Смородина А.А. Выдающийся научный деятель военного времени - Голиков Александр Арсентьевич /А.А. Смородина, Р.А. Шпота // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2020. - №2 (29), Т. 2. - С. 57-60
УДК 929 ББК 5г
ВЫДАЮЩИЙСЯ НАУЧНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ -ГОЛИКОВ АЛЕКСАНДР АРСЕНТЬЕВИЧ
СМОРОДИНА А.А., ШПОТА Р.А.
ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: regina.shpota@mail.ru
Аннотация
В статье описана биография Голикова Александра Арсентьевича - человека, который прошел великую отечественную войну. В начале войны он трудился на заводе, а затем освоил радиодело и отправился на фронт. Нередко действия Александра Арсентьевича определяли исход сражений, за которые в последующем он был награжден. Немаловажен и вклад Александра Арсентьевича для будущих поколений и в послевоенные годы, ведь он активно развивал такие науки как: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения.
Ключевые слова: война, подвиг, батальон, радист, деятель науки, профессор, здравоохранение.
Актуальность. 7 ноября 1924 года в селе Наследнинское Бердинского района Челябинской области в семье Арсентия Васильевича и Клавдии Николаевны Голиковых родился сын - Александр Арсентьевич. В 1932 году семье пришлось переехать в город Златоуст Челябинской области, где началось школьное обучение Александра Арсентьевича. Еще в школе Голиков А.А. показал себя бойким и целеустремленным юношей, он принимал участие во всевозможных мероприятиях, будь то лыжные гонки или конкурс самодеятельности. В 9 классе Александр Арсентьевич был избран секретарем комсомольской организации школы.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В Златоуст прибыли эшелоны с оборудованием из эвакуированного Тульского оружейного завода, срочно необходимо было налаживать работу, страна нуждалась в оружии, а рабочих рук категорически не хватало. По заданию горкома комсомола в школе провели общее собрание, где школьников агитировали помогать рабочим на заводе. Так Александру Арсентьевичу пришлось очень быстро "повзрослеть" и в возрасте 17 лет его распределили в один из цехов, где помогли освоить новое дело. Вскоре он самостоятельно стал изготавливать детали для пулеметов и авиационных пушек, а спустя полгода, после
настойчивых хождении в военкомат, ушел добровольцем в ряды сражающейся армии.
В крайние сроки Голиков А.А. освоил радиодело и новоиспеченный радист, младший сержант был направлен в только сформировавшийся 116 Уральский стрелковый корпус (рис. 1) [4].
Рис. 1. Голиков Александр Арсентьевич в военные годы
После формирования стрелковый корпус был отправлен к Ладожскому озеру, где по прибытии они заняли одну из позиций обороны Ленинграда и принимали участие в ожесточенных боях в районе Колпино. Важно отметить вклад радистов, именно они налаживали связь между подразделениями, обеспечивали их взаимодействие, от этого во многом зависел успех всех военных операций.
Во время военных действий, в один из дней штаб корпуса потерял связь со штабом дивизии, был направлен офицера для разведки, но он ушел и не вернулся, была предпринята еще одна попытку, а связи как не было, так и нет. Радиостанция, старшим сержантом которой был Александр Голиков, имела возможность установления дальней связи. Коллективным решением было принято направить связистов для установления связи. Нанесли на карту место возможного расположения объекта - и отправили броневик, в котором было смонтировано оборудование. Опытный водитель броневика-радиостанции вел машину, объезжая завалы и воронки, но внезапно броневик накрыло плотным минометным огнем. Оказалось, что место расположения штаба заняли фашисты. Одна шальная мина угодила недалеко от автомобиля и бортовую броню машины изрешетило осколками мин, сами же радисты только чудом избежали гибели [2].
После снятия блокады Ленинграда стрелковый корпус был направлен под Псков, где корпус оказался "в мешке". Но корпус выстоял и смог отбить Псков, а после его освобождения корпус участвовал в боях в Эстонии, затем в Латвии, а после и в Польше. Начиналась осень 1944 года.
Стрелковый корпус ждал длинный путь, они освободили Данциг, вошли в Восточную Пруссию, участвовали в боях за Кенигсберг, за что все солдаты и офицеры были отмечены медалью "За взятие Кенигсберга".
Корпус переподчинили и направили вдоль Балтийского моря, где в сотне километров от Гамбурга они встретились с союзниками. Там и встретил день победы Александр Арсентьевич. Какое-то время пришлось оставаться в Германии.
Прошло почти два года, прежде чем, Александру Голикову удалось вернуться домой. И только в феврале 1947 года Голикова А.А. демобилизовали. Молодому старшине предлагали остаться на сверхурочную службу, обещали направить в военное училище, но тяга
домой была сильнее. Вернувшись в Златоуст, в объятия родных людей. Отец молча обхватил возмужавшего сына и долго не отпускал, сдерживая слезы, а мама, Клавдия Николаевна, всплакнула от радости возвращения сына [2].
Наконец-то началась мирная жизнь. На вопросы родителей о том, чем будет заниматься дальше, сказал, что хочет учиться в институте. Отец тогда деликатно напомнил, что еще десятилетку предстоит закончить, на что Александр ответил: "Справлюсь. Буду сдавать экстерном".
Александр Арсентьевич экстерном окончил десятилетку, прошел курсы и успешно сдал экзамены.
Александр Арсентьевич в 1952 году окончил Челябинский политехнический институт. В период с 1952 по 1975 годы занимал должности старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой экономики промышленности в Челябинском политехническом институте (в настоящее время - ФГАОУ ВО ЮУрГУ (НИУ)), декан вечернего тракторного факультета. Вплоть до 2000 года являлся проректором по учебной и научной работе, заведующим кафедрой экономики, директором и одним из основателей института экономики
Челябинского государственного университета (в настоящее время - ФГБОУ ВО ЧелГУ). Предметом научного интереса Александра Арсентьевича являлись расходование ресурсов и повышение результативности производства, потенциалы снижения трудоемкости и металлоемкости машин, анализ выпуска в новых ситуациях в рынке [1].
Он считается основоположником научной экономической школы, в которой выпускалось большое количество экономистов высокого класса. Александр Арсентьевич проявил себя и как научный руководитель: под его руководством было защищено 8 докторских и 27 кандидатских диссертаций. Во время выставки достижений народного хозяйства, проходящей в Москве, он был награжден медалями ВДНХ всех достоинств за научные изобретения в области применения ресурсов и повышения производительности разработок экономики. За свою жизнь он издал более двухсот печатных работ, среди которых двенадцать монографий. В 1997 году начал работать профессором на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ДПО УГМАДО Росздрава (в настоящее время - ФГБОУ ВО
ЮУГМУ Минздрава России), которой руководил в течение восьми лет (рис. 2) [3].
Рис. 2. Профессор Голиков А.А.
Внес большой вклад в создание курса "Основы экономической теории. Экономика здравоохранения", куда вошли лекции, разработанные Александром Арсеньевичем: "Фундаментальные основы экономической теории"; "Экономика как объект экономической теории"; "Экономика здравоохранения: понятия, предмет, общественное значение
здравоохранения"; "Экономические
характеристики здравоохранения как отрасли экономики"; " Здравоохранение в системе рыночных отношений". Возглавлял комитет ВЛКСМ школы, воинского подразделения, вуза (1940-1952), был членом железнодорожного райкома, Челябинского горкома и обкома ВЛКСМ (1949-1954), членом президиума обкома профсоюза работников высшей школы и научных учреждений (1958-1963) и Челябинского горкома КПСС (1975-1989), депутатом Челябинского городского Совета народных депутатов, председателем планово-бюджетной комиссии Совета (1975-1988), председателем Челябинского областного правления научно-технического общества машиностроителей (1963-1970), членом Всесоюзного совета научно-технических обществ СССР (1973-1991), председателем совета профсоюзов Калининского района г. Челябинска (с 1999).
Автор 200 печатных работ, в том числе 12 монографий.
Награжден орденами Красной Звезды (1945), Отечественной войны II степени (1980), Знак Почета (1980), медалями: За оборону Ленинграда, За взятие Кенигсберга. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации [5].
Память о Голикове Александре Арсентьевиче хранится в сердце каждого, кто окружал его при жизни, будь то член семьи, друг, коллега или ученик.
Список литературы
1. Баев И.А. Учитель всегда остается учителем /И.А. Баев //Александр Голиков: жить в ответе за всё. - Челябинск, 2014. - С. 57-59.
2. Голикова В.Е. Во имя родины: Голиков Александр Арсентьевич / В.Е. Голикова // Наш край: прошлое, настоящее, будущее: матер. XII региональной научной конференции, 2019. - С. 175-181.
3. Дюкарева А. М. Голиков Александр Арсентьевич /А. М. Дюкарева //Южно-Уральский государственный медицинский университет: энциклопедия. - Челябинск, 2014. - С. 111.
4. Тулинский С.В. Взгляд в биографию / С.В. Тулинский // Александр Голиков: жить в ответе за всё. - Челябинск, 2014. - С. 8-28.
5. Щербов А.Д. Голиков Александр Арсентьевич / А.Д. Щербов // Челябинская область: энциклопедия в 7 томах. -Челябинск, 2008. - Т. 1. - С. 877-878.
OUTSTANDING SCIENTIFIC ACTIVITY OF WAR TIME -GOLIKOV ALEXANDER ARSENTYEVICH*
SMORODINA A.A., SHPOTA R.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: regina.shpota@mail.ru
Abstract
The article describes the biography of Golikov Alexander Arsentyevich - a man who went through the great Patriotic war. At the beginning of the war, he helped in the work at the factory, and then mastered the radio business and was a radio operator. Often, the actions of Alexander Arsentyevich determined the outcome of the battles for which he was subsequently awarded. Alexander Arsentyevich's contribution for future generations in the post-war years is also important, because he actively developed such sciences as: public health and healthcare, healthcare economics.
Keywords: war, feat, battalion, radio operator, scientist, professor, healthcare.
Сведения об авторах:
Смородина Алина Александровна,
Бтого&па. 1997@mail.ru, федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64 ОЯСГО: 0000-0002-8515-1988 Шпота Регина Андреевна, regina.shpota@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
ОЯСГО: 0000-0002-5137-5836
Author Information:
Smorodina Alina Aleksandrovna,
smorodina.1997@mail.ru, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, General medicine, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovskogo str. 64
Shpota Regina Andreevna, regina.shpota@mail.ru, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, General medicine, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovskogo str. 64
* Научные руководители: к.м.н., доц. Пешикова М.В., к.м.н., доц. Белов Д.В., к.м.н., доц. Пешиков О.В.