Научная статья на тему 'Выделение категории концептуальных туристских ресурсов в развитии ресурсного обеспечения туризма'

Выделение категории концептуальных туристских ресурсов в развитии ресурсного обеспечения туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2529
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТЫ / ОБЪЕКТЫ ПОКАЗА / TOURISM / TOURIST RESOURCES / TOURISTS / TOURIST SIGHTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вапнярская О. И., Артемьева О. А.

Развитие современного туризма обусловило усиление дифференциации туристских ресурсов. Высокая степень изученности культурно-исторических и природных объектов стимулирует поиск новых ресурсов, обладающих значительной туристской аттрактивностью. Используя различные творческие идеи и концепции, привычки людей, создаются новые виды туристских ресурсов, которые невозможно полностью отнести к какой-либо группе в существующих классификациях. В представленной статье автор выделяет группу концептуальных туристских ресурсов и изучает их виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category of Conceptual Tourist Assets: the Resource Support for Tourism

The increase in tourism has enhanced differentiation of resources and building new assets based on original concepts and needs. Innovations in the tourism industry encourage new varieties of resources, which do not belong to a particular group in a classification. The author identifies a group of conceptual tourist resources and examines their types.

Текст научной работы на тему «Выделение категории концептуальных туристских ресурсов в развитии ресурсного обеспечения туризма»

УДК 640.4:006(075.8)

ВЫДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА

Вапнярская О.И., кандидат экономических наук, доцент, e-mail: iesmgus@pochta.ru ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва Артемьева О.А., старший преподаватель,

Институт сервиса, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет

туризма и сервиса», г. Москва

The increase in tourism has enhanced differentiation of resources and building new assets based on original concepts and needs. Innovations in the tourism industry encourage new varieties of resources, which do not belong to a particular group in a classification. The author identifies a group of conceptual tourist resources and examines their types. Keywords: Tourism, Tourist Resources, Tourists, Tourist Sights

Развитие современного туризма обусловило усиление дифференциации туристских ресурсов. Высокая степень изученности культурно-исторических и природных объектов стимулирует поиск новых ресурсов, обладающих значительной туристской аттрактивностью. Используя различные творческие идеи и концепции, привычки людей, создаются новые виды туристских ресурсов, которые невозможно полностью отнести к какой-либо группе в существующих классификациях. В представленной статье автор выделяет группу концептуальных туристских ресурсов и изучает их виды.

Ключевые слова: туризм, туристские ресурсы, туристы, объекты показа.

Туризм как особый вид деятельности предъявляет особые требования к ресурсному обеспечению процесса обслуживания потребителей: для предоставления потребителю определенного туристского продукта требуются более многочисленные и разнообразные ресурсы, чем для других видов деятельности. В науке и практике туризма в связи с этим введена категория «туристские ресурсы», в раскрытии сущности которой используются различные подходы.

Базовой посылкой изучения категории «туристские ресурсы» следует считать утверждение, что это «природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие в себя объекты демонстрации и изучения, а также иные объекты, которые способны удовлетворить духовные потребности людей, содействуя восстановлению и развитию их физических и нравственных сил, составляют туристские ресурсы» [2]. Туристские ресурсы рассматриваются как часть природной и антропогенной среды, некие ее объекты и явления, которые востребованы человеком и составляют мотив, стимул для путешествия. Указанные положения стали основой для раскрытия сущности термина «туристские ресурсы» в нормативно-правовом регулировании туристской деятельности. Современным законодательством туристские ресурсы трактуются как «природные,

стр. 24 из 194

исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» [1].

Разработчики федерального закона отошли от трактовки туристских ресурсов как производной от состояния природной и антропогенной среды, сведя множественность туристских ресурсов к понятию объектов различного происхождения и характера. Этот подход позволяет включить в понятие туристских ресурсов как объекты показа (музеи, фестивали и т.д.), так и события, а также совокупность иных объектов, таких, например, как гостиницы, транспорт и пр. Указанный подход, как видим, значительно расширяет понятие туристских ресурсов, распространяя его на всю совокупность объектов различного происхождения и назначения, используемых в процессе оказания различных туристских услуг.

Несколько отличается от описанного выше подхода определение туристских ресурсов, которое рассматривает их как «природные, исторические, социальнокультурные и иные объекты, стимулирующие туристов к путешествию, способные удовлетворить потребности в восстановлении и развитии физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека [3]. Отличие от определения, использованного в законе, заключается в детализации потребностей — указывается на эмоциональные, интеллектуальные силы. Кроме того, уйдя от использования термина «турист», в данном определении предполагается, очевидно, что туристские ресурсы могут быть использованы любым субъектом, что справедливо, по нашему мнению, поскольку туристские ресурсы могут быть востребованы и экскурсантами и путешественниками, трудовыми мигрантами и т.д.

Таким образом, общность всех рассмотренных выше подходов к определению термина «туристские ресурсы» заключается в том, что их рассматривают как основу для формирования туристского продукта и его предложения. Наличие и качество туристских ресурсов будут определять объем и структуру используемых экономических ресурсов для ведения туристской деятельности.

Уточняя определение туристских ресурсов, данное в законодательстве, ряд экспертов указывают на то, что они должны быть «доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений. Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане ресурсы туризма выступают как факторы производства туристского

продукта, т.к. их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования» [5].

Это уточнение указывает на ключевое отличие между рекреационными и туристскими ресурсами, которое заключается в том, что туристские ресурсы прямо или косвенно используются для получения экономической выгоды. Организовывая экскурсию к интересному объекту туристского показа, туроператор или экскурсионное бюро напрямую извлекают выгоду из своей деятельности, способствуя тем самым воспроизводству данного туристского ресурса. Строя гостиницу в привлекательной туристской зоне, предприниматель косвенно пользуется туристскими ресурсами, обеспечивающими приток туристов в регион. Рекреационные ресурсы не всегда могут быть использованы с извлечением материальной выгоды.

Классификации туристских ресурсов основываются на различных критериях. Одним из базовых критериев становится попытка выделить первичные и вторичные ресурсы или в другой редакции — непосредственные и косвенные [7]. В соответствии с этим признаком, к первичным (непосредственным) относятся те ресурсы, которые используются туристами и рекреантами. Освоение данных ресурсов невозможно без привлечения вторичных (косвенных), к которым относят все экономические и иные ресурсы. Тем самым ведущая роль отводится непосредственным рекреационным ресурсам, а анализ, проведенный по такому критерию, отражает специфику использования туристского потенциала территории. Целесообразность использования данной классификации для целей учета и анализа подтверждается использованием в законодательной практике, поскольку способствует решению задач учета и анализа потенциала развития туризма на региональном уровне. Так, положением о туристском реестре Магаданской области туристские ресурсы делятся на непосредственные (природные и культурно-исторические) и косвенные (инфраструктурные), причем главная роль в формировании туристского продукта отводится природным ресурсам.

В соответствии с федеральным законодательством часть наиболее высокоаттрактивных природных ресурсов имеет статус ООПТ (особо охраняемых природных территорий). К культурно-историческим ресурсам законодательством отнесены памятники истории, археологические памятники, памятники культуры, мемориальные места, культовые сооружения, народные промыслы, музеи. К инфраструктурным ресурсам относятся: гостиницы, транспорт, предприятия питания, предприятия торговли, предприятия развлечения, турбазы, приюты, пункты проката туринвентаря, тематические парки, горнолыжные трассы, канатные дороги.

стр. 26 из 194

Безусловно, природные ресурсы играют роль базового фактора, который обусловливает масштабы, особенности и направления развития туризма в регионе. Эту точку зрения разделяют большинство российских и зарубежных исследователей. Известные классификации туристских продуктов (X. Криппендорф, Р. Ланкар, Р. Оллье, П. Дефер) базируются именно на главенстве данной категории ресурсов. П. Дефер утверждал, что туристские ресурсы — это совокупность всех природных элементов, особенностей человеческой деятельности или производимых продуктов, которые могут побудить совершить путешествие, не связанное с коммерческими и ни иными специфическими целями, а именно:

• совокупность различных водных ресурсов: моря, озера, реки, термальные источники, гейзеры, ледники, области снегов;

• факторы, связанные с элементами наземной географической морфологии;

• разнообразные элементы, связанные с внутренней природой человека, прежде всего, имеется в виду интерес к чему-либо новому, а также элементы, связанные с развитием человеческого фактора;

• элементы, связанные с человеческой деятельностью во всех ее формах [16].

Он же делил все туристские ресурсы на:

• гидром — туристские ресурсы, связанные с водными ресурсами;

• фитом — туристские ресурсы, связанные с землей;

• литом — туристские ресурсы, созданные трудом человека и пробуждающие туристский интерес;

• антропом — туристские ресурсы как виды человеческой деятельности, которые могут вызывать интерес туристов.

Как видим, в данной классификации отсутствуют инфраструктурные ресурсы, она отражает совокупность туристских ресурсов как объектов, рождающих туристский интерес.

Точку зрения о ведущей роли природных туристских ресурсах П. Дефера разделяет X. Криппендорф, по мнению которого, особую роль играют такие природные ресурсы, как климат, пейзаж, топография, флора и фауна, географическое расположение. Важность природных ресурсов для развития туристского комплекса региона обоснована тем, что туризм непосредственно заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды. Поэтому туристские ресурсы часто рассматриваются по принадлежности к определенным компонентам природной среды (климатическим, водным, лесным), функциональному назначению (оздоровительному, познавательному, спортивному) и степени изученности. Категорию социально-экономических туристских ресурсов

образуют историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т.д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.) [4].

Расширяя совокупность туристских ресурсов, М. Труаси выделял три основных группы на основе признака присутствия антропогенного влияния:

• природные туристские ресурсы, как природно-климатические условия;

• туристские ресурсы, созданные трудом человека как совокупность объектов показа и туристского интереса;

• дополнительные туристские ресурсы, также созданные трудом человека, но используемые для обслуживания туристов, т.е. индустрия туризма и т.д. [6]

В классификацию включены ресурсы, не пробуждающие туристский интерес — индустрия туризма.

Всемирная туристская организация еще больше расширяет границы понятия туристских ресурсов, выделяя следующие группы [26]:

• природные богатства;

• энергетические богатства;

• человеческий фактор (демографические и культурологические аспекты); •институциональные, политические, юридические и административные аспекты;

• социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха;

• различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений;

• экономическая и финансовая деятельность.

Такой подход к идентификации множественности туристских ресурсов позволяет более полно и комплексно оценивать туристские продукты и потенциал туристских территорий на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный. По нашему мнению, данная классификация рассматривает туристские ресурсы как общую основу для развития туризма, как вида деятельности.

Таким образом, следует выделить четыре подхода к раскрытию сущности туристских ресурсов:

1) туристские ресурсы рассматриваются как особый вид ресурсов для осуществления туристской деятельности — уникальные объекты, привлекающие туристов и используемые непосредственно в рекреационных и иных туристских целях; тогда они представляют собой совокупность объектов, порождающих туристский интерес, что сводит их к объектам показа различного рода; данный поход целесообразен для анализа потенциальной привлекательности региона для

развития туризма;

2) туристские ресурсы представляются как совокупность непосредственных и косвенных ресурсов, т.е. как множественность объектов показа и индустрии туризма; такой подход следует использовать для анализа и оценки направлений и условий использования туристского потенциала территории региона;

3) туристские ресурсы рассматриваются во всей совокупности ресурсов прямо или косвенно используемых в сфере туризма, т.е. как совокупность объектов показа, индустрии туризма и обеспечивающих сфер деятельности в регионе; данный подход целесообразно использовать для комплексного и системного анализа туристского потенциала территории, направлений и условий его развития, а также влияние туризма на экономику региона и наоборот;

4) туристские ресурсы представляются как специфическая для туризма

совокупность используемых в практике финансово-хозяйственной деятельности основных категорий ресурсов — информационных, земли и капитала, человеческих и их

составляющих.

Если использовать последовательность от узкого к расширенному подходу трактовки туристских ресурсов, то заметно возрастание роли вторичных или косвенных ресурсов. За исключением первого подхода, в остальных все большую роль начинают играть инфраструктурные ресурсы туризма. Однако развитие ресурсного обеспечения деятельности предприятий по обслуживанию туристов ограничено реальной пропускной способностью первичных туристских ресурсов. В связи с этим, как правило, определенные виды туристских ресурсов соотносятся с конкретными видами туризма. Так, туризм с целью отдыха в первую очередь востребует такие ресурсы, как курорты, явления природы, климатические условия и пр. Познавательный туризм ориентируется на различного рода исторические места, замки, музеи, памятники и пр. Религиозный туризм опирается на различного религиозные сооружения, места и т.д. Однако в той или иной степени каждый из видов туризма использует нестандартные туристские ресурсы, т.е. такие, которые в полной мере нельзя отнести ни к одной категории первичных туристских ресурсов. Так, например, экскурсии по провинциальным городам, с целью изучения быта и традиций, на предприятия, значимые для региона или страны и т.д.

Однако они наряду с другими свойствами первичные ресурсы характеризуются рядом ограничений: сезонностью использования, а также ограниченной пропускной способностью. Кроме того, концентрация непосредственных туристских ресурсов в регионе не однородна, многие территории, близкие к туристским зонам или маршрутам, не привлекательны для туристов именно в силу отсутствия или невостребованности

первичных туристских ресурсов при наличии косвенных и дополнительных. Нередко перевод объекта показа из потенциального в используемый статус требует, например, не только значительных инвестиционных средств, но и времени для реставрации.

По нашему мнению, это создает следующие основные предпосылки для поиска альтернативного подхода к развитию ресурсного обеспечения туризма:

• необходимость более полного использования экономического потенциала туристского потока;

• целесообразность деконцентрации туристских и экскурсионных потоков и развитие туризма в регионах, близких к туристским зонам, но не отличающихся особой туристской аттрактивностью;

• усиление конкурентоспособности туристской зоны или дестинации за счет более полного представления и использования туристских ресурсов;

• создание новых туристских маршрутов, развитие которых формирует базу для использования потенциальных туристских ресурсов.

Данные предпосылки приводят к альтернативе развития ресурсного обеспечения туристской деятельности — они обусловливают целесообразность и востребованность создания туристского ресурса как нового объекта показа. Причем создание такого ресурса отличается от процесса перевода природного или культурно-исторического ресурса из потенциального состояния в состояние эксплуатации.

Известно, что в совокупности социально-экономических ресурсов выделяется категория культурно-исторических ресурсов, которая объединяет совокупность памятников материальной и духовной культуры, созданных в процессе исторического развития определенной территории и являющихся объектами туристского интереса. Объект показа, относимый к данной категории ресурсов, представляет собой сооружение или явление, имеющее определенную, интересную туристам, историю развития или появления. Их существование связано с историей региона, какими-либо природными или климатическими явлениями, эволюцией культуры, развитием этноса и т.д. Соответственно, эти ресурсы, если не востребованы, то существуют в каком-либо потенциальном состоянии. Для использования этого потенциала будет требоваться реконструкция, реставрация или полное восстановление. Как правило, к таким ресурсам относят:

• памятники археологии;

• культовая и гражданская архитектура;

• памятники ландшафтной архитектуры;

• малые и большие исторические города;

• сельские поселения;

• музеи, театры, выставочные залы и др.;

• социокультурная инфраструктура;

• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

• технические комплексы и сооружения.

Вместе с тем, современная практика развития туризма накопила достаточный опыт по созданию объектов, представляющих туристский интерес, но при этом не являющихся памятниками истории, культуры, архитектуры и т.д. Так, например, улица Арбат в Москве несмотря на вполне определенное историческое прошлое, благодаря социальноэкономической и культурной среде, сложившейся в этой зоне в 80—90 годы, стала востребованным туристским ресурсом. Более того, развитие Арбата как туристского объекта создало уникальную базу для развития элементов окружающей городской среды. Есть другие примеры по созданию отдельных туристских ресурсов: музей мыши, народный музей, музей утюга, музей валенок в Мышкине, музей водки в Угличе, музей самовара, музей паровоза в Переславле-Залесском, интерактивный купеческий музей в Александрове и др. Многие предприятия создают музей, посвященный истории развития компании или отдельной технологии, превращая его из элемента корпоративной культуры в туристский ресурс, в т.ч. используемый с маркетинговыми целями.

Созданные туристские ресурсы используются туристами и экскурсантами в целях туризма и рекреации, для удовлетворения потребностей в познании и развитии. Данные ресурсы не существовали в «потенциальном состоянии». Они были созданы творческими инициативными предпринимателями «с чистого листа», в развитие конкретной концепции или идеи. Поэтому данные объекты не могут относиться к категории природных ресурсов, они также не являются в полном смысле культурно-историческими. По нашему мнению, целесообразно выделить их в категорию концептуальных туристских ресурсов.

Концептуальные туристские ресурсы, с нашей точки зрения, следует рассматривать как часть туристских и рекреационных ресурсов, поскольку они, как правило, востребованы в сфере культурно-познавательного туризма. Следовательно, определяя дефиницию концептуальных туристских ресурсов, целесообразно рассматривать их как совокупность объектов туристского интереса в регионе, в основе создания которых лежит определенная концепция творческой идеи, технологии или человеческой деятельности.

Создание объекта концептуального туристского ресурса может иметь под собой различную основу, а сам по себе этот объект может принимать разнообразные формы. В связи с этим, на основе анализа отечественного и зарубежного опыта развития такой

категории туристских ресурсов, автором разработана классификация концептуальных туристских ресурсов (табл. 1).

Таблица 1

Классификация концептуальных туристских ресурсов

Критерий классификации Классификационные группы Пример концептуального туристского ресурса

1. Источник возникновения 1.1. Брендовые Дом пива Гиннес, Дублин, Ирландия [13].

1.2. Объектные 1.2.1. Продуктовые 1.2.2. Техникотехнологические Музей утюга, Переяславль-Залесский, Россия [27], Музей Водки, Углич, Россия [25] Британский музей газонокосилок, Сауспорт, Ланкашир, Великобритания [17]. Музей технологий Юрского периода, Калвер сити, Калифорния, США [18].

1.3. Деятельностные Психиатрический Музей Glore, Сан-Джозеф, США [24]

1.4. Событийные День сурка, США [12]

1.5. Креативные Лондонский дом-музей Шерлока Холмса, Великобритания [23]

2. Функциональное назначение 2.1. Познавательные Музей Паровоза, Талицы, Россия [20]

2.2. Развлекательные Большой банан, Австралия [9]

2.3. Шоппинговые Дни распродаж в Милане, Италия Гусь-Хрустальный, Россия Иваново, Россия

3. Отнесение к элементам среды 3.1. Поселения Портмерион, Уэльс, Великобритания [21]

3.2. Зоны в поселениях Арбат, Москва, Россия Невский проспект, Санкт-Петербург, Россия Чайнатаун, Лондон, Великобритания [10]

3.3. Унитарные объекты Музей Мыши, Мышкин, Россия

3.4. Природные зоны Деревня Хоббитов, Новая Зеландия [14]

4. Совокупность элементов объекта показа 4.1. Простые Гостиница изо льда - Ice Hotel, Юккасьярви, Швеция [15]

4.2. Комплексный (сложный) Дракула Тур, Трансильвания, Румыния [22] Музей Ивановского ситца и торговые центры г.Иваново, Россия [19]

5. Подход к созданию 5.1. Созданные Музей Веера, Гринвич, Великобритания [11]

5.2. Превращенные Музей рукотворного камня, ВНИИСИМСа, Александров, Россия [8]

В основе данной классификации использованы следующие критерии:

• источник возникновения — показывает специфику идеи, на которой построено создание концептуального туристского ресурса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• функциональное назначение — определяет категорию потребностей,

удовлетворению которой способствует концептуальный туристский ресурс;

• отнесение к элементам среды — идентифицирует место концептуального туристского ресурса в окружающей природной или городской среде;

• совокупность элементов в объекте показа — показывает сложность объекта показа;

• подход к созданию — определяет подход к разработке объекта показа и категории концептуальных туристских ресурсов.

По критерию источника возникновения все концептуальные ресурсы могут быть разделены на пять основных категорий. В первую очередь это брендовые концептуальные ресурсы, представляющие собой экспозицию, посвященную развитию определенного бренда. Как правило, эти музеи были превращены в туристский ресурс из музеев и экспозиций различных компаний, использовавшихся ими ранее как элемент корпоративной культуры. Такой подход позволяет компаниям продвигать свой бренд, создавать вокруг него определенную легенду, поддерживать известность истории его развития и, в итоге, способствовать повышению лояльности к нему.

Объектные концептуальные туристские ресурсы посвящены какому-либо одному предмету или процессу. В первую очередь здесь следует упомянуть продуктовые, названные нами так, не потому, что посвящены продуктам питания, а поскольку основаны на каком-либо физическом объекте. Как правило, это всегда созданные ресурсы, причем, как правило, «с чистого листа». Напротив, технико-технологические ресурсы так же, как и брендовые, появляются путем превращения определенного актива организации в общедоступный туристский объект показа. Достаточно сложно разделить концептуальные туристские ресурсы, посвященные технике и технологии, поэтому целесообразно рассматривать их в единой группе. Как правило, объектные концептуальные ресурсы созданы энтузиастами, коллекционерами для поддержания своей идеи и приобщения к ней всех желающих.

Деятельностные концептуальные туристские ресурсы, как явствует из названия, формируются вокруг определенного вида активности человека. Они отличаются от технико-технологических тем, что не опираются на определенные технологии. Как правило, они показывают ретроспективу развития выбранного вида деятельности.

Событийные концептуальные туристские ресурсы связаны с каким-либо природным или культурным явлением. Их специфика, отличающая от известных объектов показа в среде социально-экономических ресурсов, заключается в том, что эти события нередко не имеют какого-либо исторического основания, или были исключительно локальным событием, ранее не привлекавшим туристов. Тем самым, это также можно рассматривать как превращенный ресурс.

Креативные концептуальные туристские ресурсы посвящаются, как правило, легендам, вымышленным персонажам и событиям. В каком-то смысле, они имеют под собой историческую основу, но не реальную, а вымышленную.

Как и все известные первичные туристские ресурсы, концептуальные туристские ресурсы могут быть познавательными, развлекательными или шопинговыми. Однако, как показывает практика, они чаще выступают как комплексные объекты, где возможно удовлетворение потребностей человека в приобретении новых познаний и навыков, развлечениях или приобретении товаров и услуг. Достаточно сложно выделить объект, относящийся исключительно к определенной группе по функциональному назначению. Как правило, с развитием процесса обслуживания туристов, расширения коммерческой деятельности данного объекта, появляются элементы экскурсий различного рода, торговли, общественного питания, фотоуслуг и пр.

Развитие объекта концептуального туристского ресурса может трансформировать его и по критерию отнесения к элементам среды. Известные случаи, когда унитарные объекты (статуя, музей и пр.) за счет прирастания торговых, выставочных и иных площадей в крупные центры, образующие локальную зону в городе. В последние годы также увеличилось число туристов, желающих посетить места съемок блокбастеров, эксперты называли такой тип туризма «сэт-джеттинг» (set-jetting). Этот фактор стал основой для превращения природных зон в концептуальный туристский ресурс.

В свою очередь, наряду с физическим расширением объекта показа концептуальных туристских ресурсов, может происходить усложнение его деятельности. Как уже упоминалось выше, с добавлением торговли и ряда услуг из простого объекта (музея с выставочными и экскурсионными услугами), он может превратиться в сложный или комплексный.

Таким образом, концептуальные туристские ресурсы играют важную роль не только как объекты показа, способствующие разнообразию путешествия туриста. Данные объекты позволяют рассредоточить туристский поток, снижая нагрузку, повышая эффективность управления ею в отношении основных традиционных туристских ресурсов. Кроме того, концептуальные туристские ресурсы создают дополнительные возможности для социально-экономического развития территорий, создавая новые и расширяя существующие туристские потоки. Специфика создаваемых туристских ресурсов состоит в том, что в отличие от культурно-исторических и природных ресурсов, в их основе лежит определенная концепция идеи, процесса или продукта.

Литература

1. Федеральный закон от 4 октября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской

деятельности в Российской Федерации»

2. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Криворучко В.И., Криворучко Л.В., Островерхов А.В., Лебедева И.П. Экология, здоровье, курорты, туризм: Словарь-справочник. М.: Медицина, 1997.

4. Ма Цзиньган Туристские ресурсы Китая: их роль и значение для развития спортивно-оздоровительного туризма в стране // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков, 2003. № 7.

5. Туристский терминологический словарь. М., 1999.

6. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КноРус, 2009.

7. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.

8. www.alexandrov.ru

9. www.bigbanana.com

10. www. chinatownlondon. org

11. www.fan-museum.org

12. www.groundhog.org

13. www.guinness-storehouse.com

14. www.hobbitontours. com

15. www. icehotel. com

16. www.labex.ru

17. www.lawnmowerworld.co.uk

18. www.mjt.org

19. www.museum.ru

20. www.pereslavl-zalessky.com

21. www.portmeirion-village. com

22. www.romaniatourism.com/dracula.html

23. www. sherlockholmesmuseum. com

24. www.stjosephmuseum.org/ glore. php

25. www.uglich.ru

26. www.wto.org

27. www.zolotoe-koltso.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.