СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРАБСКИХ СТРАНАХ - ЭКСПОРТЕРАХ НЕФТИ
САЛЕХ БАСЕМ ФАЛЕХ1
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия
После нефтяного кризиса в 1973г. термин «энергетическая безопасность» становился ключевым у создателей политики на западе. Их ответная реакция была массивной, координированной и эффективной в виде разных мер. На пороге нового столетия картина переворачивалась: те страны, которые экспортировали нефть, особенно в арабском мире, столкнулись с проблемой энергетической безопасности. В статье рассматриваются причины энергетического кризиса 1973г. и те меры, предпринятые странами Запада для выхода с него, а также пути перспективного решения энергетической безопасности в арабских странах
Энергетическая безопасность является составной частью экономической безопасности, которая, в свою очередь является совокупностью внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивидуума, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантированную от различного рода угроз и потерь, т.е. способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. В 70-х годов энергетическая безопасность стала наиболее актуальной проблемой в промышленно- развитых странах в результате нефтяного кризиса.
Это связано с тем, что в 1970 г. на рынке стала остро ощущаться нехватка энергетического сырья, прежде всего нефти. В связи с небывалым ростом его потребления и особенно после переоценки роли ядерной энергетики и повсеместного закрытия угольных шахт. Нефтедобывающие страны обнаружили, что конъюнктура рынка энергетического сырья стала весьма выгодной для них в результате коренного изменения соотношения между спросом и предложением.
В этих обстоятельствах страны ОПЕК начали эффективно действовать в целях осуществления ранее поставленных задач, которые были сформированные ее членами в уставе на Багдадской конференции в 1960 году и утверждены в Каракасе (Венесуэла) в 1961 году. В 1965 году он был полностью пересмотрен. Из этих задач, нас интересует: - Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов; обеспечение стабильности цен на мировом рынке нефти; обеспечение устойчивых доходов стран-производителей нефти; обеспечение справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность.
Действия ОПЕК были отражены на XXI сессии ОПЕК, состоявшейся в декабре 1970 г., которая постановила повысить справочные цены на нефть и ликвидировать разницу между рыночными и справочными ценами, подняв их до наивысшего из достигнутых уровней; отменить все предоставлявшиеся ранее монополиям скидки со справочных цен; принять новую систему начислений скидок за качество нефти. Эти постановления были предъявлены в виде требований нефтяным монополиям на переговорах, начавшихся в январе 1971 г. Монополии отказались удовлетворить требования ОПЕК. В ответ на это нефтедобывающие страны пригрозили принять самые решительные меры, включая наложение эмбарго на экспорт нефти.
1 Салех Басем Фапех-магистр экономики, аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательства экономическою факультета РУДН
В результате решительных действий стран-членов ОПЕК, их твердой уверенности в правоте своих акций нефтяные монополии были вынуждены отступить и подписать соглашение со странами ОПЕК 14 февраля 1971 г. Одним из пунктов соглашения явилось положение о немедленном повышении цены на 33 цента за баррель. И в дальнейшем с 1 июня 1971 г. и далее в январе 1973-1975 гг. справочная цена будет повышаться на 2,5%. Помимо этого за отсрочку платежей нефтяные компании обязались увеличить в эти же периоды справочную цену дополнительно на 5 центов за баррель. Монополии были вынуждены пойти и на ряд мелких уступок.2
В дальнейшем страны- экспортеры нефти индивидуально и коллективно добились многих уступок от нефтяных компаний. В Женеве в январе 1972 г. было подписано соглашение, предусматривающее повышение справочных цен на 8,5% с целью компенсации убытков нефтедобывающих стран в связи с девальвацией доллара и изменением паритетов других валют западных стран, которые привили к валютному кризису в результате экономической реформы провидимой американским президентом (Никсон). В феврале 1973 г. произошла новая девальвация доллара, и это послужило причиной для новых переговоров между членами ОПЕК и нефтяными компаниями о пересмотре справочных цен на нефть.
Они проходили несколькими этапами. В результате переговоров было принято условие нефтедобывающих стран о повышении справочных цен на 11,9%. Было принято также решение на будущее, о ежемесячном пересмотре цен на нефть в зависимости от изменений покупательной способности доллара.
Арабские страны- экспортеры нефти нашли в четвертой арабо-израильской войне (в октябре 1973 г.) хороший повод для ускорения процесса достижения целей по установлению полного контроля на добычу и цены на собственную нефть. Этой датой именуется начало энергетического кризиса, в составной части которого лежит нефтяной кризиса и является его основой, если в 1970 г. о нефтяном кризисе только заговорили, то в 1973 г. он стал суровой реальностью будней миллионов людей во всех промышленно- развитых странах. Известили об этом октябрьские события на Ближнем Востоке. Шесть стран Персидского залива: Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Абу-Даби, Катар - объявили, что с 16 октября 1973 г. рыночные цены на легкую аравийскую нефть, служащей базой для расчета цен на другие сорта нефти, устанавливаются в размере 3,65 долл. за баррель и справочные цены - в 5,11 долл. за баррель. Одновременно они предупредили, что справочные цены будут на 40% превышать рыночные.
Страны Персидского залива заявили, что вопрос о пересмотре ранних соглашении был поставлен ими в связи с тем, что его условия не обеспечивают странам-экспортерам справедливой доли в прибылях компаний и не соответствуют изменившейся обстановке на рынке, характеризующейся ростом фактических цен на нефть. В результате повышения справочных цен, доходы стран Персидского залива повысились в среднем с 1,75 долл. до 3 долл. за баррель нефти. Цена на ливийскую нефть была повышена в октябре 1973 г. с 4.604 долл. до 8,925 долл. за баррель - это более чем на 90% за счет включения надбавок за фрахт и за низкое содержание серы, в ноябре - до 9,061 долл. за баррель, т.е. более чем в 2,5 раза по сравнению с мартом 1971 г.
Венесуэла объявила о повышении с 16 октября 1973 г. цены в среднем на 56% - до 6,42 долл. за баррель, не считая надбавки за фрахт. С 1 ноября цена на нигерийскую нефть была повышена с 4,287 долл. до 8,310 долл. за баррель.3
На состоявшейся в ноябре 1973 г., вслед за совещанием стран Персидского залива, чрезвычайной сессии Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) было принято решение о немедленном сокращении добычи нефти в Абу-Даби, Алжире, Катаре, Ливии и
2 Аль- Звиг А.Х. “Нефть и Арабская политика”, Эль-Рияд.1981 с57- 69 (на араб, языке)
31 Аль-Звиг “Нефть и Арабская политика”, Эль-Рияд. 1981 с 142 (на араб, языке)
Саудовской Аравии минимум на 5% по сравнению с сентябрьским уровнем и дальнейшее ее сокращение на 5% ежемесячно, (см. табл. 1)
Таблица 1
Сокращение добычи нефти в арабских странах (ноябрь 1973г.) (100 барр./день)
Страна Добыча в сентябре Добыча после сокращения Сокращение 100 барр./день Сокращения (%)
Саудовская Аравия 85.499(1) 58.494 27.005 31,5
Кувейт 35.063(1) 24.788 10.275 29
Ирак 21.115 19560 1555 7,3
Абу-Даби 13.970 10.485 3.499 25
Катар 6.086 4584 1502 25
Ливия 22861 17146 5715 25
Алжир 10.500 7875 2625 25
Др. арабские. страны(2) 11.000 8250 2750 25
Всего 206104 151.182 54.922 26,7
(2) в том числе в нейтральной зоне (2) Египет, Сирия, Дубай и Оман
Источник: Аль-Звиг "Нефть и Арабская политика", Эль-Рияд. 1981 с166 таб.11 (на араб, языке)
Это решение не распространялось на Бахрейн, где добыча нефти и так сокращалась в связи с истощением ее запасов, а также Египет и Сирию, которые непосредственно вели боевые действия.4 Однако некоторые страны, в частности Саудовская Аравия и Кувейт, сократили добычу в значительно большем размере. Кроме того, арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти в США и Голландию, занявших произраильскую позицию.
5 ноября 1973 года ОАПЕК было решено, что размер сокращения добычи должен быть одинаковым для всех стран - ее членов, и должен включать объем снижения добычи, осуществляемого вследствие введения эмбарго на экспорт нефти в США и Голландию. На совещании размер сокращения добычи на ноябрь был определен примерно в 700 тыс.т. в сутки, или 25% от уровня сентября, на декабрь - еще на 5%. Некоторые арабские страны предлагали занять еще более радикальную позицию в отношении компаний.
На новом совещании ОАПЕК 18 ноября было сообщено, что дополнительное сокращение нефти в декабре, на 5%, т.е. на 100-110 тыс.т. в сутки, не отразится на поставках нефти в страны Общего рынка, за исключением Голландии. Тогдашний министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии, Ямани, указал, что поставки нефти в Индию, Пакистан, Турцию и Малайзию останутся на прежнем уровне и сократятся, в основном, в Японию и частично в Швецию, Австралию, Новую Зеландию и некоторые страны Юго-Восточной Азии.
Арабские страны составили список государств, которые могли по-прежнему получать арабскую нефть согласно существующим импортным квотам. Среди стран, имеющих приоритет в получении арабской нефти, это - Ливан, Египет, Иордания, Тунис, Турция, Малайзия, все африканские страны, порвавшие отношения и Израилем, а также Франция, Испания и Англия.5
Здесь необходимо отметить, что несмотря на то, что нефтяное эмбарго носило чисто политический характер, то повышение цен на нефть принимались по экономическим соображениям, поскольку, повышение цен до такого уровня не было возможно без существенных снижений добычи
Арабское эмбарго на нефть распространилось на страны, которые перерабатывали сырую нефть для продажи на американских рынках, или для снабжения американских воинских частей
4 Итоговые документ чрезвычайной сессии Организации арабских стран-экспортеров нефти, Октябрь 1973г.
5 Мухсин М. Нефтяной война: секретны протоколы на встреч министры нефти арабских стран; Каире, 1974г. с 116-117 (на араб, языке)
и флота, находящихся вне пределов США. Ограничения были распространены также на некоторые европейские нефтеочистительные заводы, снабжавшие американские рынки, в частности в Италии, Греции, а также в Южной Франции. Поставки арабской нефти после начала арабо-израильской войны сократились уже к началу ноября на 5826 млн. баррелей в день или на 28,5%. Это привело к тому, что общий объем мировой торговли нефтью сократился на 17-18% по сравнению с положением, существовавшим до начала войны 6 октября 1973 г.
Многие экономисты и политики, анализируя тот период, относят к увеличению цен на нефть все экономические беды промышленно- развитых стран. С другой стороны, многие арабские экономисты категорически отрицают этот подход. Так, например, арабский экономист, Аль-Насравеи Абасс приводит данные американского правительства и правительств других стран запада, что увеличение цен на энергию повлияло на повышение цен на потребительские товары в США, не более чем на 2% и на 3% в Японии, и около того в странах западной Европы. Аль-Насравеи утверждает, что экономический спад начался в промышленно- развитых странах еще в 1969-1970гг., до решения стран ОПЕК повышать цены на собственную нефть. В 1971-1972гг. и 1973-1974гг. были две экономические реформы, которые привели к девальвации доллара и изменению паритетов других валют западных стран, в результате ухудшения и без того тяжелого экономического положения и усугубления экономического кризиса, в результате которого возникла инфляция во всех промышленных странах.6
Такого мнения придерживаются и российские исследователи. Так, например, В.И. Гусаров считает, что «нефтяные монополии спекулировали на «нефтяном кризисе». Они, во-первых, пытались посеять неприязнь к арабским странам, решившимся отобрать у них часть незаконно наживаемых прибылей, а во-вторых, попутно поднять свои доходы. Неудивительно, что нефтяные монополии оберегали как сокровенную тайну сведения о своих операциях в условиях энергетического кризиса».7
Все равно в результате тех событий стали полностью или частично свертывать производство сотни предприятий, начались массовые увольнения рабочих и служащих, стала вводиться сокращенная рабочая неделя с соответственным уменьшением заработной платы, и до сих пор не забываются автомобильные очереди у бензоколонок в США и Европе. Практически ни одна отрасль экономики и инфраструктуры промышленно- развитых стран не осталась незатронутой кризисом из-за роста цен на различные виды потребляемой энергии.
При этом следует отметить, что если в 1973-1974 гг. экономика промышленно- развитых стран смогла приспособиться к новым ценам на нефть арабских и других развивающихся стран, то с конца 1978 г. начался новый этап нефтяного кризиса. Во многом этому способствовали революция в Иране в феврале 1979 г. и ирано-иракская война.
В 1979 г. во. многих западных странах импортеров нефти был отмечен новый дефицит платежных балансов. Главной причиной этого был новый виток роста цен на нефть. До сих пор общая политическая ситуация и политическая нестабильность в странах-экспортерах и импортерах, влияет на уровень мировых цен на нефть.
Те факты и события, которые были приведены выше, вынудили ПРС предпринять адекватные, координированные и эффективные антикризисные меры в целях выхода из кризиса 70-х годов и пересмотреть их в дальнейшем в целях укрепления энергетической безопасности и не остаться зависимыми от колебания цен на нефть.
В числе этих мер: накопление стратегических национальных резервов нефти; назначение налогов на импорт и использование нефти; диверсификация источников поставки нефти; поиск более эффективных способов энергопотребления; поиск альтернативных источников энергии; и создание более прозрачных и эффективных рынков.
Далее мы рассматриваем в отдельности эти меры и попытаемся изучить их эффективность.
6 Д. Аль-Насравеи Абасс; Будущие нефтяной промышленности Ирака, (Аль-сакафа Аль-жадеда) Дамаск №288 Май 1999г. (на араб, языке)
7 В.И. Гусаров. Экономическая независимости арабских страню - М., 1993г. с 196.
Накопление стратегических национальных резервов (товарные запасы): в конце 70-х годов в числе антикризисных мер государства ПРС взяли курс на создание крупных дополнительных запасов нефти путем выкупа нефти в больших количествах, превышающих их потребности, когда цена на мировом рынке достаточно низкая, и при наступлении благоприятной ситуации выбросить их на рынок и подорвать позиции стран экспортеров или снизить спрос на импортную нефть, когда ее цена высокая, снижая при этом ее цену.
Считать количество этих запасов можно по разнице между спросом и добычей на нефть на мировом уровне (см. табл.2), а в отдельных странах они считаются по следующей формуле:
11=Р+1-Е-С,
где: 11=резерв, Р=добыча, 1=импорт, Е=экспорт, С=потребление
Таблица 2
Мировой баланс нефти и резервной разницы и их отношение к цене __________ (млн. тонн.) (цена в долл. за баррель)________________________________
год 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Производство 3073,8 3105,4 3179,7 3157,5 3184,0 3183,1 3225,2 3272,0 3371,5 3469,8 3518,9
Потребление 3037,5 3087,5 3134,5 3133,6 3163,2 3134,6 3193,8 3234,7 3313,6 3386,3 3389,0
Резервная разница 36,27 17,945 45,185 23,875 20,83 48,53 31,365 37,335 57,9 83,49 129,92
Средняя цена 13,19 15,68 20,50 16,56 17,21 14,90 14,76 16,09 18,56 18,13 12,16
Источник: BP Amoco, Statistical Review of World Energy June 1999.
Из табл.2 видно, что разница между спросом (потреблением) и добычей (производство) на мировом масштабе, при низкой цене на нефть увеличивается, а при высокой цене на нефть уменьшается. В 1998г., когда мировые цены на нефть достигли рекордно низкой за последние 10 лет, отметки (12,16 долл./барр.) эта разница была отмечена 129,9 млн. тонн. Естественно, эти дополнительные резервы играют большую роль в стабилизации внутреннего рынка, когда увеличиваются цены на внешних рынках, но их эффективность не является долгосрочной, поскольку они предназначены на очень короткий период времени и иногда приходиться их компенсировать даже при высокой цене на нефть. Это приблизительно доказано в приведенной таблице в 90-96 и 97 гг.
История накопления стратегических резервов в США насчитывается в 1977г. Из табл.З видно, что в нефтехранилищах было накоплено 7 млн. барр. И с каждым годом эта разница выполнялась в десятках миллионов баррелей, а в 1981 г. было отмечено рекордное увеличение объемов стратегических запасов в 123 млн. барр., несмотря на высокую цену на нефть, около 35долл./барр. Это было связано с паникой среди стран импортеров в связи с развитием событий в Персидском заливе в 1978-1980 гг. (Иранская революция и начало-Ирано-Иракской войны) и сокращением производства в этих двух странах 7,8млн. барр. / день в 1978 г. до 2,38млн.барр./день в 1981г.8
По сообщению Центра глобальных энергетических исследований (ЦГЭИ) 1998год наглядно продемонстрировал, как фактор интенсивного пополнения запасов нефти превращается из следствия в причину рыночной конъюнктуры. В первом полугодии в нефтехранилища поступило, судя по разнице между спросом и добычей, 442млн баррелей (бОмлн тонн) нефти. Высокий уровень запасов оказал дополнительное давление на цену. В результате в 3-м квартале, вместо обычного для этого периода изъятия нефти, нефтехранилища пополнились еще на 39 млн. баррелей, что опять повлияло на снижение цены. В конце 1997года суммарный объем нефти в нефтехранилищах соответствовал 81 дню мирового потребления, а на начало 4-го квартала 1998года - уже 87 дням. Шесть лишних дней, в течение которых мир обеспечен запасами наличной нефти в хранилищах, это одна из причин, которые заставили нефть
8 Oil production capacity Expansion costs for the persian Gulf. Jonuary 1996. EIA. Washington tab. 7. p. II.
держаться на отметке 12 долларов/баррель на некоторое время. Это состояние не бесконечно, запасы должны снизиться, но на это требуется время.9
Таблица'3
Стратегические резервы в США, их годовые пополнения, и отношение к цене ___________________________________с 1977-1998гг.(млн. барр.)_________________________________
Год Общие резервы Г одовое пополнение Средняя цена Год Общие резервы Годовое пополнение Средняя цена
1976 0 0 11,63 1987 541 29 16,92
1977 7 7 12,38 1988 560 19 13,19
1978 67 59 13,03 1989 580 20 15,68
1979 91 24 29,75 1990 586 6 20,50
1980 108 17 35,69 1991 569 -17 16,56
1981 230 123 34,32 1992 575 6 17,21
1982 294 63 31,80 1993 587 12 14,90
1983 379 85 28,78 1994 592 5 14,76
1984 451 71 28,07 1995 592 0 16,09
1985 493 43 27,53 1996 566 -26 18,56
1986 512 18 12,95 1997 563 -2 18,13
Источник: Annual Energy Review 1997, DOE/EIA-0384(97). (Washington, DC, July 1998), Table 5.15.
Формирование налоговой политики в области нефтяного бизнеса:
Странами импортерами, в ряду других антикризисных мер, проводилась соответствующая налоговая политика. Так национальным производителям из стран-экспортеров нефти были налоговые льготы, позволяющие поддерживать добычу даже на низко дебитных скважинах. Эта политика использовалась и администрацией США, однако в 70-е годы эти меры не были столь эффективны. Так, в соответствие с исследованиями национального нефтяного совета США из примерно 1000 нефтяных компаний, владеющих низкопродуктивными скважинами, 37% таких скважин с годовой производительностью 30 млн. тонн, при низких ценах на мировую нефть, себя не оправдывают, несмотря на то, что объем их добычи составляет около 20% производства нефти в стране.10
Другие виды налогов, которые могут повлиять на процесс установления цены на нефть, относятся к налогам на импорт и потребление нефти и нефтепродуктов. Эти налоги многократно увеличивают конечную цену на нефть, поставленную потребителю (см. табл. 4). В последнее время эти налоги начали увеличиваться не только в целях увеличения доли прибыли государством, но и в качестве мер по ограничению загрязнения окружающей среды. Например: налоги на бензин и другие нефтепродукты- в Японии в 1997 г составляли 56%, в 1986 г. - 44%, в Англии - 80%-64% соответственно.
Поиск более эффективных способов энергопотребления и энергосбережения:
Сюда относятся мероприятия по разработке системы экономии энергии, по снижению темпов роста потребления энергии или его абсолютному сокращению, а также по снижению доли энергоемких отраслей путем перевооружения многих отраслей с внедрением энергосберегающих технологий.
Энергоемкость ВВП отражает результат этих действий за определенный период времени. Здесь необходимо отметить, что энергоемкость ВВП является одним из важнейших показателей энергопотребления. Если, например, энергоемкость ВВП стран Западной Европы (одних из самых крупных энергопотребляющих регионов планеты) в 1970 г. повысилась по отношению к 1960 г. на 3%, то в последующие годы наметилась устойчивая тенденция к снижению
’ Мировой рынок нефти прогноз СОЕ8." Нефегозовая вертикаль № 1; 1999г.
Виноградова Ольга "В Америке тоже плачут" Нефегозовая вертикаль № 7-8 1998г.
энергоемкости ВВП, которая, согласно прогнозам, сохранится и в начале XXI века. В частности, за период 1974-1990 г., энергоемкость ВВП ОЭСР снизилась на 30%, а в 2000 г. ожидается ее дальнейшее снижение на 10% по отношению к 1990 г. При этом нефтеемкость ВВП (потребление нефти на 1000 долл. ВВП) в Японии сократилась за этот период на 45%, достигнув 1,07 барр., в странах Западной Европы - на 42% (1,2 барр.), в США - на 35% (1,25 барр.), в странах с плановой экономикой - на 17% (5,9 барр.).
Таблица 4
Структура образования конечных потребительских цен на нефть в некоторых ПРС
( второй квартал 1997 года)
Страна Конечная цена (барр./долл.) Прибыль компании (%) Гос. налоги (%) Цена производителя (%)
Франция 109 14,6 69 16,4
Япония 92,4 41,5 37,1 21,5
Германия 91,6 20 60,8 19,2
США 45,8 29,4 31,2 39,4
Источник: Organization of Arab petroleum Exporting countries (OAPEC); monthly bulletin January 1998.
Значительное влияние на снижение нефтеемкости ВВП оказал эффект «бегства от нефти» после ее резкого вздорожания, сопровождающегося перестройкой структуры потребления первичных энергоносителей.11
Основаны подходы к формированию нового обращения к энергоресурсам, это: стабилизация душевого энергопотребления и эффективности использования энергоресурсов.
Примером такой смены ориентиров является Япония, где потребление энергии на душу населения не превышает 4 МВт.ч в год (ниже США, Европа и даже Россия), а качество жизни признано одним из наиболее высоких в мире. Как отметил советник ООН по энергоснабжению, эксперт ЕБСАР Акира Ишияма,12 в Японии после первого нефтяного кризиса в 1972 году были приняты энергичные меры по энергоснабжению. Они привели к снижению на 35% удельного энергопотребления на единицу валового национального продукта. В той же Японии с 1985г. энергопотребление увеличилось в среднем на 3,1% в год. Это вынудило японское правительство пересмотреть в 1993 году «Закон по энергосбережению». И назначить те меры, которые должны способствовать рациональному использованию энергии в различных отраслях промышленности, которые направлены на изменение стандартов и нормативов для предприятий по использованию энергии, касающихся: рационального сжигания топлива; рационализации систем отопления; сокращение теплопотерь и использование сбросного тепла. Предпринимаемые меры позволили Японии значительно снизить энергоемкость производства, которая сегодня в 6 раз ниже, чем в России, и в 2 раза ниже, чем в США. В себестоимости продукции, производимой в Японии, затраты на топливно-энергетические ресурсы составляют 6-7%.
Диверсификация источников поставки нефти
В целях ослабления зависимости от одних поставщиков нефти (стран ОПЕК) ПРС приняли меры по расширению круга поставщиков нефти. Этот процесс начался после первого нефтяного кризиса в 1973 г., и связанного с ним арабского эмбарго на поставки нефти в США и другие ПРС. Ярким примером здесь являются США. Таблица 5 показывает структуру изменения импорта сырой нефти в США за 25 лет. Если страны ОПЕК до 80-х годов были основными поставщиками сырой нефти на американском рынке и их доли из общей поставки составляли 64,58%, 78,22% и 73,42% в 1973, 1975, 1980 гг. соответственно. Из табл.5 видно, что эта доля начала стремительно снижаться в первой половине 80-х годов, и одновременно начала увеличиваться доля поставки из стран не членов ОПЕК. В 1998г. общая структура импорта нефти в США выглядела следующим образом: около половины поставок нефти обеспечивалось
11 А. А. Шкута. Российский газ в цетральной и восточной Европе-М. 1999гс.45
п Бушуев В. В. "Будущий энергетический спрос" М., Энергия 1/1998
из стран ОПЕК, которая примерно разделилась поровну между арабскими и другими странами ОПЕК, а вторая половина обеспечивалась странами, находящимися за пределами ОПЕК.
Европейские страны и Япония до сих пор обеспечивают себя поставками нефти из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Так, в 1998 г.13 эта группа стран поставляла в Западную Европу около 312,3 млн. тонн нефти и продуктов ее переработки, что составляет около 64% общего импорта, и в Японии 210,5 млн. тонн - 81% от общего импорта.
Таблица 5
_______________Структура импорта сырой нефти в США 1973-1999 гг._______________
Год Арабские страны ОПЕК Другие страны ОПЕК Всего ОПЕК Другие страны Всего Всего, импорт США (млн. барр. \ день)
1973 25,83% 38,75% 64,58% 35,42% 100% 3244
1975 32,40% 45,85% 78,22% 21,75% 100% 4105
1980 47,56% 25,86% 73,42% 26,58% 100% 5263
1985 09,37% 31,62% 40,99% 58,98% 100% 3201
1990 31,63% 27,99% 59,62% 40,40% 100% 5894
1995* 20,82% 29,89% 50,71% 49,29% 100% 7230
1999* 27,33% 21,28% 48,61% 51,37% 100% 8550
Источники: Historical Monthly Energy Review 1973-1992 ЯЮЕ/ЕГА-0035(73-92) All tables. 3..3 р.95-126
* Monthly Energy Review February 2000 /DOE/EIA-0035(00/02) All tables. 3..3 p.47-55 (по расчету автора)
Поиск альтернативных источников энергии
Атомная энергетика считалась основной альтернативной энергетикой, потребляющей органическое топливо. С 1973 по 1996 гг. количество АЭС в мире увеличилось в 2,5 раза, и их суммарные мощности увеличились в 9 раз (см. табл. 6), но это не оправдало возложенных на атомную энергетику надежд, которые до середины 80-х гг. динамично развивались. Однако под влиянием ряда нерешенных проблем обеспечения безопасной эксплуатации АЭС и существующей во многих странах общественной оппозиции к атомной энергетике темпы ее развития значительно снизились. Немалую роль в этом сыграли происшедшие в 80-е годы две крупные ядерные аварии: на АЭС Тримайл Айленд, в США и, особенно, катастрофа на Чернобыльской АЭС, в СССР. В настоящее время лишь Франция и Япония планируют расширение мощностей АЭС.
Другие виды альтернативной энергии, в которых существует направление на увеличение их доли в энергетическом балансе - солнечная энергия, ветровая энергия, геотермальная энергия и энергия биомассы. Несмотря на то, что их вклад в мировой энергетический баланс невелик, есть четкая тенденция его неуклонного увеличения.
Таблица 6
Ядерно- энергетические реакторы в мире 1973-1996 гг.________________
Год Число энергоблоков Установленная мощность, ГВт
1973 177 42
1977 191 87
1980 300 200
1996 448 368
Источники: Аль- Саммак М.З. Нефтяной экономика 1987, Багдад с.51 (на араб. яз.).
World Nuclear Industry Handbook 1997/NEI
13 BP Amoco, Statistical Review of World Energy June 1999.
Приоритетной статьей расходов в структуре государственного финансирования странами-членами МЭА в НИОКР на протяжении целого ряда лет остаются расходы на развитие альтернативной энергии (см. табл.7)
Таблица 7
Абсолютные объемы государственного расхода на развитие альтернативной энергии ______________________в странах МЭА (млн. долл. в ценах 1995 г.) ________________
1983 1986 1989 1991 1993 1995
Всего в странах-членах МЭА 1046,2 662,7 569,5 638,3 711,4 703,0
США 383,4 210,4 131,3 160,8 215,4 274,0
Япония 225,2 179,8 144,8 140,4 139,4 128,2
Канада 60,8 18,2 11,7 9,3 9,6 8,8
Германия 94,3 63,9 93,9 122,2 142,2 98,5
Швеция 54,3 24,1 20,1 11,3 13,7 15,3
Италия 48,8 41,3 40,5 35,4 26,1 40,9
Великобритания 28,6 22,1 27,0 28,9 23,7 16,8
Источник: Т.Д. Столярова, А.Г. Тыричев "Нетрадиционные возобновляемые источники энергии", ВНТИЦ- Вестник №2, Москва, 1998г
В одном из прогнозных сценариев развития мировой энергетики, разработанном американской компанией “Shell International Petroleum”, утверждается, что уже к 2020 г. за счет НВИЭ может быть удовлетворено до 20% всех мировых потребностей в коммерческой энергии. В последующий период этот показатель может достичь 50%, тогда как в настоящее время за счет НВИЭ покрывается примерно 2% мировых потребностей в первичных энергоресурсах. Естественно, эти оценки должны рассматриваться лишь с точки зрения возможностей НВИЭ, а не как прогноз развития. Тем не менее, и они свидетельствуют об огромном потенциале НВИЭ.14
Благодаря выше перечисленным мерам, в настоящее время причина энергетического кризиса 70-х годов практически устранена: цены на нефть в сопоставимых долларах почти стабилизировались или относительно умеренно растут.
Эти меры применяются до сих пор в целях уменьшения последствий в случае угрозы повторения очередного скачка цен на мировом нефтяном рынке, и они доказали свою эффективность, когда повысились цены на нефть в начале 2000 год до рекордного уровня около 30 долл./барр.
25 лет спустя это картина изменилась, и те страны, которые были виновные в возникновении нефтяного кризиса, т.е. страны - экспортеры нефти, стали наиболее вероятной мишенью для следующего кризиса, а страны - импортеры, которые страдали больше всего от его последствия в прошлом, стали более защищенными. В числе первой группы (стран экспортеров) находятся арабские страны, где это природное богатство является основным показателем их экономики и носит стратегическое назначение.
Причину возможного возникновения энергетического кризиса в этих странах можно отнести к двум взаимосвязанным обстоятельствам: - это изменение роли и места нефти в мировой экономике; и зависимость экономики арабских стран экспортеров нефти от нефтяных поступлений в бюджет.
Первое обстоятельство вызвано множественными причинами. К ним можно причислить:
• усугубление глобального экологического положения, которое вынудило мировое сообщество взять курс на принятие решения по ограничению загрязнения окружающей среды и уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу, который является результатом сгорания углеводородного топлива (угля, нефти и газа);
14 Т.Д. Столярова, А.Г. Тыричев "Нетрадиционные возобновляемые источники энергии", ВНТИЦ- Вестник №2, Москва, 1998г
• развитие НТП на всех стадиях энергетического процесса, который направлен на внедрение энергосберегающих технологий;
• развитие использования газа и изменение направления энергопотребления на увеличение его доли в мировом энергетическом балансе. И, соответственно, изменение ориентации нефтяных компаний на газовом секторе;
• сокращение роли и способности ключевых экспортеров сырой нефти, как основных конкурентов на мировых нефтяных рынках, несмотря на огромные их преимущества в производственных издержках и огромных, доказанных, запасах нефти.
Второе обстоятельство, связанное с тем, что нефть останется основным стратегическим ресурсом в экономике этих стран, в то время, как развитые промышленные страны успешнодиверсифицировали свои источники поставки нефти, и ограничили долю нефти в собственной энергетике. В арабских странах экспортеров нефти, этот природный ресурс останется основным источником пополнения бюджета и главным источником дохода в их торговом балансе, (см. табл. 8)
Таблица 8
Нефтяные доходы некоторых Арабских стран (в % от общего экспортного дохода)
Страна 1975а 1998 b
Саудовская Аравия 99,81% 78.20%
ОАЭ 97,80% 50.42%
Алжир 91,42% 94.79%
Кувейт 91,27% 95.20%
Ливия 99,95% 95.00%
Оман НД 67.30%
Катар 97,13% 85.00%
Ирак 98,55% 95.00%*
Египет 11,49% 46.26%
Сирия 69,03% 55,00%**
Йемен нд 60,00%**
Бахрейн 82,27% 37.00%
* -1990; **_ 1997; НД- нет данных
а: “Нефть и Арабская политика”, Эль-Рияд.1981 (на араб, языке) b: “Middle East Economic Survey”, 10 Jan.2000 (по расчету автора)
На современном этапе, когда нефть еще играет значительную роль в мировой экономике, энергетический кризис не угрожает арабским странам- экспортерам нефти. Поэтому для обеспечения энергетической безопасности в будущем этим странам необходимо извлекать максимальную выгоду от существующего положения, где они являются основными поставщиками сырой нефти на мировом рынке, и инвестировать часть полученных доходов для укрепления экономической инфраструктуры будущего, тем более, что в начале 2000г., когда цена на нефть достигла рекордного уровня, 30 долл./барр., и, соответственно, при этих обстоятельствах увеличились доходы стран экспортеров от нефтяных поступлений в бюджет. И эти инвестиции необходимо направить в другие отрасли, как в экономические, так и в энергетические, и инвестировать часть этого дохода в развитие альтернативных энергоисточников и в первую очередь солнечной энергии, поскольку арабские страны расположены в регионе, где активность солнца повышена. Достаточно сказать, что тепло, получаемое землей от солнца за год, примерно в 20000 раз превосходит годовое потребление энергии всем человечеством.
Арабские страны должны решить эти вопросы на современном этапе, поскольку в будущем роль нефти в мировой экономике будет стремительно сокращаться в результате ряда причин, как экологических, так и технологических.
Правда, некоторые специалисты считают, что страны - экспортеры нефти еще в состоянии продлить существующее положение на некоторое время. Среди них Ван Занчен - президент финансовой нефтяной компании (PFC), который считает, что благодаря кратко- и среднесрочному планированию добычи, и через определенную ценовую политику страны производители могут влиять на скорость и масштаб изменения отношения к нефти.15
Естественно, политика низких цен при сокращении объема добычи нефти временно поднимает роль и место нефти на мировом рынке, но через некоторое время эти действия могут носить серьезно опасный характер. Этот вопрос понимают и в России: достаточно следить за последним саммитом ОПЕК, который открылся в Вене 27.03.2000г., где министр топлива и энергетики РФ, Виктор Калюжный, выразил несогласие России с увеличением добычи нефти, которое приведет к снижению цен на нефть16
Главная стратегическая задача, стоящая сегодня перед арабскими странами заключается в достижении коммерческой жизнеспособности в глобальном энергетическом секторе и стабильного экономического развития. Поскольку, состояние нестабильности их экономического развития связано напрямую с нестабильными ценами на мировую нефть.
ENERGY SECURITY PROBLEM IN ARAB PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES
SALEH BASEM FALEH, POST-GRADUATE STUDENT Russian University of Peoples’Friendship Miklukho- Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
After the oil shock of 1973, the term “Energy Security” became firmly embedded in the mindset of policy-makers in the West. Their response to perceived supply threats was massive, coordinated and effective, leading to such results. As we enter the new century, the tables have turned. It is the oil exporters, particularly in the Arabic World, who now face the more serious energy serious energy serious energy security problem. The article analyzes reasons of the oil shock 1973, and that measures, undertaken by countries of the west for leaving with it, as well as way of the perspective decision of energy security in Arabic countries.
15 Vahan Zanoyan Energy Security: The Tables Have Turned “Middle East Economic Survey”, 12 Jan.2000
16 Независимая Газета, 29/03/2000 №56 (2118)