Научная статья на тему 'Выдающийся инженер нашего времени'

Выдающийся инженер нашего времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свищев Г. П.

(К 90-летию со дня рождения академика А. Н. Туполева)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся инженер нашего времени»

ВЫДАЮЩИЙСЯ ИНЖЕНЕР НАШЕГО ВРЕМЕНИ

(К 90-летию со дня рождения академика А. Н. Туполева)

Темпы современного технического прогресса необычайны — при жизни одного поколения авиация возникла, достигла удивительно высоких показателей по скорости, высоте, дальности и грузоподъемности и прочно вошла в повседневную жизнь. А. Н. Туполеву в этом процессе принадлежит особое место, не будет преувеличением сказать, что Туполев — это целая эпоха в становлении, развитии и достижении вершин авиационной техники.

Творческий путь Андрея Николаевича охватывает около шестидесяти лет. Его вклад в развитие советской авиации трудно обозреть, охватить даже в главных этапах.

Прежде всего необходимо отметить выдающуюся роль А. Н. Туполева в развитии авиационной науки. Вместе со своим учителем профессором Н. Е. Жуковским он был в числе тех интеллигентов—патриотов нашей Родины, которые поняли неограниченные возможности развития отечественной науки и техники, раскрытые Великой Октябрьской социалистической революцией. Без колебаний приняли они активное участие в строительстве советского государства.

По предложению Н. Е. Жуковского, поддержанному В. И. Лениным, при деятельном участии А. Н. Туполева 1 декабря 1918 г. был организован Центральный аэро-гидродинамический институт—ЦАГИ. Андрей Николаевич принял на себя руководство Отделом авиации и опытного строительства. Многие годы он работал в ЦАГИ — товарищем председателя Коллегии ЦАГИ, заместителем директора Института и начальником сектора опытного строительства.

В 20-х годах при деятельном участии А. Н. Туполева были спроектированы и созданы уникальные аэродинамические трубы, гидроканал, гидравлическая лаборатория, лаборатория прочности, лаборатория авиационных материалов и др.

С 1918 по 1936 гг. в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева проектировались и строились самолеты; здесь сформировалась целая школа выдающихся советских конструкторов.

В середине 30-х годов в период развертывания у нас в стране крупномасштабного серийного самолетостроения А. Н. Туполев был Главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности.

В 30-х годах в связи с бурным развитием советской авиационной промышленности, науки и техники возникла настоятельная необходи-

мость в строительстве новой экспериментальной базы ЦАГИ А. Н. Туполев с присущей ему энергией и размахом принял непосредственное участие в ее создании, в определении параметров новых аэродинамических труб и установок для изучения прочности летательных аппаратов.

По-видимому, от своего учителя Н. Е. Жуковского — отца русской авиации, как его назвал В. И. Ленин, унаследовал А. Н. Туполев стремление в конструктивных разработках опираться на науку, ее точные результаты.

В большом творческом пути академика Туполева, выдающегося инженера нашего времени, есть ряд крупнейших этапов, переломных в развитии мировой и советской авиационной техники. В 20-е годы А. Н. Туполев был инициатором введения металла—дюраля (кольчугалюминия) и перехода на цельнометаллические самолеты.

В связи с запуском в серийное производство самолетов АНТ-3 (1925 г.), АНТ-4 (1928 г.) и АНТ-6 (1933 г.) было организовано серийное производство металлических самолетов в больших количествах. Это был поистине революционный этап.

С первых же конструкций А. Н. Туполев организовал всю работу на строго научной основе, широко используя расчетно-экспериментальные методы, моделирование, испытания в аэродинмических трубах, стендовые и летные испытания. А. Н. Туполев самым непосредственным образом связывал науку с практикой конструирования самолетов.

А. Н. Туполев и его конструкторское бюро начали строить тяжелые и дальние сухопутные самолеты ТБ-1, ТБ-3. Это был смелый шаг, обеспечивший на многие годы превосходство советской авиации. Вспомним исключительные летные качества самолетов «АНТ», ярко проявившиеся в знаменитых перелетах Шестакова, Громова, Чкалова, при высадке на Северный полюс на самолетах АНТ-6 первой полярной станции СП-1 Папанина (1937 г.), при спасении челюскинцев на АНТ-4 (1934 г.).

В 1925—1937 гг. в ЦАГИ коллективом конструкторского бюро А. Н. Туполева были построены принятые затем на вооружение боевые самолеты различного назначения. Массовый фронтовой бомбардировщик СБ участвовал в боевых действиях в Испании, у Халхин-Гола, в войне с белофинами и в Великой Отечественной войне. Пятимоторный дальний стратегический бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7) участвовал в систематических налетах советской авиации на Берлин и другие промышленные центры Германии во время Великой Отечественной войны. В сражениях на фронтах Великой Отечественной войны принимали участие свыше 2500 самолетов Ту-2 нескольких модификаций. Этот самолет был выдающимся фронтовым бомбардировщиком. За разработку Ту-2 Андрею Николаевичу была присуждена Государственная премия 1-й степени. 16 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После окончания Великой Отечественной войны наступила эра больших скоростей реактивной авиации. Туполев понял, какую огромную перспективу для развития тяжелых самолетов открывает новый принцип создания тяги воздушно-реактивным двигателем и построил в короткое время целый ряд реактивных бомбардировщиков.

К началу 50-х годов коллектив, руководимый А. Н. Туполевым, создал целый ряд выдающихся военных самолетов с большой дальностью и скоростью полета.

Признанием выдающихся заслуг А. Н. Туполева — ученого и конструктора, явилось избрание его 23 октября 1953 г. действительным членом Академии наук СССР по специальности «Самолетостроение».

На базе новейших достижений отечественной науки и техники авиационная промышленность по проекту А. Н. Туполева в 1955 г. создает реактивный пассажирский самолет Ту-104, который осуществил массовые пассажирские перевозки. Это было крупнейшее достижение советской авиационной техники, начало эры отечественной реактивной пассажирской авиации.

За выдающиеся достижения в области авиации в 1957 г. А. Н. Туполев был награжден орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Вслед за Ту-104 коллектив, руководимый А. Н. Туполевым, создает пассажирский высокоскоростной самолет Ту-114 очень болыпрй дальности с оригинальной силовой установкой. Многие годы Ту-114 поражал всех авиационных специалистов мира удивительной смелостью не имеющих себе равных технических решений. Около 20 лет этот самолет успешно эксплуатировался Аэрофлотом. Далее последовало целое семейство самолетов — Ту-124 (1962 г.), Ту-134 (1967 г.). В 1968 г. для магистральных линий Аэрофлота А. Н. Туполев создает высокоэконо-мичный, комфортабельный, энерговооруженный, оснащенный современным навигационным оборудованием самолет Ту-154. Разработка в конструкторском бюро А. Н. Туполева первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 открывает новые пути в техническом прогрессе.

На современном этапе развития пассажирской авиации, характеризуемом поиском и созданием на базе новых научно-технических идей очень экономичных, с малыми уровнем шума и загрязнения окружающей среды комфортабельных самолетов, коллектив конструкторского бюро А. Н. Туполева продолжает его традиции.

За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения в 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР А. Н. Туполев награжден орденом Ленина и третьей Золотой медалью «Серп и Молот».

А. Н. Туполев принимал самое деятельное участие в работе Академии наук СССР. В ознаменование выдающейся деятельности А. Н. Туполева 8 мая 1973 г. Совет Министров СССР учредил золотую медаль имени А. Н. Туполева, присуждаемую Президиумом АН СССР один раз в четыре года за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники.

В чем же «секрет» выдающихся успехов, достигнутых под руководством А. Н. Туполева, почему так охотно сотрудничали с ним и сотрудничают с его конструкторским бюро многочисленные организации?

Коллективный собирательный характер любого выдающегося достижения в современной технике и науке очевиден. В равной мере это справедливо и применительно к авиации. В связи с этим необходимо отметить следующие черты, характеризующие А. Н. Туполева. Это прежде всего сочетание качеств выдающегося инженера-ученого и государственного деятеля. Предвидение и внимательное изучение путей развития науки и техники удивительным образом сочетались в нем с организационным размахом и завидной энергией.

На протяжении многих лет мы, встречаясь с А. Н. Туполевым при обсуждении различных проблем и задач, всегда восхищались его умением проникать в скрытый механизм явлений, почувствовать главное в технической или научной идее, непредвзятостью еш суждений. Эти качества А. Н. Туполева привлекали к нему всех обсуждавших с ним и

охотно доверявших ему свои даже еще незавершенные соображения. Здесь всегда можно было рассчитывать на понимание и доброжелательную поддержку.

Умение взаимодействовать с очень большими коллективами, заводами, институтами различных отраслей, умение не только поставить задачу, но и в основных чертах вместе с исполнителем представить практические шаги для ее решения, — всем этим так удивительно владел А. Н. Туполев.

Многие созывы А. Н. Туполев был членом Верховного Совета СССР, он возглавлял Общество Советско-Болгарской дружбы, являлся участником Пагуошских конференций. Имя Туполева широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

За выдающиеся достижения в авиации А. Н. Туполеву присуждены Государственные премии (1943, 1948, 1949, 1952, 1972 гг.), Ленинская премия (1957 г.), золотая медаль и премия имени Н. Е. Жуковского (1958 г.). Он был удостоен высшей награды ФАИ — Большой золотой медали (1959 г.), международной премии Леонардо да Винчи (1971 г.), «Гран-при» Брюссельской международной выставки (1958г.), Он был избран Почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.), удостоен золотой медали Общества французских основоположников авиации (1971 г.), избран Почетным гражданином Парижа (1965 г.) и города Жуковский (1968 г.)

В нашей стране каждый гражданин, будь то рабочий или ученый, оценивается с точки зрения участия его в великом деле — в борьбе за идеи коммунизма. Трижды Герой Социалистического Труда, академик, генерал-полковник-инженер Андрей Николаевич Туполев, всегда воодушевленный этими идеями, неотделим от нашей Родины, ее Военно-Воздушных Сил и Гражданской авиации.

Самолеты, созданные Андреем Николаевичем, летают над СССР, Европой, Азией, Америкой, Африкой, над Северным и Южным полюсами, свидетельствуя во всем мире о смелости и самостоятельности нашей технической мысли, нашей авиапромышленности, научной зрелости и силе.

Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство и весь советский народ всегда очень высоко ценили и ценят деятельность выдающегося инженера нашей эпохи — Андрея Николаевича Туполева.

Сокращенный текст доклада академика Г. П. Свищева на торжественном заседании, посвященном 90-летию со дня рождения

А. Н. Туполева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.