МАРКЕТИНГ
О. А. Артемьева
Особенности туристского продукта на основе искусственной аттракции
В статье рассматривается аттракция как объект, вызывающий туристический интерес. Отмечаются различия между естественными и искусственными аттракциями. Приводятся виды классификаций концептуальных туристских ресурсов, основанных на искусственной аттракции, а также их примеры.
Ключевые слова: аттрактивность, туристский продукт, туристские ресурсы, туризм, туристские потоки, привлекательность региона, традиционные и концептуальные туристские ресурсы.
Термин «аттрактивность» (от лат. attrahere — привлекать), исходя из его этимологии, означает привлекательность, естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот, манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию. Применительно к тур-бизнесу аттрактивность представляет собой способность туристского ресурса привлекать внимание туриста в процессе путешествия, что порождает мотивы и стимулы туристского путешествия. Под туристскими ресурсами в данном случае понимаются природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие в себя объекты демонстрации и изучения, а также иные объекты, которые способны удовлетворить духовные потребности людей, содействуя восстановлению и развитию их физических и нравственных сил1.
В целом, аттрактивность — это свойство, качественная характеристика туристского ресурса. Формирование привлекательности туристского ресурса, то есть создание
на основе туристского ресурса некоего объекта или системы объектов, которые способны возбудить туристский интерес, легко доступны туристам и формируют у них позитивное восприятие путешествия. Соответственно, аттракции можно разделить на естественные и искусственные.
Естественная аттракция возникает в процессе развития какого-либо объекта природного или культурно-исторического (антропогенного) происхождения, причем этот процесс и объект обладают известными, научно-подтвержденными характеристиками.
Искусственная аттракция представляет собой физическое воплощение концептуального туристского ресурса в виде объекта и обладает следующими свойствами:
- способна возбудить туристский интерес;
- сведения о ней представлены в источниках и информационных системах турагентств, туристских информационных центрах субъектов РФ, в электронных туристических справочниках и т. п.;
1 Волков Ю. Ф. Гостиничный и туристский бизнес. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С. 234.
Ольга Александровна Артемьева — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Маркетинг» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]
- обладает высокой степенью транспортной доступности;
- формирует позитивное восприятие путешествия.
Соответственно, в основе предложения туристу комплексного продукта лежит концептуальный туристский ресурс, специфика которого заключается в искусственной аттракции, не связанной с природными или историческими факторами. Подчеркнем, что данные ресурсы привлекательны для туристов как самостоятельный туристский продукт, предлагающий помимо основы (ресурса) сопутствующий сервис разных направлений.
В качестве объектной базы туристских продуктов могут выступать как отдельные
объекты показа (здания, сооружения, природные ландшафты и т. п.), так и определенные территории (зоны городов, сами города и поселения), а также события и пр. При создании объекта туристского продукта, основанного на искусственной аттракции, применяются разные подходы, а сам по себе этот объект может принимать разнообразные формы.
Проанализировав отечественный и зарубежный опыт развития данной категории туристских ресурсов, автор произвел их классификацию (см. табл.1).
Таблица 1
Классификация туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции
Критерий классификации Классификационные группы Пример туристского продукта, основанного на искусственной аттракции
Используемый концептуальный туристский ресурс Брендовые Дом пива Гиннес, Дублин, Ирландия
Объектные Продуктовые Технико-технологические - Музей утюга, Переяславль-Залесский, Россия, - Музей Водки, Углич, Россия - Британский музей газонокосилок, Сауспорт, Ланкашир, Великобритания. - Музей технологий Юрского периода, Калвер сити, Калифорния, США
Деятельностные - Психиатрический Музей Glore, Сан-Джозеф, США
Событийные - День сурка, США
Креативные - Дом-музей Шерлока Холмса, Лондон, Великобритания
Функциональное назначение Познавательные - Музей Паровоза, Талицы, Россия
Развлекательные - Большой банан, Австралия
Шопинговые - Дни распродаж в Милане, Италия - Гусь-Хрустальный, Россия - Иваново, Россия
Отнесение к элементам среды Поселения - Портмерион, Уэльс, Великобритания
Зоны в поселениях - Арбат, Москва, Россия - Невский проспект, Санкт-Петербург, Россия - Чайнатаун, Лондон, Великобритания
Унитарные объекты - Музей Мыши, Мышкин, Россия
- Деревня Хоббитов, Новая Зеландия
Совокупность элементов объекта показа Простые - Гостиница изо льда, Юккасьярви, Швеция
Комплексные (сложные) - Дракула Тур, Трансильвания, Румыния - Музей Ивановского ситца и торговые центры, Иваново, Россия
Подход к созданию Созданные - Музей Веера, Гринвич, Великобритания
Модифицированные - Музей рукотворного камня, ВНИИСИМС, Александров, Россия
В основе данной классификации лежат следующие критерии:
- используемый концептуальный туристский ресурс — показывает специфику идеи, на которой построено создание туристского продукта;
- функциональное назначение — определяет категорию потребностей, удовлетворению которой способствует туристский продукт;
- отнесение к элементам среды — идентифицирует место концептуального туристского продукта в окружающей природной или городской среде;
- совокупность элементов в объекте показа — показывает сложность объекта показа;
- подход к созданию — определяет подход к разработке объекта показа и категории туристских продуктов.
По используемому концептуальному туристскому ресурсу все продукты могут быть разделены на пять основных категорий.
В первую очередь, это брендовые туристские продукты, представляющие собой экспозицию, посвященную развитию определенного бренда. Как правило, такие туристские продукты, создают на базе музеев и экспозиций компаний, которые использовали их ранее как элемент корпоративной культуры. Данный подход позволяет компаниям продвигать свой бренд, создавать вокруг него определенную легенду, поддерживать известность его истории и в итоге способствовать повышению лояльности к бренду.
Объектные туристские продукты посвящены какому-либо одному предмету или процессу. В первую очередь здесь следует упомянуть продуктовые, названные нами так не потому, что посвящены продуктам питания, а поскольку основаны на каком-либо физическом объекте, предмете. Как правило, это всегда созданные ресурсы, причем, как правило, «с чистого листа», в то время как техникотехнологические продукты, как и брендовые, появляются путем превращения определенного актива организации в общедоступный туристский объект показа. Разделить туристские продукты, посвященные технике и технологии, достаточно сложно, поэтому целесообразно рассматривать их в единой группе. Как правило, объектные концептуальные продукты
созданы энтузиастами, коллекционерами для поддержания своей идеи и приобщения к ней всех желающих.
Деятельностные туристские продукты, как следует из названия, формируются вокруг определенного вида активности человека. Они отличаются от технико-технологических тем, что не опираются на определенные технологии. Как правило, они показывают ретроспективу развития выбранного вида деятельности.
Событийные туристские продукты связаны с каким-либо природным или культурным явлением. Их специфика, отличие от известных объектов показа в среде социально-экономических ресурсов в том, что эти явления (события) зачастую не имеют какого-либо исторического основания или были исключительно локального характера и ранее не привлекали туристов. Поэтому такой продукт можно рассматривать как превращенный.
Креативные туристские продукты создаются, как правило, на основе легенды, вымышленного персонажа или события. В каком-то смысле они имеют под собой историческую основу, но не реальную, а вымышленную.
Туристские продукты могут быть познавательными, развлекательными или шопинго-выми. Однако, как показывает практика, чаще они выступают как комплексные объекты, где можно удовлетворить потребность человека в приобретении новых познаний и навыков, в развлечениях или товарах и услугах. Достаточно сложно выделить объект, относящийся исключительно к определенной группе по функциональному назначению. Как правило, по мере развития сферы обслуживания туристов, расширения коммерческой деятельности объекта, появляются элементы разного рода экскурсий, торговли, общественного питания, фотоуслуг и пр.
В процессе развития объект туристского продукта может трансформироваться и по критерию отнесения его к элементам среды. Например, известны случаи, когда унитарные объекты (статуя, музей и пр.) за счет прирастания торговых, выставочных и иных площадей становились крупными торговоразвлекательными туристическими центрами. В последние годы увеличилось число туристов, желающих посетить места съемок
блокбастеров. Такой тип туризма эксперты называют «сэт-джеттинг» (от англ. set — место съемки и jetting — движение под воздействием). путешествие по декорациям).
Туристские продукты, основанные на искусственной аттракции, играют важную роль не только как объекты показа, способству-
Литература
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004, 672 с.
2. Волков, Ю. Ф. Гостиничный и туристский бизнес / Ю. Ф. Волков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 637 с.
Финансовый университет при Правительстве РФ,
Институт краткосрочных программ и кафедра «Маркетинг» Финуниверситета объявляют набор слушателей для обучения по программам профессиональной переподготовки специалистов в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью и брендинга
• Директор по маркетингу и стратегическому развитию (236 час.)
• Директор по рекламе (130 час.)
• Пиар-директор (130 час.)
• Бренд-менеджер (134 час.)
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Занятия в будни 2-3 раза в неделю, с 18:35 до 21:45; в субботу с 10:00 до 17:00
После защиты дипломного проекта слушателям выдается диплом государственного образца на право ведения профессиональной деятельности по выбранному направлению (прошедшим обучение в объеме 72 - 100 часов — удостоверение государственного образца о повышении квалификации; в объеме свыше 100 часов — свидетельство государственного образца о повышении квалификации).
Возможно содействие в трудоустройстве
Список документов для поступления:
- копия диплома о высшем образовании (с предъявлением оригинала);
- три фотографии (3х4 см);
- копия паспорта (1-й страницы и с пропиской)
Начало занятий — 20 мая 2012 г., продолжительность — 2 месяца
Место проведения обучения: Финансовый университет Москва, Ленинградский проспект, д. 49, ст. м. Аэропорт
Подробная информация и запись на обучение по телефонам:
(495) 782-78-60, (499) 519-00-82, 922-34-09,270-46-03
ющие разнообразию путешествия, но и позволяют рассредоточить туристский поток, снижая нагрузку на основные туристские продукты. Это открывает дополнительные возможности для социально-экономического развития территорий, создания новых и расширения существующих туристских потоков.