Научная статья на тему 'Особенности ресурсного обеспечения туристской деятельности'

Особенности ресурсного обеспечения туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2962
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТЫ / ОБЪЕКТЫ ПОКАЗА / TOURISM / TOURIST RESOURCES / TOURIST / OBJECT FOR DISPLAY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Артемьева О. А.

Развитие современного туризма обусловило усиление дифференциации туристских ресурсов. Высокая степень изученности культурно-исторических и природных объектов стимулирует поиск новых ресурсов, обладающих значительной туристской аттрактивностью. Используя различные творческие идеи и концепции, привычки людей, создаются новые виды туристских ресурсов, которые невозможно полностью отнести к какой-либо группе в существующих классификациях. В представленной статье автор выделяет группу концептуальных туристских ресурсов и изучает их виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources for Tourism Activities

The development of tourism leads to further differentiation of tourist resources and search for new resources with significant attractiveness. Emerging tourist resources do not easily enter one group in a classification. The author identifies a conceptual group of tourist resources and examines their types.

Текст научной работы на тему «Особенности ресурсного обеспечения туристской деятельности»

в области сервиса и туризма. Сборник статей посвящен 20-летию УМО по образованию в области сервиса и туризма. / Под общ. ред. д.и.н., профессора А.А. Федулина, д.с.н., профессора Т.Н. Ананьевой. М.: ИЦ «Маска», 2008. С. 45--49.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

УДК 640.4:006(075.8)

Особенности ресурсного обеспечения туристской деятельности

Артемьева О.А., старший преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг»,

[email protected]

Институт сервиса (Филиал ФГОУ ВПО «Российский государственный университет

туризма и сервиса», г. Москва)

Развитие современного туризма обусловило усиление дифференциации туристских ресурсов. Высокая степень изученности культурно-исторических и природных объектов стимулирует поиск новых ресурсов, обладающих значительной туристской аттрактивностью. Используя различные творческие идеи и концепции, привычки людей, создаются новые виды туристских ресурсов, которые невозможно полностью отнести к какой-либо группе в существующих классификациях. В представленной статье автор выделяет группу концептуальных туристских ресурсов и изучает их виды.

Ключевые слова: туризм, туристские ресурсы, туристы, объекты показа.

The development of tourism leads to further differentiation of tourist resources and search for new resources with significant attractiveness. Emerging tourist resources do not easily enter one group in a classification. The author identifies a conceptual group of tourist resources and examines their types.

Key Words: tourism, tourist resources, tourist, object for display.

Функционирование и развитие любой экономической системы зависимо от обеспеченности различных потребностей в ресурсах для своей деятельности и дальнейшего развития. В экономической науке сложилось несколько подходов к определению структуры ресурсов в целом, а также для различных отраслей, в частности, для туризма.

Если рассматривать туристскую деятельность как совокупность социальных, экономических и других отношений, очевидной становится ее потребность в различных ресурсах, в т.ч. числе организационно-управленческих, социальных,

культурных, информационных, экономических и т.д. Предназначением используемых ресурсов становится оптимизация взаимосвязей между потребителем и производителем туристского продукта, а также между партнерами по производству данного туристского продукта.

Если представить область туристской деятельности как совокупность организаций различных форм собственности, то в первую очередь, следует рассмотреть потребность в экономических ресурсах - земля, труд, капитал, предпринимательская активность, а организационно-управленческих, культурных, социальных и пр., которые становятся важнейшими факторами внешней среды, влияющими на условия формирования и оборота. Это совокупность ресурсов, активно используемая предприятиями и организациями индустрии туризма.

Российские ученые приводят следующие классификации ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности: экономические (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления), социальные, политико-силовые и культурно-информационные ресурсы или власти -экономические (богатство); социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации); демографические; информационные (знания и информация); культурные; принудительные или нормативные; утилитарные (различные средства физического принуждения, оружие)1. В свою очередь, категорию экономических ресурсов составляют все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг, к которым относят:

• природные ресурсы, которые образуют земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы, зачастую их рассматривают как единую категорию ресурсов — землю;

• трудовые ресурсы, их составляют люди с их способностью производить товары и услуги;

• капитал принято подразделять на денежный капитал (существующий в форме денежных средств) и реальный капитал (средства производства), каждая из данных категорий может быть собственной и заемной;

• предпринимательские способности людей к организации производства товаров и услуг;

• знания, необходимые для хозяйственной жизни.

1 См., например, Зуляр Ю.А. Введение в политологию. Иркутский государственный университет. 2000. С. 5--7

С точки зрения микроэкономики экономические ресурсы подразделяются на четыре основные группы - имущество и капитал предприятия, основные фонды, оборотные средства и трудовые ресурсы2, т.е. те средства, которые организация использует для своей деятельности.

По нашему мнению, более детальной и адаптированной к нуждам управления предприятиями и организациями следует признать классификацию, включающую следующие категории3, которые применительно к туризму как отрасли следует трактовать как:

• природные (сырьевые, геофизические) представляют собой окружающую

среду и часть объектов показа, возможность организации туристских

маршрутов, зон и центров;

• трудовые (человеческий капитал) проявляются в структуре занятых в туризме, уровне обеспеченности туристских предприятий и организаций рабочей силой необходимой структуры;

• капитальные (физический капитал) представляют собой основные фонды, в т.ч. здания гостиниц, музеев и т.д.;

• оборотные средства (материалы) обеспечивают потребности туристских

предприятий и организаций ведения финансово-хозяйственной деятельности;

• информационные ресурсы представляют собой совокупность туристской информации, т.е. информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени;

• финансовые (денежный капитал) формируют совокупность денежных

ресурсов в отрасли.

Однако для предоставления потребителю определенного туристского продукта требуются более многочисленные и разнообразные ресурсы, чем для других видов деятельности. Указанное положение и составляет специфику

ресурсного обеспечения туристской деятельности, которая предъявляет особые требования к ресурсам, обусловленные спецификой оказываемого сервиса. В науке и практике туризма в связи с этим введена категория «туристские ресурсы», в раскрытии сущности которой используются различные подходы.

2 См., например, Экономика предприятия / Под ред. Сафронова Н.А. М.: ЮРИСТЪ, 1998. С. 94

3 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

Базовой посылкой изучения указанной категории считаем утверждение: «Природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие в себя объекты демонстрации и изучения, а также иные объекты, которые способны удовлетворить духовные потребности людей, содействуя восстановлению и развитию их физических и нравственных сил, составляют туристские ресурсы»4.

Это положение представляет туристские ресурсы как часть природной и антропогенной среды, некие ее объекты и явления, которые востребованы человеком и составляют мотив, стимул для путешествия. Для раскрытия сущности туристских ресурсов использованы такие категории, как потребности людей (духовные), цели (восстановление и развитие физических и нравственных сил), а также непосредственно перечень или типология туристских ресурсов (природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие в себя объекты демонстрации и изучения а также иные объекты).

Это положение стало основой для раскрытия сущности термина «туристские ресурсы» в нормативно-правовом регулировании туристской деятельности. Современным законодательством туристские ресурсы трактуются как «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил»5.

Разработчики федерального закона отошли от трактовки туристских ресурсов как производной от состояния природной и антропогенной среды, сведя множественность туристских ресурсов к понятию объектов различного происхождения и характера. Этот подход позволяет включить в понятие туристских ресурсов как объекты показа (музеи, фестивали и т.д.), так и события, а также совокупность иных объектов, таких, например, как гостиницы, транспорт и пр. Указанный подход значительно расширяет понятие туристских ресурсов, распространяя его на всю совокупность объектов различного происхождения и назначения, используемых в процессе туристской деятельности.

Близко к рассмотренному следующее определение туристских ресурсов: это «природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, стимулирующие туристов к путешествию, способные удовлетворить потребности в восстановлении и развитии физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека»6. Отличие

4 Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 2008. с. 234

5 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г.

6 Криворучко В.И., Криворучко Л.В., Островерхов а.В., Лебедева И.П.Словарь-справочник Экология, здоровье, курорты, туризм. М.: Медицина, 1997

22

от определения, использованного в законе, заключается в детализации потребностей

— указании на эмоциональные, интеллектуальные силы. Кроме того, в указанном определении нет термина «турист», предполагается, очевидно, что туристские ресурсы могут быть использованы любым субъектом, что справедливо, по нашему мнению, поскольку туристские ресурсы могут быть востребованы и экскурсантами и путешественниками, трудовыми мигрантами и т.д.

Туристские ресурсы являются объектом изучения рекреационной географии, с точки зрения которой в указанную категорию следует включать природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, обладающие комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности, которые могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью

„7

определенной технологии и имеющихся материальных возможностей .

Вместе с тем, по нашему мнению, в данной трактовке туристские ресурсы близки к понятию рекреационных ресурсов. Совокупность определений рекреационных ресурсов показывает, что существует ряд подходов к трактовке их сущности. Так, в частности, используются определения:

1) компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий; 2) компонент природной среды и феномены социо-культурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности; 3)часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей; 4) совокупность компонентов природных комплексов и объектов историкокультурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое или опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека; 5) это объекты и явления природы, результаты человеческой

7 Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КноРус. 2009

23

(антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения; 6) компоненты географической среды и объекты антропогенной деятельности, которые благодаря таким свойствам, как уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость, могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий8.

Существуют определения, в котором указана сущность и признаки рекреационных ресурсов, а также — их место по отношению к туристским: «рекреационные ресурсы -- часть туристских ресурсов, представляющая природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые: обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности; и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время»9.

Специалистами выделяются следующие особенности рекреационных ресурсов, отраженные в приведенных выше определениях:

• это результат антропогенной деятельности, который благодаря определенным свойствам может быть использован для организованных занятий;

• это совокупность природных и антропогенных объектов, которые создают благоприятные условия для разнообразных видов и форм деятельности человека;

• это обязательно трансформированные природные условия и культурноисторические объекты, которые под влиянием общественных потребностей в определенной технологии могут быть использованы в рекреационном обслуживании10.

На несогласованность определений туристских и рекреационных ресурсов указывают многие эксперты11.

По нашему мнению, попытки считать туристские ресурсы частью рекреационных и наоборот, отчасти обусловлены нерешенностью основного вопроса

— о первичности туристской или рекреационной деятельности.

www.studyroom.ru

9 Www.grossary.ru

10 Боголюбов, В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов. М.: Академия, 2005. С. 254.

11 Сазыкин А.М. Полемические заметки географа о проблемах терминологии в рекреационной географии и туризме // Туризм на Дальнем Востоке: Бизнес, инвестиционные стратегии, образование и экология. Материалы региональной научно-практической конференции Дальтур-2001, 16--17 мая 2001 г. Владивосток, 2002.

Видимо, этим обоснован подход, объединяющий эти два термина, согласно которому выделяются рекреационно-туристские ресурсы как фактор осуществления экономической деятельности в сфере туризма и рекреации. При этом непосредственно рекреационно-туритские ресурсы выступают как фактор формирования и удовлетворения потребности в туризме и рекреации12.

В практике регионального законодательства представлен и более широкий подход к трактовке туристских ресурсов, в частности, в Ивановской области туристские ресурсы определяются как природные, культурные, исторические и иные объекты и, которые составляют или могут составить основу туристского продукта, (включая объекты показа, способные удовлетворить духовные потребности туристов)13. Тем самым к туристским ресурсам отнесены как используемые, так и потенциальные объекты, способные породить туристский интерес. Кроме того, в такой трактовке туристским ресурсом может быть любой физический объект, деятельность или предприятие.

Таким образом, общность всех рассмотренных выше подходов к определению термина «туристские ресурсы» заключается в том, что их рассматривают как основу для формирования туристского продукта и его предложения. Наличие и качество туристских ресурсов будут определять объем и структуру используемых экономических ресурсов для ведения туристской деятельности.

Уточняя определение туристских ресурсов, данное в законодательстве, ряд экспертов указывают на то, что они должны быть «доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений. Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане ресурсы туризма выступают как факторы производства туристского продукта, т.к. их дифференциация порождает различия в

14

результатах хозяйственного использования» .

12 Клочкова Т.В. Развитие механизма управления рекреационно-туристским комплексом (на примере республики адыгея). Автореф. дисс... канд. эк. н. ГОУВПО «Всероссийский заочный финансовоэкономический институт». М., 2007.

13

Закон Ивановской области от 22 апреля 1999 года № 16-ОЗ «О туристской деятельности».

14 Туристский терминологический словарь. М. 1999.

25

Это уточнение указывает на ключевое отличие между рекреационными и туристскими ресурсами, которое заключается в том, что туристские ресурсы прямо или косвенно используются для получения экономической выгоды. Организовывая экскурсию к интересному объекту туристского показа, туроператор или экскурсионное бюро напрямую извлекают выгоду из своей деятельности, способствуя тем самым воспроизводству данного туристского ресурса. Строя гостиницу в привлекательной туристской зоне, предприниматель косвенно пользуется туристскими ресурсами, обеспечивающими приток туристов в регион. Рекреационные же ресурсы не всегда могут быть использованы с извлечением материальной выгоды.

Автор статьи придерживается наиболее распространенной точки зрения -рассматривая рекреацию как часть туризма, логично представлять рекреационные ресурсы как часть туристских ресурсов. Мы основываемся на группировке видов туризма по критериям цели путешествия (рекреационный туризм как классический вид туризма, включающий в себя оздоровительный, познавательный, спортивный и др. виды, деловой (бизнес) туризм как область бизнес-туров, конгресс-туров, шопинг-туров) и рассматриваем туризм как более широкое понятие, что предопределяет трактовку туристских ресурсов как генеральной совокупности ресурсов для туристской и в том числе рекреационной деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, следует рассмотреть взаимодействие таких понятий, как туристская деятельность и индустрия туризма.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская деятельность -- это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Сущность туристской деятельности, таким образом, сводится законодателем к организации различного рода путешествий для граждан, предпринимаемых с различными целями. Ключевым термином, определяющим сущность туристской деятельности, становится слово «организация», которое в указанной трактовке сводится к обеспечению туриста необходимыми товарами и услугами, составляющими туристский продукт, а также по продвижению и сбыту данного туристского продукта на рынке.

Понятие индустрии туризма законодательством раскрывается как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций,

26

осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В российской науке одной из первых трактовок индустрия туризма была представлена как отрасль народного хозяйства, включающая два крупных блока -ресурсы для отдыха и рекреационные ресурсы, в состав которых входят природные комплексы, инженерные сооружения и обслуживающий персонал15.

По мнению В.В. Бушуева, индустрия туризма представляет собой сложную интегральную систему взаимодействия рекреационных потребностей субъекта и рекреационных возможностей природно-экономического потенциала территории16.

По нашему мнению, более точная дефиниция определяет индустрию туризма как многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством

17

туристского продукта .

Указанное определение позволяет условно трактовать саму туристскую индустрию как определенный туристский ресурс. Видимо, справедливо утверждение ряда экспертов о том, что туристские ресурсы — это совокупность условий, необходимых для производства туристского продукта18. Таким образом, в совокупности туристских ресурсов становится возможным указать на существование двух ключевых групп: естественные и антропогенные ресурсы. В свою очередь, в этих двух группах следует выделить:

• объекты туристской индустрии (средства размещения, транспорт, связь и пр.), которые позволяют производить туристские товары и оказывать разнообразные туристские услуги;

• экономические ресурсы (земля, капитал, человеческие ресурсы, информация и пр.), необходимые для функционирования объектов (предприятий и организаций) туристской индустрии по производству и сбыту туристского продукта (товаров и услуг);

• объекты туристского показа, которые пробуждают туристский интерес, а также служат стимулом (мотивирующим фактором) для принятия решения о

15 Теоретические основы рекреационной географии / Под ред. Преображенского В.С. М.: Наука, 1975.

16 Бушуев В.В. О дефиниции "индустрия туризма" // Культура народов Причерноморья. 2001. № 25

17 Пузакова Е.П., Чесникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: Экспертное бюро, 1996.

18 См. Экономика и организация туризма: международный туризм. М.: КноРус. 2009

путешествии в определенный регион с конкретной целью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объекты туристской индустрии выступают ресурсом для туризма как вида деятельности. В свою очередь, сами объекты туристской индустрии прямо используют всю совокупность экономических ресурсов для обеспечения своего функционирования. Эти объекты косвенно или опосредованно пользуются объектами туристского показа, используя потенциал туристского потока, генерация которого стимулирована данными ресурсами. Прямое использование проявляется при посредничестве объектов туристской индустрии при экспонировании объектов туристского показа туристам.

С точки зрения одной группы ученых, объекты туристской индустрии не могут являться туристскими ресурсами, поскольку сами используют последние. С другой точки зрения, нередко объекты туристской индустрии выступают как туристские ресурса в буквальном смысле: рестораны при гастрономических турах, уникальные отели при культурно-познавательном туризме и пр. По нашему мнению, в указанном вопросе нецелесообразно использовать общий подход. Каждый объект туристского показа или туристской индустрии должен быть оценен отдельно. Механизмом решения об отнесении конкретного объекта к категории туристского показа может выступать кадастр туристских ресурсов. В общем случае под кадастром туристских ресурсов понимается обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Кадастр, как правило, составляется в региональной либо тематической форме на различных уровнях управления.

В странах СНГ впервые попытка формирования такого кадастра на государственном уровне была предпринята в Республике Беларусь19. Правительством Республики Беларусь Государственный кадастр туристских ресурсов Республики Беларусь признан информационной системой, включающей сведения о статусе туристских ресурсов, их географическом положении и границах, природопользователях, научной, экономической, исторической, экологической и культурной ценности, режиме их охраны.

В Беларуси была использована широкая трактовка туристских ресурсов, включающая, как указано в рассматриваемом законе, природопользователей. Более узко понятие туристских ресурсов трактуется в законодательстве Таджикистана, где

19 Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 730 от 18 июня 2004 г.ода «Об утверждении положений о порядке создания туристских зон и ведения государственного кадастра туристских ресурсов республики Беларусь»

28

«Государственный кадастр туристских ресурсов -- перечень природных и историкокультурных объектов, являющихся национальным достоянием Республики Таджикистан»20. В России на федеральном уровне не формируется подобный кадастр, но уже накоплен определенный региональный опыт.

Так, например, в Ленинградской области в целях установления порядка использования и охраны, туристские территории, наиболее ценные по природной целостности, подлежат внесению в автоматизированный кадастр туристских территорий Ленинградской области, являющийся составной частью земельного кадастра21. В Волгоградской области законодательством определено, что туристские ресурсы областного и местного значения подлежат описанию в реестре туристских ресурсов Волгоградской области, который устанавливает:

• классификацию и оценку туристских ресурсов;

• порядок использования и доступа к туристским ресурсам с учетом предельно

допустимых нагрузок;

• источники финансирования;

22

• режим охраны туристских ресурсов .

Туристские ресурсы в соответствии с трактовкой федерального законодательства определяются как природные, социально-культурные, исторические объекты, в том числе объекты, расположенные на территории Волгоградской области, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Очевидно, что в данном случае использован более узкий поход и в реестр включены исключительно объекты туристского показа.

Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является подход, использованный законодательством Краснодарского края. В соответсвующем нормативном акте выделены:

• реестр субъектов туристской индустрии Краснодарского края -перечень всех выявленных и учтенных субъектов туристской индустрии на территории Краснодарского края;

• реестр туристских ресурсов Краснодарского края -- перечень всех

20Закон Республики Таджикистан № 824 от 3 сентября 1999 года «О туризме»

21 Закон Ленинградской области от 31 декабря 1997 г.. № 73-оз «О туристской деятельности на территории Ленинградской области»

22 Закон Волгоградской области 27 декабря 1999 г. № 358-ОД «О туристской деятельности на территории Волгоградской Области»

выявленных и учтенных туристских ресурсов на территории Краснодарского края.

Логичным выглядит ограничение, представляющее туристские ресурсы Краснодарского края как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории Краснодарского края. Объекты туристского показа -- памятники культуры (археологии, архитектуры, истории, искусства и другие), природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, имеющие особое природоохранное, научное, историкокультурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение и приобретающие в связи с этим привлекательность для туристов (экскурсантов)23. Этот подход наиболее целесообразен для целей более полного учета туристских ресурсов.

Однако пока не сложилось единого подхода к классификации туристских ресурсов, что, очевидно, выступает сдерживающим фактором к формированию единого государственного кадастра туристских ресурсов. Эта проблема актуальна для учета антропогенных туристских ресурсов, т.е. объектов туристского показа, созданных руками человека.

Такое многообразие объектов туристских ресурсов обусловливает, по нашему мнению, целесообразность более глубокого изучения подходов к классификации туристских ресурсов в части объектов туристского показа.

Литература.

1. Зуляр Ю.А. Введение в политологию. Иркут, гос. ун-т. 2000. С. 5—7.

2. Экономика предприятия. Под ред. Сафронова Н.А. М.: ЮРИСТЪ, 1998. с.

94.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

4. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 234.

5. Криворучко В.И., Криворучко Л.В., Островерхов а.В., Лебедева И.П.Словарь-справочник Экология, здоровье, курорты, туризм. М.: Медицина, 1997

Закон от 19 октября 2005 года «О туристской деятельности в Краснодарском крае».

6. Боголюбов, В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов. М.: Академия, 2005. С. 254.

7. Сазыкин А.М. Полемические заметки географа о проблемах

терминологии в рекреационной географии и туризме //Туризм на Дальнем Востоке: Бизнес, инвестиционные стратегии, образование и экология. Материалы

региональной научно-практической конференции Дальтур-2001, 16--17 мая 2001 г. Владивосток, 2002

8. Туристский терминологический словарь. М., 1999.

УДК 330(075.8)

Практическое применение математико-экономических методов на

предприятиях сервиса

Белов Б.А., доцент, канд. физ.-мат. наук, [email protected],

Ермаков С.А., преподаватель, e-mail: [email protected],

Щиканов А.Ю., канд. техн. наук, e-mail: [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

Работа посвящена рассмотрению рекомендаций по применению некоторых математических методов с целью оптимизации работы производственной коммерческой организации. Предложены решения по планированию производства продукции методами параметрического линейного программирования, оптимизация процесса управления трудовыми ресурсами с использованием задачи о назначениях, оптимизация маршрута доставки продукта в торговые организации с применением решения задачи коммивояжёра, принятие решения в условиях неопределенности с использованием теории игр.

Ключевые слова: моделирование, оптимизация, экономико-математические методы.

This study examines the application of mathematical techniques for business efficiency, including production planning using the parametric linear programming; labor resources management with the help of the assignment problem; product delivery by means of traveling salesman ’ problem solving, and making decisions under uncertain conditions applying the game theory.

Key Words: modeling, optimization, efficiency, economic and mathematical methods.

Решение современных экономических проблем и анализ экономической ситуации невозможен без использования математических моделей, а также методов оптимизации для получения конкретных практических решений. Отсутствие опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.