Выкуп земельных участков по льготным ценам
М.В. Чуркина
юрист юридической компании «Правовой центр два М» (г. Москва) Марина Викторовна Чуркина, [email protected]
Актуальность выкупа земельных участков
В настоящее время активно идет процесс выкупа земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Такая активность обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нормой абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставлено исключительное право на выкуп (приватизацию) или приобретение права аренды таких земельных участков.
Во-вторых, для юридических лиц - обладателей права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками пунктом
2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) установлена обязанность в срок до 1 января 2012 года переоформить такое право на право собственности или аренды.
И исключительное право, и обязанность реализуются по правилам, установленным статьей 36 ЗК РФ.
В-третьих, пожалуй, самой главной причиной повышенной активности выкупа земельных участков является то, что в настоящее время пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ установлены льготные цены выкупа земельных участков, занятых объектами недвижимости. Льготная цена выкупа земельных участков была установлена в указанных нормах после вступления в силу 30 октября 2007 года по-
правок, внесенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон № 212) в ЗК РФ, Закон о введении в действие ЗК РФ и ряд других нормативных актов. Этими поправками была значительно упрощена не только процедура выкупа земельных участков, но и были установлены льготные цены на приобретение земельных участков в собственность собственниками расположенных на них объектов недвижимости.
В-четвертых, согласно указанным нормам льготные цены действуют до 1 января 2012 года.
Следует отметить, что названными изменениями в Закон о введении в действие ЗК РФ было предусмотрено, что льготные цены приобретения прав на земельные участки, занятые объектами недвижимости, будут действовать до 1 января 2010 года. Однако в настоящее время этот срок продлен до 1 января 2012 года. Гарантий того, что срок будет продлен снова, нет и быть не может. В силу этого обстоятельства многие физические и юридические лица пытаются оформить земельные участки в собственность, воспользовавшись льготной ценой. Однако не все из них вправе выкупать земельные участки по льготным ценам.
Субъекты права льготного выкупа земельных участков. Льготная цена выкупа земельных участков
Субъектный состав лиц, обладающих правом выкупа земельных участков, на-
ходящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене, а также цена и порядок ее определения установлены статьей 2 Закона о введении в действие ЗК РФ. В силу положений указанной статьи приобретение земельного участка по льготной цене по общему правилу возможно при совокупном наличии следующих обстоятельств.
Во-первых, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности, то есть не находиться в собственности физических или юридических лиц. При этом не имеет значения, разграничена ли государственная собственность на такой участок.
Как следует из названной нормы, законодателем не конкретизирован вид права на участок, на котором он принадлежит испрашивающему такой участок лицу (аренды или постоянного (бессрочного) пользования).
Следует отметить, что до внесения Законом № 212 поправок в Закон о введении в действие ЗК РФ собственники зданий, строений, сооружений, заключившие договоры аренды земельных участков, занятых такими объектами, после вступления в силу ЗК РФ (после 30 октября 2001 года) не могли их выкупить (приватизировать). Объяснялось это тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка и, следовательно, утратил право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 3К РФ. Указанная позиция была закреплена в пункте 7 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и неукоснительно соблюдалась.
Однако Законом № 212 Закон о введении в действие ЗК РФ был дополнен пунктом 2.2. В силу этой нормы права собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен до-
говор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
Во-вторых, на земельном участке должны находиться здание(я), строение(я), сооружение(я). Именно эти объекты недвижимости поименованы в пункте 1 статьи 36 ЗК РФ, статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ. Однако согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) среди прочих объектов недвижимости поименованы и «объекты незавершенного строительства».
В судебной практике вопрос о возможности выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами незавершенного строительства, долгое время не находил однозначного решения. Ответ на этот вопрос был дан в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 декабря 2008 года № 8985/08. Согласно указанному судебному акту применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относятся приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации), переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ).
Таким образом, выкуп земельного участка, в том числе по льготной цене, на котором находится(ятся) только лишь объект(ы) незавершенного строительства возможен в строго определенных случаях.
В-третьих, здание(я), строение(я), сооружение^), расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должны находиться в собственности испрашивающего такой участок лица.
Таким образом, законодателем исключается возможность приобретения прав на земельный участок лицами, владеющими
расположенными на них объектами недвижимости на праве аренды. Тем более исключается возможность приобретения прав на участок, на котором находится только лишь объект(ы) самовольного строительства.
При совокупном наличии указанных обстоятельств выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготным ценам возможен до 1 января 2012 года. При этом пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ установлены две категории субъектов права выкупа таких участков по льготным ценам.
К первой категории лиц относятся:
• коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
• коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
• граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу ЗК РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
До 1 января 2012 года при приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в следующих пределах:
• 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка - для городов Москвы и Санкт-Петербурга;
• 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вправе выкупить земельные участки по указанным ценам в случаях, когда они являются собственниками объектов недвижимости, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случаях, если такие объекты недвижимости были реконструированы или возведены вместо разрушенных или снесенных объектов недвижимости, ранее отчужденных из государственной собственности.
Следует отметить, что для приобретения земельного участка по указанной цене основополагающим является факт отчуждения объекта недвижимости из государственной или муниципальной собственности. При этом законодателем не предусмотрено, что такой объект должен быть отчужден из государственной или муниципальной собственности нынешним собственником этого объекта, который обращается за выкупом земельного участка. То есть для возможности выкупа земельного участка по льготной цене важен факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на таком участке, из государственной или муниципальной собственности. Указанное правило также распространяется на случай, когда на испрашиваемом земельном участке когда-то находился объект недвижимости, отчужденный из государственной или муниципальной собственности, но который впоследствии был разрушен либо снесен. Этот вывод подтверждается в том числе судеб-но практикой, в частности постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2009 года № 14649/08.
Гражданам и некоммерческим организациям достаточно подтвердить, что их право на объекты недвижимости возникло до вступления в силу ЗК РФ (до 30 октября 2001 года).
Ко второй категории лиц, имеющих право выкупить земельные участки по льготным ценам до 1 января 2012 года, относятся собственники всех прочих зданий, строений и сооружений. Стоимость выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для указанных лиц составит:
• в городах Москве и Санкт-Петербурге - 45 процентов от кадастровой стоимости участка;
• в населенных пунктах с численностью населения от 500 000 человек - от 5 до 17-кратной ставки земельного налога, то есть от 7,5 и до 25,5 процента от кадастровой стоимости участка;
• в населенных пунктах с населением до 500 000 человек, а также вне пределов населенных пунктов - от 3-х до 10-кратной ставки земельного налога, то есть от 4,5 до 15 процентов от кадастровой стоимости участка, расположенного в населенном пункте. В случае если участок расположен вне пределов населенного пункта, его стоимость будет составлять иной процент кадастровой стоимости, который зависит от ставки земельного налога соответствующего участка.
Таким образом, в данном случае право на выкуп земельных участков по указанной цене имеют граждане, коммерческие и некоммерческие организации - собственники зданий, строений, сооружений, не приватизированных из государственной или муниципальной собственности, но расположенных на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основания отказа в выкупе земельных участков по льготным ценам
Лицам, обращающимся за выкупом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной соб-
ственности, может быть отказано в выкупе (приватизации) соответствующего участка только в случаях, установленных законом. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выкупе земельных участков установлен пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ. К таковым, в частности, относятся случаи:
• изъятия земельного участка из оборота;
• установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
• резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, гражданам и юридическим лицам может быть отказано в предоставлении участков в собственность в случае, если соответствующий участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, ограничен в обороте и федеральным законом не установлено разрешение на предоставление таких участков в собственность указанных лиц.
Отказ в выкупе земельного участка по иным основаниям законодательством не допускается и может быть обжалован в судебном порядке.
Вместе с тем собственники зданий, строений, сооружений при обращении за выкупом земельных участков по льготным ценам нередко, а точнее в большинстве случаев, сталкиваются с отказом уполномоченного органа власти в таком выкупе по основаниям, не предусмотренным земельным законодательством, либо с бездействием органа власти.
Так, субъектам права льготного выкупа земельных участков, отнесенных к первой категории, нередко отказывают в выкупе в связи с тем, что ими не обосновано право на приобретение участка по цене, установленной для такой категории лиц. Иными словами, не доказан факт отчуждения зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, из государственной или муниципальной собственности.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2007 года № 370 установлен исчерпывающий перечень документов,
в обязательном порядке прикладываемых к заявлению о выкупе. Согласно пункту 7 перечня среди прочих документов, прикладываемых к соответствующему заявлению, значится копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 июля 2008 года № Д08-2162 в качестве таких документов могут быть представлены:
• план приватизации (выписка из него);
• решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о приватизации здания, строения, сооружения;
• документы, подтверждающие переход права собственности на здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставших их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок.
Таким образом, в целях оптимизации рисков отказа в выкупе земельного участка по льготной цене для названных лиц следует подтвердить, что на таком участке находится или ранее находился объект недвижимости, отчужденный из государственной собственности.
Исходя из норм существующего законодательства такими документами, помимо указанных, могут быть:
1) план приватизации с приложением, в котором конкретно обозначен отчужденный из государственной или муниципальной собственности объект недвижимости, ныне находящийся в собственности испрашивающего права на участок лица.
В случае если объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, ранее был отчужден из государственной собственности, но был разрушен, снесен, реконструирован нынешним либо предшествующим собственником, следует
представить документы об отчуждении такого объекта из государственной или муниципальной собственности, а также документ о прекращении существования такого объекта либо его реконструкции. Подобный документ, в частности, может быть выдан организацией по технической инвентаризации (БТИ);
2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимости. В выписке содержатся сведения о переходе прав на объект недвижимости от первого до последнего собственника;
3) справка, выдаваемая органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правоустанавливающих документах первого собственника объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в которой указано, что право первого собственника такого объекта зарегистрировано на основании документов о приватизации;
4) решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о приватизации здания, строения, сооружения, о приватизации конкретно поименованного имущества.
Также уполномоченные органы власти нередко отказывают в выкупе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если среди зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности испрашивающего лица, расположены объекты самовольного строительства. Следует отметить, что подобная ситуация встречается достаточно часто, особенно среди землепользователей, осуществляющих хозяйственную деятельность на участке с советских времен. Вместе с тем формально это обстоятельство не входит в число оснований, предусмотренных законом, для отказа в выкупе земельного участка, тем более что на нем находятся здания, строения, сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке. Однако даже при положительном решении вопроса в судебном порядке о выкупе земельного участка, на котором среди прочих
зданий, строений, сооружений расположен объект самовольного строительства, уполномоченный орган власти будет вправе обратиться в суд с иском о сносе такого объекта самовольного строительства.
Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченный орган власти нередко заявляет о необходимости изменения границ участка с целью «вырезания» из его площади части участка, занятого объектом самовольного строительства. Желание уполномоченного органа власти максимально «урезать» площадь выкупаемого участка возникает также в случаях, когда, по его мнению, площадь застройки испрашиваемого земельного участка несоизмеримо меньше площади самого участка.
Законность подобного рода действий и, как следствие, перспективы их обжалования в суде во многом зависят от того, был ли поставлен земельный участок на кадастровый учет до подачи заявления о выкупе.
Так, согласно положениям статьи 11.2. ЗК РФ, Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», которым четко установлен порядок определения и изменения границ земельного участка, произвольное изменение границ участка без волеизъявления лица, обладающего правами на него, не допускается.
Кроме того, исходя из пункта 5 статьи 36 ЗК РФ уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления не наделяются полномочиями принимать решение об изменении границ земельного участка по результатам рассмотрения заявления о его выкупе.
Помимо указанного, в силу пункта 5 статьи 28 Закона о приватизации из государственной или муниципальной собственности земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Обратная ситуация может иметь место в случае, если выкуп земельного участка осуществляется одновременно с его постановкой на кадастровый учет. Тогда в силу
пункта 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, площадь ранее предоставленного, но не поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка может быть уменьшена при формировании его границ с целью постановки на такой учет и последующего выкупа.
Случаев необоснованного отказа или препятствования в выкупе земельных участков, в том числе по льготной цене, помимо указанных, множество. Следует отметить, что в любом случае лицо, которое считает, что его право на выкуп земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе по льготной цене, нарушено незаконным действием либо бездействием, вправе защищать свои интересы в суде.
Запрет на строительство
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ в городах Москве и Санкт-Петербурге одновременно с выкупом (приватизацией) земельных участков может устанавливаться запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.
Следует отметить, что запрет на строительство, реконструкцию может быть установлен только в отношении участков, приобретенных по ценам, предусмотренным для первой категории субъектов права льготного выкупа, то есть по 20 процентов от кадастровой стоимости. Для участков, приобретенных в городах Москве и Санкт-Петербурге (45 процентов от кадастровой стоимости), такой запрет не устанавливается. В противном случае установление такого запрета неправомерно и является
безусловным основанием для обращения в суд.
Установленный запрет на строительство, реконструкцию существенно ограничивает, а в некоторых случаях делает невозможным реализацию права собственника соответствующего участка на осуществление им строительства новых или реконструкцию существующих на земельном участке объектов недвижимости. Подобные ограничения и запреты действительны до момента снятия установленного запрета на строительство, реконструкцию. В соответствии с федеральным законодательством запрет на строительство, реконструкцию может быть снят по заявлению собственника участка после внесения им платы за снятие такого запрета.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ размер платы за снятие такого запрета не может превышать 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Неудивительно, что Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» предусмотрено, что размер такой платы составляет именно 80 процентов от кадастровой стоимости соответствующего участка.
Таким образом, экономическая выгода и целесообразность выкупа земельного участка, расположенного, например, в городе Москве по цене, равной 20 процентам от кадастровой стоимости, теряет всякий смысл в случае, если собственник такого участка намерен реконструировать существующие или строить новые объекты недвижимости на приобретенном по такой цене участке.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта
3 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ указанный запрет не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, которая не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка, а также на реконструкцию объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительному регламенту, в порядке их приведения в соответствие с данным регламентом (ч. 8 ст. 86 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в указанных случаях допускается реконструкция объектов недвижимости без внесения платы за снятие установленного запрета на строительство, реконструкцию.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации, то есть законодательством городов Москвы и Санкт-Петербурга. Так, законодательством города Москвы установлены некоторые особенности снятия запрета на строительство, реконструкцию. В частности, в определенных Законом города Москвы «О землепользовании в городе Москве» случаях возможно снятие запрета без взимания платы.
Следует отметить, что в целом в отношении процедуры установления запрета, а также условий и порядка его снятия между Законом о введении в действие ЗК РФ и указанным Законом города Москвы имеется ряд противоречий. Решения органов власти города Москвы об установлении или снятии запрета на строительство, реконструкцию нередко противоречат требованиям федерального законодательства.
В любом случае собственник земельного участка может обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Защита права на выкуп земельных участков в судебном порядке
Как уже указывалось, одной из основных проблем при выкупе земельных участков по льготным ценам являются частые отказы уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, правомочных принимать решение о выкупе и заключать соответствующие договоры купли-продажи, либо их бездействие.
Следует отметить, что оформление земельных участков в собственность физических и юридических лиц путем их выкупа из государственной или муниципальной собственности в большинстве случаев происходит в судебном порядке. Причем, как показывает сложившаяся судебно-
арбитражная практика, обращение в суд является наиболее эффективным способом реализации исключительного права собственников объектов недвижимости на выкуп занятых такими объектами земельных участков, предоставленного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с существующим земельным и арбитражным процессуальным законодательством, а также разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность либо аренду для исполнительных органов власти и местного самоуправления является обязательным. В противном случае лицо, подавшее заявление о выкупе участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями, по своему выбору вправе:
• обратиться в суд с заявлением о признании недействительным отказа уполномоченного органа в выкупе земельного участка либо его бездействия;
• обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор купли-продажи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года.
2. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ.
3. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка при-
обретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ.
4. О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года № 8985/08.
7.О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.
8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2009 года № 14649/08.
9. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2007 года № 370.
10. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 июля 2008 года № Д08-2162.
11. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
12. О землепользовании в городе Москве : Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48.
13. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
14. О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11.