Информатика. Экономика. Управление// Informatics. Economics. Management
2022; 1(2) http://oajiem.com/
УДК: 622.276(G91)
DOI: https://doi.org/1G.47813/2782-528G-2G22-1-2-G2G1-G2G7
EDN: VVHPQP
Выход из нефтегазового кризиса на примере нефтяного
эмбарго 1973 года
Аннотация. В статье рассмотрена ситуация на мировом энергетическом рынке 1973 года. Основываясь на проведенном анализе, были предложены пути решения и сделаны выводы и прогнозы о ситуации на мировом энергетическом рынке на момент написания статьи. Показано, что санкционная политика в сторону какой-либо из стран не приведет к урегулированию ни одного конфликта, в чем убеждает пример ситуации 1973 года. Делается вывод о том, что нефтяной кризис 2022 года может быть предотвращен с помощью урегулирования отношений Россия-Европа-США, посредством отмены санкционной политики и подписи контрактных соглашений на поставки энергоресурсов в страны потребители на взаимовыгодных условиях.
Ключевые слова: поставки нефти, эмбарго, энергетический кризис, санкционная политика.
Благодарности: научный руководитель: кандидат исторических наук А. С. Жулаева, Сибирский федеральный университет, Красноярск.
Для цитирования: Соболев, В. A. (2G22). Выход из нефтегазового кризиса на примере нефтяного эмбарго 1973 года. Информатика. Экономика. Управление - Informatics. Economics. Management, 1(2), G2G1-G2G7. https://doi.org/1G.47813/2782-528G-2G22-1-2-G2G1-G2G7
Way out of the oil and gas crisis on the example of the 1973 oil
embargo
Abstract. The article considers the situation on the world energy market in 1973. Based on the analysis, solutions were proposed and conclusions and forecasts were made about the situation in the global energy market at the time of writing. It is shown that the sanctions policy towards any of the countries will not lead to the settlement of any conflict, as the example of the 1973 situation convinces. It is concluded that the oil crisis of 2022 can be prevented by settling Russia-Europe-USA relations, by
В.А. Соболев
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
V.A. Sobolev
Siberian federal university, Krasnoyarsk, Russia
© В.А. Соболев, 2G22
G2G1
cancelling the sanctions policy and signing contract agreements for the supply of energy resources to consumer countries on mutually beneficial terms.
Keywords: oil supplies, embargo, energy crisis, sanctions policy.
Acknowledgements: scientific supervisor: candidate of historical sciences A. S. Zhulaeva, Siberian federal university, Krasnoyarsk.
For citation: Sobolev V. A. (2022). Way out of the oil and gas crisis on the example of the 1973 oil embargo. Informatics. Economics. Management, 1(2), 0201-0207. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2022-1-2-0201-0207
ВВЕДЕНИЕ
На фоне санкций, вводимых против России, на современном этапе РФ вводит ответные меры в виде оплаты экспорта в национальной валюте [1-4]. В случае отказа, страна может прекратить поставки нефти и газа в Европу, что может повлечь за собой Энергетический кризис, отсылающий нас к событиям 1973 года [5].
В октябре 1973 года арабские нефтедобывающие страны ввели нефтяное эмбарго в отношении Соединенных Штатов из-за их поддержки Израиля после нападений на Египет и Сирию.
Бойкот стал шоком для американских обывателей, которые мало осознавали свою растущую зависимость от нефти из нестабильного Персидского залива, которые к началу 1974 года столкнулись с нехваткой топлива по всей стране. Тридцать пять лет спустя, арабское нефтяное эмбарго по-прежнему считается важной вехой в истории энергетики.
События 17 октября резко разрушили ожидания США относительно роли нефти в 11 -дневной ближневосточной войне. Встречи между Никсоном, госсекретарем Киссинджером и министрами иностранных дел арабских стран в то утро убедили американцев в том, что арабы не перекроют нефть, это успокоило правительство США, но в скором времени они получили телеграмму Госдепартамента из Саудовской Аравии от 29 ноября 1973. Американский посол сообщил, что возросшая цена барреля нефти в период кризиса с лихвой компенсировала потери от сокращения добычи.
Предположение американского правительства о том, что бойкот нефти по политическим мотивам повлечет за собой тяжелые финансовые потери для производителей, оказалось абсолютно неверным.
В первые дни нефтяного эмбарго сокращение добычи было компенсировано скромным увеличением добычи неарабскими членами ОПЕК. Однако, в короткой
телеграмме в Государственный департамент США от 4 декабря Американский посол сообщил, что, арабские страны, организовавшие бойкот, оказывали давление на неарабские страны ОПЕК, чтобы они сократили свою добычу.
АНАЛИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Несмотря на экономическую угрозу, исходящую от давления Стран ОПЕК, это сообщение не вызвало в Вашингтоне достаточного количества тревожных сигналов. Было приложено мало усилий для противодействия стратегии, которая в долгосрочной перспективе может быть столь же опасной, как эмбарго. Открытое представление этой стратегии застало Киссинджера врасплох. Посол США в Эр-Рияде телеграфировал в штаб-квартиру: «ОПЕК, вероятно, удивлена беспомощной реакцией потребителей».
Ограничения ОПЕК на добычу создали устойчивый «рынок продавцов» нефти до тех пор, пока в конце 1980 года его члены не переусердствовали. Ограничение добычи ОПЕК уже стало недостаточно для контроля над мировым рынком. В течение длительного периода (примерно с 1982 по 1998г.) в международной торговле нефтью преобладал свободный рынок покупателей, и контроль ОПЕК практически исчез.
В 1999 году ОПЕК воспользовалась возобновлением дисциплины среди своих членов и ростом спроса на нефть во всем мире, чтобы начать путь обратно к власти. Долгое время американские политики игнорировали рост объемов импортируемой нефти и последствия изменений на мировом рынке. Отрицатели опасной зависимости от нефти находили утешение в маловероятности возврата к дефициту 1970-х годов из-за отсутствия контроля над ценами и государственных ассигнований, существовавших в предыдущем десятилетии.
Принятие «Закона об энергетической независимости и безопасности» от 19 декабря 2007 года и начало очень запоздалой реакции рынка на стремительный рост цен говорили о том, что эпоха американской нефтяной самоуспокоенности закончилась.
Кризис 1973 года ознаменовал собой окончание сильнейшего послевоенного роста в индустриальном мире. Для сравнения в течение 13 лет с 1960 года средний экономический рост в Японии составлял 10-11%, в США 4.3%, во Франции 5.9%, а в Германии 5.4%, а с 1973 по 1979 годы средний рост в Японии составил 3.8%, в США 2.8%, во Франции 3.1%, в Германии 2.4% [1].
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ
В соответствии с исследованием Бланшара и Галли выделяются четыре фактора, объясняющие связь между спадом реальной экономики и сокращением предложения нефти в 1970-е [6].
Во-первых, в 1970-е нефтяные кризисы наступили совместно с другими кризисами спроса и предложения в индустриальных экономиках, вызванных, в том числе жесткой монетарной политикой, которая как раз распространилась в первой половине 1970-х.
Во-вторых, из-за высокой роли профсоюзов и индексации зарплат в развитых странах была низкая гибкость рынка труда, что затрудняло адаптацию экономики к кризису и повышало риск стагфляции.
В-третьих, центральные банки начала 1970-х имели низкое доверие населения и не знали, как реагировать на кризисные предложения. В результате повышался риск одновременного снижения выпуска и роста инфляции.
В-четвертых, роль нефти как в производстве, так и в потреблении была очень высока, что повышало эффект влияния любых нефтяных кризисов на промышленное производство [6].
ОБСУЖДЕНИЕ
Страны стали уделять гораздо большее внимание замещению поставок нефти из Ближнего Востока; разработке других источников энергии и снижению потребления энергии в целом. Появление убеждения о том, что нефть может закончиться, стимулировало изменения в путях использовании ресурса. После нефтяного эмбарго резко увеличилось финансирование альтернативных источников энергии. Выделяются три стратегии, которым следовали страны в зависимости от развитости институтов и изначальной роли государства в экономике: ограничения на импорт энергоресурсов и развитие национальной энергетической отрасли; сохранение зависимости от импорта энергии вместе с активными инвестициями в энергетическую эффективность и собственный индустриальный экспорт; слабое вмешательство государства в рынки энергоресурсов и фискальная поддержка пострадавшего бизнеса [7]. Таким образом, стратегии во внутренней политике почти полностью зависели от политических институтов и баланса интересов в каждом отдельном государстве.
Кризис однозначно повлиял на международные отношения, однако своей главной цели - вывести войска Израиля с арабских территорий - эмбарго не достигло. Но привело к ускорению подписания мирных соглашений на Ближнем Востоке и повысило роль арабских стран в международной политике. Кризис также ускорил и немного изменил некоторые уже появляющиеся тренды в мировой политике, но не привел к созданию совершенно нового мирового порядка. Основной результат нефтяного кризиса — это повышение роли ОПЕК на мировой арене. Хотя арабские страны не достигли своей цели, они показали, что контроль над производством нефти — эффективное дипломатическое и экономическое оружие, что изменило политику США в отношении конфликтов на Ближнем Востоке. Рой Ликлидер выделяет три основных результата эмбарго: Нидерланды смягчили свою жесткую политику в отношении Арабских стран и присоединились к центристской позиции Евросоюза; Япония выразила намерение пересмотреть политику в отношении Израиля; Европейские страны отказались предоставлять США свои военные базы для обеспечения Израиля оружием [7]. Таким образом, в международных отношениях, как и во внутренней политике, кризис повысил неопределённость. Кризис показал важную роль сформировавшихся политических институтов в странах, а также выявил потенциал стран ОПЕК на международной арене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сказать, что современные события на мировой арене похожи на ситуацию 1973 года, когда страны, нуждавшиеся в поставках нефти, в наикратчайшие сроки пытались заменить экспортера нефти, которым в то время стал СССР. В виду ограничения поставок нефти и газа в США потребитель пытается восполнить запасы путем возвращения к поставкам нефти из стран персидского залива. Санкционная политика в сторону какой-либо из стран не приведет к урегулированию ни одного конфликта, в этом можно убедиться на примере ситуации 1973 года. Нефтяной кризис 2022 года может быть предотвращен с помощью урегулирования отношений Россия-Европа-США, посредством отмены санкционной политики и подписи контрактных соглашений на поставки энергоресурсов в страны потребители на взаимовыгодных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Карцан И., Жуков А., Башкатов А., Харламов А., Разживайкин С., Доронина Е., Клементьева М. Методологический подход к управлению логистикой в условиях межгосударственной конфронтации. Современные инновации, системы и технологии -Modern Innovations, Systems and Technologies. 2021; 1(4): 31-39. https://doi.org/10.47813/2782-2818-2021-1-4-31-39
[2] Жуков А., Карцан И., Харламов А.Г., Башкатов А. И., Разживайкин С.А., Разинькова М.Р., Скрипачев В.О. Динамическая модель транспортно-логистикой цепочки в условиях межгосударственной конфронтации. Современные инновации, системы и технологии - Modern Innovations, Systems and Technologies. 2021; 1(4): 16-23. https://doi.org/10.47813/2782-2818-2021-1-4-16-23
[3] Седова А.М. Опыт выхода из кризисов последнего столетия и его уроки для наших дней. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://cceis.hse.ru/pubs/share/direct/422402207.pdf (дата обращения: 24.04.24).
[4] Hakes J. A Declaration of Energy Independence: How Freedom from Foreign Oil Can Improve National Security, Our Economy, and the Environment. Wiley Publishing House; 2015. 260.
[5] Issawi Ch. The 1973 oil crisis and after. Journal of Post Keynesian Economics. 1978-1979; 1.2: 3-26.
[6] Blanchard, Olivier J., and Gali J. The Macroeconomic Effects of Oil Shocks: Why are the 2000s so different from the 1970s. URL: https://www.nber.org/papers/w13368 (дата обращения: 24.04.24).
[7] Licklider R. The power of oil: the Arab oil weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States. International studies quarterly 32.2 (1988). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Power-of-Oil%3A-The-Arab-Oil-Weapon-and-the-the-Licklider/92dbddba23893560a127a5ec353346b5af1feeb6 (дата обращения: 24.04.24).
REFERENCES
[1] Karcan I., Zhukov A., Bashkatov A., Harlamov A., Razzhivajkin S., Doronina E., Klement'eva M. Metodologicheskij podhod k upravleniyu logistikoj v usloviyah mezhgosudarstvennoj konfrontacii. Sovremennye innovacii, sistemy i tekhnologii - Modern
Innovations, Systems and Technologies. 2021; 1(4): 31-39. https://doi.org/10.47813/2782-2818-2021-1-4-31-39
[2] Zhukov A., Karcan I., Harlamov A. G., Bashkatov A. I., Razzhivajkin S. A., Razin'kova M. R., Skripachev V. O. Dinamicheskaya model' transportno-logistikoj ce-pochki v usloviyah mezhgosudarstvennoj konfrontacii. Sovremennye innovacii, si-stemy i tekhnologii - Modern Innovations, Systems and Technologies. 2021; 1(4): 16-23. https://doi.org/10.47813/2782-2818-2021-1-4-16-23
[3] Sedova A.M. Opyt vyhoda iz krizisov poslednego stoletiya i ego uroki dlya nashih dnej. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomi-ki». URL: https://cceis.hse.ru/pubs/share/direct/422402207.pdf (accessed: 24.04.24).
[4] Hakes J. A Declaration of Energy Independence: How Freedom from Foreign Oil Can Improve National Security, Our Economy, and the Environment. Wiley Publishing House; 2015. 260.
[5] Issawi Ch. The 1973 oil crisis and after. Journal of Post Keynesian Economics. 1978-1979; 1.2: 3-26.
[6] Blanchard, Olivier J., and Gali J. The Macroeconomic Effects of Oil Shocks: Why are the 2000s so different from the 1970s. URL: https://www.nber.org/papers/w13368 (accessed: 24.04.24).
[7] Licklider R. The power of oil: the Arab oil weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States. International studies quarterly 32.2 (1988). URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Power-of-Oil%3A-The-Arab-Oil-Weapon-and-the-the-Licklider/92dbddba23893560a127a5ec353346b5af1feeb6 (accessed: 24.04.24).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Соболев Владислав Алексеевич,
студент Сибирского федерального университета, институт нефти и газа, кафедра пожарная безопасность, Красноярск, Россия
Vladislav Sobolev, a second-year student of Siberian Federal University, Institute of Oil and Gas, Department of Fire Safety, Krasnoyarsk, Russia
Статья поступила в редакцию 12.10.2022; одобрена после рецензирования 22.10.2022; принята
к публикации 28.10.2022.
The article was submitted 12.10.2022; approved after reviewing 22.10.2022; accepted for publication
28.10.2022.