Научная статья на тему 'Вынужденные колебания, возникающие в ракетных двигателях'

Вынужденные колебания, возникающие в ракетных двигателях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
380
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ / ТОПЛИВНЫЕ СИСТЕМЫ / РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ / FORCED OSCILLATIONS / FUEL SYSTEMS / ROCKET ENGINES

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Олейников Е.П., Савык А.Я.

Рассматриваются проблемы вынужденных колебаний в ракетостроении, приводятся некоторые рассмотренные вопросы по данной теме, а также поставлены новые задачи, которые необходимо выполнить для улучшения качества полетов ракет на жидком топливе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORCED OSCILLATIONS ARISING IN ROCKET ENGINES

The paper discusses the problem of rocket forced oscillations; there are some of the questions examined, as well as the new tasks that must be done to improve the quality of the flights for liquid fuel rockets.

Текст научной работы на тему «Вынужденные колебания, возникающие в ракетных двигателях»

¡Проектирование, производство и испытания двигателей летательных, аппаратов

УДК 629.78.01

ВЫНУЖДЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Е. П. Олейников, А. Я. Савык*

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: russian.settler.24@mail.ru

Рассматриваются проблемы вынужденных колебаний в ракетостроении, приводятся некоторые рассмотренные вопросы по данной теме, а также поставлены новые задачи, которые необходимо выполнить для улучшения качества полетов ракет на жидком топливе.

Ключевые слова: вынужденные колебания, топливные системы, ракетные двигатели.

FORCED OSCILLATIONS ARISING IN ROCKET ENGINES E. P. Oleinikov, A. Ya. Savyk*

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: russian.settler.24@mail.ru

The paper discusses the problem of rocket forced oscillations; there are some of the questions examined, as well as the new tasks that must be done to improve the quality of the flights for liquid fuel rockets.

Keywords: forced oscillations, fuel systems, rocket engines.

Введение. Вынужденными называются такие колебания, которые возникают в колебательной системе под действием внешней периодически изменяющейся силы [1]. Вопросом колебаний в ракетных двигателях занимались ученые М. И. Дьяченко, А. М. Павлов, А. Н. Темнов, Ф. М. Диментберг, К. С. Колесников. В своих работах [2; 3] они разобрали проблемы колебаний, возникающих в двигателях ракет. На основе этого были сделаны выводы, которых было недостаточно для полноценной безопасной эксплуатации ракетных двигателей.

Основная часть. В связи с появлением новых многоступенчатых жидкостных ракет-носителей пакетной компоновки возникает необходимость в проведении дополнительных исследований динамических характеристик таких ракет. По сравнению с ракетами тандемной схемы, колебания ракет пакетной компоновки имеют особенности, усложняющие анализ их динамических характеристик. В первую очередь это обусловлено тем, что при колебаниях ракеты боковые и центральный блоки оказывают друг на друга взаимное влияние, что расширяет систему возможных движений блоков [2]. Блок-схема показана на рисунке. Система состоит из камеры сгорания (двигателя) 1, корпуса ракеты 2, магистрали горючего 3, магистрали окислителя 4. Продольные колебания корпуса ракеты вызывают колебания давления в баках и топливных магистралях и, следовательно, колебания подачи топлива в камеру сгорания.

В камере возникают колебания давления, которые воздействуют на топливные магистрали и на корпус ракеты. Номинальный (невозмущенный) режим работы системы - работа без колебаний. Однако при неко-

торых соотношениях параметров номинальный режим работы может стать неустойчивым, в системе будут нарастать колебания, которые вследствие существующих нелинейностей переходят в стационарный автоколебательный процесс.

--" - 3

—2 "—- <

г-

Блок-схема движений блоков

Автоколебания в замкнутой системе, показанной на рисунке, называют продольными автоколебаниями ракеты. Они представляют собой низкочастотные (до 50-100 Гц) колебания. При таком мощном источнике энергии, как ЖРД, автоколебания могут привести к возникновению больших динамических нагрузок на конструкцию ракеты, которые вызывают повреждение оборудования и приборов. Может произойти также разрушение конструкции ракеты. На основании анализа динамических свойств как отдельных частей, так и замкнутой системы в целом, требуется определять такие соотношения параметров, чтобы номинальный режим работы системы был всегда устойчивым. Продольные колебания корпуса вызывают изменение давления жидкости в баках и как следствие -

<Тешетневс^ие чтения. 2016

изменение диаметра бака и изменение прогиба его днища. Жидкость в баке относительно стенок перемещается в направлении оси ракеты.

Для расчета собственных форм и частот продольных колебаний корпуса известны две основные расчетные схемы. Первая в виде пружинно-массовой модели, состоящей из элементов с сосредоточенными параметрами, вторая - в виде прямого неоднородного стержня. В поперечных сечениях стержня, где расположены силовые шпангоуты баков и двигателя, на оси стержня помещены механические осцилляторы. Эти осцилляторы при продольных колебаниях стержня имитируют асимметричные колебания жидкости в упругих баках и механические колебания двигателя. Собственная частота колебаний осциллятора равна собственной частоте тона колебаний жидкости в упругом баке. Массу осциллятора выбирают такой, чтобы сумма масс всех осцилляторов была равна массе жидкости в баке. В практических расчетах форм и частот низших тонов колебаний корпуса достаточно учитывать несколько первых тонов колебаний жидкости в баке, поэтому число осцилляторов может быть небольшим. В погонную массу стержня не включается масса двигателя, столба жидкости в топливных магистралях, жидкости в топливных баках, которая представляется в виде сосредоточенных масс на пружинах [3].

Для построения динамической модели колебаний жидких масс ввиду малости диссипативных сил продольные и поперечные (по отношению к оси РН) движения жидкой среды рассматривали как независимые, а крутильными - пренебрегали. Каждый эквивалентный стержень РН, соответствующий баку с жидкостью, дополнили присоединенными к нему механическими осцилляторами, моделирующими колебания жидких объемов. Поперечные колебания жидкости, содержащейся в баках РН, описывали с использованием маятниковых моделей. Приведенные характеристики эквивалентных маятников (длину, массу, точки подвеса на оси стержней) находили по данным исследования собственных колебаний жидкости в приповерхностных зонах недеформируемых полостей, отвечающих геометрии баков. При достаточном заглублении жидкость считали «квази-затвердевшей», ее погонную массу суммировали с погонной массой эквивалентных стержней динамической модели РН. Компоновочная схема РН пакетного типа и динамическая модель РН для начальной стадии полета. Для учета продольных колебаний жидких объемов использовали пружинно-массовые модели эквивалентных механических осцилляторов с точкой привязки пружин в сечениях корпуса, соответствующих опорным шпангоутам днищ баков. Суммарную массу осцилляторов принимали равной массе жидкости в баках для текущего времени полета РН. Приведенные массы, а также жесткости эквивалентных пружин, характеризующие различные формы и частоты продольных колебаний жидкости, находили из условия динамического равновесия системы «жидкость - деформируемые поверхности баков». Механические колебания двигательных установок учитывали по модели физического маятника с массой, рав-

ной массе двигателя и рамы. В этой схеме двигатель считали твердым телом, подвеску - невесомыми пружинами с координатами привязки, соответствующими точкам крепления двигателя на опорных шпангоутах [4].

Также выделяют следующие проблемы колебаний в ракетах в целом: собственная неустойчивость, связанная с упругими изгибными деформациями корпуса объекта и упругостью подвески маршевого двигателя (двигателей); неустойчивость замкнутой системы «объект - автомат стабилизации» в случае жесткого объекта с полостями, частично заполненными жидкостью; неустойчивость замкнутой системы «объект -автомат стабилизации» в случае объекта с упругим корпусом; Неустойчивость продольных колебаний (явление POGO) [5].

Заключение. Проведенный анализ [1-5] показал, что вопросы вынужденных колебаний изучены не в полной мере и есть необходимость дополнительного исследования вопросов преобразования или блокировки внешних сил колебаний для уменьшения вероятности поломки изделия.

Библиографические ссылки

1. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru (дата обращения 15.09.2016)

2. Дьяченко М. И. Продольные упругие колебания корпуса многоступенчатой жидкостной ракеты пакетной схемы // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2015. (Сер. «Машиностроение»).

3. Диментберг Ф. М., Колесникова К. С. Вибрации в технике : справ. В 6 т. Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов / ред. В. Н. Челомей (предисл.). М., 1980.

4. Конюхов А. С., Легеза В. С. Собственные колебания жидкостных ракет-носителей пакетной компоновки // Проблемы прочности. 2001. № 3.

5. Натанзон М. С. Продольные автоколебания жидкостной ракеты. М. : Машиностроение, 1977. 205 с.

References

1. Electronic textbook StatSoft, Available at: http://studopedia.ru (accessed 15.09.2016)

2. Dyachenko M. I. Prodolnie yprygie kolebania korpysa mnogostypenshatou shitkastnou raketi paketnou sistemi [Longitudinal elastic vibrations of the housing multi-stage liquid rocket packet scheme] // Vestnik MGTU im. N. Uh. Bauman. Ser. Mechanical engineering. 2015.

3. Dimentberg F. M., Kolesnikov K. S. Vibratii v texnike [Vibration in engineering]. T. 3 Oscillations of machines, constructions and their elements Book. In 6 volumes / Ed. V. N. Chelomey (pred). 1980.

4. Konyukhov A. S., Legeza V. S. Sobstvennie kolebania shidkostnix raket-nositeleu paketnou komponovki [Natural oscillations in liquid rockets, the batch layout]. Strength of materials. 2001. № 3.

5. Natanzon M. S. Prodolnie avtokolebania shidkastnou raketi [Longitudinal oscillations of liquid rocket]. M. : Mashinostroenie, 1977. 205 p.

© Олейников E. П., Савык А. Я., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.