Научная статья на тему 'Выдающийся инженер нашего времени'

Выдающийся инженер нашего времени Текст научной статьи по специальности «Военное дело»

202
21
Поделиться
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по военному делу, автор научной работы — Свищев Г. П.

(К 90-летию со дня рождения академика А. Н. Туполева)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Выдающийся инженер нашего времени»

ВЫДАЮЩИЙСЯ ИНЖЕНЕР НАШЕГО ВРЕМЕНИ

(К 90-летию со дня рождения академика А. Н. Туполева)

Темпы современного технического прогресса необычайны — при жизни одного поколения авиация возникла, достигла удивительно высоких показателей по скорости, высоте, дальности и грузоподъемности и прочно вошла в повседневную жизнь. А. Н. Туполеву в этом процессе принадлежит особое место, не будет преувеличением сказать, что Туполев — это целая эпоха в становлении, развитии и достижении вершин авиационной техники.

Творческий путь Андрея Николаевича охватывает около шестидесяти лет. Его вклад в развитие советской авиации трудно обозреть, охватить даже в главных этапах.

Прежде всего необходимо отметить выдающуюся роль А. Н. Туполева в развитии авиационной науки. Вместе со своим учителем профессором Н. Е. Жуковским он был в числе тех интеллигентов—патриотов нашей Родины, которые поняли неограниченные возможности развития отечественной науки и техники, раскрытые Великой Октябрьской социалистической революцией. Без колебаний приняли они активное участие в строительстве советского государства.

По предложению Н. Е. Жуковского, поддержанному В. И. Лениным, при деятельном участии А. Н. Туполева 1 декабря 1918 г. был организован Центральный аэро-гидродинамический институт—ЦАГИ. Андрей Николаевич принял на себя руководство Отделом авиации и опытного строительства. Многие годы он работал в ЦАГИ — товарищем председателя Коллегии ЦАГИ, заместителем директора Института и начальником сектора опытного строительства.

В 20-х годах при деятельном участии А. Н. Туполева были спроектированы и созданы уникальные аэродинамические трубы, гидроканал, гидравлическая лаборатория, лаборатория прочности, лаборатория авиационных материалов и др.

С 1918 по 1936 гг. в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева проектировались и строились самолеты; здесь сформировалась целая школа выдающихся советских конструкторов.

В середине 30-х годов в период развертывания у нас в стране крупномасштабного серийного самолетостроения А. Н. Туполев был Главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности.

В 30-х годах в связи с бурным развитием советской авиационной промышленности, науки и техники возникла настоятельная необходи-

мость в строительстве новой экспериментальной базы ЦАГИ А. Н. Туполев с присущей ему энергией и размахом принял непосредственное участие в ее создании, в определении параметров новых аэродинамических труб и установок для изучения прочности летательных аппаратов.

По-видимому, от своего учителя Н. Е. Жуковского — отца русской авиации, как его назвал В. И. Ленин, унаследовал А. Н. Туполев стремление в конструктивных разработках опираться на науку, ее точные результаты.

В большом творческом пути академика Туполева, выдающегося инженера нашего времени, есть ряд крупнейших этапов, переломных в развитии мировой и советской авиационной техники. В 20-е годы А. Н. Туполев был инициатором введения металла—дюраля (кольчугалюминия) и перехода на цельнометаллические самолеты.

В связи с запуском в серийное производство самолетов АНТ-3 (1925 г.), АНТ-4 (1928 г.) и АНТ-6 (1933 г.) было организовано серийное производство металлических самолетов в больших количествах. Это был поистине революционный этап.

С первых же конструкций А. Н. Туполев организовал всю работу на строго научной основе, широко используя расчетно-экспериментальные методы, моделирование, испытания в аэродинмических трубах, стендовые и летные испытания. А. Н. Туполев самым непосредственным образом связывал науку с практикой конструирования самолетов.

А. Н. Туполев и его конструкторское бюро начали строить тяжелые и дальние сухопутные самолеты ТБ-1, ТБ-3. Это был смелый шаг, обеспечивший на многие годы превосходство советской авиации. Вспомним исключительные летные качества самолетов «АНТ», ярко проявившиеся в знаменитых перелетах Шестакова, Громова, Чкалова, при высадке на Северный полюс на самолетах АНТ-6 первой полярной станции СП-1 Папанина (1937 г.), при спасении челюскинцев на АНТ-4 (1934 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1925—1937 гг. в ЦАГИ коллективом конструкторского бюро А. Н. Туполева были построены принятые затем на вооружение боевые самолеты различного назначения. Массовый фронтовой бомбардировщик СБ участвовал в боевых действиях в Испании, у Халхин-Гола, в войне с белофинами и в Великой Отечественной войне. Пятимоторный дальний стратегический бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7) участвовал в систематических налетах советской авиации на Берлин и другие промышленные центры Германии во время Великой Отечественной войны. В сражениях на фронтах Великой Отечественной войны принимали участие свыше 2500 самолетов Ту-2 нескольких модификаций. Этот самолет был выдающимся фронтовым бомбардировщиком. За разработку Ту-2 Андрею Николаевичу была присуждена Государственная премия 1-й степени. 16 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После окончания Великой Отечественной войны наступила эра больших скоростей реактивной авиации. Туполев понял, какую огромную перспективу для развития тяжелых самолетов открывает новый принцип создания тяги воздушно-реактивным двигателем и построил в короткое время целый ряд реактивных бомбардировщиков.

К началу 50-х годов коллектив, руководимый А. Н. Туполевым, создал целый ряд выдающихся военных самолетов с большой дальностью и скоростью полета.

Признанием выдающихся заслуг А. Н. Туполева — ученого и конструктора, явилось избрание его 23 октября 1953 г. действительным членом Академии наук СССР по специальности «Самолетостроение».

На базе новейших достижений отечественной науки и техники авиационная промышленность по проекту А. Н. Туполева в 1955 г. создает реактивный пассажирский самолет Ту-104, который осуществил массовые пассажирские перевозки. Это было крупнейшее достижение советской авиационной техники, начало эры отечественной реактивной пассажирской авиации.

За выдающиеся достижения в области авиации в 1957 г. А. Н. Туполев был награжден орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Вслед за Ту-104 коллектив, руководимый А. Н. Туполевым, создает пассажирский высокоскоростной самолет Ту-114 очень болыпрй дальности с оригинальной силовой установкой. Многие годы Ту-114 поражал всех авиационных специалистов мира удивительной смелостью не имеющих себе равных технических решений. Около 20 лет этот самолет успешно эксплуатировался Аэрофлотом. Далее последовало целое семейство самолетов — Ту-124 (1962 г.), Ту-134 (1967 г.). В 1968 г. для магистральных линий Аэрофлота А. Н. Туполев создает высокоэконо-мичный, комфортабельный, энерговооруженный, оснащенный современным навигационным оборудованием самолет Ту-154. Разработка в конструкторском бюро А. Н. Туполева первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 открывает новые пути в техническом прогрессе.

На современном этапе развития пассажирской авиации, характеризуемом поиском и созданием на базе новых научно-технических идей очень экономичных, с малыми уровнем шума и загрязнения окружающей среды комфортабельных самолетов, коллектив конструкторского бюро А. Н. Туполева продолжает его традиции.

За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения в 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР А. Н. Туполев награжден орденом Ленина и третьей Золотой медалью «Серп и Молот».

А. Н. Туполев принимал самое деятельное участие в работе Академии наук СССР. В ознаменование выдающейся деятельности А. Н. Туполева 8 мая 1973 г. Совет Министров СССР учредил золотую медаль имени А. Н. Туполева, присуждаемую Президиумом АН СССР один раз в четыре года за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники.

В чем же «секрет» выдающихся успехов, достигнутых под руководством А. Н. Туполева, почему так охотно сотрудничали с ним и сотрудничают с его конструкторским бюро многочисленные организации?

Коллективный собирательный характер любого выдающегося достижения в современной технике и науке очевиден. В равной мере это справедливо и применительно к авиации. В связи с этим необходимо отметить следующие черты, характеризующие А. Н. Туполева. Это прежде всего сочетание качеств выдающегося инженера-ученого и государственного деятеля. Предвидение и внимательное изучение путей развития науки и техники удивительным образом сочетались в нем с организационным размахом и завидной энергией.

На протяжении многих лет мы, встречаясь с А. Н. Туполевым при обсуждении различных проблем и задач, всегда восхищались его умением проникать в скрытый механизм явлений, почувствовать главное в технической или научной идее, непредвзятостью еш суждений. Эти качества А. Н. Туполева привлекали к нему всех обсуждавших с ним и

охотно доверявших ему свои даже еще незавершенные соображения. Здесь всегда можно было рассчитывать на понимание и доброжелательную поддержку.

Умение взаимодействовать с очень большими коллективами, заводами, институтами различных отраслей, умение не только поставить задачу, но и в основных чертах вместе с исполнителем представить практические шаги для ее решения, — всем этим так удивительно владел А. Н. Туполев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие созывы А. Н. Туполев был членом Верховного Совета СССР, он возглавлял Общество Советско-Болгарской дружбы, являлся участником Пагуошских конференций. Имя Туполева широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

За выдающиеся достижения в авиации А. Н. Туполеву присуждены Государственные премии (1943, 1948, 1949, 1952, 1972 гг.), Ленинская премия (1957 г.), золотая медаль и премия имени Н. Е. Жуковского (1958 г.). Он был удостоен высшей награды ФАИ — Большой золотой медали (1959 г.), международной премии Леонардо да Винчи (1971 г.), «Гран-при» Брюссельской международной выставки (1958г.), Он был избран Почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970 г.) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971 г.), удостоен золотой медали Общества французских основоположников авиации (1971 г.), избран Почетным гражданином Парижа (1965 г.) и города Жуковский (1968 г.)

В нашей стране каждый гражданин, будь то рабочий или ученый, оценивается с точки зрения участия его в великом деле — в борьбе за идеи коммунизма. Трижды Герой Социалистического Труда, академик, генерал-полковник-инженер Андрей Николаевич Туполев, всегда воодушевленный этими идеями, неотделим от нашей Родины, ее Военно-Воздушных Сил и Гражданской авиации.

Самолеты, созданные Андреем Николаевичем, летают над СССР, Европой, Азией, Америкой, Африкой, над Северным и Южным полюсами, свидетельствуя во всем мире о смелости и самостоятельности нашей технической мысли, нашей авиапромышленности, научной зрелости и силе.

Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство и весь советский народ всегда очень высоко ценили и ценят деятельность выдающегося инженера нашей эпохи — Андрея Николаевича Туполева.

Сокращенный текст доклада академика Г. П. Свищева на торжественном заседании, посвященном 90-летию со дня рождения

А. Н. Туполева