Научная статья на тему 'Выдающийся вузовский литературовед'

Выдающийся вузовский литературовед Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся вузовский литературовед»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2015. №3

К 85-ЛЕТИЮ

ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВИЧА ХАЛИЗЕВА

Выдающийся вузовский литературовед

Без имени Валентина Евгеньевича Хализева, бесспорно ведущего современного теоретика литературы, особенно в области родовой специфики и жанрово-видовой дифференциации драматургии, не обходится ни одна мало-мальски концептуальная диссертация, монография или статья. Автор базового учебника и пособий, по которым премудрости теории литературы познают студенты-филологи не только Московского университета, но, пожалуй, всех гуманитарных вузов России, В. Е. Хали-зев воспитал немало аспирантов, многие из которых в свою очередь обзавелись учениками. Таким образом, можно без преувеличения говорить о научной хализевской школе.

О сложных теоретических категориях ученый умеет говорить доступно, образно, увлекательно, опровергая поверхностное суждение гетевс-кого Мефистофеля в его разговоре со студентом: «Теория, мой друг, суха, // Но зеленеет жизни древо!» Эта формула, по крайней мере, требует кардинального переосмысления: суха, если ее преподает сухой человек, начетчик, схоласт, но если посредником выступает талантливый, изобретательный ученый, подобный Валентину Евгеньевичу, то и плетень зазеленеет буйной листвой.

Профессиональная жизнь В. Е. Хализева небогата событиями. Административной деятельности никакой, самая высокая общественная должность — заместитель председателя диссертационного совета, заграничных командировок не добивался. Только ученый и педагог. Практически вся биография прикреплена к единственному месту — филологическому факультету МГУ Но интеллектуальная и духовная жизнь насыщена до предела.

Родители не были гуманитариями по образованию, зато, родившиеся в начале ХХ в., успели стать интеллигентами в дореволюционных традициях. Отец — сын орловского страхового агента, инженер, кандидат технических наук. Мать — дочь земского врача, химик, работала в средней школе и вузе, заведовала химической лабораторией на заводе. В своей семье Валентин, родившийся в Москве 18 мая 1930 г., вырос гуманитарием

широкого профиля — в области литературы, музыки, театра. При этом в отрочестве, в годы войны, работал старателем на руднике «Тургайс-трой» в Акмолинской области Казахстана (Акмола — нынешняя Астана, но тогда ничто не предвещало ее превращения в столичный город).

С 1948 по 1953 г. Валентин учился на отделении русского языка и литературы филологического факультета МГУ, потом три года в аспирантуре при кафедре истории русской литературы под руководством своего двоюродного дяди профессора Г. Н. Поспелова (для тех времен очень популярного среди студентов). Геннадий Николаевич как научный руководитель был чрезвычайно строг, к родственнику особенно. Выпустил на защиту его, с резко ухудшившимся здоровьем, лишь через десять лет после поступления в аспирантуру, сказав: «Еще немного — и был бы уровень докторской диссертации». Но Валентин Евгеньевич сам стал строг к себе не меньше, чем Геннадий Николаевич к нему. Докторскую по теории драмы он защитил лишь через двадцать лет после кандидатской. Вообще второпях никогда ничего не делал. Он - образец научной добросовестности. В 80-е годы прошлого века в студенческой среде можно было услышать: «Зачем идешь писать курсовую к Хализеву? Ведь у него надо работать».

После аспирантуры Валентин Евгеньевич два года был учителем средней школы, в 1957-1961 гг. преподавал литературу на подготовительных курсах Московского университета и Автодорожного института, сотрудничал с кафедрами истории русской литературы и теории литературы филологического факультета МГУ, на Всесоюзном радио. В 1961 г. принят младшим научным сотрудником на созданную Г. Н. Поспеловым в 1960 г. кафедру теории литературы. Фактически же был преподавателем. Такую должность и предложил ему через пять лет работы декан А. Г. Соколов, не склонный поощрять карьерный рост своих подчиненных. Ответ был тверд: «Если мне нельзя дать старшего преподавателя, то я предпочитаю остаться младшим научным сотрудником». Спустя год должность старшего преподавателя была получена, но должности доцента пришлось ждать еще восемь лет, а звания — девять, из-за чего Валентин Евгеньевич, давно читавший главные курсы кафедры, не имел права руководить аспирантами до 1976 г. Его теоретические спецкурсы посвящались литературным родам, драматургии как литературному роду и как основе театральных постановок, литературе в сравнении с театром и кино, позже аксиологии и литературоведению, культурологии и литературоведению и т. д.; теоретические спецкурсы обрамлялись историко-литературными — по творчеству Чехова и по творчеству Пушкина в свете понятия «личность».

В начале 1970-х годов тремя выпусками было издано кафедральное пособие по введению в литературоведение. Авторами первого выпуска были Г. Н. Поспелов и В. Е. Хализев, автором третьего — Хализев единолично. Соответственно, он играл важнейшую роль в авторском коллективе учебника «Введение в литературоведение», трижды издававшегося в 1980-е годы, и коллективе составителей хрестоматии к нему. Выпустил две монографии: «Драма как явление искусства» (1978) и «Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование)» (1983), в соавторстве с молодыми коллегами — небольшие, но содержательные книги «Роман Л. Н. Толстого "Война и мир"» (1983) и «Цикл А. С. Пушкина "Повести Белкина"» (1989). В 1984 г. Валентин Евгеньевич утвержден в ученой степени доктора филологических наук, в 1989 г. получает звание профессора, в 2000 г. — почетное звание заслуженного профессора МГУ В 2003 г. становится заслуженным работником высшей школы РФ и лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую деятельность.

Первым подступом к учебнику «Теория литературы» стали брошюрка 1991 г. и небольшое пособие, обозначенное как часть первая (1994). Уже они не остались незамеченными научной общественностью. Учебник же с конца 1998 (датирован 1999-м) по 2013 г. выдержал шесть изданий. Для современного вузовского учебника случай — исключительный. Автор постоянно дополнял и дорабатывал свою главную теоретическую книгу. Основные его историко-литературные статьи, тоже во многом доработанные, собраны в книге «Ценностные ориентации русской классики» (2005). Немало внимания уделял Валентин Евгеньевич и русской фи-лософско-литературной мысли.

Его учебник "Теория литературы" разворачивает перед своим читателем наиболее полную и наиболее компетентную, многократно и тщательно выверенную картину достижений и тенденций отечественного литературоведения.

Как историк русской литературы и общественной мысли Валентин Евгеньевич всегда сосредоточен, в первую очередь, на ее нравственных ценностях и на верности ее духовным традициям, на сохранении культурной памяти. Носительницей культурной памяти при этом мыслится прежде всего память личная. Отсюда и приверженность Валентина Евгеньевича к «речевому жанру» воспоминаний — чужих и своих. Не случайно мемуарная книга Хализева «В кругу филологов» (2011) стала подлинным культурным событием.

Научные труды В. Е. Хализева, его многочисленные статьи, монографии, знаменитый учебник по теории литературы хорошо известны в фи-

лологическом мире. Однако главным делом своей жизни он считал и считает все же преподавание. И даже не столько чтение лекций, сколько семинарские занятия и консультации, открывающие возможности личностного общения с дипломниками и аспирантами. На этой основе и возникло так называемое сообщество «единомышленников» — регулярные встречи в его доме с наиболее заинтересованными и близкими ему учениками. Свободная и дружеская атмосфера этих встреч, столкновение самых разных мнений, горячее обсуждение проблем, собственно научных и духовно-нравственных, как нельзя лучше отвечало интересам участников и, конечно же, самого Валентина Евгеньевича, который не раз об этом говорил. А его ученики очень жалеют, что встречи эти прекратились.

С многочисленными учениками Валентин Евгеньевич работал самоотверженно, переживая всякую их мысль, едва ли не всякое слово, как собственные. Но при этом никогда не навязывал своего, чутко помогал начинающему ученому раскрыться. К судьбе каждого ученика относился чрезвычайно серьезно, не забывая при этом пошутить. Шутка вообще и любимая им «сообщительность» — фирменный знак В. Е. Хализева. В одной из веселых пародий на «Болдинские чтения» его представили (в духе «Повестей Белкина») «коренным московским барином, у которого воспитанниц и мосек полон дом».

В дни юбилея нельзя не сказать и о скромности, человечности, диалогич-ности Валентина Евгеньевича, не любящего элитарной замкнутости, фальшивых поз, связанных с самоутверждением. Говорить надо не только о бытовой скромности, но и о научной. Парадоксальным образом скромная оценка своих заслуг и есть, на наш взгляд, признак высокого научного уровня. Вспомним слова Карла Поппера со ссылкой на Сократа из книги «Открытое общество и его враги»: «...понимание масштабов своего незнания есть действительно мера научного уровня или интеллектуальной честности».

Не только наша благодарность — тем, кто в день юбилея поддержал поздравительный пост на Фейсбуке: Светлане Панич, Павлу Спиваков-скому, Ирине Сурат, Александру Маркову, Марии Гельфонд, Дмитрию Баку. И особенно Ольге Седаковой, с чьей поэзией Валентин Евгеньевич знакомил своих учеников тогда, когда ее перестали печатать. Она написала: «И моя благодарность! У него я писала мою первую курсовую на филфаке — "Ритм и синтаксис «Медного всадника»"».

Более крупной личности среди литературоведов филологического факультета МГУ сейчас нет.

А.М. Гуревич, С. И. Кормилов, С.А.Мартьянова, В.И. Тюпа, О. И. Федотов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.