Научная статья на тему 'Маркетинговые и логистические подходы к продвижению товаров и услуг на внешние рынки в условиях глобализации'

Маркетинговые и логистические подходы к продвижению товаров и услуг на внешние рынки в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2562
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОВАР / УСЛУГА / РЫНОК / ЭКСПОРТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КЛАСТЕР / ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ПОДДЕРЖКА / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумаев В. А.

Выявлены последствия присоединения России к ВТО, состояние экспорта товаров, опыт зарубежных стран в повышении конкурентоспособности продукции, представлены меры поддержки российского экспорта, интеграции российских и зарубежных предприятий, даны предложения по логистической организации экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing and Logistic Promotion of Services and Products in the Global Environment

The author examines the implications of Russia's membership in the WTO, describes the international experience in raising competitive capacity of goods, offers ways to support logistics for export and to stimulate the collaboration of Russian and international companies.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые и логистические подходы к продвижению товаров и услуг на внешние рынки в условиях глобализации»

УДК 378

МАРКЕТИНГОВЫЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В.А. Шумаев, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник

Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы

The author examines the implications of Russia’s membership in the WTO, describes the international experience in raising competitive capacity of goods, offers ways to support logistics for export and to stimulate the collaboration of Russian and international companies.

Выявлены последствия присоединения России к ВТО, состояние экспорта товаров, опыт зарубежных стран в повышении конкурентоспособности продукции, пред-

ставлены меры поддержки российского бежных предприятий, даны предложения

Ключевые слова: товар, услуга, рынок, экспорт, кооперация, поддержка, защита.

В условиях глобализации на первый план для России выдвигаются вопросы о месте в мировом разделении труда, позиционировании в мировом производстве и национальной безопасности. Глобализация мирового рынка, интенсивный научно-технический прогресс и продолжающиеся тенденции дальнейшего международного разделения труда увеличивают значимость управления потоковыми процессами, инициируют затраты на логистику и способствуют формированию на мировом рынке системных образований новых типов. За рубежом эти интегрированные структуры имеют сетевую, организацию с множеством потоковых процессов, единое информационное пространство и объединяют различные по специализации субъекты рынка.

Увеличение экспорта товаров должно достигаться за счет повышения конкурентоспособности российских предприятий и объединений на основе инновационного развития, интеграции, информатизации и логистизации процессов. Поэтому в современных условиях актуальной проблемой экономики является продвижение российских товаров и услуг на внешние рынки.

Вхождение России в мирохозяйственные связи (предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации — ВТО) и

экспорта, интеграции российских и зару-по логистической организации экспорта.

глобализация, кластер, логистика, интеграция,

реструктуризация отечественной экономики определили России путь на интеграцию в мировое экономическое пространство.

Наиболее важное значение придается участию России во Всемирной торговой организации, к которой в настоящее время проводится процесс присоединения. Главная цель ВТО заключается в либерализации международной торговли и обеспечении справедливой конкуренции на мировом рынке, в этом заинтересованы предприниматели всех стран. Достижение этой цели осуществляется посредством принятия членами ВТО единых правил цивилизованного и экономически обоснованного взаимной выгодой поведения на мировом рынке. Совокупность документов ВТО — около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров.

Члены ВТО договорились о встречном предоставлении режима наибольшего благоприятствования, о взаимном предоставлении национального режима в торговле, предоставлении переходного периода. Для России переходный период может составить 3—7 лет в зависимости от товара. Поэтому обвальной либерализации может не быть.

Опыт взаимодействия на постсоветском пространстве показывает, что наша страна (как, впрочем, и другие страны СНГ) пока еще

не подготовлена к полноформатному участию в интеграционных процессах, а, следовательно, ей трудно включиться в полномасштабный экономический диалог с объединениями зарубежных государств. Особенно важным представляется овладение технологией членов ВТО, бесконфликтно регулирующих свою внешнюю торговлю в течение многих лет. Для этого целесообразно обеспечить подготовку в экономических вузах специалистов по вопросам деятельности ВТО и участия в ней России для оказания квалифицированной помощи предпринимателям и обеспечения кадрами ряда административных служб в стране, создание которых предусмотрено соглашениями ВТО.

Присоединение России к ВТО может иметь следующие положительные последствия:

• влияние на формирование повестки дня и принятие решения;

• выход, в международное правовое пространство, появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами;

• выход На новые рынки услуг;

• влияние на формирование правил международной торговли;

• приведение нашего законодательства к международным нормам;

• ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов;

• снижение ежегодного ущерба от применения ограничений против российских поставщиков (2,5—3,5 млрд долл) на 30—40;% или 1 млрд долл, за счет предоставления возможности обратиться в органы разрешения конфликтов или суд.

Перечислим негативные факторы присоединения России к ВТО:

• защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена;

• поступления в бюджет от импортных пошлин могут снизиться;

•либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа;

• привлекательность инвестиций в производство снизится;

• присоединение России к ВТО не гарантирует неприменения против наших товаров антидемпинговых мер.

Повышение конкурентоспособности всей российской промышленности по широкому

кругу отраслей и производств не реально, но по силам России занять свою нишу в отдельных сегментах мирового рынка продукции высокой переработки.

Отрасли, которые выиграют от присоединения России к ВТО, это сырьевые экспортоориентированные, черная и цветная металлургия, химическая промышленность; отрасли, которым это невыгодно — автомобилестроение, банковский и страховой секторы и практически все производства импортозамещающей продукции.

Общая сумма ущерба от применения ограничений против российских поставщиков, по официальной оценке, оценивалась в последнее время в 2,5—3,5 млрд долл. в год. Порядка 30—40% торговых конфликтов могли бы быть урегулированы в нашу пользу через механизм ВТО. Тем самым расчетный ущерб удалось бы сократить примерно на 1 млрд. долл.

Характерной особенностью современной экономики в условиях глобализации является организация потоково-распределительных процессов: материальных, финансовых, информационных или их сочетаний. Постепенно они приводятся к повышению эффективности на основе логистизации.

Логистизация — использование механизмов и инструментов логистики, направленных на рационализацию потоково-распределительных процессов и способствующих повышению эффективности. Напомним, что логистика —это деятельность, направленная на эффективное управление, планирование и движение материальных, а также соответствующих им информационных и денежных потоков.

Анализ логистических концепций и разработок показал, что на основе применения концепций логистики сбыта и интегрированной логистики можно повысить эффективность продвижения товаров на внешние рынки. За счет использования механизмов и инструментов логистики целесообразно координировать объемы экспорта и импорта товаров в комплексе, установив в качестве критерия оптимизации наибольший эффект этих поставок в целом для России.

Анализ опыта иностранных государств в области логистическоой организации товародвижения показал, что основу товарообращения в мире составляет инфраструктура оптовой торговли и крупнооптового товарод-

вижения. Во всем мире учитывают не просто расходы на перевозку, а “общие издержки на товарораспределение” (total distribution cost). Доставка товара от производителя к конечному потребителю осуществляется «от двери до двери, точно в срок» (система ‘just-in-time’-JIT или по-японски «канбан») по комбинированной (бесперевалочной) технологии в унифицированной таре, при взаимодействии железнодорожного, автомобильного, морского, речного и авиагрузового транспорта, грузовых терминалов, грузораспределительных центров, оптовых баз — складов и предприятий торговли, международно-унифицированных информационных систем грузосопровожде-ния. Один и тот же товар должен как можно меньше перевозиться, лежать на складах и перегружаться. Отдельно склад, отдельно транспорт — это разрыв функции, потеря эффективности.

Обработка контейнеризированных грузов сконцентрирована в специализированных комбинированных (мультимодальных) грузообрабатывающих центрах — терминалах, образующих единую глобальную логистическую сеть. Вся система грузодвижения и товарораспределения от изготовителя до конечного потребителя работает по международным стандартам, унифицированным организационно-правовым и нормативнотехническим требованиям, с использованием совместимых документальных форм и безбумажных компьютерных систем мониторинга товародвижения, таможенных процедур, страхования и агентирования грузов и транспортных средств, транспортно-экспедиционного обслуживания и т.п. В развитых странах вопрос в отношении электронного обмена информацией уже решен: либо компания (или страна) использует его, либо вытесняется из международного бизнеса.

Однако Россия должна существенно ускорить проведение рыночных реформ и структурных преобразований в плане повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Весьма показательным является опыт международной интеграции — освоения ведущими автомобилестроительными корпорациями самого перспективного на настоящее время китайского рынка.

Рынок автомобилей КНР по степени насыщения (на 100 человек — всего около 2 ед.) ни в коей мере не сопоставим ни с бразильским

(где она составляет более 10%), ни с южнокорейским (22%), ни тем более с американским (77%). Однако китайский рынок обладает гигантским потенциалом роста (особенно учитывая огромную численность населения страны — 1,3 млрд чел.).

Наиболее прочные позиции среди иностранных производителей в этой стране в настоящее время занимает группа «Volkswagen», контролирующая более 35% общих продаж, второе и третье места делят «Toyota-Daihatsu» и «GM» (примерно по 10%); за ними следуют «Suzuki» (8%), «Honda» (7%), «PSA» и «Ford-Mazda» (по 5%), «Nissan» (4%), «Hyundai-Kia» (3%) и прочие фирмы (14%). Модели, которые «Volkswagen» намечает начать выпускать в КНР в ближайшее время, — «VW Touran», «Audi A3» и «Аб» и версия «Skoda Octavia», учитывающая потребности местного рынка.

«GM» собирается инвестировать в автомобилестроение Китая в период до 2007 г. свыше 3 млрд долл., довести там годовые мощности до 1,3 млн автомобилей и превратить эту страну в свой второй по значимости автомобильный рынок (после США). Данная корпорация производит в стране такие модели, как «Buick Regal», «Excelle», «Sail», минивэны «GL8», планируется в ближайшее время начать выпуск «Buick», «Chevrolet» и «Cadillac». Таким образом, в результате международной интеграции в Китае начато производство конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынка. Указанный опыт целесообразно использовать.

Ведущие мировые производители авиационной техники используют различные способы продвижения своей продукции на зарубежные рынки. В настоящее время США активно прорабатывают вопрос об увеличении собственного экспорта современных видов военной техники, в том числе летательных аппаратов (ЛА), в развивающиеся страны Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока. Правительство страны активно использует политические (заключение договоров о взаимной обороне, стратегическом партнерстве), а также экономические средства (предоставление льготных кредитов; встречные закупки в станах-импортерах; поставку вооружения на условиях аренды с его последующим выкупом по остаточной стоимости, что, в свою очередь, значительно расширяет рынок запасных частей, оказания услуг военного на-

значения) для развития военно-технического сотрудничества. Предусмотрена отмена ряда ограничений на продажу современных видов Вооружений и усиление государственной поддержки американских компаний — его производителей.

Примером наиболее успешного продвижения продукции металлургии за рубеж является опыт компаний США На рынке стран Европы. Продвижение металлопродукции иностранного производства на рынок ЕС ограничено, т.к. здесь действуют меры по защите интересов собственных производителей, ограничивающие доступ зарубежных компаний на стальной рынок региона. Вследствие чего перспективным является приобретение европейских предприятий, особенно в новых странах-членах. Используя данную стратегию, некоторые компании США не только успешно осваивают рынок стран ЕС производства и сбыта, но и эффективно решают возникающие отраслевые проблемы. Так, «US Steel Согр» несколько лет назад приобрела словацкую компанию «VSZ AS», затем металлургический комбинат «Sartid» в Сербии.

В настоящее время иностранные компании, уже располагающие собственными мощностями в Европе, имеют хорошую возможно сть закрепиться в данном регионе, т. к. рынок стран ЦВЕ является довольно перспективным. По мере роста национальных экономик потребление стали будет расти из года в год.

Для России показательным является опыт Новой Зеландии. Новозеландскими лесоэк-спортерами основан консорциум для продвижения на европейские рынки своей продукции под новым брэндовым названием «10(№ чистая новозеландская сосна». При его продвижении будут использоваться такие привлекательные черты Новой Зеландии, как чистота и Девственность ее природы. Экспортеры намерены выступать сплоченным национальным фронтом, придерживаясь совместной ценовой и рекламной политики. Ранее эта единая стратегия позволила им успешно закрепиться на рынке США, потребляющем сейчас новозеландского леса почти на полмиллиарда долл. в год.

Мировой опыт развития текстильной промышленности подтверждает возможность использования двух путей. Первый — «Bottom-up» — основывается на последовательном развитии технологической цепочки «пряжа —

ткань — готовая продукция». Данное направление требует значительных объемов первоначальных инвестиций.

Второй путь — через операции на давальческом, т.е. полученном от иностранного партнера, сырье для переработки и пошива изделий. При этом часть произведенной продукции может оставаться предприятию в качестве компенсации за переработку, а остальное реализуется на внешнем рынке. Иностранный заказчик, используя свою торговую марку и инфраструктуру при продвижении готовой продукции, экономит на трудовых затратах, стоимости электроэнергии и других накладных расходах.

В настоящее время турецкая текстильная промышленность по оснащенности современным оборудованием занимает одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, обеспечение отрасли качественным сырьем способствовало тому, что текстильная продукция турецкого производства в настоящее время в состоянии конкурировать с продукцией традиционных мировых лидеров — Италии и Германии. В последние годы большинство крупных турецких фирм объединяется в холдинги, что выгодно экономически и стратегически. Как правило, в холдингах осуществляется замкнутый производственный цикл — от изготовления (переработки) волокон и нитей до производства готовых швейных изделий, что позволяет удерживать цены на конкурентном уровне.

Иностранные инвестиции в российскую промышленность при их растущей значимости пока не стали фактором, способствующим устойчивому росту российской экономики и повышению ее конкурентоспособности. Иностранный капитал пришел в Россию, в основном, в добывающие отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы (особенно с учетом параметров расширения мирового спроса на энергоносители и роста цен), а также в отрасли с быстрой окупаемостью вложений — пищевую промышленность (пивоваренную, табачную и кондитерскую), торговлю и общественное питание. Зарубежные инвестиции практически не участвуют в создании в России современных высокотехнологичных производств и услуг, которые смогли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую специализацию страны. Основные показатели внешнеэкономической деятельности России показаны в

Таблица 1

Внешнеэкономические операции России (в млн дом. США; знак «минус» обозначает дебетовые величины)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Экспорт товаров и услуг 119351 120095 120912 163215 213377 286300

Товары, фоб1 105033 101884 107301 135929 183452 243569

Нефакторные услуги 9565 11441 13611 16229 20290 24566

Факторные услуги2 4753 6800 5677 11057 9635 18165

Импорт товаров и услуг -73957 -83927 -96960 -127420 -152469 -200888

Товары, фоб1 -44862 -53764 -60966 -76070 -96307 -125303

Нефакторные услуги -16230 -20572 -23497 -27122 -33700 -39261

Факторные услуги2 -11489 -11038 -12260 -24228 -22462 -36324

1 Уточненные данные таможенной статистики, включая оценки гуманитарной помощи и неорганизованной «челночной» торговли, собственность мигрантов и другие поправки, включая также поправки на неэквивалентный бартер и стоимость экспортного топлива. Данные по внешней торговле товарами взяты из платежных балансов с поправками Госкомстата России.

2 Услуги труда и капитала, охватывающие доход от прямых иностранных инвестиций, проценты, дивиденды, собственность и трудовой доход.

Источник: Платежный баланс РФ.

табл. 1. Основу российского экспорта (65%) формирует минеральное топливо: нефть, газ, в меньших объемах — нефтепродукты и уголь (табл. 2). По экспорту природного газа и нефтепродуктов Россия занимает первое место в мире, по нефти — второе (после Саудовской Аравии), по углю — пятое. Крупнотоннажными статьями экспорта РФ являются черные металлы, минеральные удобрения, круглый лес, железная руда, а также пиломатериалы, алюминий, сера, фосфаты, аммиак, целлю-

лоза, бумага и картон, цемент; по всем этим товарам Россия входит в число ведущих мировых экспортеров.

Комплекс предлагаемых мер по поддержке отечественного экспорта (рис. 1) направлен на создание условий для эффективного развития поставок за рубеж, прежде всего, промышленной продукции.

Г осударственная поддержка экспорта должна стать приоритетным направлением не только внешнеэкономической политики

Таблица 2

Структура экспорта России по группам товаров в 2000-2005 гг. (в процентах)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Экспорт, всего: 100 100 100 100 100 100

Продовольствие и сельхозсырье 1,6 1,9 2,6 2,5 1,8 1,9

Минеральные продукты и электроэнергия 53,8 54,7 55,2 57,3 57,7 64,6

Продукты химической промышленности, каучук 7,2 7,5 7,0 6,9 6,6 5,9

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4,3 4,4 4,6 4,2 3,9 3,4

Текстиль и текстильные изделия, обувь 0,8 0,8 0,8 0,7 0,6 0,4

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 21,7 18,8 18,6 17,7 20,2 17,0

Машины, оборудование и транспортные средства 8,8 10,5 9,4 9,0 7,8 5,6

Источник: Таможенная статистика.

ИНФОРМАЦИ-ОННОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТ-ВЕННАЯ УСИЛЕН. КОМ-

ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ПОДДЕРЖКА МЕРЧЕСКОГО

ПРИСУТСТВИЯ

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ О ТОВАРАХ, ПРОИЗВОДИ-ТЕЛЯХИ ПОТРЕБИТЕЛЯХ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

СОЗДАНИЕ

МАРКЕТИНГО-ВЫХ

СТРУКТУР

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ ТОВА-РОВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН

РАЗВИТИЕ РЕК-ЛАМЫ ОТЕЧЕС-ТВЕННЫХ

ТОВАРОВ И ЧКГППРТРРПГ?

ОКАЗАНИЕ МАРКЕТИН-ГОВЫХ УСЛУГ ЭКСПОРТЕРАМ

ОРГАНИЗАЦИ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОННАЯ

НОРМАТИВНАЯ

- ФИНАНСОВАЯ

НАУЧНО-

ТЕХНИЧЕСКАЯ

ПРЕДСТАВИ-

ТЕЛЬСКАЯ

Российской Федерации, но и экономической политики страны в целом. Основные меры государственной поддержки экспорта, представлены в табл. 3.

Обеспечение российским экспортерам благоприятных условий деятельности на внешних рынках, позволяющих добиваться успеха в острой конкурентной борьбе, требует создания общенациональной системы поддержки экспорта (рис. 2), обладающей следующими признаками:

• координируемой из единого центра специализированным уполномоченным органом федеральной исполнительной власти в статусе федерального агентства;

•предоставляющей весь комплекс современных экспортных услуг, для чего необходимо соответствующее ресурсное, институциональное, организационное и кадровое обеспечение;

• предполагающей активное участие в продвижении экспорта всей системы российских загранпредставительств или специально созданного Бюро;

• опирающейся на фиксированную долю средств, выделяемых на поддержку экспорта в расходной части федерального бюджета;

• предусматривающей минимизацию административных и технических барьеров в обла-

УСИЛЕНИЕ

ТОРГОВОЙ

ДИПЛОМАТИИ

СОЗДАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ БЮРО В РАЗНЫХ СТРАНАХ

РАЗВИТИЕ МЕР ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЭКСПОРТЕРОВ

Рис. 1. Меры поддержки экспорта на макроуровне

сти осуществления экспортной деятельности.

Реализация комплекса универсальных мер содействия экспорту должна сопровождаться целевыми мероприятиями по развитию экспорта определенных категорий участников ВЭД, товаров и услуг, прежде всего:

1) малого бизнеса путем разработки специальных схем стимулирования его экспортной деятельности, формирования логистической сети посреднических организаций во внешнеэкономической сфере с долевым государственным участием для мобилизации экспортного потенциала малого бизнеса;

2) приграничных территорий путем создания особых экономических зон;

3) машинотехнической продукции посредством гармонизации фонда национальных стандартов с международными, содействия сертификации российской продукции в соответствии с требованиями зарубежных рынков, гармонизации правил и процедур подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям с международно-признанными нормами;

4) комплектного оборудования и инженерно-строительных услуг посредством разработки специальных финансовых схем государственной поддержки участия отечественных компаний в международных тендерах, включая выставление уполномоченными банками тендерных гарантий и гарантий надлежащего исполнения обязательств российскими экспортерами;

5) наукоемкой продукции и услуг путем расширения и совершенствования сети государственных патентных услуг, заключения соглашений о научно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами, формирования международных научно-технических партнерств для реализации совместных проектов в наукоемких отраслях.

Таблица 3

Предложения о мерах государственной поддержки экспорта

Механизмы Содержание мер

1 Организационные • формирование логистической сети посреднической деятельности; • создание особых экономических зон

2 Институциональные • создание экспортных бюро в разных странах

3 Представительские • проведение государственной политики развития экспорта на высшем уровне; • организация выставок, ярмарок, конференций, содействие установлению новых контактов

4 Нормативные • гармонизация законов с нормами ВТО; • гармонизация отечественных стандартов с международными; • приведение сертификации к требованиям международных рынков; • приведение к международным правилам и нормам процедур подтверждения соответствия продукции

5 Финансовые • разработка специальных схем стимулирования'экспорта; • разработка специальных схем финансовой поддержки участия России в международных тендерах

6 Научно-технические (инновационные) • логастизациясети государственных патентных услуг и их деятельности; • заключение соглашений о научно-техническом сотрудничестве; • формирование международных научно-технических партнерств для реализации совместных наукоемких проектов

Рис. 2. Схема логистической организации экспортных услуг на основе Государственной поддержки

По мере углубления интеграции России в мировое хозяйство наряду с поддержкой экспорта все 'большее значение будут приобретать меры, направленные на усиление коммерческого присутствия нашей страны на зарубежных рынках. Целью этих мер являются стабилизация и увеличение экспорта путем создания фирменной сбытовой и сервисной сети за границей, организация сборочных производств на основе российских комплектующих, оптимизация и диверсификация бизнеса отечественных компаний путем приобретения конкурентоспособных зарубежных активов. Превращение российских компаний в транснациональные будет способствовать повышению их капитализации, откроет более широкие возможности для выхода на мировые финансовые рынки.

Официальная помощь развитию, реализуемая посредством «связанных» кредитов, в ближайшие десятилетия может стать для России эффективным средством стимулирования экспорта. Деятельность в этом направлении нуждается в планировании, тесной увязке внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов, требует организационных усилий, что обуславливает необходимость создания специального агентства развития.

Усиление интеграции России в международные хозяйственные системы может заметно повысить эффективность национального бизнеса и усилить его присутствие на глобальном рынке. Слабая вовлеченность российских компаний в производственную и научно-техническую кооперацию, субкон-трактные отношения с зарубежными фирмами, различные формы аутсорсинга является сильным сдерживающим фактором в процессе оптимизации международной специализации страны.

Перечислим основные направления стимулирования более активного участия отечественных компаний в международных кооперационных проектах:

• содействие внедрению и сертификации систем управления качеством на малых и средних российских предприятиях — потенциальных субконтракторах;

• создание и развитие центров субконтрактации в Российской Федерации и национальной информационной системы поиска поставщиков, установлении контактов с аналогичными зарубежными центрами и

информационно-поисковыми системами;

• организация российских и участие в зарубежных ярмарках субконтрактов;

• совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей использование кооперационных форм торгово-экономического сотрудниче ства.

Вопросы международной интеграции рассмотрим на примере автомобилестроения, в сфере которого осуществляется этот процесс.

В последнее время все больше проявляется тенденция к уменьшению объемов продаж российских автомобилей при росте доли продаваемых иномарок. Российские автомобили теряют свое главное преимущество перед иномарками — низкую стоимость. При этом зна-чительно растут продажи новых импортных автомобилей (12,3% от общего объема продаж в 2003 г. по сравнению с 25.3''/ в 2005 г.). Доля в общем объеме реализации на внутреннем рынке собранных в России автомобилей зарубежных производителей увеличилась с 3,4Щ в 2003 г. до 8,515 в 2005 г. В соответствии с порядком промышленной сборки созданы сборочные производства легковых автомобилей «Киа Спектра» в ОАО «Иж-Авто» и внедорожника «Ссанг Йонг» в ОАО «Северсталь-Авто». Подготовлены инвестиционные соглашения с предприятиями ОАО «Автофрамос», ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ», «Тойота» и др. Разрабатываются проекты по организации «промышленной сборки» с компанией «ФИАТ», а также китайских автомобилей «Черри» на Новосибирском автомобильном заводе.

Выпуск автомобилей в рамках режима «промышленной сборки» к 2010 г. прогнозируется порядка 2 млн. шт., в т.ч. 1,7—1,9 млн легковых автомобилей, 82—85 тыс. автобусов и 275—310 тыс. грузовиков.

Для дальнейшей поддержки развития эффективного сборочного производства автомобилей и локализации выпуска комплектующих как одной из форм интеграции предлагается:

•введение налогового стимулирования в автомобилестроении, прежде всего, в области НИОКР;

• использование инфраструктуры особых экономических зон для создания производств, прежде всего, в области комплектующих;

• нормативное закрепление получения новыми предприятиями по выпуску комплектующих изделий льгот в случае участия в них

российской стороны;

•дальнейшее таможенно-тарифное регулирование ввоза подержанной автомобильной техники, возможное увеличение пошлин на ввоз бывших в эксплуатации более 6 лет автомобилей;

• ужесточение экологических норм, введение в действие норм Евро-3 и Евро-4;

• введение мер государственной поддержки экспорта собираемой продукции;

• создание системы подготовки кадров для отрасли.

Целесообразна организация в России кластеров, позволяющих повысить устойчивость и эффективность. Основными целями организации кластеров являются:

1) увеличение способности компаний-поставщиков к образованию глобальных логистических сетей;

2) помощь партнерам в увеличении степени сложности их продукции и, следовательно, улучшение их позиций в цепочке поставщиков;

3) совершенствование стратегии развития общенациональной промышленности;

4) интернационализация сети.

В стране имеются возможности для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги в следующих наукоемких и высокотехнологичных отраслях (без учета отраслей ВПК): оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное обеспечение.

Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается в настоящее время примерно в 3 трлн долл., однако присутствие России на нем заметно лишь в таких сегментах, как ядерные технологии, оружие и военная техника, коммерческие запуски спутников, производство жидкостных ракетных двигателей, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктуры.

Актуальность интеграции России в мировой рынок наукоемких технологий повыша-

ется в связи с отсутствием в стране по разным причинам спроса на часть наукоемкой продукции, что приводит к застою и старению наиболее передовой технологической базы (авиация, космонавтика, радиоэлектроника, биотехнология, информатика и т.п.).

Наращивание экспортного потенциала этих отраслей тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.

Российская промышленность обладает не-задействованным научным инновационным потенциалом, использование которого в перспективе значительно повысит конкурентоспособность продукции и увеличит возможности экспорта товаров на зарубежные рынки.

Совокупность стимулирующих мер по продвижению национального экспорта и усилению коммерческого присутствия России на внешних рынках будет способствовать увеличению и совершенствованию:

• структуры экспорта за счет расширения номенклатуры экспортной продукции в рамках традиционной специализации;

• интенсификации участия национальных компаний в производственной и научно-технической кооперации с зарубежными фирмами;

• эффективного встраивания отечественного бизнеса в международные вертикальноинтегрированные производственные системы;

• освоения производства принципиально новой, нетрадиционной для российского экспорта продукции (прежде всего наукоемких товаров и услуг);

• мобилизации экспортного потенциала малого бизнеса, муниципальной промышленности и кустарных промыслов;

• налаживания эффективного маркетинга и сервиса российской экспортной продукции на зарубежных рынках.

Литература

1. Сергеев В.А., Шумаев В.А. Продвижение товаров на экспорт в условиях глобализации/ В.А. Сергеев, В.А. Шу-

маев.// Микроэкономика. 2007. № 1. С. 56—74.

2. The Russian Automotive Market. Industry Overview. «Ernst &Young», 2006.

3. Таможенная статистика. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.