Во второй половине XIX в. благодаря великим реформам Александра II Российская империя переживала небывалый экономический и культурный подъем. Быстрыми темпами происходило развитие промышленности и транспорта. Золотой стандарт, введенный С.Ю. Витте, не пошатнулся даже в условиях проигранной Русско-японской войны и Первой русской революции. Россия заняла четвертое место в ряду наиболее развитых держав мира.
В этот период российская правовая наука вступает в самую продуктивную стадию своего дореволюционного развития. На первый план выдвигается целая плеяда талантливых ученых-юристов в самых различных отраслях юридического знания. Габриэль Феликсович Шершеневич был одним из них. Блестящий цивилист, теоретик права, историк философской правовой мысли, он прожил 49 лет, оставив после себя грандиозное научное наследие, до конца еще нами не изученное и не освоенное.
В своей творческой деятельности в области общей теории права он не был одинок. Старшими товарищами Шершеневича, родившимися в начале 50-х гг. XIX в., являлись С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, В.С. Соловьев, П.Г. Виноградов, его ровесниками - Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев - и, наконец, Л.И. Петражицкий, В.В. Гессен, П.И. Палиенко, Б.А. Кистяковский, родившиеся в конце 60-х гг.
Большей части из них был уготован короткий век. Лишь П.Г. Виноградов дожил до полных семидесяти лет. Но какой богатый вклад в науку они оставили после себя!
Г.Ф. Шершеневичу как представителю юридического позитивизма наиболее близки были Н.М. Коркунов и П.И. Палиенко. Основным произведением первого были «Лекции по общей теории права» и второго - монографический труд «Учение о существе права и правовой связанности государства». При этом следует внести уточнение: хотя все они работают в русле общей теории права, их работы глубоко философичны, что и сближает их в значительной степени. Но если и Коркунов, и Палиенко в целом работали в области общей теории права и истории философии права, то Шершеневич был еще и цивилистом. Первый свой труд «О системе торговых действий» он выпустил в возрасте 25 лет. В дальнейшем Г.Ф. Шершеневич опубликовал «Учебник торгового права», «Учебник русского гражданского права», которые многократно переиздавались. В частности, «Учебник русского гражданского права» выдержал 11 изданий.
Помимо публикаций по цивилистике Шершеневичу принадлежат работы по общей теории права, истории философии права и социологии. К ним относятся речи и статьи: «О чувстве законности» (1897), «Утилитарное учение о нравственности» (1901), «Применение норм права» (1903), «С.А. Муромцев как ученый» (1911); фундаментальные работы: «История философии права» (1904-1907), «Общее учение о праве и государстве» (1908), «Социология» (1910), «Общая теория права» (19101912).
Внешне Габриэль Феликсович целиком и полностью вписывается в облик русского интеллигента начала XX в. По воспоминаниям адвоката М.В. Винавера, это был изящный молодой человек невысокого роста, очень стройный, худой, изысканно одетый, с «лесом» светло-русых волос на голове, с голубыми «бархатными» глазами, с тонкими, почти детски-нежными чертами лица и особенно резко выделявшимися из-за усов на фоне чисто выбритого подбородка, красиво очерченнными губами, складывавшимися в очаровательную юношескую улыбку [1, с. 209].
Выходец из польской дворянской семьи, Шершеневич закончил Казанский университет, получив сразу степень кандидата юридических наук по представлению работы «Акционерные компании». Сдав в 1887 г. магистрантский экзамен, он становится приват-доцентом по кафедре торгового права, а в 1888 г. Габриэль Феликсович защищает магистерскую диссертацию «Система торговых действий. Критика основных понятий торгового права». Спустя три года им была защищена докторская диссертация «Авторское право на литературные произведения», и в 1892 г. он назначается профессором Казанского университета по кафедре торгового права и торгового судопроизводства.
Однако наступает XX в., и Г.Ф. Шершеневич принимает активное участие в политической жизни страны. В 1901 г. он избирается в состав Казанской городской думы. Будучи одним из знаменитых и деятельных гласных, Г.Ф. Шершеневич баллотируется на пост особого лица для председательствования в собраниях Думы, выдвигается на избрание в состав Губернского по земским
и городским делам Присутствия, как признанный специалист в области гражданского права входит в состав юридической комиссии.
В условиях Первой русской революции Г.Ф. Шершеневич становится одним из ведущих идеологов партии кадетов, участвует в разработке программы партии. В 1906 г. он был избран депутатом I Государственной Думы. Придерживаясь либеральных взглядов, Габриэль Феликсович протестовал против роспуска Думы и подписал воззвание ряда депутатов с призывом к населению отказаться платить налоги и исполнять воинскую повинность до созыва Думы. Протест против роспуска Думы привел Шершеневича и еще нескольких бывших депутатов к аресту и тюремному заключению в Таганской тюрьме, что, однако, не послужило препятствием для продолжения его академической карьеры. По поводу своей политической деятельности выдающийся русский цивилист писал, что «в кабинет русского ученого, как бы ни были глухо закрыты его окна, доносятся жалобы и стоны, и капля по капле вливают яд в его жизненную чашу. Не может русский ученый отдаться всецело науке. Держа в одной руке светильник знания, он на другую руку надевает щит гражданина, чтобы охранить священный огонь от холодного ветра, сквозняков и вихрей» [2, с. 80].
В свою очередь, его друг и соратник по Государственной Думе адвокат М.М. Винавер вспоминал, что Шершеневич, «став политиком, набросился прежде всего на тот вид политической деятельности, который был ему наиболее сроден - на популяризацию идей. Новая политическая вера, внезапно, точно откровение, снизошедшая на неподготовленное общество, нуждалась на первых порах больше всего в проповедниках - убежденных, а, главное, умеющих ясно растолковывать новые символы, пересоздавать старые катехизисы, прояснять носящиеся в воздухе туманные термины, связывать воедино рассеянные отрывки новых систем» [1, с. 212]. Именно этот дар был присущ всем юридическим трудам исследователя.
Из них особо следует выделить труды Шершеневича по общей теории права. Как теоретик права Габриэль Феликсович выступает продолжателем начинаний Иеремии Бентама и Джона Остина, заложивших одновременно основы и юридического позитивизма, и общей теории права.
Согласно И. Бентаму, право следует воспринимать как совокупность законов, изданных или одобренных сувереном для регулирования поведения класса лиц, находящихся под его властью. Дж. Остин такого суверена представляет в виде не только лица, но и учреждения, которое формально является сувереном для подвластных в политическом обществе. С этих позиций приказ суверена, снабженный санкцией, и есть норма права - норма позитивного закона.
На континенте начинания Бентама и Остина были поддержаны немецкими юристами Рудольфом фон Иерингом и Карлом Бергбомом. Без каких бы то ни было «околичностей» Иеринг утверждает, что государство является единственным источником права. С точки зрения Бергбома, норма - альфа и омега права, ее начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права.
Именно эта линия и получила дальнейшее развитие в трудах Г.Ф. Шершеневича. В триаде «государство - общество - право» Шершеневич на первый план выдвигал государство. Свое понимание государства Г.Ф. Шершеневич строит на очень строгих началах, анализируя только то, что действительно, и всячески предостерегает от привнесения в теорию государства чего-либо искусственного, надуманного, желаемого. В области явлений, называемых в своей совокупности государством, возникают отношения между людьми определенной группы, из которых одни повелевают, а другие повинуются. В соответствии с этим наблюдаемым фактом как характерные признаки государства можно признать три элемента: а) соединение людей, б) господствующую над ними власть, в) территорию как предел действия этой власти. В сочетании данные признаки создают понятие о государстве, которое есть не что иное, как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории. В этом определении, без сомнения, вызывает интерес категория власти, которую Шершеневич интерпретирует как возможность навязывать свою волю другому или другим, подчинять своей воле других, заставлять их сообразовывать свое поведение с волей властвующего. Государственная власть есть власть высшая; все другие власти, действующие на той же территории, обусловливаются ею, имеют производный характер. Это свойство власти называется суверенитетом. С точки зрения Шершеневича, только два обстоятельства фактически ограничивают государственную
власть: нравственное сознание и благоразумие властвующих, с одной стороны, возможность противодействия подданных - с другой. С позиций сегодняшних реалий такая модель вряд ли уместна. Тем не менее, если государственная власть есть власть высшая, то она едина, двух высших властей просто не может быть. Из этого вытекает новое свойство государственной власти - ее неделимость. В итоге, заключает Шершеневич, учение Ш. Монтескье о разделении властей, отразившееся на первых французских конституциях и на американском политическом строе, в на-стоящее время понимается как разделение не самой власти, а ее функций, с вручением каждой функции особому органу. Вообще, государственная власть конституируется как право, воля и сила. Отводя обвинение в том, что воля присуща только индивиду, наделенному психикой, Шершеневич замечает, что сама по себе воля не есть еще власть. Власть предполагает способность сделать свою волю мотивом поведения других.
В то же время он отмечал, что, хотя жизнь общества «полностью укладывается в пределах государства», оно имеет «свое самостоятельное содержание, независимое, отдельное от государства» [3, с. 223]. А солидарность между государством и обществом выражается в положении: всякий народ имеет власть, которую он заслуживает.
С этих позиций право понимается как «правила общежития, поддерживаемые государственной властью» [3, с. 291], а «обязательная сила норм права имеет всегда одно основание: веление государственной власти» [3, с. 300].
Правовые взгляды Шершеневича не отличались оригинальностью, скорее, он сознательно избегал опасности быть втянутым в «юридический романтизм» и никогда не преследовал цели создания всякого рода юридических «фантазмов». Право - явление вторичное по отношению к государству. Для того чтобы отыскать право, столь необходимое для юристов - как теоретиков, так и практиков, необходимо прежде всего правильно поставить задачу. Внимания исследователя заслуживает только то право, которое действует, а не то, которое должно действовать. Уже сама по себе такая позиция подсказывает ход его рассуждений. Зачастую под словом «право» понимают либо объективное право (законодательство), либо наличные права и обязанности (субъективное право). Многие юристы считают, что объективное и субъективное право диалектически предполагают друг друга, поскольку они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Г.Ф. Шершеневич с подобной посылкой не согласен, поскольку объективное и субъективное право в действительности совершенно различные понятия. Субъективному праву всегда соответствует объективное право, но объективное право может существовать без соответствующего субъективного права. Следовательно, объективное право составляет основное понятие, а субъективное право - производное. Определение понятия о праве должно быть всецело ориентировано на объективное право.
Наблюдая право в жизни, мы видим, что оно всегда выражается в виде правил, норм, имеющих повелительный характер. Г.Ф. Шершеневича не смущает наличие в законодательстве дозволений (правомочий), которым трудно иметь повелительный характер. Однако ход его рассуждений сводится к тому, что для одних дозволение действительно разрешает определенный вариант поведения, другим же оно запрещает противодействовать реализа-ции дозволения, т.е. и дозволение в конечном счете имеет повелительный, принудительный характер. Страх перед угрозой, сопровождающей норму права, является, по Шершеневичу, основным мотивом правового поведения. Нормы права - это требования государства. Государство, выступая источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом. Государство -явление первичное, право - вторичное. Такова теория первенства государства, на которой строится определение права по признаку принудительности: «Государство предшествует праву исторически и логически, право есть не что иное, как функция государства».
Однако решающее значение имеет система, в рамках которой Шершеневич строит свою теорию права. Именно в ней следует искать истоки современной теории государства и права, развиваемой российскими учеными. Главный труд в этой области научных исканий Габриэля Феликсовича -«Общая теория права» - состоит из четырех томов, в которых последовательно излагаются метатеоретические вопросы общей теории права.
Затем следует изложение социологических вопросов, имеющих прямое отношение к теории права: человек, общество, социальные нормы.
Параграфы 25-30 посвящены государству и лишь с § 31 начинается изложение непосредственно вопросов права. Оно охватывает почти 50 параграфов. Таким образом, современная теория государства и права, преподаваемая на юридических факультетах российских вузов, в целом построена по той же схеме, что и общая теория права Шершеневича. Специфика его системы состоит только в том, что последняя глава (XIII) посвящена методологии юридических наук.
Переходя к более подробному рассмотрению вопросов государства и права, следует отметить, что изложение вопросов теории государства в целом является традиционным. Начинается оно с разбора понятия государства и его признаков: населения, территории и власти. Особое внимание уделено государственной власти и государственному суверенитету. Далее следует функциональная характеристика государства. Причем представлена она в плане полицейского и правового государства. Отдельно изучены вопросы происхождения государства и формы государства.
Отдельное место занимает § 27 «Государство и общество». Автор снова и снова возвращается к социологическим вопросам, что является оправданным, поскольку именно общество первично по отношению к государству.
С главы VI начинается теория права. В первую очередь, разбирается понятие права. Здесь сразу проявляется специфика позитивистского подхода Шершеневича. Ключевым в понимании сущности права является параграф «Право и государство». Автор прямо заявляет: «Государство предшествует праву исторически и логически» [3, с. 298]. Далее проводится разграничение права и нравственности, критика главных учений о сущности права.
Следующая глава посвящена источникам права: закон, правовой обычай, указ, судебная практика. В последней главе (2) тома изложена проблема происхождения права.
Конечно, основную смысловую нагрузку несут третий и четвертый тома, в которых рассмотрены система права, правоотношение, правонарушение и юридическая ответственность, правоприменение.
Значение работы, проделанной Г.Ф. Шершеневичем по развитию отечественной теории права и государства, трудно переоценить. Его влияние на развитие науки о государстве и праве в СССР было настолько несомненно, что, согласно мнению, бытовавшему в 40-50-е гг. XX в., советский курс теории государства и права был не чем иным, как курсом Шершеневича, лишь немного «причесанным» под марксизм.
И сегодня, в преддверии 150-летнего юбилея ученого, необходимо отметить, что все наработки в области теории государства и права Г.Ф. Шершеневича, равно как и его коллег Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкого, П.И. Палиенко и др., не утратили актуальности и ждут своего нового прочтения и осмысления.
Литература
1. Винавер М.М. Недавнее (воспоминания и характеристики). Петроград, 1917.
2. Шершеневич Г.Ф. С.А. Муромцев как ученый // Сергей Андреевич Муромцев как ученый: Сборник статей. М., 1911.
3. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: В 4 т. М., 1910. Т. 1.