Научная статья на тему 'Выход России на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий'

Выход России на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чурин Николай Федорович

Статья посвящена разработке научно-практических рекомендаций по организации и совершенствованию деятельности государственных, акционерных, частных фирм, предприятий и организаций в современных экономических условиях, в обеспечении государственных интересов России, в частности, в плане оказания содействия российским научным и промышленным организациям и предприятиям в решении жизненно важной задачи в переходный период прорыве на внешние рынки, зарабатывании крупных валютных сумм и, в конечном счете, сохранении и развитии научно-технического потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's Access in the World Market of the Scientific and High Tech Production

The article is devoted to elaboration of scientific and practical recommendations concerning orientation and improvement of state economic activity, joint stock, Russian private firms, corporations and enterprises in modern economy. In particular the aim of the article is to conceive the scenario for Russian science and industry for beneficial participation in the world market, get more advantages from international trade and finally to preserve and develop scientific and technological potential of the country.

Текст научной работы на тему «Выход России на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий»

ВЫХОД РОССИИ НА МИРОВЫЕ РЫНКИ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ И

ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.Ф. Чурин1

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д.б, 117198Москва, Россия

Статья посвящена разработке научно-практических рекомендаций по организации и совершенствованию деятельности государственных, акционерных, частных фирм, предприятий и организаций в современных экономических условиях, в обеспечении государственных интересов России, в частности, в плане оказания содействия российским научным и промышленным организациях! и предприятиям в решении жизненно важной задачи в переходный период - прорыве на внешние рынки, зарабатывании крупных валютных сумм и, в конечном счете, сохранении и развитии научно-технического потенциала страны.

Одним из приоритетных направлений деятельности России в сфере экономики является развитие взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества. При этом включение российской экономики в мировое хозяйство на равноправной основе, расширение и углубление научных, технических, экономических, торговых и других связей при строгом соблюдении взаимных договоренностей относятся к важнейшим направлениям внешнеэкономического курса России.

Важным условием обеспечения государственных интересов РФ в современных условиях является ускорение научно-технического прогресса, поддержка и развитие отечественного научно-технического потенциала, ведущих научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях социально-экономического и научно-технического развития.

Вместе с тем следует констатировать, что, несмотря на геополитическое изменение внешнеполитического положения в мире, усиление доверия к процессам экономического реформирования в РФ, рост заинтересованности деловых иностранных кругов в расширении внешнеэкономического обмена с российскими партнерам и многочисленные факты свидетельствуют о продолжении странами Запада дискриминационного внешнеэкономического курса по отношению к России.

Вместо всеобъемлющего курса на установление равноправных экономических отношений с РФ просматривается стратегия на оказании России сдержанной, дозированной, строго контролируемой финансово-экономической помощи в зависимости от продвинутости и реальности происходящих в нашей стране реформ. Более того, представители политических, промышленных кругов США и других индустриальных стран Запада по-прежнему полагают, что Россия остается потенциальным источником угроз.

Стратегическая направленность долгосрочной политики стран Запада состоит в стремлении воспрепятствовать России эффективно использовать результаты международного сотрудничества. США, страны Западной Европы и Япония разрабатывают и проводят согласованную, часто недружественного характера, внешнеэкономическую политику в отношении России. Наблюдается сближение и координирование их позиций на ежегодных форумах и конференциях по проблемам экономических связей с Россией, что находит отражение в совместных итоговых документах руководителей ведущих индустриально развитых стран мира. При установлении и развитии отношений с российскими партнерами и иностранные фирмы и корпорации стремятся поставить в нашу7 страну морально устаревшее, не пользующееся спросом на мировом рынке оборудование и изделия, реализовать не эффективные технологии.

Для нынешнего этапа экономической стратегии промышленно развитых стран по отношению к России характерны следующие моменты:

• воспрепятствовать структурной перестройке российской экономики, преодолению нерациональности внешней торговли, основанной преимущественно на экспорте сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;

1 Чурин Николай Федорович - к.и.н., профессор кафедры международных экономических отношений экономического факультета РУДН.

• закрепить за Россией позицию сырьевого придатка стран Запада;

• ориентироваться на развитие в нашей стране преимущественно непроизводительных сфер хозяйствования (общественное питание, выпуск товаров народного потребления, консультационные услуги, туризм и др.);

• получить доступ к богатым источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам, дешевой рабочей силе;

• реализовывать на российском рынке сравнительно устаревшее оборудование и технологии, не допустить поставок высокотехнологичной продукции;

• получить доступ к новейшим научно-техническим достижениям России;

• не допустить экспорта российской высокотехнологичной продукции и высоких технологий на западные рынки и рынки других стран.

Важным фактором современной обстановки в мире является установление российскими предприятиями, фирмами, финансово-промышленными группами, НИИ и КБ непосредственных связей с зарубежными партнерами.

Вместе с тем в новых экономических условиях российские фирмы и предприятия пока еще слабо знакомы с жесткими правилами конкурентной борьбы на мировом рынке, с деятельностью служб экономической безопасности, созданных в крупных западных фирмах и банках, с нередко используемой практикой финансовых махинаций, подкупа, шантажа и обмана со стороны некоторых западных фирм и бизнесменов. То есть сфера экономики и внешних экономических связей является не только областью международного сотрудничества, но и сферой противоборства и соперничества, где главную роль играют крупные зарубежные фирмы и корпорации.

На рубеже XX и XXI веков национальная внешнеэкономическая политика ведущих индустриальных стран мира стала развиваться под знаком стимулирования национального экспорта, проникновения и завоевания новых перспективных рынков, в первую очередь в высокотехнологичных областях.

Корпорации и фирмы наукоемких отраслей промышленности западных стран вынуждены ориентироваться на международные рынки, так как высокие темпы разработки новой продукции (часто не превышающие 3-5 лет), большая стоимость НИОКР и короткий жизненный цикл изделий требуют выхода на рынки других стран и получения средств для нового этапа исследовательских и конструкторских работ, выпуска конкурентоспособной продукции. Россия не может и не должна быть исключением в этом плане.

Вместе с тем, нельзя не учитывать, чгго экономические реформы в России, переход на новые формы хозяйствования наиболее сильно отразились на состоянии научно-технической сферы. На крайне низком уровне находятся ассигнования на науку и технику, падает удельный вес НИОКР, снижается уровень образования, культуры и профессиональной подготовки кадров. Многие российские промышленные предприятия, НИИ и КБ столкнулись с проблемой выживаемости.

В этих условиях российские научные и промышленные организации и фирмы вынуждены искать на Западе потребителей своей продукции, самостоятельно продавать за рубеж свои научно-технические достижения. Однако они, как правило, не имеют опыта торговли научными и технологическими разработками, слабо разбираются в конъюнктуре этого специфического рынка, не в полной мере представляют ценностный потенциал своих достижений для западных фирм. В их структурах нередко отсутствуют маркетинговые подразделения, специалисты внешнеэкономической деятельности, которые могли бы квалифицированно провести переговоры с зарубежными партнерами и заключить выгодный контракт.

По мнению ведущих российских экономистов, главным содержанием сохранения научно-технического потенциала и увеличения экспортных возможностей России может быть только развитие и дальнейшее упрочение базы высоких технологий. Целесообразны широкомасштабное освоение накопленного в стране и огромного неиспользуемого задела отечественных научно-технических разработок и экспорт производимой на их основе промышленной продукции гражданского и двойного назначения.

Оценка состояния и перспектив развития высокотехнологичных предприятий в современных условиях представляет собой актуальную задачу, важную для разработки мер

практической экономической политики. В целях осуществления вышеуказанной задачи автором в период 1998-2000 годов было проведено специальное исследование. В качестве основного метода сбора первичной информации было избрано проведение интервью с практическими работниками производства - директорами и генеральными конструкторами, а также рядовыми работниками предприятий. Всего было опрошено более 50 руководителей. В данном исследовании автора интересовал внутренний и внешний рынки высокотехнологичной гражданской продукции.

Как отмечали руководители предприятий и НИИ, внутренний рынок высокотехнологичной гражданской продукции находится в состоянии депрессии в связи с общим спадом производства и снижением технического уровня действующих производств, а также в силу того, что сохранились и действуют лишь простые технологические цепочки. Другой причиной депрессивного состояния этого рынка является конкуренция со стороны импортных товаров, которые во многом вытеснили отечественную продукцию как на рынке средств производства, так и товаров массового спроса.

Внешний рынок высокотехнологичной гражданской продукции включает в себя уникальное высокотехнологичное оборудование, выпускаемое относительно малыми сериями. Как отмечали специалисты, этот рынок является перспективным, и многие из опрошенных подчеркивали определенные успехи в работе на этом направлении, хотя нередко дело сводилось не к поставкам всего оборудования, а к изготовлению отдельных узлов, деталей и комплектующих.

Россия, несмотря на экономические трудности, остается способной создавать сверхсложные научно-технологические системы в аэрокосмической, авиационной, атомной промышленности, обладает замечательными достижениями в области биотехнологии, новых материалов, лазеров и др. В академическом и отраслевом секторах науки имеются тысячи прикладных работ мирового уровня, способных существенно поднять потребительские свойства российской продукции и качество технологий. По своему технологическому потенциалу, наряду' с США, ЕС и Японией, она могла бы стать четвертой стороной глобального соперничества в данных сферах.

Превращение Российской Федерации в современную, высокоразвитую державу во многом зависит от оптимального выбора международной специализации и эффективного присутствия на внешних рынках, прежде всего интеллектуальной (промышленной) собственности. Однако в гражданском производстве и сфере технологий двойного назначения у России нет своих устойчивых ниш на мировом рынке, прочных и стабильных конкурентных преимуществ.

Вместе с тем, поскольку многие виды российских технологических разработок и изделий не просто конкурентоспособны, но и нередко превосходят зарубежные аналоги (ядерные и авиационные технологии, лазерные разработки, композитные материалы и др.) имеются неплохие возможности преодоления " барьеров входа " и закрепления на мировых рынках.

Выход на внешний рынок российских производителей наукоемкой продукции требует, во-первых, общего повышения их внешнеэкономической квалификации и, во-вторых, осознания специфики мировых рынков высоких технологий. Экспорт высоких технологий -это длительный, поступательный процесс в условиях жесткой конкуренции со стороны западных компаний, производителей аналогичной продукции. Отечественным экспортерам придется столкнуться не только с конкуренцией других фирм, искусственными преградами на пути продвижения российской продукции, но и с последствиями того, что рынки сбыта в целом уже поделены и монополизированы.

По оценкам западных специалистов, ежегодный экономический эффект от продажи научно-технических достижений и высокотехнологичной продукции, а также налаживания в РФ производства импортозамещающего оборудования может составить порядка 24 млрд. долл. США, а в перспективе 120-180 млрд. долл., что составит 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции и услуг.2

2 Сироткин О. Технологический облик России на рубеже XXI века. М.: Экономист, 1998, №1, с.47.

Россия обладает большим потенциалом конкурентоспособности и экспорта, прежде всего в авиационной и космической промышленности. В связи с относительно невысокой себестоимостью российская авиационная техника, не усту пающая по классу западным образцам, может продаваться по ценам ниже мировых, что делает ее привлекательной на внешних рынках, прежде всего развивающихся стран. Потенциальная стоимость одних только авиационных технологий в 2015 году оценивается в 28 млрд. долл.3

К числу перспективных видов продукции и услуг, помимо первоклассной авиационной техники, которые может предоставить авиакосмический комплекс РФ, относятся коммерческий запуск ИСЗ, использование ракетно-космической техники и навигационных систем, услуги по определению местоположения самолетов и морских судов, простое или многоспектральное фотографирование территорий и акваторий, запуск зарубежных спутников российскими ракетными средствами. Суммарный объем мирового рынка гражданских и военных самолетов и вертолетов к 2005 году составит 25830 единиц общей стоимостью 625 млрд. долл. США. Рынок космической техники и услуг оценивается приблизительно в 25 млрд. долл. в год.4

Эффективное решение проблем, стоящих перед российскими экспортерами, может быть обеспечено при направлении на эти цели не менее 0,3-0,35% от объема валового внутреннего продукта, что в настоящее время составляет примерно 1,0-1,5 млрд. долл. Этот уровень может быть достигнут постепенно, по мере стабилизации российской экономики в течение ближайших трех-пяти лет. Кроме того, внешнеэкономическая политика России должна носить протекционистский характер и содействовать экспортному производителю, экономическому росту и повышению жизненного уровня населения.

Для того чтобы успешно выйти на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий гражданского и двойного назначений и закрепиться на них, необходима целенаправленная стратегия разработки, производства и экспорта высокотехнологичных видов продукции. Как показывает мировой опыт, прорыв на мировые рынки обеспечивается, как правило, не отдельным продуктом или даже отдельно взятой отраслью, а межотраслевым комплексом (кустом), образующим производственную и технологическую системы, которые занимают определенную технологическую нишу вместе со своими партнерами и поставщиками.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной форме ( высокотехнологичные станки, машины, оборудование, инструменты, промышленные образцы, материалы, полезные модели, технологические линии и др.) и в неовеществленной ( техническая и конструкторская документация, производственный опыт, ноу-хау, технологические процессы химические, биотехнологические и др.).

В качестве субъектов мирового рынка технологий могут выступать государства, фирмы и корпорации, университеты, бесприбыльные организации, в том числе фонды, а также физические лица (ученые, специалисты, предприниматели).

Процесс коммерческого использования продуктов интеллектуального труда принято именовать терминами «передача технологии»или «технологический обмен». Основными формами коммерческой передачи технологий являются:

• продажа патентов;

• продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности;

• продажа технологий в материализованном виде (станки, агрегаты, автоматическое и электронное оборудование, технологические линии);

• прямые инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий, фирм и производств;

• портфельные инвестиции (путем покупки акций иностранных или совместных предприятий, использующих современные технологии);

• продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной и интеллектуальной собственности (ноу-хау, технологический опыт, схемы, инструкции, чертежи.

3 Сироткин О. Технологический облик России на рубеже XXI века. М.: Экономист, 1998, №1, с.47.

4 Teal Group corporation. Review, 2001, p. 15.

спецификации, технологические карты, а также обучение персонала и специалистов, техническое консультирование, экспертиза и др.);

• совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;

• инжиниринг.

Другими словами, под экспортом интеллектуальной собственности в широком смысле понимается продажа патентов, лицензий, высокотехнологичной продукции, произведенной на основе высоких технологий, а также предоставление сервисных услуг (установка, наладка и пуск оборудования, подготовка и обучение персонала, техническое консультирование). При осуществлении крупных проектов возможны также строительство, реконструкция и модернизация предприятий, совершенствование процессов организации и управления производством.

Следует отметить, что не всякая технология является товаром, а только та, которая удовлетворяет определенным требованиям, т.е. когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, определены возможные сферы ее использования. Даже запатентованные новшества используются во всем мире не более чем на 3-5%, и лишь 10-20% товаров успешно осваивают рынок.5

Продажа современных технологий, лицензий и патентов является наиболее прибыльным делом в области внешнеторговых операций. Так, на 1 доллар, вложенный в топливно-энергетический комплекс, прибыль оказывается порядка 10 долларов, в то время как один доллар, инвестированный в высокие технологии, может принести прибыль в несколько сот долларов. Отсюда понятны те жесткие барьеры, которые ставятся на пути российских экспортных производителей высоких технологий и наукоемкой продукции.

Необходимым условием успешного выхода на внешний рынок является защита российских научно-технических достижений за рубежом. Основными юридическими инструментами защиты прав интеллектуальной собственности являются патенты, авторские свидетельства, товарные знаки и промышленные образцы.

В связи с этим, а также неконтролируемой утечкой российских технологий за границу необходимы разработка и совершенствование целостной общегосударственной системы правовых и организационных гарантий, регламентирующих порядок приобретения и передачи прав на интеллектуальную собственность, а также ограничений на ее распространение. Эта система должна включать в себя следующий комплекс взаимосвязанных мероприятий.

• разработку концепции государственной политики в области защиты, использования и международного трансфера научно-технических достижений России;

• создание при правительстве РФ Межведомственной комиссии, разрабатывающей и координирующей государственную стратегию в области использования, защиты и передачи российских технологий;

• обеспечение контроля и финансовой поддержки работ по правовой защите и использованию научно-технических достижений России, а также закупки и освоения передовых иностранных технологий.

Перемещение центра тяжести экономического соперничества ведущих стран мира в сферу науки и техники повышает значение патентной политики как инстр5'мента конкурентной борьбы. Для промышленно развитых стран эта политика становится все более значимым компонентом государственного регулирования внешних связей, а для частных компаний и корпораций, обладающих большей частью современных научно-технических достижений, одним из важных элементов рыночной стратегии.

Патентование обычно осуществляется в тех странах, фирмы и корпорации которых могут составить серьезную конкуренцию на международных рынках. На практике ведущие фирмы производители новых технологий патентуют свои новинки в 20-25 ведущих индустриальных странах - потенциальных конкурентах.

5 Свядоец Ю.И. Промышленная собственность и внешнеторговые операции. М.,1984, с.58. John М. Romary. Patents for Sale: The Evaluation Process. Washington, 2000, p. 18.

Положения по защите научно-технических достижений Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) позволяют его создателям, пройдя ряд формальных процедур (подача заявки, экспертиза изобретения, уплата пошлины ), получить охранный документ на исключительное ( монопольное ) использование своего изобретения в течение 25 лет с момента регистрации заявки.

Для получения патента или авторского свидетельства необходимо, чтобы изобретение (или новшество) удовлетворяло ряду требований:

• во-первых, изобретение должно обладать так называемой мировой новизной,

• во вторых, иметь определенный изобретательский уровень,

• в третьих, изобретение должно быть промышленно применимым и не должно

противоречить существующим мировым нормам.6

В целях облегчения процесса патентования за рубежом целесообразно образование в России специального Фонда зарубежного патентования (в США пошлина на получение патента составляет 500 долларов, а на поддержание патента в силе в течение всего срока его действия 1200 долларов). То есть необходимо использовать принцип: сначала патентование, потом экспорт товаров и услуг. При этом можно предусмотреть проведение следующих мероприятий в области патентной политики:

• патентование «впрок» для обеспечения последующего выхода своей продукции на заранее защищенный рынок,

• формирование блока патентов, препятствующего проникновению конкурентов на

выбранные рынки российских интересов,

• патентная экспансия с целью захвата новых зарубежных рынков и вытеснения с них конкурентов,

• налаживание лицензионной торговли на основе своего портфеля патентов.

Параллельно с патентованием большое внимание необходимо уделить комплексному

исследованию мирового рынка высоких технологий, в частности авиакосмической продукции и услуг, по регионам и странам, как важному средству формирования производственной программы и сбытовой стратегии (Европа, Африка, Северная Америка и Латинская Америка, Ближний Восток и Южная Азия, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Поскольку рынки Западной Европы и США практически недоступны для российской высокотехнологичной продукции особое значение будет иметь развитие торгово-экономических связей со странами АТР, который превращается в один из ведущих торговых и финансовых центров мира.

Показатели экономического развития большинства стран АТР существенно превосходят среднемировые. Эти страны являются в настоящее время одними из самых динамично развивающихся государств в мире. Структурная перестройка промышленности большинства стран этого региона, расширение и совершенствование систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных программ предопределяют увеличение спроса на авиационные и космические технологии. Улучшение экономической ситуации в большинстве стран АТР после финансового кризиса 1997-1998 годов вызвало рост внутреннего потребления, а, следовательно, расширение потенциальных рынков для российской продукции.

Значительные золотовалютные резервы некоторых динамично развивающихся странах АТР (КНР с Гонконгом имеют около 220 млрд. долл., Тайвань порядка ПО млрд. долл.) увеличивают их потенциальные возможности для инвестиционной деятельности, в том числе в России. Например, новые индустриальные страны Азии в последнее время в целях расширения сфер приложения капиталов заметно форсировали свое участие в инвестиционных процессах в развивающихся странах, а также в ряде стран Восточной Европы.

Кроме того, в странах АТР значительно более либеральное по сравнению с промышленно развитыми государствами законодательство (экспорт и импорт практически освобождены от таможенных пошлин), что способствует установлению и развитию с ними связей с участием местного как государственного, так и частного капиталов.

6 Свядоец Ю.И. Промышленная собственность и внешнеторговые операции. М.1984, с.21-22. . л

¡«йьШГОИ

Изучение перспектив реализации российской продукции в АТР может производиться по следующей схеме:

1) люди и сообщества людей (отдельные лица, группы, организации, фирмы, страны) со своими потребностями (жизненные, социальные, идеальные);

2) покупательная способность (наличие средств или интересной продукции на условиях встречных поставок);

3) наличие соответствующих возможностей приобрести (позволяет это сделать или нет местная законодательная база);

4) намерение приобрести (здесь возможно формирование спроса и групповых ожиданий российской стороной);

5) наличие экспортеров-конкурентов (фирмы, корпорации), выработка и осуществление мер противодействия.

Опасности конкурентной борьбы не дают возможности ограничиваться узкой номенклатурой продукции. Необходимо широко диверсифицировать деятельность фирм, расширять специализацию В связи с этим резко возрастают затраты, связанные с разработкой и производством различных видов товаров, маркетинговой деятельностью. Практика зарубежных фирм показывает, что целесообразно разрабатывать изделие на небольших фирмах, а внедрять его и производить на крупных производствах. Ошибка стоимостью в один доллар на стадии фундаментальных работ на последующей стадии прикладных исследований обходится в 10 долларов, на стадии ОКР 100 долларов, а на стадии эксплуатации может достигать уже сотен миллионов долларов. Поэтому маркетинговая стратегия фирмы, ориентирующейся на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий, основывается на последовательном перемещении максимума затрат в область более ранних стадий исследований и разработок.

Российские фирмы, стремящиеся выйти на мировой рынок с новыми технически сложными товарами, должны не только учесть достижения конкурентов в данной области, дизайнерское исполнение, организацию сбыта и другие факторы, но и привнести в их конструкторские и технические решения, в систему сбыта такие элементы, которые сделали бы эти товары по некоторым параметрам (например, по цене или качеству) более предпочтительными по сравнению с аналогичной продукцией конкурирующих фирм.

Проводимые российскими предпринимателями исследования внешнего рынка должны носить строго индивидуальный характер, который зависит как от выпускаемой продукции, так и от целей, поставленных каждой фирмой или предприятием, например:

• занять доминирующее положение на рынке конкретного товара в качестве монопольного поставщика;

• прочно завладеть определенным сегментом рынка;

• усилить позиции на рынке, которые ослабли под давлением конкурентов;

• повысить рентабельность операций на рынке.

Можно сказать, что высокая динамика развития Азиатско-Тихоокеанского региона и стабильность рынков наукоемкой продукции и высоких технологий превращают его в один из наиболее перспективных районов для российских производителей высокотехнологичной, в частности авиакосмической продукции и услуг. При правильно выбранной маркетинговой стратегии и отлаженном сервисном обслуживании научно-техническое сотрудничество со странами того региона могло бы принести России немалые выгоды.

Дли повышения конкурентоспособности российской авиационной техники целесообразно осуществить следующее:

• усилить государственную поддержку российских производителей и экспортеров авиакосмической техники, а также координацию их деятельности на мировом рынке;

• расширить сотрудничество с западными партнерами в целях оснащения российских самолетов и вертолетов популярными на мировом рынке системами авиационных приборов и бортовой электроники зарубежного производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• укрепить сервисную базу для обеспечения материально-технического обслуживания поставляемой за рубеж авиационной техники и подготовки летного и технического персонала стран импортеров.

В современных экономических условиях в России для непосредственного решения задачи выхода на внешний рынок необходимо ускоренное развитие и расширение сети малых предприятий, в частности специальных фирм, ориентированных на экспорт российской наукоемкой продукции и высоких технологий. Их преимущество по сравнению с другими формами предпринимательской деятельности заключается в способности активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, а также в обеспечении быстрой окупаемости затрат, гибком реагировании на изменения потребительского спроса.

На первом этапе важно правильно выбрать максимально эффективную форму функционирования будущей фирмы-экспортера с тем, чтобы обеспечить решение главной задачи - обеспечение нормальной, прибыльной работы фирмы как самостоятельной экономической е диницы.

Для решения этой задачи представляется целесообразным создание фирм-экспортеров на территории России на базе и при участии крупных промышленных предприятий и компаний высокотехнологичных отраслей промышленности, имеющих стабильную производственную и финансовую основу, пользующихся поддержкой правительственных кругов и располагающих конкурентоспособными на мировых рынках товарами и услугами (ракетно-космические, атомные, авиационные технологии, судостроение, лазеры, новые материалы). Эти крупные компании и предприятия могут выступать соучредителями новых субъектов внешнеэкономической деятельности.

При создании фирмы-экспортера на базе и при участии таких структур необходимо учитывать следующее:

1. Выбор предприятия или компании, где будет функционировать фирма-экспортер, должен быть в каждом случае обоснован реальной перспективой решения задачи выхода на внешний рынок с этих позиций, наличием у них филиалов или партнерских связей за рубежом (или перспективой создания таковых).

2. Важно найти точки совпадения интересов фирм-экспортеров и головных предприятий или компаний. В частности, это деятельность по оказанию им конкретной помощи в сложных экономических условиях, в частности, в поиске зарубежных партнеров и ниш рынка. Следует также иметь в виду, что отечественные фирмы и предприятия испытывают острую потребность в специалистах по внешнеэкономической деятельности. В связи с этим специально подготовленные сотрудники (возможно в рамках государственных программ) с опытом работы в торгово-экономических структурах за рубежом могут оказаться им крайне полезными.

Указанным требованиям лучше других, по мнению автора, отвечают предприятия авиакосмического комплекса, которые располагают новейшими технологиями и современной наукоемкой продукцией, произведенной на основе этих технологий, и которые ведут (или планируют вести) активную внешнеэкономическую деятельность. Большим потенциалом в этом плане обладают также финансово-промышленные группы (ФПГ), располагающие конкурентной на внешних рынках продукцией (фирмы-экспортеры могут создаваться также в консультационной, инжиниринговой, выставочной и других сферах, однако, как показывает опыт, существенным недостатком таких структур является их автономность и оторванность от материального производства, отсутствие как поддержки со стороны руководства крупных фирм и предприятий, так и устойчивых каналов выхода на импортеров).

В качестве модели организации фирмы-экспортера предлагается следующий вариант. Например, по согласованию с руководством и при его активном участии на каком-то крупном предприятии авиакосмического комплекса создается самостоятельная коммерческая структура - фирма экспортер.

Данный выбор обосновывается следующими соображениями:

• организация подобного рода коммерческого предприятия относительно проста и не

требует больших финансовых затрат;

• при необходимости фирма может быть легко ликвидирована.

В своей деятельности фирма-экспортер выступает самостоятельно или как подразделение этого предприятия, использует его фирменный знак, репутацию стабильного и платежеспособного партнера.

С позиции такой фирмы можно решать задачи оказания практической помощи хозяйственным российским структурам в расширении деловых контактов за границей, создании более благоприятных условий для продвижения на внешние рынки российской наукоемкой продукции и высоких технологий, определении ниш рынка, которые могут быть заполнены отечественными фирмами и предприятиями, поиске иностранных партнеров и инвесторов для организации выпуска высокотехнологичных товаров на территории Российской Федерации и за рубежом.

Одной из конечных целей работы по созданию фирмы-экспортера является организация ее филиалов и совместных предприятий (СП) за границей и перенесение коммерческой деятельности на территорию зарубежных стран. В связи с этим после закрепления фирмы-экспортера на российском рынке, создания соответствующего имиджа в деловом мире, приобретения и расширения деловых связей среди зарубежных фирм и корпораций дальнейшая работа строится в направлении создания СП за границей, первоначально с одним зарубежным партнером.

Последующая работа фирмы сводится к расширению деятельности и созданию СП с участием нескольких зарубежных партнеров. После этого фирма-экспортер превращается из СП с одним партнером в СП с несколькими партнерами, что позволяет решать значительно более широкий круг экономических задач.

Следующий этап заключается в создании филиалов и представительств (дочерних фирм) СП с несколькими зарубежными партнерами на территории новых участников совместной внешнеэкономической деятельности.

По мере накопления капитала, приобретения устойчивых связей в мире бизнеса дочерние фирмы могут трансформироваться в самостоятельные компании, происходит их выделение и автономная коммерческая работа. Функционирование этих фирм позволяет российским структурам решать широкий спектр экономических задач, расширить географию предпринимательской и коммерческой деятельности.

Для получения максимального эффекта от продажи современных технологий российским предприятиям, фирмам и корпорациям, способным собственными силами производить и продавать технологии в материализованном виде - машины, технику, оборудование, комплексные технологические линии, рекомендуется использовать следующую стратегию выхода на внешний рынок:

1. На первом этапе жизненного цикла изделий предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи и принципы, обеспечивающие высокое качество изделий.

2. Второй этап, как правило, сопровождается прямыми инвестициями со стороны экспортера, что ведет к расширению рынков сбыта продукции, к появлению новых рынков, к увеличению доходов.

3. На третьем этапе осуществляется продажа лицензий на все виды запатентованной интеллектуальной собственности, т. е. уступка прав собственности на высокие технологии и на их использование. Этот этап часто сопровождается учреждением совместных предприятий.

Далее, целесообразно уделить внимание изучению форм продажи высокотехнологичной продукции (в готовом или разобранном виде, встречная или компенсационная торговля) и методов (прямой, косвенный или смешанный) работы российских фирм на выбранном рынке, в частности Азиатско-Тихоокеанского региона. В зависимости от позиций конкурентов на рынке определяется стратегия борьбы за осуществление намеченных на перспективу целей.

Крайне важно уже сегодня для завоевания и сохранения в будущем позиций на внешних рынках дать почувствовать потенциальным зарубежным импортерам ценность России как выгодного поставщика проду кции высоких технологий и услуг, обеспечить эффективну ю юридическую защиту российских интересов в странах Запада, стремиться к устранению всех дискриминационных мер.

В целях создания условий для выхода на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий целесообразно образовать специальные отраслевые структуры-Центры коммерческих операций и сотрудничества или департаменты коммерческих

операций и сотрудничества, которые будут промежуточным звеном между головными агентствами и предприятиями и фирмами отраслей промышленности, ориентированными на экспорт.

В соответствии с задачами Центры выполняют следующие основные функции (часть из них может осуществляться на коммерческой основе с зачислением средств во внебюджетный фонд агентств):

• выработка и проведение единой экспортной политики в области коммерческой реализации российских отраслевых научно-технических достижений;

• анализ потенциальных потребностей конкретных зарубежных стран и регионов в российской научной и технической информации, технике, технологиях и услугах;

• исследование вопросов конкуренции на мировом рынке техники и технологий, потенциальных рынков сбыта, определение ниш рынка, которые могут занять российские предприятия и фирмы;

• поиск, выбор и проверка заинтересованных в сотрудничестве зарубежных партнеров, в том числе в сфере инвестиций;

• консультации и информирование об условиях коммерческой работы на зарубежных рынках (о состоянии хозяйственной конъюнктуры, ценах на основные экспортные товары, валютном регулировании, инвестиционном режиме, таможенных пошлинах, налогах, требованиях к качеству товаров);

• централизация информационной работы и создание " банка технологий ".

Для обеспечения эффективного функционирования Центров предприятиям и научным организациям необходимо в короткие сроки провести всестороннюю инвентаризацию имеющихся научно-технических ресурсов, выделить перспективные для экспорта научные заделы и технологии с указанием:

1. Форм правовой защиты объектов интеллектуальной собственности (если таковые имеются).

2. Фактических затрат создание научно-технических новшеств по каждой инвентарной позиции (балансовая стоимость каждого новшества определяется на основе условного экономического эффекта с учетом его готовности, вероятности и масштабов внедрения).

3. Результатов экспертизы на возможность их рассекречивания и реализации на коммерческих условиях.

Эта инвентаризация с одновременным анализом уровня, качества и конкурентоспособности научно-технической продукции должна завершиться формированием в рамках Центров специальных "банков технологий", что способствовало бы значительно лучшему использованию имеющихся перспективных разработок как внутри страны, так и за рубежом, которые в значительной мере остаются невостребованными и по истечении определенного времени могут устареть. В будущем целесообразно предусмотреть выпуск каталога всех подлежащих к продаже изобретений, технологий, ноу-хау.

Современная база данных в сфере технологий должна содержать также показатели по академическому и вузовскому секторам науки, позволяющие выбрать приемлемый вариант для зарубежного или отечественного потребителя (сущность новшества, степень новизны, уровень завершенности разработки, перспективные сферы применения и др.).

Для оценки значимости и стоимости научно-технических достижений, передаваемых на реализацию, должны создаваться рабочие комиссии с участием независимых высококвалифицированных экспертов. Проведение таких экспертиз законченных разработок для возможного их представления на экспорт будет способствовать предотвращению нанесения ущерба интересам России. Необходимо также определить технологии, которые должны оставаться достоянием России и не могут быть переданы за рубеж по соображениям безопасности или по коммерческим причинам. На их базе должно развиваться собственное производство конкурентоспособной продукции на экспорт.

Анализ мирового рынка высоких технологий и наукоемкой проду кции и выработка соответствующих рекомендаций отечественным экспортерам представляют значительный практический интерес (в деле получения зарубежных заказов, сбыта готовой продукции, объединения потенциала различных компаний).

Крайне важной задачей является создание государственных холдинговых компаний как одного из эффективных механизмов управления предприятиям и государственного сектора или с государственным участием. Эти холдинги должны обладать своим капиталом для приобретения контрольных пакетов акций всех предприятий, входящих в систему отраслевых агентств (в качестве варианта может быть использовано внесение государственных пакетов акций этих предприятий в уставные фонды холдингов). В задачи холдинговых компаний будет входить контроль за деятельностью подотчетных компаний, содействие кооперации между ними, расширение их операций на внешних рынках.

Таким образом, решение задачи выхода на внешний рынок наукоемкой продукции и высоких технологий, имеющей важное государственное и социально-экономическое значение, преследует долговременные стратегические цели создания в России современного социально ориентированного общества с высоким уровнем жизни населения.

Россия заинтересована в восстановлении и обновлении своего производственного потенциала, привлечении современных методов организации и управления производством, сохранении и развитии научно-технического потенциала страны. Активизация и совершенствование деятельности российских экспортеров будут способствовать продвижению РФ по пути рыночных реформ, включению ее в систему мирового хозяйства, увеличению финансирования научно-технической сферы.

RUSSIA'S ACCESS IN THE WORLD MARKET OF THE SCIENTIFIC AND HIGH

TECH PRODUCTION

N.F. Churin, Ph.D (History)

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

The article is devoted to elaboration of scientific and practical recommendations concerning orientation and improvement of state economic activity, joint stock, Russian private firms, corporations and enterprises in modem economy. In particular the aim of the article is to conceive the scenario for Russian science and industry for beneficial participation in the world market, get more advantages from international trade and finally to preserve and develop scientific and technological potential of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.