Научная статья на тему 'Высокочастотные колебания в камерах сгорания жидкостных ракетных двигателей'

Высокочастотные колебания в камерах сгорания жидкостных ракетных двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
680
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ / НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / HIGH-FREQUENCY OSCILLATIONS / INSTABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шевченко Т. А., Корчикова О. В.

Высокочастотные колебания являются одной из основных проблем при опытно-кострукторском производстве ЖРД, которые сопровождаются разрушением конструкции двигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH-FREQUENCY OSCILLATIONS IN COMBUSTION CHAMBERS OF LIQUID ROCKET ENGINES

High-frequency oscillations are one of the main problems in the development of experimental design, which are accompanied by the destruction of the engine design.

Текст научной работы на тему «Высокочастотные колебания в камерах сгорания жидкостных ракетных двигателей»

Проектирование, производство и испытания двигателей летательных аппаратов

УДК 621.454.2

ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ В КАМЕРАХ СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Т. А. Шевченко, О. В. Корчикова

АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660123, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

*E-mail: [email protected]

Высокочастотные колебания являются одной из основных проблем при опытно-кострукторском производстве ЖРД, которые сопровождаются разрушением конструкции двигателя.

Ключевые слова: высокочастотные колебания, неустойчивость.

HIGH-FREQUENCY OSCILLATIONS IN COMBUSTION CHAMBERS OF LIQUID ROCKET ENGINES

T. A. Shevchenko, O. V. Korchikova

JSC „Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660123, Russian Federation *E-mail: [email protected]

High-frequency oscillations are one of the main problems in the development of experimental design, which are accompanied by the destruction of the engine design.

Keywords: high-frequency oscillations, instability.

Практически в каждом ЖРД возникает неустойчивость рабочих процессов: самопроизвольные неуправляемые колебания значений давления, скорости, температуры газа и жидкостей и пр. Сначала возникает участок развития колебательного процесса (0,01...0,02 с), затем существует участок автоколебаний, т.е. самоподдерживающихся нелинейных периодических колебаний примерно постоянной амплитуды. Наличие неустойчивости приводит к вибрациям и механическому разрушению конструкций, локальным оплавлением стенок, нестабильности тяги. Решение проблем выявления причин неустойчивости и погашения ее требует серьезных исследований в ходе длительной экспериментальной доводки двигателя. Колебательными системами являются газообразные и жидкие вещества в агрегатах ДУ (камера, ГГ, трубопроводы, газоводы и др.). Обычно автоколебания поддерживаются за счет тепловой энергии, выделяющейся при горении топлива, поступление энергии в колебательную систему регулируется обратной связью между источником энергии и системой [1].

Высокочастотная неустойчивость характерна значением частоты колебаний параметров газа в камере 1000 Гц и больше. Время распространения волны сравнимо с периодом колебаний, а длина ее - с размерами камеры сгорания. Возникают поперечные (радиальные и тангенциальные) моды автоколебаний, так как потери энергии этих мод колебаний с выносом энергии меньше, чем в продольных модах колебаний. Источником энергии для развития и поддержания ВЧ -колебаний является горение, частота колебаний зави-

сит от акустических свойств газа в объеме камеры сгорания [1].

Существенное влияние на ВЧ - неустойчивость оказывают пристеночные эффекты у стенки, создаваемые для уменьшения тепловых потоков в нее. Уменьшение количества непрореагирующего топлива по периферии камеры повышает устойчивость процессов по отношению к тангенциальным модам колебаний [1].

Повышение устойчивости обеспечивают специальными антипульсационными перегородками, изменяющими акустические свойства камеры, и предохранением предпламенной зоны от воздействия пульсаций. ВЧ - неустойчивость крайне сложна и недостаточно изучена, она может стать непреодолимым препятствием при создании двигателя большой тяги [2].

Колебания давления в камере сгорания, их амплитуда и частота изменяются в широких пределах: по форме - от синусоидальных до очень сложных, по частоте - от десятков герц до тысяч герц. Колебательный процесс происходит на частотах, совпадающих с собственными акустическими частотами колебательных систем, значения которых обратно пропорциональны линейным размерам объемов, занимаемых газом или жидкостями, и прямо пропорциональны скорости звука в среде. В зависимости от частоты автоколебания в ЖРД принято разделять на низко -(до 200 Гц), средне - (200...500 Гц) и высокочастотные ( > 600 Гц) автоколебания. Размер двигателя (т. е. его тяга) позволяет отнести автоколебания к конкретному виду неустойчивости [1].

Решетневскуе чтения. 2018

Для низко- и среднечастотной неустойчивости в камере сгорания характерны продольные колебания параметров. При этом параметры во всем объеме камеры одинаковы, так как характерный размер объема газа меньше акустической длины волны. Для ЖРД с тягой 0,1... 5 МН такой неустойчивости соответствует диапазон частот / = 1.100 Гц. Причиной их служат случайные разбросы в горении топлива - колебания в расходе продуктов сгорания, что приводит к пульсациям давления. Также причиной НЧ (низкочастотной) неустойчивости могут быть кавитацион-ные колебания, возникающие в насосах при взаимодействии кавитационных полостей с гидравлическим трактом питания насоса. Из-за НЧ-неустойчивости возникают опасные продольные упругие колебания корпуса ракеты. Колебания в системе двигатель - упругий корпус ракеты вызывают возмущения от двигателя в замкнутую динамическую систему двигатель-корпус. Колебания корпуса приводят к колебаниям жидкости в баках и трубопроводах, что приводит к колебаниям уровня тяги. А изменение тяги вызывает колебания упругого корпуса [1].

Если колебания жидкости совпадает с собственной частотой колебаний корпуса и имеется совпадение по фазе, то возникают автоколебания. Продольные колебания корпуса ракеты из-за изменения перегрузок приводят к колебаниям объема и давления газовой подушки баков. Могут возникнуть автоколебания: давление в баке - давление на входе в двигатель-тяга-

корпус ракеты. Стабилизацию системы упругий корпус-двигатель осуществляют изменением динамических свойств топливоподающего тракта путем установки демпфирующих устройств. Для СЧ - неустойчивости характерны продольные колебания параметров потока в контурах: ГГ - подводящие магистрали, газовод-камера сгорания [1].

Причины возникновения такой неустойчивости такие же, что и НЧ-неустойчивости: связь процесса горения с гидродинамической системой подачи и смесеобразования.

Библиографические ссылки

1. Electronic textbook StartSoft [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/4-76526.html (дата обращения: 02.09.2018).

2. Electronic textbook StartSoft [Электронный ресурс]. URL: www.nic-rkp.ru/doc/science_ publica-tion_003.pdf (дата обращения: 02.09.2018).

References

1. Electronic textbook StartSoft. Available at: https://helpiks.org/4-76526.html (accessed: 02.09.2018).

2. Electronic textbook StartSoft. Available at: www.nicrkp.ru/doc/science_publication_003 .pdf (accessed: 02.09.2018).

© Шевченко Т. А., Корчикова О. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.