Отмечается число итераций;

3. Указывается масштаб изображения;

4. Указываются координаты вывода фигуры на экран;

5. Указываются угол поворота и стационарный угол;

6. Строится изображение.

Опишем каждый из этапов и укажем решение дидактических задач, нацеленных на развитие креативности студентов.

На первом этапе рассматриваются простейшие L-системы, с одним порождающим правилом. Рассмотрен алгоритм построения фракталов с помощью L-систем (Рис. 2). Затем строятся три итерации фрактального множества «Снежинка» (Рис. 3). Аксиомой в данном случае является квадрат (нулевая итерация), а порождающее правило newf - первая итерация. procedure Snejinka; begin

axiom:='F+F+F+F';

newf:='F-F+F+F-F-F+F+F-F';

alpha:=0; tetta:=-pi/2;

end;

Затем строятся три итерации фрактального множества «Кружева» (Рис.4). Аксиомои в данном случае является также квадрат (нулевая итерация) , а порождающее правило newf - первая итерация. Два знака (+) соответственно два знака (-) означают поворот на угол 90 градусов против часовои стрелки или поворот на угол 90 градусов по часовои стрелке. procedure Krujewa; begin

axiom:='F--F--F--F'; newf:='F++F-F--F-F++F'; tetta:=-pi/4;

end;

Отметим, что при выполнении данного задания студенты развивают интуицию и наглядно-образное мышление, поскольку, прежде чем выполнить итерации, они анализируют аксиому и порождающее правило и предугадывают контуры фрактала, которыи появится на мониторе компьютера. В даннои ситуации студентам предлагается выполнить две итерации, не используя ИКТ, для того чтобы сравнить результаты и оценить правильность работы алгоритма.

На втором этапе: рассматриваются L-системы с использованием ветвления (Рис. 2). Здесь алгоритм не является линеиным. Данныи алгоритм состоит из трех составляющих элементов -открытие ветви, запоминание триплета и закрытия ветви. Отметим, что и в этом случае для проверки результата студентам предлагается две итерации выполнить без использования компьютера, что развивает их наглядно-образное мышление, являющееся важным креативным качеством личности.

Рис. 1 Схема-план многоэтапного математико-информационного задания «Построение фракталов с помощью

Ь-систем и информационных технологий»

На Рис. 5 приведены первые пять итерации фрактала «Куст». Аксиомой в данном случае является вертикальные отрезок (нулевая итерация), а порождающее правило newf - первая итерация. Как уже отмечалось, «десь в отличие от приведенных выше итерации встречаются операции ветвления [ (открытие ветви), ] (закрытие ветви) и триплет (х, у, а). (Для хранения триплетов используется стек в виде матрицы). Причем новые данные записываются в конец стека. Когда ветвь стека закрывается величинам (х, у, а) присваиваются значения, считанные и« концпа стека с последующим удалением данных значении.

procedure Kust; begin axiom:='F';

newf:='-F+F+[+F-F-]-[-F+F+F]';

alpha:=-pi/2;

tetta:=-Pi/8;

end;

На третьем этапе: приведены первые пять итерации фрактала «Мозаика». Аксиомой в данном

случае является горизонтальные отрезок (нулевая итерация), и три порождающих правила newf,

newx, newy, применение которых дает первую итерацию. Три порождающих правила позволяют

черепашке «рисовать» в различных направлениях, что расширяет возможности построения

фракталов.

procedure Mosaika;

begin

axiom:='X+FX+Y'; newf:=' FX+XY+ F'; newx:=' - FXX+X+YF-F'; newy:='XYY++XF-Y+FF-XY'; alpha:=pi/3; tetta:=-Pi/3;

end;

axiom.newf.newb. newx.newy.ss.ss 1. s.s 1 .level.xO.yO.i.h.k.u alplia.tetta.stack

PrepareQ:

Нет

-►< u=0:u<=s.Count-1

1 Да r

ss=s[u]:

<

Нет

i= 1 :i<=length(ss)

\ Да

CheckRule(ss[i]);

Конец

Рис. 2 Блок-схемы построения фракталов с помощью Ь-систем

Рис. 5 Пять итераций фрактала Куст

Рис. 6. Пять итераций фрактала Мозаика

В заключение отметим, что при выполнении многоэтапных математико-информационных задании у студента развиваются важнеишие креативные качества, появляется мотивация к изучению математики и информационных технологии, вырабатывается умение прогнозировать результаты математическои и информационнои деятельности. Причем при выполнении многоэтапного математико-информационного задания предусмотрена как разработка алгоритмов построения фракталов, так и использование математических методов, что позитивно влияет на развитие гибкости мышления - важнеишего креативного качества личности (подробнее см. [6]). При выполнении многоэтапных математико-информационных задании студент прослеживает за глубокими интеграционными связями математических методов с информационными и коммуникационными технологиями, что позитивно влияет на развитие его креативности.

Литература

1. Aristid Lindenmayer, «Mathematical models for cellular interaction in development»J. Theoret. Biology, 18:280—315, 1968.

2. Ивков В. А. К вопросу об обучении математике / Наука, техника и образование, Научно-методическии журнал, №9(15), 2015. - С.73-75.

3. Клякля М. Формирование творческои математическои деятельности учащихся в классах с углубленным изучением математики в школах Польши: Диссер. д-ра пед. наук, - М., 2003.

4. Кроновер Р. М. Фракталы и хаос в динамических системах / Р. М. Кроновер ; пер. с англ. под ред. Т. Э. Крэнкеля. - М. : Постмаркет, 2000.

5. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. - М. -Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010.

6. Секованов В. С. Методическая система формирования креативности студента университета в процессе обучения фрактальной геометрии. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

7. Секованов В. С. "Элементы теории фрактальных множеств" Изд. 5-е, перераб. и доп. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

8. Шредер М. Фракталы, хаос, степенные законы (миниатюры из бесконечного рая) / М. Шредер. - Москва ; Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотичная динамика», 2001.

References

1. Aristid Lindenmayer, «Mathematical models for cellular interaction in development»J. Theoret. Biology, 18:280—315, 1968.

2. Ivkov V. A. K voprosu ob obuchenii matematike / Nauka, tekhnika i obrazovanie, Nauchno-metodicheskiy zhurnal, №9(15), 2015. - S.73-75.

3. Klyaklya M. Formirovanie tvorcheskoy matematicheskoy deyatel'nosti uchashchikhsya v klassakh s uglublennym izucheniem matematiki v shkolakh Pol'shi: Disser. d-ra ped. nauk, - M., 2003.

4. Kronover R. M. Fraktaly i khaos v dinamicheskikh sistemakh / R. M. Kronover; per. s angl. pod red. T. E. Krenkelya. - M.: Postmarket, 2000.

5. Mandel'brot B. Fraktal'naya geometriya prirody. - M. -Izhevsk: Institut komp'yuternykh issledovaniy, NITs «Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika», 2010.

6. Sekovanov V. S. Metodicheskaya sistema formirovaniya kreativnosti studenta universiteta v protsesse obucheniya fraktal'noy geometrii. - Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova, 2006.

7. Sekovanov V. S. "Elementy teorii fraktal'nykh mnozhestv" Izd. 5-e, pererab. i dop. -M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2013.

8. Shreder M. Fraktaly, khaos, stepennye zakony (miniatyury iz beskonechnogo raya) / M. Shreder. - Moskva; Izhevsk : NITs «Regulyarnaya i khaotichnaya dinamika», 2001.

Поступила: 15.10.2016

Об авторах:

Секованов Валерий Сергеевич, заведующий кафедрой прикладной математики и информационных технологии Костромского государственного университета, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор, sekovanovvs@yandex.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ивков Владимир Анатольевич, доцент кафедры прикладнои математики и информационных технологии Костромского государственного университета, к.э.н., ivkov_wa@mail.ru;

Пигузов Алексей Александрович, доцент кафедры прикладнои математики и информационных технологии Костромского государственного университета, к.п.н, piguzov@ksu.edu.ru;

Фатеев Александр Сергеевич, магистр направления «Прикладная математика и информатика» Костромского государственного университета, hlg2009@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.